Маска

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Студия ведущих театрализованных программ «Маска»
Художественная направленность
Возраст: 9 - 15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Ханенко Марина Эдуардовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

8

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

9

Учебный (тематический) план

9

Содержание учебного (тематического) плана

10

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

12

2.1.

Календарный учебный график

12

2.2.

Условия реализации программы

12

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

15

3.

Список литературы

16

4.

Приложение

17

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Петь

Про100» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования

детей

в

Свердловской области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
15. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа».
Актуальность программы. Ребенок на первом школьном этапе проходит процесс
социализации и освоения своей новой роли школьника. С точки зрения педагогической
привлекательности театральной деятельности можно говорить о ее универсальности,
игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях
театра. Кроме того, можно сказать, что в театральной деятельности нет возраста и пола,
нет социального разделения, а есть общая цель, которая реализуется как в результате –
спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в спонтанных импровизациях и
экспромтах.
В этом возрасте ребенок еще познает мир, воспринимая его целостно, несмотря на
многообразие форм его проявления, Поэтому важно, знакомя ребенка с окружающим
миром, задействовать как можно больше видов его деятельности.
Постоянное взаимодействие детей в группе, основанное на творчестве, помогает
развить в ребенке личностные качества: воображение, внимание, память, навыки
коммуникативного общения, творческую активность, этические и социальные навыки.
Педагогическая целесообразность программы
В процессе занятий дети приобретают большой объем эмоциональных впечатлений,
учатся сопереживать услышанному и увиденному образу, создавать их самостоятельно
доступными

этому

возрасту

средствами,

анализировать

и

иметь

собственные

предпочтения. Театральная игра помогает развить в ребенке личностные качества:
воображение, внимание, память, навыки коммуникативного общения, творческую
активность, этические и социальные навыки.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных

технологий, которые отражаются:

- в

принципах

обучения

(принцип

природосообразности,

единство

эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся,
доступность, результативность);

- в формах и методах обучения (сочетание игровой и познавательной
деятельности как естественной среды жизни ребенка младшего школьного возраста);
- в методах контроля и управления образовательным процессом (анализ
результатов);

- в средствах обучения (дидактические пособия, наглядные пособия, реквизит,
аудиоаппаратура, музыкальная фонотека).
В процессе работы театральной студии происходит формирование детского
коллектива, внутренней общности творческого существования.
В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение
общественной потребности в художественном образовании, в системе дополнительного
образования в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребенка,
содействии социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности,
выявлении и развитии задатков и творческих способностей обучающихся. Задача педагога
– выявить способности детей, помочь им раскрыть творческую индивидуальность, найти
соответствующий индивидуальный подход для развития потенциальных возможностей
каждого ребенка.
Новизна программы.
Программа является синтезом нескольких видов театральной деятельности:
театральные игры, актёрские тренинги (на сосредоточение внимания, развитие памяти,
воображения), развитие речевого аппарата (дикции, голоса, артикуляции, правильного
дыхания), основы пластики и сценического движения, музыкальная игра-драматизация,
инсценировки песен, создание пластических этюдов, чтение стихов, прозы, басни, работа
с музыкально - песенным материалом, эмоциональная нагрузка, использование
разнообразных видов деятельности в рамках одного занятия.
Отличительные особенности программы. Программа включает в себя работу по
нескольким направлениям: театральные игры, речевые игры, игра-драматизация,
музыкально - ритмические движения, пластическая импровизация, знакомство с разными
видами театра, слушание классической и народной музыки разных стран.
В процессе обучения дети приобретают большой объем эмоциональных
впечатлений и исполнительских навыков, учатся анализировать и иметь собственные
предпочтения, приобретают способность к совместному самостоятельному творчеству.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Студия ведущих театрализованных представлений «Маска» адресована детям 9 - 15
лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков, построена с

учётом возрастных и психофизических особенностей. Набор детского коллектива
свободный, без учета индивидуальных способностей и уровня подготовки.
Возрастные

особенности.

Стоит

обратить

внимание

на

такую

психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это
значит, что они откликаются на необычные, захватывающие задания и тренинги. А
быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на
одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные
ситуации, ребёнок занимается решением поставленной задачи с удовольствием и
длительное время. Значимой особенностью мышления младшего подростка является
критичность. У ребёнка, который всегда и со всем соглашался, появляется своё мнение,
которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонный к
спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого зачастую сводится к
нулю. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В
этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие. Детям интересны задания, в ходе которых
можно высказать своё мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в
дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Работа педагога должна быть
направлена на формирование нравственного опыта, развитее системы справедливых
оценочных суждений. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера.
Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и
даже аморальным представлениям и поступкам. Педагогу необходимо обратить внимание
на следующие аспекты: - формирование нравственных качеств личности; - знакомство с
примерами положительных идеалов
Младший

подростковый

активностью,

которая

возраст

отличается

стимулируется

не

интеллектуальной
только

и

чувственной

естественной

возрастной

любознательностью, но и жеванием развить, продемонстрировать окружающим свои
способности, получить высокую оценку со стороны. В период младшего школьного
возраста складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера,
способы

эмоционального

реагирования.

Это

пора

достижений.

Стремительно

наращивания знаний, умений, становления своего «Я», обретение новой социальной
позиции.

Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести
базовый минимум знаний, умений и навыков по актёрскому мастерству, сценической речи,
сценическому движению и пластике.
Перечень форм обучения: коллективная, индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, театральные тренинги,
постановки, репетиции.
Перечень форм подведения итогов: просмотр и анализ исполнения творческих
работ, участие в концертной и конкурсной деятельности.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- обучающиеся получили краткие сведения об истории возникновения театра, о жанрах
театрального искусства, видах актёрских школ.;
- узнали основы простого сценического движения; комплекс элементарных театральных
игр и упражнений для разминки, о понятиях артикуляция, дикция;
- научились взаимодействовать с партнером; работать в команде; участвовать в
коллективных номерах.
Личностные:
- сформировался эстетический вкус;
- произошла социализация и духовное развитие, основанное на понятиях дружба,
уважение, сочувствие, сопереживание, взаимовыручка.
Предметные:
- научились выполнять несложные сценические движения;
- исполняют небольшие художественные произведения, небольшие диалоги, роли;
- инсценируют небольшие произведения с помощью самостоятельно созданных

персонажей;
- создают небольшие импровизационные этюды, сочиняют и разыгрывают истории с
использованием простых предметов;
- изменяют тембр голоса в соответствии с выбранным героем.
Воспитательный потенциал.
Театральное искусство, несомненно, обладает высоким воспитательным потенциалом
и благоприятно для эффективной неформальной реализации воспитательных задач.
В системе дополнительного образования художественной направленности деятельность
театральных творческих объединений имеет богатую историю. Образовательный процесс
театрального коллектива всегда был направлен на приобщение детей к лучшим традициям
литературы и искусства, лучшим образцам театральной культуры, на воспитание
нравственного отношения, на воспитание личности ребенка.
Но сегодня мир меняется. Уходят в прошлое прежние традиции; рассыпаются идеалы
и ценности; теряется духовность общества; недооценивается воспитание. И пока педагоги
и психологи поднимают вопросы необходимости выработки общей высоконравственной
идеи, скрепляющей общество, дети стремятся убежать в виртуальную реальность,
демонстрируют потребительское мышление, клиповое сознание.
Главный ориентир — искренняя вера педагога, что волшебный мир театра раскрывает
ребенку смысл сложных жизненных явлений, развивает его индивидуальность,
пробуждает в детях способность сочувствовать, сопереживать, воспитывает личность!
Под воспитанием, в системе дополнительного образования детей, понимается
ответственная, планомерная и целенаправленная совместная деятельность педагога
и семьи по созданию условий для развития личности ребенка. Ключевыми словами этого
понятия являются ценности, отношение, поведение. Цель воспитания в театральной
деятельности - приобщение детей к театральной культуре, создание условий для
нравственного роста ребенка.

1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей через разные
формы театральной деятельности и личное участие в постановке спектаклей,
театрализованных концертах.
Задачи:
Обучающие:
- пробуждать интерес школьников к театральному искусству вообще, повышать их

культурный уровень, расширять кругозор;
- учить детей передавать настроение через разные виды творческой деятельности:
импровизацию движения, танец, пластические этюды;
- обучать основам сценического движения и сценического танца;
- учить владеть своим голосом и интонацией;
Развивающие:
- развивать коммуникативные способности детей;
- развивать наблюдательность, воображение, внимание, память.
- развивать самостоятельность обучающихся в процессе работы над театральной
постановкой;
- расширять кругозор детей в области музыки, литературы, изобразительного и
театрального искусства;
- развивать уважение к выступлению товарищей, развивать внимание, сочувствие,
понимание, умение тактично и справедливо высказывать свое мнение и т. д.
- развивать выразительность речи детей в процессе работы над техникой, интонацией,
исполнением чтецких номеров;
- развивать речевое дыхание, интонационную выразительность речи, правильное
произношение звуков;
- развивать актёрские и сценические способности детей (в плане соотнесения
интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнером,
контакта со зрителем и т.д.).
Воспитательные:
- создавать условия для формирования и развития творческого развития личности;
- воспитывать духовность и эстетический вкус посредством театра;
- предоставлять детям возможности опыта эмоционально-творческих переживаний в
процессе подготовки и показа творческой работы, организации театрализованнодосуговой деятельности;
- формировать качественно новый уровень коллективных взаимоотношений.

1.3. Содержание программы.
Учебный (тематический) план
№

Название темы

Всего

Теория

Практика Формы

1

Введение. Инструктаж по технике
безопасности

2

2

-

аттестации/
контроля
Беседа

2
3
4

Театральная азбука
Одежда сцены
Сценическая речь

6
2
8

1
1

5
2
7

5

Воображение, внимание

8

1

7

6

12

2

10

8

1

7

Беседа

8

Знакомство со сценарной
терминологией
Чувство правды. Логика.
Последовательность.
Упражнения на раскрепощение

Беседа
Беседа
Беседа, практические
упражнения
Беседа, творческие
задания
Беседа

4

1

3

9
10

Идея спектакля. Мораль. Образы
Работа над спектаклем

8
6

1
1

7
5

Наблюдение,
практические занятия
Беседа

11

Театральная игра

8

1

7

12

Жесты, как средство выразительности 6

1

5

13

2

8

14

Музыкальное сопровождение
10
спектакля
Ритмопластика и актерское мастерство 18

-

18

15

Русские народные сказки. Постановка 18

4

14

16

Новогодние. Рождественские,
масленичные представления
Итоговое занятие

18

4

14

2

2

-

7

17

ИТОГО

144
25
119
Содержание учебного (тематического) плана.

Беседа, практические
занятия.
Творческие
упражнения
Беседа, практические
упражнения
Беседа, семинар
Наблюдение,
практические
упражнения
Наблюдение, открытое
занятие
Наблюдение, мастеркласс
Участие в отчётном
концерте.

1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.
Теория: История театра. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в
студии. Основные правила поведения в театре.
Практика: Знакомство друг с другом. Игры на знакомство.
2. Театральная азбука.
Теория: Знакомство с культурой поведения на сцене.
Практика: Этюд с предметами. Работа в группе.
3. «Одежда сцены».
Теория: Знакомство с декорациями. Понятие и значимость реквизита.
4. Сценическая речь.
Теория: Значение интонации для реализации актёрской задачи.
Практика: Упражнения для артикуляции. Скороговорки и чистоговорки. Упражнения для
голосового аппарата из стрельниковской гимнастики. Упражнения на расширение
диапазона голоса, голосовых регистров. Игры со слово.

5. Воображение.
Теория: Понятие внутреннего экрана. Сравнение внутренних образов.
Практика: Игры и тренинги на внимание, память, воображение. Сценические этюды.
6. Сценарная терминология.
Теория: Знакомство со сценарной терминологией. Знакомство с театральными жанрами.
7. Чувство правды. Логика. Последовательность.
Теория: Знакомство со сценарием. Этюдное мышление.
Практика: Сочинение общей сказки или рассказа.
8. Упражнения на раскрепощение.
Теория: Понятие мышечный зажим.
Практика: Упражнения на снятие блоков, мышечного тонуса. Пластика. Этюды о
животных, предметах.
9. Идея спектакля. Мораль. Образы.
Теория: Знакомство с эмоциями
Практика: Работа с текстом. Упражнения на эмоциональную окраску текста..
10. Работа над спектаклем «Творцы сценического чуда».
Теория: Анализ произведения, распределение ролей. Характеристика героев. Характеры
персонажей.
11. Театральная игра.
Теория: Понятие, виды актёрской игры.
Практика: Игры на перевоплощение. Игры на актерское внимание. Музыкальные игры.
12. Жесты и мимика, как средство выразительности.
Теория: Понятие жеста и мимики.
Практика: Этюды на оправданное молчание.
13. Музыкальное сопровождение спектакля.
Теория: Знакомство с музыкальными театральными жанрами: опера, балет, оперетта.
Практика: Музыкально пластическая импровизация.
14. Ритмопластика и актерское мастерство.
Теория: Понятие ритмопластики, что такое этюд.
Практика: Игры на движение в заданном ритме. Игры на определение ритма.
Эмоциональная окраска этюдов. Сюжетные этюды.
15. Русские народные сказки. Постановки.
Теория: Чтение и анализ произведения.
Практика: Инсценировка, постановка.
16. Новогодние, масленичные, рождественские постановки.

17. Итоговое занятие. Выступление, награждение.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год

Дата

Дата

Количеств

Количеств

Количеств

Режим

обучения

начала

окончани

о учебных

о учебных

о учебных

занятий

обучения

я

недель

дней

часов

36

72

144

обучения
1

15.09.23

31.05.24

2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2. Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение – стулья для обучающихся, зеркало, мячи, скакалки.
информационное

обеспечение

-

персональный

компьютер,

звукоусиливающая

аппаратура (колонки, микшерный пульт), интернет - ресурсы.
кадровое обеспечение – педагог по актёрскому мастерству, сценическому движению,
сценической речи, владеющий навыками сценарного мастерства.
Требования

к

образованию

и

обучению:

Высшее

образование

или

среднее

профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование

и

педагогические

науки".

Высшее

образование

либо

среднее

профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия

дополнительным

общеразвивающим

программам,

дополнительным

предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства
дополнительного

профессионального

образования

по

направлению

подготовки

"Образование и педагогические науки"
Особые условия допуска к работе. Отсутствие ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации .
Прохождение
периодических

обязательных
медицинских

предварительных
осмотров

(при

поступлении

(обследований),

а

также

на

работу)

и

внеочередных

медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
методические материалы – элементы реквизита, элементы костюмов, элементы декораций,
литературный материал: пьесы, сказки, инсценировки.
№
п/п

Раздел или тема
программы

Введение. Инструктаж
по технике
безопасности
Театральная азбука
Одежда сцены

Форма
проведения
занятий
Беседа

Методы и
приемы
организац
ии УВП
Словесный

Знакомство со
сценарной
терминологией
Чувство правды.
Логика.
Последовательность.
Упражнения на
раскрепощение
Идея спектакля.
Мораль. Образы
Работа над спектаклем

Беседа

Словесный

Беседа

Словесный

Беседа

Словесный

Беседа

Словесный

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
практические
занятия,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Беседа

Словесный

Беседа,
наблюдение

Раздаточный
материал

Беседа

Словесный
Словесный

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Раздаточный
материал
Раздаточный
материал

Словесный

Беседа,
наблюдение

Раздаточный
материал

Беседа,
практические
занятия,
наблюдение

Раздаточный
материал

Беседа,
практические
занятия,
наблюдение

Раздаточный
материал

Словесный

Беседа,
наблюдение

Раздаточный
материал

Словесный

Беседа,
наблюдение

Раздаточный
материал

Беседа
Беседа

Беседа

Музыкальное
сопровождение
спектакля
Ритмопластика и
актерское мастерство

Раздаточный
материал
Раздаточный
материал
Раздаточный
материал

Раздаточный
материал

Словесный

Театральная игра

Жесты и мимика, как
средство
выразительности

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятия

Беседа

Сценическая речь

Воображение

Формы
подведения
итогов
по теме
или разделу
Беседа,
наблюдение

Беседа

Беседа
Беседа

Словесный

Словесный

Раздаточный
материал
Раздаточный
материал

Русские народные
сказки. Постановка
Новогодние.
Рождественские,
масленичные
представления
Итоговое занятие

№ п/п

Раздел или тема
программы

2.

Введение.
Инструктаж по
технике
безопасности
Театральная азбука

3.

1.

Беседа

Беседа

Беседа

Форма
проведе
ния
занятий
Беседа

Словесный

Словесный

Словесный

Методы и
приемы
организации
УВП
Словесный

Беседа

Словесный

Одежда сцены

Беседа

Словесный

4.

Сценическая речь

Беседа

Словесный

5.

Воображение

Беседа

Словесный

Беседа

Словесный

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Знакомство со
сценарной
терминологией
Чувство правды.
Логика.
Последовательность.
Упражнения на
раскрепощение
Идея спектакля.
Мораль. Образы
Работа над
спектаклем
Театральная игра

Беседа

Словесный

Беседа

Словесный

Беседа
Беседа
Беседа

Жесты и мимика, как
Беседа
средство
выразительности
Музыкальное
Беседа
сопровождение
спектакля
Ритмопластика и
Беседа
актерское
мастерство

Беседа,
наблюдение

Раздаточный
материал

Наблюдение,

Раздаточный
материал

Показательное
выступление

Раздаточный
материал

Формы подведения
итогов
по теме
или разделу

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятия

Беседа, наблюдение

Раздаточный
материал

Беседа, наблюдение

Раздаточный
материал
Раздаточный
материал
Раздаточный
материал
Раздаточный
материал
Раздаточный
материал

Беседа, наблюдение
Беседа, практические
занятия, наблюдение
Беседа, наблюдение
Беседа, наблюдение
Беседа, наблюдение

Раздаточный
материал

Беседа, наблюдение

Словесный

Беседа, практические
занятия, наблюдение

Раздаточный
материал
Раздаточный
материал
Раздаточный
материал
Раздаточный
материал

Словесный

Беседа, практические
занятия, наблюдение

Раздаточный
материал

Беседа, наблюдение

Раздаточный
материал

Беседа, наблюдение

Раздаточный
материал

Словесный
Словесный

Словесный
Словесный

Беседа, наблюдение
Беседа, наблюдение

15.
16.

17.

Русские народные
сказки. Постановка
Новогодние.
Рождественские,
масленичные
представления
Итоговое занятие

Беседа
Беседа

Беседа

Словесный
Словесный

Словесный

Наблюдение,

Раздаточный
материал
Раздаточный
материал

Показательное
выступление

Раздаточный
материал

Беседа, наблюдение

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
-текущая – проводится в конце каждой пройденной темы;
- промежуточная – проводится в конце каждого полугодия;
- итоговая – проводится по результатам освоения всей программы.
Формы подведения итогов разнообразны: это открытые занятия, участие в праздниках,
постановка спектакля или отдельных элементов театрального искусства (художественное
чтение, театральная постановка, театрализованный концерт). Оценивать работу каждого
ребенка можно как по уровню выступления на спектакле или концерте, так и по уровню
положительной динамики его работы на занятиях.
Способы проверки ожидаемых результатов предполагают такие виды педагогического
контроля как: текущий, промежуточный, итоговый - годовой.
Текущий контроль (по итогам пройденной темы) осуществляется для выявления уровня
освоения материала, при котором учитывается правильность выполнения заданного.
Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам пройденных разделов программы,
задачами которого являются выявить уровень освоения материала обучающимися по
пройденному разделу, определить изменения в уровне развития творческих способностей
за данный период обучения. Выявляется усвоение материала, анализ развития личностных
качеств детей, таких как, трудолюбие, аккуратность, ответственность, уважение к
сверстникам и труду взрослых, художественный вкус. Формами контроля являются:
просмотр, анализ выполненных работ, выступление на сцене и участие в мероприятиях
центра, района.
Итоговый годовой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) служит для
выявления уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне
развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового
контроля оценивается: качество выполнения работы, разнообразие технических приемов,
композиционное решение, новизна, оригинальность.

Формой контроля является просмотр и анализ выступлений, творческие задания, участие в
отчетных концертах.
Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена
баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе усвоения ребенком учебного
материала, и вторая та, что выражается в виде «образной отметки» и доводится до детей.
Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с
результатами других, которое неизменно возникают при «бальной системе». Система
«образной отметки» помогает формировать адекватную самооценку собственных
достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего, предполагает три
вида оценки: высокий балл, средний балл, низкий балл.

3. Список литературы
Нормативные документы:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019

№

70-Д

"Об

персонифицированного

утверждении

финансирования

методических

рекомендаций

дополнительного

образования

"Правила
детей

в

Свердловской области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена
Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря
2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».

Список литературы для педагога.
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127с.:
2. Белкин А.С., Яковлев В.И., Зимина И.С. Технология развития общения у детей старшего
дошкольного возраста: Екатеринбург, 1997. – 64 с.
3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./ М.: Образовательный
центр «Педагогический поиск», 1999 – 144с.
4. Внешкольник дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи.
Информационно-методический журнал. // №4, 5, 6 2006г. № 1,2,3,4,6 2007г. № 3,4,5 2008г.
№ 3,5 2009г.
5. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: изд.
центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
6. Дополнительное образование и воспитание. // Журнал № 3, 5, 6. 2012.
7. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ под ред. В.В. Петрусинского – М.: 1994.
8. Казанский О.А. Игры в самих себя. 2-е изд. – М.: Роспедагентство, 1995. – 128с.
9. Марничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие
для родителей и педагогов./ М., 1997. 224с.
10. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характер. – М.: «ЛИНКА ПРЕСС», 2002. – 240с.
11. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской
программе развития самосознания. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 144с.: илл.
12. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Т.Ц. «Сфера», 1998. – 128 с.
13. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов./ М., 1997. – 192 с.
14. Ступени мастерства (Основы сценической речи и актерского мастерства) г. Екатеринбург
1996 38с.
15. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов. – Ярославль, 1997. – 240 с.
16. Тихонова Е.В. Музыкальная психотерапия в художественном образовании школьников:
учебное пособие. – Екатеринбург, 2011. – 84с.
17. Трубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. М.: ЛИНКА-ПРЕСС,
2005. – 256 с.
Список литературы для занятий и репертуара.
1. 1000 сказок, басен, загадок о животных. - М.: АСТ, Сова, 2008. - 480 c.
2. Лежнева, С. С. Сказки деда Мороза / С.С. Лежнева. - М.: Владос, 2008. - 208 c.

3. Лыгин, С. М. Пьесы для школьного театра / С.М. Лыгин. - М.: Владос, 2004. - 192 c.
4. Маршак, А. Матушка Гусыня / А. Маршак. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 574 c. Стихи
зарубежных и русских, советских и современных российских поэтов.
5. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей [Текст]/ Н.Носов. Сказки русских
писателей. -М.: 2000, - 168 с.
6. Самые лучшие русские сказки. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2006. - 224 c.
7. Соснин, Степан Музыкальные спектакли для школьного театра / Степан Соснин,
Владимир Степанов. - М.: Владос, 2004. -600c.
8. Троицкая, Елена Елена Троицкая. Праздник у слоненка / Елена Троицкая. - М.:
Композитор - Санкт-Петербург, 2004. -929 c.
9. Хармс Д. Большая книга стихов, сказок и весёлых историй. –М.: Азбука-Аттикус. – 140 с
10. Чуковский, К. Все сказки, стихи и песенки / К. Чуковский. - М.: Астрель, 2012. - 640 c.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».