01.01.2017
Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или их заменах одних речевых звуков другими, в недоразвитии связной речи.
Все эти признаки речевого недоразвития ребёнка-дошкольника часто не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью.
Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами. Ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил.
Нарушение звукопроизношения – не только "косметический" дефект. У одних детей оказывается не полностью сформирована система звуков языка (фонем): такие дети в своей речи или пропускают отсутствующие звуки, или заменяют их другими. Вместо "Русь" произносят "Гусь" или "Лусь", а могут произнести и "Усь". У других детей все звуки (или большинство из них) оказываются сформированными, но в речи смешиваются.
Подобные недостатки звукопроизношения могут касаться отдельных звуков или группы звуков, т. е. быть простыми и сложными. В сложных случаях речь ребёнка вследствие замен, смешений, искажений в произношении звуков может быть непонятной для окружающих. Сами недостатки произношения могут быть обусловлены тем, что ребёнок не различает на слух некоторые звуки, либо тем, что у него не сформировались необходимые движения органов артикуляции (прежде всего губ и языка) или выработались неправильные артикуляционные движения. Устная речь – первична! Нет устной речи – не будет и письменной, т. к. письменная речь – это перекодировка звуков в буквы. Какова же будет перекодировка, если есть нарушения звукопроизношения? Очевидно, что на письме возможны ошибки.
Недоразвитие связной речи приводит к тому, что ребёнок не может передать свои наблюдения, впечатления в последовательном рассказе, поэтому его ждут неудачи на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ведь процесс обучения предполагает обязательные выступления школьников перед аудиторией и умение не только чётко и логически обоснованно построить свою речь, но и преподнести её аудитории на должном уровне, максимально использовать все способы воздействия на слушателей.
Важно отметить, что неумение общаться с окружающими формирует у детей ряд отрицательных черт поведения. Этого можно избежать, сформировав у ребёнка уверенность в том, что он – хороший собеседник, что он умеет общаться с окружающими.
В моей практике был очень интересный случай, демонстрирующий последствие нарушения связного высказывания. Девочку после первого класса определили в коррекционный класс, т. к. у неё возникли трудности в усвоении чтения, навыков письма и анализа явлений окружающего мира. Проведя углубленное обследование, поняв причину этих неудач, был составлен план занятий. Результаты не заставили себя долго ждать! После второго класса решением ПМПК мы пробно перевели девочку в обычный 3 класс, а уже на следующий год она на законных основаниях была переведена в 4 обычный класс . В этом году она закончила уже 8 класс и в багаже её годовых оценок всего 2 четвёрки (английский язык и геометрия), остальные пятёрки.
По мнению психологов, на эффективность учёбы влияют более 200 факторов, но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Именно речь является средством получения и выражения знаний! Не откладывайте ваш визит к логопеду, хотя бы просто для того, чтобы узнать данные обследования вашего ребёнка и получить рекомендации по исправлению каких-то "малозначительных" дефектов звукопроизношения.
В три года ваш малыш должен пройти полное медицинское обследование, в число обследующих специалистов входит и логопед. Отнеситесь со всей серьёзностью к рекомендациям этого специалиста. Узнайте, нет ли отклонений в развитии артикуляционного аппарата. Позаботьтесь, чтобы ваш ребёнок прошёл курсы подготовки к школе (это особенно важно для малышей, не посещавших детский сад). Не забывайте, что школа является учреждением, предъявляющим стандартные требования к нестандартному сообществу учеников. Помогите ребёнку достичь таких "стандартов" дошкольной подготовки, чтобы его школьная жизнь стала радостным периодом в жизни всей вашей семьи!
Автор: Ковалёва М. А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017