Как научиться писать диктанты: советы логопеда

24.09.2021

Как научить ребенка писать диктанты?

С того момента, когда ребенок начинает писать свои первые буквы в прописях, школа и родители стараются научить его писать правильно, без ошибок. Но одному ученику это удаётся без труда, а другому – сложно написать без ошибок даже самые распространенные слова.

         Как подготовить ребенка к диктанту? Есть несколько способов, которые «работают» в комплексе:

  • чтение книг;
  • тренировка в написании диктантов;
  • игры.

                Чтение книг

Часто можно услышать о понятии «природной грамотности». Но грамотность – это не то, что можно передать по наследству. Грамотность – это навык и для приобретения этого навыка необходимо приложить немало усилий.
         Бывают дети, которые пишут грамотно, как они говорят, сами не зная, почему пишут именно так, а не иначе. Как правило, у этих ребят исключительно хорошо развита зрительная память. Они много читают и просто по ходу чтения запоминают правильное написания многих слов. Поэтому, книга – это важный помощник для освоения навыка правописания. Ребенок много раз встречает какое-то написанное в книге слово и запоминает его. Позже, когда это же слово нужно будет написать в диктанте, ребенок с легкостью его воспроизведет.

Тренировка в написании диктантов

Пишите со своим ребёнком несколько раз в неделю небольшие диктанты: несколько предложений из любимой книги, учебника, диктант из специального сборника – это поможет школьнику отработать навык написания диктантов. К тому же, часто причиной ошибок в диктантах служит страх. Постоянные «тренировки» избавят ребенка от этого страха.

Чтобы избежать ошибок при написании диктанта, ребенку важно соблюдать следующий алгоритм:

 

Ø Полностью выслушай текст, а затем предложение, только потом приступай к его написанию;

Ø Диктуй себе по слогам то, что нужно написать;

Ø Тщательно проверь написанное.

 

Для того, чтобы ребенок следовал алгоритму, необходимо каждый пункт отработать, довести до автоматизма. Как это сделать?

Шаг 1 – научите ребенка сначала полностью выслушивать текст и предложение, только потом приступать к его написанию. Большинство детей не приучено выслушать предложение целиком: боясь не запомнить, не успеть, ребята бросаются записывать предложение сразу. Как помочь ребенку?

- Запись предложения по плану. Запись предложения после нахождения «ошибкоопасных» мест.

Шаг 2 – диктовка. Каждое предложение повторяется дважды: первый раз – целиком в нормальном естественном темпе, а затем по фрагментам в замедленном темпе. Первое прослушивание предложения необходимо для понимания его содержания, для определения границ предложения. Писать рекомендуется только тогда, когда начата диктовка по фрагментам. Ребёнку необходимо запомнить все слова фрагмента и записать их под собственное проговаривание по слогам. При этом работают одновременно несколько видов памяти: слуховая (ребенок слышит то, что пишет), зрительная (видит каждое слово) и моторная (водит при этом рукой). Дома диктовать себе можно вслух, тщательно проговаривая все звуки. При это важно, чтобы ребенок диктовал слова так, как они пишутся. В классе придется делать это шепотом, что тоже нужно уметь. Дети, умеющие диктовать себе записываемые слова по слогам, допускают в диктантах меньшее количество ошибок.

Шаг 3 – проверка написанного. Далеко не все дети «видят» свой записанный под диктовку текст и способны заметить в нём ошибки. Это должно быть не быстрое прочтение, а внимательное, слоговое, с уточнением всех непонятных моментов. Проверке текста ребенка тоже надо учить. Существует много различных упражнений, развивающих орфографическую зоркость. Человек, обладающий орфографической зоркостью, пишет слова правильно, не задумываясь о правилах языка, автоматически. При этом большое значение имеет и зрительная память, которую тоже можно успешно развивать разными игровыми упражнениями. Хочу такой сайт

- «Зоркий глаз». Возьмите сборник диктантов или старые детские журналы, разрежьте их на фрагменты с текстами и предложите ребенку отметить все «опасные» места карандашом, при этом важно, чтобы ребенок объяснил, как можно проверить написание слова.

Вариант 2. Заранее договариваемся, каким цветом будут обозначаться орфограммы.

Для этого задания лучше использовать тексты из сборников диктантов.

- «Будь внимателен». Есть два вида чтения: «как написано» и «как говорим». Это упражнение поможет научить наблюдать за сходством и различием написания и произношения слов. Карандашом над буквами ставим + или – в зависимости от того, совпадает буква со звуком или нет. Ребенок устно объясняет написание.

Важно регулярно тренироваться в написании диктантов, не реже одного раза в неделю. Если вы хотите, чтобы ребёнок быстро ощутил результативность работы, то проводите диктанты более интенсивно: 2 – 3 раза в неделю или через день.

Третий метод – игра. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Вот несколько игр, которые помогут Вашему ребенку подготовиться к написанию диктантов:

- «Карты-объяснялки». Подготовьте стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание.

- Игра «Маленький учитель». Предложите вашему ученику побыть учителем, проверяющим диктант с ошибками. При этом после слов, где допущены ошибки, указано их количество.

Эти приемы помогут ребёнку научиться писать диктанты. Важно фокусировать внимание не только на заучивании правил, а на всем комплексе действий, требуемых для успешного написания диктанта.

 

Автор: учитель-логопед МАУ ДО Центра «Семья и школа»

Еделькина Татьяна Дмитриевна

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 24.09.2021

Дата обновления: 24.09.2021

Дата публикации: 24.09.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».