01.01.2017
Проблема с пересказом текста довольно часто встречается у младших школьников.
Какие ошибки при пересказе встречаются особенно часто?
- пропуск части текста;
- трудности в построении предложения, употребление простых однотипных предложений;
- излишнее многословие, повторы слов и частей текста;
- пропуск сказуемого, второстепенных членов предложения;
- трудности в подборе нужных слов;
- ребёнок затрудняется начать рассказ или предложение;
- плохо запоминает текст.
Для начала освоим несколько полезных упражнений.
- «Узнай, о чем это». По названным словам, ребенок должен узнать объект. Например: каменный, деревянный, одноэтажный (дом).
- «Подбери слово». Например, предложено слово: «дерево» (ответ ребенка - большое, маленькое, высокое, низкое).
- «Скажи по-другому». Ребенок подбирает к слову взрослого слово-антоним: «горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький» или синоним - «друг» - товарищ, приятель.
- «Подбери действие». Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-действий и наоборот. Мальчик (что делает?) - Ест, спит, бегает, играет.
- «Закончи фразу». Могут быть использованы предложения: «В лесу растут г... и я...»; «На клумбе выросли красивые ц...»; «Топором рубят д...»; «Наступила осень. С деревьев падают... (листья).
- Составление словосочетаний. Например: «Стакан, молоко. Стакан чего? — Молока. Стакан молока». Составление предложений по данным словам, например: «Медведь, мед, сладкий, любит».
Со многими интересными упражнениями можно познакомиться в пособии Глухова В.П. «Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи».
После подготовительной работы перейдём к формированию умения пересказывать.
В этом нам помогут задания:
- Рассказ о событии. Если речь шла о событии, на котором вы присутствовали, то расскажите свой вариант, что вам больше всего «запомнилось-понравилось», чтобы у ребенка был образец того, как можно было рассказать. Для самостоятельного пересказа ребенка можно задать вопрос: «Я не была в гостях у твоего друга. Расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было». В случае затруднений в ходе пересказа, взрослый может помочь ребенку подобрать подходящее слово или словосочетание. Если ребенок отказывается от помощи, не стоит настаивать.
- Смешной случай. Научите ребенка выделять из событий дня интересные и смешные случаи, рассказывайте их сами, а затем пусть ребенок постарается рассказать самостоятельно. Забавные случаи можно не только пересказать, но и проиграть интонационно, разбив на роли. Сначала вы озвучивайте все роли сами, а потом делите их с ребенком.
- Пересказ по картинке. Любая картинка является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки изображен? А какие события произошли дальше?» По одной картинке можно придумать не один вопрос. Можно предложить ребенку нарисовать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».
- Пересказ по серии сюжетных картинок. Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ, который с опорой на сюжетные картинки он будет пересказывать. Взрослый может менять последовательность картинок, убирать несколько эпизодов, просить придумать новый эпизод.
Приведем пример пересказа по серии картинок «Наряжаем елку».
Ответим на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка?
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
С подобными материалами (сериями сюжетных картин) можно ознакомиться в пособиях:
- Елена Бортникова. Чудо – обучайка. Составляем рассказ по серии сюжетных картин. (несколько книжек для разных возрастов).
- Игра – занятие. Истории в картинках. (2 части)
Если заниматься каждый день 10-15 мин, Ваш ребёнок освоит технику пересказа!
Автор: Полозова Юлия Валерьевна,
учитель-логопед
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017