Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)
Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «30» августа 2024 г.
протокол № 1
Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «30» августа
2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Креативное рукоделие - старт»
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Комиссарова Валерия Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург
Содержание
№
Наименование
Стр.
1.
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель, задачи программы
7
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
7
Учебный (тематический) план
7
Содержание учебного (тематического) плана
9
1.4.
Планируемые результаты
12
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
13
2.1.
Календарный учебный график
13
2.2.
Условия реализации программы
13
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
16
3.
Список литературы
18
2
1.
Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное
рукоделие - старт» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление Главного государственногосанитарного врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
3
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
18. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
19. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и
школа».
20. Устав МАУ Д О Центр «Семья и школа».
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное
рукоделие - старт» соответствует государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к
возрождению популярности рукоделия, внесению новых веяний в традиционные виды
декоративно - прикладного искусства. Программа представляет собой синтез разных видов
декоративно-прикладного творчества.
Занятия по данной программе предоставляет возможность детям в условиях
детского объединения в полной мере реализовать все свои творческие способности и в
дальнейшем их использовать в повседневной жизни. Приобщение детей к занятиям
декоративно-прикладным творчеством предполагает решение проблемы культурной
преемственности, профессиональной ориентации (знакомство с профессиями швеи,
декоратора, дизайнера, оформителя), эстетического, художественного нравственного
воспитания средствами декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся могут
приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в
повседневной жизни. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию
в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы,
правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что декоративноприкладное творчество развивает фантазию и художественные возможности учащегося.
4
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики
выполнения изделий из различных материалов с использованием разнообразных техник.
Предполагается развитие учащегося в самых различных направлениях: художественно эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо
современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая
свой мир из различных материалов, учащийся готовится стать созидателем доброго мира.
В процессе обучения у каждого учащегося есть возможность открыть для себя волшебный
мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие
способности.
Новизна программы заключается в том, что она дает возможность не только
изучить различные техники выполнения и способы использования бумаги и фетра, но и
применить их комплексно при декорировании одежды, при создании сувениров и
предметов интерьера.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное
рукоделие - старт» создает все необходимых условия для творческого и личностного
развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.
Вариативность, гибкость и мобильность программы позволяет использовать разнообразные
материалы и техники, которые интересны и доступны ребенку любого возраста. Уровень
усвоения содержания программы доступен для разных категорий обучающихся.
Отличительные особенности программы:
- овладение несколькими видами декоративно-прикладного искусства и применение знаний
для стилизованного решения декора;
- усложнение содержания творческой деятельности;
- вариативность, гибкость и мобильность программы позволяет использовать
разнообразные материалы и техники, которые интересны и доступны ребенку любого
возраста;
- формирование культуры труда: содержание в порядке рабочего места, экономия
материалов и времени, планирование работы, правильное обращение с инструментами,
соблюдение правил безопасной работы;
- уровень усвоения содержания программы доступен для разных категорий обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся, участвующих в реализации данной программы
- 8 - 10 лет. Программа построена с учётом возрастных, психофизических и индивидуальнопсихологических особенностей.
Группы комплектуются по 12-14 человек, набор детей проводится без
предварительного отбора.
В объединение могут обучаться как девочки, так и мальчики без требований к
предварительной подготовке.
Возрастные особенности. Учет возрастных особенностей – один из
основополагающих педагогических принципов, которые использовались при написании
программы. Опираясь на него, регламентировалась учебная нагрузка, устанавливались
обоснованные объемы занятости различными видами труда, определялся наиболее
благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха.
Обучающиеся данного возраста активно включены в разные виды деятельности игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение приобретает
учебная деятельность, которая сводится не только к посещению учебного заведения или
5
приобретению знаний как таковых, а знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха
или труда. Когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего
раньше не знал или не умел, можно говорить об учебной деятельности. Продуктом,
результатом деятельности учения являются изменения самого обучающегося, ведь учебная
деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения на уровне знаний, умений,
навыков, уровне общего и умственного развития. Она опосредует всю систему отношений
ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и
личность младшего школьника в целом. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само
собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: базовый. Программа направлена на формирование
у обучающихся системы знаний, умений и навыков в выбранном виде деятельности.
Программа базового уровня может быть использована и как самостоятельный курс
освоения определенного вида деятельности, и как первая или вторая ступень - для
перехода к продвинутой программе обучения.
Особенности организации образовательной деятельности. Программа
рассчитана на 1 год обучения, включая каникулярное время. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в рамках традиционной
модели организации образовательного процесса.
Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики,
организуются и проводятся в очной форме обучения:
- от простого к сложному;
- смена типа и ритма работы на занятии;
- от постановки творческой задачи до достижения творческого результата;
- вовлечение в творческий процесс всех обучающихся.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Виды занятий: теоретические занятия (объяснение, рассказ, беседа – объяснение),
практические занятия (задания, фронтальные опросы, экскурсии, творческие работы),
самостоятельная работа.
Перечень форм подведения итогов: педагогическое наблюдение, устные опросы,
просмотр и презентация работ, практические и творческие задания, участие в итоговых
выставках центра.
6
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей в процессе овладения
знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных изделий в различных
техниках декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить с видами и техниками декоративно-прикладного творчества;
- обучать навыкам по организации рабочего места;
- обучать правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
- обучать детей владеть различными инструментами и приспособлениями, правилам
безопасной работы;
- обучать технологиям изготовления изделий в различных техниках декоративноприкладного творчества;
- формировать практические знания, умения и навыки, необходимые для творческой
деятельности в декоративно-прикладном творчестве.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к различным направлениям декоративно-прикладного
творчества;
- развивать способности самостоятельного выполнения различных поделок;
- развивать образное мышление, внимание, фантазию, коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- формировать основы культуры производства;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и соблюдению норм
безопасности;
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда;
- воспитывать аккуратность, отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость и др.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
Название раздела, темы
Раздел 1. Введение в программу
Всего
Теория
Практ
ика
2
1
1
1
1
12
3
18
1
1.1 Вводное занятие. Инструктаж по 2
технике безопасности. Знакомство с
группой.
Раздел 2. «Айрис-фолдинг»
30
2.1 История возникновения «Айрис– 4
фолдинг»
Формы
аттестации/
контроля
беседа,
педагогическое
наблюдение
просмотр работ,
педагогическое
наблюдение,
самоанализ
7
2.2 Материалы и инструменты
4
2
2
2.3 Выполнение учебных работ
6
2
4
2.4 Работы по готовым схемам (на выбор) 6
2
4
2.5 Самостоятельная работа «Яблоко»
1
3
2.6 Самостоятельная работа «Груша»
4
2.7 Подведение итогов по теме. Анализ 2
работ. Фотосессия.
Раздел 3. «Удивительный фетр»
46
1
1
3
1
11
35
3.1 Плоскостные работы из фетра
8
1
7
3.2 Брошки из фетра
8
2
6
3.3 Магнитики
8
2
6
3.4 Игольница «Яблоко»
8
2
6
3.5 Выставка плоскостных работ из фетра 2
1
1
3.6 Творческая работа «Дом моей мечты» 8
1
7
3.7 Защита творческой работы «Дом
моей мечты»
2
1
1
3.8 Подведение итогов за полугодие
2
1
1
10
46
Раздел
4.
«Удивительный
Объемные работы»
4
фетр. 56
просмотр работ,
педагогическое
наблюдение,
самоанализ
просмотр работ,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение,
презентация
творческих работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
творческих работ
беседа,
опрос,
анализ работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
творческих работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
творческих работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
творческих работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
творческих работ
анализ, студийная
выставка
педагогическое
наблюдение,
самоанализ работ
педагогическое
наблюдение,
защита работ
педагогическое
наблюдение,
опрос, студийная
выставка
8
4.1 Объемные
работы.
Подбор 8
материалов. Техники выполнения
4
4
4.2 Объемные работы. Котейка
8
1
7
4.3 Объемные работы. Мишка
8
1
7
4.4 Объемные работы. Заяц
8
1
7
4.5 Объемные работы. Ослик
8
1
7
4.6 Объемные работы. Жираф
8
1
7
4.6 Объемные работы. Слоненок
8
1
7
Раздел 5. «Новогодний марафон»
5.1 Мастер - классы
10
8
3
2
7
6
1
1
37
107
5.2 Подведение итогов за год. Выставка 2
работ
Итого
144
педагогическое
наблюдение,
презентация
работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
работ
педагогическое
наблюдение,
презентация
работ
педагогическое
наблюдение,
творческие
работы
педагогический
анализ, выставка
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: Содержание и направленность работы объединения, знакомство с учащимися, с
Уставом ЦСШ, правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности. Просмотр
работ выпускников, игрушек - сувениров, изделий из ткани, фетра.
Практика: Творческая работа – выполнение «индивидуальных бэйджиков с собственными
именами».
Раздел.2. «Айрис – фолдинг».
Тема 2.1. История возникновения «Айрис – фолдинг»
9
Теория: История возникновения техники «Айрис – фолдинг». Цветовой круг Люшера.
Правила работы со схемами. Образцы готовых «учебных работ», выполненные в этой
технике. Алгоритм выполнения работ.
Практика: Просмотр презентации по теме. Творческая работа - кленовый листочек (осень)
– цветовое решение, оттенки. Теплый и холодный цвет. Оформление кабинета.
Тема 2.2. Материалы и инструменты.
Теория: Материалы и назначение инструментов. Знакомство с видами бумаги. Критерии
выбора картона и бумаги. Критерии выбора картона и бумаги. Что такое логотип.
Практика: Заготовка бумажных полос: разметка бумаги, резание ножницами, сгибание
бумажной полосы вдоль пополам. Перевод рисунка на основу. Прорезывание контура на
основе и заправка схемы. Выполнение работы «Подсолнух» - логотип центра.
Тема 2.3. Выполнение учебных работ.
Теория: Виды складывания полос в работе. Способы крепления. Варианты оформления на
примерах.
Практика: Выполнение основных способов выкладывания полос. Работа по предложенному
айрис - шаблону. Выполнение «учебных» работ: круг, треугольник, сердечко, квадрат,
кленовый лист. Творческое оформление работ.
Тема 2.4. Самостоятельные работы по готовым схемам (на выбор).
Теория: Закрепление терминологии по теме и алгоритма выполнения работ.
Практика: Самостоятельное выполнение работ по собственному выбору. Закрепление
последовательности выполнение работ в данной технике.
Тема 2.5. Самостоятельная работа «Яблоко».
Теория: Правила крепление работы в рамку. Использование разных материалов для
выполнения полосок. Уход за готовым изделием.
Практика: Самостоятельное выполнение работы (использование в работе полосок из
ткани). Цветовое решение. Оформление в рамку.
Тема 2.6. Самостоятельная работа «Груша».
Теория: Алгоритм работы и особенности работы с атласными ленточками.
Практика: Самостоятельное выполнение работы (использование в работе полосок из
атласных ленточек). Цветовое решение. Оформление в рамку.
Тема 2.7. Подведение итогов по теме.
Теория: Терминология: «Айрис – фолдинг», шаблон, контур, схема, Анализ выполненных
работ. Опрос на проверку знаний.
Практика: Фотоссесия работ.
Раздел 3. «Удивительный фетр. Плоскостные работы».
Тема 3.1. Плоскостные работы из фетра.
Теория: История возникновения фетра и уникальные свойства фетра. Разновидность фетра
и состав, разновидность швейной фурнитуры и аксессуаров. Показ декоративных изделий,
украшений, сувениров. Виды ручных швов (шов «вперед иголкой», «назад иголкой»,
«петельный», «потайной»). Правила раскроя, соединения плоскостных изделий и их
оформление. Повторение правил техники безопасности при работе с острыми предметами.
Практика: Демонстрация выполненных работ. Подбор подходящего по цвету фетра,
необходимых инструментов и материалов.
Основные технологические процессы
изготовления изделий. Правила перевода деталей на фетр. Раскрой фетра, пошив и набивка
деталей наполнителем, соединение и оформление изделий. обучение практическим
10
навыкам ручных швов, закрепление умений использовать основные ручные швы и
закреплять узелок. изготовление простейших плоскостных работ на выбор, с
использованием основных швов.
Тема 3.2. Брошки из фетра.
Теория: Беседа о профессии декоратора. Назначение и виды брошке. Крепление. Уход за
изделием.
Практика: Выполнение разных видов брошек из фетра. Использование различных
материалов для декора (бисер, стеклярус, простейшие швы вышивки, атласные ленточки).
Оформление в подарочную коробочку.
Тема 3.3. Магнитики (на холодильник).
Теория: Виды магнитиков на холодильник, крепление магнита на изделие. Фетр (жесткий,
мягкий, толщина). Трафарет.
Практика: Выполнение разных видов магнитиков из фетра на выбор. Использование
различных материалов для декора. Оформление в подарочную коробочку.
Тема 3.4. Игольница «Яблоко».
Теория: Беседа о профессии швея. История возникновения игольниц. Материалы, формы,
виды наполнения.
Практика: Выполнение игольницы «яблоко», использование простейших ручных швов,
декор бисером.
Тема 3.5. Выставка детских работ.
Теория: Оформление выставки, этикетки.
Практика: Выставка, фотосессия.
Тема 3.6 Творческая работа «Дом моей мечты».
Теория: Беседа о профессии дизайнера. Мини – проект, эскиз, презентация – рассказ.
Практика: Выполнение эскиза домика по собственному замыслу. Самостоятельное
выполнение выкройки. Подбор, подготовка материала для изготовления работы.
Презентация – рассказ, фотосессия.
Тема 3.7. Защита творческой работы «Дом моей мечты».
Теория: Беседа о профессии оформителя. Требования и правила построения защиты. Текст
защиты.
Практика: Защита своих творческих работ.
Тема: 3.8. Подведение итогов за полугодие.
Теория: Анализ, самооценка. Подведение итогов за полугодие.
Практика: Оформление выставки детских работ.
Раздел 4. «Удивительный фетр. Объемные работы».
Тема 4.1. Объемные работы. Подбор материалов. Техники выполнения.
Теория: Правила выполнения выкроек, раскрой. Используемые виды ручных швов при
выполнении изделий. Плоскостная и объемная игрушка. Алгоритм выполнения
изделий. Правила выворачивания и набивки деталей. «Пуговичное крепление». Уход за
готовыми изделиями.
Практика: Изготовление простой объемной игрушки на выбор Подбор подходящего по
цвету фетра, необходимых инструментов и материалов. Основные технологические этапы
изготовления изделий. Правила перевода деталей на фетр. Раскрой фетра, пошив и набивка
деталей наполнителем, соединение и оформление изделий. Ручные швы и правила их
11
выполнения. Изготовление изделий по образцу. Художественное оформление
(изготовление аксессуаров). Исправление ошибок в ходе работы,
Тема 4.2. Объемные работы. Котейка.
Теория: «Пуговичное крепление» лапок. Утяжка (пупок).
Практика: Изготовление Котейки. Работа с выкройкой, выворачивание, набивка, крепление
лапок, оформление мордочки.
Тема 4.3. Объемные работы. Мишка.
Теория: Правила пришивание ушек, «пуговичное крепление» лапок. «Паспорт» изделия.
Практика: Изготовление мишки, вышивка животика, оформление мордочки, шарфик.
Изготовление «паспорта» изделия.
Тема 4.4. Объемные работы. Заяц.
Теория: Правила пришивания ушек. Простейшая выкройка платья для зайчика.
Практика: Изготовление зайчика. Пошив платья или штанишек на выбор. Оформление
работы в упаковочную коробку.
Тема 4.5. Объемные работы. Ослик.
Теория: Особенности выполнение выкройки ослика.
Практика: Самостоятельное изготовление ослика по алгоритму, аксессуары (головной
убор).
Тема 4.6. Объемные работы. Жираф.
Теория: Особенности выполнение выкройки жирафа.
Практика: Самостоятельное изготовление ослика по алгоритму, аксессуары.
Тема 4.6. Объемные работы. Слоненок.
Теория: Особенности выполнение выкройки слоненка.
Практика: Самостоятельное изготовление ослика по алгоритму, аксессуары.
Раздел 5: «Новогодний марафон».
Тема 5.1. Мастер – классы.
Теория: История праздника Новый год. Показ готовых работ, выполненных учащимися.
Знакомство с современными сувенирами в разных техниках. Идеи новогоднего подарка.
Приобщение детей к самостоятельному изготовлению праздничного декора.
Практика: Изготовление новогодних сувениров – подарков в разных техниках, на основе
полученных теоретических знаний и практических навыков. Изготовление изделий по
образцу. Индивидуальные работы (на выбор).
Тема 5.2. Подведение итогов за год. Выставка работ.
Теория: Анализ, самооценка. Подведение итогов за год.
Практика: Оформление выставки детских работ. Выставка.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
- развит познавательный интерес к различным направлениям декоративно-прикладного
творчества;
- сформированы навыки организации рабочего места, умение планировать предстоящую
работу и выполнять ее до конца;
- сформирована способность объективно оценивать свою работу;
12
- сформированы практические знания, умения и навыки, необходимые для творческой
деятельности в декоративно-прикладном творчестве;
- сформирована способность самостоятельного выполнения и мотивация к завершению
начатой работы (достижения цели).
Личностные:
- приобретен интерес к декоративно-прикладному творчеству, имеется чувство
удовлетворения от процесса и результатов своего труда;
- сформировано трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в коллективе;
- развито образное мышление, внимание, фантазия, коммуникативные навыки;
- развиты мелкая моторика рук и глазомер;
- проявляют трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда;
- демонстрируют аккуратность, отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость и др.
- относятся бережно к своему здоровью и соблюдают нормы безопасности;
Предметные:
- знают основные видах и терминологию декоративно-прикладного творчества;
- приобретены навыки работы выполнения изделий в разных техниках;
- получены знания разбираться в материалах, инструментах;
- знают виды и техники декоративно-прикладного творчества;
- используют правила безопасной работы с материалами и инструментами;
- умеют организовать рабочее место и выполнить задания по алгоритму.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
Основные характеристики образовательного
процесса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание занятий
9.
Сроки зимних каникул
36
72
4
144
15
21
16 сентября 2024 года
31 мая 2025 года
29 декабря 2024 года – 08
января 2025 года
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
- столы 8 шт., стулья 15 шт., доска;
- шкафы и стеллажи - для хранения материалов и инструментов;
- витрины, полки - для демонстрации выполненных работ.
13
Техническое оснащение:
- освещение, компьютер.
Раздаточный материал:
- иголки, нитки;
- клей;
- бумага, картон, линейки, карандаши;
Наглядный материал:
- образцы;
Инструменты:
- ножницы;
- клеевой пистолет.
Информационное обеспечение:
- интернет-источники;
- фотоматериалы;
- видеоматериалы.
Кадровое обеспечение.
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении
образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее
профессиональное образование.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Особые условия допуска к работе: отсутствие
ограничений
на
занятие
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных
медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Методические материалы:
Реализация программы предполагает
использование
следующих
педагогических технологий:
- здоровьесберегающая технология;
- проектная технология;
- технология сотрудничества;
- технология развивающего обучения;
- информационно-коммуникационная технология.
Методы обучения, используемые на занятиях, обеспечивают их эффективность и
мотивацию обучающихся. В реализации данной программы в зависимости от темы, цели,
задач занятия применяются следующие методы:
1. Основные (словесный -рассказ,
беседа; практический -практическая
работа; наглядный -иллюстрации
рисунков,
схем;
демонстрация
презентаций,
видеоматериалов, алгоритма работы).
14
2. Эвристический или частично-поисковый метод обучения - постановка вопроса
перед учащимися и поиск ими ответа на него. Благодаря этому учащиеся получают более
осознанные и прочные знания.
3. Репродуктивный – выполнение задания по готовому образцу.
Теоретическая часть программы имеет целью ознакомление со специальной
терминологией, видами декоративно-прикладного искусства, их особенностями.
Практическая часть предусматривает овладение навыками изготовления изделий в разных
техниках, видах декоративно-прикладного творчества с разными видами тканей.
Дидактический материал:
1.Демонстрация готовых работ: разных видов изделий в разных техниках, готовых изделий,
специальных приспособлений и инструментов;
2. Дидактический раздаточный материал: выкройки, схемы, узоры;
4. Копилка декоративных элементов, разнообразной фурнитуры, конструктивных деталей.
5. Теоретические сведения по всем разделам программы (журналы, научно-популярная
литература, материалы сети Интернет).
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная
работа, выставка, экскурсия, защита проекта, мастер - класс, праздник, практическое
занятие и т.д. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где
стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут
отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на
занятии по темам:
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний,
- закреплению знаний и умений,
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с
целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и
коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого
обучающегося. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной, с
подведением итогов и рефлексией, частей. На занятиях обязательно используются
дидактический материал, схемы и образцы изделий.
В начале и середине учебного года обязательно проводится инструктаж по технике
безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. Обучение в основном
проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала, но
и активно применяются индивидуальные и подгрупповые формы работы.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения:
при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал
всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного
уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Используются следующие формы:
- фронтальная (работа проводится со всеми одновременно, например, при
объяснении нового материала или обработке определенного технологического приема);
- индивидуальная (ребенку предлагается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- подгрупповая (разделение обучающихся на подгруппы для выполнения
определенной работы).
15
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети
имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов. Практические
результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве
позволяет заинтересовать и вовлечь детей в образовательный процесс. Необходимо
целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования,
предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
- текущая - проводится в конце каждого занятия.
- промежуточная - проводится в конце каждого раздела программы.
- итоговая - проводится по результатам освоения всей программы.
Формы аттестации: просмотр и анализ выполненных изделий, творческие задания на
составление собственных схем изделий, участие в отчетных выставках объединения.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и
планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы
установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Критерии оценки уровня освоения программы:
Уровень
освоения
программы
Высокий
Средний
Низкий
Теоретическая
подготовка
Теоретическое
усвоение материала,
художественный вкус,
творческий потенциал
Практическая
подготовка
разнообразие
технических приёмов,
цветовое
сочетание
изделий,
композиционное
решение,
новизна,
оригинальность
теоретическое
правильность,
усвоение материала, аккуратность,
ответственность
качественное
выполнение изделия
теоретическое
правильность
усвоение материала,
выполнения изделия
Результативность участия
в конкурсах
участие
в
районных,
дистанционных,
городских,
областных
конкурсах и фестивалях
участие
в
районных,
дистанционных конкурсах
и фестивалях
участие
в
отчетных
выставках объединения
Результаты освоения образовательной программой отслеживаются у группы в целом
и у каждого обучающегося в соответствии со списочным составом группы, которые
фиксируются в конце учебного года в виде таблиц:
Карточка развития группы
Название творческого объединения: ______________________________________
Группа №___
16
Дата начала наблюдения: _________________________________________________
Качества
Оценка качества (в %)
Этап
начальной Этап
промежуточной Этап
итоговой
диагностики
диагностики
диагностики
Низ Дос Опти В Ни Дост. Опти Вы Ни Дос Опт Выс
к.
т.
м.
ы зк.
м.
с.
зк. т.
им.
.
с.
Освоение
обучающимися
содержания
дополнительно
й
общеобразоват
ельной
программы
Устойчивость
интереса
обучающихся к
деятельности
по программе
Творческая
активность и
самостоятельно
сть
обучающихся
Карточка индивидуального развития ребенка
Название творческого объединения, ФИ: ______________________________________
Дата начала наблюдения: _________________________________________________
Оценка качества (в баллах) по
Качества
времени
Эт
Эта
ап
п
Этап
начально
про
итогово
й
межуточ
й
диагнос
ной
диагнос
тики
диагност
тики
ики
Освоение
обучающимися
содержания
дополнительной общеобразовательной программы
Устойчивость интереса обучающихся к
деятельности по программе
Творческая активность и самостоятельность
обучающихся
Баллы выставляются по 10-ти балльной шкале, 1 балл-низкий уровень, 10 - высокий.
17
3. Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»
(далее СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
18
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
15.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Список литературы для педагога:
1.Абраухова В.В. Педагогика творчества. М.: Директмедиа, 2020. - 128с.;
2.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на
материале пространственных искусств. М.: Новая Москва. 1999. - 240 с.;
3.Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1994. - 262 с.;
4.Винокурова Н.А. "Развитие творческих способностей учащихся". - М.; Педагогический
поиск, 2011.- 144с.;
5.Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:Перспектива, 1999.
- 125с.;
6.Ивановская Т. В. Игрушки и аксессуары из фетра. – М.: Рипол Классик, 2012. – 256 с.;
7.Невзорова, Н.К. Выполнение ручных швов / Н.К. Невзорова // Начальная школа. – 1990.
– No3, 48-52с.
Список литературы для обучающихся (родителей):
1.Власова А.А. Уроки рукоделия / А.А. Власова. – СПб.: «Корона принт», «Кристалл», 1998.
– 400 с. ил.;
2.Верхола А. Волшебный фетр. Делаем игрушки вместе с мамой. – Питер, 2014. – 64 с.;
3.Нечунаева С. А. «Укрась свой мир» – Москва, 2015. – 68 с.;
4.Рукоделие для детей / Калинич М., Павловская Л., Савиных В. – Минск: Полымя,1997. –
201. с. : ил.
Электронные ресурсы:
1.Игрушки из фетра своими руками. Материалы сайта Hand Made. Все о рукоделии.
Адрес: http://world-hmade.ru/masterclass/lavandersashe.php;
2.И снова – Айрис – фолдинг. Схемы.
Адрес: https://www.liveinternet.ru/users/4413045/post189841357/
3.Игрушки из фетра. Материалы сайта Постила.
Адрес http://postila.ru/id1802265/igrushki-iz-fetra
19
4.Маленькие игрушки из фетра. Выкройка фетровых игрушек. Материалы сайта LUCKY
TOYS.
Адрес:http://luckytoys.ru/mclass/view/2/malenkie_igrushki_iz_fetra__vykroika_fetrovyh_igrush
ek_1828.html
5.Мир позитива. Делаем простые и забавные игрушки из фетра своими руками
Адрес: https://mirpozitiva.ru/articles/1937-igrushki-iz-fetra-svoimi-rukami.html
20