Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Педагогического совета МАУ ДО ЦСШ от «29» мая 2024 г., протокол № 4 Утверждаю: директор МАУ ДО ЦСШ ____________ Г.Е.Моисеева Приказ № 78 от «29» мая 2024 г. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Культурный толк» Возраст обучающихся: 8-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Сельнихина Ксения Андреевна, педагог дополнительного образования. г. Екатеринбург Содержание № Наименование Стр. 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 7 1.3. Содержание общеразвивающей программы 7 Учебный (тематический) план 7 Содержание учебного (тематического) плана 9 1.4. Планируемые результаты 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий 15 2.1. Календарный учебный график 15 2.2. Условия реализации программы 15 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 17 3. Список литературы 19 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Направленность (профиль) программы – художественная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культурный толк» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p). 6. Постановление Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических 3 рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»). 15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». 18. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д. 19. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа». 20. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа». Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культурный толк» соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Актуальность программы в том, что игровое и творческое изучение истории искусств школьникам важно по целому ряду причин. Самой главной из них является необходимость развития умений, которые пригодятся обучающимся в будущем. В процессе занятия у детей формируются важнейшие для личности навыки: креативные, организаторские, ораторские, лидерские. Занятия способствуют формированию интегративного личностного образования, которое определяется как творчество и включает способности, позволяющие быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением, благодаря умению выполнять деятельность, обладающую определенной новизной, значимостью и полезностью. Чтобы добиться успеха в общественной и профессиональной деятельности в современном мире, необходимо иметь развитое творческое мышление, формирование которого начинается с развития общей эрудиции, фантазии и креативного воображения. Если оценить структуру информации, с которой мы ежедневно сталкиваемся, то становится понятно, что как вид, мы переходим от преимущественно словесного мышления к визуальному мышлению. Программа предлагает инструменты, которые позволяет ребенку успешно перемещаться по территории визуальных образов. А также программа позволяет увидеть за итоговой работой художников прошлого огромный тернистый путь к достижению. Это иллюстрирует детям важность человеческого труда и силы воли. 4 Педагогическая целесообразность программы «Культурный толк» определена тем, что она направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений; развитие индивидуальности; дарований и творческих способностей учащихся. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Программа дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями изобразительного искусства. Наряду с основной формой организации учебного процесса (уроком) программа предусматривает проведение экскурсий в художественные музеи, архитектурные музеи – памятники, школьный музей, использовать видео- и аудиоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. В программе предусмотрены межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения, обращается внимание на факты мировой истории и историю нашей страны. Новизна программы заключается в возможности запоминания теоретического учебного материала через игровую деятельность и прикладное творчество. В программе использованы адаптированные под тематический контекст упражнения на развитие логики, креативности, лидерских качеств и умения работать в команде. Текущая аттестация проходит в форме проектных задач и творческих заданий. Промежуточная и итоговая аттестация – в форме тематических квестов. В течение года обучающийся собирает коллекцию собственных работ по мотивам предметов искусства, сделанных в самых разнообразных техниках. Именно разносторонний подход к подаче информации помогает ребенку максимально адаптироваться в теоретических аспектах данной программы. Отличительные особенности программы: Образовательная программа «Культурный толк» отличается от имеющихся тем, что она ставит более широкие задачи в плане гармоничного развития личности, духовно-нравственного совершенствования, что само по себе представляет трудности, учитывая негативное воздействие телепередач, влияния компьютерных игр, распространения в детской среде нездоровых привычек. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Занятия постепенно усложняются. Постоянно идет процесс закрепления усвоенного ранее материала. Используется максимально доступная для детского возраста проработка изучаемых тем. Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Программа предполагает большое количество тематического игрового материала. Адресат программы: обучающиеся 8 - 15 лет. Программа построена с учётом возрастных психофизических и индивидуально-психологических особенностей. Группы комплектуются по 10 - 12 человек, набор детей проводится без предварительного отбора. 5 Возрастные особенности. Обучающиеся младшего школьного возраста (8-10 лет) активно включены в разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение приобретает учебная деятельность, которая сводится не только к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых, а знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Занятия в студии сочетают в себе необходимое соотношение игровой и учебно-познавательной деятельности. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны. Подростковый возраст (11–15 лет) считают трудным и критическим. Это связано с тем, что в сравнительно короткий срок происходит коренная ломка прежних особенностей, интересов и отношений ребенка. Главное новообразование данного возраста – чувство взрослости, когда у подростка возникает представление, что он уже не ребенок. Расширение прав и обязанностей подростка необходимо, как этап развития социальной взрослости. Только при таких условиях подросток может научиться «по-взрослому» действовать, думать, общаться с людьми. Трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских, или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка и позволяла взрослому влиять на него. У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких друзей, с другой – не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Именно поэтому акцент в программе сделан на формах работы, позволяющих развивать неформальное взаимодействие внутри группы, учиться совместному взаимовыгодному принятию решений, развивать навыки коммуникации со взрослыми. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебные недели. Особенности организации образовательного процесса. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей в возрасте от 8 до 15 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в рамках традиционной модели организации образовательного процесса. Помимо непосредственного теоретического изучения истории искусства, проводимого в форме бесед, содержание обучения включает в себя тренинги и игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие памяти, творческой фантазии, артикуляции, интонационной выразительности речи. Теоретический материал закрепляется во время выполнения практических заданий. Выбор техники и сложности 6 задания осуществляется педагогом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики, организуются и проводятся в очной форме обучения: - от простого к сложному; - смена типа и ритма работы на занятии; - от постановки творческой задачи до достижения творческого результата; - вовлечение в творческий процесс всех обучающихся. Занятия проводятся в группе обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Уровень освоения программы: стартовый. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, занятие-игра, экскурсия. Перечень форм подведения итогов: педагогическое наблюдение, творческая работа. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие творческих способностей и социализация обучающихся в процессе игровой и творческой деятельности. Развитие интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Задачи программы: Обучающие: - знакомить с этапами развития мировой художественной культуры; - обучать приемам работы с бумагой, краской и другими декоративными материалами; - обучать самостоятельно подбирать материалы и технику выполнения с учётом выданного задания; - знакомить с различными средствами художественной выразительности. Развивающие: - развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и логическое мышление через творческую деятельность; - развивать творческую активность и самостоятельность; - развивать навыки восприятия искусства; - развивать коммуникативные навыки через игровую деятельность; - активизировать познавательный интерес и творческие способности. Воспитательные: - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи при выполнении работы; - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и соблюдению норм безопасности; -воспитывать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда; 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план 7 № 1. Название раздела, темы Раздел 1. Введение в программу. Формы аттестации/контроля Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Вводное занятие. Знакомство. Карта исторических сокровищ культуры Раздел 2. Искусство Древнего мира 2 1 1 58 29 29 2.1 Искусство первобытного общества 2 1 1 2.2 Наскальная живопись 6 3 3 2.3 Мегалиты. 6 3 3 2.4 Древний Египет. Обзор эпохи 4 2 2 2.5 Искусство Древнего Египта 6 3 3 4 2 2 4 2 2 4 2 2 6 3 3 6 3 3 4 2 2 6 3 3 22 11 11 4 2 2 1.1 2. 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 3. 3.1 Искусство стран Междуречья Крито-микенская цивилизация. Древняя Греция. Обзор эпохи Искусство Древней Греции Семь чудес света Древний Рим. Обзор эпохи Искусство Древнего Рима Раздел 3. Искусство Средневековья. Обзор эпохи Средневековья. 3.2 Искусство Византии. 6 3 3 3.3 Романский стиль. 6 3 3 3.5 Готический стиль. 6 3 3 22 11 11 4 2 2 6 3 3 6 3 3 6 3 3 40 20 20 4 2 2 6 3 3 6 3 3 6 3 3 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 Раздел 4. Искусство Возрождения. Обзор эпохи Возрождения. Проторенессанс. Высокое Возрождение. Позднее Возрождение. Искусство Нового времени. Обзор эпохи Нового времени Барокко Классицизм. Рококо. Шинуазри Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа 8 Романтизм. 5.5 Реализм. 5.6 Модерн 5.7 Итого: 6 3 3 6 3 3 6 3 3 144 32 112 Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа Педагогическое наблюдение, творческая работа 4.2. Содержание учебного плана. Раздел 1: Введение в программу. Тема 1.1: Вводное занятие. Теория: История возникновения и развития искусства, исследование карты исторических сокровищ культуры, знакомство с целями и задачами программы, знакомство с материалами и инструментами для занятий. Инструктаж по технике безопасности и гигиене зрения. Организация рабочего места и правила поведения в кабинете. Знакомство с коллективом. Важность имени в искусстве. Практика: игровое знакомство с коллективом, зрительная гимнастика. Творческое задание: «Подпись автора». Раздел 2: Искусство Древнего мира. Тема 2.1: Искусство первобытного общества Теория: Первобытное искусство. Сформировать представление о роли изображений в древности. Раскрыть связь с другими видами деятельности. Познакомить с двумя основными темами искусства палеолита: изображением женщин и животных. Практика: Групповой портрет племени. Портрет доисторического предка. Тема 2.2: Наскальная живопись Теория: Памятники пещерной живописи. Пещеры Ласко и Альтамира. Тема культа предков. Практика: Ладони. Бегущий олень. Шаманы. Ритуалы. Тема 2.3: Мегалиты. Теория: Мегалитические сооружения. Менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие первых ремесел. Возникновение орнамента. Практика: Игра «Каменный рок-энд-ролл». Открытка с острова Пасхи. Ноги Моаи. Друидский гороскоп. Планета с мегалитами. Миниатюра Стоунхендж. Тема 2.4: Древний Египет. Обзор эпохи. Теория: Сформировать представление об эпохе Древнего Египта. Значение заупокойного культа в Египте, особая роль художника. Египетский пантеон. Мифы. Практика: Египетский гороскоп. Костюмы фараонов и богов. Тематическая фотосессия Тема 2.5 Искусство Древнего Египта. 9 Теория: Пирамиды, рельефы, изобразительный характер древнего письма. обелиски, колоссальные изваяния фараонов. Практика: Дешифровка. Мумии. Раскопки в песке. Скарабей (оплетка). Папирус. Квестигра «На поиски приключений» Тема 2.6: Искусство стран Междуречья Теория: Сформировать представление об искусстве стран Междуречья. Искусство Шумера. Искусство Ассирии. Нововавилонское царство как центр месопотамской культуры. Искусство Персии. Практика: Макет зиккурата. Миниатюра адоранта из глины. Игра: «Борода решает всё». «Кодекс Хаммурапи» группы. Вавилонская башня. Разговор на тарабарском Тема 2.7: Крито-микенская цивилизация. Теория: Сформировать представление об искусстве Крито-микенской цивилизации. Мифы, легенды. Кносский дворец. Практика: крылья Дедала, капсула времени, «Икар» А.Матисса, лабиринт. Тема 2.8: Древняя Греция. Обзор эпохи Теория: Сформировать представление об искусстве Эгейского мира. Сформировать понятие «эллинизм» как культуры, возникшей на развалинах империи Александра Македонского и объединившей в себе черты греческой культуры и восточных традиций. Практика: Исследовательская работа "Афинская школа". Барды, скальды, аэды. Упражнение "история" при рассказе о Гомере и бардах. Тема 2.9: Искусство Древней Греции. Теория: Греческий ордер, История Афинского акрополя. Мифология Древней Греции. Миф о споре Афины и Посейдона и его отражение в композиции акрополя. Творчество Фидия. Знакомство с искусством глиптики. Философы. Практика: Упражнение "Персей и медуза горгона". Имитация глиптики (камея). Игровое занятие «Мифический беспредел». Макет Акрополя. Руки Венеры Тема 2.10: Семь чудес света. Теория: Постановка задачи по выполнению практической работы «Семь чудес света». Сбор материала из предоставленных карточек и книг. Работа в малых группах. Разработка концепта, эскиза. Выбор материала и техники исполнения. Практика: Создание и защита арт-объекта. Тема 2.11: Древний Рим. Обзор эпохи Теория: Дать представление о масштабе Римской империи и этапах ее развития. История Сципиона и Ганнибала как наглядный пример римского типа мышления. Практика: Игра «Гладиаторы». Открытка «Слоны в Альпах». Созвездия. Тема 2.12: Искусство Древнего Рима 10 Теория: Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков. Черты этрусской архитектуры. Искусство этрусков. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Сравнительный анализ греческого и римского наследия. Практика: Доспехи. Макет Колизея. Коллаж «Древний Рим в современной культуре». Игровой квест «Пришел. Увидел. Победил». Раздел 3: Искусство средневековья. Тема 3.1: Обзор эпохи Средневековья. Теория: Познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории; раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров. Сложность взаимодействия религии и искусства. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в феодальном обществе. Практика: Средневековые мемы. Игра «Обезьяна и очки». Квиз «Кем бы ты был в Средневековье?». Гравюра «Темные века». Тема 3.2: Искусство Византии. Теория: Раннехристианская архитектура. Византийская иконопись. Обратная перспектива. Значение цвета. Разница между иконой и картиной. Византийский орнамент. Византия как мост между римским наследием и русской культурой. Святая София, Церковь Святых Апостолов (Апостолейон), Венский Генезис, Икона «Лествица» Практика: Работа с поталью, иллюминированная рукопись, мозаика. Тема 3.3: Романское искусство. Теория: Искусство Средневековья в Западной Европе. Образы фольклорных традиций племен, разрушивших Рим. Мотивы «звериного стиля». Наследие кельтов. Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные и образнохудожественные особенности романских сооружений. Тема Бога – защитника и судьи – как главная в изобразительном искусстве. Отношение к изображениям монументальной живописи как «книге для неграмотных». Искусство фресок, гобеленов. Тауэр. Практика: Кельтский орнамент «плетенка». Плоский портрет, барельефы: розетки, стилизованные птицы. Открытка-сюрприз «Замок настоящей принцессы». Гобелен. Гербы. Тема 3.4: Готический стиль. Теория: Собор как архитектурно-художественный и культурный центр средневекового города. Скульптурная программа собора («каменная Библия»). Движение вверх как основа готического стиля. Витражи как разновидность монументальной живописи. Розы, плачущие статуи. Гротески, химеры, горгульи. Мир чудовищ в готическом искусстве. Вестминстерское аббатство, Собор Парижской Богоматери. Данте. Практика: Витраж. Закладка «Роза». Создание горгульи от эскиза до воплощения. Экскурсия. Игровой квест «Рыцарский турнир» Раздел 4: Искусство Возрождения. 11 Тема 4.1: Обзор эпохи Возрождения. Теория: Показать место эпохи Возрождения на тайм-лайне европейской цивилизации. Обсудить предпосылки и контекст эпохи. Географические особенности развития Возрождения. Место художника в эпоху Ренессанса. Практика: Древо цивилизации. Коллаж «Великие географические открытия». Открытка «Эпоха сангины и сепии». Тема 4.2: Искусство проторенессанса Теория: Утверждение реальной ценности человека. Джотто ди Бондоне. Ворота Гиберти. Композиция в искусстве. Идеи гуманизма в творчестве Донателло. Творчество Мазаччо. Овладение средствами линейной и воздушной перспективы. Значимость паузы в искусстве. Практика: Фреска. Барельеф «Птица Мира». Живая инсталляция «Поцелуй Иуды». Работа темперой. Новое прочтение глиптики. Тема 4.3: Искусство высокого возрождения Теория: Загадки Боттичелли. Леонардо да Винчи. Значение художника, как ученого и мыслителя. Анатомическое изучение человека. Композиционное решение темы «Тайной вечери». Искусство счастливого равновесия разума и чувств. Рафаэль. Величайший скульптор возрождения - Микеланджело. Роль Тициана в развитии портрета. Практика: Игра «Изобретение века». Открытка «Всё в глазах». Игра «Роспись потолка». Золотая пропорция на практике. Фотокосплей «Великие полотна». Игровой квест «Похищение века». Тема 4.4: Искусство позднего возрождения Теория: Маньеризм. Вазари, Пармиджано, Эль Греко, Иероним Босх. Великие географические и научные открытия Практика: Создание фотозоны на мотив «Вид Толедо» Эль Греко. Фотосказка в стиле маньеризма. Разбор картины «Корабль дураков». Игра «Открытие века». Раздел 5: Искусство нового времени Тема 5.1: Обзор эпохи Нового времени Теория: Беседа на тему предпосылок возникновения новых веяний в искусстве после эпохи Возрождения. Перемены в экономике и политической жизни Европы. Революция в естествознании и создание научной картины мира. Расширение кругозора европейцев за счёт великих географических открытий. Развитие мануфактурного производства. Расширение сферы интересов искусства. Увлечение древностью. Раскопки. Практика: Игра «Раскопки Помпеи». Квиз «Всё могут короли». Портрет героя Нового времени Тема 5.2: Барокко. 12 Теория: Искусство барокко как реализация новых представлений о безграничности, постоянной изменчивости мира и его драматической сложности. Шекспир. Театр. Лабиринт. Движение в скульптуре. Площадь св. Петра. Караваджо. Русское барокко. Практика: Рисунок "говорящего" дома. Создание своего лабиринта. Метод кьяроскурро. Рисунки-фонарики. Скрап-открытка в стиле барокко. Тромплей. Бумажный театр мод: «Наряд для королевы». Поэтическое соревнование. Музыка барокко в советских мультфильмах Тема 5.3: Классицизм. Теория: Искусство классицизма как обращение к античности, которая понималась как воплощение золотого века культуры и пример идеального общественного устройства. Симметрия. Ритм в композиции. Символика цвета. «Последний день Помпеи» как произведение классицизма. Пуссен. Моцарт, Бетховен, Гайдн. Практика: Рисунки с зеркалом. Игра «Море волнуется раз». «Доспехи: игра в античность». Музыкальный салон. Командная квиз-дуэль «Барокко vs классицизм» Тема 5.4: Рококо. Теория: Сложение стиля рококо как ответвления угасающего барокко. Трепетность мазка, богатство тончайшей цветовой гаммы в картинах периода. Пасторальный жанр. Мода. Мебель. Шинуазри. Азия. Гравюры. Фрагонар, Буше. Практика: Чокеры, язык мушек, наименование оттенков, путти. Декор чашек полимерной глиной. Оригами, ширмы. Медальоны, ракушки. Чайный домик. Тема 5.5: Романтизм. Теория: Особенности эпохи романтизма. Единение человека и природы, естественное начало и первостепенность чувств. Туризм, альпинизм и пикник. Разрушение культа разума, раскрепощение личности в искусстве, томление по идеалу. Образ героя-романтика. Сказочный мир картин Васнецова. Практика: Песенный плейлист истинного романтика. «Последний день Помпеи» как произведение романтизма. Романтический комикс. Арт-микс «Странник над морем тумана» (по произведению Каспара Давида Фридриха). Тема 5.6: Реализм. Теория: Эпоха реализма - попытка искусства вернуться к истокам, к природе и человеческой действительности. Передвижничество; Школа мусорного ведра (Э. Хоппер). Классический реализм, магический реализм. Перов, Лансере, Диккенс, Дефо, Некрасов, Гоголь, Шагал. Практика: Опыт сравнительного анализа сюжета «Ганнимед» Рубенса и Рембранта. 3dминиатюра по мотивам «Утро в сосновом бору». Аппликация по мотивам «Над городом» (М.Шагал). Экскурсия. Тема 5.7: Модерн. Теория: Создание нового художественного языка искусства. Объединение природы, ремесла и культуры. Японские гравюры как источник вдохновения. Г. Климт, А.Муха. 13 Л.К. Тиффани. Особенности стиля в России. Серебряный век, «Русские сезоны» С. Дягилева. М. Врубель, Н. Рерих. Практика: Дизайн-проба «Функция задает форму». Пейзаж в японском стиле. Брошь «Стрекоза» Тиффани. Модная коллекция в стиле Климта. Создание фотозоны «Демонический пейзаж». Фотокосплей «Демон сидящий». Игровой квест «Вспомнить всё». 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - умеют самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; - умеют самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - умеют формулировать и озвучивать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - умеют обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании) - умеют проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментируют и оценивают их достижения в доброжелательной форме; - умеют импровизировать, находить выход из сложных ситуаций; - умеют выполнять задания по инструкции; -умеют предложить собственное творческое решение предлагаемым заданиям. Личностные результаты: - умеют проявлять аккуратность, самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности; - аккуратно и ответственно относятся к работе и материалам; - адекватно воспринимают информацию; - умеют работать в группе; - умеют проявлять дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, доброжелательны; - сформирован устойчивый интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения. Предметные результаты: - знают и могут назвать наиболее известные произведения выдающихся художников, скульпторов, архитекторов; - умеют ориентироваться в стилях и художественных эпохах; - знают основные приемы работы с различными художественными материалами и в разных техниках; 14 - знают правила трудовой и технологической дисциплины; - умеют самостоятельно подбирать материалы и технику выполнения с учётом выданного задания; - знают и умеют использовать в собственных работах различные средства художественной выразительности. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Календарный учебный график № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Окончание занятий Сроки зимних каникул 36 72 4 144 15 21 16 сентября 2024 года 31 мая 2025 года 29 декабря 2024 года – 08 января 2025 года 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Оборудование: - столы 8 шт., стулья 15 шт., доска; - шкафы и стеллажи - для хранения материалов и инструментов; - витрины, полки - для демонстрации выполненных работ. Техническое оснащение: - освещение, ноутбук, проектор с экраном или крупноформатный монитор для показа презентаций и визуального материала по программе. Раздаточный материал: - настольные игры; - доски для пластилина; - клей; - бумага; - картон; - ватман; - карандаши простые; - наборы цв. карандашей; - линейки; - клей: ПВА; - клей полимерный; 15 - скотч узкий. Наглядный материал: - образцы; Инструменты: - ножницы; - клеевой пистолет. Информационное обеспечение: - интернет-источники; - фотоматериалы; - видеоматериалы. Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: высшее или среднее профессиональное образование. Уровень соответствия квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Особые условия допуска к работе:отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Методические материалы: - методическая литература по профилю; - памятки по ТБ; - шаблоны для выполнения изделий, поделок. - образцы готовых работ; - раздаточный материал; - схемы, плакаты, картины, фотографии. Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Особые условия допуска к работе:отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной 16 общеразвивающей программы. Реализация программы предполагает использование следующих педагогических технологий: - здоровьесберегающая технология; - игровая технология; - проектная технология; - технология сотрудничества; - технология развивающего обучения; - информационно-коммуникационная технология. В образовательном процессе используются следующие методы: Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; консультация, диалог. Методы проблемного обучения: - эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; - самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему; Методы программированного обучения: - объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; - самостоятельное изучение определенной части учебного материала. Проектные и проектно-конструкторские методы: - моделирование ситуаций; - создание новых способов решения задачи; - создание модели, конструкций, конструирование из бумаги; - создание произведений декоративно-прикладного искусства; - проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел. Метод игры: - игры; дидактические, развивающие, познавательные, подвижные; - игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; - игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; - настольные игры, игры-конструкторы. Наглядный метод обучения: - наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; - демонстрационные материалы: модели, предметы; - видеоматериалы. Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в мероприятиях, выставках. При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей). Дидактико-методическое обеспечение: - иллюстрирующая презентация по каждой теоретической теме; - образцы изделий; - шаблоны; - открытки; - книжные иллюстрации; - комплекс физминуток; - сценарии квизов, квестов; 17 - комплекс игр, применяемых при реализации программы. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способом определения результативности программы является диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде педагогического наблюдения. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Качества личности 1. Активность, организаторские способности 2.Коммуникативные навыки, коллективизм 3.Ответственность, самостоятельность, дисциплинированно сть 4. Нравственность, гуманность ярко проявляются Признаки проявления качеств личности проявляются слабо проявляются не проявляются 3 балла Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других. Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией. Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других. 2 балла Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. 1 балл Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая 0 баллов Пропускает занятия, мешает другим. Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов. Уклоняется от поручений, безответственен. Нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей. Помогает другим по поручению педагога, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще Недоброжелателен , груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает/ 18 отношения к людям, скромен, со сверстниками бывает груб. Качества № Фамилия, имя Гр. личности и проявления Активность, организаторские способности Коммуникативные навыки, коллективизм дата заполнения дата заполнения признаки Ответственность, самостоятельность, Нравственность, гуманность дата заполнения дата заполнения дисциплинированность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 3. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ). 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 19 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок). 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 20 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». Список литературы для педагога 1. Барфилд, Майк. Искусство, ножницы, бумага! Изучаем искусство неформально/ Майк Барфилд. – Москва: Издательство «Эксмо», 2021. 2. Волкова, Паола. Мост через бездну: полная энциклопедия всех направлений и художников/ Паола Волкова; авт.-сост. Мария Лафонт – Москва: Издательство АСТ, 2020. 3. Гарни, Джеймс. Цвет и свет/ Джеймс Гарни; [пер.с англ.И.Ю.Наумовой]. – Москва: Эксмо, 2021. 4. Гомбрих Эрнст История искусства. – М: ООО АСТ, 1998. 5. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002 6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995 7. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006. 8. Неверов О. Культура и искусство античного мира. - Л., 1981 9. Непомнящий, Николай Николаевич. Леонардо да Винчи/ Николай Непомнящий. – Москва: Издательство АСТ, 2019. 10. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. - М., 1997 11. Паниотова Т.С. История современной западной культуры (XIX – начало XXI вв.): учеб. Пособие/Т.С.Паниотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. 12. Фокина Л.В. История декоративно - прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2009 13. Ходж, Сьюзи. Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники/Сьюзи Ходж; пер. с англ. Е. Дубровской. – 5-е изд. – Манн, Иванов и Фербер, 2022. 14. Хук Ф. Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает/Филип Хук; пер. с англ. В.Ахтырской. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. 15. Четверикова, Анастасия Валерьевна. Искусство для пацанчиков. По полочкам/ А.Четверикова. – Москва: Издательство АСТ, 2021. 16. Эрмитаж. Западноевропейская живопись/ авт.- сост. В.Н. Сингаевский. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2009. Список литературы для обучающихся и родителей. 1. Вазари Джорджо. Гении Возрождения. Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и другие выдающиеся живописцы, ваятели и зодчие/ Дж. Вазари. – М.: Родина, 2021. 2. Да Винчи, Леонардо. О живописи. Классическое руководство/ пер с англ. Н.Кортуновой. – Москва: Издательство АСТ, 2021. 3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Галорт, 2000. 21 4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративноприкладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М ., 1996 5. Кун Н.А. Мифы Древней Греции/ Н.А. Кун; ил. А.Власовой – М.:Эксмо, 2012. 6. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. - М.: «Амрита - Русь», 2004 7. Миклтуэйт Люси. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. - М., 1997 8. Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. - М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000 9. Порудоминский В.И. Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»; Русское энциклопедическое товарищество, 2009. 10. Постригай А. Большое искусство детям: от барокко до Ван Гога/Анастасия Постригай, Татьяна Григорьян. -Москва: Издательство «Аст», 2021. 11. Самые знаменитые страны Древнего мира: иллюстрированная энциклопедия/[составитель А.И.Пантелеева]. – М.:Белый город. 12. Самые знаменитые шедевры мировой живописи: иллюстрированная энциклопедия/[автор текста А.Е.Голованова, составитель А.Ю.Астахов]. – М.:Белый город. Информационно – образовательные ресурсы: 1. Интернет ресурсы: сайт Всеобщая история искусства http://www.историяискусства.рф/ 2. Интернет ресурсы: сайт Арт-сериал о художниках https://artterapiaru.getcourse.ru/serail_o_hudozhnikah 3. Интернет ресурсы: сайт Статьи Истории Искусств https://www.cvetamira.ru/articleiscusstvo?ysclid=m2dndo17ky660460547 Интернет ресурсы: сайт История искусств — публикации и статьи журнала STORY https://story.ru/istorii-znamenitostej/istoriya-iskusstv/ 4. Интернет ресурсы: сайт История развития изобразительного искусства: от пещерных рисунков до современного искусства https://risovanie24.ru/stati/tpost/vyojdi7p81istoriya-razvitiya-izobrazitelnogo-iskus 22