13.10.2021
Рекомендации
логопеда по профилактике нарушений устной и письменной речи
Дорогие
родители! Давно известно, что легче
предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять их с
помощью коррекционных занятий. Предлагаем вам упражнения, выполнение которых не
требует специальных условий; их можно выполнять, например, на прогулке.
Упражнения:
Развитие
фонематических процессов:
·
Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку),
когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове
звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
·
Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в
комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой
звук).
·
Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный
звук.
·
Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина,
домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или
любой другой).
·
Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку)
когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль,
мир, мяч, лужа, ремонт, рама, кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова
(моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина,
коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).
·
Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие
и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
Развитие навыков языкового анализа и синтеза:
· Сосчитай, сколько слов в
предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на
работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
· Самостоятельно придумай
предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
· Придумай предложение с
маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например:
«Ваза стоит на столе.»
· Придумай предложение с
первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова
связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый
кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
· Доскажи слог, чтобы
получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
· Сосчитай сколько слогов
в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето,
сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с
тремя слогами).
· Назови первый звук в
словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка,
апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт,
лента и т.д.)
· «Угадай слово». Родители
предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам,
делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
· «Где спрятался звук?».
Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале,
середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале),
в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
Развитие зрительно-пространственных представлений:
· Попросите ребенка
показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание,
попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой
вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой
сторонах пространства.
· Можно предложить ребенку
рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг
друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки»,
«Цветы растут слева от дерева» и т.д.
· «Что изменилось?»
Разложите перед ребенком любые предметы, предложите запомнить и закрыть глаза.
Поменяйте предметы местами и спросите, что изменилось?
В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.
Малинина Елена Радиковна,
учитель-логопед МАУ ДО ЦСШ
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.10.2021
Дата обновления: 13.10.2021
Дата публикации: 13.10.2021