01.01.2017
Бонус: ссылки на статьи и видео, которые могут оказаться полезны:
"Почему с подростком трудно договориться" https://www.nkj.ru/news/32645/
"Подросток в современном обществе" https://www.youtube.com/watch?v=K2uNyIAoNRc
"Уроки выживания в агрессивной среде" https://echo.msk.ru/programs/assembly/2046648-echo/#mmvideo
Период отрочества – драматичный этап в жизни взрослеющего человека. Подросток переживает перипетии новых для него физических и психических трансформаций от детства к юности, сравнивает с другими и оценивает ресурсы своей личности, испытывает трудности из-за недостаточной социальной компетентности в различных областях жизни, выбирает профессию, постигает многообразие и сложность общественных явлений, сталкивается с непреодолимыми, на взгляд юного максималиста, противоречиями в себе и окружающем мире.
Возникающие в жизни подростка трудности нередко расцениваются им с избыточным драматизмом, что приводит к стрессовому реагированию (в том числе к суицидальным размышлениям). Случается, что подростку не к кому обратиться, так как в критической ситуации родитель оказывается, в силу различных причин, недоступен для адекватной и конструктивной поддержки.
На подростково-юношеском этапе развития возрастает потребность в сотрудничестве с личностно зрелым взрослым, способным в уважительном диалоге без назидательности «исследовать» актуальные мировоззренческие вопросы и житейские ситуации взрослеющей личности с целью выбора оптимальных решений и социально адаптивных действий.
Почему не все нуждающиеся в помощи психолога подростки могут её получить?
В настоящее время практика психологической помощи подросткам в Екатеринбурге предполагает либо обращение несовершеннолетнего к школьному психологу, либо обращение за консультацией в специализированное учреждение (частный или муниципальный консультативный центр) по инициативе родителя.
В первом случае подростка останавливает сомнение в конфиденциальности и страх огласки посещения кабинета психолога (школа – многолюдное место, где каждый человек на виду). Кроме того, школьный психолог может ассоциироваться с учителем, который представляет исключительно интересы педколлектива и администрации учебного заведения. Также заметим, что не все школы располагают штатным психологом, обладающим к тому же значительным опытом в сфере консультирования.
Во втором случае, если подросток выступает инициатором обращения к психологу, он вынужден информировать родителя о возникших трудностях (после чего родитель записывает подростка на приём и, как правило, сопровождает). В этом случае часть несовершеннолетних отказываются от первоначального намерения обратиться к психологу по двум причинам. Во-первых, в период подросткового взросления дети трепетно оберегают своё «личностное пространство» и предпочитают не посвящать близких родственников в подробности социально-психологических затруднений (бывает и так, что ребёнок хочет быть уверен в том, что останется в тайне сам факт его обращения к психологу). Во-вторых, подросток лишает себя возможности получить квалифицированную помощь специалиста, опасаясь предвзятости и предубеждений во взглядах представителя старшего поколения (особенно по тем вопросам, которые тинейджер считает деликатными либо спорными с точки зрения общественного мнения).
Необходимо отметить и специфику семейной стратегии в решении проблем подростков. По наблюдениям психологов-практиков, родители дошкольников и младших школьников более активны и последовательны в своей помощи детям и привлечении специалистов (неврологов, логопедов, репетиторов, психологов и др.), чем родители подростков, отношения с которыми могут осложняться взаимными обидами и разочарованиями. Родители подростков с меньшим энтузиазмом берут на себя функции посредника между тинейджером и структурами дополнительного образования / психологической поддержки. Результатом «сложных» отношений подростка с родителями становится его изолированность от «наставнических» ресурсов, которые общество готово ему предоставить.
В целом уровень информированности подростков о способах получения психологической помощи остаётся недостаточно высоким. Не все школьные сайты располагают ссылками на интернет-ресурсы специализированных центров, осуществляющих психологическое сопровождение в шаговой доступности. В лучшем случае подросткам известны номера для анонимных звонков на телефон доверия. Полноценная (очная, «вживую») консультация опытного высококвалифицированного специалиста остаётся недоступной для большинства школьников 11-18 лет.
Важно помнить, что помощь подростку предполагает не просто скрупулёзное соблюдение психологом этических норм консультирования, но и отсутствие «запретных тем» и предубеждений. Опытного специалиста отличает умение обеспечить атмосферу непредвзятой творческой коммуникации с неукоснительным соблюдением конфиденциальности.
При необходимости через посредничество подростка возможно привлечение к семейному психологическому консультированию взрослых членов семьи.
Психологи Центра «Семья и школа» в работе с тинейджерами ориентированы на решение четырёх существенных задач.
- Содействовать максимальной доступности индивидуального психологического консультирования для подростков и молодёжи.
- Способствовать профилактике у подростков острых эмоциональных состояний, связанных со стрессовым реагированием (в том числе, с суицидальными намерениями), профилактике семейных / детско-родительских конфликтов и девиантного поведения.
- Обеспечить сопровождение психологических процессов взросления и личностного самоопределения лицам подросткового и юношеского возраста, нуждающимся в данной форме наставничества.
- Осуществлять качественное сопровождение профессионального самоопределения учащихся 13 – 18 лет посредством индивидуальных методов профконсультирования и коучинга.
Автор: Вероника Флоренская, психолог Центра "Семья и школа"
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017