Подарки для детей. Размышления семейного психолога в ожидании праздников

01.01.2017

Первые три месяца каждого календарного года щедры на торжества: Новый год и Рождество, день защитника Отечества и 8 марта. Что касается дней рождения наших любимых чад, то незабвенная дата на календаре всегда окрашена для нас, родителей, в красный цвет.

 

Каких подарков хотят сегодняшние дети? Чем отличаются их пожелания от мечтаний предыдущего поколения?

Дети младшего школьного возраста по-прежнему мечтают о игрушках. Теперь к ним прибавились разнообразные технические новинки, гаджеты, в том числе весьма дорогостоящие. Несколько реже в сравнении с предшествующим поколением дети настаивают на появлении домашнего питомца (собаки, кошки и т. д.) В качестве двух основных тенденций можно назвать недостаток (некоторую скудость) воображения современных детей и потребительскую направленность.



 

 

Чем обусловлены эти тенденции сегодня?

Детей, появившихся на свет после 2000 года, можно причислить к поколению, рождённому в так называемом потребительском обществе.

Черты привычной реальности сегодняшнего ребёнка – это искушающее изобилие магазинов и торгово-развлекательных центров, телереклама, призывающая как можно больше и чаще покупать, заменять устаревшее на новинки, наслаждаться обладанием престижных вещей и потреблением услуг с их всё более расширяющимся набором преимуществ.

Идея удовольствия от потребления привлекательна своей простотой, внешним глянцем, не требует интеллектуальных и тем более творческих усилий. Зачем трудиться детскому воображению во время чтения сказки, создавая зрительные картины, если проще посмотреть готовую экранизацию, к примеру, компьютерную графику, уже созданную воображением режиссёра или художника (т. е. быть всего лишь пассивным потребителем готового изображения на экране монитора)? Зачем придумывать собственную игру, если в твоём распоряжении сразу несколько коробок с готовыми играми, изготовленными на фабриках Китая? Зачем стремиться к оригинальному решению математической задачи или ребуса, если одноклассники охотнее отдадут должное твоему планшету (и финансовым возможностям твоих родителей), чем твоим личным творческим достижениям?

Общество, в котором дух потребления преобладает над созиданием, неизбежно гасит в юном поколении тягу к познавательной активности и любому виду творчества.

Что касается иммунитета ребёнка к негативным влияниям, то он измеряется родительскими усилиями по «продвижению» здоровых ценностей, развитию интеллекта и характера сына или дочери.  

 

В ожидании Деда Мороза

Дети до 5-ти лет, чей личный опыт не омрачён разочарованиями во взаимоотношениях со взрослыми, доверчиво и с радостью позволяют увлечь себя беседой о новогодних чудесах, Дедушке Морозе и Снегурочке. Особенно их занимает ожидание появления непосредственно самого Деда Мороза в праздничную ночь и предвкушение сюрприза. Дети до семи лет эгоцентричны (это возрастная норма), поэтому ожидают персонального чуда (для себя лично).

В мышлении детей 6-8 лет Дед Мороз – уже персонаж сказки (литературной, кинематографической), чаще персонаж «ритуально-праздничный», положительный и весьма щедрый, в которого с лёгкостью перевоплощаются актёры новогодних спектаклей. И эта условность не ускользает от детей.

6-8-летние мальчики и девочки охотно используют образ Деда Мороза как «посредника», благодаря которому можно «доходчиво донести» до сознания родителей, бабушек и дедушек что именно хотел бы обнаружить под ёлочкой младший член семьи 31-го декабря.

Таким образом, в сравнительно короткий период образ добродушного деда с белой бородой трансформируется из иррационального существа в аллегорию ежегодного исполнения желаний.



 

Так кто же положил подарок под ёлочку? Дед Мороз или родители?

Кого именно назвать ребёнку в качестве дарителя - скорее вопрос сюжета праздника, родительской изобретательности, готовности включиться в игру, а по сути, вопрос второстепенный, поскольку атмосфера сказки и счастья создаётся настроением жизнелюбия взрослых участников торжества.Хочу такой сайт

Как и в других проявлениях человеческой деятельности, суть - первична, а форма – вторична.

Если для ближайшего окружения ребёнка естественны взаимная любовь и уверенность в будущем, стабильность которого покоится на доверии и уважении друг к другу, новогодний вечер подарит ребёнку чувство умиротворения и сохранится в его памяти как одно из прекраснейших событий детства.

 

Если ребенок просит дорогостоящий подарок…

Вопрос о дорогостоящих подарках заставляет задуматься о внутренней семейной идеологии, что требует ответов на три основных вопроса.

  • К каким отношениям с близкими мы стремимся?

  • Каким способом мы выражаем свою любовь (или компенсируем её дефицит)?

  • Каким человеком мы хотим видеть сына или дочь в будущем, и какая родительская стратегия лучше всего «сработает» на поставленную нами цель?

    Если мы отличаем любовь от её имитации и искреннюю заботу от попытки откупиться дорогими подарками, то нам хватит терпения и последовательности, чтобы научить сына или дочь делать выбор в пользу действительно необходимых и целесообразных покупок, видеть созидательный смысл в поступках, побуждающих не только брать, но и отдавать (в широком смысле), добровольно ограничивать свои потребности.

    Если же мы считаем самоограничение уделом малоимущих слабаков, если проявления чужого альтруизма вызывают у нас лишь иронию, то приготовимся через некоторое количество лет испытать в полной мере эгоистический прагматизм нашего потомства на себе.

                                                                                   

    Автор: Вероника Флоренская

     

     

     

     

     

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».