я скоро стану пятиклассником

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я скоро стану пятиклассником»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 10-11 лет
Срок реализации: 5 месяцев

Автор-составитель:
Свитайло Элина
Вячеславовна,
педагог-психолог

Екатеринбург, 2023
1

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

3

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

8

1.4.

Планируемые результаты

11

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

12

2.1.

Календарный учебный график

12

2.2.

Условия реализации программы

12

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

3.

Список литературы

14

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я скоро стану
пятиклассником» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»;
12.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»,
ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6
приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
14. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа».
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я скоро стану
пятиклассником» соответствует государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей.
Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека. В современной
школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной
напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и
3

понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости
на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в
среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.
Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход
из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие
неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических
процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных
ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д.
В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и
результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным
ситуациям в школьном коллективе.
Таким образом из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе
из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе,
требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова
адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный
руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои
требования. Этот возраст так же является началом подросткового периода, когда
происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает
свой отпечаток на учащихся.
Данная программа направлена на то, чтобы постепенно подготовить учащихся 4-х
классов к переходу в среднее звено школы, тем самым снизить для учащихся
стресогенность данной ситуации.
Основные принципы построения программы:
•
Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе
положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего
развития».
•
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного
развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
•
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций,
умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений
служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
•
Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов
и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания.
Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным
областям знаний и различным школьным предметам.
•
Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях
сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение
новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому
развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При
выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения,
оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Методики и техники для работы по программе:
•
создание проблемной ситуации;
•
проведение дискуссионной работы
•
развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
•
методы формирования функции самоконтроля;
•
методы групповой работы;
Программа представляет собой систематический курс с занятиями в группе 3 раза в
неделю по 1 часу. Программа предназначена для проведения в течение второго полугодия
учебного года. Общий объём программы составляет 36 занятий, включая входящую и
итоговую диагностику (63 ч). Длительность одного занятия для учащихся 40-45 минут.
4

Программа предназначена для проведения в 4-х классах, т.е. целевой аудиторией
проведения данной программы являются учащиеся 4-х классов в возрасте 10-11 лет.
Программа учитывает возрастные особенности данной группы учащихся.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации
занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности.
Для обеспечения более эффективной работе по программе, все занятия программы
тематически разделены на смысловые блоки:
Блок № 1. Формирование умения работать в группе сверстников, принятие правил
работы в группе сверстников.
Блок № 2. Формирование коммуникативных навыков, навыков взаимодействия.
Блок № 3. Формирование учебной мотивации, формирование осознанного
отношения к позиции ученика.
Блок № 4. Работа с эмоциональным состоянием учащихся: «проработка» школьных
страхов, помощь учащимся в осознании и «узнавании» собственных эмоций.
Блок № 5. Формирование навыков поведения в конфликтной ситуации.
Блок № 6. Формирование личностных качеств: развитие эмоционально-волевой
сферы, развитие сознательного отношения к личностным качествам, формирование
представления о личностных качествах человека.
Блок № 7. Повторение и обобщение пройденного материала, формирование
психологической готовности к переходу в среднее звено школы.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Структура каждого занятия включает в себя:
1.
Вводная часть. «Приветствие». Задачей данной части занятия является
формирование эмоционально-положительного фона занятия, создание условий для
позитивной коммуникации учащихся на занятии. Продолжительность вводной части – 5
минут.
2.
Основная часть. Данная часть занятия направлена на непосредственную
работу по теме занятия. Основная часть заданий предъявляется в игровой форме, также в
ходе занятия постоянно чередуются виды деятельности для более полной работы с
материалом занятия. Задания включают в себя, как индивидуальную работу учащихся, так
и работу в малой группе во взаимодействии учащихся. Также большое внимание в ходе
основной части задания уделяется развитию навыков ведения дискуссии.
Продолжительность основной части занятия для учащихся - 30-35 минут.
3.
Заключительная часть. «Подведение итогов». В ходе данной части занятия
происходит обсуждение результатов занятия, рефлексия. Данная часть занятия направлена
на развитие самоконтроля учащихся, умение сопоставить индивидуальную цель занятия и
результат, а также оценить трудности, возникшие в ходе занятия. Продолжительность
заключительной части – 5 минут.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 10-11 лет.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 2-е полугодие обучения, 21 неделя,
63 часа в полугодие.
Периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю по 1 часу на
группу, 1 час равен 40 минутам.
5

Форма обучения: учитывая психологические особенности учащихся в работе
используются следующие формы:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Виды занятий: беседа, сюжетно-ролевые игры, упражнения, круглый стол,
наблюдение, сочинение историй, дискуссии, рисование.
Формы подведения результатов: беседа, тестирование, практическое занятие,
открытое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности:
Группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
II учебное полугодие начинается с 08 января.
Рабочую программу реализует педагог-психолог.
Рабочая программа «Я скоро стану пятиклассником» реализуется в течение второго
полугодия учебного года, включая каникулярное время.
1.2. Цель и задачи рабочей программы
Целью программы является подготовить учащихся 4-х классов к переходу в
среднее звено школы, снизить стрессогенность ситуации перехода в 5ый класс, подготовить
учащихся к успешному прохождению адаптационного периода в пятом классе.
Задачи обучающие:
- формировать у учащихся реальные представления об особенностях обучения в
основной школе;
- формировать и развивать общеучебные умения и навыки (умение самостоятельно
работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Задачи развивающие:
- развивать мотивацию к обучению в школе;
- развивать самостоятельность учащихся в получении новых знаний;
- развивать самостоятельность мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов
мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- развивать чувство ответственности учащихся.
Задачи воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать положительные черты поведения и характера.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план

Занятие

Тема занятия

Количество часов
Теори Практика
я
0,5
1,5

Всего

Формы
контроля

Входящая
- Тест школьной тревожности Филипса.
2
Тестирование
диагностика - Методика изучения мотивации обучения
развития
школьников М.Р. Гинзбурга
уровня
- Определение уровня развития словеснопсихических логического
мышления
Любовь
процессов
Переслени, Татьяна Фотекова.
Блок №1. Формирование умения работать в группе сверстников, принятие правил работы в группе
сверстников
Занятие № 1
«Создаём рабочую группу»
0,5
0,5
1
Наблюдение
Беседа
Занятия № 2
«Принимаем правила работы в группе»
0,5
0,5
1
Наблюдение
6

Блок № 2. Формирование коммуникативных навыков, навыков взаимодействия
Занятие № 3
«Наш четвёртый класс»
0,5
0,5
1

Наблюдение
Беседа
Занятие № 4
«Какой он, пятый класс?»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 5
«Находим друзей»
0,5
0,5
1
Наблюдение
Беседа
Занятие № 6
«Мы друзья»
0,5
0,5
1
Наблюдение
Блок № 3. Формирование учебной мотивации, формирование осознанного отношения к позиции
ученика
Занятие № 7
«Моя школа»
0,5
0,5
1
Наблюдение
Беседа
Занятие № 8
«Моё поведение в школе»
0,5
0,5
1
Наблюдение
Занятие № 9
«Что поможет мне учиться?»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Занятие № 10. «Я – ученик»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 11 «Легко ли быть учеником?»
Наблюдение
Блок № 4. Работа с эмоциональным состоянием учащихся: «проработка» школьных страхов,
помощь учащимся в осознании и «узнавании» собственных эмоций
Занятие № 12 «Чего я боюсь в школе?»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Занятие № 13 «Побеждаем страхи»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 14 «Трудно ли быть учителем?»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Блок № 5. Формирование навыков поведения в конфликтной ситуации
Занятие № 15 «Учимся общаться»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Занятие № 16 «Конфликт или взаимодействие»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 17 «Справляемся с негативными эмоциями»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Занятие № 18 «Мои позитивные эмоции»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 19 «Мы волшебники. Превращаем негатив в 0,5
1,5
2
Наблюдение
позитив»
Блок № 6. Формирование личностных качеств: развитие эмоционально-волевой сферы, развитие
сознательного отношения к личностным качествам, формирование представления о личностных
качествах человека
Занятие № 20 «Что я знаю о себе?»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Занятие № 21 «Что я знаю о себе?» - 2
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 22 «Что я знаю о других?»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Занятие № 23 «Мои помощники в учёбе»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 24 «Я умею учиться, я умею работать в 0,5
1,5
2
Наблюдение
команде»
Блок № 7. Повторение и обобщение пройденного материала, формирование психологической
готовности к переходу в среднее звено школы
Занятие № 25 Проверь себя!
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Занятие № 26 «До свидания, начальная школа»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 27 «Мой будущий пятый класс»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Занятие № 28 «Чего я боюсь в пятом классе?»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 29 «Пятый класс — это здорово!»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 30 «Какие навыки будут нам нужны в пятом 0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
классе?»
Занятие № 31 «Учусь учиться. Часть 1»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 32 «Учусь учиться. Часть 2»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Беседа
Занятие № 33 «Я готов к 5 классу»
0,5
1,5
2
Наблюдение
Занятие № 34 «Ура! Впереди 5 класс!»
0,5
1,5
2
Наблюдение
7

Итоговая
диагностика
Итого

- Методика диагностики развития
мышления А.З. Зака
Методика
изучения
мотивации
учащихся при переходе в основную школу

0,5

1,5

2

17, 5

45,5

63

Тестирование

Содержание учебного (тематического) плана.
Блок №1. Формирование умения работать в группе сверстников, принятие правил
работы в группе сверстников.
Занятие № 1. «Создаём рабочую группу».
Приветствие, упражнение «Представление имени», упражнение «Если весело
живётся, делай так!», упражнение «Твоя школа такая, какой ты её видишь», упражнение
«Пустой или полный», принятие ритуалов приветствия и прощания, подведение итогов.
Занятия № 2 . «Принимаем правила работы в группе».
Приветствие, упражнение «Хорошо жить по правилам», упражнение «Правила
нашей работы», дискуссия по правилам работы на психологическом занятии, принятие
правил групповой работы, упражнение «Наши правила», подведение итогов.
Блок № 2. Формирование коммуникативных навыков, навыков взаимодействия.
Занятие № 3. «Наш четвёртый класс».
Приветствие, упражнение «Прошепчи имя», упражнение «Найди того, кто»,
упражнение «Наша начальная школа», дискуссия по теме «Что мне нравится в моей школе»,
упражнение «Я хочу, чтобы в пятом классе…», подведение итогов.
Занятие № 4. «Какой он, пятый класс?»
Приветствие, упражнение «Плюсы и минусы», упражнение «Встаньте те, кто…»,
дискуссия по теме «Что нас ждёт в пятом классе», упражнение «Мы вместе», подведение
итогов.
Занятие № 5. «Находим друзей».
Приветствие, упражнение «Что я люблю делать?», упражнение «Найди меня»,
упражнение «Настоящий друг», дискуссия по теме «Что такое дружба?», упражнение «Ищу
друга», подведение итогов.
Занятие № 6. «Мы друзья»
Приветствие, упражнение «Вместе мы команда», упражнение «Ты – мне, я - тебе»,
упражнение «Портрет друга», упражнение «Мой портрет в лучах солнца», обсуждение по
теме «Качества друга», подведение итогов.
Блок № 3. Формирование учебной мотивации, формирование осознанного
отношения к позиции ученика.
Занятие № 7. «Моя школа».
Приветствие, упражнение «Передай ритм по кругу», упражнение «Потрет группы»,
упражнение «Узнай свою школу», дискуссия по теме «Поведение в школе», упражнение
«Сложная ситуация», подведение итогов.
Занятие № 8. «Моё поведение в школе».
Приветствие, упражнение «Правила поведения», упражнение «Пишем свод правил»,
обсуждение «Что делать, если в школе…», упражнение «Наши правила», подведение
итогов.
Занятие № 9. «Что поможет мне учиться?».
Приветствие, упражнение «Нарисуй своё настроение», упражнение «Что поможет
мне учиться?», упражнение «Правила поведения на уроке», дискуссия по теме
«Обязательные для меня правила», упражнение «Рисуем вместе», подведение итогов.
Занятие № 10. «Я – ученик».
Приветствие, упражнение «Кто я?», упражнение «Я и мы», упражнение «Я - ученик»,
дискуссия по теме «Трудно ли быть учеником?», упражнение «Какие мы ученики?»,
подведение итогов.
8

Занятие № 11. «Легко ли быть учеником?».
Приветствие, упражнение «Идеальный ученик», упражнение «Незнайка»,
упражнение «Кляксы», дискуссия по теме «Быть учеником интересно!», подведение итогов.
Блок № 4. Работа с эмоциональным состоянием учащихся: «проработка» школьных
страхов, помощь учащимся в осознании и «узнавании» собственных эмоций.
Занятие № 12. «Чего я боюсь в школе?».
Приветствие, упражнение «Весёлые страхи», упражнение «Чего я боюсь?»,
упражнение «На ошибках учатся!», упражнение «Рисуем слово», подведение итогов.
Занятие № 13. «Побеждаем страхи».
Приветствие, упражнение «Если весело живётся, делай так!», упражнение «Я победитель», упражнение «Рисуем свой страх», упражнение «Победи свой страх»,
подведение итогов.
Занятие № 14. «Трудно ли быть учителем?».
Приветствие, упражнение «Идеальный учитель», упражнение «Слушаем
внимательно», упражнение «Интервью с учителем», упражнение «Чем я похож на учителя»,
упражнение «Спасибо учителю!», подведение итогов.
Блок № 5. Формирование навыков поведения в конфликтной ситуации.
Занятие № 15. «Учимся общаться».
Приветствие, упражнение «Назови чувство», упражнение «Пойми меня»,
упражнение «Испорченный телефон», упражнение «Письмо», подведение итогов.
Занятие № 16. «Конфликт или взаимодействие».
Приветствие, упражнение «Ты – мне, я - тебе», упражнение «Конфликт или
взаимодействие», дискуссия по теме «Как избежать конфликта?», упражнение «Как
разрешать конфликтные ситуации?», подведение итогов.
Занятие № 17. «Справляемся с негативными эмоциями».
Приветствие, упражнение «Какие бывают негативные эмоции?», упражнение
«Превращаем негатив в позитив», упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»,
упражнение «Рисуем обиду», упражнение «Знакомство с закрытыми глазами», подведение
итогов.
Занятие № 18. «Мои позитивные эмоции».
Приветствие, упражнение «Рисуем настроение», упражнение «Наше хорошее
настроение», упражнение «От улыбки…», упражнение «Цвет настроения…», подведение
итогов.
Занятие № 19. «Мы волшебники. Превращаем негатив в позитив».
Приветствие, упражнение «Нарисуй и выкини своё плохое настроение», упражнение
«Протяни руку помощи», упражнение «Меняем настроение», упражнение «Без друзей меня
чуть- чуть!..», подведение итогов.
Блок № 6. Формирование личностных качеств: развитие эмоционально-волевой
сферы, развитие сознательного отношения к личностным качествам, формирование
представления о личностных качествах человека.
Занятие № 20. «Что я знаю о себе?».
Приветствие, упражнение, «Какой я? 10 фактов обо мне», дискуссия по теме «Что я
знаю о себе? Что я знаю о других?», упражнение «Определение типа темперамента»,
упражнение «Найди свой темперамент», упражнение «Плюсы и минусы», подведение
итогов.
Занятие № 21. «Что я знаю о себе?» - 2.
Приветствие, упражнение «Найди пару», упражнение «Угадай мелодию сердца»,
упражнение «Общительный ли я человек?», дискуссия по теме «От чего зависит
общительность?», упражнение «Ищу положительное в себе!», подведение итогов.
Занятие № 22. «Что я знаю о других?».
9

Приветствие, упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...», упражнение
«Командная игра», упражнение «Самый неожиданный факт обо мне», дискуссия по теме
«Я и другие. Живём в мире», упражнение «Коллективное письмо», упражнение «Встреча
со звездой», подведение итогов.
Занятие № 23. «Мои помощники в учёбе».
Приветствие, дискуссия по теме «Что нам помогает учиться?», упражнение
«Внимательный ли я?», упражнение «Проверяем память», упражнение «Дедуктивный
метод», упражнение «Сходства и различия», подведение итогов.
Занятие № 24. «Я умею учиться, я умею работать в команде».
Приветствие, упражнение «Вавилонская башня», упражнение «Записка»,
упражнение «Встреча с марсианами: правила марсианской жизни», обсуждение по теме
«Что нам помогло в работе», подведение итогов.
Блок № 7. Повторение и обобщение пройденного материала, формирование
психологической готовности к переходу в среднее звено школы.
Занятие № 25. «Проверь себя!»
Приветствие,
упражнение
«Мозговой
штурм»,
«Определение
общей
осведомлённости», упражнение «Найди пару», упражнение «Найди лишнее», упражнение
«Оцени свою работу», подведение итогов.
Занятие № 26. «До свидания, начальная школа».
Приветствие, упражнения «Слова прощания», дискуссия по теме «Что хорошего мы
запомним?», упражнение «Багаж», упражнение «Рисуем школу», подведение итогов.
Занятие № 27. «Мой будущий пятый класс».
Приветствие, упражнение «Я выбираю!..» (социометрическое исследование),
дискуссия по теме «Трудно ли делать выбор и почему?», упражнение «Выбери меня!»,
дискуссия по теме «Почему обидно, когда тебя не выбирают?», упражнение «Наш класс»,
подведение итогов.
Занятие № 28. «Чего я боюсь в пятом классе?».
Приветствие, упражнение «Собираем и выкидываем страхи», дискуссия по теме
«Что изменится при переходе в пятый класс?», упражнение «Контраргумент», упражнение
«Представляем будущее», подведение итогов.
Занятие № 29. «Пятый класс — это здорово!».
Приветствие, упражнение «5 плюсов», упражнение «Превращаем негатив в
позитив», упражнение «Мои мысли о пятом классе», дискуссия по теме «Почему мне будет
хорошо в 5 классе?», подведение итогов.
Занятие № 30. «Какие навыки будут нам нужны в пятом классе?».
Приветствие, упражнение «Мои качества характера», дискуссия «Какие качества
мне помогут хорошо учиться в 5 классе?», упражнение «Моя ответственность», упражнение
«Я умею, я могу!», подведение итогов.
Занятие № 31. «Учусь учиться. Часть 1».
Приветствие, упражнение «План и действие», упражнение «Планируем будущее»,
упражнение «Мой распорядок дня», дискуссия по теме «Почему нужно уметь планировать
свои действия?», подведение итогов.
Занятие № 32. «Учусь учиться. Часть 2».
Приветствие, упражнение «Оцени себя», упражнение «Я хороший ученик»,
дискуссия по теме «Для кого я должен учиться?», упражнение «Мой выбор», подведение
итогов.
Занятие № 33. «Я готов к 5 классу».
Приветствие, упражнение «Рисуем настроение», упражнение «Мы готовы!»,
дискуссия по теме «Мой пятый класс» и заполнение анкеты «Мои мысли о пятом классе»,
подведение итогов.
10

Занятие № 34. «Ура! Впереди 5 класс!».
Приветствие, групповая развивающая игра «Остров надежд», заполнение
индивидуального анкетирования, подведение итогов.
1.4. Планируемые результаты
Благоприятное течение социально-психологической адаптации учащихся 4 класса к
переходу в основную школу.
Основные показатели благоприятной адаптации учащихся:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не
испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и
учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание
самому.
1. Личностные результаты:
- развитие самостоятельности суждений, независимости в суждения,
нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности за себя, свой выбор и
окружающих;
- формирование смыслообразования, понимания мотивов обучения в средней школе
- повышение психологической комфортности обучения для учащихся;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного характера;
- развитие возможности осуществлять личностный моральный выбор.
2. Метапредметные результаты:
- развитие целеполагания и планирования собственной деятельности в рамках
заданных условий;
- развитие контроля и самоконтроля;
- развитие саморегуляции поведения как способность к мобилизации сил и энергии,
к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению
препятствий;
- развитие умения работать в группе, умения слушать других и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении;
- развитие умения интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- развитие умения разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация).
3. Предметные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска;
- развитие речи, развитие речевого высказывания;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- развитие умения аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
11

- развитие умения сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием.
Способами определения результативности программы являются:
1. Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде
естественно-педагогического наблюдения.
2. Проведение индивидуального анкетирования учащихся по результатам
прохождения программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество
Период
Дата начала
Дата
Всего
учебных
обучения
обучения по
окончания
учебных
часов
программе
обучения по
недель
программе
Теор. Прак.
2 полугодие,
08 января
31 мая
21
17,5
45,5
5 месяцев

Режим
занятий
3 раза
в неделю
по 1 часу

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
- Мяч резиновый (2 штуки)
- Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш,
линейка, ластик (12 комплектов)
- Инвентарь для рисования: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши,
фломастеры, краски (12 комплектов)
- Парта школьная одноместная (12 единиц)
- Стул ученический (12 штук на группу)
Методическое обеспечение:
- Настольные игры с инструкциями.
- Игры на развитие координации: «Башня», «Твистер».
- Игры на развитие внимания: «Веселый зоопарк», «Кто быстрее»; «Уно»;
«Свинтус»; «Катавасия».
- Стратегия: «Гномы-вредители», «Спящие королевы».
- Словесные игры: «Кто больше», «Ассоциации», «Крокодил», «Друг-утюг».
- Игры на развитие зрительной памяти: «Мемо. Весь мир», «Мемо. Природные
чудеса России», «Мемо. Космос», «Мемо. Флаги», «Мемо. Великие художники».
- Игры на развитие воображения: «Диксит».
Информационное обеспечение: персональный компьютер, оснащенный печатным
устройством, пакетом тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для других
сотрудников учреждения.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог-психолог (психолог) с
высшим педагогическим (психологическим) образованием.
Методические материалы: психодиагностические методики. Ролевые игры,
тренинговые упражнения, рисуночная арт-терапия, сказкотерапия.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации/контроля
Аттестация учащихся четвертого класса проводится на основании наблюдения за
поведением учащихся в процессе обучения.
Аттестация учащихся четвертого класса предполагает проведение диагностического
обследования, направленного на определение готовности обучающегося к переходу в
пятый класс.
12

Оценочные материалы
Важным оценочным материалом являются отзывы родителей и учителей об
изменениях в поведении учащихся. Методика изучения самооценки «Лесенка» ДембоРубинштейн; Анкета Лускановой Н.Г., направленная на изучение школьной мотивации;
Методика «Чувства в школе».
Методическое обеспечение
№
п/п

Раздел или
программы

тема

«Я скоро стану
пятиклассником»»
1.

Форма проведения
занятий
Ролевые
игры,
тренинговые
упражнения,
дискуссии,
рисуночная
арттерапия,
сказкотерапия

Методы
и
приемы
организации
УВП

Формы
подведения
итогов по теме
или разделу

Словесный

Беседа.
Наблюдение.
Анкетирование.
Тестирование

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятия
Раздаточный
наглядный
материал

13

3. Список литературы
Нормативные документы:

1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской

Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р.
3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры».
Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от
29 декабря 2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ».
Список литературы для педагога:
№.31

1.

Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? // Школьный психолог, 2003.-

2.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка. -М.: Генезис,1998
3.
Владимирова Ю. Новичок в средней школе. //Школьный психолог,2004.-№9
4.
Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001
5.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и
коррекционные программы. -М.: Новая школа,1993
6.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники:
Учебное пособие. – 3е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2008.
14

7.
Ерохина М.С., Середа Е.И. Игровые технологии в работе с детьми групп
риска. Методическое пособие. –Псков: «ГИМЕНЕЙ», 2006.
8.
Монина Г.Б., Лютова, Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги,
психологи, родители). –СПб.; Издательство «Речь», 2007.
9.
Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? –2-е изд.–М.: Генезис, 2010.
10.
Фопель Клаус. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с
подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность и сильные стороны.
Отношение к телу / Пер. с нем. –М.: Генезис, 2008
11.
Фопель Клаус. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с
подростковыми и юношескими проблемами. Планирование жизни. Решение проблем.
Сотрудничество. / Пер. с нем. –М.: Генезис, 2008.
12.
Фопель Клаус Сплоченность и толерантность в группе. Психологические
игры и упражнения. Пер. с нем. –Генезис, 2005.
13.
Князева Т.Н. «Я учусь учиться» М., 2004.
14.
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней
школе. – М.: Генезис, 2003.
15.
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в
обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
16.
Тихомирова Л.Формирование и развитие интеллектуальных способностей
ребенка. М., 2000г.
17.
Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения
для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
18.
Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего:
Практическое пособие. Пер. с нем. 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2004.
19.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.
20.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе
(1–4-е классы). – М.: Генезис, 2005.
Список литературы литературы для учащихся:
1. Балл Г. «Торопун-Карапун и тайны моего детства».
2. Баум Ф.Л. «Волшебник из страны Оз» и ее продолжения.
3. Бисетт Дональд «Забытый день рождения».
4. Волков А. «Волшебник Изумрудного Города».
5. Гераскина Л.Б. «В стране невыученных уроков».
6. Драгунский В. Денискины и другие рассказы.
7. Кестнер Э. «Мальчик из спичечной коробки».
8. Корчак Януш «Король Матиуш».
9. Крапивин Влад. «Летящие сказки».
10. Метерлинк Морис. «Синяя птица».
11. Твен Марк. «Приключения Тома Сойера».
12. Токмакова И. «Маруся еще вернется».
13. Энде Михаэль «Бесконечная книга».
Список литературы для родителей:
Баркан А. «Ультрасовременный ребенок». - М.: Этерна, 2014.
Баркан А. «Дети нашего времени», - М.: Дрофа-Плюс, 2007.
Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. — СПб.: Дельта, М.: ООО «Издательство

1.
2.
3.
АСТ», 1997.
4.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Черо, 1997.
5.
Джинот Хейм Г. Дети и мы. — СПб.: Кристалл, 1996.

15

6.
Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога:
Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1990.
7.
Кравцова А. Мама, давай вернем его аисту! Или как помочь ребенку
подружиться с братиком или сестричкой», - М.: Эксмо, 2007.
8.
Кулагина И.Ю. «Младшие школьники. Особенности развития.» - М.: Эксмо,
2009.
9.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только
любовь. — М.: Знание, 1992.
10.
Леви В. Нестандартный ребенок. — М.: Леви-центр, 1996.
11.
Лободина С. Как развить способности ребенка. — СПб.: Питер Паблишинг,
1997.
12.
Некрасовы Заряна и Нина. «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним
делать потом?» - София, 2007.
13.
Паренс Г. Агрессия наших детей /Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Форум», 1997.
14.
Раскин А. "Как папа был маленьким" ,— СПб.: Махон, 2014.
15.
Рахматшаева В. Грамматика общения. — М.: Семья и школа, 1995.
16.
Торре Делла А. Ошибки родителей. Пер. с итал./ Послесловие Ю. Азарова. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.
17.
Ципкоркина И, Кабанова К. «Взрослые дети или инструкция для родителя», АСТ-Пресс Книга, 2007.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».