Бумажные истории

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «30» августа 2024 г.,
протокол № 1

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «30» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бумажные истории»
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Пантелеева Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

7

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

7

Учебный (тематический) план

7

Содержание учебного (тематического) плана

10

1.4.

Планируемые результаты

12

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

12

2.1.

Календарный учебный график

12

2.2.

Условия реализации программы

13

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

14

3.

Список литературы

17

4.

Приложение

20

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные
истории» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
3

рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
18. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
19. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и
школа».
20. Устав МАУ Д О Центр «Семья и школа».
Актуальность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая «Бумажные истории» соответствует государственной политике в
области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на
удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Программа разработана
с учетом потребностей детей.
Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, координации
движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым
развитием ребенка. Кроме того, занятия по программе способствуют формированию
эстетического вкуса ребенка.
Помимо развития интеллектуальных и творческих способностей занятия по
программе воспитывают такие качества личности как:
- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным рукоделием
требуют очень многих усилий от обучающихся;
- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело,
интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой;
- эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность радоваться
не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;
- внимательность, потому что, занимаясь с бумагой, обучающимся необходимо большое
усердие и внимание при работе;
- хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают психомоторику
ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она
соответствует потребностям детей и их родителей, потому что, изготавливая игрушки, дети
4

вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще
недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на
всестороннее развитие ребенка. Умение складывать бумагу и вырезать - очень кропотливый
и, в тоже время, захватывающий процесс, который нравится детям. Прикосновение к миру
красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Основная идея:
творчество не является делом избранных – творчеству можно учить, творчество
стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.
Новизна программы заключается в том, что она дает возможность не только
изучить различные техники и способы использования бумаги, но и привитием навыков
коллективного труда, формированием усидчивости и целеустремленности младших
школьников.
Отличительные особенности. Программа соответствует региональным социальноэкономическим и социокультурным потребностям и проблемам. Прослеживается связь с
общеобразовательными предметами:
- история – даются сведения из истории возникновения бумаг;
- ИЗО – подбор сочетаний различных цветов и красок, гармоничного использования
материала для изготовления поделки;
- биология – используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных
растений, животных и др.
В ходе реализации программы поэтапно возрастает сложность практических умений
и навыков. На занятиях применяются индивидуальный и личностно-ориентированный
подходы к каждому ребенку. Обучающимся всегда дается возможность выбора задания на
практике по силам. Часто используется помощь сверстников, что развивает
коммуникативные навыки.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
программы – 7 - 10 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и
мальчиков, построена с учётом возрастных и психофизических особенностей. Набор
детского коллектива свободный, без учета индивидуальных способностей и уровня
подготовки. Количество детей в группе 11-17 человек.
Возрастные особенности. Дети младшего школьного возраста очень
впечатлительны и эмоциональны. Мир чувств младшего школьника значительно богаче,
чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов,
природ, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как
ответственность за свои дела и поступки. Мышление ребёнка развивается вместе с речью.
Мозг ребёнка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие истощения - снижения
работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во
время отдыха. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности —
игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем
школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению
учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным
продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность - это деятельность,
непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных
человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться
чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде
деятельности — учении. Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы
культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к
учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким
5

образом, преобразование самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом
деятельности учения являются изменения самого учащегося. В этом возрасте происходит
появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок
становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях.
В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом
возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать
определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и
желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе
сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом,
доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. В младшем школьном
возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом
деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда
встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. Занятие декоративноприкладным творчеством позволяет прививать детям основы пространственного
мышления, развивать у них мелкую моторику - готовит руки ребенка к более сложной
деятельности, развивает воображение. И конечно, это первоначальный этап, чтобы
почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов
своей работы. Занимаясь, декоративно-прикладным искусством учащиеся узнают разные
материалы, знакомятся с их свойствами, приобретают навыки работы с ними. Усваивают
также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (клей, ножницы,
карандаш и т.д.). Овладение этими действиями способствуют умственному развитию детей.
На занятиях развивается речь младшего школьника: усвоение названия форм, название
предметов труда, пространственные обозначения. Высказывания в процессе наблюдений
предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании
иллюстраций положительно влияют на формирование связной речи.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в
соответствии с календарным учебным графиком в сформированной группе детей,
являющихся основным составом объединения. В программе учитываются возрастные
особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному.
Образовательная программа «Бумажные истории» включает в себя изучение и
предполагает работу в различных направлениях бумажного творчества (аппликация и
различные ее виды, торцевание, квиллинг, оригами, папье-маше).
Также могут проводиться тематические выставки и мастер-классы.
Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести
базовый минимум знаний, умений и навыков по виду декоративно-прикладного творчества.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, занятие-игра.
6

Перечень форм подведения итогов: педагогическое наблюдение, беседа, просмотр и
анализ выполненных работ, выставка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей и художественного вкуса путём создания
разнообразных композиций и форм из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с историей возникновения бумаги и искусством аппликации;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- знакомить с основными инструментами и приспособлениями при работе с бумагой;
- формировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношении
предметов;
- обучать приемам складывания, скручивания, формования и произвольного компонования
бумажной основы.
Развивающие:
- развивать художественный вкус и творческие способности;
- развивать познавательные интересы, образное и логическое мышление, мотивацию к
самовыражению;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческие способности и
воображение;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать ответственное отношение к учению и труду;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве;
- воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, бережливость.
1.3. Содержание программы.
Учебный (тематический) план
Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика Формы
аттестации/
контроля

1

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

№
Раздел 1. Введение в программу

1.1

1.2

Вводное
занятие. 2
Инструктаж по технике
безопасности. Знакомство
группы.
История
возникновения 2
бумаги. Виды бумаги и
картона. Инструменты для
работы. Правила по технике
безопасности и личной
гигиене.

7

Раздел 2. Волшебство бумаги
8

1

7

8

1

7

8

1

7

8

1

7

Объемной
аппликация, 8
объединяющая два способа
складывания
бумаги:
«книжкой» и «гармошкой».
8

1

7

1

7

8

1

7

4

1

3

6

1

5

2

1

1

6

1

5

2.1

Закладки по образцу.

2.2

Игрушка
марионетка
(работа с шаблонами).

2.3

Понятие
аппликация».

2.4

Корзина
фруктами
работа).

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

с

«объемная

объемными
(коллективная

Цветы для мамы.

Игрушки на елку.

Открытка
Годом!»

«С

Новым

Рождественский венок.

Оформление выставки.

«Аппликация каждый день».

праздник

Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
8

2.12

2.13

Оформление выставки.

2.14

Поздравительная открытка к
23 февраля

2.15

2.16

2.17

2.18

2.19

2.20

2.21

2.22

2.23

6

1

5

2

1

1

4

1

3

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

8

1

7

2

1

1

2

1

1

8

1

7

8

1

7

Объемные фигуры. Братья
наши меньшие.

Обрывная аппликация.

Фантазии из «ладошек»

Упаковочная коробка.

Изготовление шкатулки.

Весна – красна. Объемная
аппликация.

Оформление выставки.

Пасха красная - народный
праздник.

День Победы.
аппликация

Скоро
лето.
аппликация.

Объемная

Объемная

Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
выставка
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
Педагогическое
наблюдение, беседа,
просмотр и анализ
выполненных работ
9

2.24

Подведение
награждение.
ВСЕГО:

итогов, 2

144

1

1

26

118

Педагогическое
наблюдение,
выставка

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство группы.
Теория. Организация рабочего места и правила поведения в кабинете.
Практика: Знакомство с коллективом, зрительная гимнастика.
Тема 1.2. История возникновения бумаги. Виды бумаги и картона. Инструменты для
работы. Правила по технике безопасности и личной гигиене.
Теория: Виды бумаги.
Практика: Изготовление поделки.
Раздел 2. Волшебство из бумаги.
Тема 2.1. Закладки по образцу.
Теория: Виды закладок. Демонстрация готовых закладок.
Практика: Изготовление закладок.
Тема 2.2. Игрушка - марионетка.
Теория: Знакомство с техникой изготовления игрушек из картона. Демонстрация
готовых изделий.
Практика: Изготовление игрушек из картона.
Тема 2.3. Понятие «объемная аппликация».
Теория: Знакомство с техникой изготовления объёмной аппликации из кругов.
Демонстрация готовых образцов.
Практика: Изготовление объемной аппликации из кругов.
Тема 2.4. Корзина с объемными фруктами.
Теория: Знакомство с техникой изготовления объёмной аппликации. Демонстрация
готовых образцов.
Практика: Изготовление объемной аппликации.
Тема 2.5. Объемная аппликация, объединяющая два способа складывания бумаги:
«книжкой» и «гармошкой».
Теория: Знакомство с техникой изготовления «гармошки» из бумаги. Демонстрация
готовых персонажей.
Практика: Изготовление поделок с элементами гармошка.
Тема 2.6. Цветы для мамы.
Теория: Традиционные праздники. Виды поздравительных открыток. Показ готовых
открыток.
Практика: Изготовление поздравительных открыток.
Тема 2.7. Игрушки на елку.
Теория. Оригами. История, примеры, особенности.
Практика. Приемы складывания бумаги. Складывание елочек разного размера по
схеме, украшение бисером, блестками, раскрашивание с применением различных техник.
Тема 2.8 Открытка «С Новым Годом!»
Теория. Понятие декоративной композиции.
Практика. Изготовление новогодней открытки.
Тема 2.9. Рождественский венок.
Теория. Приемы конструирования.
Практика. Складывание модулей по схеме, сборка веночка, украшение его лентами,
пуговицами, бусинами.
10

Тема 2.10. Оформление выставки.
Теория. Оформление выставки.
Практика. Отбор лучших работ для выставки. Оформление выставки.
Тема 2.11. Аппликация - праздник каждый день.
Теория: вторичное использование отходов для изготовления творческих работ,
симметрия и асимметрия в композиционных работах.
Практика. Выполнение сюжетной творческой работы по мотивам детской сказки
«Колобок». Изготовление подставок для карандашей на основе готовых цилиндров,
квадратных или прямоугольных коробочек (собачка, чебурашка и др.)
Тема 2.12. Объемные фигуры. Братья наши меньшие.
Теория: Знакомство с техникой изготовления объёмной аппликации из картона.
Практика: Изготовление объемных фигур из картона.
Тема 2.13. Оформление выставки.
Теория. Оформление выставки.
Практика. Отбор лучших работ для выставки. Оформление выставки.
Тема 2.14. Поздравительная открытка к 23 февраля.
Теория: Традиционные праздники. Виды поздравительных открыток. Показ готовых
открыток.
Практика: Изготовление поздравительных открыток.
Тема 2.15. Обрывная аппликация (мозаика из обрывных кусочков бумаги).
Теория: Знакомство с техникой изготовления объёмной аппликации из кусочков
бумаги.
Практика: «Муха – цокотуха». «Птица волшебного леса», «Обитатели цветочной
поляны», цветы, фрукты, овощи, животные.
Тема 2.16. Фантазии из «ладошек».
Теория: Знакомство с техникой изготовления объёмной аппликации из ладошек.
Практика: Изготовление аппликации из ладошек.
Тема 2.17. Упаковочная коробка.
Теория: Предоставить информацию о способах и видах упаковки подарков;
познакомить с новым понятием «Упаковщик»; беседа о предназначении упаковки;
познакомить с правилами художественного оформления подарка, освоить некоторые
приёмы упаковки, использую бумагу и картон; при работе с группой предоставить
возможность желающим высказывать свои мнения по теме, аргументировать свое мнение,
сделать выводы.
Практика: Самостоятельное изготовление упаковочной коробки; обсуждение
полученного результата; предоставление возможности высказаться о предназначении
данной упаковочной коробки.
Тема 2.18. Изготовление шкатулки.
Теория: Знакомство с историей возникновения шкатулки; беседа о предназначении
шкатулки; выбор материала для работы, формы будущей шкатулки; определение
последовательности изготовления изделия (составление схемы поэтапного выполнения
сувенира, показ алгоритма).
Практика: изготовление шкатулки; поэтапное изготовление сувенира совместно с
педагогом, работа по схеме; показ готовых работ; беседа; выставка работ; обсуждение
результатов своей работы и работы товарищей
Тема 2.19. Весна – красна. Объемная аппликация.
Теория: Рассказ о весне, о просыпании природы.
Практика: Создание объёмной аппликации «Весна красна».
Тема 2.20 Оформление выставки
Теория. Оформление выставки.
Практика. Отбор лучших работ для выставки
11

Тема 2.21. Пасха красная - народный праздник.
Теория: Православный праздник - Светлое Христово Воскресенье. Демонстрация
готовых сувениров.
Практика: Изготовление пасхальных сувениров.
Тема 2.22 День Победы. Объемная аппликация
Теория: Рассказ о празднике победы
Практика: Изготовление коллективной работы
Тема 2.23. Скоро лето. Объемная аппликация
Теория: Понятие композиции в листе. Понятие плоского и объемного.
Практика: Подготовка заготовок для аппликации, выкладывание и приклеивание
деталей к основе.
Тема 2.24. Подведение итогов, награждение.
Теория: Презентация организации выставки.
Практика: Оформление выставки, награждение.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
- проявляют художественный вкус;
- умеют следовать устным инструкциям;
- проявляют ответственное отношение к учению и труду;
- повысилась коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве;
- демонстрируют самостоятельность, усидчивость, аккуратность, бережливость.
Личностные:
- повысились познавательные интересы и мотивация к самовыражению;
- демонстрируют фантазию, творческие способности, воображение, логическое и образное
мышление;
- умеют работать в группе, проявляют культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми;
- развита мелкая моторика рук.
Предметные:
-знают историю возникновения бумаги и историю аппликации;
-знают основные инструменты при работе с бумагой;
- умеют самостоятельно осуществлять различные приемы работы с бумагой;
- умеют складывать, скручивать, формировать бумажную основу;
- имеют представление о форме, объеме, пространственном соотношении предметов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий

36
72
4
144
15
21
16 сентября 2024 года
12

8.
9.

Окончание занятий
Сроки зимних каникул

31 мая 2025 года
29 декабря 2024 года –
08 января 2025 года
2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
- столы 15 шт., стулья 15 шт., доска;
- шкафы и стеллажи - для хранения материалов и инструментов;
- витрины, полки - для демонстрации выполненных работ.
Техническое оснащение:
- освещение, компьютер.
Раздаточный материал:
- цветная бумага;
- цветной картон;
- клей.
Наглядный материал:
- образцы;
- схемы.
Инструменты:
- ножницы;
- клеевой пистолет;
Информационное обеспечение:
- интернет-источники;
- фотоматериалы;
- видеоматериалы.
Кадровое обеспечение:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении
образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее
образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Особые условия допуска к работе: оотсутствие
ограничений
на
занятие
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации .
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских
осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Методические материалы:
В начале и середине учебного года обязательно проводится инструктаж по технике
безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой
сосредоточенности глаз при работе в занятие включаются перерывы, во время которых
выполняется комплекс упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой
форме, которая используется при объяснении нового материала, но и активно применяются
индивидуальные и подгрупповые формы работы. Это позволяет обучать детей более
13

сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения:
при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал
всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного
уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Используются следующие формы:
- фронтальная (работа проводится со всеми одновременно, например, при объяснении
нового материала или обработке определенного технологического приема);
- индивидуальная (ребенку предлагается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- подгрупповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной
работы);
- групповое выполнение экспонатов для выставки.
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети
имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов. Практические
результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве
позволяет заинтересовать и вовлечь детей в образовательный процесс. Необходимо
целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования,
предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.
Основные принципы программы:
- принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и
способностей каждого ребенка;
- принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- - принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом
детей;
- принцип интеграции: разных форм и техники бумагопластики;
- принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны,
системность с другой.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
- текущая – проводится в конце каждого занятия;
- промежуточная – проводится в конце каждого раздела программы;
- итоговая – проводится по результатам освоения всей программы.
Формы аттестации: педагогическое наблюдение, беседа, просмотр и анализ
выполненных работ, выставка.
Способы проверки ожидаемых результатов предполагают такие виды педагогического
контроля, как: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня
освоения материала, при котором учитывается правильность, аккуратность выполнения
изделия. Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам пройденных разделов
программы, задачами которого являются выявить уровень освоения материала
обучающимися по пройденному разделу, определить изменения в уровне развития
творческих способностей за данный период обучения. Выявляется усвоение материала,
анализ развития личностных качеств детей, таких как, трудолюбие, аккуратность,
14

ответственность, уважение к сверстникам и труду взрослых, художественный вкус.
Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненных работ, промежуточные
выставки непосредственно в объедении и участие в выставках центра, района.
Итоговой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) для выявления
уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне развития
творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового контроля
оценивается: качество выполнения работы, разнообразие технических приемов, цветовое
сочетание, композиционное решение, новизна, оригинальность. Формой контроля является
просмотр и анализ выполненных работ, творческие задания на составление собственных
схем изделий, участие в отчетных выставках объединения в городских, областных
конкурсах и фестивалях.
Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена
баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе усвоения ребенком учебного
материала, и вторая та, что выражается в виде «образной отметки» и доводится до детей.
Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с
результатами других, которое неизменно возникают при «балльной системе». Система
«образной отметки» помогает формировать адекватную самооценку собственных
достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего, предполагает три вида
оценки: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня освоения программы:
Уровень
освоения
программы
Высокий

Средний

Низкий

Теоретическая
подготовка
Теоретическое
усвоение материала,
художественный вкус,
творческий потенциал

Практическая
подготовка

разнообразие
технических приёмов,
цветовое
сочетание
изделий,
композиционное
решение,
новизна,
оригинальность
теоретическое
правильность,
усвоение материала, аккуратность,
ответственность
качественное
выполнение изделия
теоретическое
правильность
усвоение материала,
выполнения изделия

Результативность участия
в конкурсах
участие
в
районных,
дистанционных,
городских,
областных
конкурсах и фестивалях

участие
в
районных,
дистанционных конкурсах
и фестивалях
участие
в
отчетных
выставках объединения

Результаты освоения образовательной программой отслеживаются у группы в целом и
у каждого обучающегося в соответствии со списочным составом группы, которые
фиксируются в конце учебного года в виде таблиц:
Карточка развития группы
Название творческого объединения: ______________________________________
Группа №___
Дата начала наблюдения: _________________________________________________
15

Качества

Оценка качества (в %)
Этап
начальной
диагностики
Низ Дос Опти В
к.
т.
м.
ы
с.

Этап
промежуточной Этап
итоговой
диагностики
диагностики
Ни Дост. Опти Вы Ни Дос Опт Выс
зк.
м.
с.
зк. т.
им.
.

Освоение
обучающимися
содержания
дополнительно
й
общеобразоват
ельной
программы
Устойчивость
интереса
обучающихся к
деятельности
по программе
Творческая
активность и
самостоятельно
сть
обучающихся

Карточка индивидуального развития ребенка
Название творческого объединения, ФИ: ______________________________________
Дата начала наблюдения: _________________________________________________
Оценка качества (в баллах) по
Качества
времени
Эт
Эта
ап
п
Этап
начально
про
итогово
й
межуточ
й
диагнос
ной
диагнос
тики
диагност
тики
ики
Освоение обучающимися содержания
дополнительной
общеобразовательной
программы
Устойчивость интереса обучающихся к
деятельности по программе
Творческая
активность
и
самостоятельность обучающихся
Баллы выставляются по 10-ти балльной шкале, 1 балл-низкий уровень, 10 - высокий.

16

3. Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6.
Постановление
Главного государственногосанитарного врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
17

15.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной
услуги
в социальной сфере
«Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Список литературы для педагога:
1. Черникова, Л. Творим с детьми.20 мастер-классов в разных техниках / Л. Черникова. М.: Альпина Паблишер, 2016. - 208 c.
2. Войнатовская, Е. Авторская текстильная кукла: мастер-классы и выкройки от Nkale /
Е. Войнатовская. - СПб.: Питер, 2017. - 128 c.
3. Букина, С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков / С. Букина, М. Букин. – Изд. 6е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 271 с.
4. Глушкова, Т. Увлекательный фелтинг / Т. Глушкова, Ю. Глушкова. – Ростовна-Дону:
Феникс, 2015. - 142 с.
5. Курочкина, Л.В. Забавные фигурки делаем из гофрокартона / Л. Курочкина, Т. Щур,
А. Ургард. - Москва: АСТ-Пресс, 2016. – 95 с.
6. Серов, В. Объёмные игрушки из бумаги / В.Серов. – СПб.: Питер, 2018. – 96 с.
Список литературы для обучающихся и родителей:
1. Дорли, Р. Творческая мастерская: 55 мастер-классов для маленьких исследователей /
Р. Дорли. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 48 c.
2. Вавилова, Е.А. Цветы из конфет и бумаги: 20 авторских мастер-классов / Е.А.
Вавилова. - М.: АСТ, 2016. - 352 c.
3. Галанова, Т.В. Вырезаем из бумаги. Мастер-класс на дому / Т.В. Галанова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 64 c.
4. Мастер, С. Самоделки и мастер-классы от Сергеича / С. Мастер. - М.: АСТ, 2019. - 128
c.
5. Дадашова, З. Волшебная бумага: самоучитель по технике вырезания для школьников /
З. Дадашова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2018. – 90 с.
Интернет-ресурсы:
1. Энциклопедия самоделок [Электронный ресурс]. – Республика Беларусь, 2008. –
Режим доступа: https://modelmen.ru/
2. Лунтики [Электронный ресурс]: мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки,
схемы. – Режим доступа: http://luntiki.ru/
18

3. Жданова Ю. Шкатулка для рукоделия [Электронный ресурс]: подробный МК. –
Режим доступа: https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-sbumagoj/origami 4. Оригами
из бумаги для начинающих: 10 легких схем [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Flafoy.ru%2Forigami-iz-bumagidlyanachinayushchih-10-shem-484
5.
Поделки своими руками [Электронный ресурс]: поэтапное выполнение. – Режим
доступа: https://ipodelka.ru/origami-iz-bumagi
6.
Макаренко В. шкатулка в технике картонаж [Электронный ресурс]:
подробный МК.– Режим доступа:
https://www.liveinternet.ru/users/5802627/post357701947

19

Приложение 1
На основе методологических подходов, разработанных учеными (А.В. Берсеневой,
А.Я. Журкиной, И.В. Калиш, С.М. Кодоловым, О.Е. Лебедевым, Е.В. Титовой, А.И.
Щетинской) к оцениванию получаемых результатов, при освоении дополнительной
образовательной программы, педагогическим коллективом за основу разработки системы
оценивания были взяты основные положения, реализуемые компетентностным подходом.
Параметр
Освоение обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной
программы
Уровень
низкий
средний
достаточный
высокий
Неосознанный Мотивация
Интерес
на Четко выраженные
интерес,
неустойчивая,
уровне
увле- потребности.
навязанный
связанная с ре- чения.
Стремление
извне или на зультативной
Устойчивая
глубоко
изучить
уровне
стороной
мотивация.
предмет
как
любознательпроцесса. Интерес Появляется
будущую
ности. Мотив проявляется
интерес
к профессию.
случайный,
самостоятельно,
проектной дея- Увлечение
кратковремен- осознанно.
тельности.
проектной
деяный.
Не
тельностью.
добивается конечного
результата.
Параметр
Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе
Уровень

Параметр
Уровень

низкий
Интересуется
только
практическими
занятиями.
Полностью
отсутствует
интерес к теории. Выполняет
знакомые
задания.

средний
Увлекается
специальной
литературой по
направлению
кружка.
Есть
интерес к выполнению сложных
заданий.

достаточный
высокий
Есть
потребность в
приобретении
Целенаправленная
новых знаний. потребность
в
По настроению приобретении
изучает
новых
знаний.
дополнительну
Регулярно изучает
ю литературу. дополнительную
Есть
по- специальную
требность
в литературу.
выполнении
Занимается
сложных
исследовательской
заданий.
деятельностью.
Творческая активность и самостоятельность обучающихся
низкий
средний
достаточный
высокий
Интереса
к Инициативу
Есть
Вносит
творчеству,
проявляет редко. положительный предложения
по
инициативу не Испытывает по- эмоциональный развитию деятельпроявляет.
требность
в отклик
на ности
кружка.
Не испытывает получении
успехи свои и Легко,
быстро
радости
от новых знаний, коллектива.
увлекается
открытия.
открытия
для Проявляет
творческим делом.
20

Отказывается от
поручений. Нет
навыка
самостоятельного
решения
проблем

себя
новых
способов
деятельности, но
по настроению.
Проблемы
решать
способен, но при
помощи
педагога

инициативу, но
не всегда. Может придумать
интересные
идеи, но часто
не
может
оценить их и
выполнить

Обладает
оригинальностью
мышления,
богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью
мышления,
способность
к
рождению новых
идей
Пассивное
Активное
Значительные
Значительные
участие в делах участие в делах результаты на результаты
на
объединения.
объединения.
уровне
уровне
города,
объединения.
округа, области.
Результаты итоговой аттестации, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Результаты аттестации анализируются администрацией совместно с педагогами по
следующим параметрам:
- количество обучающихся, освоивших образовательную программу в %;
- количество обучающихся, не освоивших образовательную программу в %;
- основные причины невыполнения обучающимися образовательной программы;
- необходимость и направление коррекции общеобразовательной программы.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».