Психолог Мария Югова ответила участникам встречи Клуба Современных Родителей на вопросы о том, как научить ребёнка самостоятельно выполнять домашнее задание

13.11.2020

Смотреть видео на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=IVgjUASUYcQ

Предлагаем нашим читателям полную версию авторского текста.

Каждый день десятки родителей задаются вопросом: «Что нужно сделать, чтобы ребенок самостоятельно сделал домашнее задание?»

Все мы знаем, что для большинства учеников выполнение домашнего задания является скучным, утомительным и совсем нежелательным занятием.

Действительно, очень сложно заставить себя сесть за стол и начать выполнять уроки, ведь вокруг так много интересных и менее трудоемких дел.

Задача родителей - правильно организовать процесс, чтобы выполнение домашнего задания перестало угнетать ребенка и не было раздражителем для самого родителя.

max.jpg

Как это сделать? Постараемся разобраться в этом вопросе.

Начнем с тех норм, которые прописаны в СанПинах (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), для выполнения домашнего задания.

в 1-м классе - обучение без домашних заданий,

во 2 - 3 классах - 1,5 ч.,

в 4 - 5 классах - 2 ч.,

в 6 - 8 классах - 2,5 ч.,

в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.


Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше предполагаемого времени. Поэтому важно оптимизировать процесс выполнения домашней работы.

1.     Первое, что мы должны сделать, это объяснить ребенку, зачем нужно делать домашнее задание? Очень сложно заниматься делом, когда не понимаешь, для чего ты это делаешь! 

Не всегда ребенок запоминает всё то, о чем говорилось на уроке. И это нормально. Для того чтобы закрепить полученные знания ученикам задают домашнюю работу.

Не все темы просты и легки в своем понимании для ребенка. Определенные темы могут вызывать трудности. Во время выполнения домашнего задания у ученика есть возможность разобраться в том материале, который не до конца был понят на уроке. Можно воспользоваться дополнительной литературой, помощью родителей или просто еще раз перечитать (просмотреть) параграф в учебнике.

Есть дети, которые стесняются, бояться отвечать на уроке. Один из вариантов борьбы со страхом может быть развитие уверенности в своих знаниях. А для этого просто необходимо подготовиться к ответу на вопрос, который задаст педагог на уроке. И здесь выполнение домашнего задания ему в помощь.

2.                На личном примере покажите, как вы справляетесь с тем, что вам не интересно, но необходимо сделать. Есть вещи, которые делаются без удовольствия — чистка зубов, уборка комнаты, домашнее задание. Вот так, просто берутся и делаются без лишних эмоций. Есть вещи, которые делать надо, и делать качественно. Приведите ребенку примеры из собственной жизни. Например, вы очень любите готовить еду, радовать родных и близких новыми кулинарными шедеврами, но совсем не любите мыть посуду. Пример собственных родителей — он воодушевляет и заставляет задуматься, так как мама и папа — самые значимые люди, и дети невольно стремятся им подражать.

3.                Учим ребенка планировать свой день и управлять своим временем.

Составьте совместно с ребенком режим его дня. Где подробно будет расписан каждый его день. Он будет видеть, сколько времени у него отведено на игру, на выполнение домашнего задания или поход в секцию.

 Так же Родители и дети могут использовать таблицу, которая поможет не упускать из виду цель. Просто напишите желаемое действие в одном столбце, например, начинать делать домашнее задание без напоминания. Заканчивать работу в нужное время. Правильность (качество выполненной работы). Самому собирать рюкзак. В следующих столбцах мы помещаем названия дней недели или даты, и каждый день мы суммируем работу, выставляя + или - Помним, прежде чем в таблице будут одни плюсы, понадобится некоторое время.

4.     Развиваем у ребенка систематичность.

Для того чтобы выработать привычку к чему-либо, человеку необходимо ежедневно, лучше в одно и то же время, приступать к определенному виду деятельности. Наметьте определённые часы, для выполнения ребёнком школьных домашних заданий. Даже если ничего не задавали, нужно в обязательном порядке, сделать любое задание из школьной программы (просмотреть тот материал, который сегодня изучил в школе) Соблюдать регулярность и не нарушать её, это очень важно для закрепления навыка.

5.     Правильно организуем рабочее пространство.

 

Рабочее место ребенка должно быть:

- светлым, но, если это возможно, находиться не напротив окна;Хочу такой сайт

- адаптированным к росту ребенка (чтобы он не горбился, а руки, от запястья и до локтя, лежали на столе);

- быть укомплектованным, без ненужных предметов

- организованным так, чтобы все предметы были легкодоступны, например, карандаши, ручки в стаканчиках, линейка и калькулятор всегда в ящике, на полках — удобные словари и т. д.

- оборудованным расписанием или доской, где можно было бы разместить важную информацию, которую ему нужно запомнить.

У ребенка перед глазами должен быть только тот минимум, который необходим для выполнения конкретного урока. Если он делает математику, в поле его зрения не должно быть учебника по русскому языку. На время домашних заданий убраны все гаджеты, выключен телевизор, нет игрушек, на которые ребенок может переключить внимание.  

6. Обучаем ребенка ответственности и самостоятельности.

Многие родители (особенно первоклашек) предпочитают сделать задание за ребенка, чтобы не тратить свое время на объяснение того, что и как нужно сделать. Если поступать так, это в дальнейшем приведет к проблемам, которые рано и поздно проявятся. Домашнее задание задаётся ребенку, а не родителям! Конечно, это не означает, что мы должны полностью перестать контролировать этот момент, и не следить за тем, что ребёнок делает. Родитель должен быть включенным наблюдателем, готовым прийти на помощь, подсказать, направить.

7.     Обучаем ребенка ответственности и самостоятельности.

Если ребенок только начал учиться в первом классе (особенно в первом полугодии), ему по-прежнему нужна помощь. Прежде чем садиться делать домашнее задание, вам нужно поговорить с ним, что нужно сделать: совместно просмотрите учебники и тетрадки. Ребенок может рассказать, что они изучали на уроках, найдите задания, прочитайте их и объясните своими словами, что нужно сделать.

Озвучив всё это, родитель покидает ребенка и уходит из комнаты. Старшеклассник должен уметь справляться в одиночку, в то время, родитель может прийти после работы и проверить, все ли задания выполнены. Он также может указать на ошибки, но не должен их исправлять. Ребенок должен найти их самостоятельно и исправить.

8.     Развиваем концентрацию внимания и усидчивость.

Не стоит ждать от младшего школьника, что он будет спокойно сидеть, в течение определённого времени и тихо выполнять задания. До третьего класса, такое поведение, свойственно очень немногим детям, в основной своей массе, дети не могут высидеть спокойно на месте более 30-35 минут. В этом возрасте, внимание, ещё очень рассеянное и ребёнку крайне трудно длительно сосредотачиваться на каком-то одном задании. Поэтому в начальной школе, проводятся физкультминутки прямо во время уроков. А так же используются  специальные игры и упражнения на развитие концентрации внимания.

9.      Не перегружаем ребенка.

Для неактивных и медлительных детей занятий в школе более чем достаточно, чтобы потратить всю энергию. Дайте им чуть больше времени отдохнуть после школы, перед тем как выполнять домашнее задание. Если же ваш ребенок напротив, очень активен, дайте ему возможность выплеснуть лишнюю энергию на детской площадке, а потом приступайте к урокам.

10. Сохраняем спокойствие.

Не теряйте самообладания, не кричите на ребенка, если он не сразу правильно решает задачу или отвечает на вопросы. Не критикуйте его за неправильные ответы и не поддавайтесь соблазну сделать задание за него. В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Если вы будете критиковать ребенка или кричать на него, это отобьет всё желание делать домашнюю работу.

 

Несколько правил, которые помогут ребёнку при выполнении домашней работы

- Запрещается смотреть телевизор или слушать музыку во время выполнения домашней работы.

- Друзья могут прийти только после того, как будет сделаны все задания.

- После выполнения заданий все предметы и другие материалы возвращаются на свои места.

- Ребенок самостоятельно собирает школьный рюкзак на следующий школьный день.

- Если ребёнок просит помощи, и вы видите, что без вас ему никак не справится, помогите советом, постройте вместе логическую цепочку, приводящую к нужному решению или ответу, но не делайте за него работу.

Научить ребенка самостоятельно делать уроки, вопрос не простой, но вполне решаемый, если взрослые подойдут к нему творчески и без нервов. Детей не нужно заставлять, их нужно учить и развивать. Только так можно создать у ребёнка мотивацию и желание что-то делать без помощи взрослых.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 10.11.2020

Дата обновления: 29.11.2020

Дата публикации: 13.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».