Как разнообразить досуг ребёнка? Идём в ТЮЗ!
01.01.2017
Большинству родителей не хватает времени ознакомиться с содержанием и авторскими идеями детских фильмов, спектаклей, компьютерных игр, анимации.
Как и о чём говорить с ребёнком до и после просмотра, чтобы «поход» в театр (кино) принёс радость совместного переживания новых впечатлений, пищу для интеллекта и чувств ребёнка?
Психологи Центра «Семья и школа» Вероника Флоренская и Ольга Жукова специально побывали на 14-ти тюзовских постановках и предложили в помощь родителям интерпретацию каждого спектакля и вопросы, которые помогут Вам направлять беседу с юным театралом с пользой и удовольствием!
«Стойкий оловянный солдатик»
Сказка о любви и борьбе. Спектакль заключает в себе множество символов и обобщений, ориентированных на «зону ближайшего развития» ребёнка.
В первых сценах спектакля актёры разворачивают перед зрителем галерею человеческих характеров и слабостей.
Кукла, Игрушечная лошадь, Механический соловей, Свинья-копилка – в чём-то комичные, а в чём-то гротескные копии своих хозяев: они предстают уязвимыми и сентиментальными, но отнюдь не лишёнными тщеславия и эгоизма. Подражая людям, Игрушки ведут светские беседы, жалуются на недостаток внимания, вспоминают молодость, сетуют на непредсказуемость будущего.
Появление Чертёнка из табакерки открывает зрителю неприглядные грани кукольной (читай человеческой) натуры: испуганные Игрушки послушно подчиняются угрозам Чертёнка, они согласны терпеть унизительные побои и даже его вредоносную власть. Их трогательная обречённость вызывает сочувствие, но Игрушки остаются всего лишь игрушками в руках судьбы.
Не таков Стойкий оловянный солдатик. Немногословный герой идёт наперекор обстоятельствам и поступает так, как велит ему его великодушное, мужественное и уж точно не оловянное сердце. Спросите ребёнка:
– Почему Игрушки видят в Стойком солдатике своего единственного защитника?
– Какие качества характера отличают его от других Игрушек?
Солдатик защищает слабых не потому, что «отстаивает идеалы» или ищет славы, а потому, что для него нет ничего более естественного, чем противостоять злу и оберегать всё доброе и прекрасное. Поэтому главный герой отказывается от сделки с Крысой, спасает от гибели Розы и освобождает из плена Соловья.
Герой твёрдо уверен: никто не вправе отнимать у Соловья и Роз свободу и солнечный свет. Солдатик жертвует своим возвращением к любимой им Прекрасной Балерине и ради того, чтобы все могли радоваться дивному пению Соловья, любоваться красотой Роз.
– Как характеризует Солдатика и Крысу их противоположное отношение к Соловью и Розам?
Детям старше десяти лет можно задавать более сложные вопросы, связанные с социальной, психологической классификацией типажей. К примеру, предложите подразделить персонажей на группы, которые можно назвать примерно так:
- силы, стоящие на стороне Добра (Стойкий оловянный солдатик);
- «обыватели», сочувствующие Добру, но при этом часто бездействующие (Кукла, Игрушечная лошадь, Механический соловей, Свинья-копилка);
- символы Прекрасного, дающие вдохновение Силам Добра (Соловей, Прекрасная Балерина, Розы);
- представители Зла (Чертёнок из табакерки);
- жадные обманщики (безжалостная Крыса)
- и жадные обманутые (Крот готов на сговор с Крысой, но из-за слепоты сам чуть не становится её жертвой, слепота в данном случае – метафора душевного отчуждения, неумения различать добро и зло).
Колоритные персонажи, яркая событийность спектакля, счастливый в отличие от андерсеновского финал – отличный повод для создания домашней выставка рисунков. Не менее увлекательным будет и сочинение собственной истории по мотивам сказок великого датского писателя.
«Бременские музыканты»
Весёлая музыкальная сказка о ценности дружбы, любви и свободы. И о необходимости быть отважным, чтобы их отстаивать!
Направляйте диалог с Вашим ребёнком таким образом, чтобы способствовать развитию его внимания, ассоциативной памяти и воображения. Важная особенность младшего школьного возраста – переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Сюжетная линия, поведение персонажей, текст песен – привлекательный материал, позволяющий в игровой форме выделять в явлениях свойства и признаки, сопоставлять их, устанавливать причинно-следственные связи.
Предложите ребёнку разноплановые, даже пусть парадоксальные вопросы, придающие беседе гибкость:
– Могли бы события этой сказки произойти в обычной, «несказочной» жизни?
– Если бы ты оказался на месте (называем конкретного персонажа), как бы ты действовал?
– Что в характере этого героя тебе нравится, а что хотелось бы изменить к лучшему?
– К кому из героев сказки ты обратился бы за помощью? А кто из них рассчитывал бы на твою помощь?
– Есть ли в этой сказке герои, которые одновременно и хорошие, и плохие?
– Что было бы, если (называем конкретного персонажа) был бы твоим соседом по парте?
– Если бы ты был художником по костюмам, какую одежду ты нарисовал бы для героев этой сказки?
Предложите ребёнку сопоставить увиденный спектакль с литературным первоисточником (братьев Гримм), анимационным фильмом и другими авторскими трактовками. Предложите придумать собственное продолжение сказочной истории.
Замечательным досугом станет совместное прослушивание песен Г. Гладкова и разучивание наиболее полюбившихся. Поход на природу или семейное торжество станут подходящим поводом для исполнения незабываемых куплетов Трубадура и его друзей!
«Конёк-Горбунок»
Сказочная картина русской старины, где обыденное и волшебное сливаются в уникальной поэтической рифме Петра Ершова. Герои показывают маленькому зрителю, что победителем становится не тот, у кого власть, а тот, чьи поступки освещены любовью, искренней дружбой и добротой.
Предложите юному собеседнику сравнить главного героя с его корыстолюбивыми братьями, занятыми лишь собственной выгодой.
– Почему Иванушка наделён прозвищем «дурак»? Не оттого ли, что люди порой считают глупостью житейскую непрактичность, и чудаками называют тех, кто слишком честен для того, чтобы быть плутом?
Поясните, что в сказках глупость «дурака» условна. И хотя герой на былинного богатыря не похож, но смел и находчив, а самое главное, более других наделён особым даром – человечностью и прямодушием.
За условной «глупостью» Иванушки здравый смысл простого человека, мужицкая смекалка. Под стать ему верный друг и помощник – конёк ростом «в три вершка» – аллегория душевной чистоты Ивана.
Пониманию характера главного героя помогут вопросы:
– Почему природные и волшебные силы на стороне Иванушки и его верного друга?
– Как относится Иван к людям и волшебным существам, которых встречает на своём пути?
– Почему сказка завершается тем, что на смену глупому, трусливому Царю правителем становится Иванушка?
Если посещение спектакля – первый опыт знакомства со сказкой «Конёк-Горбунок», позвольте Вашему ребёнку (освоившему чтение) насладиться авторским стилем, народной лексикой и блестящим юмором книги П. Ершова. Поясните непонятные устаревшие слова и выражения, научите пользоваться сносками на страницах.
«Каштанка»
Уникальный спектакль, богатый множеством смысловых слоёв, значений и тем. Удачный повод для продуктивного диалога родителя и ребёнка. Диапазон вопросов при этом может быть ограничен только возрастом и кругозором юного зрителя.
Задача взрослого – побудить сына или дочку к размышлениям. Например:
– Как тебе показалось, в спектакле больше юмора или печали?
– В какие моменты ты особенно сочувствовал героям?
Возможно, не все Ваши вопросы окажутся простыми и однозначными для поиска ответов. Поделитесь собственными чувствами, предложите свою трактовку происходящего на сцене. Дети с большим интересом вникают в рассуждения родителя.
Научите ребёнка быть зрителем, внимательным к смысловым деталям. К примеру, спросите о том, как он относится к тем пренебрежительным словам столяра, которые он говорит о своей верной Каштанке.
– Справедливо ли пренебрегать существом, чьи чувства так мало отличаются от человеческих?
– Можно ли найти что-то общее между старым клоуном, у которого нет других близких, кроме его дрессированных питомцев, и заблудившейся Каштанкой в её бедственном положении?
Объясните, что одиночество бывает разным. И люди, и животные могут испытать в жизни каждый свою боль, свою печаль. Искренняя доброта и готовность помочь облегчают боль страдающему и делают жизнь того, кто приходит ему на помощь, более светлой и осмысленной.
Уместными будут и вопросы, связанные с темой личной ответственности человека:
– Кто, на твой взгляд, ответственен за страдания бездомных животных, живущих на улицах наших городов?
Как бы ни были расставлены акценты в диалоге взрослого и ребёнка, посещение спектакля «Каштанка» – шаг к восприятию сценического искусства в лучших его традициях.
«Волшебный сундучок»
Спектакль-скоморошина о волшебных приключениях Иванушки-дурачка не скрывает за лёгкостью подачи серьёзность вопросов, обращённых к юному зрителю.
Помогите ребёнку точнее определить, что именно в сценическом повествовании определяется понятиями «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Поделитесь своими впечатлениями о персонажах и их поступках, обратите внимание на ключевые реплики в диалогах. Например, напомните сцену, в которой Купец нанимает Ивана на работу. Спросите юного собеседника:
– Честную ли плату установил Купец? Справедливо ли это?
Предложите поразмышлять о характерах героев:
– Действительно ли Иван дурачок? Почему его так называют?
– Как характеризует Ивана и Медведя их первая встреча?
– По каким причинам люди становятся скупыми и жадными?
– Отличается ли жадность Разбойников от жадности Купца и Купчихи?
Отсутствие однозначно положительных и отрицательных героев даёт маленькому зрителю пищу для размышлений:
– Разбойники добрые или злые? По отношению к Ивану они ведут себя как друзья или как враги?
– Добрый ли Медведь? Почему он охотится за людьми?
Обилие волшебных персонажей и предметов – стимул для фантазии ребёнка и приглашение к разговору о проявлениях чуткости к близким:
– Как бы ты распорядился каждым из волшебных предметов, если бы очутился в сказке?
– Может ли обычный человек в «несказочной» жизни стать «волшебником» для тех, кто ему особенно дорог?
– Какие добрые поступки и помощь окружающим тебя людям более всего важны в повседневной жизни и не сравнятся ни с какими чудесами?
«Аладдин и волшебная лампа»
Спектакль изобилует яркими красками и чарующими мотивами Востока. Аладдин - воплощение юмора, чистоты помыслов, верности дружбе и любви.
Психологическая значимость спектакля связана с мотивом «мужской инициации взросления». Герой проходит через ряд традиционных испытаний (преодоление препятствий, дружеский союз ради достижения благородной цели, испытание физической выносливости и силы духа), что особенно актуально для зрителей-мальчиков.
Девочки извлекут урок, который заключается в правильном выборе суженого: искренняя любовь доброго юноши заслуживает того, чтобы откликнуться на неё всем сердцем.
Радуясь каждому дню как дивному дару и поводу для отважного приключения, герои сказки помогают детям почувствовать красоту окружающего мира. Частица этой красоты заключена и в человеческой душе. Душевная щедрость, решительное сопротивление злу, нелёгкие победы в испытаниях награждают человека заслуженным счастьем.
Предложите ребёнку вопросы для размышления:
– Почему Аладдин и Ильдар счастливы и не унывают, хотя бедны, а дочь султана царевна Будур не чувствует себя счастливой даже в роскошном дворце своего отца?
– Какие черты характера Аладдина и его друга кажутся тебе особенно привлекательными?
– Как ты оцениваешь слова и поступки Визиря?
– Какие устремления заставляют Магрибинца завладеть волшебной лампой? Как это его характеризует?
– Почему джинн Маймук, способный творить любые чудеса, остаётся при всём своём могуществе рабом волшебной лампы?
Обратите внимание ребёнка на высказывание Маймука о настоящей дружбе. Спросите ребёнка о том, как он понимает эти слова.
Больше узнать о сокровенных мечтах Вашего сына или дочери поможет вопрос о том, что они попросили бы у джинна для себя, случайно обнаружив волшебную лампу.
Предложите ребёнку сопоставить русские народные сказки с восточными, найти различия и сходство, выявить общую направленность (прославление человеческого великодушия, справедливости, мудрости).
Посещение спектакля – замечательный повод обратиться к фольклорному и авторскому литературному наследию.
«Приключения Чиполлино»
Музыкальная история расскажет о победе отваги и дружеской взаимовыручки над неравенством и несправедливостью.
Облегчить понимание последовательности событий (и испытать «радость узнавания» сюжета) поможет предварительное чтение сказки Джанни Родари совместно с ребёнком.
Книжные иллюстрации и авторский текст – стимул, побуждающий воображение ребёнка предвосхитить сценическое действие. Спросите перед просмотром спектакля:
– Каким ты ожидаешь увидеть главного героя на сцене?
– Чиполлино двигается медленно или проворно, ловко?
– Какой у него голос: тихий и робкий или звонкий?
– Какая походка у Синьора Помидора: лёгкая, быстрая или величественная, тяжеловесная?
– У Принца Лимона выражение лица такое же «кислое», как и он сам?
– Кому в этой сказочной истории приходится действительно «несладко»?
Обратите внимание на то, что из всех видов искусств только театр объединяет в себе одновременно актёрскую игру, музыку, пение, танец, создание декораций и костюмов, которые рисуют художники специально для спектакля.
После просмотра предложите сравнить постановку со сказкой Джанни Родари. Поделитесь с ребёнком впечатлениями о героях, знакомых ему по прочитанной книге, а также о персонажах, появление которых - часть замысла постановщиков:
– Почему Редисочка и Земляничка всегда на стороне Чиполлино?
– Что заставило графа Вишенку убежать из дома?
– Можно ли сочувствовать Мастино и Моркоу? Могли бы они стать друзьями Чиполлино, если бы не работали на Синьора Помидора?
– Графини Вишни действительно симпатизируют Лимону или только притворяются?
– Как влиял на события Метрдотель-церемонийместер?
– Почему могущественные персонажи (Принц Лимон, Синьор Помидор) оказались побеждёнными, а бесправные (Чиполлино, Чиполлоне, Редисочка, Граф Вишенка, Земляничка, Кум Тыква) стали победителями?
– В чём несокрушимая сила добрых героев этой сказки?
Поясните в разговоре с ребёнком, что добро на стороне тех, кого объединяет единство справедливой цели и товарищеская сплочённость. Проиллюстрируйте идею сказки русскими пословицами: «За правое дело стой смело», «Согласье крепче каменных стен» и др.
«Маленький лорд Фаунтлерой»
История маленького лорда наполнена оптимизмом и глубокой верой в силу добра.
Действие насыщено яркими диалогами и увлекательными поворотами сюжета. Если после просмотра маленький зритель затруднится обобщить свои впечатления и выявить смысл, родители могут направить восприятие ребёнка на целенаправленный анализ увиденной истории. Более того, взрослый кратко может обрисовать фабулу спектакля, к примеру, следующим образом: мальчик Сэнди доказывает своими поступками, что сочувствия и понимания достоин даже самый озлобленный, отчаявшийся человек. Даже такой чёрствый и мстительный, как старый лорд, который, на первый взгляд, не способен вызвать симпатию. «Ему нужно просто помочь», – говорит Сэнди, не сомневаясь ни на минуту в том, что сердечная теплота неизбежно растопит лёд отчуждения.
Размышляя о душевных качествах главного героя, предложите ребёнку открытые вопросы.
– Как характеризуют Сэнди подарки, которые он приобрёл для своих друзей перед отъездом в Англию?
– Что значили часы для храброго лавочника Хоббса, лицензия для добродушного трудяги Джека, непромокаемая палатка для пожилой торговки яблоками с её больными ногами?
– Почему Сэнди предпочёл оставить без подарка самого себя?
Помогите юному собеседнику прийти к выводу, что выбор Сэнди объясняется его душевной щедростью, искренним стремлением облегчить тяготы друзей, привнести в их нелёгкую жизнь крупицы счастья.
Объясните, чем отличается прагматическое удовлетворение человека, стремящегося к «взаимовыгодному обмену» от чувства радости того, кто отдаёт по велению души, не ожидая вознаграждения. И почему именно бескорыстно дающий вознаграждается дружеской верностью и благодарным откликом окружающих.
Важное воспитательное содержание имеют диалоги персонажей о чести, справедливости и служении Родине. Обратите внимание ребёнка на то, каким образом в первом действии спектакля герои сравнивают людей честного труда и тех, кто ведёт паразитический образ жизни, противопоставляют храбрых добровольцев на поле боя и трусливых наёмников. Какие чувства при этом выражают Хоббс, Джек и Сэнди?
Лучше понять ключевую идею спектакля позволяет реплика старого лорда Доринкура в одной из финальных сцен: «Если любить, то нужно отдавать себя всего целиком!». Спросите ребёнка о том, как он понимает эти слова. Помогите припомнить другие спектакли, фильмы, книги, которые повествуют о целительном влиянии искренней доброты на преображение кого-либо из персонажей.
«Матрос Чижик»
Реалистически достоверный благодаря тонкому психологизму образов спектакль «Матрос Чижик» располагает юного зрителя к вдумчивому просмотру. Социальный контекст повествования потребует от взрослого собеседника пояснений, касающихся неравенства, пронизывающего общественный уклад, на фоне которого происходят события. Обратите внимание ребёнка на то, что, кроме социального неравенства, есть и другая его разновидность, которая разделяет людей на тех, кто живёт по совести, и тех, кто ищет лёгкие пути в обход правды и справедливости.
Помогите ребёнку ответить на ключевые вопросы, важные для понимания замысла авторов спектакля:
– Каким человеком мы видим матроса Чижика в день его знакомства с Шурой? Как характеризуют моряка его слова о необходимости сострадания всему живому? Почему Шура полюбил всей душой денщика Федоса при первой же встрече?
– Что помешало Марии Ивановне увидеть в матросе Чижике благородного человека? Почему пожилой моряк для неё всего лишь один из «низших», не заслуживающий внимания и тем более уважения?
– Что нам известно о Василии Михайловиче Лузгине?
Отцу мальчика, в отличие от матери, не свойственно барское высокомерие. Капитан Лузгин, закалённый дальними плаваниями, ценит в людях не только надёжность и верность делу, но их душевную чуткость, благодаря которой человек становится Человеком в подлинном смысле этого слова.
– Как относится к Федосу Чижику капитан Лузгин? Какие события в прошлом сблизили капитана и его денщика? Почему, рассказывая Шуре о спасении капитана, Чижик «забывает» сказать, что «тем самым героем» был он сам?
– В чём причина лживых доносов повара Ивана на матроса Чижика?
– Что ты чувствовал, наблюдая сцену, в которой Шура заступился за моряка и плача крикнул матери, что она гадкая и злая, и не любит больше её? Как характеризует матроса Чижика его беседа с мальчиком о почитании родителей даже после несправедливого, унизительного наказания со стороны барыни?
– Какие перемены ты заметил в поступках и словах Марии Ивановны после болезни её сына? На какие изменения в её мыслях и чувствах они указывают? Почему мать Шуры просила прощение у Федоса Чижика и за что благодарила его?
– Какие душевные качества матроса Чижика оказали благотворное, преображающее влияние на героев повествования?
Разговор с ребёнком о человечности, о важности созидания в помыслах и поступках можно продолжить, обратившись к литературному первоисточнику, рассказу «Нянька» из сборника «Морские рассказы» видного русского писателя Константина Михайловича Станюковича.
«Бонжур, месье Перро!»
Знакомство со спектаклем «Бонжур, месье Перро!» позволит Вашему ребёнку в полной мере испытать чувство единения с детской аудиторией, когда маленькие зрители затихают, сопереживая героям, или «заражают» друг друга громким смехом, а порой и тихими шутливыми комментариями, добавляющими просмотру захватывающую остроту. Атмосфера эмоциональной сопричастности обогатит ребёнка яркими ощущениями полноправного участника сказочного действа.
Приключения Жана и Кота – история о том, как устоять перед искушением властью и богатством, не предать дружбу и сохранить любовь.
События сказки подводят юного зрителя к размышлениям о сущности дружбы, верности и предательстве (в том числе самого себя). Ваши вопросы помогут ребёнку уловить смысловые акценты, расставленные создателями спектакля:
– Что такое дружить?
– Кого следует считать другом?
– Кто, по-твоему, прав: Чародей (который говорит, что друг – тот, кто «полезен» и приносит выгоду) или Кот (который утверждает, что друг – тот, кто добр и честен с товарищем и никогда не предаст)?
Обратите внимание ребёнка на душевные метаморфозы Жана, облачившегося в костюм «с королевского плеча»:
– Может ли человек измениться не только внешне, но и внутренне, «примерив» по случаю роль принца и поддавшись соблазну роскошной жизни во дворце?
– Что изменилось в характере Жана после «превращения» в принца? Что изменилось в его отношении к Коту?
– Что приобрёл и чего лишился Жан, поверив на время в то, что он принц и богач?
– Почему Жанна отказалась от «изменившегося» Жана? Что разлучило влюблённых?
– Каким Жан вызывает у тебя симпатию: принаряженным и напыщенным «принцем» или простодушным крестьянином, каким его встретила и полюбила Жанна?
В диалоге с ребёнком будет целесообразным и привлечение близкого по смыслу материала. Это может быть совместное припоминание литературных, кинематографических и анимационных историй, которые учат отличать подлинные ценности человеческой жизни от ложных, но порой очень притягательных, а также обращение к пословицам и поговоркам, соотносимым с основными идеями спектакля, к примеру: «В богатстве сыто брюхо, голодна душа», «Не место красит человека, а человек – место», «Верный друг лучше сотни слуг», «Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается» и многие другие.
«У ковчега в восемь»
Знакомство с библейским сюжетом спектакля «У ковчега в восемь» может стать для Вашего ребёнка началом осмысления религиозной тематики средствами искусства. Действие разворачивается на малой сцене театра, создавая эффект присутствия и побуждая зрителя стать участником легендарных событий.
Привлечь внимание маленького собеседника к вопросу о нравственном выборе, который рано или поздно встаёт перед каждым из нас, помогут следующие вопросы:
– Каких персонажей мы не видим в спектакле, но знаем об их присутствии?
– Что такое свобода выбора? Есть ли у человека право на свободу выбора?
– Кому из героев было сложнее сделать выбор между «нужно» и «хочу»?
– Каким испытаниям в этой истории подверглась дружба Пингвинов?
– Какое влияние оказала Голубка на Пингвинов и события, о которых повествует увиденная тобой сказка?
– Как меняются герои, постигая десять заповедей?
– Если бы Ной узнал, что на его ковчеге не два, а три Пингвина, как он поступил бы?
– Как ты поступил бы на месте Ноя?
– Что ты чувствовал бы и о чём думал, оказавшись на месте третьего Пингвина?
– Если бы ты был автором этой истории, как ты завершил бы её?
Объясните ребенку, что такое притча (поучительный рассказ).
– В чём заключается мудрость притчи о Ноевом ковчеге и трёх Пингвинах, придуманной немецким драматургом Ульрихом Хубом?
Знакомство со спектаклем может стать поводом к разговору о духовных традициях семьи, нравственных принципах, которые близки родителям, бабушкам и дедушкам.
Любознательному ребёнку старше десяти лет будет интересно разобраться в различиях между понятиями «свобода» (человек не свободен от обстоятельств, но он свободен занять позицию по отношению к этим обстоятельствам), «вера» (убеждение, которое не нуждается в доказательствах), «религия» (объяснение устройства мира на основе веры в сверхъестественное и требование соблюдать определённые нормы поведения), «мировые религии» (буддизм, иудаизм, христианство, ислам), «личный выбор человека» (выбор, который опирается на совесть и волю).
«Пеппи»
Музыкальный спектакль «Пеппи» предлагает поразмышлять о том, что такое «поступать правильно», и где пролегает граница, за которой привычные предписания уступают порывам живой человеческой души в её непостижимых порой проявлениях щедрости, стремления к радости, жажды приключений. Обратите внимание ребёнка на характер и индивидуальность героев:
– Какое настроение господствовало в городе до появления Пеппи? Как изменились горожане после знакомства с «возмутительницей покоя»?
Не только окружающим девочку людям она кажется необычной, но и сама Пеппи считает многое в поступках своих новых знакомых странным и бессмысленным.
– Опиши впечатления Пеппи от школы. Чему она удивилась больше всего?
– Пеппи отвергает многие правила потому, что не знает о них или от того, что видит мир по-своему? Чем отличается восприятие Пеппи от восприятия окружающих её людей?
– Зачем Пеппилотте лошадь, если героиня мечтает о морских приключениях? По какой причине Пеппи неразлучна со своей четвероногой спутницей?
– Почему дети участвовали в затеях Пеппи, пренебрегая школьными правилами?
– В начале сказочной истории мы видим учительницу Фрекен Розенблюм строгой и непреклонной в своих требованиях к школьникам, а спустя некоторое время – беззаботно танцующей. Что повлияло на перемены в её настроении? На кого ещё из героев спектакля Пеппи оказала влияние?
– В чём поучительный смысл событий, произошедших с жуликами Бломом и Карлом, и за что они наказаны?
– Действительно ли у Пеппи «неудобный» характер? Как ты относишься к главной героине спектакля?
– Кто из героев оказался самым отзывчивым по отношению к Пеппи и кто лучше других понял её намерения и поступки?
– Если бы ты придумал продолжение этой истории, какими событиями ты бы дополнил повествование?
Познакомьте ребёнка с увлекательными и в высшей степени гуманистическими произведениями Астрид Линдгрен, помогите маленькому собеседнику сопоставить «портреты» знаменитых озорников, созданных пером шведской писательницы (Карлсона, Эмиля из Лённеберги, Рони, Пеппи Длинный чулок и других). Повести и рассказы Линдгрен послужат не просто занимательным материалом для упражнений в технике чтения, но и благоприятным контекстом доверительного общения родителя и ребёнка.
«Оловянная сказка, или Подарок волшебника»
Спектакль «Оловянная сказка, или Подарок волшебника» – история о таинстве жизни и любви, «волшебство» которых открывается человеку не с помощью волшебной палочки или магического колечка, а благодаря отзывчивому сердцу, способному на верность и самоотверженность. Сценическое действие, разыгранное труппой бродячих актёров (своеобразный спектакль в спектакле), поможет маленькому зрителю приблизиться к открытию, что красота и чудо – не вымысел сказочников, а реальность, создаваемая самим человеком, творцом и созидателем своей жизни, своей любви. И не найти «чудо» даже за тридевять земель тому, чья душа не способна распознать «сокровища», сокрытые в другом человеке.
Предложите Вашему ребёнку вопросы, которые помогут выявить смысл сюжета, символики образов и характеров персонажей:
– В чём волшебная сила оловянного кольца?
– Чем отличаются кольца, которые выбрали Августа и Апрелия? Как характеризует сестёр их выбор?
– Кто из героев спектакля на стороне добра? Какие поступки и черты характера других персонажей ты считаешь заслуживающими порицания?
– Как пираты повлияли на события сказочной истории?
– Кого из героев ты считаешь спасителем похищенной принцессы?
– Суждено ли садовнику Зинзиверу и принцессе Апрелии быть вместе?
– Что такое бескорыстная любовь?
– Что, по-твоему, значительнее влияет на жизнь человека: «превратности судьбы» или его собственная воля? Поясните юному собеседнику, что судьбой (долей, жребием) принято называть предопределённость событий, не зависящих от людей, а волей – способность человека управлять своими действиями.
Постановка насыщена комическими репризами, которые вызывают живейший отклик у детской аудитории. Спросите ребёнка о том, какие шутки и диалоги персонажей показались ему особенно смешными, разъясните природу юмора (суть которой – «игра» на каком-либо несоответствии в ситуации или рассуждениях человека). Предложите поразмышлять (и поделитесь собственной точкой зрения) относительно того, что в человеческой жизни заслуживает самого серьёзного отношения (например, выполнение взятых на себя обязательств), а к чему следует относиться снисходительно (например, к незначительным недостаткам других людей или различиям во вкусах, которые могут быть поводом для добродушного юмора, но не для нетерпимости).
Знакомство с лиричным жизнеутверждающим спектаклем «Оловянная сказка, или Подарок волшебника» дополнит семейное общение интересными темами, осмысление которых расширит кругозор и обогатит эстетическую палитру маленького зрителя новыми впечатлениями.
«Серая шейка»
«Серая шейка» – спектакль, герои которого помогут юному зрителю увидеть мир в его противоречивом единстве, осознать ценность милосердия и научиться принимать нуждающихся в нашей поддержке такими, какие они есть.
Поразмышляйте с ребёнком над словами, сказанными мудрым стариком в одной из финальных сцен: «Всё живет вокруг, всё притягивает к себе жизнь, всё связано воедино». Обратите внимание на образы и детали, которые, на Ваш взгляд, иллюстрируют мысль о том, что жизнь – чудо и величайший дар.
В спектакле мы обнаруживаем параллели между природной реальностью и характерами людей, нравами в человеческом обществе. Спросите юного собеседника:
– Почему девочка, рисуя окружающий мир, сравнила себя с Серой шейкой, трех мальчишек – с зайцами, а мудрого старика – с лесником?
– В каких ситуациях сценического повествования главная героиня вызывала у тебя наибольшее сочувствие?
Взрослый участник диалога может на простых примерах объяснить, насколько тяжело людям с ограниченными возможностями осуществлять свои планы и мечты, сталкиваясь с неизбежными повседневными трудностями. И как важно проявлять внимание и заботу по отношению к таким людям:
– Что может сделать каждый из нас, чтобы человек, оказавшийся в ситуации героини повествования, не чувствовал себя одиноким и не терял веру в себя?
Даже самые непростые вопросы могут обсуждаться с детьми на доступном для них уровне при помощи ясных формулировок. Как полагал Мамин-Сибиряк, стремившийся полнее раскрыть правду жизни в созданных им художественных образах, искусство, адресованное детям, не может оставаться в стороне от злободневных социальных тем.
Расскажите Вашему ребёнку то, что Вам известно о жизни и творчестве нашего земляка Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, вместе посетите Литературно-мемориальный дом-музей уральского писателя в Литературном квартале Екатеринбурга. Совместная познавательная деятельность не только сблизит родителя и ребёнка, но будет способствовать формированию его читательской культуры.
Спектакли посетили и прокомментировали психологи
Центра «Семья и школа» Вероника Флоренская и Ольга Жукова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017