Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Утверждаю: Педагогического совета директор МАУ ДО ЦСШ от «30» августа 2024 г., ____________ Г.Е.Моисеева протокол № 1 Приказ № 106/1 от «13» сентября 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Ментальная арифметика» Естественнонаучная направленность Возраст: 7-12 лет Срок реализации: 3 года Автор - составитель: Шарипова Светлана Николаевна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Екатеринбург, 2024 г. Содержание № Наименование Стр. 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 8 1.3. Содержание общеразвивающей программы 9 Учебный (тематический) план 9 Содержание учебного (тематического) плана 10 1.4. Планируемые результаты 16 2. Комплекс организационно-педагогических условий 18 2.1. Календарный учебный график 18 2.2. Условия реализации программы 18 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 19 Список литературы 21 Приложение 24 2 1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Выявление и развитие интереса к познавательной деятельности у каждого ребёнка и развитие их способностей является главной задач в современном образовании. С каждым годом увеличивается спрос на людей, способных нестандартно мыслить, которые готовы рисковать и вносить что-то новое в различные сферы жизнедеятельности. Всё это ставит перед современной педагогикой задачу по созданию полноценных условий, которые помогают выявить и правильно развивать детскую одаренность путем внедрения инновационных образовательных технологий. Возникает необходимость в привлечении ресурсов дополнительного образования, изыскиваются новые методы и формы работы. Курс «Ментальная арифметика, логика и интеллект» - это программа развития умственных способностей и творческого резерва у детей при помощи арифметических вычислений на японских счетах Абакус. Данный курс даёт возможность развивать у обучающихся учебно-познавательный интерес, формировать важнейшие знания. В основу курса вложена уникальная восточная методика устного счета, которой насчитывается уже более шести столетий. Данный способ обучения устному счету с помощью счетов Абакус и на сегодняшний день остаётся обязательной в начальной школе в Японии и ряде других азиатских стран. А так же на сегодняшний день в Японии работает более 25 000 частных учебных заведений по обучению устному счету. После проведения исследований ученный пришли к выводу, что та часть учащихся, которая обучалась счёту с помощью абакуса, более результативнее овладевали математикой и показывали более высокие результаты в других предметных областях, по сравнению с теми, кто обучался счёту по традиционной системе принятой в Европейских странах. Не случайно по результатам анализа уровня математической грамотности (TIMSS) школьники из азиатских стран обычно занимают первые места в рейтинге. Одними из лидеров считаются учащиеся из Сингапура, Кореи, Тайваня, Гонконга и Японии. Занятия детей в рамках курса «Ментальная арифметика, логика и интеллект » способствуют развитию познавательной активности, Направленность программы «Ментальная арифметика, логика и интеллект» по содержанию является естественнонаучной; по форме организации – групповой; по функциональному предназначению – общеобразовательной; по времени реализации – долгосрочной. Программа документов: разработана с учётом следующих нормативно-правовых 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом; 14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 15. Устав МАУ ДО ЦСШ; 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ЦСШ; 17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ЦСШ. Программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на используемые в программе методики для развития мелкой моторики рук с помощью абакуса. 4 Таким образом, у обучающихся развивается зрительная память, логическое мышление, а также внимание и усидчивость при выполнении самостоятельных заданий и решении нестандартных задач. В основе программы лежит использование методики, направленной на интеллектуальное, творческое и личностное развитие обучающихся при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Отличительные особенности программы. Новизна программы состоит в том, что программа «Ментальная арифметика, логика и интеллект» развивает зрительную память у обучающихся, воображение, интуицию, мелкую моторику рук, а также быстрое логическое мышление, с помощью которого обучающиеся могут выполнять самостоятельно задания и решать нестандартные задачи. Таким образом, обучающиеся научатся мыслить нестандартно и самостоятельно принимать решения, что поможет чувствовать себя уверенно в условиях современной жизни. Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа «Ментальная арифметика, логика и интеллект» в данном возрасте у обучающихся развивается логическое мышление, что способствует лучшему пониманию и усвоению программы по ментальной арифметике. Построение учебного занятия базируется на следующих принципах: создание благоприятного эмоционально-психологического климата (психологическая безопасность, взаимное доверие); проявление симпатий и теплоты к математическому вычислению; развитие скорости и качество мышления в решении множества нестандартных задач. Адресат программы. Программа ориентирована на младший возраст обучающихся от 7 до 12 лет, с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности. В старшем дошкольном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: начинает формируется произвольность внимания и памяти, мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий. Ведущий характер продолжает приобретать игровая деятельность, влияя развитие ребенка. Развивающие игры способствуют самоутверждению детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование нетрадиционных техник рисования с включением игровых форм работы для обучения детей старшего дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты своей работы. В младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти, мышление из нагляднообразного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность. 5 У детей данного возраста продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, продолжает развиваться воображение. Благодаря воображению обучающиеся смогут лучше понимать и усваивать предложенные им понятия и методы решения нестандартных задач. Использование специальных счет при обучении устному счету с включением игровых форм работы для обучения детей младшего школьного возраста способствует развитию математических способностей обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты своей работы, устанавливать причинно-следственные связи, формированию навыков общения и коллективного труда. Содержание программы учитывает возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети без специальной подготовки. Количество детей в группах – 11-12 человек. Срок освоения программы. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной программе «Ментальная арифметика, логика и интеллект» составляет 432 часа. Программа рассчитана на 3 года обучения, 72 недели: 1 год обучения: 144 часа в год, 2 год обучения: 144 часов в год, 3 год обучения: 144 часа в год. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность одного академического часа 40 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Формы организации деятельности обучающихся: 1) групповая (у обучающихся формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий); 2) фронтальная (одновременно со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами); 3) тренинг (демонстрация поведенческой модели, которая и является примером для поведения, то есть на примере одной формулы решаются математические задания). Формы и методы обучения. В основе преподавания используются методы направленные на формирование логического мышления обучающихся: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать и сравнивать элементы между собой, а также находить отличия между ними); словесные (беседа с обучающимися и объяснение); практические (самостоятельное решение заданий на абакусе). Формы проведения занятий: 1) практическое занятие (обучающиеся закрепляют полученные знания); 2) обсуждение (обучающиеся изучают новый материал в виде дискуссии с педагогом); 3) соревнование (у обучающихся развивается дух соперничества). 6 Таким образом, знакомство обучающихся с ментальной арифметикой, позволяет развить воображение, зрительную память, аналитические навыки, а также логическое мышление для решения нестандартных задач, с помощью устного счета. Формы определения результативности. При реализации программы «Ментальная арифметика, логика и интеллект» используется педагогический анализ выполнения учащимися диагностических заданий, педагогическое наблюдение, участия в конкурсах, а также подведение итогов при выполнении контрольных работ. Таким образом, для подведения пройденного материала проводится диагностика обучающихся (входящая диагностика, промежуточная и итоговая) с целью определения мотивации и выявления уровня освоения программного материала. В качестве диагностики используются: контрольные работы по пройденным темам; тестирование; карта усвоения материала. Формы подведения итогов. Итоговые контрольные работы после каждого уровня обучения и открытые занятия для родителей, а также участие в конкурсах. Итоговая аттестация. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся в форме контрольных работ. По результатам итоговой аттестации выдается Свидетельство об успешном усвоении программы. Работа с родителями. Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в реализации программы «Ментальная арифметика, логика и интеллект». Они помогают при выполнении домашних заданий, становятся участниками и организаторами внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими на конкурсах. В течение учебного года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка. 1.2 Цель, задачи программы Цель – развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через использование методики устного счета Задачи для 1-го года обучения: Образовательные: познакомить обучающихся с историей ментальной арифметикой, а также с принципами решения логических задач; познакомить обучающихся с основными формулами для решения математических примеров; сформировать умения применять полученные знания для решения нестандартных задач. Развивающие: способствовать формированию развития концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу; включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем; развивать образное и логическое мышление; 7 воспитывать трудолюбие, усидчивость в решении нестандартных задач; развивать воображение. Воспитательные: формировать вычислительные навыки; формировать умение планировать и рационально организовывать свою деятельность; формировать познавательную активность обучающихся; формировать навыки устного счета; развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Задачи для 2-го года обучения: Образовательные: –обучить основным навыкам работы на абакусе: –обучение техническим приемам счета ментально; –сформировать начальные навыки ментального сета; –расширить и углубить знания о ментальной арифметике. Развивающие: –развивать творческие способности, память, внимание; –обучить навыкам работы в команде; –формирование у обучающихся таких ценных качеств, как инициативность, общительность, трудолюбие, коллективизм; –научить применять навыки и умения, полученные на занятиях по ментальной арифметике; – научить слаженности работы в коллективе. Воспитательные: –привить ответственное отношение к процессу обучения; –помочь овладеть культурой общения со сверстниками и взрослыми; –настроить на позитивное отношение к работе в рабочей тетради; –привить заботливое отношение к партнерам по совместной работе; –обучение духовно-нравственным традициям в процессе работы на занятиях; –сформировать умение быть самокритичным в оценке своих профессиональных способностей. Задачи для 3-го года обучения: Образовательные: –обучить основным навыкам счета с Микс формулами; –обучение техническим приемам счета с сотнями; –сформировать начальные навыки устного счета с сотнями; –расширить и углубить знания ментального счета. Развивающие: –развивать логическое мышление, память, внимание; –обучить навыкам работы в команде; –формирование у обучающихся таких ценных качеств, как инициативность, общительность, трудолюбие, коллективизм; –научить применять навыки и умения, полученные на занятиях по ментальной арифметике, в жизни; – научить слаженности работы в коллективе. Воспитательные: 8 –привить ответственное отношение к процессу обучения; –помочь овладеть культурой общения со сверстниками и взрослыми; –настроить на позитивное отношение к работе на занятиях; –привить заботливое отношение к сверстникам по совместной работе; –обучение духовно-нравственным традициям в процессе работы на занятиях; –сформировать умение быть самокритичным в оценке своих достижений. 1.3 Содержание образовательной программы Учебно-тематический план 1-й год обучения № п/п 1 2 Наименование раздела, темы Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Состав чисел первого десятка Количество часов всего теор. прак. 1 1 24 10 Беседа, 14 педагогическо е наблюдение 30 10 20 2 Прямое сложение и вычитание 3 однозначных чисел Знакомство с образованием чисел 4 второго десятка Прямое сложение и вычитание двузначных чисел Сложение и вычитание однозначных 6 чисел с помощью дополнительных формул Сложение и вычитание двузначных 7 чисел с помощью дополнительных формул Сложение и вычитание однозначных 8 и двузначных чисел с помощью основных формул Итого 5 Формы контроля Опрос Контрольная работа Беседа, 1 педагогическо е наблюдение 20 Контрольная работа 12 Контрольная работа 2 1 30 10 18 6 16 4 12 Контрольная работа 22 8 14 Тестирование 144 50 94 1-й год обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 ч.). Теория. Знакомство с обучающимися. Режим работы. Инструктаж по технике 9 безопасности и пожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с абакусом. Практическая работа. Решение примеров на абакусе. 2. Состав чисел первого десятка (24 ч.). Теория. Знакомство с цифрами от 0 до 9. Состав чисел. Тренировка умения считать и записывать ответ в тетради. Практическая работа. Назвать на, что похожа цифра. Найти нужную цифру среди других. Обвести цифру по точкам. Произвести арифметические действия с множеством предметов и соединить с числом. Решение примеров на абакусе. 3. Прямое сложение и вычитание однозначных чисел (30 ч.). Теория. Изучение состава чисел, знакомство со сложением и вычитанием, с однозначными числами. Обучение методике устного счета с помощью абакуса. Решение логических заданий и заданий на тренировку внимания, а также зрительной памяти. Работа с таблицами Шульте. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 4. Знакомство с образованием чисел второго десятка (2 ч.). Теория. Знакомство с числами второго десятка. Умение откладывать и называть числа от 10 до 20. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 5. Прямое сложение и вычитание двузначных чисел (34 ч.). Теория. Переход к счету с двузначными числами. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 6. Сложение и вычитание однозначных чисел с помощью дополнительных формул (14 ч.). Теория. Знакомство с дополнительными формулами. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 7. Сложение и вычитание двузначных чисел с помощью дополнительных формул (16 ч.). Теория. Сложение и вычитание двузначных чисел с применением дополнительных формул. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам, работа с таблицами Шульте, а также работа с клиновидными таблицами. 8. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с помощью основных формул (22 ч.). Теория. Знакомство с основными формулами. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 10 Учебно-тематический план 2-й год обучения № п/п Наименование раздела, темы Вводное занятие. Инструктаж по 1 технике безопасности Решение примеров однозначных чисел с применением основных 2 формул (младшие товарищи) Решение примеров двузначных чисел 3 с применением основных формул (младшие товарищи) Решение примеров однозначных 4 чисел с применением основных формул (старшие товарищи) Решение примеров двузначных чисел 5 с применением основных формул (старшие товарищи) Решение примеров однозначных и 6 двузначных чисел с применением основных формул Итого Количество часов всего теор. прак. 2 Формы контроля 1 1 28 8 Контрольная 20 работа 28 8 20 Контрольная работа 30 8 22 Контрольная работа 6 22 Контрольная работа 6 22 Тестирование 37 107 28 28 144 Опрос и беседа Содержание 2-й год обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 ч.). Теория. Знакомство с обучающимися. Обсуждение правил поведения на занятиях. Инструктаж по технике противопожарной безопасности. Практическая работа. Решение примеров на абакусе. 2. Решение примеров однозначных чисел с применением основных формул (младшие товарищи) (28 ч.). Теория. Знакомство с основными формулами (младшие товарищи). Изучение состава чисел, знакомство со сложением и вычитанием однозначных числами с применением основных формул (младшие товарищи). Обучение методике устного счета с помощью абакуса. Знакомство с двузначными числами. Практическая работа. Решение примеров однозначных чисел с применением основных формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 3. Решение примеров двузначных чисел с применением основных формул (младшие товарищи) (28 ч.). 11 Теория. Знакомство с основными формулами (младшие товарищи) двузначных чисел. Изучение состава чисел, знакомство со сложением и вычитанием двузначных чисел с применением основных формул(младшие товарищи). Обучение методике устного счета с помощью абакуса. Умение откладывать и называть десятки. Сложение и вычитание от 10 до 99 на абакусах и ментально. Практическая работа. Решение примеров двузначных чисел с применением основных формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 4. Решение примеров однозначных чисел с применением основных формул (старшие товарищи) (29 ч.). Теория. Знакомство с основными формулами (старшие товарищи). Изучение состава чисел, знакомство со сложением и вычитанием однозначных числами с применением основных формул (старшие товарищи). Обучение методике устного счета с помощью абакуса. Знакомство с двузначными числами. Практическая работа. Решение примеров однозначных чисел с применением основных формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 5. Решение примеров двузначных чисел с применением основных формул (старшие товарищи) (29 ч.). Теория. Знакомство с основными формулами (старшие товарищи) двузначных чисел. Изучение состава чисел, знакомство со сложением и вычитанием двузначных числами с применением основных формул (старшие товарищи). Обучение методике устного счета с помощью абакуса. Знакомство с двузначными числами. Практическая работа. Решение примеров двузначных чисел с применением основных формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 6. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением основных формул (28 ч.). Теория. Закрепление основных формул. Закрепление состава чисел, решение примеров со сложением и вычитанием однозначных и двузначных числами с применением основных формул. Обучение методике устного счета с помощью абакуса. Практическая работа. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением основных формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. Учебно-тематический план 3-й год обучения № п/п Наименование раздела, темы Вводное занятие. Инструктаж по 1 технике безопасности Решение примеров однозначных с применением составных формул. 2 Закрепление. 12 Количество часов всего теор. прак. 2 12 Формы контроля 1 1 Опрос и беседа 2 Контрольная 10 работа Решение примеров двузначных чисел 3 с применением составных формул. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением 4 составных формул. Закрепление. Решение примеров однозначных и 5 двузначных чисел с применением таблицы умножения 22 6 22 6 Контрольная 16 работа 16 Контрольная работа Контрольная 14 работа 18 4 Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением 6 составных формул. Закрепление. Переход через 50. 18 2 16 Контрольная работа Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением 7 составных формул. Закрепление. Переход через 100. 16 2 14 Контрольная работа Решение примеров однозначных и 8 двузначных чисел с применением Микс формул 18 2 16 Контрольная работа 2 14 Тестирование 27 117 Решение примеров однозначных, двузначных и трёхзначных чисел с 9 применением Микс формул. Закрепление Итого 16 144 Содержание 3-й год обучения 2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 ч.). Теория. Знакомство с обучающимися. Обсуждение правил поведения на занятиях. Инструктаж по технике противопожарной безопасности. Практическая работа. Решение примеров на абакусе. 2. Решение примеров однозначных с применением составных формул. Закрепление. (12 ч.). Теория. Знакомство с применением составных формул. Закрепление состава чисел с применением сложения и вычитания составных формул. Обучение методике устного счета с помощью абакуса и ментально. Сложение и вычитание на абакусах и ментально. 13 Практическая работа. Решение примеров однозначных чисел с применением составных формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 3. Решение примеров двузначных чисел с применением составных формул (22 ч.). Теория. Знакомство с решением примеров двузначных чисел с применением составных формул. Закрепление состава двузначных чисел, закрепление сложения и вычитания с применением составных формул. Закрепление методики устного счета с помощью абакуса и ментально. Сложение и вычитание на абакусах и ментально двузначных чисел. Практическая работа. Решение примеров двузначных чисел с применением составных формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 4. Решение примеров двузначных чисел с применением составных формул. Закрепление. (22 ч.). Теория. Закрепление решения примеров двузначных чисел с применением составных формул. Закрепление методике решения примеров двузначных чисел с применением составных формул с помощью абакуса и ментально. Практическая работа. Решение примеров двузначных чисел с применением составных формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 5. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением таблицы умножения (18 ч.). Теория. Знакомство с решением примеров однозначных и двузначных чисел с применением таблицы умножения. Обучение методике умножения с помощью абакуса и ментально. Практическая работа. Решение примеров на умножение однозначных и двузначных чисел с применением дополнительных и основных формул. Работа с флешкартами. Выполнение заданий по блокам. 6. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением составных формул. Закрепление. Переход через 50 (17 ч.). Теория. Знакомство с решением примеров однозначных и двузначных чисел с применением составных формул с переходом через 50. Закрепление состава двузначных чисел, закрепление сложения и вычитания с применением составных формул. Закрепление методики устного счета с помощью абакуса и ментально. Сложение и вычитание на абакусах и ментально однозначных и двузначных чисел. Практическая работа. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением составных формул с переходом через 50. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 7. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением составных формул. Закрепление. Переход через 100 (17 ч.). Теория. Знакомство с решением примеров однозначных и двузначных чисел с применением составных формул с переходом через 100. Закрепление состава двузначных чисел, закрепление сложения и вычитания с применением составных формул. Закрепление методики устного счета с помощью абакуса и ментально. Сложение и вычитание на абакусах и ментально однозначных и двузначных чисел. 14 Практическая работа. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением составных формул с переходом через 100. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 8. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением Микс формул (17 ч.). Теория. Знакомство с решением примеров однозначных и двузначных чисел с применением Микс формул. Закрепление состава двузначных чисел, закрепление сложения и вычитания с применением Микс формул. Закрепление методики устного счета с помощью абакуса и ментально. Сложение и вычитание на абакусах и ментально однозначных и двузначных чисел. Практическая работа. Решение примеров однозначных и двузначных чисел с применением Микс формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 9. Решение примеров однозначных, двузначных и трёхзначных чисел с применением Микс формул. Закрепление (17 ч.). Теория. Знакомство с решением примеров однозначных, двузначных и трехзначных чисел с применением Микс формул. Закрепление состава трехзначных чисел, закрепление сложения и вычитания с применением Микс формул. Закрепление методики устного счета с помощью абакуса и ментально. Сложение и вычитание на абакусах и ментально однозначных, двузначных и трехзначных чисел. Практическая работа. Решение примеров однозначных, двузначных и трехзначных чисел с применением Микс формул. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий по блокам. 1.4. Планируемые результаты Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы для 1-го года обучения: Предметные знают историю ментальной арифметикой, а также с принципы решения логических задач; знают основные формулы для решения математических примеров; самостоятельно применяют полученные знания для решения нестандартных задач; применяют правила при решении примеров. Метапредметные умеют взаимодействовать в группе; обладают навыками работы в команде с педагогом, слушают и выполняют его задания; применяют навыки и умения, полученные на занятиях по ментальной арифметике, в решении примеров. Личностные ответственно относятся к процессу обучения; умеют считать на абакусе; 15 стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; умеют сопереживать; заботливо относятся к сверстникам по совместной работе. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы для 2-го года обучения: Предметные: владеют основными навыками работы на абакусе; знают технические приемы счета ментально; знают начальные навыки пир применении формул; знают правила поведения на занятии. Метапредметные: развиты творческие способности, память, внимание; умеют работать в команде с педагогом, слушать и выполнять его задания. умеют применять навыки и умения, полученные на занятиях по ментальной арифметике; развиты навыки работы в коллективе. Личностные: ответственно относятся к процессу обучения; владеют культурой общения со сверстниками и взрослыми; позитивно относятся к работе в рабочей тетради; заботливо относятся к партнерам по совместной работе; умеют быть самокритичными в оценке своих профессиональных способностей. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы для 3-го года обучения: Предметные: владеют основными навыками счета с Микс формулами; знают технические приемы счета с сотнями; знают начальные навыки устного счета с сотнями; умеют считать ментально. Метапредметные: научить слаженности работы в коллективе; развиты память, внимание, логическое мышление; умеют работать в команде; развиты навыки и умения работы, полученные на занятиях по ментальной арифметике, в жизни. Личностные: ответственно относятся к процессу обучения; владеют культурой общения со сверстниками и взрослыми; 16 позитивно относятся к работе в рабочей тетради; заботливо относятся к партнерам по совместной работе; умеют быть самокритичными в оценке своих профессиональных способностей. 2 Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 год обучения 2 год обучения 1 Количество учебных недель 36 недель 36 недель 2 Количество часов в неделю 4 4 3 Количество часов 144 144 4 Недель I полугодия 15 21 5 Недель II полугодия 15 21 6 Дата начала обучения 15 сентября 15 сентября 2 .2 Услов ия реали зации прогр аммы Мате 7 Нерабочие праздничные дни 31 декабря - января - 8 31 декабря - 8 риаль января января нотехни 8 Выходные 4.11, 23.02.,01.05., 4.11, 23.02.,01.05., ческо 09.05. 09.05. е 9 Окончание учебного года 31 мая 31 мая обеспе чение Для организации образовательного процесса и успешной реализации программы необходимо: Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудований, а именно достаточной площади для размещения столов и стульев, магнитной доски, шкафов для хранения наглядных пособий и материалов. Оборудование: абакус для обучающихся (11 шт.); демонстрационный абакус для педагога (1 шт.); проектор для показа заданий (1 шт.). Кадровые обеспечение программы: педагог с высшим образованием, владеющий знаниями и умениями в реализации программы по ментальной арифметике, обладающий знаниями в области педагогики и психологии дополнительного образования. Дидактическое обеспечение курса: рабочая тетрадь для обучающихся. Условия проведения занятий: для проведения занятий используются: учебный кабинет; 17 рабочие столы и стулья для обучающихся; абакус для каждого обучающегося; рабочая тетрадь для каждого обучающегося. Учебно-методическое обеспечение При реализации программы «Ментальная арифметика, логика и интеллект» используются: рабочие тетради; иллюстрации, флеш-карты; задания на логическое мышление и внимание, а также на зрительную память; индивидуальные задания. 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: беседа, опрос; практическая работа; контрольные работы. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы «Ментальная арифметика, логика и интеллект» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач); познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией); ответственность (проявляется при выполнении заданий в указанный срок, выполняет взятое обязательство); социальная идентичность (принимает правила и традиции коллектива, положительно оценивает свою роль в детском творческом коллективе). Предметные знания (знания истории и развития народных традиций разных направлений). Предметные умения (освоение различных техник ДПТ). Приложении № 1. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критерии оценки предметных результатов освоения программы: владение терминами по ментальной арифметике; степень освоения навыков ментального счета (память, внимание, логическое мышление); знание основных приемов ментального счета. 18 Все достижения демонстрируются учащимися во время проведения контрольных работ и тестов, на открытых занятиях для родителей. Виды и формы контроля (Приложение № 1) В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: знания, умения, навыки по изучаемому предмету; уровень и качество решаемых примеров устно и ментально; степень самостоятельности, а также уровень логического мышления, зрительной памяти и внимания. Групповыми формами контроля являются: тестирование проведение итоговых занятий по ментальной арифметике; участие в турнирах Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов служат: ведомость для занятий (Приложение № 2); оценочные результаты (Приложение № 3); оценочное тестирование (Приложение № 4, Приложение №5, Приложение № 6,). Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе, с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка, и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной программы, в следующих в формах: контрольные работы, тестирование. 19 Список использованной литературы для педагога 1. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова – [Текст]. Высшее образование, 2013. – 381 с. 2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с. 3. Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса [Текст] / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1998. – Вып. 3. – 47с. 4. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с. 5. Белкина В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с. 6. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572. 7. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 534 с. 8. Демидов Г. Ментальная арифметика. Вычитание и сложение от 4 до 16 лет / Г. Демидов – М.: Демидов Георгий, 2016 – 60 с. 9. Депман И. Я. История арифметики. Пособие для учителей. Второе издание / И. Я. Депман – М.: «Просвещение», 1965 – 416 с. 10. Депман И. Я. Мир чисел / И. Я. Депман – М.: Детская литература»,1966 – 72 с. 11. Жунисбекова К. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей / К. Жунисбекова – М.: «Издательские решения», 2018. – 32 с. 12. Малсан Б. Ментальная арифметика для всех / Б. Малсан – М.: «Издательские решения», 2016. – 26 с. 13. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442 от 18.11.15 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ). 14. Пальмова А. В. Методическое пособие / А. В. Пальмова – КаменскУральский: «Титан-принт», 2016. – 85 с. 15. Сластенин В. А. Педагогический процесс как система. – М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 488 с. 16. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: УФактория, 2003. – 40 с. 20 17. Якунин В. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / В. А. Якунин; Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. – 639с. Список использованной литературы для родителей и обучающихся 1. Демидов Г. Ментальная арифметика. Вычитание и сложение от 4 до 16 лет / Г. Демидов – М.: Демидов Георгий, 2016 – 60 с. 2. Депман И. Я. История арифметики. Пособие для учителей. Второе издание / И. Я. Депман – М.: «Просвещение», 1965 – 416 с. 3. Депман И. Я. Мир чисел / И. Я. Депман – М.: Детская литература»,1966 – 72 с. 4. Жунисбекова К. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей / К. Жунисбекова – М.: «Издательские решения», 2018. – 32 с. 5. Малсан Б. Ментальная арифметика для всех / Б. Малсан – М.: «Издательские решения», 2016. – 26 с. 6. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с. Аннотация Программа «Ментальная арифметика, логика и интеллект» предназначена для обучающихся в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитана на 3 года обучения. Распределение учебных часов выглядит следующим образом: 1) 1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут (4 часа в неделю); 144 часа в год. 2) 2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут (4 часа в неделю); 144 часа в год. 3) 2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут (4 часа в неделю); 144 часа в год. Целью программы является развитие основных познавательных процессов, таких как: воображение, логическое мышление, зрительная память и внимание через использование методики устного счета. Программа «Ментальная арифметика, логика и интеллект» направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие обучающихся при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. У обучающихся развиваются такие важные навыки, как логика, мощная концентрация внимания, воображение и фотографическая память. Появляется уверенность в себе, потому что обучающиеся могут выполнять сложные 21 вычисления как на абакусах, так и в уме для развития интеллектуальных способностей. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга. Таким образом, развиваются творческие и мыслительные процессы. Занятия по программе «Ментальная арифметика, логика и интеллект» помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления. Программа доступна для каждого обучающегося и не требует наличия у него хорошо развитых математических способностей. Занятия с обучающимися в рамках программы «Ментальная арифметика, логика и интеллект» строятся на основе развития у них быстрого логического мышления для решения нестандартных задач. Обучающиеся учатся находить и обобщать нужную информацию. В связи с этим у них развивается зрительная память, внимание, усидчивость и ответственность, а также формируется привычка к самодисциплине и умение работать в команде. Таким образом, знакомство обучающихся с ментальной арифметикой, позволяет развить воображение, зрительную память, аналитические навыки, а также логическое мышление для решения нестандартных задач, с помощью устного счета. Сведения об авторе-составителе Шарипова Светлана Николаевна – педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦСШ Первая квалификационная категория педагога дополнительного образования. Стаж работы – 41 лет. Рабочий телефон: +7 (343) 205-99-88 22 Приложение № 1 Виды контроля Время проведения Цель проведения Формы контроля Начальный или входной контроль В начале Определение уровня развития обучающихся. Беседа, опрос учебного года Текущий контроль В течение всего Определение степени усвоения Опрос, учебного года обучающимися учебного материала и контрольная готовности к восприятию нового работа материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения для запоминания и усвоения формул. Время проведения Цель проведения Формы контроля Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени усвоения Опрос, беседа, изучения обучающимися учебного материала. открытое темы/раздела Определение результатов обучения. занятие, контрольная работа Итоговый контроль В конце Определение изменения уровня развития Открытое учебного года обучающихся. Определение результатов занятие, или курса обучения. Ориентирование обучающихся на тестирование. обучения дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. 23 Приложение № 2 Ведомость для занятий Дата № ФИО 1 2 Разминка/слуховая память Флеш-карты 3 Таблицы Шульте 4 Примеры на абакусе 5 Зрительная память 6 Логические таблицы 7 Ментальный счёт 8 Отличия/внимание 9 Диктант 24 Приложение № 3 Оценочные результаты Оценка результатов проводится по 5-бальной системе, а именно по количеству правильных ответов. Таким образом, суммируя результаты выполнения всех заданий, определяется общая сумма результатов. Высокий уровень: 17-20 баллов Обучающийся решает все примеры устно и ментально правильно. Средний уровень: 11-16 баллов Обучающийся решает примеры устно и ментально правильно, но встречаются ошибки при решении примеров. Низкий уровень: 7-10 баллов Обучающийся имеет нечеткое представление о решении примеров, а также не может применить формулы во время решения примеров, не ориентируется на листе бумаги. Критерии оценки результатов: 1. Общая осведомленность о решении примеров. 2. Навыки решения примеров. 3. Навыки применения формул во время решения примеров. Оценочное тестирование Приложение № 4 Тестирование № 1 1. a) b) c) d) Когда появились первые «абакусы»? Во втором тысячелетии до н.э.; В третьем тысячелетии до н.э.; В пятом тысячелетии до н.э.; Более четырех тысяч лет назад. 2. В какой стране «Ментальная арифметика» используется в качестве профилактики Болезни Альцгеймера? a) В XXI веке в Европе и США; b) В XXI веке в Канаде и Великобритании; c) В XX веке в Европе и США; d) В XX веке в Канаде и Великобритании. 3. Что такое «Ментальная арифметика»? a) Математика на счётах; 25 b) Программа, направленная на развитие умственных способностей и творческого потенциала, с помощью вычисления на японских счетах; c) Программа, направленная на развитие математических способностей; d) Программа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук. 4. a) b) c) d) Какова цель ментальной арифметики? Развитие скорого устного счета; Развитие памяти и воображения; Увеличение скорости обработки информации; Все варианты верны. 5. a) b) c) d) Какие материалы для занятий будут необходимы обучающимся? Счёты, карандаш, доска, экран; Счёты, карандаш, доска, компьютер; Поурочный план, счёты, компьютер; Счёты, компьютер, монитор/проектор, доска. Приложение № 5 Тестирование № 2 1. a) b) c) d) Из чего состоит абакус? Рамка, перекладина, косточки; Планка, косточки, перекладина, рамка; Рамка, струны, косточки, разделительная полоса; Косточки «Земные» и «Небесные», рамка, планка, спицы. 2. Каким пальцем нужно правильно поднимать нижние косточки на абакусе? a) Большим пальцем; b) Средним пальцем; c) Указательным пальцем; d) В зависимости от ситуации, каким удобно. 3. Каким пальцем нужно правильно опускать нижние косточки на абакусе? a) Большим пальцем; b) Средним пальцем; c) Указательным пальцем; d) В зависимости от ситуации, каким удобно. 4. a) b) c) Где на абакусе расположен разряд единиц? Косточки в среднем ряду; Косточки в крайнем правом ряду; Косточки в крайнем левом ряду; 26 d) Не имеет значения, обучающийся сам выбирает расположение, как ему удобно. 5. На каком занятии по ментальной арифметике применяют технику рисования обеими руками? a) На первом занятии; b) На втором занятии; c) На четвертом занятии; d) На шестом занятии. 6. a) b) c) d) Как правильно выполнять счет с двузначными числами? Десятки и единицы двигаем левой рукой; Десятки и единицы двигаем правой рукой; В зависимости от действия, как удобно; Десятки двигаем левой рукой, а единицы правой рукой. Приложение № 6 Тестирование № 3 1. Как на абакусе выполнить действие «+5» при дополнительных формул? a) Одновременно поднять нижнюю косточку в ряду десятков и косточку в ряду единиц; b) Одновременно опустить нижнюю косточку в ряду десятков и косточку в ряду единиц; c) Поднять нижнюю косточку в ряду десятков и опустить косточку в ряду единиц; d) Опустить нижнюю косточку в ряду десятков и поднять косточку в ряду единиц. помощи верхнюю верхнюю верхнюю верхнюю 2. Посчитайте на счётах пример «+61-53+34+14-48+28+32+12-65-13» и выберите правильный ответ. a) 2; b) 20; c) 32; d) 36. 3. Посчитайте на счётах пример «+89-27-23+54-24+17-19-38+54-15» и выберите правильный ответ. a) 32; b) 46; c) 58; d) 68. 27 4. a) b) c) d) При помощи чего обучающиеся выполняют домашние задания? Тренажера и Плана уроков; Плана уроков, тренажера, абакуса; Тренажера, Сборника примеров, абакуса; Сборника примеров, абакуса, Плана уроков. 5. a) b) c) d) Какие виды игр важны на занятиях ментальной арифметикой? Все виды игр; Ролевые игры; Подвижные игры; Игры на воображение. 6. Выполните действие на счётах «+96-15-71+44-20+69-22-10-40-2» и выберите правильный ответ. a) 12; b) 29; c) 31; d) 42. 7. Выполните действие на счётах «+464-156-171+480+673-775-391-835+602» и выберите правильный ответ. a) 573; b) 583; c) 681; d) 683. 28 29