01.01.2017
Разновидности дислексии
- Так называемое «механическое чтение». Проявляется в затруднённом понимании прочитанного (предложения, текста, слова), при этом технически чтение является правильным. Слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи между словами. Это дислексия семантическая.
- Ребенок смешивает на слух звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (дом – ком, козы – косы), либо меняет последовательность (пила – липа), что приводит к искажению смысла текста. Наблюдаются также побуквенность чтения, пропуск / вставки букв. Это дислексия фонематическая.
- Проявляется в затруднённом усвоении букв: ребенок не может соотнести букву и звук. Это мнестическая разновидность дислексии.
- Неправильное согласование относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным, изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени. Это дислексия аграмматическая.
- Проявляется в смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа, но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т). Это оптическая разновидность дислексии.
Данному расстройству могут сопутствовать следующие особенности:
- Интеллект в норме при одновременно плохих навыках чтения;
- Трудности в запоминании орфографии;
- Пространственная дезориентация;
- Трудности в восприятии информации;
- Трудности в усвоении новых слов;
- Непонимание прочитанной информации;
- Повторение одних и тех же ошибок, возникающее в процессе письма/чтения;
- Неспособность уложиться с выполнением задания в отведенное на него время;
- Недостаточность слуховой памяти;
- Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.
Поскольку печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает специфические пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают её другие.
Причина дислексии – нейробиологическая дефицитарность: задние части средней левой височной извилины мозга обладают меньшей функциональностью. Дислексия является наследственным расстройством.
Помощь при дислексии
Дислексия может создавать трудности её носителю на протяжении всей его жизни. При подозрении на дислексию у ребёнка родителю необходимо незамедлительно обратиться за профессиональной помощью к логопеду.
Специалист, исходя из результатов предельно индивидуализированной диагностики, подберёт методы и упражнения, максимально эффективные для решения особых задач ребёнка-дислектика.
Подготовка текста: Вероника Флоренская
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017