Что знают родители о «поколении Z»? Результаты нового (2016-2017) масштабного психолого-социологического исследования детей и молодёжи

01.01.2017

Кратко

30 фактов о современной молодежи


Были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России (Москва, Барнаул, Саратов).

Исследование проводилось в конце 2016 года совместно с агентством Validata по инициативе Сбербанка. Результатом стал отчет о жизни современной молодежи. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установка и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего.

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Факт 1. Родились с кнопкой на пальце

ОНЛАЙН – ВЕДУЩЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ ЗДЕСЬ легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи.
ОНЛАЙН ФОРМИРУЕТ ТРЕНДЫ. Формирование трендов и перенимание ролевых моделей теперь тоже происходит в онлайне.

«В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было».
«За всем сейчас следим в соцсетях. Instagram просто листаешь, смотришь, там разные блогеры есть…»

Факт 2. Родились с кнопкой на пальце

БЫСТРОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. Средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте – 8 СЕКУНД.
НЕТ КРУПНЫМ ФОРМАМ. Информация потребляется маленькими «перекусочными» порциями.
НАГЛЯДНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. Иконки, смайлики и картинки ЧАСТО заменяют текст.

Факт 3. Нет долгосрочных трендов

Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду.
То, что модно сегодня, завтра сменятся новой модой.
НЕТ УСТОЙЧИВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Нет постоянной лояльности брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Факт 4. Конфликт поколений

— Родители выстраивают партнерские отношения с детьми.
— Родители руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное».
— И дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом.

«Больше хвалим их. Если они беспроблемные, бесконфликтные, вроде, выполняют задания, вроде, нормально общаются, надо их хвалить, чтобы стимул у них какой-то был…Раньше больше ругали. Это и в семьях так: раньше больше ругали, а сейчас больше хвалят».
«Не надо ломать детей через коленку…»
«Они другие, мы должны это признать…»

Факт 5. Взрослые – не безусловный авторитет

ВЗРОСЛЫЕ ПРИЗНАЮТ, ЧТО ДЕТИ ПРЕВОСХОДЯТ ИХ ВО МНОГИХ НАВЫКАХ. Дети лучше ориентируются в современной бесконечно меняющейся жизни.

У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ ПИЕТЕТА К СТАРШИМ. Молодые люди общаются с ними свободно и на равных.

«Нас воспитывали, что нельзя, значит, нельзя. А они спрашивают: «Почему нельзя?» Почему я должна это объяснять?! Они не боятся свою правоту, мнение донести, узнать. Не боятся спорить и задавать вопросы».
«У моего очень хорошо подвешен язык, очень быстро связи налаживает, его всегда зовут обратно…»

Факт 6. Центениалов гиперопекают

РОДИТЕЛИ ЖАЛЕЮТ ДЕТЕЙ. Родители взваливают все бытовые обязанности на себя.

«ГЛАВНОЕ – НЕ СЛОМАТЬ». Родители оказывают минимальное давление на детей

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни.

«Им еще устраиваться в современной жизни, а мы ее не понимаем и помочь им, кажется, не сможем…»
«Его отправишь за хлебом, он булочки купит…»

«Мы более развитые [по сравнению с родителями], но не понимаем, как что устроено, мы только примерно понимаем, как что делается…»

САМОВОСПРИЯТИЕ



Факт 7. Не могут без социального взаимодействия

ВАЖНО ПОСТОЯННО БЫТЬ НА СВЯЗИ. Дети поколения Z не бывают одни и не любят быть одни.

ЦЕНЯТСЯ ТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЛЕГКО ОБЩАТЬСЯ. В любой компании и в любой ситуации важно беспроблемно взаимодействовать.

«Моя лучшая подруга очень открыта, добра, позитивна, улыбчива, безумно талантлива, красива, умна и, что самое главное, она безумно веселая».

Факт 8. Уверенность в собственной исключительности.

ПОКОЛЕНИЮ Z ПРИВИВАЕТСЯ МЫСЛЬ ОБ ИХ УНИКАЛЬНОСТИ. Каждый ребенок уникален и талантлив.

КАЖДЫЙ СЧИТАЕТ СЕБЯ НЕПОХОЖИМ НА ДРУГОГО. Свои увлечения описываются как необычные, свои отношения с родителями считаются лучше, чем у других.

«Типичные качества современного молодого человека: выпендрежник, пофигист, не задумывается о будущем, живет как живет, у него сейчас все нормально, его сейчас все устраивает и все, а о будущем он не думает. Лично про себя я не могу этого сказать, я люблю все планировать. Может, это от корней нерусских передалось…»

Факт 9. Поколение мейнстрима

ТОТАЛЬНОЕ СЛЕДОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ОНЛАЙН-СМИ.

ОТСУТСТВИЕ КАКИХ-ЛИБО ЯРКО ВЫРАЖЕННЫХ СУБКУЛЬТУР.

ПОХОЖЕСТЬ ВОПРЕКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О СОБСТВЕННОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ. Вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.

«Мальчики выглядят все одинаково: брюки с подворотами, стрижка «по бокам сбрить, чуть выше оставить и сверху подровнять», часики и наушники…»
«Главное слово про девочек сейчас – «брови». Они все с ними что-то делают…»

Факт 10. Не видят себя единым поколением

«МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ!» Не замечают за собой того, что их объединяет.

КАЖДЫЙ ВОЛЕН ДЕЛАТЬ, ЧТО ХОЧЕТ. Увлечения, хобби, музыка, кино не воспринимаются как маркеры «свой-чужой».

Факт 11. Модель постепенного движения к успеху повредилась

НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ПОСТЕПЕННЫЕ УСИЛИЯ ПРИВЕДУТ К ЦЕЛИ. История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так.

УСПЕХ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЕГКИМ И БЫСТРЫМ. Многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.

«Лучше жить сегодняшним днём и не строить глобальных планов на будущее. Откуда ты можешь знать, может в твой дом не влетит самолёт, как в книге “Империя ангелов”…»
«Бывает, что ты учился на пятерки и приходишь на работу устраиваться к однокласснику, который учился на двойки…»

Факт 12. Тихое сопротивление vs открытый бунт

ПОКОЛЕНИЕ Z НЕ СТРЕМИТСЯ К РАЗРУШЕНИЮ И ЦЕНИТ СПОКОЙСТВИЕ. Не бунтуют открыто, не устраивают переворотов и стараются формально следовать правилам.

ПОСТУПАЮТ ТАК, КАК СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНЫМ САМИ. Не ставят в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.

«У меня с родителями хорошие отношения, доверительные. Но я не все им рассказываю, берегу их. Зачем им о чем-то знать, если они с этим были не согласны? Только зря расстроятся и переживать будут…»
«…они боятся новое предложить, пытаются из старого предложить, боятся ошибаться. Мы ошибались, но делали, а они – нет».

Факт 13. Отсутствие гендерного равенства

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛОВ. Девушки должны быть скромными, заниматься домом и воспитывать детей, молодые люди должны обеспечивать семью.

ПРОДВИНУТЫЕ ДЕВУШКИ – ЭГОИСТИЧНЫ. С ними сложно и постоянно нужно доказывать, что ты чего-то стоишь.

ОЖИДАЕМЫЙ ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ДО 25-27 ЛЕТ.

«Мужчина должен быть строгим, со стержнем, но со своей девушкой должен быть мягким. Я не могу себе представить, что я дома с детьми сижу, а жена зарабатывает, это для меня моральная кастрация».

УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ

Факт 14. Главное – найти свой путь

УСТАНОВКА НА ПОИСК СЕБЯ СФОРМУЛИРОВАНА РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ.

АКТИВНО ТРАНСЛИРУЕТСЯ ЧЕРЕЗ МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ И ИНТЕРНЕТ.

«Дети учатся на всяких экономиках, потом уходят. Один ушел в кино после Вышки, другой вообще будет на барабанах играть, окончив РЭШ и Вышку. У меня есть девочка, она долго металась, на психфак собиралась, но там нет желания серьезного. Потому что она актриса, я ее на это ориентирую. Я ей все время говорю: «Может быть, из тебя не вырастет большой актрисы, но это то, что ты очень любишь, это твое».

Факт 15. Установка на гедонизм

ГЛАВНЫЙ ЗАПРОС ОТ ЖИЗНИ – БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе.

СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ МОЖНО ТОЛЬКО, ЕСЛИ НАЙДЕШЬ СВОЙ ПУТЬ.

ТРУДНОСТИ ОЗНАЧАЮТ ТО, ЧТО ПУТЬ ВЫБРАН НЕВЕРНЫЙ.

«Моя хотела быть археологом. Думала, это все про интересные находки и открытия. А потом поняла, что большая часть работы – это сидеть по архивам и что-то изучать-находить, и сразу расхотела».
«Если я буду читать это через 20 лет, я бы хотел спросить у себя: доволен ли я своей жизнью? Посоветую себе радоваться жизни, и идти к своей цели».

Факт 16. Счастье – это и есть успех

УСПЕХ ИЗМЕРЯЕТСЯ НЕ БОГАТСТВОМ И СТАТУСОМ, А РАЗНООБРАЗИЕМ ЖИЗНИ И УДОВОЛЬСТВИЕМ.

ПРИВЕСТИ К УСПЕХУ МОЖЕТ ТОЛЬКО «ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННЫЙ СВОЙ ПУТЬ».

«Успешность — это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония, если ты работаешь за 20 тысяч, но при этом счастлив, нет внутри конфликтов, ты успешный человек».
«Успех – это точно не то, что под этим понятием подразумевают – много денег, работа, по мне это глупости. Много денег для счастья не надо. Я думаю, это семья, любимая работа, увлечения, друзья».

Факт 17. Саморазвитие – это модно


ЦЕНТЕНИАЛЫ ПОСТОЯННО ГОВОРЯТ О «САМОРАЗВИТИИ» И «САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ».

САМОРАЗВИТИЕМ СЧИТАЕТСЯ ЛЮБОЕ УВЛЕЧЕНИЕ, ЛЮБАЯ АКТИВНОСТЬ «ПО ЖЕЛАНИЮ». Путешествия, занятия музыкой или рисованием, походы в кино или театр, интерес к истории или фотографирование.

«Сейчас модно куда-то ходить, развиваться, люди с активной позицией привлекают…» «Я тут посмотрел, здесь люди понимающие собрались, кто-то музыкалку закончил, это дает огромную площадку к развитию, кто-то футболом занимается, человек не деградирует, я знаю, у меня есть знакомый такой, он не деградирует. Человек всесторонне развитый».

Факт 18. Жизнь хороша, когда разнообразна

ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ. В жизни должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной, а человек – «деградирует».

ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПРОБОВАТЬ РАЗНОЕ. Тогда и жизнь «интереснее», и проще найти «найти свой путь».

«Вы решили путешествовать, нашли для себя что-то новое, вас осенило, что этот путь, по которому вы мельком прошли, он именно ваш, если вы дальше будете по нему идти, у вас будет более счастливая жизнь, чем если вы останетесь в том же месте, в котором родились. То, что было до этого - обыденность, вряд ли вы будете жить счастливо, если вам изначально что-то не нравилось».

Факт 19. Работа должна быть в радость

СЛОВА «КАРЬЕРА» И «ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА» ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗВУЧАТ.

«ВКАЛЫВАТЬ» МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ГОТОВЫ.

РАБОТА ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ, ДОХОД И НЕ ОТНИМАТЬ МНОГО ВРЕМЕНИ.

«Знаешь, хочу тебе посоветовать не задерживаться на работе допоздна и не уделять ей слишком много внимания, ведь это не так важно, как воспитание твоих детей с женой».
«Идеальная работа должна занимать часть времени, есть свободное время для семьи. Хорошая зарплата – чтобы хватало на повседневную жизнь, не очень много».

Факт 20. Установка на индивидуализм

НЕ ДУМАЮТ О ТОМ, ЧТОБЫ МЕНЯТЬ МИР ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ КОМФОРТНОЙ СВОЮ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ БЛИЗКИХ.

«Я считаю, что благотворительностью сейчас заниматься глупо. Если у тебя есть время на то, чтобы пойти и в каком-то детдоме помыть окна, лучше потрать это время на себя и саморазвитие, чтобы потом заработать больше денег. И тогда в будущем ты сможешь, например, закупить игрушки для целого детского дома».

Факт 21. Страстно хотят признания

ОЖИДАЮТ ПОХВАЛЫ НА ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

ПРИЗНАНИЕ ДОЛЖНО ВЕСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ. На работе, среди друзей, в социальных сетях.

«Мы по-другому живем идем посмотреть и сфоткать, чтобы другие оценили и позавидовали, а раньше мы ездили куда-то просто отдохнуть». «Признак успеха – страничка в Википедии».

Факт 22. Модно быть умным.

УМЕТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ.

ПОДДЕРЖИВАТЬ РАЗГОВОР НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ.

БЫТЬ НЕСКУЧНЫМ.

«Умная девушка – это та, с которой интересно поговорить на разные темы: об учебе, о поездках, обо всем, много тем для разговора». «Умный – это со смекалкой. Он может учиться плохо, но если будет смекалистый, умеет общаться, это будет хорошо».

Факт 23. Апология семейных ценностей

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ПРИНЯТО ЗАЯВЛЯТЬ, ЧТО ОНИ ЛЮБЯТ СВОЮ СЕМЬЮ, ОБОЖАЮТ РОДИТЕЛЕЙ.

УДАЧНАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ – ПРИЗНАК СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, И В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ, СЧАСТЬЯ.

СОЗДАНИЕ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ – БОЛЕЕ ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ, ЧЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.Хочу такой сайт

«Я вижу, что родители всю мою жизнь будут моей самой надежной опорой, мама с папой – это те люди, на которых я реально могу положиться».

СТРАХИ И ФРУСТРАЦИИ

Факт 24. Страх разочаровать родителей

ПОЗИТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ. Модель воспитания, при которой акцент делается на поощрение и «веру в ребенка», оказывается для молодых людей «позитивным давлением».

СТРАХ НЕ ОПРАВДАТЬ ВОЗЛОЖЕННЫХ НАДЕЖД.

«Боюсь, что мои родители будут относиться ко мне не так, как было раньше или сейчас. Сейчас они ко мне хорошо относятся, но боюсь, что будут относиться плохо… И у меня так: папа смотрит на меня, говорит: ты молодец, я в тебя верю, продолжай так же. И это нелегко».

Факт 25. Неправильный выбор – это катастрофа

«ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР» СТАНОВИТСЯ ПОЧТИ ВОПРОСОМ ЖИЗНИ ИЛИ СМЕРТИ. Ошибиться нельзя, ведь тогда под угрозой оказывается счастье, а значит ощущение успешности.

СТРАХ НЕОБРАТИМОСТИ СДЕЛАННОГО ВЫБОРА. Центениалам кажется, что при обилии дорог и развилок, пойти можно только по одной и только один раз.

«Вдруг не оправдаешь свои надежды: правильно ли ты сделал свой выбор, мы сейчас выбираем профессию, потом доучиваешься и понимаешь, либо сделал правильный выбор, либо, что это не твое». «Идеальное будущее, это если я понял, что не ошибся с выбором».

Факт 26. Свобода выбора – не помощь, а затруднение.

РОДИТЕЛИ НЕ ПОМОГАЮТ В ВЫБОРЕ ПУТИ. Они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем.

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ЧУВСТВУЮТ РАСТЕРЯННОСТЬ, СТОЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ. Нет никаких четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием.

«Мы - растерянное поколение. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. Да, а теперь ты стоишь на перекрестке, не знаешь куда податься. Сама свобода оказалась ограничением».

Факт 27. Страх «обычной» жизни.

СТРАХ, ЧТО ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ БУДЕТ ОДНООБРАЗНОЙ. Обычной, без ярких впечатлений.

НЕУМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАДОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной.

«Еще рутины боюсь, повседневности, обыденности, когда теряешь счет времени. Все пройдет и не заметишь». «Я боюсь повзрослеть в плохом смысле этого слова и стать занудой. Человек пришел с работы, сходил в магазин, поспал и пошел на работу. Любовь к жизни, радость и веселье теряются».

Факт 28. Страх одиночества и социального несоответствия

ИДЕАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ – СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ.

БЫТЬ «ОДИНОЧКОЙ» – ЭТО ПРОВАЛ И ВЫПАДЕНИЕ ИЗ СОЦИУМА. Одиночество не означает независимость и свободу.

«Люди смотрят на меня с ужасом и не понимают меня. Меня это пугает. Я могла бы жить одна или только с одним человеком, но хотелось бы, конечно, находиться в социуме, без этого не получится жить полноценно».
«В себе не нравится плохое умение взаимодействовать с людьми. Это значит неумение поддержать беседу, познакомиться, поддерживать существующие отношения».

ОЖИДАНИЯ ОТ БУДУЩЕГО

Факт 29. Минимальный горизонт планирования

ОТДАЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ КАЖЕТСЯ НЕПОНЯТНЫМ И ПУГАЮЩИМ.

КОРОТКИЙ ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ. Горизонт планирования работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ.

«Будущее – вообще не очень задумываемся. Начинаем думать – становится вроде страшно, и интересно тоже. Страшно – что не оправдаешь свои надежды, надежды родителей, вдруг останешься без работы».
«План на день - да, а план на год, два, три, десять лет - нет. Есть примерные ориентиры —выбранный вуз, специальность».

Факт 30. Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие

СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ НЕАМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ, ЧТОБЫ НЕ РАЗОЧАРОВАТЬСЯ.

ОЖИДАНИЯ ОТ БУДУЩЕГО - «SAFE CHOICE». «Нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья.

«Я хочу обыкновенного женского счастья) семью, домик у пруда чтобы по нему бегали дети) чтобы не нуждаться ни в чем) но и лишнего тоже не нужно) чтобы родители были здоровы и горды за это счастье».
«Они бюргерски настроены все: они хотят нормальной жизни, нормальных денег, нормальных путешествий».

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Где взаимодействовать

Реклама и информация для молодежи должна быть сдвинута в интернет, необходимо искать своих агентов влияния, своих блогеров: не только в уже традиционных «ВКонтакте», Facebook, но и в Instagram, YouTube и других появляющихся сетях. Необходимо помнить, что молодые люди выходят в сеть отовсюду: причем преимущественно с мобильных устройств, а не с компьютеров. Это нужно учитывать при разработке приложений и размещении рекламы необходимо учитывать возрастную дифференциацию социальных сетей, чтобы правильно «ловить» целевую аудиторию.

Как взаимодействовать

Общаясь с современной молодежью лучше показывать, а не рассказывать.
Чтобы удерживать внимание центениалов необходимо:
• не перегружать их большими объемами информации – должно быть сразу понятно и «цепляюще»;
• предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде;
• использовать простой неформальный язык, но не пытаться «подделываться» под сленг;
• вовлекать их в активное «практическое» взаимодействие (игры, переписки-комментарии).

Что говорить:

Апеллировать к авторитету, возрасту, опыту, традиции и проверенности временем в общении с центениалами бесполезно.
Единственный способ взаимодействовать с ними, убеждать: объяснять, обсуждать и приводить аргументы.
В коммуникации сейчас не надо апеллировать к карьере и карьерному успеху и, в целом, к амбициозным целям, которые достигаются упорным трудом à надо отсылать к удовольствию и счастью.
Не стоит обещать светлое и прекрасное будущее: оно абстрактно и в него не очень верят.
Не стоит использовать отсылки к конфликту поколений, подростковому бунту – это не релевантно.
Не имеет смысла апеллировать сейчас к поколенческим ценностям: они не отрефлексированы, в сознании молодежи не существуют.

Что предлагать

Можно предлагать молодежи попробовать себя в разных областях: мастер-классы, тренинги, семинары и т.д.
Можно предложить молодежи развернутые программы профориентации – типа Kidzania для подростков и взрослых.
Есть вероятность, что это поколение будет стремиться к альтернативным схемам занятости. Поэтому имеет смысл подумать о специальных предложениях/продуктах для фрилансеров/удаленных работников. Стоит помогать молодым людям в достижении краткосрочных целей, например, на год.


ИСТОЧНИК: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml

ПОДРОБНЕЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ НИЖЕ В ИНТЕРВЬЮ

Одно из немногих качественных исследований современной российской молодежи было сделано по заказу Сбербанка компанией Validata,которая собрала собрала фокус-группы из молодых людей и их родителей, попытавшись в итоге описать основные черты и особенности "центениалов", или, как их еще называют,"поколения Z".

Ведущий специалист компании Validata Влада Гехтман рассказывает, каким предстало перед ней поколение россиян, родившихся на рубеже XX и XXI века, что надо учитывать, пытаясь донести до него свои мысли, какие ценности имеют для него первостепенное значение.

– Как и для кого проводилось это исследование и нужно ли делать какие-то поправки на это при обсуждении его результатов?

– Исследование "30 фактов о современной молодежи" проводилось компанией Validata по заказу Сбербанка. Полевые работы были проведены осенью 2016 года. Это было качественное исследование – если делать поправку, то только в этом смысле. Качественное исследование обнаруживает некое состояние дела, но не дает цифр. Однако мы довольно уверены в своих результатах, потому что у нас было в общей сложности 14 групп с молодежью в возрасте от 14 до 22 лет, было 5 групп с родителями, интервью с экспертами, 18 блогов онлайн – люди вели блоги, отвечая на наши вопросы письменно или снимая видео с ответами. У нас довольно большой массив материала. И то, что нам говорили люди, было довольно устойчиво со всех сторон. Охват исследования – Москва, Саратов и Барнаул.

– Насколько эта работа уникальна?

– Есть американское исследование, сделанное агентством Sparks & Honey, оно быловыложено в открытый доступ, поэтому мы спокойно к нему обращались. Оно как раз было комбинированное, качественное и количественное. В России мы подобных исследований не видели. Мы видели какие-то периодические опросы у Фонда общественного мнения, у "Левада-центра", которые связаны с какими-то отдельными аспектами – "отношения в семье", или "готовы ли школьники, молодые люди обязательно получать высшее образование", или "влияет ли, с точки зрения молодежи, высшее образование на их дальнейший успех". Они были скорее точечные, чем глобальные. У нас все-таки более глобальное исследование. Наша задача была – понять, чем живет современная молодежь, какая она, и мы постарались это сделать.

Самое главное, что происходит с современной молодежью, это то, насколько она живет в интернете, насколько это не метафора для современных молодых людей. Сеть – это часть жизни для молодых людей, это настолько же полноценная реальность, как и офлайн, и они именно там ищут новые тренды, мысли, чувства. Поскольку этот поток меняется со скоростью звука, меняется совершенно бесконечно, мы не можем сказать, что их увлечет завтра, какая волна их захватит и в чем они захотят поучаствовать.

– Кто эти люди, о каком возрасте идет речь? Что такое "поколение Z", кто они, "центениалы"?

– Мы разговаривали с молодыми людьми обоих полов в возрасте от 14 до 22 лет. Теория поколений – вообще относительно недавняя штука. Под "поколением Z" понимаются те люди, которые, в отличие от "миллениалов", вступили в более-менее осознанную жизнь в нулевые, в десятые годы, поэтому – "центениалы". Это люди, которые родились в конце 90-х – начале нулевых годов, в десятые годы они уже вступили в сознательную жизнь.

– Каковы основные тезисы этого исследования? И какие из них соответствуют, а какие не очень соответствуют или противоречат многочисленным высказываниям на тему "нового поколения, вышедшего на митинги»?

– Дело даже не в том, что они живут онлайн, а в том, что они совершенно по-другому воспринимают информацию. Вот я говорю "они", и это, конечно, неприятная дистанция, но тем не менее. Молодые люди, скажем так, совершенно по-другому воспринимают информацию, они очень быстро ориентируются в огромном потоке разнообразной информации, но при этом не очень любят крупные, нагруженные смыслами тексты. Если говорить об отношениях с родителями, нам показалось, что конфликт поколений смазан, и это работает в две стороны. С одной стороны, родители пытаются дружить со своими детьми, во всяком случае, есть такое утверждение, что детей не надо ломать через колено, что мы предоставляем им больше свободы. С другой стороны, в результате у молодых людей совершенно нет идеи какого-то пиетета по отношению к взрослому только потому, что он взрослый, потому что он учитель или какой-то там старший и опытный. Это совершенно не означает, что он более авторитетный, более заслуженный.

Интересно и их самовосприятие. У нас все-таки был накоплен некоторый опыт, и нас удивило, что слова "престиж", "карьера" и тому подобные практически не звучали на наших группах. Молодежь стремится к счастью, она хочет, чтобы жизнь была гармоничной и, как нам в целом показалось, спокойной. Им хочется благополучной жизни. При этом она не должна быть однообразной. Молодые люди боятся однообразия, им хочется драйва, фана, движения, впечатлений, спонтанности, какой-то яркости. Иначе кажется, что это ужасно скучно, и можно умереть от скуки. Успех теперь, в связи с этим запросом на счастье, это и есть счастье. Как говорил нам один из участников, по его мнению, все эти машины, деньги – это все ерунда, а счастье – это и есть успех. Они прямо так и говорят, такими словами и формулируют. Когда мы задавали им вопрос о том, какими они себя видят через 20 лет, мы просили: "Напишите себе пожелание через 20 лет". Они писали сами себе такие письма: "Я хочу пожелать тебе через 20 лет, чтобы ты не слишком много работал, чтобы у тебя оставалось время просто на жизнь, на свою семью и на то, чтобы получать удовольствие от жизни". "Я хочу спросить тебя, – пишет другой участник, – через 20 лет, счастлив ли ты? Нашел ли ты свой путь?" И здесь мы подходим к другой важной истории. Есть такая мантра, они все время ее повторяют: найти свой путь, найти себя. Просто работать для того, чтобы зарабатывать деньги, – это совершенно не вызывает никакого восторга, сколько бы денег ни было. Очень важно, чтобы работа была в радость, чтобы она доставляла удовольствие. В идеале – это хобби за деньги. Эта установка на то, чтобы получать удовольствие от жизни и от самих себя, была очень и очень выражена. Соответственно, с этим связаны и определенные фрустрации. Потому что они страшно боятся ошибиться с этим путем. Почему-то есть в голове такая идея, что выбрать этот путь можно только однажды, и если ты выберешь его неправильно, то все, конец, жизнь закончена, и ты навсегда разочаруешь себя, а главное – разочаруешь родителей. Они очень боятся разочаровать родителей, и это нас тоже немножечко удивило. Если ты найдешь этот путь неверно, то ты будешь разочарован и ты будешь страдать, и это, соответственно, уже не счастье.

Еще один существенный страх, который нас поразил, это страх одиночества – в отличие от предыдущих поколений. Мне 49 лет, когда я была маленькая, одиночки вызывали уважение. Одиночка – это тот, кто идет поперек общества, тот, кто необычный, особенный. Сейчас, как нам показалось, одиночество, социальное непризнание – это провал, это неуспех. Поэтому все говорят о том, что "у меня обязательно в будущем должна быть семья, у меня должны быть дети". Они – условно – не хотят быть математиком Перельманом, который одиночка, потому что тогда нет признания. Это нелепо, зачем тогда это все? Зачем его талант, если нет признания? Вот еще одна очень важная вещь: молодые люди очень-очень стремятся к признанию, они его хотят. Оно не обязательно должно быть великим, это не обязательно должно быть признание за открытие лекарства от рака, это просто социальное признание, успех среди друзей, популярность среди друзей, уверенность в том, что ты в этом социуме состоялся.

– В вашем исследовании говорится о том, что они не хотят, не думают о том, чтобы менять мир или человечество. Почему, на ваш взгляд, так происходит?




– По тем молодым людям, которых я бесконечно уважаю, которые выходят на митинги на улицы российских городов, мне кажется, пока еще рано делать вывод. Как сказала одна из девушек, которая давала интервью "Новой газете", и мне кажется, что это верное замечание, они вышли, потому что это очень понятная идея. Молодые люди, как и мы все, не очень любят, когда вокруг нечестно, несправедливо. Знаете, такое детское слово – "это нечестно!" И эта ситуация, в которой один живет роскошно, а другой – очень и очень плохо, кажется им нечестной, тут все очень понятно. Это не связано с тем, что они сейчас готовы все это поменять, сделать правильный порядок. Они пришли сказать о том, что это нечестно. Сказать об этом они не боятся. И как мне показалось, это то, о чем мы говорим в исследовании, когда пишем про "тихий бунт", про то, что молодые люди пытаются родителей держать в стороне, не особо их напрягать, но при этом идут более-менее свой дорогой. Это та ситуация, при которой тихий бунт вполне может вырасти в открытое и довольно громкое непослушание. Я противоречия здесь пока не нахожу. Они вышли, потому что это касается их, эта несправедливость касается ровно их.

– В ваших фокус-группах чувствовался этот запрос на справедливость? Чувствовалось, что это понятие для молодых людей важнее, чем многое другое?

– Нет, в наших фокус-группах это не чувствовалось. В наших фокус-группах был упор на другое. Более того, мы спрашивали их про волонтерство и другие подобные вещи, но они нам говорили, что нет, пока еще рано об этом думать, что сначала они должны обустроить свою жизнь и жизнь своих близких, а потом уже будут думать о том, как сделать лучше жизнь других. Но все меняется очень быстро и непредсказуемо. Поэтому то, что было в наших группах несколько месяцев назад, могло совершенно поменяться под влиянием той информации, в которую эти молодые люди погружены.

– На митинги против коррупции родители вышли со своим детьми как раз этого возраста, и где-то мне попался комментарий такого рода: "Это не я взяла своего ребенка, а он меня взял на митинг". Такие отношения как-то сочетаются с результатами вашего исследования?

– Абсолютно сочетается, потому что, как я уже сказала, дети говорят о том, что они дружат со своими родителями, а родители говорят, что они дружат с детьми. Поэтому у нас и есть идея, что конфликт поколений совершенно смазан. Родители рады идти вслед за своими детьми, и это показывает, что они крутые родители, что они прислушиваются к детям. Идея "я сказал, значит, так и будет" – она все больше и больше уходит на нет, даже в регионах. Даже если реальная практика противоречит этим утверждениям, потому что у нас были мамы, которые говорили: "Я могу своего на месяц посадить под домашний арест за нарушение правил". Все равно есть такое утверждение: "Мы со своими детьми дружим, мы к ним прислушиваемся, мы их уважаем, мы их не ломаем через колено". А сами дети говорят: "Мои родители – прекрасные люди, отношения с ними у меня очень близкие, могу обсуждать с мамой и отцом все что угодно". Это говорит человек из Барнаула в возрасте от 18 до 22 лет. Или: "Мои родители – самые лучшие люди в мире, у меня с ними близкие отношения" – это Саратов, 18–22. "Довольно часто выезжаем на природу, по грибы, на рыбалку. Безусловно, мне приходилось обращаться к ним за советом". Так что ругать родителей, говорить, что родители – это "отстой, ерунда, я к ним никогда не буду обращаться", – такой идеи нет.

– Если взять государство, государственную систему, говорили ли ваши респонденты о своем отношении к государству? Замечали ли вы попытки со стороны государства наладить контакты с этим поколением? Может быть, вы видите какие-то очевидные ошибки, которые в этом плане допускались за последние годы, исходя из того, как эти люди воспринимают информацию?

– Если мы считаем, что государство – это в их жизни школа или вуз, то главная ошибка, о которой не я первая говорю, а о которой писали уже многие журналисты, это то, что с ними продолжают разговаривать с позиции "я начальник – ты дурак". Это молодому поколению совершенно не близко, я скажу мягко. Это их удивляет, это совершенно не их стиль отношений. Нам жаловалась, можно так сказать, эксперт в Саратове, преподавательница педучилища. Она говорит: "Я должна им объяснять, почему они должны заниматься моим предметом, я должна их уговаривать. Я работаю педагогом 25 лет, такого сроду не было. Этому поколению я должна доказывать, должна находить аргументы, почему им нужно делать домашнее задание. В мое время как было? Надо – значит надо! С ними так не работает". Это понемножку чувствуется учителями, но, похоже, не до конца. И это, вероятно, главнейшая ошибка, потому что с ними нужно разговаривать как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая учителей, и они ожидают нормального, уважительного диалога.

– Каким эти люди видят свое будущее?

– Полгода назад будущее они видели так: я хочу, чтобы у меня была нормальная работа, хорошая семья и интересная жизнь с путешествиями. Нас поразило, насколько комфортно они смотрят в свое будущее. То есть, с одной стороны, они хотят найти свой путь, но, поскольку очень велик страх разочарования в том, что "я не найду свой путь", то пусть у меня будет хотя бы все комфортно, хорошо и спокойно. Но надо сказать, что вообще они о будущем говорить боятся. Когда задаешь вопрос: "Что вы видите через 10–15 лет?" – они говорят: "Господи, да даже страшно очень об этом думать! А вдруг там будет что-нибудь не так? А вдруг что-то со мной случится не то, я не выберу, не найду свой путь?"

Они очень опасаются, у них нет четкой картины будущего. Горизонт планирования очень и очень короткий, минимальный и под определенную цель – закончить школу, закончить вуз, получить диплом о высшем образовании. Такими маленькими-маленькими шажками. Как кто-то сказал, "планировать надо на неделю, а на год – это не круто". Вот так примерно они смотрят на свое будущее. Поэтому поскольку страшно планировать это самое будущее, то оно и планируется таким вот safe choice, безопасным выбором, чтобы все было нормально, спокойно, благополучно.

– Когда вы участвовали в создании этого исследования, думали ли вы о своих детях?

– Я, честно говоря, думала о своей дочери. Дочери моей 18, она тоже попадает в это исследование. Мой 22-летний сын – я надеюсь, мои дети не обидятся, если это услышат, – скорее нетипичный представитель поколения. Он много читает и занимается волонтёрством. Моя дочка совершенно не может жить без социального взаимодействия, она училась в хорошей школе и тоже вынуждена была читать книжки, потому что их заставлял учитель литературы, она – гораздо больше представитель этого поколения. Я о ней очень много думала, я на ней как бы проверяла свои гипотезы и получала ответ, что это правда: "Да, мама, мы хотим признания. Да, нам ужасно важно не оставаться одним, это лузерство. Да, мама, сейчас совершенно не кульно говорить, что мои родители – придурки".

Источник: https://www.svoboda.org/a/28398182.html

Ссылка на видео "Рождённые при Путине. "Возраст несогласия" как портрет поколения". Журналист Сергей Медведев беседует с Андреем Лошаком, журналистом, автором фильма «Возраст несогласия» и Натальей Зоркой, социологом, руководителем отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия Левады https://www.youtube.com/watch?v=bLRDb-7bTm4

Ссылка на интервью с социологом«Это молодежь с высоким ощущением опасности» https://paperpaper.ru/campus/omelchenko/?utm_source=meduza&utm_medium=partners&utm_campaign=friends

Ссылка на статью "Молодёжь и политика: так есть на что надеяться?" http://www.colta.ru/articles/society/17752

Ссылка на видео "Поколение без будущего" : беседа о перспективах старших представителей поколения "Z" с психологом, профессором НИУ ВШЭ С. Нартовой-Бочавер, аналитиком Центра социального проектирования Д. Серёгиным, студентами НИУ ВШЭ https://www.youtube.com/watch?v=nYD08_ZHwHE

Ссылка на видео "КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЁНКА - УСПЕШНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ" https://www.youtube.com/watch?v=BCPd8UdcV0Y

Ссылка на видео беседы с писателем и педагогом Дмитрием Быковым О МОЛОДЁЖИ 2010-х гг. https://www.youtube.com/watch?v=sYNoeBpbkLw

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».