Нескучайка

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «29» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Нескучайка»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 5 - 7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Пантелеева Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023
1

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Календарно (тематический )план

7

Содержание учебного (тематического) плана

10

1.4.

Планируемые результаты

12

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

13

2.1.

Календарный учебный график

13

2.2.

Условия реализации программы

13

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

15

3.

Список литературы

17

2

1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нескучайка»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
12. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
14. Устав МАУ Д О Центр «Семья и школа».
Актуальность программы. Актуальность программы в том, что играть младшим
школьникам важно по целому ряду причин. Самой главной из них является
необходимость развития умений, которые пригодятся обучающимся в будущем. В
процессе участия в игре у детей формируются важнейшие для личности навыки:
креативные, организаторские, ораторские, лидерские. Игра способствует формированию
3

интегративного личностного образования, которое определяется как творчество и
включает способности, позволяющие взрослому человеку быстро и адекватно
адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением,
благодаря умению выполнять деятельность, обладающую определенной новизной,
значимостью и полезностью. Чтобы добиться успеха в общественной и профессиональной
деятельности в современном мире, необходимо иметь развитое творческое мышление,
формирование которого начинается с развития общей эрудиции, фантазии и креативного
воображения.
Педагогическая целесообразность программы «Нескучайка» определена тем,
что она ориентирована на формирование и развитие коммуникативных навыков,
творческих умений, которые помогут эффективнее и естественнее влиться в среду
современного общества, в окружающую действительность. Это позволит детям
эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, находить способы
решения конфликтных ситуаций, уметь принимать решения.
Новизна программы. Новизна программы заключается в вариативности
содержания и форм организации образовательного процесса, не ограничивать развитие
детей, только через игровую деятельность, а на основе интереса к работе с
пластилином, бумагой, доброту и сопереживание, пробудить у них способность к
самосовершенствованию, стремление к нравственному и физическому развитию. Во
время игры учащиеся учатся рассуждать, делать выводы, творчески подходить к
решению поставленных задач, выстраивать логические цепочки, что важно для
будущего самоопределения.
Отличительные особенности. Образовательная программа «Нескучайка»
отличается от имеющихся тем, что она ставит более широкие задачи в плане
гармоничного развития личности, духовно-нравственного совершенствования, что само
по себе представляет трудности, учитывая негативное воздействие телепередач,
влияния компьютерных игр, имущественного расслоений населения, распространения в
детской среде нездоровых привычек. Весь учебный материал программы распределен в
соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения
теоретических знаний, практических умений и навыков. Занятия постепенно
усложняются. Постоянно идет процесс закрепления усвоенного ранее материала.
Адресат программы: обучающиеся 5 - 7 лет. Программа построена с учётом
возрастных, психофизических и индивидуально-психологических особенностей.
Группы комплектуются по 8-12 человек, набор детей проводится без
предварительного отбора.
Возрастные особенности. Обучающиеся данного возраста активно включены в
разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако
ведущее значение приобретает учебная деятельность, которая сводится не только к
посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых, а знания могут
быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Когда ставится специальная
сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно
говорить об учебной деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения
являются изменения самого обучающегося, ведь учебная деятельность — это
деятельность саморазвития, самоизменения на уровне знаний, умений, навыков, уровне
общего и умственного развития. Она опосредует всю систему отношений ребенка с
обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность
младшего школьника в целом. Занятия в студии сочетают в себе необходимое
соотношение игровой и учебно-познавательной деятельности. Всё новое, неожиданное,
яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их
стороны.
4

Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа для детей 5 -6 лет - 30 мин., для детей 7
лет 40 минут
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебные недели.
Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести
базовый минимум знаний, умений и навыков.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, занятие-игра,
соревнования.
Перечень форм подведения итогов: устные опросы, практические задания, участие
в выставках.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для творческого развития и социализации
обучающихся в процессе игровой деятельности с применением игровых технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучать самостоятельно, выбирать, организовывать и проводить подходящую
игру с учётом условий и обстоятельств;
- знакомить обучающихся с разными видами аппликации и пластинографии;
- обучать технологиям изготовления различных изделий из пластилина, бумаги,
картона, ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность
Развивающие:
- развивать творческие способности через игровую деятельность;
- развивать коммуникативные навыки через народные игры;
- развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать уверенность в себе;
- воспитывать самостоятельность, ответственность, чувство долга;
- воспитывать доброжелательность, товарищество.
1.3.

Содержание программы

Учебный (тематический) план
№
1

Название раздела, темы
Введение в программу. Знакомство с
правилами

Формы аттестации/контроля
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
1
1
беседа

5

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Ступеньками добра

10

5

5

игра

Золотая осень

18

9

9

выставка, игра

Игротека

16

8

8

Игра, составление книги игр

Новогодние фантазии

20

10

10

выставка, игра

Игры наших бабушек и дедушек

12

6

6

Игра, составление книги игр

Богатырская застава

16

8

8

Игра, составление книги игр

Весенняя капель

20

10

10

выставка, игра

Игровой калейдоскоп

18

9

9

Игра, составление книги игр

Что за прелесть эти сказки

16

8

8

Беседа, выступление

Всего

144

72

72

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата
№

Форма занятия

1.

сентябрь

Лекция, беседа

2.

сентябрь

3.

сентябрь

4.

сентябрь

5.

сентябрь

6.

октябрь

7.

октябрь

8.

октябрь

9.

октябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

10. октябрь
11. октябрь
12. октябрь
13. октябрь
14. октябрь

Количество уч.
часов
теория практ
ика
1
1

Тема занятия

Форма
контроля
Обсуждение,
устный опрос
Конкурс
Творческая
работа
Обсуждение,
устный опрос
Конкурсная
программа
экскурсия

1

1

Инструктаж по ОТ Введение
в программу
Добрые слова

1

1

Добрые руки не знают скуки

1

1

Просмотр мультфильма

1

1

Давайте жить дружно

1

1

Сюрпризы лесной поляны

1

1

Сюрпризы лесной поляны

1

1

Осенний листопад - стихи

1

1

Осенний листопад - стихи

1

1

1

1

1

1

Осенние фантазии
(аппликация)
Осенние фантазии
(пластинография)
Золотая осень - викторина

1

1

Золотая осень - загадки

1

1

Осенний переполох

Творческая
работа
Обсуждение,
устный опрос
Конкурс
Творческая
работа
Творческая
работа
Обсуждение,
устный опрос
Обсуждение,
устный опрос
Конкурсная
программа
6

15. ноябрь
16. ноябрь
17. ноябрь
18. ноябрь
19. ноябрь
20. ноябрь
21. ноябрь
22. ноябрь
23. декабрь
24. декабрь
25. декабрь
26. декабрь
27. декабрь
28. декабрь
29. декабрь
30. декабрь
31. декабрь
32. декабрь
33. январь
34. январь
35. январь
36. январь
37. январь
38. январь
39. февраль
40. февраль
41. февраль

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
беседа

1

1

Игры на внимание и память

наблюдение

1

1

Игры на внимание и память

наблюдение

1

1

Развитие наблюдательности

наблюдение

1

1

Развитие наблюдательности

наблюдение

1

1

наблюдение

1

1

1

1

Игры на мгновенную
реакцию
Игры на мгновенную
реакцию
Развитие глазомера

1

1

Развитие глазомера

наблюдение

1

1

Загадки о зиме

конкурс

1

1

Аппликация

1

1

Аппликация

1

1

Пластинография

1

1

Пластинография

1

1

Работа с ватными дисками

1

1

Работа с ватными дисками

1

1

Снегопад стихотворный

1

1

Снегопад стихотворный

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Обсуждение,
устный опрос
Конкурс

1

1

Новогодние фантазии

1

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
беседа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1

1

Во что играли наши
бабушки и дедушки
Кричалки , зазывалки,
считалочки
Испорченный телефон, Цепи
кованные
Съедобное – несъедобное,
Ручеёк
Классики, Черное белое не
носить! Да и нет не говорить
Игры наших бабушек и
дедушек
Русские богатыри мультфильм
Викторина

1

1

Меткие стрелки

наблюдение
наблюдение

Конкурсная
программа
Обсуждение,
устный опрос
Обсуждение,
устный опрос
игра
игра
игра
Конкурсная
программа
Обсуждение,
устный опрос
устный опрос
игра
7

42. февраль
43. февраль
44. февраль
45. февраль
46. февраль
47. март
48. март
49. март
50. март
51. март
52. март
53. март
54. март
55. март
56. март
57. апрель
58. апрель
59. апрель
60. апрель
61. апрель
62. апрель
63. апрель
64. апрель
65. апрель
66. май
67. май

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1

1

Шифровальщики

конкурс

1

1

Переберись через болото

игра

1

1

Наши руки не знают скуки

1

1

Наша армия- стихи

Творческая
работа
конкурс

1

1

Вперёд мальчишки

1

1

«В гостях у весны» - загадки

1

1

1

1

«В гостях у весны»
викторина
Пластинография

1

1

Пластинография

1

1

Аппликация

1

1

Аппликация

1

1

“Ручейки и озера”.

Конкурсная
программа
Обсуждение,
устный опрос
Обсуждение,
устный опрос
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
игра

1

1

“Веснушка”

игра

1

1

Весенняя капель - стихи

конкурс

1

1

Весенняя карусель

1

1

Игра в шашки

Конкурсная
программа
игра

1

1

Морской бой

игра

1

1

Крестики нолики

игра

1

1

Пазлы

игра

1

1

Ходилки

игра

1

1

Лего конструирование

игра

1

1

Фанты

игра

1

1

Монополия

игра

1

1

Игровой калейдоскоп

1

1

Что за прелесть эти сказки

Практическое
занятие

1

1

Подготовка к спектаклю

Конкурсная
программа
Чтение
сказок.
Обсуждение
Творческая
работа
8

68. май
69. май
70. май
71. май
72. май

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1

1

Подготовка к спектаклю

1

1

Подготовка к спектаклю

1

1

Подготовка к спектаклю

1

1

Подготовка к спектаклю

1

1

Спектакль

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Открытое
занятие

144

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение в программу.
Теоретические занятия:
Знакомство с целями и задачами курса, инструктаж по Т.Б.
Практические занятия: Входная диагностика.
Тема 2. Ступеньками добра
Теоретические занятия:
Беседа размышление «Где живет доброта? Кого можно назвать добрым? Добрые
отношения среди людей».
Практические занятия:
Просмотр мультфильма о добре. Добрые слова командная игра. Солнце из ладошек –
аппликация. Игровая программа «Тише едешь – дальше будешь»
Тема 3. «Золотая осень».
Теоретические занятия:
Приметы осени. Стихи про осень, загадки.
Практические занятия:
Экскурсия, конкурс стихов, поделки из пластилина и бумаги. игровая программа
Тема 4. «Игротека»
Теоретические занятия:
Какие бывают игры. Для чего они нужны. Специфика их подготовки и проведения. Место
и время проведения разнообразных игр.
Практические занятия:
Игры на внимание, память, наблюдательность, глазомер мгновенную реакцию,
воображение.
Тема 5. «Новогодние фантазии»
Теоретические занятия:
Рождество и Новый год на планете. Особенности этих праздников. Загадки
Практические занятия:
Конкурс стихов, загадок. Работа с бумагой, пластилином и ватными дисками. Игровые
программы.
Тема 6. «Игры наших бабушек и дедушек»
Теоретические занятия:
Познакомить с русскими народными играми, беседа о семейных традициях, праздниках,
которые мы встречаем с нашими родными. Во что играли наши бабушки и дедушки на
этих праздниках. Какие игры дожили до наших дней.
Практические занятия:
Кричалки, зазывалки, классики, ручеёк, цепи кованные, резиночки…..
9

Тема 7. «Богатырская застава»
Теоретические занятия:
Знакомство с историческим прошлым и настоящим России.
Практические занятия:
Викторина, конкурсы, состязания, весёлые старты.
Тема 8. «Весенняя капель»
Теоретические занятия:
Приметы весны. Стихи про весну, загадки.
Практические занятия:
Экскурсия, работа с бумагой, пластилином, игровая программа.
Тема 9. «Игровой калейдоскоп»
Теоретические занятия:
Разнообразие настольных игр. Парные игры.
Практические занятия:
Игра в шашки — классическая настольная игра. Настольные игры на бумаге (крестикинолики). Настольные игры в компании (домино и лото). Морской бой.
Тема 10. «Что за прелесть эти сказки»
Теоретические занятия:
Зачем нужны сказки? Чему они учат?
Практические занятия:
Чтение сказок, инсценировка, викторина, конкурсная программа.
1.4.

Планируемые результаты

Результатом реализации программы является развитие творческого потенциала,
воспитание способности к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира,
создание условий для детей не шаблонно, а творчески подходить к решению
поставленных задач.
Важно разбудить в каждом ребенке стремление к самовыражению и творчеству,
добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Главная цель реализации программы - достижение ребенком такого уровня
овладения техникой, который позволит ему создавать изделия самостоятельно.
Результатами изучения курса являются получение следующих знаний:
теоретических: основы последовательности изготовления работы,
практических: самостоятельно выбирает технику для наиболее точной передачи
образа и своего замысла. Владеет разными формами и видами игры, предлагает и
объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных
событий, выполняет несколько ролей в одной игре, следит за точным выполнением
правил всеми участниками.
Все умения, получаемые при освоении программы, способствуют так же развитию
предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты
- аккуратно и ответственно относятся к работе;
- самостоятельно работают и подбирают литературу;
- умеют самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии;
- адекватно воспринимают информацию;
- принимают участие в дискуссии, аргументируют свою точку зрения;
- умеют работать в группе;
10

- умеют воспринимать общие дела как свои собственные.
Метапредметные результаты
- умеют общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения,
дружбы и взаимопомощи;
- научились организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- умеют планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
- научились анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
- умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность
Предметные результаты
- знают правила различных игр, умение организовать их.
- умеют импровизировать, находить выход из сложных ситуаций.
- научились оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении групповых заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и
способы их устранения;
-умеют выполнять задания по инструкции и самостоятельное составление инструкции по
выполнению задания;
-умеют бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

Дата
начала
обучения
15.09.23

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31.05.24
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
- столы 8, стулья15, доска;
- шкафы и стеллажи - для хранения материалов и инструментов;
- витрины, полки - для демонстрации выполненных работ.
Техническое оснащение:
- освещение, компьютер.
Раздаточный материал:
- настольные игры
11

- доски для пластилина
-клей
-бумага
-картон
Наглядный материал:
- образцы;
Инструменты:
- ножницы;
- клеевой пистолет;
Информационное обеспечение:
- интернет-источники;
- фотоматериалы;
- видеоматериалы.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и
компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации .
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных
медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.

Методические материалы:
В начале и середине учебного года обязательно проводится инструктаж по технике
безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. Обучение в основном
проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала, но
и активно применяются индивидуальные и подгрупповые формы работы.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения:
при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый
материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает
работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня
подготовки каждого).
Используются следующие формы:
- фронтальная (работа проводится со всеми одновременно, например, при объяснении
нового материала или обработке определенного технологического приема);
- индивидуальная (ребенку предлагается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- подгрупповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной
работы);
- коллективное выполнение экспонатов для выставки.
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети
имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов. Практические
12

результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве
позволяет заинтересовать и вовлечь детей в образовательный процесс. Необходимо
целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования,
предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.
Основные принципы программы:
- принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих
силах;
- принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и
способностей каждого ребенка;
- принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность
обучения;
- принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных
народов;
- принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом
детей;
- принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны,
системность с другой.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Аттестация подтверждается отзывами родителей, дипломами и грамотами
конкурсных мероприятий.
Способом определения результативности программы является диагностика,
проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Качества
личности
1. Активность,
организаторские
способности

2.Коммуникативные
навыки, коллективизм

ярко проявляются
3 балла
Активен, проявляет
стойкий
познавательный
интерес,
целеустремлен,
трудолюбив и
прилежен,
добивается
выдающихся
результатов,
инициативен,
организует
деятельность других.

Легко вступает и
поддерживает
контакты, разрешает

Признаки проявления качеств личности
проявляются
слабо проявляются
2 балла
1 балл
Активен,
Мало активен,
проявляет стойкий наблюдает за
познавательный
деятельностью
интерес,
других, забывает
трудолюбив,
выполнить задание.
добивается
Результативность
хороших
невысокая
результатов.

Вступает и
поддерживает
контакты, не

Поддерживает
контакты
избирательно, чаще

не проявляются
0 баллов
Пропускает занятия,
мешает другим.

Замкнут, общение
затруднено,
адаптируется в

13

конфликты,
дружелюбен со
всеми, инициативен,
по собственному
желанию успешно
выступает перед
аудиторией.
3.Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность

4. Нравственность,
гуманность

Выполняет
поручения охотно,
ответственно, часто
по собственному
желанию, может
привлечь других.
Всегда
дисциплинирован,
везде соблюдает
правила поведения,
требует того же от
других.
Доброжелателен,
правдив, верен
своему слову,
вежлив, заботится об
окружающих,
пресекает грубость,
недобрые отношения
к людям,

вступает в
конфликты,
дружелюбен со
всеми, по
инициативе
руководителя или
группы выступает
перед аудиторией
Выполняет
поручения охотно,
ответственно.
Хорошо ведет
себя независимо
от наличия или
отсутствия
контроля, но не
требует этого от
других
Доброжелателен,
правдив, верен
своему слову,
вежлив, заботится
об окружающих,
но не требует этих
качеств от других.

Качества

№

Фамилия,
имя

Кл.

работает
индивидуально,
публично не
выступает

коллективе с трудом,
является
инициатором
конфликтов.

Неохотно выполняет
поручения. Начинает
работу, но часто не
доводит ее до конца.
Справляется с
поручениями и
соблюдает правила
поведения только при
наличии контроля и
требовательности
преподавателя или
товарищей.
Помогает другим по
поручению педагога,
не всегда выполняет
обещания, в
присутствии старших
чаще скромен, со
сверстниками бывает
груб.

Уклоняется от
поручений,
безответственен.
Нарушает правила
поведения, слабо
реагирует на
воспитательные
воздействия.

личности и
проявления

Активность,
организаторские
способности

Коммуникативные
навыки,
коллективизм

дата заполнения

дата заполнения

Недоброжелателен,
груб,
пренебрежителен,
высокомерен с
товарищами и
старшими, часто
обманывает/

признаки

Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность

дата заполнения

Нравственность,
гуманность
дата заполнения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

14

11
12
13
14
15

3. Список литературы

Нормативные документы:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена
Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря
2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
15

Список литературы для педагога:
1.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста. М. Просвещение 1991. – 291 с.
2.Воспитание детей в игре./Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы
психологии.– М.Просвещение, 1966. – 541 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Воображение и
его развитие в детском возрасте. - М., 1991.
5.Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
6.Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школе с игрой: Книга для учителей. – М.:
Просвещение, 1991 – 96 с.
7.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
8.Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М. Просвещение, 1983 – 248 с.
9. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 1982 г.
10. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982.
11. Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
12.Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
13.Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994 – 239 с.
14.Эльконин Д. Б. Психологические игры. М.: Просвещение, 1987. 327 с.
15. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
16. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
17. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология.– М.: Педагогика, 1994. – 262
с.
Список литературы для обучающихся:
1. АфанасьеваС.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М: АСТ-ПРЕСС СКД.
2001.-256с.
2.Горев П.М., Утемов В.В. Полет к горизонтам творчества. – Киров: Изд-во «О-краткое».
2013.-112с.
3. Калугин М.А., Новоротцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников.
Кроссворды, викториныыы, головоломки. – Ярославль: «Акдемия развития»,1996.-74с.
4.Нянковский М.А. Интеллектуальные игры для школьников. Неизвестное об известном. –
Ярославль: «Академия развития», 1997.- 192 с.
Список литературы для родителей и детей:
1.Бабкина Н.В.: Занимательные игры со словами. - М.: Айрис-Пресс, 2007.
2. Ефимова Т.: Детский праздник. Игры, сценарии, идеи на каждый день. - СПб.: Питер,
2010.
3.Зак А. З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. – М., 1994.
4. Курбанов Г.С.: Умные игры для детей и их родителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2003

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».