01.01.2017
Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи
В норме к 5 годам у ребенка должна быть полностью сформирована речь, то есть:
- малыш должен правильно произносить все звуки,
- различать на слух похожие звуки, например, [п-б], [ш-с] (это называется «фонематический слух»),
- иметь достаточный словарный запас и уметь изменять слова, например, назвать детеныша лисы «лисенком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишневое».
Но не все первоклассники приходит в школу с полноценно сформированной речью.
Если у ребенка нарушено произношение одного или нескольких звуков, можно говорить о фонетическом недоразвитии речи (ФНР). Например, при произношении звуков с, з, ц, л ребенок просовывает кончик языка между зубами, при произношении звуков [ш], [ж], [ч], [щ] «хлюпает» или заменяет на звук, похожий на [ф], а при произношении звука [р] грассирует, как француз.
Иногда для устранения этого дефекта достаточно пройти лечение у врача-ортодонта, исправить строение челюсти или подрезать уздечку, и произношение звуков нормализуется. Но в некоторых случаях этого бывает недостаточно и ребенку следует пройти курс занятий с логопедом. Это особенно актуально, когда наряду с неправильным произношением звуков у ребенка нарушен фонематический слух, о котором говорилось выше.
Несложно проверить, насколько отчетливо малыш распознает звуки. Достаточно предложить ребенку повторить за вами цепочку слогов со сходными звуками, например: па-ба-ба-па, са-за-ца и др. Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их неправильно, это может указывать на снижение фонематического слуха или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
В этом случае ребенку следует пройти курс занятий с логопедом, поскольку процесс обучения письму и чтению, овладение иностранными языками основывается на умении различать на слух и воспроизводить (устно или письменно) звуки речи.
Общее недоразвитие речи
Если ребенок помимо трудностей с произношением и различением звуков имеет бедный словарный запас, не может пересказать прочитанное или услышанное, затрудняется придумать рассказ по картинке, не может правильно связать слова в фразу, ограничивается короткими однословными ответами на вопросы – все это может свидетельствовать об общем недоразвитии речи (ОНР).
Такие дети, как правило, говорить начинают позже своих сверстников: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; они понимают обращенную к ним речь, но не могут сами правильно сформулировать свои мысли.
Поскольку развитие речи теснейшим образом связано с развитием мышления и других психических процессов, у детей с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитии логического мышления. Это приводит к тому, что учеба дается таким детям с огромным трудом.
Если названные трудности наблюдаются у вашего ребенка, следует, во первых, пройти курс занятий с логопедом (коррекционная работа может занять не один год); во вторых, желательно проконсультироваться у врача-невропатолога. Медикаментозное лечение может стимулировать, ускорить развитие речи ребенка.
Дисграфия
С переходом во 2-й, 3-й, 4-й классы проблема своевременного развития речи встаёт ещё острее, так как ребенок овладевает более сложным видом речи – письменной речью. Чтобы написать слово, необходимо:
- определить последовательность и место каждого звука;
- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются затруднения хотя бы на одном из этапов такой работы, то возникает вопрос о наличии нарушения процесса овладения письмом – дисграфии.
Чаще всего такая проблема наблюдается у детей, имевших в дошкольном возрасте нарушения устной речи, о которых говорилось выше.
Дисграфию можно определить по специфическим, регулярно повторяющимся на письме ошибкам:
Это пропуски и замены букв на письме, например, «комнта» или «комата» вместо «комната», «шук» вместо «жук»; перестановки и пропуски слогов: «онко» — окно, «стрки» — стрелки.
Часто дети не могут определить границы предложений, то есть не ставят точки в конце предложений, первое слово пишут с маленькой буквы или, наоборот, ставят точку в самом неожиданном месте, а слово в середине предложения начинают писать с большой буквы. Могут написать, например, словосочетание «на стене» слитно, а слово «набухли», наоборот, раздельно. Дети-дисграфики могут путать буквы, похожие по написанию, например «п» и «т».
Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходима консультация и коррекционная помощь логопеда. Очевидно, что дисграфия, не преодоленная в начальных классах, приведет к низкой успеваемости ребенка в средних классах.
Дисграфия может сочетаться с дислексией. Дислексией называют неспособность правильно и оперативно распознавать слова и воспринимать смысл текста при чтении.
Если у ребенка обнаружено нарушение речи, родителям необходимо запастись терпением, эмоционально поддержать сына или дочь, проконсультироваться у невролога, сохранять контакт с учителем и логопедом. Качественное взаимодействие семьи, педагогов и медицинских специалистов поможет преодолеть речевые и учебные трудности.
Редактура текста: Вероника Флоренская
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017