01.01.2017
По данным статистики левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты и их число с каждым годом возрастает. У левшей даже есть свой праздник – «День леворуких людей», который отмечается 13 августа.
Шансы, что ребенок будет левшой примерно 1:10. Но когда ребенок уверенно берет карандаш и ложку в левую руку, у родителей зачастую возникает беспокойство. Особенно, если других родственников с ведущей левой рукой в семье нет. И это беспокойство отчасти обосновано, ведь в современном мире большинство предметов быта приспособлены для правшей. Это музыкальные инструменты, ручки переключения скоростей в автомобиле, спортивный инвентарь, часы, консервные ножи, компьютерные мышки и другие предметы не слишком удобные для использования левой рукой. Но левши с ними прекрасно справляются, и, кроме того, сейчас появилось достаточное количество предметов, предназначенных специально для леворуких людей. Левши, вынужденные пользоваться правой рукой для манипуляции неприспособленными для левой предметами, владеют ей значительно лучше, чем правши левой.
Чтобы оценить, насколько неудобно пользоваться в быту правой рукой левшам, правше стоит хотя бы час (или для особо стойких целый день) пользоваться только левой рукой. Особо это стоит сделать тем родителям, которые считают, что их малыш-левша не слишком ловок и расторопен в быту.
Зачастую тревога по этому поводу продиктована еще и воспоминаниями о том, как леворукого одноклассника «переучивали» в школе, заставляя пользоваться правой рукой. Действовали при этом, как правило, не самыми приятными методами. Леворукость воспринималась чуть ли не как заболевание, от которого необходимо избавляться любой ценой. Ее считали недостатком развития, капризом или результатом упрямства ребенка, нежелающего «делать правильно».
К счастью, даже если ваш ребенок так и не изменит своих предпочтений в выборе ведущей руки, подобные ужасы ему не угрожают. Теперь в школах левшей не переучивают. Было доказано, что насильственное переучивание может нанести ущерб не только личности ребенка, но может привести и к отрицательным последствиям даже для его физического здоровья. К ним относятся даже с большим вниманием, чем к правшам. Ведь леворукость – важная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Готовим к школе
Согласно статистике на школьный класс приходится один-два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ничуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.
Но, как правило, проблемы психологического плана, связанные с леворукостью, у ребенка возникают по вине значимых взрослых – родителей, родственников, воспитателей, учителей. В ваших силах сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя в чем-то «неправильным». Не заостряйте внимания на этой особенности ребенка и не позволяйте делать это другим. Не сравнивайте своего ребенка с праворукими одноклассниками, ориентируясь именно на этот аспект.
Расскажите ребенку о великих ученых, художниках, спортсменах, артистах левшах.
Чарли Чаплин, Джуди Гарланд, Джордж Бернс, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Пол Маккартни, Ринго Старр, Юлий Цезарь, Мерелин Монро – лишь немногие из них. И, конечно, малышам-левшам будет очень интересно послушать про искусника Левшу, о котором миру поведал Лесков (тоже кстати левша).
Особенности организации познавательной сферы ребенка-левши могут проявиться следующим образом:
- дети плохо справляются с рисованием геометрических изображений, их последовательностей, с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
- дети часто искажают форму и пропорции фигур при их графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; смешение при письме близких по конфигурации букв (т-п, и-н, …); объединение слов; ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за) и т.п.)
- Для леворуких детей характерна особая стратегия обработки материала, «раскладывание по полочкам» и на основании такого анализа строится целостный образ предмета. Отсюда возникает медлительность.
- Проблемы внимания, трудности в переключении.
Не стоит пугаться такого значительного перечня возможных сложностей. У каждого ребенка свой набор сложностей, и праворукие дети от них, к сожалению, тоже не застрахованы. Надеюсь, что ни одна из перечисленных проблем не возникнет вашего ребенка, но подстраховаться не помешает.
Кроме того, одна из наиболее важных особенностей леворуких детей – повышенная эмоциональность, тревожность, обидчивость. Часто им характерны повышенная утомляемость вследствие специфики работы полушарий головного мозга.
Зная о возможных сложностях, стоит попытаться свести к минимуму риск их появления. Поэтому подготовку к школе стоит начать заранее. Педагоги и психологи разработали множество упражнений и игр, которые помогут леворукому ребенку лучше подготовиться к освоению письма.
Опытные педагоги советуют родителям детей, предпочитающих пользоваться левой рукой для письма и рисования, не спешить обучать дошколенка письму. Леворукому ученику будет гораздо сложнее учиться писать буквы в соответствии с требованиями, если он уже обучен письму не совсем правильно. Если ребенок изъявляет желание научиться писать, обучайте его письму печатными буквами. Обучение прописным буквам лучше предоставить профессионалу, ведь переучить гораздо сложнее, чем научить.
Занятия с дошколенком-левшой в домашних условиях помогут ребенку проще освоить навыки начальной школы и избежать значительных сложностей в обучении. Детям-правшам эти занятия тоже не принесут ничего кроме пользы, да и родителям не повредят.
Самое главное перед началом занятий создать для своего ребенка мотивацию. Изготавливайте картинки для украшения дома, открытки для близких и друзей, украшения для маминого и папиного рабочего стола.
Предложите «поиграть», причем, чем более заинтересованным вы будете, тем больше с большим интересом в занятия включится ваш ребенок. Делайте все упражнения вместе, включите элемент соревновательности. Играйте в «кто быстрее?», «кто больше?», «кто точнее?», «кто аккуратнее?».
- Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты, дошкольникам полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук малыша, но и на профилактику ошибок в написании.
- Очень хороших результатов помогает добиться штрихование. Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, сделанные мамой рисунки, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев, распечатанных родителями. Для штриховки можно использовать карандаши, фломастеры, краски и даже пальчики ребенка, предварительно обмакнув в пальчиковые краски.
- Начинать штриховать лучше крупные и несложные фигуры, переходя к более сложным. Важно помнить, что для детей, готовящихся к школе, наклон штрихов должен быть направо. Это поможет сформировать правильный наклон букв при письме.
- Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Наиболее распространенная сложность деток-левшей – поворот букв на 180 градусов. Буквы Р, Ь, Я, З… и цифры часто оказываются повернуты не в ту сторону. Избежать подобных ошибок помогут занятия с ребенком направленные на поиск неправильно написанных букв.
- Вы можете сами изготовить «материал для занятий», написав среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно написанными буквами и цифрами. Подчеркните, что в тексте сделаны ошибки и их нужно найти. Играйте вместе, ищите буквы наперегонки, но не забывайте периодически поддаваться и пусть ребенок найдет пропущенные вами буквы и цифры сам.
Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.
Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например, Буква Ч похожа на чайник с носиком. Самостоятельно придуманные ассоциации помогут избежать ошибок в написании букв.
Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток, слепить буквы из пластилина, выложить из веревочки. Нарисовать буквы на ладошке пальчиком, на столе пальчиком, в воздухе всей рукой.
Хороший способ избежать ошибок в написании букв – вместе с ребенком составить «план» написания каждой буквы, которая может вызвать затруднения. По принципу «сначала проводим линию, затем пририсуем к ней полукруг…».
- Очень полезное упражнение - обводить предметы по контуру. Для начала используйте несложные геометрические фигуры с толстым контуром, затем усложняя задания для ребенка. Дети очень любят логические игрушки, которые приводят в детских журналах с заданиями типа «Помогу героям разобраться, где чья рыбка», где «спутанные» художником лески рыболовов соединяют их удочки и крючки с пойманной рыбкой. Такие «поиски» с помощью карандаша принесут ребенку не только пользу, но и удовольствие. Контуры букв и цифр - это уже материал для будущих первоклассников.
- Еще один вид упражнений, который направлен не только подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти дошколенка, это срисовывание. Ребенок, как правило, с удовольствием занимается срисовыванием. Задача родителей лишь подготовить образец, с которого ребенку предстоит срисовывать (для начала можно использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр, а так же несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).
Вы можете усложнить задание, показывая ребенку рисунок (текст) лишь на 1 минуту, а дальше давая время на воспроизведение.
- Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.
- Для того чтобы ребенку было легче освоить навык чтения, родителям желательно при обучении обозначать или помечать букву, с которой начинается слово или предложение, поскольку дети-левши часто начинают читать слово или фразу с конца.
- Очень важно научить ребенка-левшу ориентироваться в пространстве, собственном теле, листе бумаги. Прежде всего, необходимо довести до автоматизма навык определения «право-лево», «верх-низ». Для этого очень полезны подвижные игры и занятия спортом, игры на реакцию, игры-подражания. Почаще обращайтесь к ребенку с просьбами типа: «посмотри налево», «достань из правого ящика», «возьми самую верхнюю книгу из стопки».
Для ориентировки в пространстве листа отличный тренажер – графические диктанты (задания, где требуется выполнять рисунок, следуя инструкции). Дети выполняют их с удовольствием, так как в случае успеха, получается законченный интересный рисунок.
Замечательный способ развить тренировки тонкой моторики руки и умения ориентироваться в листе бумаги – оригами. Это увлекательное занятие для всей семьи еще и очень полезно для развития ребенка.
- Кроме того, подготовку к школе следует проводить и в аспекте социализации ребенка. Если Ваш ребенок не посещал дошкольного учреждения, стоит заранее записаться в группу развития, секцию, кружок, художественную школу с учетом интересов ребенка. Возможно, посещение подготовительных занятий, которые организуют в большинстве школ для первоклассников, помогут ребенку войти в ритм школьных занятий и заранее привыкнуть к новой обстановке.
Левши в школе
Предпочтение ребенком левой руки выявляется еще на этапе предварительного собеседования при записи ребенка в школу. Поэтому Вас не должно удивлять повышенное внимание к вашему первокласснику со стороны учителя и школьного психолога. Скорее, Вас должно насторожить отсутствие этого внимания.
Как следствие повышенной эмоциональности, которая часто присуща левшам, адаптация к школе у них может проходить сложнее, чем у большинства одноклассников. Поэтому родителям таких деток стоит больше внимания уделить подготовке к началу школьного обучения.
Родителям так же стоит проследить за тем, чтобы первоклассник, который будет учиться писать левой рукой, занял место слева за партой, в идеале у окна. Это позволит не сталкиваться при письме с соседом по парте, и освещенность рабочего места школьника будет больше. Важно еще учитывать и то, какой глаз является ведущим у ребенка. Если левый, то желательно, чтобы доска и рабочее место учителя располагались слева от ребенка (соответственно справа при правом ведущем глазе). Тоже относится и к детям-правшам. Хотя, часто, эти требования невозможно совместить.
Важно так же организовать для ребенка рабочее место дома таким образом, чтобы ребенок имел достаточно свободного пространства на столе для левой руки Освещение рабочего места должно быть продумано таким образом, чтобы свет падал справа. Родители-правши часто об этом забывают.
Леворукость – ещё не повод предполагать, что Ваш малыш столкнется с трудностями, но индивидуальные особенности ребенка учитывать необходимо. Если Вы уделите время развитию своего ребенка и подготовке к началу школьной жизни, то вероятность того, что сложности при овладении учебной деятельностью не возникнут, очень высока. Чего Вам искренне желаю!
Автор: Поликарпова Анна Юрьевна,
учитель-логопед
Если Вас заинтересовала тема, рекомендую обратиться к следующим источникам:
Интернет - магазины, торгующие товарами для левшей:
http://levo.labms.ru/, http://www.lefthandshop.ru
Иван Каравьев "Если ваш ребенок - левша"
Марьяна Безруких «Леворукий ребенок в школе и дома»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017