Студия игры на гитаре Глиссандо

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2024 г.,
протокол № 5

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 75 от «31» мая 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Студия игры на гитаре «Глиссандо»
Художественная направленность
Возраст: 10 - 17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Зыкин Николай Сергеевич,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

5

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

8

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

13

2.1.

Календарный учебный график

13

2.2.

Условия реализации программы

14

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

15

3.

Список литературы

20

4.

Глоссарий

21

1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия игры
на гитаре «Глиссандо» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
2

14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
15. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа».
Актуальность программы программы заключается в том, что она способствует
популяризации игры на гитаре среди подростков, методика преподавания имеет
дифференцированный подход. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются
учащимся в образовательной деятельности в ходе работы над произведениями.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
учёте
индивидуальных особенностей подростков, в разнообразии видов деятельности в условиях
дополнительного образования, возможности самоутверждения и самореализации.
Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир
искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями.
Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими
воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской
взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и
неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают,
спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к установлению,
развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её
пределами. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических
способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в
соответствии с индивидуальными данными.
Отличительные особенности. Отличительной особенностью программы является
то, что подростки получают реальную возможность через знакомство с широким и
разнообразным репертуаром овладеть инструментом в более короткие сроки, чем в
музыкальной школе.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
программы – 11 - 17 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и
мальчиков, построена с учётом возрастных и психофизических особенностей. Набор
детского коллектива свободный, без учета индивидуальных способностей и уровня
подготовки.
Возрастные особенности. Обучающиеся данного возраста активно включены в
разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако
ведущее значение приобретает учебная деятельность, которая сводится не только к
посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых, а знания могут
быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Когда ставится специальная
сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно
говорить об учебной деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются
изменения самого обучающегося, ведь учебная деятельность — это деятельность
саморазвития, самоизменения на уровне знаний, умений, навыков, уровне общего и
умственного развития. Она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней
формируются не только отдельные психические качества, но и личность подростка в целом.
Занятия гитарой сочетают в себе необходимое соотношение игровой и учебнопознавательной деятельности. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой
привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
3

Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести
базовый минимум знаний, умений и навыков игры на акустической шестиструнной гитаре.
Форма обучения: групповая
Дополнительные формы проведения занятий:
 репетиции к подготовке выступлений;
 концертные выступления различного уровня;
 творческие встречи с различными детскими коллективами;
 посещение концертов, театров с последующим обсуждением;
 участие в слетах, сборах, конкурсах, туристических походах.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия.
Перечень форм подведения итогов:
 участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, туристических слётах;
 демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов.
Планируемые результаты
Результатом реализации программы является развитие творческого потенциала,
воспитание способности к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира,
создание условий для детей не шаблонно, а творчески подходить к решению поставленных
задач.
Важно разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Главная цель реализации программы - достижение ребенком такого уровня овладения
техникой игры на гитаре, который позволит ему играть по нотам технически несложные
музыкальные произведения, аккомпанировать и петь несложные песни.
Результатами изучения курса являются получение следующих знаний:
теоретических: основы нотной грамоты, основные приёмы звукоизвлечения и
аккомпанирования на гитаре, знания буквенных обозначений аккордов.
практических: игра несложных музыкальных произведений по нотам, игра
аккомпанемента по буквенным обозначениям, пение песен.
Все умения, получаемые при освоении программы, способствуют так же развитию
предметных, метапредметных и личностных результатов.
Программные результаты обучения:
- знают и понимают: историю создания гитары, нотную грамоту, теорию музыки;
- умеют: правильно сидеть за инструментом, настраивать гитару, исполнять элементарные
аккорды, играть в унисон, исполнять усложненные аккорды, 3 боя на гитаре, играть соло на
гитаре с правильной постановкой пальцев, гамму ля- минор, играть медиатором и пальцами
сложные аккорды;
- владеют навыками самостоятельного выполнения упражнений для аккордов, навыками
транспортирования.
Метапредметные результаты:
4

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
- умение осознанно использовать музыкально-выразительные средства для решения
творческой задачи; стремление к творческой самореализации средствами музыкальной
деятельности;
- участие в общественной жизни Центра;
- развитие положительных чувств от результатов индивидуальной и коллективной
деятельности.
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, творческой и других видах деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала, самореализации
личности обучающихся посредством овладения основами игры на акустической гитаре.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с историей возникновения и развития гитарного искусства;
- обучать различным техникам звукоизвлечения;
- обучать основам нотной грамоты;
- обучать технологиям аккомпанирования на гитаре.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности;
- развивать познавательные интересы, творческую активность, мотивацию к
самовыражению;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус;
- расширять общекультурный кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность, умение довести начатое дело до
конца;
- воспитывать музыкальный вкус;
- воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми;
- воспитывать эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру;

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ Название раздела, темы
п/
п
1
Ведение в программу
1.1 Организационное занятие.
Знакомство с обучающимися.
Техника безопасности на
занятиях
2
Знакомство с инструментом
и теорией
2.1 История гитары. Знакомство
с устройством инструмента
грамота.
2.2 Нотная
Расположение
нот
на
инструменте.
3
Организация игровых
движений

Количество часов
Всег Теория Практика
о
1
1
0
1
1
0

Формы аттестации/
контроля
Опрос

3

2

1

1

1

0

контрольное
опрос

2

1

1

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

10

3

7

посадка. 3

1

2

3.2 Упражнения на координацию 3
движений

1

2

приёмы 4
3.3 Основные
звукоизвлечения
(апояндо,
тирандо)
4. Развитие
музыкально- 10
слуховых представлений
4.1 Изучение длительностей нот. 5
Изучение
ритмических
упражнений

1

3

4

6

2

3

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

4.2 Изучение детских песен, пьес, 5
народного
фольклора
(попевки, песенки, танцы,
прибаутки)
5
Изучение
учебного 18
репертуара
5.1 Изучение
этюдов
на 5
закрепление
освоенных
навыков

2

3

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

5

13

1

4

3.1 Правильная
Постановка рук.

занятие,

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.
контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.
контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

контрольное
занятие,
академический концерт
(исполнение
двух-трех
разнохарактерных
произведений)

6

5.2 Работа над упражнениями, 5
развивающими аппарат

1

4

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

5.3 Подробный
произведения

3

5

навыков 31

8

23

контрольное занятие,
академический
концерт (исполнение
двух-трех
разнохарактерных
произведений).

навыков 12

3

9

6

Освоение
аккомпанемента
6.1 Освоение
аккомпанемента

разбор 8

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.
контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания

6.2 Совместное исполнительство

9

2

7

6.3 Работа
над
созданием
художественного образа в
партиях
Развитие
музыкально7
слуховых представлений
7.1 Работа над выразительностью
исполнения
мелизмы
(украшения). Скольжения.
Работа над фразировкой.
7.2 Работа
над
различными
ритмическими сочетаниями:
тремоло, легато. Pacreago и
другие народные штрихи
8
Техническое
развитие
учащихся
8.1 Арпеджио,
аккорды:
стандартные
аппликатуры.
Аккордовые
последовательности с барре
8.2 Этюды и упражнения на
различные виды техники.
Развитие игровых навыков
8.3 Организация движений
позиционной игры беглости,
пассажи, флажолеты
Подробное
изучения
9
произведений
9.1 Транспонирование.
Конструирование
моделей
ритма.
Совместное
исполнительство
9.2 Изучение
учебного
репертуара
из
индивидуального плана

10

3

7

22

6

16

9

3

6

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

13

3

10

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

19

7

12

4

2

2

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

3

1

2

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

12

4

8

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания

30

9

21

10

3

7

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического задания.

10

3

7

контрольное занятие,
академический
концерт (исполнение
двух-трех
7

разнохарактерных
произведений)

9.3 Развитие
аккомпанемента
ИТОГО

навыков 10
144

3

7

45

99

контрольное занятие.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Раздел I. Введение в программу.
Тема 1.1 Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях
Знакомство с учащимися, поступившими в учебное объединение. Решение
организационных
вопросов; инструктаж по технике безопасности; игры и упражнения на снятие тревожности.
Методы обучения: наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: опрос.
Теория: инструктаж по технике безопасности и правилам поведения
Раздел II. Знакомство с инструментом и теорией
Тема2.1 История гитары. Знакомство с устройством инструмента.
Исторические и общие сведения о гитаре. Диапазон гитары. Посадка с инструментом.
Постановка правой руки. Постановка левой руки. Движение пальцев при игре. Способы
извлечения звука. Настройка гитары.
Целью изучения данной темы является посадка с инструментом; выполнение простейших
игровых движений правой и левой руками отдельно; соединение работы правой и левой
рук.
Теория: Рациональная постановка игрового аппарата и освобождение от лишнего
мышечного напряжения. Необходимость в регулярной настройке гитары, что является
основой чистого звукоизвлечения. Понятия: «апояндо» и «тирандо». Случаи использования
«апояндо» и «тирандо». Правила звукоизвлечения при «апояндо» и «тирандо».
Практика: Формирование правильных постановочных навыков при игре на гитаре:
положение рук, ног, корпуса. Ознакомление и разучивание приемов настройки гитары под
камертон и от первой струны. Извлечение звуков «апояндо». Извлечение звуков «тирандо».
Методы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, опрос.
Тема 2.2 Нотная грамота. Расположение нот на инструменте.
Теория: Знакомство с основными названиями звуков, нотоносцем, скрипичным ключом
(ключ соль). Понятие о ритме, темпе, такте и его размерах, о паузах и их длительности.
Название нот. Ноты в скрипичном ключе. Расположение нот первой, второй, малой октав
на нотном стане. Длительности. Соотношение длительности нот. Ритм. Размер. Знаки
альтернации. Основные лады музыки. Обозначение громкости звука. Сокращение нотного
письма: реприза, вольты. Буквенное обозначение нот.
Практика: Запись нот на нотный стан, определение длительности нот, счет такта,
определение звука. Написание бемолей, диезов и бекаров на линейках и между линейками
нотного стана.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практический
Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практического задания.
Раздел III. Организация игровых движений
8

Тема 3.1. Правильная посадка. Постановка рук.
Формирование навыка правильной посадки и постановки рук на инструменте, развитие
координация движений; формирование практических навыков
Теория: Особенности правильной посадки гитариста при игре. Приемы настройки гитары
на слух. Правильное интонирование. Упражнения на открытых и прижатых струнах.
Особенности упражнений на беглость движений пальцев рук при игре на гитаре.
Аккордовая техника левой руки. Особенности использования приемов игры: баррэ, легато,
стакатто, мелизмы, тремоло,
вибрато.
Практика: Упражнения на открытых и прижатых струнах. Упражнения на беглость
движений пальцев рук при игре на гитаре.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практический
Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практического задания
Тема 3.2 Упражнения на координацию движений.
Теория: Развитие координации в движениях обеих рук; в пальцах на левой руке
вырабатывается растяжка; укрепляются мышцы; развивается слуховое восприятие и
улучшается чувство ритма.
Практика: Любое занятие должно начинаться с разминки, цель которой – помочь рукам
привыкнуть к инструменту.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
Тема 3.3 Основные приемы звукоизвлечения.
Теория: Познакомить с приемами извлечения звука. Научить настраивать инструмент, что
является основой чистого звукоизвлечения. Дать понятия: «апояндо» и «тирандо» и с
правилами звукоизвлечения при «апояндо» и «тирандо».
Практика: Прочтение нот пьесы учащимся. Прохлопывание ритма. «Проигрывание» пьесы
левой рукой такт за тактом без извлечения звука. Проигрывание пьесы в медленном темпе
двумя руками, соблюдая указанную аппликатуру. Отработка сложных моментов.
Заучивание пьесы наизусть. Работа над звуком и характером.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
Раздел IV Развитие музыкально-слуховых представлений
Тема 4.1 Изучение длительностей нот. Изучение ритмических упражнений, детских
попевок, считалок.
Теория: Дать понятие длительность нот (целая, половинная, четвертная, восьмая,
шестнадцатая). Первоначальное знакомство с музыкой, использование обработок народных
песен и танцев, детских попевок, знакомство с ритмом методом прохлопывания,
пропевания. Контроль над постановкой игрового аппарата. Развитие музыкально-образного
мышления.
Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами.
Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
Тема 4.2 Изучение детских песен, пьес, народного фольклора (попевки, песенки,
танцы, прибаутки).
9

Теория: Выучивание нотного и литературного текстов. Изучение ритмических
упражнений, детских попевок, считалок и т.д. Изучение детских песен, пьес, народного
фольклора (попевки, песенки, танцы, прибаутки).
Практика: Подбор по слуху небольших попевок, пьес, знакомых песен.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
Раздел V. Изучение учебного репертуара.
Тема 5.1 Изучение этюдов на закрепление освоенных навыков.
Теория: Анализ музыкального произведения. Знакомство с автором, стилем, характером,
фразировкой, динамикой. Подбор художественно оправданной удобной аппликатуры.
Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами.
Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, нагляднозрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт (исполнение двухтрех разнохарактерных произведений).
Тема 5.2 Работа над упражнениями, развивающими аппарат.
Теория: Исполнение художественных произведений требует абсолютного владения
техническими элементами, которые их составляют. Необходимость приучать учащегося к
работе над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды). Такая работа
необходима для развития игрового аппарата, выработки ощущения контакта с
инструментом, а в дальнейшем – владения всеми музыкально-выразительными средствами
исполнения. Польза, которую принесет изучение инструктивного материала, будет тем
больше, чем интереснее поставленные при этом музыкальные задачи.
Практика: Работа над гаммами до-мажор, ля-минор в первой позиции с открытыми
струнами. Ритмичное исполнение трезвучий в диапазоне изучаемой гаммы.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, нагляднозрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт (исполнение двухтрех разнохарактерных произведений).
Тема 5.3. Подробный разбор произведения
Теория: Использование в образовательной деятельности только ярких интересных в
художественном отношении произведений, всестороннее раскрытие содержания
изучаемого произведения для развития музыкальности ребенка. Подробный разбор
произведения: композитор, темп, характер произведения, размер, фразировка, аппликатура,
динамика. Прочтение нот пьесы учащимся.
Практика: Проигрывание пьесы в медленном темпе двумя руками, соблюдая указанную
аппликатуру. Отработка сложных моментов. Заучивание пьесы наизусть. Работа над звуком
и характером. Прохлопывание ритма. «Проигрывание» пьесы левой рукой такт за тактом
без извлечения звука.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, нагляднозрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт (исполнение двухтрех разнохарактерных произведений).
Раздел VI. Освоение навыков аккомпанемента.
Тема 6.1 Освоение навыков аккомпанемента.
10

Теория: Первоначальная таблица аккордов. Последовательности аккордов. Использование
аккордных схем. Линия баса. Ритмические рисунки партии аккомпанемента. Обозначение
музыкального лада, аккордов латинскими буквами. Нитка (однолинейный нотоносец).
Знакомство учащихся с аккордовыми схемами в тональности ля минор и до мажора, их
использованием и закономерностями взаимодействия аккордов друг с другом. Знакомство с
основными, часто встречающимися моделями ритма.
Практика: Знакомство с басами, их разновидностями (тонический, доминанта), случаями
повторения или добавления баса в известных последовательностях.
Методы
обучения:
частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие.
Тема 6.2. Совместное исполнительство.
Теория: Анализ музыкального произведения. Знакомство с автором, стилем, характером,
фразировкой, динамикой. Удобное положение, зрительный и слуховой контакт между
участниками. Синхронность в исполнении.
Практика: Прослушивание партии в исполнении педагога. Выучивание и свободное
исполнение музыкальной партии. Ритмическое единство звучания. Слуховая адаптация при
соединении партий к совместному звучанию. Звучание в слуховом сознании единого
звучания.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие.
Тема 6.3. Работа над создание художественного образа в партиях.
Теория: Развитие навыка голосоведения. Непрерывность развития каждой партии.
Динамическое подчинение аккомпанемента мелодии. Анализ музыкального произведения.
Культура звука. Динамические особенности звучания мелодии входящей в состав аккорда.
Практика: Разбор каждой партии. Добиваться равновесия в динамике звучания. Основной
навык-выделение любым пальцем правой руки нужного звука.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие.
Раздел VII. Развитие музыкально-слуховых представлений
Тема 7.1. Работа над выразительностью исполнения мелизмы (украшения).
Скольжения. Работа над фразировкой.
Теория: Развитие музыкально-образного мышления. Знакомство с музыкальной формой,
фразировкой, жанровыми особенностями. Развитие начальных навыков смены позиций.
Повышение требовательности к качеству исполнения. Развитие музыкального вкуса на
основе классической и современной музыки. Знакомство с музыкальной формой,
фразировкой, жанровыми особенностями.
Практика: Работа над различными ритмическими сочетаниями (пунктирный ритм,
синкопа).
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практический
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
Тема 7.2 Работа над различными ритмическими сочетаниями: тремоло, легато.
Pacreago и другие народные штрихи.
Теория: Работа в пьесах над штрихами и ритмом. Транспонирование – перенос
аккомпанемента и мелодии в другую тональность.
Практика: Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ.
Упражнения для развития большого пальца. Переходы со струны на струну, скольжение на
одной струне, замещение. Выработку четкой артикуляции, технику развития тремоло,
11

усложнение аккордовой и полифонической фактуры, на смешанную технику. Освоение
приемов legato, rasgeado.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
Раздел VIII. Техническое развитие учащихся
Тема 8.1 Арпеджио, аккорды: стандартные аппликатуры. Аккордовые
последовательности с барре.
Теория: Знакомство со стандартной аппликатурой: арпеджио, аккорды. Знакомство с
барре.
Практика: Упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио, отработка
взаимодействия пальцев. Прослушивание заданных пьес в исполнении педагога. Игра гамм
и арпеджио, отработка правильного интонирования.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического
задания.
Тема 8.2 Этюды и упражнения на различные виды техники. Развитие игровых
навыков.
Теория: Особенности исполнения этюдов. Подбор этюдов и упражнений связан с
техническими трудностями изучаемых пьес.
Практика: Отработка этюдов на различные виды техники в медленных темпах, обращать
особое внимание на постановку игрового аппарата.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического
Тема 8.3 Организация движений позиционной игры беглости, пассажи, флажолеты.
Теория: Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Дальнейшее развитие
исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Совершенствование техники
игры.
Практика: Упражнения для развития беглости пальцев. Упражнения для развития
большого пальца.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического
задания.
Раздел IX. Подробное изучения произведений.
Тема 9.1 Транспонирование. Конструирование моделей ритма. Совместное
исполнительства.
Теория: Закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале
упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений. Освоение, закрепление и
развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе. Освоить
ритмические рисунки.
Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами.
Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
Тема 9.2 Изучение учебного репертуара из индивидуального плана
Теория: Подбор репертуара в соответствии с индивидуальными интересами учащегося, с
ориентиром на общие требования к художественному содержанию. Самостоятельная
12

работа над произведением. Анализ музыкального произведения. Знакомство с автором,
стилем, характером, фразировкой, динамикой. Подбор художественно оправданной
удобной аппликатуры.
Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами.
Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт (исполнение двухтрех разнохарактерных произведений).
Тема 9.3 Развитие навыков аккомпанемента
Теория: Развитие приобретенных навыков. Подбор по слуху. Изучение основных гитарных
тональностей: ля-минор, ля-мажор, ми-минор, до-мажор, ре минор, ре мажор, си минор.
Буквенно-цифровая запись аккордов. Стандартная аппликатура. Характерные ритмические
рисунки партий аккомпанемента.
Практика: различать на слух и исполнять мажор и минор, аккорды в тональностях ляминор, ля-мажор, ми-минор, до-мажор. Использовать буквенно-цифровую запись аккордов.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

Дата
начала
обучения
16.09.24

Дата
окончания
обучения
31.05.24

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
- столы 15, стулья 15, доска (флипчарт);
- шкафы и стеллажи - для хранения материалов и инструментов;
- пюпитры для нот;
- подставки для ног;
- подставки для гитары;
Техническое оснащение:
- освещение, компьютер.
Раздаточный материал:
- ноты музыкальных произведений;
- тексты песен
Наглядный материал:
13

- образцы;
- схемы плетения.
Инструменты:
- гитара акустическая
Информационное обеспечение:
- интернет-источники;
- сборники с музыкальными произведениями;
- песенники;
- видеоматериалы.
Кадровое обеспечение:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении
образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее
образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских
осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Методическое и дидактическое обеспечение:
 Обучающие схемы, таблицы аккордов;
 Сборники авторских и эстрадных песен.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение:
творческих конкурсов, концертов, посещение библиотеки, выставок и концертов и т.д.).
Для воспитательного пространства характерно:
 наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического
климата;
 построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками
педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном
сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями
подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут
учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при
проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений
является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:
 родительские собрания;
 индивидуальные беседы и консультации;
 анкетирование, социологический опрос родителей;
 совместные воспитательные мероприятия.
14

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
-текущая – проводится в конце каждого занятия;
- промежуточная – проводится в конце каждого раздела программы;
- итоговая – проводится по результатам освоения всей программы.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода
обучения по программе.
Контроль осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями
и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий,
владение коммуникативной культурой.
Начальный контроль проводится в форме:
 практическое занятие;
 музыкальный диктант;
Используемые методы:
 исполнение музыкальных композиций;
 прослушивание.
Промежуточная аттестация - в форме:
 контрольное занятие (возможно в тестовой форме);
 практическое занятие;
 академический концерт.
Используемые методы:
 исполнение музыкальных композиций;
 зачет;
 практическая работа;
 прослушивание.
Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме:
 контрольное занятие (возможно в тестовой форме);
 творческий отчет;
 академический концерт.
Используемые методы:
 исполнение музыкальных композиций;
 зачет.
Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена
баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе усвоения ребенком учебного
материала, и вторая та, что выражается в виде «образной отметки» и доводится до детей.
Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с
результатами других, которое неизменно возникают при «балльной системе». Система
«образной отметки» помогает формировать адекватную самооценку собственных
достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего, предполагает три вида
оценки: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня освоения программы:
Уровень
освоения

Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Результативность участия
в конкурсах
15

программы
Высокий

Средний

Низкий

Теоретическое
усвоение материала,
художественный
вкус,
творческий
потенциал

Игра
музыкальных
произведений
по
нотам,
аккомпанирование,
подбор
аккомпанемента
песен на слух
теоретическое
Игра
музыкальных
усвоение материала, произведений
по
нотам
ответственность
Аккомпанирование,
используя буквенные
обозначения аккордов
Аккомпанирование,
теоретическое
используя буквенные
усвоение материала,
обозначения аккордов

участие
в
районных,
городских,
областных
конкурсах и фестивалях

участие
в
районных
конкурсах и фестивалях

участие
в
отчетных
концертах объединения

Результаты освоения образовательной программой отслеживаются у группы в целом и
у каждого обучающегося в соответствии со списочным составом группы, которые
фиксируются в конце учебного года в виде таблиц:
Карточка развития группы
Название творческого объединения:
Группа №
Дата начала наблюдения:
Качества
Оценка качества (в %)
Этап
начальной Этап промежуточной
диагностики
диагностики
В Н
Дост Опти Вы
Ни Дос Опт
ы из .
зк.
т.
им.
м.
с.
с. к.
Освоение
обучающимис
я содержания
дополнительн
ой
общеобразова
тельной
программы
Устойчивость
интереса
обучающихся
к
деятельности
по программе
Творческая

Этап
итоговой
диагностики
Н
До Оп Вы
из ст. тим с.
к.
.

16

активность и
самостоятель
ность
обучающихся
Карточка индивидуального развития ребенка
Название творческого объединения, ФИ:
Дата начала наблюдения:
Качества

Оценка
времени
Этап
начально
й
диагност
ики

качества (в баллах) по
Этап
промежу
точной
диагност
ики

Этап
итогово
й
диагнос
тики

Освоение обучающимися содержания
дополнительной
общеобразовательной
программы
Устойчивость интереса обучающихся
к деятельности по программе
Творческая
активность
и
самостоятельность обучающихся
Баллы выставляются по 10-ти балльной шкале, 1 балл-низкий уровень, 10 - высокий.
На основе методологических подходов, разработанных учеными (А.В. Берсеневой,
А.Я. Журкиной, И.В. Калиш, С.М. Кодоловым, О.Е. Лебедевым, Е.В. Титовой, А.И.
Щетинской) к оцениванию получаемых результатов, при освоении дополнительной
образовательной программы, педагогическим коллективом за основу разработки системы
оценивания были взяты основные положения, реализуемые компетентностным подходом.
Парамет
Освоение
обучающимися
содержания
дополнительной
р
общеобразовательной программы
Уровень
низкий
средний
достаточный
высокий
Неосознанный Мотивация
Интерес
на Четко
интерес,
неустойчивая,
уровне
выраженные
навязанный
связанная
с увлечения.
потребности.
извне или на результативной
Устойчивая
Стремление
уровне
стороной
мотивация.
глубоко изучить
любознательн процесса.
Появляется
предмет
как
ости.
Мотив Интерес
интерес
к будущую
случайный,
проявляется
проектной
профессию.
кратковременн самостоятельно,
деятельности.
Увлечение
ый.
Не осознанно.
проектной
добивается
деятельностью.
конечного
результата.
17

Парамет
р
Уровень

Параметр
Уровень

Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе
низкий
Интересуется
только
практическими
занятиями.
Полностью
отсутствует
интерес
к
теории.
Выполняет
знакомые
задания.

средний
Увлекается
специальной
литературой по
направлению
студии.
Есть
интерес
к
выполнению
сложных
заданий.

достаточный
высокий
Есть
потребность в
Целенаправленная
приобретении
в
новых знаний. потребность
По настроению приобретении
новых
знаний.
изучает
дополнительну Регулярно изучает
ю литературу. дополнительную
специальную
Есть
потребность в литературу.
Занимается
выполнении
исследовательской
сложных
деятельностью.
заданий.
Творческая активность и самостоятельность обучающихся
низкий
средний
достаточный
высокий
Интереса
к Инициативу
Есть
Вносит
творчеству,
проявляет
положительный предложения
по
инициативу не редко.
эмоциональный развитию
проявляет.
Испытывает
отклик
на деятельности
Не испытывает потребность в успехи свои и
студии.
Легко,
радости
от получении
коллектива.
быстро увлекается
открытия.
новых знаний, Проявляет
творческим делом.
Отказывается
открытия
для инициативу, но Обладает
от поручений. себя
новых не
всегда. оригинальностью
Нет
навыка способов
Может
мышления,
самостоятельно деятельности,
придумать
богатым
го
решения но
по интересные
воображением,
проблем
настроению.
идеи, но часто развитой
Проблемы
не
может интуицией,
решать
оценить их и гибкостью
способен,
но выполнить
мышления,
при
помощи
способность
к
педагога
рождению новых
идей
Пассивное
Активное
Значительные
Значительные
участие в делах участие в делах результаты на результаты
на
объединения.
объединения.
уровне
уровне
города,
объединения.
округа, области.

Результаты итоговой аттестации, анализ с выводами и предложениями
обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Результаты аттестации анализируются администрацией совместно с педагогами по
следующим параметрам:
- количество обучающихся, освоивших образовательную программу в %;
18

- количество обучающихся, не освоивших образовательную программу в %;
- основные причины невыполнения обучающимися образовательной программы;
- необходимость и направление коррекции общеобразовательной программы.

19

3. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена
Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря
2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
Список литературы для педагога:
1. А.М. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ростов-на Дону.
«Феникс», 2010 г.-127 с.
2. В. Манилов. Учись аплодировать на гитаре. Киев: Com Coh Press, 2008 г. -320 с.
3. В. Шумидуб. Школа-самоучитель части 1,2. М.: Шумидуб, 2006 г.
4. Д. Сагрерас. Школа игры на гитаре. М.: «Торопов»,2001 г.-32 с.
5. Е. Сенюрин. Ритм-гитара и лучшие ритмы планеты. «Композитор». С.-П: 2002 г.-92
с.
6. П. Вещицкий. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. «Советский
композитор» М.: 1989 г.-112 с.
7. Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Советский композитор»,
1989 г.
20

1.
2.
3.
4.

Список литературы для обучающихся:
А. Баработкина. Сольфеджио. М.: Музыка, 1986 г.
А.Ф. Гайман. Донотный период обучения гитаристов. М. Престо: 2003 г.
Г.Ф. Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. М.: Калинина, 2012 г
Л.В. Соколова. Чтение нот. Композитор. С.-П., 1996 г.

4. Глоссарий
Атемпо — возвращение к предыдущему темпу.
Акцент — выделение определенной ноты для изменения или подчеркивания ритмического
значения такта.
Адажио — медленно, протяжно (не так медленно, как ларго).
Аккорд — комбинация трех или более нот, играемых одновременно; также используется
для обозначения «подготовленного» положения на струнах пальцев правой руки.
Алеаторизм — использование случайности в сочинении или исполнении (от латинского
слова «alea», означающего «игральная кость»); введен Джоном Кейджем (1912-1992).
Аллегро — бодро, оживленно, весело.
Альфабето — в XVII столетии итальянская система нотации, использовавшая алфавит для
обозначения аккордов.
Английская гитара — разновидность кифары XVIII столетия.
Анданте — свободно, легко, плавно.
Апояндо — техника игры правой рукой, также известная как удар с задержкой, при которой
играющий палец, взяв струпу, задерживается на соседней струне.
Алподжатура — «прислоненная» нота; форшлаговая нота, продолжающаяся половину
длительности ноты, которой она предшествует.
Арпеджио — разорванный аккорд, при котором ноты играются последовательно, а не
одновременно.
Аранжировка — переложение музыкального произведения, написанного для другого
инструмента, для исполнения его на гитаре.
Атональная музыка — вид музыкальных произведений, написанных после начала XIX
столетия, которые лишены тональной организации звуков.
Аччакатура — очень быстрая, «смятая» нота перед основной нотой; орнамент или форшлаг.
Аччелерандо— постепенное ускорение темпа.
Альтерация — alteratio - изменение, повышение или понижение какого либо звука без
изменения его названия.
Аппликатура —нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю. Теперь это
незнакомое многим слово стало понятным. Расстановка, способ постановки пальцев в нашем
случае на струны.
Бандуррия— народный испанский музыкальный инструмент с грушевидной формы
корпусом и стальными струнами.
Безымянный палец — третий палец правой руки (на котором принято носить обручальное
кольцо); сокращенно обозначается буквой а.
Баррэ — несколько нот, зажимаемых одновременно одним пальцем частично (полубаррэ)
или полностью (полное баррэ) па одном ладу.
Барток — техника исполнения (изобретение которой приписывается Беле Бартоку), при
которой струна оттягивается от грифа, а затем резко отпускается.
Басы — звуки низкого регистра музыкального произведения, составляющие его
гармоническую основу.
Бемоль — знак, понижающий ноту на один полутон.
Бекар — это знак альтерации, означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или
диез для той ноты, перед которой он стоит
Би-тональность — использование двух тональностей одновременно; широко применялась
Стравинским (1882-1971).
21

Большой палец — большой палец правой руки, сокращенна обозначаемый р.
Бордон или бурдон — нижняя струна на ранних гитарах.
Босанова — музыкальный стиль, объединивший в себе признаки джаза Западного
побережья и ритмов бразильской самбы.
Бразильское палисандровое дерево — тропическое растение с твердой древесиной,
раньше использовавшейся для изготовления корпусов гитар. Теперь его вырубка запрещена
законом.
В елочку — декоративный эффект, для получения которого лист древесины распиливается
на две части, а затем складывается так, чтобы его волокна располагались симметрично друг
другу.
Вариация — творческая обработка музыкальной темы.
Веерные распорки — деревянные распорки на внутренней поверхности деки,
расположенные в виде раскрытого веера.
Верхний круг — верхняя часть корпуса гитары от грифа до резонатора.
Вибрато — быстрые движения пальца из стороны в сторону по грифу, вызывающие легкие
колебания высоты звука.
Виваче — живо, оживленно.
Вилочное соединение — один из способов крепления головки к шейке или шейки к
корпусу. Сложнее обычного сращения.
Винтовая подставка — подставка, на которой струны не привязаны, а закреплены винтами.
Виртуоз — исполнитель с выдающимися техническими и музыкальными способностями.
Виуэла — испанский инструмент, внешне похожий на гитару, но по звучанию
напоминающий лютню.
Внутренние блоки — маленькие деревянные бруски, с помощью которых верхняя и нижняя
половины корпуса гитары приклеиваются к ее боковым поверхностям.
Волчья нота — на струнных инструментах нота с неприятным звучанием, резко
отличающимся от звучания соседних нот; явление, вызываемое конструктивными
особенностями гитары.
Восьмая нота — нота длительностью в одну восьмую целой ноты или в половину
четвертной ноты.
Восьмерка — корпус гитары, напоминающий по форме восьмерку.
Вспомогательный знак — знак диеза, бемоля или бекара перед отдельной нотой,
меняющий ее тональность на полутон и отменяемый следующей тактовой чертой.
Высота струн — высота расположения струп над грифом.
Гармоническая планка — усиливающая рейка, приклеиваемая к внутренней стороне деки
поперек корпуса гитары.
Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее
октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная
гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой.
Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по
ее главному тону, то есть тонике. В до мажоре тоникой является звук до.
Гармония — одно из самых главных понятий музыкального искусства. Приятная для слуха
слаженность звуков, их порядок, соразмерность, стройность. Благозвучие как порядок в
царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований
это и есть музыкальная гармония.
Гитарный бой — это ритмический рисунок, который создаётся ударами по струнам пальцев
правой руки. В зависимости от исполняемой песни, ритмических рисунок боя может быть
разным.
Диез — это знак альтерации, обозначающий повышение стоящей справа от него ноты на
один полутон.
Капода́стр (итал. Capo — головка, верх; и итал. tasto — лад; дословно: верхний
порожек) — зажим, использующийся в струнно-щипковых инструментах (гитара,
22

балалайка, мандолина), для высотной транспозиции путём искусственного укорачивания
звучащей части струн.
Колки — Специальное устройство на верхнем конце грифа предназначенное для крепления
и натяжения струн. Стандартное натяжение нейлоновых струн от 5 до 7 кг на струну, в
сумме натяжение 6 струн примерно 30-40 кг. Натяжение стальных струн в два раза выше
нейлоновых, суммарное натяжение которых на шестиструнной гитаре составляет от 65 до 80
килограмм в зависимости от диаметра струнн. Такая разница в натяжении объясняет одну из
причин, почему нельзя ставить стальные струны на гитару предназначенную для
нейлоновых струн.
Лады — это металлические детали, расположенные по всей длине накладки грифа гитары.
Мажор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания
мажорных произведений воспринимается как «светлая» и «радостная». Контраст мажора и
минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.
Медиатор — это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных
щипковых музыкальных инструментах (типа лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная,
пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое
на палец.
Мелодия — это последовательность музыкальных звуков.
Минор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания
минорных произведений воспринимается как «темная» и «грустная».
Музыкальный звук — это звук, который имеет определённую частоту (ноту), в отличии от
шума, который не имеет фиксированной частоты.
Название звуков — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Нота— от латинского nota это знак, условный графический знак.
Нотный стан, нотоносец — называется строка из пяти линий, на которых размещаются
ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу-вверх. Ноты располагаются на линиях, между
линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних
добавочных линиях.
Октава — называется группа звуков от звука До до следующего До. В гитаре существуют
четыре октавы: Большая не полная, Малая, Первая и Вторая.
Пение — издавание голосом музыкальных звуков.
Перебор — последовательное проигрывание звуков аккорда, извлекаемых путём
защипывания струн гитары одним или несколькими пальцами правой руки. Как правило,
перебор представляет собой повторяющийся ритмический рисунок.
Табулатур
́ а — форма записи музыки, где извлекаемые звуки показываются на схеме
инструмента. Гитарная табулатура представляет собой шесть линеек (6 струн гитары), на
которых цифрами обозначены зажимаемые лады на грифе.
Тоника — первая ступень тонального ряда.
Транспозиция — перенесение мелодии из одной тональности в другую.
ФАНЕРА -фонограмма.
ФЕЙД- угасание звуков композиции как концовка. Если на концерте используется этот
прием - перед вами фанера.
ФЛАЖОЛЕТ -удар по струне, когда левый палец лишь ее легонько касается в зоне ее
метрического деления (например, над 12 ладом). Получается гудящий звук.
ФЛАЖОЛЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ -струна прижата или отжата - не важно, флажолет
вызывается пальцем правой руки и медиатором. На драйв-дисторшне таким макаром
свистят. Таким же способом я могу сыграть рок-н-ролльный квадрат на одной струне только
правой рукой, не прикоснувшись ни к одному ладу.
ФЛЕНДЖЕР -эффект набегания звука как бы со стороны. Попахивает эффектом Доплера.
ФЛОЙД РОУЗ -рычаг, позволяющий и ослаблять, и усиливать натяжение струн. Обычно
мощная штука такая с микроподстройкой.
23

ФОРШЛАГ -коротенькая нота, ворующая длительность у основной (можно сказать просто
"дрынь", а можно "д-дрынь" - как бы "дрынь" с форшлагом "д").
ФУЗ-эффект искажения звука. Слово слишком общее, да и на русском языке звучит
неправильно (от глагола fuzz [фазз] - искажать).
ХАМБЕКЕР- звукосниматель, состоящий из двух катушек, соединенных встречно, и
имеющих противоположную полярность сердечников. Короче говоря, класно подавляет
шумы и нежелательные наводки (Евгений Кутявин).
ХАММЕР - удар пальца при игре левой рукой (так, чтобы зазвучала нота).
ХОРУС- объемное звучание звука. Имитация, будто играет в унисон несколько
инструментов.
ШТРИХ -движение медиатора при касании струны.
НЕКОТОРЫЕ АНГЛИЙСКИЕ ТЕРМИНЫ
1 1/2 -Бенд на полтора тона.
1/2- Бенд на полтона.
A.Н. (artificial harmony) Искусственный флажолет.
A.Н. PITCH Нота при искусственном флажолете.
BAND Подтяжка.
DON'T PICK Не брать медиатором.
END RHY. FIG. Конец ритмической фигуры.
FDBK Обратная связь.
FDBK PITCH Нота, вызванная обратной связью.
FREE TIME вне ритма.
FULL Бенд на целый тон.
GRAD. BAND Постепенный бенд.
GTR. Гитара.
HARM (harmony) Флажолет.
INTRO Вступление.
LET RING (THROUGHOUT) Продолжение звучания.
MUFFLED STRINGS Слышен только скребок по струнам.
MUTING Приглушенное звучание ноты.
N.C. Без аккорда.
PICK SLIDE Снимание пальца с лада как бы смахивая по всему грифу.
PRE-BEND Бенд с недотягиванием до полного тона или полутона. Как бы фальшивый звук.
RAKE Скребок по струне.
RHY. FIG. Ритмическая фигура.
RHY. Ритм.
RHYTHM SLASHES Форма записи ритм гитары. Дается только длительность нот на одной
нитке или над нотоносцем и пишутся аккорды.
SL. (SLIDE) Скольжение.
SLACK Ослабить.
T Большой палец.
TREMOLO BAR Игра рычагом.
TRILL это не корм для попугаев, а трель (приемом хаммер).
UNISON BEND Игра на двух струнах. Одна звучит, в то время как вторая вытягивается ей в
унисон.
VIB W/BAR Вибрато рычагом.
W/WAH с эффектом "вау-вау".

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».