Формируем будущее

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023г
Протокол №4

Утверждаю
Директор МАУ ДО ЦСШ
________________Г.Е. Моисеева
Приказ №78_ от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Формируем будущее»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 11 – 14 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 108

Автор-составитель:
Абрамова Виктория Викторовна,
педагог-психолог

Екатеринбург, 2023

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

5

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

7

1.4.

Планируемые результаты

8

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

9

2.1.

Календарный учебный график

9

2.2.

Условия реализации программы

9

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

9

3.

Список литературы

10

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Формируем
будущее» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»;
12.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»,
ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6
приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
14. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа».
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Предлагаемая программа психологических занятий направлена на формирование и
сохранение психологического здоровья школьников. Она способствует развитию интереса
ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы
3

преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует
установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои
чувства и чувства других людей, а также развивает психические процессы. Всё это в
комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам
реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой
которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению
большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия
между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования
психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
В соответствии с задачами можно выделить основные направления работы по
развитию психических функций обучающихся в школе:
1. Психологическая диагностика.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
3. Профилактическая работа.
4. Коррекционно-развивающая работа.
5. Аналитическая работа.
Методы работы:
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- опрос;
- тестирование;
- дискуссия;
- игротерапия – метод моделирования системы социальных отношений в нагляднодейственной форме в особых игровых условиях;
- арт-терапия – метод гармонизации развития личности через развитие
способностей самовыражения и самопознания;
- тренинг – метод обучения ребенка адекватным формам поведения в проблемных
ситуациях;
- нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленных на активизацию
естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений;
-психогимнастика – невербальный метод групповой терапии, в основе которой
лежит использование двигательной экспрессии;
- метод социальной терапии – метод психологического воздействия, основанный на
использовании социального принятия, признания, социального одобрения и
положительной оценки ребенка значимым социальным окружением – как взрослыми, так
и сверстниками.
- активные методы обучения – методы, которые побуждают учащихся к активной
мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом;
- интерактивные методы – способ познания, осуществляемый в форме совместной
деятельности учащихся, при которой все участники взаимодействуют друг с другом,
обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации,
оценивают действие других и своё собственное поведение.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
научность– использование научно обоснованных и апробированных в
педагогической практике технологий и методик;
системность – организация системы работы со всеми участниками
образовательного процесса;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех
участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классного
руководителя, учителей, администрации, педагога-психолога и др.;

4

превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи»
(реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения
проблемных ситуаций.
открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия
и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих
работников ОУ,
технологичность - использование современных технологий, интерактивной
стратегии в работе.
Структура программы
Программа включает себя два модуля:
Модуль 1 направлен на развитие психических процессов обучающихся, таких как,
внимание, память, мышление, воображение.
Модуль 2 способствует формированию коммуникативных навыков школьников,
умению распознавать конфликты и выходить из конфликтных ситуаций.
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия,
разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Уровень программы: базовый
Адресат программы: учащиеся 11 – 14 лет.
Количество учащихся в группе: 10-15 человек.
Объем и срок освоения программы. 1 год обучения, 108 часов.
Периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю по 1 часу на
группу, 1 час равен 40 минутам.
Форма обучения: учитывая психологические особенности учащихся в работе
используются следующие формы:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Виды занятий: беседа, сюжетно-ролевые игры, упражнения, наблюдение,
дискуссии, рисование.
Формы подведения результатов: беседа, тестирование, практическое занятие,
открытое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности:
Группы формируются из учащихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Программа состоит из 2 модулей (1 модуль – 81 часов, 2 модуль – 27 часов) общей
продолжительностью 108 часов, реализуемых в групповой форме, в просторном
помещении.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог-психолог.
Рабочая программа «Формируем будущее» реализуется в течение учебного года,
исключая каникулярное время.
1.2. Цель и задачи:
Основной целью программы является способствовать созданию условий для
успешного обучения, сохранения психологического, социального, физического здоровья
обучающихся, развития их личности и индивидуальности.
Задачи образовательные:
- Формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков,
необходимых
для
социально-психологической
адаптации
и
продуктивной
жизнедеятельности в будущем.
- Формирование способности к рефлексии, самооценки.
- Формирование учебной мотивации, целостного представления о себе и своей жизни.
5

Задачи воспитательные:
- Воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.
- Воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания,
саморазвития и самовоспитания.
Задачи развивающие:
- Развитие осознания необходимости постоянного личностного, духовно-нравственного
совершенствования.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
- Развитие собственных внутренних ресурсов для противостояния возможным жизненным
опасностям.
-Развитие способности преодолевать трудности школьной и социальной адаптации.
-Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения
к ним.
- Развитие навыков самопомощи в трудных жизненных ситуациях.
1.3. Содержание общеразвивающей программы

№
п/п

Учебный (тематический) план
Модуль 1

1

Наименование
Количество часов
разделов и тем
Теория
Практика
Раздел 1. Введение. Тема внимание.
Занятие 1
2
7

2

Занятие 2

2

7

9

3

Занятие 3

2

7

9

Всего
9

Раздел 2. Тема память.
4

Занятие 1

2

7

9

5

Занятие 2

2

7

9

6

Занятие 3

2

7

9

Раздел 3. Тема мышление. Подведение итогов.
7

Занятие 1

2

7

9

8

Занятие 2

2

7

9

9

Занятие 3

2

7

9

18 ч

63 ч

81 ч

Итого

Форма контроля
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Тестирование

Модуль 2
6

№
п/п
1

Наименование
разделов и тем
Занятие
1.
Введение.

Количество часов
Теория
Практика
2
7

Всего
9

«Конфликт – это… ?»
2
3

Конфликты 2
здесь и сейчас.
Занятие 3. Мой личный 2
способ
выхода
из
конфликта.
Занятие

2.

Итого

6ч

Форма контроля
Наблюдение
Беседа
Тестирование

7

9

Наблюдение
Беседа

7

9

Наблюдение
Беседа

21 ч

27 ч

Содержание учебного (тематического) плана
Модуль 1
Раздел 1. Введение. Тема внимание.
Занятие 1.
Практика: Приветствие. Знакомство. Упражнения Ассоциация по имени».
Дискуссия: «Что такое внимание?». Диагностика уровня развития внимания. Анализ.
Рефлексия. Обсуждение.
Теория: «Психические процессы. Внимание. Свойства внимания». Разбор
примеров. Объяснение домашнего задания.
Занятие 2.
Практика: Приветствие. Упражнения «Колпак». Упражнение на тренировку
внимания по методике Мюнстерберга. Упражнение «Счёт до 40».
Теория: Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. Обсуждение
домашнего задания. Формулирование рекомендаций по развитию внимания. Беседа.
Объяснение домашнего задания. Рефлексия. Обсуждение.
Занятие 3.
Практика: Приветствие. Упражнение «Найди различия». Упражнение «Запретное
движение». Упражнение на тренировку внимания по методике Мюнстерберга.
Теория: Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. Обсуждение
домашнего задания. Объяснение домашнего задания. Рефлексия. Обсуждение.
Раздел 2. Введение. Тема внимание.
Занятие 1.
Практика: Приветствие. «Что такое память?». Диагностика уровня развития памяти.
Анализ. «Приёмы мнемотехники».
Теория: Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. Обсуждение
домашнего задания. «Психические процессы. Память». Формулирование рекомендаций по
развитию памяти. Беседа. Объяснение домашнего задания. Рефлексия. Обсуждение.
Занятие 2.
Практика: Приветствие. Упражнение «Запоминание по ассоциациям». Задание на
диагностику ведущего типа памяти. Задание на запоминание числового ряда. Задание на
запоминания текста.
Теория: Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. Обсуждение
домашнего задания. Объяснение домашнего задания. Рефлексия. Обсуждение.
Занятие 3.
Практика: Приветствие. Упражнение «Опиши по памяти». Упражнение «Бег
ассоциаций». Упражнение «Запомни цифры и фигуры».
Теория: Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. Обсуждение
домашнего задания. Объяснение домашнего задания. Рефлексия. Обсуждение.
Раздел 3. Мышление. Подведение итогов.
7

Занятие 1.
Практика: Приветствие. Диагностика уровня развития памяти. Анализ.
Диагностика уровня развития мышления. Анализ. Дискуссия: «Что такое мышление?».
Упражнения на тренировку мышления
Теория: Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. Обсуждение
домашнего задания. Формулирование рекомендаций по развитию мышления. Беседа.
Объяснение домашнего задания. Рефлексия.
Занятие 2.
Практика: Приветствие. Упражнение «Соедини линии». Групповая работа.
Упражнение на развитие креативного мышления «Дорисуй». Упражнение «Соединяю».
Упражнение «Разделяю».
Теория: Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. «Психические
процессы. Мышление». Обсуждение домашнего задания. Объяснение домашнего задания.
Рефлексия.
Занятие 3.
Практика: Диагностика уровня развития мышления. Анализ. Упражнение «3
случайных слова». Упражнение «Аббревиатура». Упражнение «Слова наоборот».
Теория: Рефлексия. Подведение итогов. Приветствие. Актуализация знаний по
материалу предыдущего занятия. Обсуждение домашнего задания.
Модуль 2
Занятие 1. «Введение. «Конфликт – это… ?»
Практика: Приветствие. Знакомство. Дискуссия: «Что такое конфликт?». Беседа на
тему конфликтов, с которыми приходится сталкиваться подросткам, общаясь с
родителями и сверстниками. Упражнение «Воздушный шарик». Упражнение «Анализ
ситуаций». Арт-терапевтическое упражнение «Рисование вдвоём». Упражнение «Эмоции
в конфликте». Формулирование способов регуляции своего эмоционального состояния в
конфликте.
Теория: Три типа конфликтов. Рефлексия. Обобщение материала.
Занятие 2. «Плюсы и минусы конфликта»
Практика: Приветствие. Упражнение «Качества». Дискуссия: «Плюсы и минусы
конфликта». Упражнение «Я в конфликте». Упражнение «Самолётики».
Теория: Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. Способы выхода
из конфликта. Рефлексия. Обобщение материала.
Занятие 3. «Мой личный способ выхода из конфликта»
Практика: Приветствие. Упражнение «Ответ с улыбкой». Упражнение «Рисование
по инструкции». Творческая работа: «Мой личный способ выхода из конфликта».
Упражнение «Нас объединяет».
Теория: Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. Рефлексия.
Подведение итогов.
1.4. Планируемые результаты
1. Адекватная система представлений обучающихся о себе, своей жизни, способах
сохранения ими психологического, социального и физического здоровья.
2. Приобретение обучающимися навыков рефлексии.
3. Приобретение обучающимися навыков самопомощи в и взаимопомощи в
ситуации неблагополучия.
4. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.
5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
8

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
В
процессе
реализации
рабочей
программы
используются
формы
аттестации/контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания,
практическая работа).
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Количеств Количеств Количеств
обучения
начала
окончани о учебных о учебных о учебных
обучения
я
недель
дней
часов
обучения
1
учебный
год,
9
месяцев

15
сентября

31 мая

36

261

108

Режим
занятий

3 занятия по
1часу в
неделю

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: меблированный кабинет (письменный
стол, парты, кресла, стулья). Предметы и пособия для занятий с обучающимися
(настольные игры, краски, цветные карандаши, фломастеры, планшеты)
Информационное обеспечение: персональный компьютер, оснащенный печатным
устройством, пакетом тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для
других сотрудников учреждения.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог-психолог (психолог) с
высшим педагогическим (психологическим) образованием.
Методические материалы: психодиагностические методики. Ролевые игры,
тренинговые упражнения, рисуночная арт-терапия.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации/контроля
Аттестация обучающихся проводится на основании наблюдения за поведением
обучающихся в процессе обучения, с помощью методик диагностики психических
процессов, а также на основе самоанализа обучающихся.
Оценочные материалы
Важным оценочным материалом являются отзывы родителей и учителей об
изменениях в поведении учащихся.
Корректурная проба Бурдона-Анфимова, заучивание 10 слов А.Р. Лурия, методика
оценки логического мышления, тест креативного мышления Торренса, тест описания
поведения К.Томаса.
Методическое обеспечение

№
п/п

Раздел или
программы

Форма
тема
проведения
занятий

Формы
Дидактический
Методы и
подведения
материал,
приемы
итогов
по техническое
организаци
теме
или оснащение
и УВП
разделу
занятия
9

«Формируем
будущее»
1.

Ролевые игры,
тренинговые
упражнения,
Словесный
дискуссии,
рисуночная арттерапия.

Беседа.
Наблюдение
Тестирование

Раздаточный
наглядный
материал

3. Список литературы
Нормативные документы:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры».
Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от
29 декабря 2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ».
1.
2.
3.
4.

Для педагогов
Анцупов, А. Конфликтология. – Москва, 2001
Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания. Изд-во: АСТ, 2008.
Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. – Феникс,
2013.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – Питер, 2018.

10

5. Желателев Д. Гештальт-подход в педагогической психологии. – Санкт-Петербург,
2007.
6. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – СПб, Рига: Эксперимент, 1997.
7. Клепацкая Л. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений. Часть 1. Изд-во В.
Секачев, 2015.
8. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика. – СанктПетербург, 2004
9. Лебедева М.М. Конфликтная ситуация: пути выхода // Обществознание в школе,
1999. – № 5.
10. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд-во: Москва , 1994.
11. Мартинсоне К. Искусствотерапия. – Санкт-Петербург, 2014
12. Наварро А. Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и
памяти. Изд-во: Манн, 2017.
13. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М.: Центр «ВЛАДОС», 2002.
14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное
пособие. Самара: "БАХРАХ-М", 2001
15. Розова Ю.Е. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов
мнемотехники. Изд-во: Редкая птица, 2017.
16. Рудякова О. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008
17. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. – Уфа: МП
«Триада», 1996
18. Хаббард Л.Р. Как разрешить конфликты: Из работ Л. Рона Хаббарда: [Перевод]. –
М.: Изд. группа «Нью Эра», 1997.
19. Якуничева О.Н. Психология. Упражнения развивающие память, внимание,
мышление. Изд-во: Лань, 2015.
Для учащихся
1. Армстронг Т. Ты можешь больше чем ты думаешь. – Манн, 2018.
2. Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Эксмо,
2015.
3. Вальдшмидт Д. Будь лучшей версией себя. – Манн, 2019.
4. Гайссельхарт Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. –
Омега-Л, 2015.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Как бы ты поступил? Сам себе психолог. – АСТ, 2018.
6. Кострикин П.П. Большая книга тренировки внимания. – АСТ, 2013.
7. Максимов А.М. Психофилософия 2.0. Книга для тех, кто устал бояться. – Питер,
2015.
8. Чеснова И.В. Как стать уверенным в себе? – АСТ, 2018.
9. Рубин И. Уверенность в себе. Простые практики для обретения внутренней силы и
твёрдости. – Манн, 2017.
10. Умнов В.И. Я и мои друзья. Тесты для саморазвития. – Научная книга, 2017.
11. Шер Б. Отказываюсь выбирать. – Манн, 2019.
1.
2.
3.
4.

Для родителей
Ахмадуллин Ш.Т. «Как легко учиться в младшей школе! От 7 до 12 лет. Книга для
родителей» Изд-во: «АСТ», 2020г. – 256 с.
Быкова А.А. «Школьники ленивой мамы». Изд-во: «Бомбора», 2023г. – 288 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. «Чудеса активного слушания». Изд-во: «АСТ», 2022г. – 192 с.
Петрановская Л.В. «Если с ребёнком трудно. Что делать если больше нет сил
терпеть?». Изд-во: «АСТ», 2022г. – 144с.

11

5. Шлейдер Д., Добиас М., Малларки М. «Развиваем гибкое мышление». Изд-во:
Манн, Иванов и Фербер», 2022г. – 144 с.
6. Фабер А., Мазлиш Э. «Как говорить с детьми, что бы они учились». Изд-во:
«Бомбора», 2022г. – 228 с.
7. Фабер А., Мазлиш Э. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы
дети говорили». Изд-во: «Бомбора», 2020г. – 336с.
8. Ягодкин Н.А., Згода А.Н. «Энциклопедия детской мотивации». Изд-во: «Бомбора»,
2022г. – 304 с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».