Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Педагогического совета МАУ ДО ЦСШ от «30» августа 2024 г., протокол № 1 Утверждаю: директор МАУ ДО ЦСШ ____________ Г.Е.Моисеева Приказ № 106/1от «13»сентября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Скорочтение, развитие памяти и внимания» Возраст обучающихся: 8-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Сабанцева Ольга Борисовна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2024 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик программы ............................................ 3 1.1 Пояснительная записка ......................................................................................3 1.2 Цель и задачи программы ................................................................................. 6 1.3. Содержание программы ................................................................................7 Учебный (тематический) план ......................................................................... 7 Содержание учебного (тематического) плана ..............................................11 1.4. Планируемые результаты ........................................................................... 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий .....................................15 2.1. Календарный учебный график .......................................................................15 2.2 Условия реализации программы .................................................................... 15 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ...............................16 3. Список литературы ............................................................................................ 17 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Направленность программы – социально-гуманитарная Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скорочтение, развитие памяти и внимания» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p). 6. Постановление Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных 3 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»). Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа». Устав МАУ Д О Центр «Семья и школа». Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скорочтение, развитие памяти и внимания» соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Программа этого курса представляет систему интеллектуально развивающих занятий для учащихся. При составлении программы использованы авторские теоретические и практические материалы. В условиях увеличения информационных потоков и постоянного усложнения вопросов различных научных областей встает острая проблема необходимости чтения в больших объемах. У школьников увеличивается сложность программ, повышается нагрузка, расширяются текстовые потоки для работы со школьным материалом. В связи с этим встает острая необходимость интенсификации и оптимизации чтения, обучения методам эффективного запоминания и работы с текстом, увеличения объема памяти, развития вербального интеллекта ребенка. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в таких принципах обучения, как индивидуальность, доступность, преемственность и 4 результативность. Формы и методы обучения включают в себя дифференцированное обучение и групповые упражнения. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование. Средства обучения включают в себя индивидуальную рабочую тетрадь, в которой фиксируется динамика приобретения тех или иных навыков, комплект методических пособий, карточки, настольные игры и книги. Новизна программы. Новизна программы заключается в том, чтобы помочь ученику стать более эффективным в обучении в результате освоения навыка скорочтения, развития памяти и внимания, привить любовь к чтению, научить запоминать необходимую информацию. Практическая значимость образовательной программы Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога научатся применять техники по чтению и запоминанию в учебе и обычной жизни. Смогут легче познавать и интересоваться новым подходом к интеграции с другими предметами. Отличительные особенности. Отличительной особенностью программы является увеличение скорости чтения в 2-6 раз с качеством усвоения текста 70-80%. Программа базируется на современных достижениях теории текста, психолингвистики, психологии, педагогики. Программа "Скорочтение, развитие памяти и внимания" способствует развитию - всех видов внимания, - логического мышления, - образного мышления, - всех видов памяти. После прохождения программы "Скорочтение, развитие памяти и внимания" ученики научатся быстрее читать с пониманием текста, быстрее делать домашнее задание, быстрее усваивать новую тему и понимать учителя, длительное время поддерживать концентрацию внимания, четко и ясно выражать свои мысли, мыслить логично и последовательно, понимать и запоминать сложные тексты. Адресат программы: обучающиеся 8-14 лет. Программа построена с учётом возрастных, психофизических и индивидуально-психологических особенностей. Группы комплектуются по 10 - 12 человек, набор детей проводится без предварительного отбора. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа для детей 7 лет - 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебные недели. Особенности организации образовательного процесса: Форма реализации программы-традиционная модель реализации программы. Последовательное освоение содержания программы в течении учебного года. 5 Уровень освоения программы: стартовый. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, тренинг. Перечень форм подведения итогов: тестирование. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: Развитие навыков рационального чтения и усвоения информации. Формирование навыков быстрого устойчивого восприятия больших объемов информации. Задачи программы: Обучающие: -формировать навыки эффективной и быстрой работы с любой текстовой информацией; -развивать все виды памяти: аудиальную, визуальную, наглядно-образную, тактильную; -расширять кругозор, увеличивать словарный запас; -научить грамотно выражать свои мысли; -тренировать концентрацию внимания; Развивающие: - развивать потребность в саморазвитии; - развивать эмоциональный интеллект; Воспитательные: - формировать всесторонне развитую личность; - воспитывать самостоятельность. 6 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план Раздел «Скорочтение» Тема Кол-во часов Практика 0,5 Всего 1 1 1 0,5 0,5 1 1 3 4 Чтение «со шторкой» 0,5 4,5 5 Чтение «со стуком ритма» 0,5 4,5 5 Чтение «с указкой» 0,5 4,5 5 Чтение вверх ногами 0,5 4,5 5 0,5 4,5 5 0,5 4,5 5 0,5 8,5 9 Беседа, тренинг 0,5 4,5 5 Беседа, тренинг Понятие скорочтения Входящее тестирование Виды скорочтения Чтение «с моторчиком» Чтение с пропущенными буквами Повышение скорости артикуляционног о чтения Развитие Работа с периферического таблицами чтения Шульте Работа с клиновидными Теория 0,5 Форма подведения итогов 7 Беседа, тренинг Тестирование Беседа, тренинг Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Развитие эмоционального интеллекта Промежуточное тестирование Развитие межполушарных связей Мнемотехники таблицами Понятие 1 эмоциональный интеллект Подведение промежуточных итогов. Тестирование показателей скорость чтения, понимание прочитанного, память Нейрогимнастика 1 4 5 Беседа, тренинг 2 2 Тестирование 14 15 Беседа, тренинг Понятие мномотехник как способов запоминания Метод ассоциативных связей Метод «Цицерона» 1 2 3 Беседа, практическое занятие 0,5 4,5 5 0,5 3,5 4 Метод пиктограмм 0,5 5,5 6 Метод мнемокомнат 0,5 2,5 3 Метод фонетических ассоциаций Технология запоминания иностранных слов Метод запоминания словарных слов Метод запоминания 0,5 2,5 3 0,5 5,5 6 Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие 0,5 5,5 6 0,5 1,5 2 8 Беседа, практическое занятие Беседа, практическое Развитие памяти и внимания «Развитие вербального интеллекта» Работа с текстом цифровой информации Развитие визуальной памяти Развитие аудиальной памяти Развитие моторной памяти занятие 0,5 3,5 4 0,5 2,5 3 0,5 2,5 3 Развитие внимания 0,5 2,5 3 Понятие краткого и полного пересказа, выделение основной мысли прочитанного Работа с синонимами 0,5 2,5 3 0,5 2,5 3 Беседа, практическое занятие Работа с антонимами 0,5 1,5 2 Беседа, практическое занятие Работа с 0,5 фразеологизмами 2,5 3 Беседа, практическое занятие Расширение словарного запаса 0,5 2,5 3 Беседа, практическое занятие Методы аудиального и визуального восприятия текста Метод «оживления» 0,5 0,5 1 Беседа, практическое занятие 0,5 0,5 1 Беседа, практическое 9 Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие занятие Итоговое тестирование Метод 0,5 «выделения опорных пунктов в тексте» Метод 0,5 «ощущения» 0,5 1 Беседа, практическое занятие 0,5 1 Беседа, практическое занятие Подведение итогов года. Тестирование учащихся. 2 2 Тестирование 124,5 144 19,5 10 Содержание учебного (тематического) плана Раздел «Скорочтение». Тема 1. Понятие скорочтения. Теория: понятие термина «скорочтение». Отличие привычного чтения от скорочтения. Краткая характеристика методов скорочтения. Практика: Первичный замер скорости чтения у ученика, проверка пересказа. Тема 2. Виды скорочтения Теория: разновидности скорочтения Практика: Тема 3. Чтение «с моторчиком» Теория:понятие термина «чтение с «моторчиком»». Знакомство с «моторчиками». Практика: Чтение художественного текста вслух с «моторчиком». Пересказ прочитанного, ответы на вопросы. Тема 4. Чтение «со шторкой» Теория: понятие термина «чтение «со шторкой»». Практика: Чтение художественного текста про себя «со шторкой». Пересказ прочитанного, ответы на вопросы. Тема 5. Чтение «со стуком ритма» Теория: понятие термина «чтение «со стуком ритма»». Практика: Чтение художественного текста про себя «со стуком ритма». Пересказ прочитанного, ответы на вопросы. Тема 6. Чтение «с указкой» Теория: понятие термина «чтение «с указкой»». Практика: Чтение художественного текста про себя «с указкой». Пересказ прочитанного, ответы на вопросы. Тема 7. Чтение вверх ногами. Теория: понятие термина «чтение вверх ногами». Практика: Чтение художественного текста про себя «вверх ногами». Пересказ прочитанного, ответы на вопросы. Тема 8. Чтение с пропущенными буквами. Теория: понятие термина «чтение с пропущенными буквами». Практика: Чтение художественного текста про себя «с пропущенными буквами». Пересказ прочитанного, ответы на вопросы. Тема 9. Повышение скорости артикуляционного чтения. Теория: понятие термина «артикуляция». Практика: Выполнение упражнений на развитие артикуляции – артикуляционная гимнастика, чтение сложных звуко-буквенных сочетаний на время, проговаривание и отчитывание скороговорок. Раздел «Развитие периферического зрения» Тема 9. Работа с «таблицами Шульте» Теория: понятие термина «периферическое зрение». Практика: Зрительная гимнастика, выполнение заданий на развитие периферического зрения, работа с «таблицами Шульте». Тема 10. Работа с «клиновидными таблицами» 11 Теория: разъяснение термина пособиями «клиновидной таблицы» и объяснение как ее использовать на практике для развития периферического зрения. Практика: зрительная гимнастика, выполнение заданий на развитие периферического зрения, работа с методическими пособиями «клиновидная таблица». Раздел: «Развитие эмоционального интеллекта» Тема 11. Эмоционального интеллект Теория: понятие термина «эмоциональный интеллект». Практика: Работа с методическим пособием по развитию «эмоционального интеллекта». Промежуточное тестирование Подведение промежуточных итогов. Тестирование показателей скорости чтения, понимания прочитанного, тестирование памяти Раздел: «Развитие межполушарных связей» Тема 12. Нейрогимнастика Теория: понятие термина «нейрогимнастика». Практика: Выполнение упражнений нейрогимнастики по развитию и гармонизации полушарий мозга. Раздел: «Мнемотехники» Тема 13. Понятие мнемотехник как способов запоминания Теория: понятие термина «мнемотехника». Практика: Знакомство с основными методами запоминания. Тема 14. Метод «Цицерона» Теория: знакомство с методом мнемотехники «метод Цицерона». Практика: Запоминание картинок, слов, карточек, игрушек, словосочетаний, фразеологизмов и текстов, развитие образного мышления при помощи данного метода. Тема 15. Метод ассоциативных связей Теория: знакомство с методом мнемотехники «метод ассоциативных связей». Практика: Запоминание картинок, слов, карточек, игрушек, словосочетаний, фразеологизмов и текстов, развитие образного мышления при помощи данного метода. Тема 16. Метод «Метод пиктограмм» Теория: знакомство с методом мнемотехники «Метод пиктограмм». Практика: Запоминание слов, стихов, словосочетаний, текстов, развитие образного мышления при помощи данного метода. Тема 17. Метод «мнемокомнат» Теория: знакомство с методом «мнемокомнат». Практика: Запоминание слов, картинок и текстов, развитие образного мышления при помощи данного метода. Тема 18. Метод «Метод фонетических ассоциаций» Теория: знакомство с методом «фонетических ассоциаций». Практика: Запоминание картинок, слов, терминов, развитие образного мышления при помощи данного метода. 12 Тема 19. Технология запоминания иностранных слов Теория: знакомство с технологией запоминания иностранных слов Практика: Запоминание иностранных слов при помощи данной технологии. Тема 20. Метод запоминания словарных слов Теория: знакомство с методом запоминания словарных слов. Практика: Запоминание словарных слов, развитие образного мышления при помощи данного метода. Тема 21. Метод запоминания цифровой информации Теория: знакомство с методом мнемотехники для запоминания цифровой информации. Практика: Запоминание дат, чисел, развитие образного мышления при помощи данного метода. Раздел «Развитие памяти и внимания» Тема 22. Развитие визуальной памяти Теория: понятия «визуал», «визуальное восприятие», «визуальная память». Практика: Выполнение упражнений на развитие визуальной памяти. Тема 23. Развитие аудиальной памяти Теория: понятия «аудиал», «аудиальное восприятие», «аудиальная память». Практика: Выполнение упражнений на развитие аудиальной памяти, развитие воображения. Тема 24. Развитие моторной памяти Теория: понятие «моторная память». Практика: Выполнение упражнений на развитие моторной памяти. Тема 25. Развитие внимания Теория: понятие «внимание», Виды внимания. Практика: Выполнение упражнений на развитие внимания. Раздел «Развитие вербального интеллекта» Тема 26. Понятие краткого и полного пересказа, выделение основной мысли прочитанного Теория: понятия «вербальный интеллект», работа с текстами. Понятие полного, краткого пересказа, выделение основной мысли прочитанного. Практика: Работа с художественным текстом. Тема 27. Работа с синонимами Теория: понятия «синоним». Практика: Выполнение упражнений на развитие вербального интеллекта через работу с синонимичными рядами. Тема 28. Работа с антонимами Теория: понятия «антоним». Практика: Выполнение упражнений на развитие вербального интеллекта через работу с антонимичными рядами. Тема 29. Работа с фразеологизмами Теория: понятия «фразеологизм». Практика: Выполнение упражнений на развитие вербального 13 интеллекта через работу с фразеологическими рядами. Тема 30. Расширение словарного запаса Теория: термин словарный запас Практика: выполнение упражнений на развитие вербального интеллекта, активизацию лексикона, а также знакомство с новыми словами и терминами. Раздел «Работа с текстом» Тема 31. Методы аудиального и визуального восприятия текста Теория: понятие термина «аудиальное и визуальное восприятие текста». Практика: Отрабатывание его на примерах. Тема 32. Метод «оживления» Теория: знакомство с методом восприятия текста «оживление». Практика: Отрабатывание его на примерах. Тема 33. Метод «ощущения» Теория: знакомство с методом восприятия текста «ощущения». Практика: Отрабатывание его на примерах. Тема 34. Метод «выделения опорных пунктов в тесте» Теория: знакомство с методом восприятия текста «выделение опорных пунктов». Практика: Отрабатывание его на примерах. Тема 35. Метод «вопросов» Теория: знакомство с методом восприятия текста «вопросов». Тема 36. Итоговое тестирование. 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - умеют управлять своим вниманием при обучении; -умеют использовать нейрогимнастику для достижения высокой умственной работоспособности; - умеют справляться с иформационными перегрузками Личностные результаты: - умеют читать выразительно бегло вслух и про себя со скоростью, позволяющей понимать прочитанное; - умеют логически рассуждать, анализировать, систематизировать информацию; - умеют запоминать необходимую информацию, используя мнемотехнические приемы; Предметные результаты: - знают способы увеличения скорости чтения; - знают мнемотехники для запоминания разных видов информации; - знают способы концентрации внимания. 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Выходные дни 9 Окончание учебного года 36 72 4 144 15 21 16 сентября 31 декабря — 9 января 31 мая 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Оборудование: - учебный кабинет, оборудованный мебелью; Техническое оснащение: - освещение, компьютер, принтер. Раздаточный материал: - рабочие тетради; - бланки; - тексты; - методические пособия; -игры Информационное обеспечение: - интернет-источники; - фотоматериалы; - видеоматериалы. Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: высшее педагогическое образование. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. 15 Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Методические материалы: Методическое обеспечение программы включает приёмы и методы организации образовательного процесса, дидактические материалы, техническое оснащение занятий. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог использует различные методические и дидактические материалы. Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными образовательными технологиями: 1. Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса; 2. Здоровье сберегающая технология, реализующуюся через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, различные виды гимнастик: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; 3. Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки. 4. Информационно- коммуникационная технология, которая применяется: при подготовке и проведении занятий (иллюстрирование учебного материала) подбор дополнительного познавательного материала; - оформление документации, отчётов; 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способом определения результативности программы проводимое в начале, в середине, и в конце каждого года. является тестирование, Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Скорость чтения, количество запоминаемых слов и картинок должны увеличиться к концу года. Критерий Первичное тестирование Дата: Второе тестирование Дата: 16 Итоговое тестирование Дата: Скорость чтения Понимание прочитанного Зрительная память Слуховая память 3. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ). 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок). 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 17 12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». Список литературы: 1. Авшарян Г.Э. Скорочтение: быстрый курс: для школьников, студентов и всех, кто хочет быстрее думать. – М., 2011. 2. Ахметзянов Ф.Х. Улучшение памяти, техника быстрого чтения. – Казань, 2014. 3. Балышева Е.Н. Учимся читать быстро. – Санкт-Петербург, 2012. 4. Баранова Н.Н., Слука И.М. Скорочтение: для студенто, менеджеров и заядлых читателей. – М., 2016. 5. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2017. 6. Грицан А.М. Скорочтение: стихи. – Санкт – Петербург, 2019. 7. Грюнинг Х. Скрытые ресурсы мозга. - М., 2012. 8. Де Лиу М., Де Лиу Э. Как научится быстро читать. – М, 1998. 9. Зиганов М.А. Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения, 2017. 10. Зотов С.Г. Зотова М.А. Повышение скорочти чтения. – РостовнаДону, 2013. 11. Ильин М.А. Учимся быстро читать. – Санкт-Петербург, 2009. 12. Исаева М.В. Развитие памяти и скорочтение. М., 2005. 13. Козлов А.Н. Инновационные технологии самообразования: (методика скорочтения). Новочеркасск, 2006. 14. Козловский О.В. Скорочтение: современные методики обучения. 18 – Ростов-на-Дону, 2008. 15. Мелентьева Ю. П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения). – М., 2015. 16. Мельник В. М. Искусство быстрого и интенсивного чтения (часть 1). – К., 1990. 17. Менделсунд П. Что мы видим, когда читаем. – М., 2016. 18. Степанищев А.Т. Читать можно быстрее. М., 1988. Хамидова В. Р. Как улучшить память и освоить технику скорочтения. – М., 2009. Список литературы для детей: 1. Г. Абдулова 200 текстов для обучения скорочтению. М 2019 2. Г. Абдулова Скорочтение для детей. Москва,2019 3. Г.Абдулова Учимся быстро читать. Москва, 2019 4. Ш. Ахмадуллин Скорочтение для детей. Москва, 2020 5. Е. Грабчикова Фразеологизмы в картинках. Минск, 2018 6. Т. Векшина С Олимпиева Учусь работать с текстом. Москва, 2020 7. Р.Кавашива Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта. Спб, 2019 8. О. Узорова Е.Нефедова Учебные тексты 1 класс. Москва, 2009 9. О. Узорова Е.Нефедова Учебные тексты 2 класс. Москва, 2009 10. О. Узорова Е.Нефедова Учебные тексты 3 класс. Москва, 2009 11. О. Узорова Е.Нефедова Учебные тексты 4 класс. Москва, 2009 19