СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

01.01.2017

СДВГ – надуманный диагноз для шалунов? Увы, нет! Количество детей с СДВГ,  оказавшихся в фокусе внимания психологов, в последние годы растет. Наибольшее количество обращений приходится на период обучения в начальной школе.

 

У ребенка с СДВГ довольно тяжелая жизнь и дома, и в школе. Несмотря на способности, в школе у него многое  не получается. Из-за постоянных замечаний учителей страдают отношения с родителями.

 

Типичные замечания  педагогов: «не работает на уроке», «шаловлив», «на уроке то с нами, то ни с нами» (часто отвлекается), «качается на стуле, играет посторонними предметами», «постоянно что-то роняет», «мешает вести урок, выкрикивает, громко смеется, вскакивает с места». Учителя отмечают, что ребенок «регулярно не готов к уроку, забывает школьные принадлежности», «делает много ошибок по невнимательности».

 

Типичные жалобы родителей:  «не может собраться, когда делает домашние задания, постоянно отвлекается», «не сообщает, что задали, приходится обзванивать одноклассников», «неорганизованный, постоянно теряет вещи»,  «дневник весь красный от замечаний учителей». Кроме того, взрослые сообщают специалисту, что  ребенка «невозможно ничем увлечь надолго», «сложно дисциплинировать», он «плохо контролирует себя в гневе, вспыльчив, импульсивен», «болезненно реагирует на неудачи».

       

Типичные жалобы детей с СДВГ: «часто ругают и наказывают,  нередко несправедливо», «в школе замечают только мои проступки, а шалости других детей почему-то не видят»,  «очень долго делаю уроки дома, свободного времени совсем нет», «взрослые постоянно придираются ко мне», «меня не любят».

 

Как отличить СДВГ от обыкновенного озорства?

 

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) - поведенческое расстройство, при котором у ребёнка проявляются трудности концентрации произвольного внимания, повышенная двигательная активность, плохо управляемая импульсивность.

 

Основные признаки СДВГ:

 

Невнимательность:

  1. Часто не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки в школьных заданиях и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что не связано с протестным поведением или неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, сменную обувь, спортивную форму, игрушки, школьные принадлежности, пеналы, книги).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в бытовых повседневных ситуациях.
  10. Часто ломает предметы (в то же время делает вид, что это сделал не он).

 

Гиперактивность:

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится-вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет чрезмерную двигательную активность, находится в постоянном движении: бегает, пытается куда-то залезть, даже в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто бывает болтливым.
  6. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  7. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  8. Часто невольно мешает другим, докучает окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  9. Во время сна часто ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло.

 

 

 

 

 Хочу такой сайт

 

 

 

 

 

 

 

 

По мнению семейного психолога Екатерины Мурашовой, родителям необходимо осознать, что их ребёнок не болен какой-то болезнью. СДВГ синдром, состояние, особая неврологическая конституция, особый способ функционирования нервной системы. Если у ребёнка не тяжёлая форма СДВГ, то данное состояние поддаётся коррекции (корректирование потребует времени и усилий).

 

Многие взрослые, взаимодействующие с детьми данной группы, несмотря на большое количество информации, игнорируют  неврологический статус ребенка, объясняют его поведение слабой мотивацией, ленью, баловством, плохим воспитанием в семье. Педагогам часто не удается интегрировать детей с СДВГ в учебный процесс. Поведение такого ребенка вызывает отторжение.

 

На  2006 год  в России было выявлено около 2 миллионов детей  с СДВГ. 

От 32 до 40%  из них бросили школу;  лишь 5 – 10%  заканчивают вузы;  40% девочек беременеют в подростковом возрасте, у 16% - выявлялись венерические заболевания; в антисоциальную деятельность были втянуты 40 -50%. 

От  50 до 70%  детей имеют меньше друзей, чем их сверстники (или совсем не имеют). Во взрослых возрастах от 50 до 70%  лиц с СДВГ плохо справляются с работой, страдают депрессиями (до 30%) и расстройствами личности.

 

На прогноз развития и социальной адаптации ребёнка влияют тяжесть расстройства (лёгкая, средняя, тяжёлая формы), ранняя (либо запоздалая) постановка диагноза, качество неврологического сопровождения, воспитательная позиция родителей, возможность применения специализированных подходов при обучении.

 

Текст подготовила Вероника Флоренская.

 

Продолжение в статье «СДВГ. Как помочь ребёнку с СДВГ?»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».