КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ ЭФФЕКТИВНО УЧИТЬСЯ?
Каждый ребёнок уникален, как уникальна и совокупность факторов, создавшая предпосылки к трудностям в учебно-познавательной сфере. Поэтому наша программа «УЧЁБА КАК ТВОРЧЕСТВО» (для детей и подростков 7 – 17 лет) опирается на индивидуальный подход в выборе психологических методов и обучающих технологий.
Программа «Учёба как творчество» решает четыре основных задачи.
1. Формирует навыки продуктивной самостоятельной учебной деятельности учащегося.
2. Укрепляет волевые качества (посредством усиления ресурсов эмоциональной саморегуляции и самоконтроля), необходимых для выполнения учебно-познавательных задач, не обладающих для ребёнка субъективной мотивационной ценностью.
3. Обучает родителей приёмам поддержки эффективной учебной деятельности ребёнка.
4. Формирует у учащегося мотивацию, направленную на максимальную самореализацию индивидуальных возможностей и своевременное профессиональное самоопределение.
Структура и организация работы по программе подразделяется на диагностический этап, основной и поддерживающий (завершающий).
Сроки участия в программе варьируются в зависимости от потребностей ребёнка и семьи в помощи специалиста. Рекомендуемый режим – одно-два занятия в неделю. На поддерживающем (завершающем) этапе – одно занятие каждые две-три недели либо один раз в месяц.
Суть программы – системный подход к решению проблем учебной непродуктивности учащегося, обусловленных как биологическими, так и социальными факторами его развития.
Каждый случай обращения семьи за помощью – уникальная творческая задача для специалистов нашего Центра.
Структура программы, содержание, формы деятельности
и организации процесса работы
Этапы реализации программы |
Содержание и формы деятельности |
Количество занятий |
I. Диагностический этап |
Диагностическое интервью с родителями (законными представителями) учащегося. Диагностическое интервью с ребёнком/подростком.
Выявление причинно-следственных связей проблемной ситуации и построение стратегии её разрешения с учётом всех имеющихся ресурсов (со стороны семьи, дополнительного образования, медицинского сопровождения и других возможностей, предоставляемых социумом).
Совместное планирование психологом и родителями режима занятий, их тематики и последовательности.
Дополнительное информирование старших членов семьи по тематике проблем ребёнка, обеспечение памятками для родителей/опекунов и другими печатными психолого-педагогическими материалами, ссылками на интернет-ресурсы. |
1-2 занятия (в отдельных случаях – 3 занятия) |
II. Основной этап |
Индивидуальный учебный тренинг с ребёнком/подростком.
Семейное сопровождение: консультирование по вопросам детско-родительских отношений, обучение родителей приёмам конструктивного взаимодействия с ребёнком.
Работа по планированию оздоравливающего и развивающего досуга учащегося (решение вопросов по выбору факультатива, творческой студии, спортивной секции).
При наличии заинтересованности со стороны семьи взаимодействие сопровождающего психолога с педагогами школы и специалистами медицинского профиля, наблюдающими ребёнка (посредством письменных заключений).
|
1-3 занятия в неделю в со- ответствии с рекомендациями специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка и его семьи |
III. Поддерживающий этап |
При условии стабильных положительных результатов учебной активности ребёнка и в целом положительной динамики в решении поставленных задач увеличивается время между занятиями / семейными консультациями.
Осуществляется планирование дальнейшего образовательного маршрута обучающегося. С подростками старше 13-ти лет проводится работа по сопровождению профессионального самоопределения (с учащимися выпускных классов – коуч-занятие по выбору специальности и учебного заведения для дальнейшего поступления).
|
1 занятие /1 семейная кон- сультация в две-три недели либо 1 занятие / 1 семейная консультация в месяц |
Диагностический этап предполагает анализ индивидуальных факторов развития ребёнка: логопедические, неврологические, психиатрические нарушения, наличие хронических заболеваний, деструктивные факторы ближайшего социального окружения в прошлом и настоящем, родительские ожидания в отношении младшего поколения семьи, степень социальной мобильности родителей (открытость и готовность принимать помощь представителей социума либо тенденции к изоляции, дистанцированию семьи от социума) и др.
Анализ биологических особенностей развития и типичных моделей мышления ребёнка позволяет психологу сформировать компенсаторный алгоритм и научить учащегося применять его в ситуациях, когда выполнение учебной задачи связано с преодолением фактора ограниченных возможностей здоровья (либо других ограничивающих факторов).
Основной и самый продолжительный этап работы – формирование личной мотивации и устойчивых навыков самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Содержание и методы работы данного этапа строятся на индивидуально разрабатываемой стратегии компенсации проблемных, дефицитарных элементов в диапазоне когнитивных и социально-коммуникативных возможностей ребёнка.
НАПРИМЕР, если низкая учебная успеваемость ребёнка связана с дислексией/дисграфией (трудности при чтении и понимании текста, а также при письме) и школьным неврозом на фоне логопедического расстройства (чувство неполноценности, эмоциональный дискомфорт в диапазоне от агрессии до депрессии), то основной этап обучения по программе включает в себя:
- Индивидуальное сопровождение ребёнка психологом. Персональный учебный тренинг (упражнения на технику осмысленного чтения/письма, обучение приёмам концентрации внимания на учебной задаче «здесь и сейчас»), поддержка процессов личностного взросления в соответствии с возрастной нормой.
- Семейное консультирование. Родители ребёнка получают недостающую им информацию о специфике дислексии/дисграфии (в том числе о возможностях неврологической медикаментозной помощи), рекомендации по эффективным воспитательным стратегиям, регулярным домашним занятиям в соответствии с инструкциями логопеда и психолога. При посредничестве семьи осуществляется информирование педагогов о наличии у ребёнка невролого-логопедического расстройства, разъяснение органической (объективной) природы имеющихся учебных проблем. Кроме того, в рамках семейного сопровождения определяется сфера внешкольных интересов ребёнка, реализуясь в которой учащийся получает возможность регулярно общаться с единомышленниками и повысить самооценку посредством творческой деятельности (занятия в студиях, кружках, секциях).
Критериями эффективности обучения по программе «Учёба как творчество» являются измеряемые результаты учебной успешности учащегося (успеваемость, а также отзывы школьных педагогов о качестве выполнения учебных заданий) и субъективная оценка ребёнком, его родителями таких параметров как эмоциональное благополучие; устойчивость навыков самостоятельности в учебной деятельности; положительная динамика в сферах, указанных в качестве проблемных на момент обращения за помощью к специалистам Центра «Семья и школа».
26.04.2020
Просмотров всего: , сегодня:
25.04.2020
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Нередко обратиться к психологу рекомендует воспитатель детского сада или школьный учитель. К примеру, открытый и общительный дома ребёнок может испытывать трудности со сверстниками в саду или в классе. Потребность обратиться к детскому психологу часто совпадает с возрастными кризисами в развитии ребенка...
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Инклюзивное образование в школе – это совместное обучение ВСЕХ детей, включая детей-инвалидов и детей с интеллектуальными нару- шениями (с учетом разно- образия особых образо- вательных потребностей и индивидуальных возможнос- тей каждого ребёнка).
Почему переход к «школе для всех» неизбежен? Как родителям и педагогам психологически подготовиться к совместному обучению детей, отличающихся друг от друга физическими и психическими возможностями?
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Рейтинг 200 лучших школ России, составленный аналитическим центром «Эксперт», определил учебные заведения, которые готовят наиболее перспективных абитуриентов для самых востребованных вузов страны...
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
В подростково-юношеский период возрастает потребность в со- трудничестве с личностно зрелым взрослым, способным к уважительному диалогу без назидательности. Некоторые вопросы и ситуации требуют безотлагательного об- суждения и выбора оптимальных решений. Помощь подростку - это не просто скрупулёзное соблюдение психологом этических норм кон- сультирования, но и отсутствие «запретных тем» и предубеждений. Опытного специалиста вы отличите по умению обеспечить атмосферу непредвзятой творческой коммуникации с неукоснительным соблюдением конфиденциальности...
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Их ведущее измерение реальности – онлайн; они любят родителей, но не признают безусловного авторитета взрослых; успех для них измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и найденным своим путем в ней; они не думают о том, чтобы менять мир или человечество, но выходят на митинги против коррупции. Кто эти люди и чего от них ждать? Краткая и, в этой же статье ниже, более подробная версия результатов исследования…
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Игрушки нового поколения, нашпигованные электроникой, про- должают теснить традиционные кубики с буквами и раскладные книжки. С одной стороны, всевозможные «мигалки на батарейках» выглядят эффектнее, но, с другой стороны, несут ли они пользу для развития речи, эмпатии, внимания, мышления ребёнка в целом?
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Статья содержит полный текст "Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании".
Ссылка на полезное видео с получасовым фрагментом лекции известного детского психиатра А. Сабанцева позволит получить ответы на самые распространённые вопросы родителей о психиатрическом лечении ребёнка, взаимодействии с МСЭ (медико-социальной экспертизой) и ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией)
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
ДИАЛОГИ
В КАБИНЕТЕ ПСИХОЛОГА
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня: