26.01.2023
27 марта 2023 года Муниципальным автономным учреждением
дополнительного образования детским оздоровительно-образовательным центром
«Психолого-педагогической помощи «Семья и школа» совместно с Центром
образования и молодёжного предпринимательства "Коперник" (СРОО
«Здоровые люди») и при технической поддержке «Технопарка высоких технологий»
Фонда «Сколково» была проведена научно-практическая конференция «Многогранность
особых образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических
условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных
отношений».
Научно-практическая
конференция была посвящена обсуждению направлений и содержания
психолого-педагогической работы по оказанию помощи, сопровождению развития
детей, подростков и молодежи с
различными образовательными потребностями (РОП) в условиях системы
общего и дополнительного образования. Её работа была направлена на расширение и
углубление психолого-педагогических компетенций в вопросах работы со всеми
участниками образовательного процесса образовательными потребностями
современных обучающихся, будь то ребенок с теми или иными образовательными
потребностями, педагог или родитель.
Конференция
проводилась на онлайн-платформе Pruffme
и включала в себя пленарное заседание и работу трех секций: «Вопросы сопровождения развития детей
с ОВЗ»; «Процесс социализации и развития
личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Профилактика
дезадаптации участников образовательного процесса»; «Основные направления в
работе с подростками и молодежью с учетом современных вызовов и рисков».
Участники имели возможность послушать доклады, вызывающие у них наибольший
интерес, в разных виртуальных комнатах.
На пленарном заседании обсуждались вопросы
современных исследований и подходов к оказанию помощи всем участникам
образовательного процесса.
В
пленарной части конференции выступили:
Илья Михайлович Слободчиков, профессор, доктор психологических наук,
заведующий лабораторией психолого-педагогического сопровождения развития
личности ФГБНУ "Институт Художественного Образования и Культурологии"
Российской Академии Образования (г. Москва)
Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, профессор,
заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи Института детства
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г.
Санкт-Петербург)
Вера Николаевна Грачева, преподаватель Института практической психологии
Иматон. Психолог-консультант, системный терапевт, конфликтолог, специалист в
области психологии здоровья, телесно-ориентированной терапии, глубинной
психологии К. Юнга, ведущая оздоровительных групп и групп по развитию ресурсов
личности (г. Санкт -Петербург).
Екатерина Олеговна Мазурчук, кандидад
психологических наук, доцент кафедры психологии образования УрГПУ (г.
Екатеринбург)
Галина Михайловна Федорова, Клинический психолог, супервизор; специалист
в области аналитической психологии К. Юнга (СПбГУ), юнгианской песочной
терапии, телесно-ориентированной психотерапии, «Имаго-терапии» партнерских
отношений; большой опыт кризисной работы с последствиями различных видов
психических травм; соавтор метода телесно-ориентированной Solwi-терапии,
соавтор книги «Холистический массаж», руководитель секции Solwi-терапии Гильдии
психотерапии и тренинга, член Государственной экзаменационной комиссии кафедры
проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук (СПбГУ),
кандидат технических наук (г. Санкт –Петербург)
Ксения Алексеевна Кузьмина, кандидат филологических наук, доцент кафедры
менеджмента и ГМУ, доц. кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ,
сертифицированный эксперт в области оценки развития и обучения CPLP ATD (USA),
(г. Санкт –Петербург)
В
работе Конференции приняло участие более 700 человек, представляющих множество
городов и ряд автономий Уральского Федерального округа. Категорию участников
Конференции составили педагоги-психологи, учителя-дефектологи,
учителя-логопеды, руководители различных служб помощи семье и детям, директора
школ и ППМС центров.
По окончании пленарного заседания работа
проходила в параллельных секциях.
Модераторами секции
«Вопросы сопровождения развития детей с ОВЗ»
являлись кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей
квалификационной категории МАУ ДО ЦСШ Мягкова Ю.В. и учитель-логопед высшей
квалификационной категории Чудинова Ольга Ивановна (МАУ ДО ЦСШ). В работе секции приняло участие 22 спикера из городов: Екатеринбург,
Ярославль, Кириши (Ленинградская область), Сургут, Ростов-на-Дону, Воронеж,
Челябинск, Асбест (Свердловская область), Новая Ляля (Свердловская область),
Полевской (Свердловская область). В ходе работы данной секции активно обсуждались вопросы инклюзивного
общего и дополнительного образования детей (а также взрослых) с ОВЗ. Были
освещены вопросы работы со всеми участниками образовательного процесса, в том
числе в отношении личностной поддержки родителей и педагогов. Активно
обсуждался вопрос творческой самореализации людей с ОВЗ.
Модератором секции «Процесс социализации и
развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Профилактика
дезадаптации участников образовательного процесса» выступила Ладыгина
Марина Анатольевна, педагог-психолог высшей категории МАУ ДО ЦСШ. В работе
секции приняло участие 16 спикеров из городов: Москва, Екатеринбург, Челябинск,
Чита, Новоуральск (Свердловская область), Полевской (Свердловская область),
Вяземский (Хабаровский край). В ходе работы секции заслушаны доклады,
посвященные вопросам развития и социализации личности детей дошкольного и
младшего школьного возраста, профилактики дезадаптации и профессионального
выгорания, оказания помощи в кризисных ситуациях и поиске ресурсов с помощью
техник арт терапии и позитивной психологии.
Модератором
секции «Основные направления в
работе с подростками и молодежью с учетом современных вызовов и рисков»,
являлась Миронова Марина Олегердовна, педагог-психолог высшей категории МАУ ДО
ЦСШ, член Федерации психологов образования России. В работе секции приняло участие 16 спикеров из городов: Екатеринбург,
Сургут, Симферополь, Южно-Сахалинск, Махачкала. Работы данной секции была посвящена вопросам выявления и
поддержки ресурсов личности подростков и молодежи, обсуждению вопросов по
созданию условий для их гармоничного развития. Также обсуждались принципы
профилактики деструктивного поведения во всех его проявлениях, использование
арттехник в профилактической и коррекционной работе с подростками и молодежью.
Отмечая необходимость дальнейшего
расширения и укрепления сотрудничества и педагогической мобильности
специалистов системы образования всех уровней в региональном и общероссийском формате с целью решения
актуальных задач современной педагогики и психологии, участниками Конференции
были выработаны и одобрены следующие рекомендации и решения:
1.
Признать актуальность темы, заявленной в конференции, и рассматриваемых в
рамках секций теоретических и практических вопросов по
психолого-педагогическому сопровождению детей, подростков и молодежи с учетом
их индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей;
2.
Отмечая представленный на конференции успешный опыт реализации педагогической
мобильности и высокий уровень организации психолого-педагогического
сопровождения инклюзивного образовательного процесса в образовательных
организациях в ряде городов России, рекомендовать всем заинтересованным
структурам и организациям содействовать расширению партнёрских отношений с
коллегами из других городов;
3.
Инициировать использование образовательными организациями представленного на
Конференции опыта работы по внедрению инновационных педагогических технологий;
4.
Учитывая ключевые идеи ФЗ «Закона об образовании в РФ» о развитии личностных
компетенций у детей, подростков и молодежи, активизировать деятельность по внедрению в
образовательное пространство учреждений образования технологий проектного
обучения, позволяющих обеспечивать освоение жизненно важных умений обучающихся
через действие: распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей
работы; определить перспективу и спланировать необходимые шаги; найти и
привлечь необходимые ресурсы; реализовать имеющийся план; при необходимости
внести в него коррективы; оценить достигнутые результаты; осуществить
презентацию результата;
5.
Совершенствовать условия предоставления максимально широкого спектра образовательных
возможностей для формирования навыков мыслительной, аналитико-прогностической и
организаторской деятельности учащихся через урочные и внеурочные занятия;
6.
Обратить внимание на поиск новых форм внедрения в практику организации внеурочной
деятельности обучающихся, механизмов использования ресурсов сетевого
взаимодействия образовательных организаций различного типа и ведомственной
принадлежности, обеспечивающих доступность и возможность реализации сетевых
образовательных программ;
7.
Образовательным организациям активизировать работу по воплощению механизмов
мотивации талантливых и одарённых школьников к занятиям учебно-исследовательской
и проектной деятельностью, эффективному использованию форм электронного
обучения для повышения эффективности деятельности педагогов, работающих с
детьми, проявившими выдающиеся способности;
8.
Содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства
образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и
другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение
детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
9.
Продолжить просвещение родителей по вопросам инклюзивного образования и
популяризацию его идей, в том числе с активным использованием потенциала СМИ и
посредством организации конкурсов педагогического мастерства;
10.
Рекомендовать образовательным организациям, работающим с детьми с особыми
образовательными потребностями, активнее применять междисциплинарный подход в
диагностике и коррекционно-педагогической деятельности.
11.
Всем заинтересованным структурам, учреждениям и образовательным организациям
продолжить работу по разработке и внедрению в практику технологий социальной
адаптации детей с ОВЗ и профилактике правонарушений среди таких учащихся.
12.
Издать материалы региональной научно-практической конференции со всероссийским
участием «Многогранность особых образовательных потребностей.
Психолого-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи с учётом их
индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей» в виде сборника научно-практических статей,
соответствующего требованиям РИНЦ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.01.2023
Дата обновления: 07.09.2023
Дата публикации: 26.01.2023