Мастерская Леонардо да Винчи

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2024 г.,
протокол № 5

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
Г.Е.Моисеева Приказ № 75 от
«31» мая 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Мастерская Леонардо да Винчи»
Возраст обучающихся: 10 - 16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Потоцкая Татьяна Андреевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

7

Учебный (тематический) план

7

Содержание учебного (тематического) плана

10

1.4.

Планируемые результаты

13

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

14

2.1.

Календарный учебный график

14

2.2.

Условия реализации программы

14

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

15

3.

Список литературы

19

2

Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская
Леонардо да Винчи» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
1.

3

15. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
16. Устав МАУ Д О Центр «Семья и школа».
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская
Леонардо да Винчи» соответствует государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей. Она составлена с учетом тенденций в
изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной
подростковой аудитории. Актуальность программы в том, что она позволяет создать условия
для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная
роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места,
экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с
инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она
соответствует потребностям детей и их родителей, потому что, занимаясь скульптурой и
лепкой, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, которая оказывает большое
влияние навсестороннее развитие ребенка. Умение вылепливать и выстраивать скульптуры очень кропотливый и, в тоже время, захватывающий процесс, который нравится детям. Занятия
лепкой и скульптурой – это путь преодоления стресса в условиях строго регламентированного
обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Данная программа
наиболее интересна и важна для детей не только младшего школьного возраста, но и среднего.
Обучение скульптуре и лепке развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с
вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает
у детей положительные эмоции, ощущение радости. Создавая изделия из различных
материалов, необходимо понимать свойства материалов и структуру воссоздания будущих
фигур, форм, элементов, что развивает мыслительные процессы.
Основная идея: творчество не является делом избранных – творчеству можно учить,
творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к
занятиям.
Новизна программы заключается в том, что она дает возможность не только изучить
различные техники лепки и скульптуры, но и применить их комплексно при декорировании
пространства, при создании сувениров и предметов интерьера.
Отличительные особенности. Программа «Мастерская Леонардо да Винчи» отличается
от имеющихся тем, что она ставит более широкие задачи в плане гармоничного развития
личности, духовно-нравственного совершенствования, что само по себе представляет
трудности, учитывая негативное воздействие телепередач, влияния компьютерных игр,
распространения в детской среде нездоровых привычек. Весь учебный материал программы
распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения
теоретических знаний, практических умений и навыков. Занятия постепенно усложняются.
Постоянно идет процесс закрепления усвоенного ранее материала. Программа соответствует
региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам.
В ходе реализации программы поэтапно возрастает сложность практических умений и
навыков. На занятиях применяются индивидуальный и личностно-ориентированный подходы
4

к каждому ребенку. Обучающимся всегда дается возможность выбора задания на практике по
силам. Часто используется помощь сверстников, что развивает коммуникативные навыки и
навыки сотрудничества.
Адресат программы. Возраст обучающихся – 10 - 16 лет. Программа предусматривает
обучение, как девочек, так и мальчиков, построена с учётом возрастных, психофизических и
индивидуально-психологических особенностей. Набор детского коллектива свободный, без
учета индивидуальных способностей и уровня подготовки. Группы комплектуются по 10 - 15
человек, набор детей проводится без предварительного отбора.
Возрастные особенности.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных процессов
ребенка: формируется произвольность внимания и памяти, мышление из наглядно - образного
преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию
умственного плана действий. К психологическим новообразованиям данного возраста также
относятся произвольность поведения и способность к рефлексии. Ведущий характер начинает
приобретать учебная деятельность. У детей данного возраста продолжают развиваться навыки
обобщения и рассуждения, продолжает развиваться воображение. У детей младшего
школьного возраста преимущественно зрительная установка восприятия окружающего мира.
Младшие школьники игнорируют реальный цвет изображаемых объектов. Отдают
предпочтение насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам, в основном теплой части
спектра. Цвет в представлении ребенка становится насыщеннее, чем в восприятии. Благодаря
воображению обучающиеся смогут лучше понимать и усваивать предложенные задания, что
будет способствовать воспитанию творчески активной и самостоятельной личности,
формированию умения анализировать результаты своей работы, устанавливать причинноследственные связи, формированию навыков общения и коллективного труда.
В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками. В
этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в
качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений.
У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе,
становиться общественно полезным. Социальная активность школьника среднего возраста в
основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность
заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную
деятельность подростка. Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования
школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у
подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям
другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также
чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми
целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.
Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей
исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию. Социальная активность
школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов
поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения,
инициирующих умственную деятельность подростка.
Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и
отношений, поисков самоопределения. Ранняя юность – один из пиков потребности общения
в развитии человека. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастную
заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное
физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов.
Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое
выражение в коммуникации. В юности особенно возрастает необходимость с одной стороны,
5

в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет
рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания,
самоопределения, самоутверждения. С возрастом потребность в понимании заметно
усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Изучая особенности общения
старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций.
Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Вовторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие
личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию
эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В
этом возрасте возникает потребность во взаимодействии со взрослыми, особенно в
проблемных ситуациях разного характера. В таком случае доверие связано не с интимностью
или секретностью передаваемой информации, а с субъективной оценкой характера проблемы
старшеклассником. Очень важно при этом, как ребенок оценивает взрослого.
Содержание программы учитывает возрастные психологические особенности детей
младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса. Программа рассчитана на 1 год
обучения, для детей от 10 до 16 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа реализуется в рамках традиционной модели организации образовательного
процесса. Помимо непосредственного практического изучения основ лепки и выстраивания
скульптуры, содержание обучения включает в себя тренинги и игры, направленные на развитие
коммуникативных навыков, развитие памяти, творческой фантазии.
Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики,
организуются и проводятся в очной форме обучения:
- от простого к сложному;
- смена типа и ритма работы на занятии;
- от постановки творческой задачи до достижения творческого результата;
- вовлечение в творческий процесс всех обучающихся.
Занятия проводятся в группе обучающихся одного возраста или разных возрастных
категорий (разновозрастные группы).
Уровень освоения программы: стартовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, подгрупповая,
коллективная.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, занятие-игра.
Перечень форм подведения итогов: педагогическое наблюдение, просмотр и анализ
выполненных изделий, творческие задания на составление собственных схем изделий, участие
в отчетных выставках объединения, в городских, областных конкурсах и фестивалях.
1.2. Цель и задачи программы

6

Цель: развитие творческих способностей обучающихся посредством занятий лепкой и
скульптурой.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить с историей возникновения лепки и скульптуры;
- обучать особенностям работы с различными материалами, инструментами и
приспособлениями для лепки и скульптуры;
- обучать приёмам, способам изготовления и правильного хранения различных материалов;
- знакомить с традициями русских народных промыслов лепной игрушки;
- обучить способам изготовления полых сферических форм;
- знакомить с основами пластической анатомии лица человека;
- обучать работе с красками и защитными лаками.
Развивающие:
- развивать творческие способности и художественный вкус;
- развивать умение адекватно и объективно оценивать свои возможности;
- развивать память, внимание, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику
рук, образное и логическое мышление;
- активизировать познавательный интерес и творческую деятельность.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию любви к Родине, уважению к ее традициям;
- воспитывать доброжелательность, уважительное отношение к труду, чувство удовлетворения
от совместной работы;
- воспитывать бережное отношение к используемому материалу, трудолюбие, аккуратность,
усидчивость;
- воспитывать целеустремлённость и ответственность за результаты своего труда.
1.3.
№

Содержание программы.Учебный (тематический) план

Название раздела, темы
Всего

Теория

Раздел 1. Введение в программу. 2 часа
1
Вводное занятие
2
Раздел 2. Соленое тесто.
57
2.1
Азбука скульптурного
2
материала (соленое
тесто)
2.2
Лепка медальона
3
«Цветок»
2.3
Лепка птички
4
2.4

Формы аттестации/контроля

Количество часов
Практика

-

2
8
1

49
1

1

2

1

3

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

4

1

3

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

4

1

3

4

-

4

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

2.7

Лепка Чернышенской
игрушки. Кукушечки
Лепка орнамента в
полосе
Роспись медальона
«Цветок»
Роспись птички

2

-

2

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

2.8

Роспись кукушечки

2

-

2

2.9

Роспись орнамента

2

-

2

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

2.5
2.6

7

2.10

6

1

5

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

6

1

5

2.12

Лепка Дымковской
игрушки. Конек
Лепка Дымковской
игрушки. Индюк
Роспись конька

4

-

4

2.13

Роспись индюка

4

-

4

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

4

0.5

3.5

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

4

0.5

3.5

2

-

2

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Студийная выставка

61
2

13
1

2

0,5

0.5

2

0.5

1.5

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

2

0.5

1.5

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

2

0.5

1.5

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

2

0.5

1.5

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

2

0.5

1.5

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

2

0.5

1.5

2

1

1

1

1

1

3.11

Лепка Дымковской
игрушки. Козла, конька
Лепка пряничных птиц.
Петух
Роспись козла, конька

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

2

0.5

1.5

3.12

Роспись петуха

2

0.5

1.5

3.13

3

1

2

3.14

Лепка изразца.
Имитация, рельеф.
«Фантастический лев»
Роспись рельефа

2

0.5

1.5

3.15

Лепка куклы на конусе

3

1

2

3.16

Роспись куклы

2

1

1

2.11

2.14

Лепка плоского
декоративного яблока
2.15
Лепка плоской
декоративной груши
2.16
Роспись декоративного
яблока, груши
Раздел 3. Глина.
3.1
Азбука скульптурного
материала (глина)
3.2
Анималистический
жанр. Лепка зверей и
птиц
3.3
Изразцы. История
возникновения.
«Фантастическая
птичка»
3.4
Ветка рябины в круге.
Рельеф
3.5
Лепка листика (береза,
дуб, клен, на свой
выбор)
3.6
Роспись плитки,
«Фантастическая
птичка»
3.7
Роспись ветки рябины в
круге
3.8
Роспись листика
3.9
3.10

48
1

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

8

3.17

Лепка насекомых
(Бабочка, божья
коровка, пчела, паук)
Лепка сосуда «Рыбка»

4

0.5

3.5

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия

4

0.5

3.5

5

0.5

4.5

5

0.5

4.5

3.21

Лепка чернышенской
игрушки. Барыня
Народная сказка. Лепка
героев сказки
Роспись насекомого

2

-

2

3.22

Роспись сосуда «Рыбка»

2

-

2

3.23

Роспись чернышенской
игрушки. Барыня
Роспись героев сказки

3

-

3

3

-

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Студийная выставка,
творческая работа

Раздел 4. Изготовление полых
сферических форм.
4.1
Изготовление полых
сферических форм.
4.2
Техника соединения
деталей
4.3
Изготовление раковины
(полая форма)
Раздел 5. Лепка изразца. Части
лица.
5.1
Лепка изразца. Части
лица (нос)
5.2
Брови, глаз

8

1.5

6.5

3

1

2

2

-

2

3

0.5

2.5

12

2

10

3

0.5

2.5

3

0.5

2.5

3.18
3.19
3.20

3.24

3

5.3

Ухо

3

0.5

2.5

5.4

Губы

3

0.5

2.5

Раздел 6. Создание скульптуры.
12 часов
6.1
Создание скульптуры.
Изготовление каркаса
6.2
Изготовление каркаса

12

3

9

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

6.3

8

2

6

144

29.5

Подведение итогов,
выставка-просмотр
Итого:

Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Студийная выставка,
творческая работа
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Студийная выставка,
творческая работа
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Педагогическое наблюдение,
просмотр и анализ изделия
Студийная выставка,
творческая работа

114.5

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда
Раздел 2. Соленое тесто.
Тема 2.1. Азбука скульптурного материла.
Теория: беседа о соленом тесте, его свойствах, способ приготовления, инструменты
9

необходимые для лепки, элементы техники безопасности.
Практика: приготовление соленого теста.
Тема 2.2. Лепка медальона «Цветок».
Теория: освоение приема работы с пластом, с использованием приема прилепов
капельками, листиками.
Практика: лепка медальона «Цветок» с учетом пройденной теории.
Тема 2.3: Лепка птички
Теория: изучение лепки из целого куска. Организация цельного гармоничного,
законченного изделия. Внимание на деталировку, декоративность изделия. Тщательное
заглаживание изделия.
Практика: лепка птички с учетом пройденной теории.
Тема 2.4: Лепка Чернышенской игрушки. Кукушечка.
Теория: знакомство с народным промыслом Чернышенская игрушка.
Практика: лепка из одного куска, с учетом соблюдений пропорций при лепке кукушечки.
Тема 2.5: Лепка орнамента в полосе.
Теория: знакомство с системой построения орнамента в полосе. Повторение предыдущей
темы, прилепы в лепке орнамента. Понятие симметрии, равновесия, баланса.
Практика: лепка орнамента в полосе с учетом пройденной теории.
Тема 2.6: Роспись медальона «Цветок».
Практика: применяем навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.
Тема 2.7: Роспись птички.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 2.8 Роспись кукушечки.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 2.9: Роспись орнамента.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 2.10: Лепка Дымковской игрушки. Конек.
Теория: учимся видеть характерные особенности формы и пропорций; удлиненное
туловище, несколько вытянутые шея и ноги. Учимся передачи этих особенностей во время
лепки, самостоятельно применяя способ лепки туловища и ног из одного куска.
Практика: лепка Дымковской игрушки с учетом пройденной теории.
Тема 2.11: Лепка Дымковской игрушки. Индюк.
Теория: учимся видеть характерные особенности формы и пропорций; удлиненное
туловище, несколько вытянутые шея и ноги. Учимся передачи этих особенностей во время
лепки, самостоятельно применяя способ лепки туловища и ног из одного куска.
Практика: лепка Дымковской игрушки с учетом пройденной теории.
Тема 2.12: Роспись конька.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 2.13: Роспись индюка.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 2.14: Лепка плоского декоративного яблока.
Теория: дать понятие различий между объемным изделием и трансформации его в
плоско-декорированную композицию.
Практика: Лепка плоского декоративного яблока с учетом пройденного материала.
Тема 2.15: Лепка плоской декоративной груши.
Теория: освоение приемов лепки пластом и приемом прилепа, при помощи различных
приемов и материалов.
Практика: лепка плоской декоративной груши
Тема 2.16: Роспись декоративного яблока, груши.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Раздел 3. Глина.
10

Тема 3.1: Азбука скульптурного материла.
Теория: Беседа о глине, его свойствах, инструменты необходимые для лепки, способы
работы с глиной, элементы техники безопасности, гигиена труда.
Практика: предварительная подготовка глины к работе.
Тема 3.2: Анималистический жанр. Лепка зверей и птиц.
Теория: развиваем наблюдательности. От простой геометрической формы (цилиндр,
шар) к фигуре животного или птицы.
Практика: лепка зверей и птиц
Тема 3.3: Изразцы. История возникновения. «Фантастическая птичка».
Теория: изучаем историю возникновения изразца. Развиваем пространственного и
образного мышления, соблюдение и применение законов композиции.
Практика: выполнение декоративной пластины. Невысокий рельеф. Выполнение эскиза
композиции, создание несложной орнаментальной композиции «плоскость, линия”»
условность объема, использование музыки.
Тема 3.4: Лепка ветки рябины в круге. Рельеф.
Теория: изучение понятия «рельеф», историю возникновения.
Практика: выполняем рельеф ветки рябины в круге.
Тема 3.5: Лепка листика (береза, дуб, клен, на свой выбор).
Теория: изучаем строение листьев
Практика: лепка листика (береза, дуб, клен, на свой выбор).
Тема 3.6: Роспись изразца, «Фантастическая птичка».
Теория: изучаем нюансы росписи изразца.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 3.7: Роспись ветки рябины в круге.
Теория: изучаем нюансы росписи ветки рябины в круге.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 3.8: Расписать листик
Теория: изучаем нюансы росписи листика.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 3.9: Лепка Дымковской игрушки. Козла, конька.
Теория: рассмотреть игрушку, обратив внимание на пластичность формы и ритм в
расположении деталей. Подробно разобрать форму, пропорции, путем вопросов выяснить
способ изображения.
Практика: лепка Дымковской игрушки. Козла, конька
Тема 3.10: Лепка пряничных птиц. Петух
Теория: формулируем понимание выразительности силуэта, вписанного в заданную
форму (круг, квадрат).
Практика: лепка пряничных птиц. Петух
Тема 3.11: Роспись козла, конька
Теория: изучаем нюансы росписи козла, конька.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 3.12: Роспись петуха.
Теория: изучаем нюансы росписи петуха.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 3.13: Лепка изразца. Имитация, рельеф. «Фантастический лев».
Теория: развиваем умение фантазировать, стилизовать, искать выразительные средства
для решения данной темы.
Практика: лепка изразца. Имитация, рельеф. «Фантастический лев».
Тема 3.14: Роспись рельефа.
Теория: изучаем нюансы росписи рельефа.
Практика: раскрашивание готовых работ.
11

Тема 3.15: Лепка куклы на конусе.
Теория: развиваем умение использовать различные приемы в лепке куклы.
Практика: лепка пластом, лепка на конусе. Прием прилепов, форма куклы предельно
проста, тщательно обработана и заглажена.
Тема 3.16: Роспись куклы.
Теория: изучаем последовательности росписи куклы:
- грунтовка изделия водоэмульсионкой;
- выполнение рисунка карандашом;
- подмалевок. краски яркие, сочные.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема 3.17: Лепка насекомых (Бабочка, божья коровка, пчела, паук).
Теория: изучаем передачу характерных особенностей насекомых.
Практика: лепка насекомых (Бабочка, божья коровка, пчела, паук).
Тема 3.18: Лепка сосуда «Рыбка».
Теория: изучаем технику и технологию изготовления сосуда «Рыбка».
Практика: лепка сосуда «Рыбка».
Тема 3.19: Лепка чернышенской игрушки. Барыня.
Теория: поэтапное освоение лепки «Барыни». Пропорции. Декорирование.
Практика: лепка чернышенской игрушки. Барыня.
Тема 3.20: Народная сказка. Лепка героев сказки.
Теория: разбор сказочных персонажей.
Практика: лепка героев сказки.
Тема: 3.21 Роспись насекомого.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема: 3.22 Роспись сосуда «Рыбка».
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема: 3.23 Роспись чернышенской игрушки. Барыня.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Тема: 3.24 Роспись героев сказки.
Практика: раскрашивание готовых работ.
Раздел 4. Изготовление полых сферических форм.
Тема 4.1: Изготовление полых сферических форм.
Теория: изучение способов изготовления полых сферических форм.
Практика: отработка способов изготовления полых сферических форм.
Тема 4.2: Техника соединения деталей.
Практика: отработка техник соединения деталей.
Тема 4.3: Изготовление раковины (полая форма).
Теория: изучение особенностей полой формы.
Практика: изготовление раковины (полая форма).
Раздел 5. Лепка изразца. Части лица
Тема 5.1: Лепка изразца. Части лица (нос).
Теория: изучение особенностей построение частей лица (нос)
Практика: лепка части лица (нос).
Тема 5.2: Лепка изразца. Части лица (брови, глаз).
Теория: изучение особенностей построение частей лица (брови, глаз)
Практика: лепка части лица (брови, глаз).
Тема 5.3: Лепка изразца. Части лица (ухо).
Теория: изучение особенностей построение частей лица (ухо)
Практика: лепка части лица (ухо).
Тема 5.4: Лепка изразца. Части лица (губы).
Теория: изучение особенностей построение частей лица (губы)
12

Практика: лепка части лица (губы).
Раздел 6. Создание скульптуры.
Тема 6.1: Прямая лепка на проволочном каркасе.
Теория: изучение построения каркаса.
Практика: прямая лепка на проволочном каркасе.
Тема 6.2: Итоговое занятие.
Теория: обсуждение итоговой работы.
Практика: завершение лепки на проволочном каркасе.
Тема 6.3: Подведение итогов, выставка-просмотр
Теория: подведение итогов.
Практика: презентация своей работы.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
- развиты творческие способности и художественный вкус;
- развито умение адекватно и объективно оценивать свои возможности;
- развиты память, внимание, глазомер, пространственное воображение, мелкая моторика рук,
образное и логическое мышление;
- активизировался познавательный интерес и творческая деятельность.
Личностные:
- проявляют любовь к Родине, уважение к ее традициям;
- демонстрируют доброжелательность, уважительное отношение к труду, чувство
удовлетворения от совместной работы;
- бережно относятся к используемому материалу, проявляют трудолюбие, аккуратность,
усидчивость;
- демонстрируют целеустремлённость и ответственность за результаты своего труда.
Предметные:
- знают историю возникновения лепки и скульптуры;
- умеют работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями для лепки
и скульптуры;
- знают приёмы, способы изготовления и правильного хранения различных материалов;
- знают традиции русских народных промыслов лепной игрушки;
- умеют изготавливать полые сферические формы;
- знают основы пластической анатомии лица человека;
- умеют работать с красками и защитными лаками.
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график

№
п/п

Основные характеристики
образовательного процесса

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий

36
72
4
144
15
21
16 сентября 2024 года

13

8.
9.

Окончание занятий
Сроки зимних каникул

31 мая 2025 года
29 декабря 2024 года –
08 января 2025 года

2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
- столы 8 шт., стулья 15 шт., доска;
- шкафы и стеллажи - для хранения материалов и инструментов;
- витрины, полки - для демонстрации выполненных работ.
Техническое оснащение:
- освещение, компьютер.
Раздаточный материал:
- клеенка;
- тряпочка;
- стаканчик с водой;
- стеки.
Наглядный материал:
- образцы;
Инструменты:
- стеки.
Информационное обеспечение:
- интернет-источники;
- фотоматериалы;
- видеоматериалы.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями
в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: высшее профессиональное образование.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских
осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей.
Реализация программы предполагает использование следующих педагогических
технологий:
- здоровьесберегающая технология;
- игровая технология;
- проектная технология;
- технология сотрудничества;
- технология развивающего обучения;
- информационно-коммуникационная технология.
В образовательном процессе используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
14

- наглядный: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, видеоматериалов;
- использование технических средств;
- практический;
- исследовательский.
- теоретические занятия в виде рассказа педагога и беседы с обучающимися;
- практические занятия: мастер-классы, игры-соревнования по каждой теме, квесты,
гостиные, праздники, викторины.
Дидактико-методическое обеспечение:
- образцы изделий;
- книжные иллюстрации;
- комплекс физминуток;
- сценарии итоговых мероприятий;
- комплекс игр, применяемых при реализации программы.
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
- текущая – проводится в конце каждого занятия;
- промежуточная – проводится в конце каждого раздела программы;
- итоговая – проводится по результатам освоения всей программы.
Формы аттестации: педагогическое наблюдение, просмотр и анализ выполненных
изделий, творческие задания на составление собственных схем изделий, участие в отчетных
выставках объединения, в городских, областных конкурсах и фестивалях.
Способы проверки ожидаемых результатов предполагают такие виды педагогического
контроля, как: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения
материала, при котором учитывается правильность, аккуратность выполнения изделия.
Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам пройденных разделов программы,
задачами которого являются выявить уровень освоения материала обучающимися по
пройденному разделу, определить изменения в уровне развитиятворческих способностей за
данный период обучения. Выявляется усвоение материала, анализ развития личностных
качеств детей, таких как, трудолюбие, аккуратность, ответственность, уважение к сверстникам
и труду взрослых, художественный вкус. Формами контроля являются: просмотр, анализ
выполненных работ, промежуточные выставки непосредственно в объедении и участие в
выставках центра, района.
Итоговой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) для выявления уровня
освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне развития творческих
способностей за данный период обучения. В ходе итогового контроляоценивается: качество
выполнения работы, разнообразие технических приемов, цветовое сочетание, композиционное
решение, новизна, оригинальность. Формой контроля является просмотр и анализ
выполненных изделий, творческие задания на составление собственных схем изделий, участие
в отчетных выставках объединения в городских, областных конкурсах и фестивалях.
Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена
баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе усвоения ребенком учебного
материала, и вторая та, что выражается в виде «образной отметки» и доводится до детей. Это
делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с результатами
других, которое неизменно возникают при «балльной системе». Система «образной отметки»

15

помогает формировать адекватную самооценку собственныхдостижений, базирующуюся на
стремлении к достижению большего, предполагает три вида оценки: высокий, средний,
низкий.
Способы проверки ожидаемых результатов предполагают такие виды педагогического
контроля, как: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения
материала, при котором учитывается правильность, аккуратность выполнения изделия.
Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам пройденных разделов программы,
задачами которого являются выявить уровень освоения материала обучающимися по
пройденному разделу, определить изменения в уровне развития творческих способностей за
данный период обучения. Выявляется усвоение материала, анализ развития личностных
качеств детей, таких как, трудолюбие, аккуратность, ответственность, уважение к сверстникам
и труду взрослых, художественный вкус. Формами контроля являются: просмотр, анализ
выполненных работ, промежуточные выставки непосредственно в объедении и участие в
выставках центра, района.
Итоговой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) для выявления уровня
освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне развития творческих
способностей за данный период обучения. В ходе итогового контроляоценивается: качество
выполнения работы, разнообразие технических приемов, цветовое сочетание, композиционное
решение, новизна, оригинальность. Существует две шкалы оценки развития всех качеств,
первая это та, что выражена баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе
усвоения ребенком учебного материала, и вторая та, что выражается в виде «образной
отметки» и доводится до детей. Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений
результатов одних детей с результатами других, которое неизменно возникают при «балльной
системе». Система «образной отметки» помогает формировать адекватную самооценку
собственных достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего,
предполагает три видаоценки: высокий, средний, низкий.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Качества
Признаки проявления качеств личности
личности
ярко
слабо
проявляются
не проявляются
проявляются
проявляются
3 балла
2 балла
1 балл
0 баллов
1.
Активность,
организаторск
ие
способности

Активен, проявляет
стойкий
познавательный
интерес,
целеустремлен,
трудолюбив
и
прилежен,
добивается
выдающихся
результатов,
инициативен,
организует
деятельность
других.

Активен,
проявляет
стойкий
познавательный
интерес,
трудолюбив,
добивается
хороших
результатов.

Мало
Пропускает
активен, наблюдает занятия,
мешает
за деятельностью другим.
других,
забывает
выполнить задание.
Результативность
невысокая

16

2.Коммуника
тивные
навыки,
коллективизм

3.Ответствен
ность,
самостоятельн
ость,
дисциплиниро
ванность

4.
Нравственно
сть,
гуманность

Легко вступает и
поддерживает
контакты,
разрешает
конфликты,
дружелюбен
со
всеми,
инициативен,
по
собственному
желанию успешно
выступает
перед
аудиторией.
Выполняет
поручения охотно,
ответственно, часто
по
собственному
желанию,
может
привлечь других.
Всегда
дисциплинирован,
везде
соблюдает
правила поведения,
требует того же от
других.

Вступает
и
поддерживает
контакты,
не
вступает
в
конфликты,
дружелюбен со
всеми,
по
инициативе
руководителя
или
группы
выступает перед
аудиторией
Выполняет
поручения
охотно,
ответственно.
Хорошо
ведет
себя независимо
от наличия или
отсутствия
контроля, но не
требует этого от
других

Доброжелателен,
правдив,
верен
своему
слову,
вежлив, заботится
об
окружающих,
пресекает грубость,
недобрые
отношения
к
людям,

Доброжелателен,
правдив, верен
своему
слову,
вежлив,
заботится
об
окружающих, но
не требует этих
качеств
от
других.

Поддерживает
контакты
избирательно, чаще
работает
индивидуально,
публично
не
выступает

Замкнут, общение
затруднено,
адаптируется
в
коллективе
с
трудом,
является
инициатором
конфликтов.

Неохотно
выполняет
поручения.
Начинает работу, но
часто не доводит ее
до
конца.
Справляется
с
поручениями
и
соблюдает правила
поведения только
при
наличии
контроля
и
требовательности
преподавателя или
товарищей.
Помогает другим по
поручению
педагога, не всегда
выполняет
обещания,
в
присутствии
старших
чаще
скромен,
со
сверстниками
бывает груб.

Уклоняется
от
поручений,
безответственен.
Нарушает правила
поведения,
слабо
реагирует
на
воспитательные
воздействия.

Недоброжелателен,
груб,
пренебрежителен,
высокомерен
с
товарищами
и
старшими,
часто
обманывает/

17

Качестваличностиипризнакипроявления
Фамилия,
имя
№

р.

Активно
Гсть,
организаторск
ие
способности
дата
заполнения

Коммуник
ативные
навыки,
коллективизм
дата
заполнения

Ответствен
ность,
самостоятельнос
ть,
дисциплинирова
нность
дата
заполнения

Нравственнос
ть, гуманность

дата
заполнения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5

18

Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области".
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
3.

Список литературы для педагога:
1.
В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному
образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая лаборатория доп. образования,
2004. выпуск 40 часть Ш. 127с.
2.
Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2002
№ 12. 64с.
3.
Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО
«Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с.
4.
Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр
«Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с.
5.
Мировая скульптура / под ред. И. Мосин. – Ростов-на-Дону, 2003. - 96 с.
19

6.
Нельсон Д. Уилкинсон Р. Историум – М., 2016 – 112 с.
7.
Объем живого опыта. Скульптура / авт. сост. А. Митюшина, Е. Владимирцева. – М.,
2015. – 20 с.
8.
Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования:
Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с.
9.
Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию /Отв.
ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2000,
197с.
10.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура
быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с.
11.
Рассказы о трех искусствах / под ред. Андреев М.В., Антонов Л.В., Дмитриев О.Б.. –
Л., 1975. – 223 с.
12.
Русский музей – детям. Беседы об изобразительном искусстве: учебное пособие. – Спб.,
2003. – 224 с.
13.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч., ч. 3.
Основы композиции.- Обнинск, 1996.- 80 с.
14.
Уроки скульптуры // Юный художник, №9, 1986.
15.
Ушакова В. А. Азбука искусства. – СПб., 1996. – 50 с.
Список рекомендованной литературы для обучающихся и родителей:
1.
Антипова М. А. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками. - М.: Ростов н/Д:
«Владис», 2007, 357с.
2.
Быков Ю.А., Крауц Т.И. С веком наравне. / Т5Книга о зарубежной скульптуре. – М.:
Молодая гвардия, 1986. 303 с., ил.
3.
Геронимус Т. « Я сделаю все сам». – М.: Изд. « Аст-пресс». 1998, 178с.
4.
Гоголев О.Б. Лепим из глины – М.: Профиздат 2009, 96 с.
5.
Горячева В. С, Нагибина М. Н. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль: Изд. «Академия развития» 1998, 260с.
6.
Дронова Г.И., Якобсон С.Г. «Обучение детей рисованию, лепки, аппликациям и игре».
- М.: Изд. «Просвещение». 1992, 193с.
7.
Евстратова Е.Н. Скульптура: Научно-популярное издание для детей – М.: ООО
«РОСМЕН – ПРЕСС», 2002, 127с.
8.
Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста – М.: ОООТД Изд «Мир книги», 2009, 192 с.,
ил.
9.
Кискальт И. Солёное тесто. - М.: Профиздат, 2007, 171с.
10.
Михайлова И. Лепим из солёного теста. - М.: «Эксмо», 2004, 117с.
11.
Романовская А. Л. Поделки из солёного теста. – М.: АСТ; 2006, 153с.
12.
Федоров Г. Послушная глина. - М.: Изд. «АСТ-пресс». 1997, 311с.
13.
Хананова И. Н. Солёное тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006, 140с.
14.
Хессенберг К. Скульптура для начинающих. – М.: Изд. АРТ-РОДНИК. 2006, 128 с.
15.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. – М.: «Просвещение», 2000, 482с.
Информационно-образовательные ресурсы:
https://marhi.ru/sveden/files/Metod_posobie_skulptura.pdf (Учебно-методическое пособие
дисциплины «Скульптура и скульптурно-пластическое моделирование»)
https://infourok.ru/lekcionniy-material-po-lepke-skulptura-kratkiy-obzor-513057.html
(Лекционный материал по лепке: «Скульптура (краткий обзор)»)
http://school-collection.edu.ru/catalog/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
https://xn----7sbgxiccc0a0ahbaom6e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn-p1ai/file/0def8bfe48bfaad51c5e0c33c7673b10 (Учебник «Лепные работы»)
https://xn----7sbgxiccc0a0ahbaom6e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn-p1ai/file/0d35fda2c8fdda75f2fa3945851e6dfd (учебник «Лепка фигуры 2»

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».