01.01.2017
На своих занятиях мы часто наблюдаем детей, которые не могут соблюдать правила, даже если сильно этого хотят: не умеют действовать по образцу, знают правила, но не применяют их, не следуют общим нормам поведения, могут встать во время урока, играть, когда остальные дети выполняют задания учителя.
У детей данной категории страдают три функции – цель, программа, контроль. Они испытывают трудности планирования и планомерного выполнения действия. Сбой произвольного компонента внимания приводит и к характерным ошибкам на письме: многочисленным пропускам и повторам букв.
Как помочь ребенку в формировании произвольного внимания, навыков регуляции и контроля? Через игру!
Начинаем формировать навыки на двигательном уровне. Предлагаются игры, в ходе которых ребенок должен отреагировать на определенный сигнал:
- «Море волнуется», «Замри-отомри» - эти игры хорошо знакомы всем с детства.
- «Руки-ноги» - задаются сигналы: один хлопок – встать, два – сесть, три - руки вверх, четыре - руки на пояс. Чередуем хлопки;
Игры для формирования произвольного внимания:
- «Запретное движение» - выбирается запретное движение, например поднятие рук вверх. Ребенок повторяет все движения за взрослым, кроме запретного;
- «Капитаны» - дети выполняют движения за взрослым, если была команда «Капитаны»;
- «Запретное число» - выбирается запретная цифра, например 3. Соответственно нельзя называть числа, содержащие эту цифру – 13, 23, 33 и т.д. Ребенок и взрослый называют числа по очереди, заменяя хлопком запретное число.
- «Да и нет, не говорите»;
- «Болгария» - отвечая на любые вопросы жесты «да» и «нет» показываются наоборот (говорим как в Болгарии).
При формировании навыков регуляции и контроля сначала ребенок действует по развернутой инструкции со стороны взрослого. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция. Постепенно необходимо переходить к совместному созданию программы деятельности. Например, первые три дня взрослый подробно рассказывает и показывает ребенку, как собрать портфель в школу: достать дневник, посмотреть расписание занятий на следующий день, сложить в портфель нужные учебники, тетради, проверить содержимое пенала, при необходимости заточить карандаши и т. д. Затем взрослый сокращает свою инструкцию до вопросов: «Проверь, все ли ты положил в портфель?» или «Я не помню, что тебе нужно принести завтра в школу?».
При выполнении любых письменных заданий на начальных этапах взрослый дает подробную инструкцию, затем ребенок составляют план из предложенных отдельных пунктов, и наконец, самостоятельно выстраивает план выполнения задания.
Например, при записи предложения под диктовку вначале даем четкий алгоритм действий:
- Послушай внимательно предложение, определи количество слов;
- Начерти схему данного предложения, обозначая вертикальной линией начало предложения, точкой – конец предложения;
- Обозначь все «опасные» места в предложении (это могут быть орфограммы или гласные буквы – если ребенок пропускает их на письме);
- Послушай предложение еще раз, запиши его;
- Проверь правильность написания предложения, сверив со схемой;
- Если есть необходимость, исправь ошибки.
Только после того, как ребенок научится четко соблюдать данный алгоритм, постепенно переходим к устному проговариванию всех этапов и, в итоге – ребенок проговаривает весь план про себя.
Предложите детям планировать задания для взрослых: это может быть любая игра из перечисленных выше, устные или письменные задания. При этом ребенок получит возможность не только объяснить последовательность и цель действий другим, но и проконтролировать правильность выполнения задания, исправить допущенные ошибки, дать оценку результата.
Дети учатся выполнять правила поведения, общеучебные правила, правила орфографии. Это достигается и в процессе игры. Любая игра является свободной деятельностью, но содержит четкие правила, нарушение которых приводит к поражению, выходу из игры.
Используйте разнообразные игры: шашки, шахматы, «Морской бой», лото, «Вышибалы», «Классики», «Казаки-разбойники» и др.
Также необходимо аккуратно соблюдать режим дня, выполнять домашние «ритуалы» и обязанности (мытье рук, накрывание на стол, чистка зубов).
Очень важно научить ребёнка самостоятельно планировать и контролировать свои действия: выход на прогулку, наведение порядка в комнате, сбор портфеля, выполнение домашнего задания и т. д.
Играя с ребенком в правильные игры, соблюдая режим дня, вы помогаете формированию таких важных и серьезных функций, как цель, программа и контроль.
Автор: Татьяна Сирина.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017