Дети и гаджеты. Экранная зависимость.

01.01.2017

Дети и гаджеты

Как защитить ребёнка от экранной зависимости?

 

Е. АБДУЛАЕВА, детский психолог, эксперт московского центра экспертизы игрушек и информационной продукции для детей.

 

Для развития ребёнка не просто важна, но необходима, предметная деятельность. Поэтому взрослым нужно насытить жизнь ребёнка разнообразной предметной деятельностью. Виртуальный мир лишь имитирует предметы. А ребенок развивается исключительно в процессе деятельности в реальной среде.

К примеру, в Англии получило развитие движение защиты пространства детской игры (распространяется на возраст до 18 лет): детей учат общаться, строить, взаимодействовать, творить, на что выделяются значительные средства и территории. При этом любой гаджет рассматривается как инструмент, которым можно пользоваться в тех случаях, когда он действительно необходим и облегчает определённые манипуляции.

Исследования нейробиолога Манфреда Шпицера (Германия) свидетельствуют о том, что дети младше 7 лет, которые находятся у экрана (телевизора, компьютера, планшета и пр.) свыше одного часа в день, подвержены органическим нарушениям, свойственным детям с шизофреническими симптомами.

В дошкольном возрасте необходимо обеспечить именно те виды деятельности, в которых закладываются важнейшие новообразования детей: предметная деятельность, игра, возможность подражать взрослым, создавать собственное пространство и быть компетентным в коммуникации. Поэтому родителям в присутствии детей желательно направить свою деятельность на то, чтобы она была понятна (то, что делают взрослые в iPad, малышу постичь невозможно).

 

Если я не хочу, чтобы мой ребенок был зависим от iPad, в моей семье должно быть насыщенное многообразной деятельностью пространство. То есть родитель не запрещает гаджеты, но, прежде всего, увлекает ребёнка «экологически чистыми» заменителями экрана.

Также родителям очень важно чётко определить время использования гаджета. При этом вести себя спокойно и уверенно. И если взрослый имеет твёрдую позицию, ребенок не станет «раскачивать» его границы, выясняя, действительно ли родитель определился с тем, чем и сколько заниматься ребёнку в течение дня.

Если родитель уже признал наличие у ребёнка экранной зависимости и твёрдо решил устранить данную проблему, то придётся быть готовым пережить «ломку» своего чада при переходе к здоровому режиму дня. Истерическое сопротивление ребёнка продолжается обычно около трёх суток.



 

Детского психолога Екатерину Дёмину многие родители спрашивают о том, что же делать, если ребенок после введения ограничительных правил становится невыносим, истеричен: «Мама, дай планшет, ну хотя бы телефон!» «Вам не понравится мой ответ, - отвечает Е. Дёмина, - но единственное, что можно сделать, это не сажать ребенка к экрану совсем». Потребуется более двух месяцев, прежде чем «токсические реакции» останутся в прошлом, но уже по прошествии первых 2-х недель вы с облегчением заметите, что ваш ребёнок стал более уравновешенным и любознательным, внимательным во время приготовления домашних заданий, а его ночной сон - спокойным.

 

Как правильно внедрять технологии

в жизнь современных детейХочу такой сайт

 

 Что нужно делать, чтобы взять от гаджетов самое лучшее и при этом минимизировать нежелательные эффекты? Психолог Марина Чижова дала несколько советов о том, как правильно внедрять технологии в жизнь современных детей. Конечно, современный мир невозможен без технологий, поэтому неправильно стараться полностью исключать их из жизни ребенка. К тому же они могут быть полезны в развитии и обучении. Но родители должны не просто контролировать взаимодействие своих детей с технологиями, но и создавать правильную среду и мотивацию.

Важно организовывать использование технологий как совместную деятельность детей и родителей. Когда родители активно включены в процесс взаимодействия ребенка и технических устройств, формируется связь между родителями и детьми, а также уменьшается риск развития возникновения зависимости от устройств. При этом родители должны сформулировать ребенку цель, для чего он пользуется тем или иным гаджетом, даже если цель - развлечение.

 

Нельзя использовать игры, мультфильмы или Интернет в качестве поощрения или их запрет как наказание. Так вы только повышаете ценность «запретного плода». Также нежелательно использовать технологии, чтобы отвлечь ребенка или дать родителям время заняться своими делами. Гораздо лучше предложить ребенку альтернативное занятие, например, запись в секцию, художественную студию или поход в музей. Это само по себе позволит ограничить время, которое ребенок проводит за компьютером, без привлечения к этому внимания.

Родители должны знать, на каком поле играют, и сами становиться источником информации о полезных и безопасных онлайн-сервисах. Хуже, если дети знакомятся с Интернетом с помощью сверстников или самостоятельно. Тогда технологии могут быть эффективны в вопросах образования и интеллектуального развития. Хотя они вряд ли могут способствовать развитию эмоциональному. Так что живое общение незаменимо. А вот для обучения ребенка можно и нужно использовать современные гаджеты, ведь таким образом он получит новые знания и приобретет навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Сегодня огромное количество профессий так или иначе связано с технологиями.



 

Компьютерные игры не стоит запрещать полностью. Если речь не идет об играх, поощряющих насилие и жестокость. Определите вместе с ребенком, сколько он может играть, и по окончании этого времени предложите альтернативную деятельность, чтобы он научился переключаться на другие дела сам. А для нормальной социализации важно научить ребенка общаться в реальной жизни до того, как он начнет проводить большое количество времени в социальных сетях и замещать ими “живое” общение со сверстниками. Кроме того, стоит объяснить ребенку, что нужно критически относиться к людям, с которыми он взаимодействует в Сети, и не делиться личной информацией.

Из передачи «Бэби-бум»,

эфир от 12.10.2014, «Эхо Москвы»

Пересказала и дополнила Вероника Флоренская

 

Альтернативное мнение о несомненной пользе компьютерных игр для психически здоровых детей в статье по этой ссылке https://daily.afisha.ru/relationship/7765-snachala-uroki-potom-kompyuter-pochemu-zapreschat-detyam-igry-bolshaya-oshibka/

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».