Шагаем в жизнь

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шагаем в жизнь»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Демченко Наталья Александровна,
Социальный педагог

Екатеринбург, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
Составитель программы
Вид программы
Направленность программы
Форма реализации программы
Срок реализации программы
Возраст детей
Категории детей
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы

«Шагаем в жизнь»
Демченко Наталья Александровна,
социальный педагог
Модифицированная (однопрофильная)
Социально-гуманитарная
Групповая
1 год
14 - 17 лет
Дети старшего школьного возраста
Базовый уровень
Программа направлена развитие
познавательных навыков обучающихся,
умений самостоятельно конструировать свои
знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие
критического мышления, в котором
результаты выполненных задач должны
иметь конкретное решение задачи и
приобрети конкретный результат, готовый к
внедрению в практику.

2

Содержание
Содержание
1. Пояснительная записка

3
4

1.1. Направленность программы - социально-гуманитарная
4
1.2. Актуальность программы
4
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы
5
1.4 Адресат общеразвивающей программы.
5
1.5. Режим занятий
6
1.6. Количество обучающихся в группе
6
1.7. Общий объем образовательной программы
6
1.8. Продолжительность части образовательной программы (год обучения) по учебному
плану в часах
6
1.9. Срок реализации программы
6
2. Цель программы
6
3. Задачи программы
7
4. Содержание программы.
7
4.1 Учебный (тематический) план
7
4.2. Содержание учебного плана
8
5. Комплекс организационно-педагогических условий
10
6. Планируемые результаты
10
7. Условия реализации программы
11
7.1 Материально-техническое обеспечение:
11
7.2 Кадровое обеспечение:
11
7.3 Информационное обеспечение:
11
8. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
12
Список литературы
13

3

1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы - социально-гуманитарная
В основу программы положено обучение, направленное на получение и применение
опыта социального проектирования, приобретение навыков проектной деятельности у
подростков во внеурочное время.

1.2. Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шагаем в
жизнь» социально – гуманитарной направленности, адресована детям 14 - 17 лет.
Программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения. Форма организации –
объединение, форма реализации - групповая.
В основу программы положено обучение, направленное на освоение инструментов и
техник проектного метода, работа по методу проектов предполагает не только наличие и
осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое
планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое
распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого
участника при условии тесного взаимодействия.
В современном обществе молодежи необходимо начиная со школьной скамьи давать
такие знания и ресурсы, которые было бы возможно освоить и внедрить в практику
каждому молодому человеку для его дальнейшей успешной жизнедеятельности. Таким
образом, данная программа предоставляет возможность раскрыть основную задачу
проектной деятельности – это направленность учебно-познавательной деятельности
обучающихся на результат, который получается при решении практической или
теоретической проблемы. Этот результат называется проектом, что в переводе означает
«замысел, план». В более широком смысле под проектом понимается обоснованная,
спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников
определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология
организации проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских,
поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на
самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Актуальность широкоформатного использования проектных методов в образовании
обусловлена социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных
специалистов с проектным мышлением, готовых креативно подходить к решению
профессиональных задач любого уровня сложности; высоким интересом теоретиков и
практиков к ее изучению, практической значимостью, которая находит отражение в
практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки в процессе
разработки и реализации проектов.
Организация проектной деятельности как фактор социализации старшеклассников
рассматривается как непрерывный динамический процесс проявления активности
личности, представляющий собой планомерную, продуманную последовательность
действий учащихся по совместному прогнозированию, планированию, конструированию
проектов через поэтапное их включение в информационно-исследовательский,
организационно-практический, результативно-творческий виды проектной деятельности.
Педагогическая целесообразность.
Категория молодежи в возрасте 14-17 отличается наличием сильных потребностей в
стремлении к самореализации, самоидентификации, осознанию и принятию собственных
преимуществ, определению вектора интересов. Влияние образования на формирование и
развитие социально активной личности требует поиска новых средств ее дальнейшего
совершенствования, одним из которых является социализация Социализация школьников
4

как социально педагогическое явление способствует проекции внутреннего мира
личности на внешний социальный мир Большие потенциальные возможности социального
влияния на старших школьников в условиях образовательного процесса заложены в
проектной деятельности. В этой связи проектная деятельность, отвечающая задачам
социализации школьников, является одним из факторов ее успешного функционирования.
Данная программа позволит поощрить и усилить истинное учение со стороны
учеников, потому что в проектной деятельности оно:
– личностностно- ориентированное;
– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые
занятия;
– представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру,
эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по
мере ее выполнения;
– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной
областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным
условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений
о её конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации
проекта, включая осмысление его результатов деятельности. Возможности метода
проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ
структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от
структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утв. распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г.;
- Положение
о
проектировании
и
утверждении
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО ЦСШ, утв. 31.05.2022 г.

1.4 Адресат общеразвивающей программы.
Возраст обучающихся 14-17 лет. В данный возрастной период молодые люди
направляют преимущественно свои ресурсы на формирования коммуникативных связей в
своей возрастной среде, В ходе выполнения проектных заданий они оказывается
5

вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики
сотрудничества.

1.5. Режим занятий
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения
вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением
дистанционных технологий.

1.6. Количество обучающихся в группе. От 5 до 15 человек
В неделю для обучающихся проводится 2 занятия по 2 часа. Недельная нагрузка 4
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием программы.

1.7. Общий объем образовательной программы:
Количество часов в год - 144 часа.

1.8. Продолжительность части образовательной программы (год обучения) по
учебному плану в часах: 144 часа
1.9. Срок реализации программы: 1 год
Особенности организации образовательной деятельности:
Как новое направление проектная деятельность возникла под влиянием
необходимости изменений, связанных с осуществлением социально-культурных функций
личности в проектировании, а также с информатизацией образовательного процесса.
Центр значимости программы - самостоятельно добывать информацию, умение
прогнозировать, планировать, конструировать проекты. Современный школьник должен
активно включаться в проектную деятельность, как социально значимую, в рамках
которой он успешно социализируется, приобретает опыт конструирования программ
собственной, неповторимой и оригинальной деятельности, а также возможность
самореализации. В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей
совершенствования организации проектной деятельности, как фактора социализации
старшеклассников

2. Цель программы
Цель
программы:
развитие
у
обучающихся
активной
гражданской
позиции, стимулирования интереса молодого поколения к решению актуальных проблем в
социальной сфере по средствам социального проектирования.

6

3. Задачи программы
- сформировать знания о технологии социального проектирования;
- развить навыки индивидуальной и коллективной проектной работы в процессе
подготовки сообщений, проектов по социально значимым вопросам и актуальным
проблемам;
- приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в
социально-значимых проектах, гражданских инициативах, форумах;
- закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал,
полученный в процессе обучения.

4. Содержание программы.
4.1 Учебный (тематический) план
Название раздела, темы
Тема 1. Классификация проектной деятельности
Вводное занятие. Инструктаж по Т\Б.
Характер решаемой проблемы
Принципы проектирования
Виды проектной деятельности
Степень вовлеченности обучающихся
Тема 2. Принципы и функции проектирования
Концептуальные позиции
Принцип
саморазвития,
принцип
социальной
компетентности, принцип непрерывного образования
широких слоев населения
Функции:
организационно-технологическая
функция,
управленческая функция, инструментная функция
Тема 3. Роли в команде
Условия распределения ролей
Уровни ролей в команде
Классификация ролей
Тема 4. Информационное волонтерство: от репоста до
медиа
Функциональные обязанности
Форматы работы информационного волонтерства
Социальная значимость и социальный эффект
Тема 5. Социальные партнеры проекта
Категории партнеров
Организации партнеры
Фандрайзинг
Тема 6. Визуализация, аффирмация как инструменты
самопомощи

Форма
аттеста
Теори Практ
Всего
ции/
я
ика
контрол
я
1
3
7Анкета
0
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
6
3
3Беседа
2
1
1

4

2

1

1

2

1

1

6
2
2
2

3
1
1
1

3Беседа
1
1
1

8

3

5Беседа

2
2
4
1

1
1
1

1
1
3
1
Беседа

4
4
6

2
1
1

8

2

4

0

2
3
5
6Беседа
7

История возникновения
Виды и практики
Тема 7. Мастер-классы, практикум
Написание плана проекта
Актуальность проекта
Обучение изготовлению реквизита

2

Составление сметы проекта
Разработка количественных и качественных показателей
проекта
Риски проекта
Социальные партнеры проекта
Оценка эффективности проекта
Работа СМИ сектора, создание мультимедийной
презентации проекта
Работа СМИ сектора, создание видеороликов к защите
проекта
Взаимодействие участников проекта со СМИ
Пиаркампания проекта
Изготовление реквизита для защиты проекта
Репетиция презентации проекта, ответы на вопросы
Генеральная репетиция, прогон защиты проекта
Подведение итогов курса
Всего
144

4
4
9
6
6
6

7

1
1
1
1
1

5

3
3
7
Опрос
5
5

1

5

6

1

5

6

1

5

6
6
6

1
1
1

5
5
5

6

1

5

6

1

5

6
6
6
6
6
2

1
1
1
1
1
2

5
5
5
5
5

4.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Классификация проектной деятельности
Теория.
Типология проектов.
Игровые проекты.
Экскурсионные проекты.
Проекты-рассказы.
Трудовые проекты.
Практика.
Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу
предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике.
Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает
мотивированность учащихся.
Раздел 2. Принципы и функции проектирования
Теория.
Принцип гуманизма.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
Принцип уважения к иной точке зрения.
Принцип обеспечения ответственности за результат.
Практика.
8

Особенности организации и методики. Организационно-технологическая функция.
Управленческая функция. Инструментальная функция.
Раздел 3. Роли в команде
Теория.
Роли в проектной команде.
Практика.
Распределение ролей.
Раздел 4. Информационное волонтерство: от репоста до медиа
Теория.
Медиаволонтерство. Безвозмездная помощь в создании и продвижении контента.
Создание текстов, фоторепортажей, фотобанков, видеороликов. Наполнение социальных
сетей.
Форматы работы медиаволонтера.
Практика.
- создавать мультимедийные репортажи и брать интервью;
- вести социальные сети;
- фотографировать с помощью смартфона или камеры;
- монтировать и обрабатывать фото- и видеофрагменты.
Раздел 5. Социальные партнеры проекта
Теория.
Некоммерческие. Бизнес-компании. Органы государственной власти и госучреждения.
СМИ.
Эковолонтеры. Автоволонтеры. Серебряные волонтеры. «Мамские» сообщества.
Блогеры.
Практика.
Продвижение благотворительных (фандрайзинговых) услуг. Причины, по которым
образовательным учреждениям, их руководителям не удается эффективно выстроить
необходимые механизмы привлечения дополнительных ресурсов благотворителей
(доноров).
Раздел 6. Визуализация, аффирмация как инструменты самопомощи.
Теория.
Аффирмация. Визуализация.
Практика.
9 правил составления и применения аффирмаций.
Раздел 7. Мастер-классы, практикум
Формы обучения – групповая, индивидуальная.
Групповая работа по подгруппам, индивидуальная:
- «мозговой штурм»;
- занятие с элементами тренинга.
Виды занятий - беседа, тест, презентация, готовое изделие.

9

5. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно - учебный график
Период
обучения
1
полугодие
2
полугодие

Дата
начала
обучения по
программе
15
сентября
11
января

Дата
Всего
окончания
учебных
обучения по недель
программе
31
16
декабря
20
29 мая

Количес
Режим
тво учебных занятий
часов
64
80

2 раза в
неделю по 2
часа

6. Планируемые результаты
Личностные:
- умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции,
саморазвития
- умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.
Метапредметные:
- умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию,
суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и
заключения
- умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор
целей и механизмов их достижения
- умение работать в команде, организовывать взаимодействие в группе, эффективно
разрешать конфликтные ситуации в группе
Предметные:
Владение основными понятиями:
- основные качества и типология социального проектирования;
- структуру проектной деятельности;
- стадии развития коллектива;
- этапы КТД;
- формы и методы построения командной работы.
- приобретение необходимых навыков и умений общения
проектирования.

и

социального

Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации данной
программы:
- аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи,
информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные
выводы и заключения);
- проектировочные (умение планировать деятельность; осуществлять выбор целей и
механизмов их достижения);
- коммуникативные (владеть способами совместной деятельности в группе, находить
компромиссы);
10

- рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы
самокоррекции, саморазвития).

7. Условия реализации программы
7.1 Материально-техническое обеспечение:
№
1
2
3
4
5
6

Наименование
Стол компьютерный
Стул компьютерный
Парты
Стулья
Компьютер
Музыкальный центр

Количество
1
1
12
24
1
1

7.2 Кадровое обеспечение:
Программу может реализовывать социальный педагог, имеющий высшее образование
или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки" либо Высшее образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
Особые условия допуска к работе : Отсутствие ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение
обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических
медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров
(обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.3 Информационное обеспечение:
- видео,
- фото,
- интернет источники.
Кадровое обеспечение – социальный педагог: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки" либо Высшее образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; прохождение
обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических
медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров
(обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11

8. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы подведения результатов
Педагогический контроль предполагает такие виды как: текущий, промежуточный,
итоговой - годовой.
Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня
освоения материала.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия в январе.
Задача - выявить уровень освоения обучающимися программы за полугодие, определить
изменения в уровне развития способностей за данный период обучения и при
необходимости скорректировать рабочую программу или определить индивидуальный
план обучения.
Итоговой годовой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) служит
для выявления уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне
развития способностей за период обучения.
Критериями оценки результатов освоения программы служат:
- осмысленность и свободное использование специальной терминологии;
- соответствие уровня подготовки программным требованиям;
- творческое отношение к выполнению поставленной задачи.

12

Список литературы
1 Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. — 3-е изд. — М. :
Советская энциклопедия, 1969—1978.
2 Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 1998.
— 1536 с.
3 Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.:
Народное образование, 2000. - 240 с.
4 Кильпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом
процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон. — 1925. — 43 с.
5 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. .
– М., 2000
6 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
- М.: Academia. - 2000. - с. 171.
7 Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
8 Словарь по педагогике: междисциплинарный/Под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю.
Коджаспирова - М., 2005.
9 Хуторский А.В. Компетенции в образовании // Опыт проектирования: Сб. научн. тр. - М.:
ИНЭК, 2007. - 327 с.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».