Совет сташеклассников - РОССиЯ

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2024 г.,
протокол № 5

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 75 от «31» мая 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Совет старшеклассников – «РОССиЯ»»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 14 - 17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Дьяченко Наталья Александровна,
социальный педагог

Екатеринбург, 2024 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
Составитель программы
Вид программы
Направленность программы
Форма реализации программы
Срок реализации программы
Возраст детей
Категории детей
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы

Совет старшеклассников - «РОССиЯ»
Демченко Наталья Александровна,
социальный педагог,
высшая квалификационная категория.
модифицированная (однопрофильная)
социально-гуманитарная
групповая
1 год
14 - 17 лет
дети старшего школьного возраста
базовый уровень
Программа направлена на создание
условий для успешной самореализации
личности подростка и развитие активной
жизненной позиции, содействие развитию
детского
и
молодежного
движения,
активизация общественной и творческой
деятельности
подростков.
Содержание
программы несет в себе как обучающую, так
и воспитательную функцию, реализация
которых призвана сформировать лидерскую
позицию подростков, приобщить их к
организационной и управленческой культуре,
подготовить к самостоятельной общественно
значимой деятельности.

2

Содержание

Содержание ....................................................................................................................................3
1. Пояснительная записка .............................................................................................................4
1.1. Направленность программы - ............................................................................................... 4
1.2. Актуальность программы ......................................................................................................4
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы ................... 5
1.4. Адресат программы: .............................................................................................................. 5
1.5. Режим занятий ........................................................................................................................ 6
1.6. Количество обучающихся в группе ......................................................................................6
1.7. Общий объем образовательной программы ........................................................................ 6
1.8. Продолжительность части образовательной программы ...................................................6
1.9. Срок реализации программы: ............................................................................................... 6
2. Цель программы ........................................................................................................................ 6
3. Задачи программы: ....................................................................................................................6
Обучающие: ................................................................................................................................... 6
Воспитательные: ........................................................................................................................... 6
Развивающие: ................................................................................................................................ 6
4. Содержание программы ........................................................................................................... 7
4.1 Учебный (тематический) план ...............................................................................................7
4.2 Содержание учебного плана .................................................................................................. 8
5. Комплекс организационно-педагогических условий .......................................................... 13
Календарный учебный график ...................................................................................................13
6. Планируемые результаты .......................................................................................................13
7. Условия реализации программы ............................................................................................14
7.1 Материально-техническое обеспечение: ............................................................................ 14
7.2 Кадровое обеспечение: ......................................................................................................... 14
7.3 Методическое обеспечение: .................................................................................................15
8. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ........................................................15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...........................................................................................................19

3

1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы - социально-гуманитарная
В основу программы положено обучение, направленное на развитие лидерских
качеств и организаторских навыков детей во внеурочное время.
1.2. Актуальность программы
Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется
значительными преобразованиями в социально-экономической жизни страны, с другой кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня
нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения молодежи. Одной из причин
такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Однако, не
менее важной причиной является отсутствие педагогически грамотно организованной
работы по поддержке детской инициативы, поощрению участия детей в жизни общества.
Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников
к общественной жизни: работая с подростками, педагоги наблюдают социальную апатию,
равнодушие к общественной жизни, безынициативность и неумение организовать свою
собственную жизнь.
Известно, что осознание себя как гражданина определенной страны начинает
формироваться еще в детском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе,
социальной среде и определяет в дальнейшем всю жизнь человека. Основа
гражданственности в большей степени закладывается не на уроке, а во внеурочное время,
в процессе неформального общения, которое является важнейшим фактором
социализации личности, формирования ее социальной или асоциальной направленности.
Концепция
духовно-нравственного
воспитания
российских
школьников
декларирует воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина,
способного адекватно воспринимать ценности общества: права человека, правовое
государство, ценности семьи, ответственность власти. Это обуславливает актуальность
создания такой развивающей среды в образовательном учреждении, которая будет
способствовать формированию у подростков ответственности и инициативности на ряду с
усвоением духовно-нравственных ценностей общества.
Взаимодействие подростков из разных школ Верх-Исетского района, передача
опыта своих образовательных учреждений, навыков и методов работы формируют
уникальную среду сотворчества, в которой рождаются новые идеи по преобразованию
социальной действительности, улучшению качества жизни различных социальных слоев
населения, которые действительно нуждаются в помощи и поддержке. Обучающиеся сами
предлагают идеи по созданию социальных проектов и акций. Это не «спускается» им
сверху, а рождается в конструктивном диалоге, помогая развивать их лидерские качества.
Ведь сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая
поговорка: «Лидерами не рождаются - лидерами становятся», - сегодня не менее
актуальна, чем когда-либо.
Педагогическая целесообразность.
Если мы согласны с мыслью, что «лидерами становятся», то мы должны также
согласиться, что подготовка к лидерству должна начинаться еще в школьные годы. Знания
4

и навыки, приобретенные за годы работы в Совете старшеклассников, могут быть развиты
и отточены в дальнейшем, во взрослой и самостоятельной жизни. Стремление к развитию
своих потенциальных способностей и талантов – базовая потребность человека. В связи с
этим программа создает условия для максимально возможного развития личности
обучающегося через создание творческой развивающей среды.
Реализация программы способствует созданию условий для развития лидерского
потенциала, социального интеллекта и личности детей, рассматривая обучающегося не
как объект воспитания, а как субъекта, активно ищущего и выбирающего направление
своего развития.
Один из путей решения проблемы развития лидерских качеств определен через
«создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации
обучающихся, расширение практики дополнительного образования».
Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную
функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию подростков,
приобщить их к организационной и управленческой культуре, подготовить к
самостоятельной общественно значимой деятельности.
Программа направлена на формирование у старшеклассников понимания роли
руководителя в коллективе, знакомство с механизмами развития самостоятельности,
инициативности, самоорганизации, раскрытие творческого потенциала в различных видах
коллективной деятельности.
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы

-

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утв. распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г.;
- Положение
о
проектировании
и
утверждении
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО ЦСШ, утв. 31.05.2022 г.
1.4. Адресат программы:
Возраст обучающихся от 14 до 17 лет, старшеклассники, отличающиеся
стремлением осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственную им
потребность в самоусовершенствовании, необходимости самоопределения, определении
своих прав и обязанностей. Поиск новых форм саморазвития, расширение социальных
контактов, вовлеченность в общественную жизнь.
5

Уровень освоения программы: базовый.
1.5. Режим занятий
В неделю для обучающихся проводится 2 занятия по 2 часа (по 45 минут с
перерывом 10 - 15 минут). Недельная нагрузка 4 часа.
1.6. Количество обучающихся в группе от 15 до 30 человек.
1.7. Общий объем образовательной программы:
Количество часов в год - 144 часа.
1.8. Продолжительность части образовательной программы (год обучения)
по учебному плану в часах: 144 часа
1.9. Срок реализации программы: 1 год.
Особенности организации образовательной деятельности:
Комплектование творческого объединения проводится без предварительного
отбора. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения
вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением
дистанционных технологий.
Формы обучения – групповая, индивидуальная: реализация социальных проектов,
коллективное творческое дело.
Групповая работа по подгруппам, индивидуальная:
- деловая игра, сюжетно-ролевая игра;
- круглый стол;
- мастер-класс;
- «мозговой штурм»;
- поход, праздник;
- творческая мастерская;
- занятие с элементами тренинга.
Виды занятий - беседа, тест, опросник, собеседование, презентация, статья,
готовое изделие, творческое выступление.
2. Цель программы
Цель программы: развитие социальной компетенции, активной жизненной
позиции и раскрытие потенциала старшеклассников Верх-Исетского района.
3. Задачи программы
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
- расширить знания о культуре межличностных взаимоотношений;
- научить планировать, организовывать и анализировать свою деятельность;
- создать условия для получения теоретических и практических знаний в области
организаторской деятельности в сфере массовых мероприятий, социального
проектирования.
Воспитательные:
- создать условия для личностного роста обучающихся;
- способствовать воспитанию мировоззрения обучающихся и, в частности, таких
компонентов его структуры, как нравственные и эстетические взгляды.
Развивающие:
6

- создать условия для развития эмоционального интеллекта;
- создать условия для развития способности к самостоятельному выбору и
готовности брать ответственность на себя;
- создать условия для развития конструктивных лидерских качеств;
- формировать положительную «Я» - концепцию обучающихся через активный
поиск путей к познанию себя и других.
4. Содержание программы
4.1 Учебный (тематический) план
№

1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2
4.3
4.5
4.6
5.1
5.2
5.3
5.4

Название раздела, темы

Всего

Введение. Предмет и задачи курса
2
Раздел 1. Современное детское
движение
6
История детского движения России.
Скауты и пионеры
2
Детское движение России ХХ-ХХ1 век 2
Программы
деятельности
детских
общественных
объединений
включенных в федеральный реестр
2
Раздел 2. Лидерство.
16
Лидер, организатор, руководитель
2
Психофизиологические
особенности
лидера
2
Типология лидерства
2
Организаторская этика
2
Организаторские способности
2
Полезные навыки лидера
6
Раздел
3.
Нравственность
в
отношениях и общении
10
Нравственность
6
Этика и этикет
2
Организаторская этика лидера
2
Раздел 4. Азбука организатора
20
Организация дела
4
Организаторская техника
2
Стили руководства
2
Ораторское искусство
4
Организаторское мастерство
8
Раздел 5. Коллектив и лидер
20
Основные признаки и принципы
формирования коллектива
4
Этапы развития коллектива
2
Взаимоотношения в коллективе
6
Методика
организации
жизнедеятельности коллектива
8
Раздел 6. Инструментарий лидера-26

2

Форма
Практика аттестации/
контроля
Беседа

3

3

1
1

1
1

1
8
1

1
8
1

1
1
1
2
2

1
1
1
4

4
2
1
1
7
2
1
1
1
2
8

6
4
1
1
13
2
1
1
3
6
12

2
1
1

2
1
5

4
9

4
17

Теория

Беседа
Тест
Тест

Анкета
Коллаж
Коллаж
Опросник
Собеседование
Презентация
Тезисы
Опросник
Коллаж
Анкета
Анкета
Тест
Презентация
Презентация
Опрос
Собеседование
Презентация
Анкета

7

6.1
6.2
6.3

7.1
7.2
7.3
7.4

организатора
Формы организаторской деятельности 10
Игра, игровые технологии
12
Творческие мастерские
4
Раздел 7. Детские объединения и
средства массовой информации
12
Характеристика СМИ России, работа с
сайтами
детских
объединений
в
Интернете
2
Работа юного корреспондента
2
Методика работы пресс-центра детского
объединения, ЦРТДЮ, школы, лагеря 4
Подготовка и выпуск средств массовой
информации
4
Раздел
8.
Мастер
–
классы
/практикум/
14

4
4
1

6
8
3

5

7

1
1

1
1

2

2

1

3

-

14

8.1

Мастер-класс затейников

2

-

2

8.2
8.3

Мастер-класс ораторов
Мастер-класс организаторов

2
2

-

2
2

8.4

Мастерская призов

2

-

2

8.5
8.6

Мастерская сувениров
2
Лидер мастер-класс
4
Раздел 9. Общественная практика
16
Организация деятельности в учебном
классе, параллели
8
Участие в общественных проектах,
программах
8
Аттестация
2
Итого
144

-

2
4
16

-

8

2
48

8
96

9.1
9.2

Опросник
Деловая игра
Презентация
Тестирование
Опрос
Коллаж
Статья

Готовое
изделие
Творческое
выступление
Анкета
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Презентация
Проект
Проект
Тест

4.2 Содержание учебного плана
Вводное занятие. Знакомство
Основные понятия. Детский коллектив, детское объединение, детское
творческое объединение.
Теория: Знакомство с историей возникновения, целями, задачами и основными
направлениями деятельности Совета старшеклассников.
Практика: Игры на знакомство. Беседа на тему: «Задачи работы члена районного
Совета старшеклассников». Самопрезентация: «Это я!».
Раздел 1. Современное детское движение
Основные понятия: Детское движение. Скауты, скаутизм. Пионерское движение.
Программы деятельности, детское общественное объединение, детское творческое
объединение, лидер детского объединения.
Тема 1. История детского движения России. Скауты и скаутизм.
8

Теория: некоммунистические организации детей и их судьба. Эволюция
пионерского движения в СССР. Современное состояние детского движения и его
перспективы.
Практика: встреча с интересными людьми – вожатыми пионерских и скаутских
отрядов.
Тема 2. Детское движение России XX-XXI века.
Теория: ознакомление с программами деятельности различных детских
общественных объединений России и СНГ.
Практика: конкурс литературно-творческих работ «Пионерское детство моих
родителей», «Если бы я был вожатым…», «Мое представление о настоящем лидере».
Тема 3. Программа деятельности детских общественных объединений
включенных в федеральный реестр.
Теория: ознакомление с опытом работы детских общественных объединений
включенных в федеральный реестр. Лекция «Программы деятельности детски
объединений входящих в федеральный реестр».
Практика: беседа на тему: «Для чего необходимо детское движение в
Российской Федерации».
Раздел 2. Лидерство
Основные понятия: Лидер, лидерство, организатор, руководитель. Лидер и
группа. Взаимодействие, тактичность, толерантность, креативность.
Тема 1. Лидер, организатор, руководитель
Теория: ознакомление с различиями понятий лидер, организатор, руководитель
(дискуссия). Способы и принципы выдвижения лидера в группе. Причины появления в
группе лидера.
Практика: работа со справочной литературой и словарями. Составление словаря
лидера, организатора, руководителя – выявление отличий и сходств. Тестирование «Лидер
ли я?».
Тема 2. Типология лидерства
Теория: типология лидерства: по направлениям деятельности: лидер-созидатель,
лидер-разрушитель; по функциям: лидер-вдохновитель, инициатор, организатор,
генератор, эрудит, умелец.
Практика: беседа с элементами лекции: «Кто и почему становится лидером».
Беседа на тему: «Семь заповедей лидера».
Тема 3. Полезные навыки лидера
Теория: основные качества лидера. Развитие памяти, внимания, творческого
воображения, реакции лидера.
Практика: деловые игры на развитие творческих способностей. Тесты и
упражнения на развитие памяти, внимания, реакции. Анкетирование «Вопросы лидеру».
Тема 4. Организаторская этика
Теория: организаторская этика: деликатность, тактичность, толерантность как
необходимые характеристики поведения лидера. Лидер и группа. Методы взаимодействия
в группе.
Практика: упражнения на умение взаимодействовать в группе, эффективную
коммуникацию.
Тема 5. Организаторские способности
9

Теория:
личностные
качества
лидера-организатора:
справедливость,
инициативность, целеустремленность, надежность, ответственность, работоспособность,
креативность как важные качества лидера.
Практика: ролевые игры на развитие личностных качеств лидера.
Раздел 3. Этика общения лидера и группы
Основные понятия: этика, этикет, мораль, нравственность, деловой этикет,
речевой этикет, коммуникативное поведение, деловое общение, стиль общения.
Тема 1. Этика и этикет
Теория: Этика как наука о взаимоотношении людей. Этикет: нормы морали,
нравственность. Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе
и устанавливающих порядок поведения и общения людей. Деловой этикет. Речевой этикет
как правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями людей. Понятие
коммуникативного поведения, адекватное и неадекватное коммуникативное поведение.
Практика: беседа на тему: «Деловой этикет», «Речевой этикет». Упражнение
«Деловые переговоры».
Тема 2. Организаторская этика лидера
Теория: требования к культуре речи. Значение культуры говорящего для
формирования отношения к нему собеседника. Понятие делового общения. Стиль
общения.
Практика: беседа на темы: тестирование: «Общительный ли вы человек».
Упражнения: «Телефонный разговор», «Разработка кодекса чести лидера». Ролевые игры:
«Комплимент и похвальное слово», «Как вежливо возразить», «Утешить-поддержать», «Я
вас прошу…», «Как рождаются сплетни». Решение кейсов.
Раздел 4. Азбука организатора
Основные понятия: организация дела, организаторские знания и умения. Стиль
работы организатора. Организаторское мастерство. Речевые барьеры. Умение убеждать и
вести за собой.
Тема 1. Организаторская техника
Теория: система и процесс организации. Принципы организации дела.
Характеристика организаторских знаний и умений. Организаторские способности. Суть и
характеристика организаторской техники.
Практика: беседа «Правила организатора». Деловая игра «Организатор»
(организация конкретного дела по схеме «Как организовать работу»). Беседа на тему:
«Правила хорошей работы»
Тема 2. Стили руководства
Теория: стиль работы организатора: «Разящие стрелы», «Бумеранг», «Плывущий
плот». «Снующий челнок». Взаимосвязь между организаторскими знаниями, умениями,
качествами, отношениями и практическими действиями. Стили работы как стили
взаимоотношений. Влияние стилей работы на эффективность деятельности и
психологический климат в коллективе.
Практика: тестирование «Темперамент. Характер. Способности». Беседа на тему:
«Стиль общения – стиль работы». Беседа на тему: «Стили работы руководителя».
Тема 3. Ораторское искусство
Теория: речевые барьеры при общении. Язык мимики и жестов. Методика
подготовки и проведения публичного выступления. Из истории ораторского искусства.
Значение ораторского искусства для лидера. Приемы ораторского искусства. Советы
выступающему. Речевая грамотность выступающего.
10

Практика: тестирование «Ваш стиль общения». Беседа на тему: «Речевые
барьеры при общении», Язык мимики и жестов». Упражнение «Спасибо, нет», «Речь без
слов», «Интервью». Ролевая игра «Самопрезентация». Деловая игра «Экспресс-оратор».
Практическое занятие «Визитка лидера», «Час взаимных претензий». Игра «Скульптура».
Беседа на тему: «Советы выступающему».
Раздел 5. Коллектив и лидер
Основные понятия: коллектив, взаимоотношения деловые, личные. Лидер,
авторитет. Поручения: постоянные, временные, разовые. Микро-коллективы, звенья,
экипажи, штабы, службы. Традиции, ритуалы, атрибутика коллектива.
Тема 1. Основные признаки и принципы формирования коллектива. Этапы
развития коллектива.
Теория: портрет коллектива. Коллектив и взаимоотношения внутри коллектива.
Коллектив и лидер. Влияние коллектива на личность. Понятие коллектива, группы.
Основные признаки группы, коллектива. Принципы формирования коллектива. Структура
коллектива. Уровни развития коллектива. Этапы развития коллектива от «Песчаной
россыпи» к «Горящему факелу».
Практика: беседа на тему: «Этапы развития коллектива». Вечер «Сами и себе».
Анкеты «Продолжи предложение», «Наши размышления о коллективе». Игры на
формирование коллектива: «Будем знакомы!», «Комплимент соседу», «Снежный ком».
Ролевая игра «Выборы».
Тема 2. Взаимоотношения в коллективе
Теория: взаимоотношения деловые и личные. Лидер и авторитет. Совместимость
людей. Поручения. Виды поручений: постоянные, временные, разовые. Традиции,
ритуалы, атрибутика коллектива. Знание государственных символов, атрибутов, ритуалов.
Практика: Беседа «Взаимоотношения деловые и личные». Практическое занятие:
разработка атрибутики. Беседа «Традиции, обычаи, ритуалы детских коллективов».
Конкурс знатоков символов, атрибутов, ритуалов Российской Федерации, различных
детских объединений. Конкурс эмблем объединения.
Раздел 6. Инструментарий лидера-организатора
Основные понятия: формы организаторской деятельности. Дебаты, круглые
столы, конференции, дискуссии, ток-шоу, интервью, выступления. Формы досуговой
деятельности. Ораторское искусство. Игра, игровая технология, развлекательная,
коммуникативная функции игры, Игровая атрибутика. Творческие мастерские, мастер –
классы. Оформительское, декоративно-прикладное, музыкально-песенное направления в
деятельности лидера.
Тема 1. Формы организаторской деятельности
Теория: формы организаторской деятельности. Ознакомление с формами
управленческой деятельности, требующих публичных выступлений: круглые столы,
конференции, дебаты, дискуссии, интервью, выступления, беседы. Форма досуговой
деятельности: праздник, вечер, утренник, конкурс, викторина. Проект как форма
коллективной деятельности. Структура проекта. Правила организации проектной
деятельности. Критерии эффективности проектной деятельности.
Практика: практикум «Лидер-сценарист». Конкурс «Я хочу вам рассказать…»
(экспромт-выступление на заданную тему).
Тема 2. Игра, игровые технологии
11

Теория: История возникновения игры. Игра как один из видов деятельности
человека. Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе. Классификация
игр. Виды и формы игр. Функции игры: развлекательная, коммуникативная. Четыре
главные отличительные черты игры: свободная деятельность, эмоциональная
приподнятость, правила игры, творческий характер. Роль ведущего и водящего в игре.
Игры: обучение, тренинг, досуг. Формы организации досуга с использованием игр.
Технология подготовки и проведения игр.
Практика: разработка массовых мероприятий, основанных на играх.
Изготовление игровой атрибутики. Беседа «Виды игр и их классификация». Игры:
«Сказка по кругу», «Вопрос - мяч - ответ». Беседа: «Игры и возрастные особенности
детей», «Игры для девочек и мальчиков». Практическое занятие «Формы организаторской
деятельности, связанные с игрой». Практикумы: игра со словом, игры на взаимодействие в
группе, интеллектуальные игры, маршрутные игры, игры-шутки, забавы для детей и
взрослых, деловые игры, игры-соревнования, народные игры. Презентация «Игра час для
вас!».
Тема 3. Творческие мастерские
Теория: понятие творческих мастерских, мастер-классов. Значимость
практических умений и навыков оформительского, декоративно-прикладного,
музыкально-песенного направления в деятельности лидера. Алгоритм организации
коллективного творческого дела. Значение наглядности в оформлении праздничных
мероприятий.
Практика: разработка, подготовка и проведение коллективных творческих дел.
Конкурс сценариев «Праздник нашего детского объединения». Практикумы: искусство
оригами, музыкальный салон, оформительское мастерство, мастерская призов, мастерская
сувениров. Музыкальный вечер «Весенний аккорд». Конкурс поделок «Мир вокруг нас».
Раздел 7. Детское объединение и СМИ
Основные понятия: СМИ, школьные газеты, стенгазеты, радиогазеты,
информационный листок. Юный корреспондент. Жанры, информация, заметка, статья,
очерк, интервью. Пресс-центр.
Тема 1. Характеристика СМИ России.
Теория: Роль СМИ в жизни детского объединения. Детские издания. Школьные
газеты, стенгазеты, радиогазеты.
Практика: Беседа «СМИ в нашей жизни».
Тема 2. Работа юного корреспондента.
Теория: работа юного корреспондента, ее специфика. Жанры журналистики:
информация, статья, заметка, очерк, интервью.
Практика: Беседа «Как писать заметку». Деловая игра «Редакция».
Тема 3. Методика работы пресс-центра детского объединения.
Теория: практические навыки оформительской деятельности. Методика работы
пресс-центра детского объединения.
Практика: Круглый стол: «Какой должна быть детская газета». Практикумы:
работа с сайтами детских объединений.
Тема 4. Подготовка и выпуск СМИ.
Теория: организация выпуска информационного листка, стенгазеты.
Тематические стенгазеты.
Практика: Выпуск информационного листка. Выпуск газеты – открытки.
12

Раздел 8. Творческие мастерские
Основные понятия: сертификат, свидетельство, квалификация.
Приобретение и реализация практических умений и навыков по декоративноприкладному творчеству, начальных журналистских и оформительских навыков,
разучивание песен.
Формы работы:
- Мастер – класс организаторов игровых программ.
- Мастер – класс по ораторскому искусству.
- Мастер – класс организаторов коллективно-творческой деятельности.
- Мастерская призов.
- Мастерская сувениров.
- Лидер мастер – класс.
Раздел 9. Общественная практика
Реализация практических умений и навыков организаторской деятельности.
Реализация лидерского потенциала при подготовке и участии во внеурочной и
внешкольной работе.
Формы работы:

Презентации.

Организация выступлений.

Выпуск информационных листков.
Аттестация
Подведение итогов работы за год. Тестирование обучающихся.
5. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Период
обучения

Дата начала
обучения по
программе

1 полугодие
2 полугодие

15 сентября
11 января

Дата
окончания
обучения по
программе
31 декабря
29 мая

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

16
20

64
80

2 раза
в неделю
по 2 часа

6. Планируемые результаты
Личностные:
- умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции,
саморазвития
- умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.
Метапредметные:
- умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию,
суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и
заключения
- умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять
выбор целей и механизмов их достижения
13

- умение работать в команде, организовывать взаимодействие в группе, эффективно
разрешать конфликтные ситуации в группе
Предметные:
Владение основными понятиями:
- основные качества и типология лидера;
- структуру органов школьного самоуправления;
- стадии развития коллектива;
- этапы КТД;
- основы организаторской деятельности.
приобретение необходимых навыков и умений общения и социального
проектирования;
появление интереса к социально значимой деятельности в рамках районного совета
старшеклассников и в социуме.
7. Условия реализации программы
7.1 Материально-техническое обеспечение:
№
1
2
3
4
5
6

Наименование
Стол компьютерный
Стул компьютерный
Парты
Стулья
Компьютер
Музыкальный центр

Количество
1
1
12
24
1
1

7.2 Кадровое обеспечение:
Программу

может

реализовывать

социальный

педагог,

имеющий

высшее

образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений

подготовки

высшего

образования

и

специальностей

среднего

профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо Высшее
образование

или

среднее

профессиональное

образование

и

дополнительное

профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением
его после трудоустройства. Особые условия допуска к работе : Отсутствие ограничений на
занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических

медицинских

осмотров

(обследований),

а

также

внеочередных

медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.

14

7.3 Методическое обеспечение:
№
п/п

Раздел или тема
программы
Вводное занятие.
Знакомство
Современное детское
движение

1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

Лидерство
Этика общения
лидера и группы

Азбука организатора
Коллектив и лидер
Инструментарий
лидера-организатора
Детские объединения
и СМИ

8.

Мастер-классы
/практикум/

9.

Общественная
практика
Аттестация

Форма
проведения
занятий
Беседа

Методы
и приемы
организации
УВП

Формы
подведения
итогов по теме
или разделу

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятия

Словесный

Беседа, игры

Презентация

Синтез

Тест

Вопросы
к тесту,
опросник, анкета

Анализ

Круглый стол

Творческая
мастерская

Конференция

Дискуссия

Деловая игра

Лекция

Доклад,
презентация

Эссе

Коллективно
творческое дело

Сборники

Статистика

Презентация
разработанной
ролевой\ игры

Методические
разработки,
опросники

Консультация

Форум
школьной
прессы

Статья,
заметки

Диспут

Презентация

Тезисы
для диспута

Творческая
мастерская,
презентация

Экзамен,
выставочный
стенд

Защита проектов

Критерии
оценивания
проектов

Беседа

Словесный

Выставка;
игра
конкурс;
«мозговой
штурм»;
праздник
Занятие с
элементами
тренинга

Занятие с
элементами
тренинга; поход
Деловая;
сюжетноролевая
Занятие с
элементами
тренинга;
«мозговой
штурм»;
Мастер-класс;
круглый стол;

Беседа,
тестирование

Текст
докладов,
карточки
с вопросами
Тезисы
выступлений
на
конференции,
аргументы
для
дискуссии
Бюллетень,
карточки
с ролями

реферат,

Тесты

8. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Педагогический контроль предполагает такие виды как: текущий, промежуточный,
итоговой - годовой.
Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня
освоения материала.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия в январе.
Задача - выявить уровень освоения обучающимися программы за полугодие, определить
изменения в уровне развития способностей за данный период обучения и при
15

необходимости скорректировать рабочую программу или определить индивидуальный
план обучения.
Итоговой годовой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) служит
для выявления уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне
развития способностей за период обучения.
1. Участие в конкурсах, фестивалях, проектах:
- Областной сетевой проект «Уральская академия лидерства»;
- Областной конкурс молодёжных объединений «Вектор успеха»;
- Областной конкурс «Классный лидер»;
- областной фестиваль социальных и значимых проектов «Профессионалы Урала»;
2. Организация районных форумов, конференций:
- районная отчетная конференция «Идея. Дело, Результат»;
- районный форум школьной прессы «Мы заявляем о себе!».
Критериями оценки результатов освоения программы служат:
- осмысленность и свободное использование специальной терминологии;
- соответствие уровня подготовки программным требованиям;
- творческое отношение к выполнению поставленной задачи;
- уровень развития чувства коллективизма, ответственности, умения работать в
команде;
- проявление лидерских качеств.
3. Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что
выражена баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе усвоения ребенком
учебного материала, и вторая та, что выражается в виде «образной отметки» и доводится
до детей. Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с
результатами других, которое неизменно возникают при «бальной системе». Система
«образной отметки» помогает формировать адекватную самооценку собственных
достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего, предполагает
четыре вида оценки: низкий, средний, достаточный, высокий.
Критерии уровня усвоения программы:
Уровень
освоения
программы
Низкий
Средний
Достаточный
Высокий

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

теоретическое
усвоение
материала
теоретическое
усвоение
материала, ответственность к
выполнению заданий
теоретическое
усвоение
материала, ответственность к
выполнению заданий
теоретическое
усвоение,
ответственность,
выдвижение
собственных
решений

правильность выполнения заданий
правильность,
аккуратность,
качественное выполнение изделия
правильность, самостоятельность в
выполнении заданий
правильность, самостоятельность,
подбор
различных
вариантов
решений в выполнении заданий

16

Результаты освоения образовательной программой отслеживаются у группы в целом
и у каждого обучающегося в соответствии со списочным составом группы, которые
фиксируются в конце учебного года в виде таблиц:
Карточка развития группы
Название творческого объединения: ______________________________________
Группа №___
Дата начала наблюдения: _________________________________________________
Качества

Оценка качества (в %)
Этап начальной диагностики
Низк.

Сред.

Дост.

Выс.

Этап промежуточной диагностики
Низк.

Сред.

Дост.

Выс.

Этап итоговой диагностики
Низк.

Сред.

Дост.

Выс.

Освоение
обучающимися
содержания
дополнительной
общеобразовательной
программы
Устойчивость интереса
обучающихся к
деятельности по
программе
Нравственное развитие
обучающихся
(коммуникативность и
коммуникабельность)
Активность и
самостоятельность
обучающихся

Карточка индивидуального развития ребенка
Название творческого объединения, ФИ: ______________________________________
Дата начала наблюдения: _________________________________________________
Оценка качества (в баллах) по времени
Качества

Этап
начальной
диагностики

Этап
промежуточной

Этап итоговой
диагностики

диагностики

Освоение обучающимися содержания
дополнительной общеобразовательной
программы
Устойчивость интереса обучающихся к
деятельности по программе
Активность и самостоятельность
обучающихся
17

Баллы выставляются по 10- балльной шкале, 1 балл - низкий уровень, 10-высокий.
Результаты аттестации анализируются педагогами по следующим параметрам:
- количество обучающихся, освоивших образовательную программу в %;
- количество обучающихся, не освоивших образовательную программу в %;
- основные причины невыполнения обучающимися образовательной программы;
- необходимость и направление коррекции общеобразовательной программы.

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусова Е. Л. Нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов
учреждений дополнительного образования детей [Текст] / Е. Л. Белоусова;
Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово: 2008. - 23с.
2. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении [Текст] / В.И.Бочкарев М.:ВЛАДОС, 2001. - 192 с.
3. Виленский, M. Я., Мещерякова, В. В. Образовательное пространство как
педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. — 2002. — №2.
— С.8-12.
4. Высоцкий В.Б., Анкетирование: проблемы применения в образовательной практике
// Методист. 2006. № 6. -с.16
5. Гарифуллина Р. С. Нравственное воспитание подростков в детских творческих
объединениях [Текст] /Р.С. Гарифуллина; Казан. гос. ун-т. - Казань: 2003. - 20с.
6. Гуданис, В.Я. Ученическое самоуправление в школе: структура и деятельность/В.Я.
Гуданис//Классный руководитель. - 2009. - № 6.- С.9-17.
7. Державин, В, Б., Мойсенко, А. В., Тубельский, А. Н. Модель инновационной
деятельности НПО «Школа самоопределения» // Школьные технологии. 2007. №2.
- С. 22-23.
8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. —512с.
9. Князева, М.В. Работа классного руководителя с активом. Каковы особенности и в
чём трудности?/М.В. Князева//Классный руководитель,-2013.-№ 6.- С.97-99.
10. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. [Текст] / М.: Педагогическое
общество России, 2002. - 480 с.
11. Оськина, С.В. Ученическое самоуправление: от теории к практике //Воспитание
школьников. - 2009.-№ 5. - С. 3-6.
12. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст]
/М.И.Рожков - М., «Владос», 2002 - 160 с.
13. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития
личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. - С. 26—38.
14. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления руководителя и
педагогического коллектива [Текст] / Р.Х. Шакуров.- М.: Просвещение, 1990.206с.
Список литературы для обучающихся
1. Дэвид, А. Как привести дела в порядок - в школе и не только [Текст] / Майкл
Уильямс, Дэвид Аллен, Марк Уоллас. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 256 с.
2. Лабковский, М.А. Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать
счастливым[Текст] / М.А.Лабковский. М.:ЭКСМО, 2017. – 220 С.
3. Литвак, Б.М. Семь шагов к стабильной самооценке [Текст] / Б.М.Литвак. М.: АСТ,
2017 г. – 260 с.
4. Шер, Б. Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь[Текст] /Б.
Шер, Э. Готтлиб. М.: 2018. – 340 с.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».