Развивайка

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Развивай-ка»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 6 - 8 лет
Срок реализации: 1 год

Автор составитель:
Кравченко Ольга Павловна,
педагог-психолог

Екатеринбург, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
Составитель программы

Вид программы
Направленность программы
Форма реализации программы
Срок реализации программы
Возраст детей
Категории детей
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы

«Развивай-ка»
Автор-составитель:
Кравченко Ольга Павловна,
педагог-психолог
высшая квалификационная категория.
модифицированная (однопрофильная)
социально-гуманитарная
групповая
1 год
6-8 лет
дети младшего школьного возраста
базовый уровень
Программа
даёт
возможность
последовательного
психологического
сопровождения учащихся начального звена и
предполагает дифференцированный подход,
основанный на учете индивидуальных
возможностей
личности
ребёнка,
использование групповых форм работы
наряду
с
индивидуальной
помощью
учащимся,
а
также
консультативную
деятельность педагогов и родителей по
вопросам помощи ребенку, учета его
индивидуальных особенностей в процессе
обучения. Программа вариативна, состоит из
модулей,
которые
дают
возможность
изменять её структуру в зависимости от
особенностей детей. Нетрадиционные формы
работы (тренинги, конкурсы, диспуты, токшоу, КВН, турниры), полифункциональные
технологии (сказкотерапия, арттерапия и
др.), использование ИКТ, ТРИЗ будут
способствовать развитию познавательной,
мотивационной,
эмоциональнокоммуникативной сфер школьника, помогут
самоактуализироваться и самовыразиться,
сохранят его здоровье, сделают пребывание в
школе психологически комфортным.

Содержание
1. Пояснительная записка ....................................................................................................................... 4
1.1. Направленность программы - социально-гуманитарная ............................................................. 4
1.2. Актуальность программы ................................................................................................................ 4
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы ..............................4
1.4. Адресат программы: .........................................................................................................................4
1.5. Режим занятий .................................................................................................................................. 5
1.6. Количество обучающихся в группе ................................................................................................5
1.7. Общий объем образовательной программы .................................................................................. 5
1.8. Продолжительность части образовательной программы ............................................................. 5
1.9. Срок реализации программы: ..........................................................................................................5
2. Цель программы .................................................................................................................................. 5
3. Задачи программы ............................................................................................................................... 5
Обучающие: ............................................................................................................................................. 5
Развивающие: ...........................................................................................................................................5
Воспитательные: ......................................................................................................................................6
4. Содержание программы ......................................................................................................................6
4.1 Учебный (тематический) план ......................................................................................................... 6
4.2 Содержание учебного плана .............................................................................................................8
5. Комплекс организационно-педагогических условий .....................................................................17
Календарный учебный график ............................................................................................................. 17
6. Планируемые результаты ................................................................................................................. 17
8. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ..................................................................19

1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы - социально-гуманитарная
1.2. Актуальность программы
Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным
Федеральным государственным стандартом начального общего образования является
обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, и, в особенности тех,
кто испытывает трудности в освоении учебной программы. К числу основных трудностей,
которые обращают на себя внимание педагогов, родителей и психологов относятся проблема
готовности детей к школьному обучению, общей адаптации и учебной мотивации, способность
к психологическому и личностному развитию учащихся. Для учащихся, становятся
актуальными проблемы низкого уровня развития познавательных возможностей, недостаточный
уровень развития внимания, низкий уровень или несформированность функции контроля,
невысокий уровень различных видов памяти, операций мышления: зрительного анализа,
способности к аналогии и обобщению, выделению существенных признаков, низкая
продуктивность деятельности, недостаток саморегуляции.
Педагогическая целесообразность создания программы для обучающихся начальной
школы продиктована необходимостью комплексного психолого–педагогического подхода к
проблеме преодоления школьных трудностей, препятствующих успешному обучению детей.
Данная программа даёт возможность последовательного психологического сопровождения
учащихся начального звена и предполагает дифференцированный подход, основанный на учете
индивидуальных возможностей личности ребёнка, использование групповых форм работы
наряду с индивидуальной помощью учащимся, а также консультативную деятельность
педагогов и родителей по вопросам помощи ребенку, учета его индивидуальных особенностей
в процессе обучения. Программа вариативна, состоит из модулей, которые дают возможность
изменять её структуру в зависимости от особенностей детей. Нетрадиционные формы работы
(тренинги, конкурсы, диспуты, ток-шоу, КВН, турниры), полифункциональные технологии
(сказкотерапия, арттерапия и др.), использование ИКТ, ТРИЗ будут способствовать развитию
познавательной, мотивационной, эмоционально-коммуникативной сфер школьника, помогут
самоактуализироваться и самовыразиться, сохранят его здоровье, сделают пребывание в школе
психологически комфортным.
Уровень освоения программы: базовый.
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства

РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв.
распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г.;
- Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ МАУ ДО ЦСШ, утв. 31.05.2022 г.

1.4. Адресат программы:
обучающиеся 6-9лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Уровень освоения программы: базовый.
1.5. Режим занятий 2 раза в неделю, 1 час равен 40 минутам.
1.6. Количество обучающихся в группе 10-15 человек.
1.7. Общий объем образовательной программы: 144 часа
1.8. Продолжительность части образовательной программы (год обучения) по
учебному плану в часах: 2 раза в неделю по два академических часа (40 минут) с перерывом
20минут (4 часа в неделю),144 часа в год
1.9. Срок реализации программы: 1 год.

Форма обучения – очная, групповая

Виды занятий: беседы, лекции, презентации, практические занятия, тренинги, игры
драматизации, групповые занятия (с элементами аутотренинга, арт–терапии, сказкотерапии),
психологические игры, КВН, игры «Познай себя, сотвори себя», Ток – шоу «Отчегоколки,
почемуколки». Конкурсы. Занятия с использованием ИКТ.
Формы подведения результатов: беседа, отчет, презентация, практическое занятие,
открытое занятие, анкеты, опросы, тестовые задания.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
Учебный год начинается: 1 год обучения с 15 сентября;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай-ка»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
2. Цель программы
Цель программы: профилактика школьных трудностей, содействие благоприятной
социально-психологической адаптации, формирование учебной мотивации у обучающихся
начальной школы.
Раздел 1. «Азбука школьной жизни»
Цель: Знакомство школьника с нормами школьной жизни.
Раздел 2. «Планета эмоций»
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы.
Раздел 3. «Путешествие в страну « Понимание»
Цель: Развитие коммуникативных умений и навыков.
Раздел 4. «Я и мои способности»
Цель: развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления,
воображения).
3. Задачи программы
Обучающие:
1.
Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию
требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и
перемене, формирование личностных УУД;
2.
Формирование положительного отношения к школе, стимулирование
познавательной активности школьников.
3. Помощь в развитии личностных свойств: самостоятельности, ответственности,
аккуратности, трудолюбия; формированию потребности в самопознании, саморазвитии
Развивающие:
1.Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
2.Развитие пространственных представлений и отношений;

3.Развитие слухомоторной координации;
4.Развитие произвольного внимания, функций контроля;
5.Развитие способностей к аналогии и обобщению, аналитико-синтетической деятельности,
зрительного анализа и синтеза;
6.Развитие зрительной, слуховой, комбинированной, смысловой видов памяти
7. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и
саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование
регулятивных УУД.
Воспитательные:
3. Формирование способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения
встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;
4. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для
установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с
педагогами, формирование коммуникативных УУД.
5. Формирование навыков саморегуляции поведения;
4. Содержание программы
4.1 Учебный (тематический) план
№

Название раздела

часов

Количество

Формы контроля

Всег Теори Прак
о
я
тика
Разд
ел 1.

«Азбука школьной жизни»

28

14

14

1

2

1

1

Вопросы, рисунок

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Опрос, творческая работа
Опрос, анкета
Вопросы, рисунок

5
6
7

«Вводное занятие. С днем
рождения, группа!».
Правила
безопасности.
«Я и мое имя»
« Что такое школа»
«Первоклассник - это звучит
гордо»
«Для чего ходят в школу»
«Учитель – ученик»
«Ярмарка качеств успешности»

2
2
2

1
1
1

1
1
1

8

«Собираем портфель»

2

1

1

9
10
11
12
13

«Школьные правила»
«Подсказки и списывание»
«Школьные оценки»
«Страна ошибок»
«Учимся работать»

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

14

«Первоклассное путешествие»

2

1

1

Устный опрос
Рисунок
Уровень
выбора
предлагаемых качеств
Уровень
практических
умений
Анализ ситуаций
Анализ действий
Рисунок
Тестовые задания
Составление
алгоритма
деятельности
Анкета, опрос

Разд

«Планета Эмоций»

26

13

13

2
3
4

ел 2.
1
2

«Мои эмоции»
«Мое настроение»

2
2

1
1

1
1

Рисуночный тест
Работа со схемой

3

1

1

Уровень
писем

4

«Конверты
«Радости
и 2
Огорчений», «Радость – одна на
всех»
«Фея Сочувствие»
2

1

1

5

«Что такое мимика и жесты»

2

1

1

6

2

1

1

2
2

1
1

1
1

Вопросы, рисунок
Анализ ситуаций

2

1

1

2

1

1

Конструктивные решения
в предлагаемых ситуациях
Составление сказки

11

«Наши
страхи.
Как
их
преодолеть»
«Грусть и печаль»
«Гнев. С какими чувствами он
дружит»
«Я контролирую себя»
«Волшебная клетка»
«Обида» «История про то, как
Мальчик Петя «обидку» прогнал»
«Слушай команду»

Выбор
ситуативных
действий
Уровень понимания и
воспроизведения
Рисование

2

1

1

12

«Чудо-дерево»

2

1

1

13

«Планета наших чувств и эмоций» 2

1

1

Разд
ел 3.

«Путешествие
«Понимание»

15

15

1

«Путешествие
в
страну
«Понимание»»
«Что такое общение и дружба»
«Что я знаю о себе»
«Мой мир»
«Что я знаю о других»
«Мир вокруг нас»
«Разные
люди
разные
характеры»
«Мой характер»
«Застенчивость и Уверенность»

2

1

1

2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Рисунок .Опрос
Анкета «Кто я?»»
Рисунок
Рисунок
Коллаж
Вопрос-ответ

2
2

1
1

1
1

«Драки и обида»
«Мы поссорились и помирились»
«Волшебные
средства
взаимопонимания»
«Я – хозяин своих чувств»
«Я – хозяин своих поступков»
«Дерево дружбы»

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Методика «Горячий стул»
Выбор
ситуаций
(картинки, карточки)
Драматизация
«Закончи предложение»
Поиск
конструктивных
решений.
Презентации
Презентации
Коллективный
рисунок

7
8
9
10

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

в

страну 30

составленных

Упражнения
на
преодоление
Творческая
совместная
деятельность
Тестовые задания

Разд
ел 4.

«Я и мои способности»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

30

15

15

«Путешествие
на
остров 2
«Способности» Введение в тему.
«Мои сильные и слабые стороны» 2
«Что я могу и чего я не могу»
2

1

1

Опрос

1
1

1
1

«Какой Я?»
«Путешествие
в
«Восприятие»
«Загадочные письма»

2
страну 2

1
1

1
1

Рисунок
Анализ
деятельности
Анкета
Тест

2

1

1

2
4

1
2

1
2

Самостоятельное решение
задач
Тест
Тест

2
2
4

1
1
2

1
1
2

Анализ деятельности
Модели, схемы
КВН

4
144

2
72

2
72

Тестирование

«Путешествие в страну «Память»
«Путешествие
в
страну
«Внимание»
«Я – контролёр»
«Ищем клад»
«Путешествие
в
страну
«Мышление»
«Теперь я знаю себя»
Итого:

своей

4.2 Содержание учебного плана
Раздел 1 «Азбука школьной жизни» (28ч.)
Тема: «Вводное занятие. С днем рождения, группа!» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Познакомить детей с целями и задачами работы. Ввести правила
и алгоритм работы в группе. Обговорить правила безопасного поведения в классе, на переменах.
2.Практическая часть. 1.Игры и упражнения на знакомство («Волшебный клубочек,
«Цветок общения»). 2.Составление и оформление «Свода правил группы».3. «Правила
безопасности в школе» 4. Игра «Подарки».5.Коллективная работа «Сердце группы».
2. Тема: «Я и мое имя» (2ч)
1.Теоретическая часть. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне
позитивной “Я- концепции” ребёнка, через принятия себя, своего имени. Рассказ ведущего.
2.Практическая часть. 1.Игры и упражнения направленные на формирование интереса к
себе и другим («Укрась свое имя», «Венок имён», «Тайна твоего имени»). 2. Рисование визитки
«Мое имя» 3.Рассказы о своем имени.
3.Тема: « Что такое школа» (2ч.)
1.Теоретическая часть. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне
позитивной “Я- концепции». Знакомство с правилами Успешности.
2.Практическая часть. 1.Игра «Большая перемена».2. Клуб «Отчевоколки-Почемуколки»,
дискуссия: «Что такое школа». 3. Тренинговое упражнение в кругу «Успех это…» 4. Продолжи
предложение «Я буду успешным если..» 5.Рисунок «Моя школа».
4. Тема: «Первоклассник - это звучит гордо» (2ч.)
1.Теоретическая часть. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне
позитивной “Я- концепции» , через принятия новой социальной роли- ученика. Беседа.

2.Практическая часть. 1. Упражнение «Поделись улыбкою своей» 2.Клуб «ОтчевоколкиПочемуколки», дискуссия: «Ученик – это». 3.Игра «Первый день в школе». 4.Рисунок «Школа
будущего».
5. Тема: «Для чего ходят в школу» (2 ч)
1. Теоретическая часть. Познакомиться с уровнем сформированности школьной
мотивации, отношением к школе. Рассказ о том, что школы бывают разные.
2. Практическая часть. 1.«Броуновское движение» (Школа это…)2. Клуб «Отчегоколки,
почемуколки», дискуссия «Что значит учиться».3. « Упражнение « Кто, зачем ходит в школу».4.
Анкета «Мотивация». 5.Ролевая игра «Школа зверей»
6. Тема: «Учитель – ученик» (2ч)
1.Теоретическая часть. Уточнить деятельность учеников и учителей. Снять тревожное
отношение в процессе взаимодействия с учителями. Рассказ ведущего.
2. Практическая часть. 1. Упражнение «Броуновское движение»( «Я хожу в школу,
чтобы…) 2. «Ток-шоу «Мой любимый ученик», «Мой любимый учитель»
3.Чтение сказки «Про девочку Катю и строгую учительницу». 4.Придумывание концовки
сказки. 5.Упражнение «Выбери учителя» 6. Рисование «Учитель будущего». 7. Ролевая игра
«Учителя».
7. Тема: «Ярмарка качеств успешности» (2 ч)
1. Теоретическая часть. Развитие познавательных и личностных УУД. Знакомство с
качествами успешного ученика.
2. Практическая часть. 1. Игра «Комплименты» 2. Клуб «Отчегоколки, почемуколки»,
дискуссия «Какой ученик будет успешным». 3. Путешествие на остров «Сообразилия» 3.Игра: «
Ярмарка». Лавка «Качества успешности».
8. Тема: «Собираем портфель»(2ч)
1. Теоретическая часть. Беседа «Что должен знать и уметь каждый ученик», «Что
поможет мне в учении».
2.Практическая часть. 1.Упражнение «Похвалялки». 2.Чтение и анализ сказки О.В.
Хухлаевой «Котенок Сашка пошел учиться». 3.Разыгрывание ситуаций: «Я - в школе». 4.Клуб
«Отчевоколки-Почемуколки», дискуссия: «Мой любимый урок». 5.Рисунок: «Я – ученик».
9. Тема: «Школьные правила» (2ч)
1.Теоретическая часть. Содействовать осознанию позиции школьника, познакомить
детей с правилами поведения на уроке и перемене. Просмотр презентации «Правила поведения
на уроке».
2.Практическая часть. 1.Чтение и заучивание
правил поведения на уроках в
стихотворной форме. 2.Упражнение “Урок или перемена”. 3.Ролевая игра «Королевство и его
законы». 4.Рисование: «Указ короля».
10. Тема: «Подсказки и списывание» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Содействовать осознанию школьных норм и правил, развитие
познавательных и личностных УУД. Беседа.
2.Практическая часть. 1.Игра « Похвали соседа». 2.Просмотр мультфильма или чтение
сказки «Подсказки и списывание». Анализ сказки.3. Этюды: «Что можно, а что нельзя!» (дети
по карточкам с заданной ситуацией изображают описанное действие). 4.Рисование в малых
группах: «В стране «Подсказок и списывании»

11. Тема: «Школьные оценки» (2 ч)
1.Теоретическая часть: Помочь будущим первоклассникам в осознании и принятии
правил школьной жизни и себя в роли учеников, активизация познавательной активности
обучающихся, формирование положительной мотивации.
2.Практическая часть. 1.Упражнение «Комплименты» 2. Просмотр и обсуждение
мультфильма «В стране невыученных уроков». 3.Просмотр и анализ репродукции картины
«Опять двойка». 4.Этюды «Плохая (хорошая) отметка».
12. Тема: «Страна ошибок» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Снять школьную тревожность, показать приемы работы над
ошибками.
2.Практическая часть. 1.Упражнение «Пожелания». 2.Драматизация сказки «Страна
невыученных уроков». 3. «Отчегоколки - Почемуколки» обсуждение темы «Что делать, если
что-то не понял». 4.Игра «Плохо - хорошо». 5.Придумывание правил преодоления трудностей.
13. Тема: «Учимся работать» (2ч)
1.Теоретическая часть. Показать детям техники успешной работы.
2.Практическая часть. 1.Игры - путешествия и упражнения направленные на
формирование произвольности: «Путешествие по острову «Немогунехочу немогучки» или «Как
справиться с «немогучками» и «нехочучками». 2.Коллаж: Страна «Немогучек» и Страна
«Могучек»
14. Тема: «Первоклассное путешествие» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Закрепить техники успешной работы.
Снять школьную
тревожность. Умение использовать свой опыт в практических действиях.
2.Практическая часть. Квест «Первоклассное путешествие».
1. «Отгадай загадку» (школа и школьные принадлежности)
2. «Составь паззл» (пенал, карандаш)
3. «Вспомни правила успешной работы»
4. «Изобрази»
5. «Похвали»
Раздел 2 «Планета Эмоции» (26ч)
1.Тема: «Мои эмоции» (2ч)
1.Теоретическая часть. Знакомить с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и
описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствовать навыки
и общения, формировать у обучающихся умение понимать друг друга. Пиктограммы.
2.Практическая часть. 1.Упражнение « Передай теплоту». 2.Просмотр презентации
«Эмоции». 3.Упражнение «Угадай эмоцию». 4.Упражнение «Пирог эмоций».
5.Этюд «Теремок». 6. Цветовой тест « Выбери цвет»
2. Тема: "Мое настроение" (2ч)
1.Теоретическая часть: Знакомство с понятием чувство, настроение; развивать умение
управлять своим настроением; формирование коммуникативных УУД, снятие психоэмоционального напряжения. Рассказ ребенка «Настроение»
2.Практическая часть. 1.Упражнение «Азбука эмоций». 2. Сказка «Случай в стране
чувств». Проигрывание понравившихся эпизодов.
3.Упражнение «Разные настроения». 4.Этюды «Настроение».5.Задание «Нарисуй и
придумай рассказ или сказку «В стране Настроения».
3. Тема: «Радость – одна на всех» (2ч.)

1.Теоретическая часть. Знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно
выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное
состояние другого человека, формирование коммуникативных УУД.
2.Практическая часть. 1.Упражнение "Глаза в глаза".2. Просмотр мультфильма «Просто
так». Обсуждение. Ответы детей на вопросы. 3. Упражнение "Азбука настроений".
4.Упражнение: "Букет приятных событий”. 5.Мини- конкурс «Конверты "Радости"и
"Огорчений"».
4.Тема: «Фея Сочувствие» (2ч)
1.Теоретическая часть. Расширять и углублять представления детей о доброжелательном
отношении к окружающим людям, желание понимать эмоциональное и физическое состояние
сверстников. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия
заболевшему товарищу. Закреплять в сознании детей ценностное отношение к человеку.
2.Практическая часть.
1.Упражнение «Как проявить сочувствие животным и друзьям». 2.Чтение рассказа «Друг
заболел». 3.Упражнение «Составь картинки по порядку (по рассказу)». 4.Изобразить движением
текст песни «Друг в беде не бросит».
5.Драматизации с куклами сюжета: «Как помочь больному другу?»
5. Тема «Что такое мимика и жесты» (2ч)
1.Теоретическая часть. Тренировать умения распознавать эмоциональное состояние по
мимике. Рассказ «Мимика»
2.Практическая часть.1. Упражнение «Мимическая гимнастика». 2. Упражнение
«Иностранец»(жесты). 3. Тренинговые упражнения (мимика, жесты) в круге «Угадай-ка», «Как
можно общаться через стекло». 4. Игра по подгруппам: «Найди друга без слов» 5.Изготовление
пиктограмм («Пойми по жестам»). 6. Инсценировка по предложенной ситуации (картинка,
описание) «Молчаливая история».
6. Тема «Наши страхи. Как их преодолеть» (2ч)
1.Теоретическая часть. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту
эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное
состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных
средств), снятие эмоционального напряжения.
2. Практическая часть. 1. Просмотр мультфильма «У страха глаза велики». Анализ
мультфильма. 2. Рисование «Маска страха». 3.Беседа по иллюстрации «Петя и гусь».
4.Инсценировка стихотворения «Испуг». 5.Упражнение «Страхи сказочных героев». 6.Играаппликация «Спрячем страх за забором».
7. Тема «Грусть и печаль» (2ч)
1.Теоретическая часть. Рассмотреть особенности содержательного наполнения грусти и
печали; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувства других людей; формировать
чувство товарищества, взаимопомощи.
2.Практическая часть. 1.Упражнение «Поделись улыбкой». 2.Упражнение «Несмеяна»
3.Сказка « Королева грусти».4. Рисунок «Подарок для грусти и печали». 5.Игра «Скучно,
скучно так сидеть». 6.Упражнение «Письмо для хорошего настроения». 7.Пиктограмма
(аппликация) «Грусть». 8. Игра импровизация с куклами « Грустная история»
8. Тема «Гнев. С какими чувствами он дружит» (2ч)
1.Теоретическая часть. Формировать регулятивных УУД, развитие произвольной
регуляции поведения детей. Рассказ «Что такое гнев»
2.Практическая часть . 1.Упражнение « Закончи предложение». ( «Я гневаюсь, если…»)

2.Сказка «О мальчике Сереже, который боялся и потому кусался» (чтение, разыгрывание ).
3.Игры с руками «поссорились – помирились», «разозлились – одумались».
4. Тренинговое упражнение «Семь советов, как гнев победить». 5. Книжка – малышка
«Как гнев побороть»
9. Тема «Я контролирую себя» (2ч)
«Волшебная клетка»
1.Теоретическая часть. Формирование регулятивных УУД, развитие произвольной
регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение
уверенности в себе.
2.Практическая часть. 1.Упражнение «Продолжи предложение….»
2.Упражнения для снятия напряжения: «Гора с плеч», «Камень-верёвка», «Скала», «Я
справлюсь», «Стоп кулак» .
3.Упражнение «Психологический портрет». 4. Игра «Хозяин своих чувств».
5. Игра и рисунок «Волшебная клетка» (клетка открывается только тогда, когда попавший
в нее называет или показывает прием контроля).
10. Тема «Обида» (2ч)
1.Теоретическая часть. Рассмотреть особенности содержательного наполнения понятия
«обида»; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувства других людей. Беседа
«Обида»
2.Практическая часть. 1.Упражнение «Подними настроение другу»
2.Чтение, анализ, драматизация сказки «История про то, как Мальчик Петя «обидку»
прогнал». 3.Этюды. 4.Упражнения «Я учусь не обижаться». 5. Рисование «Как обиде помочь»
11. Тема «Слушай команду» (2ч)
1.Теоретическая часть. Формирование регулятивных УУД, развитие произвольной
регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения.
2.Практическая часть.
.1. Упражнение «Слушай команду» 2. Упражнение «Говори!», «Погоня», «Точки»
3.Упражнение «Дождик».
12. Тема «Чудо-дерево» (2ч)
1.Теоретическая часть. Знакомство с эмоцией удивления; закрепление мимических
навыков, формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения детей,
снятие психо-эмоционального напряжения, сплочение группы. Вопросы к детям.
2.Практическая часть.
1.Упражнение. “Добрый бегемотик». 2. Клуб «Отчегоколки-почемуколки» дискуссия
«Чему мы удивляемся». 3. Игра «Кто тебя и как позвал?» ( Разные интонации). 4.Конкурс
этюдов: «Самый удивлённый». 5.Игра «Любопытный». 6. Коллаж «Чудо-дерево» (групповая
работа).
13. Тема «Планета наших чувств и эмоций» (2ч)
1.Теоретическая часть. Формировать коммуникативные и личностные УУД, учить
осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других, закреплять
знания об основных эмоциях, снятие психо-эмоционального напряжения, создание
положительного настроя. Упражнение « Вопрос-ответ».
2.Практическая часть. Квест.
1.Упражнение «Ладонь на ладонь». 2.Этюды на выражение основных эмоций. Цветок
(радость). Золушка (Печаль и грусть).3. Упражнение «Соедини ниточками слова-эмоции»
4. «Найди по описанию»

Раздел 3 «Путешествие в страну «Понимание» (30ч.)
1. Тема: «Путешествие в страну «Понимание» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Формирование коммуникативных УУД; знакомство с нормами
общения с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений,
снятие психо-эмоционального напряжение, развитие навыков сотрудничества и взаимодействия
друг с другом. Беседа «Страна Понимание»
2.Практическая часть.1. Игра «Волшебный круг» (водящий изображает какое-либо
эмоциональное состояние, дети отгадывают). 2. Сказка «Библиотека Чувств Феи Понимания!»
(фланелеграф).3. Игра «Чтение эмоций» (пиктограммы). 4.Этюд «На крыше у Шуры жил
журавль Жура».5. Тренинговое упражнение «Ракета» (работа в парах).
6.Рисование «Страна Понимание»
2. Тема: «Что такое общение и дружба» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Формирование коммуникативных и познавательных УУД,
разъяснить детям нормы общении с сверстниками и взрослыми; развитие у детей социальных и
коммуникативных умений, выработка у детей доброжелательное отношение друг к другу,
сплочение классного коллектива.
2.Практическая часть.
1.Упражнение «Подарок другу» 2.Упражнение «Я рад общаться с тобой».
3.Упражнение «Подари сердце другу» 4.Упражнение «Мостик дружбы» 5. Упражнение
«Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» 6. Коллаж «Что такое дружба»
3. Тема: «Что я знаю о себе» (2 ч)
1.Теоретическая часть.
Актуализация рефлексивной позиции, развитие навыков
самоанализа и рефлексии.
2.Практическая часть.1. Упражнение «Ответь на вопрос: Кто ты?» 2.Работа со сказкой
«Федюнчик» (О.В. Хухлаева) 3.Упражнение «Закончи предложение» (Я умею.. Я горжусь… Я
сам…) 4. Тест «Автопортрет» 5. «Галерея»
4.Тема: «Мой мир» (2ч.)
1. Теоретическая часть. Развитие у детей потребности в самоанализе и
рефлексии. Рассказ «»Мой внутренний мир»
2. Практическая часть. 1.Игра «Похвалялки» 2.Продолжи предложение: «Кто я?» 3.Клуб
«Отчегоколки-почемуколки», дискуссия «Мои интересы и увлечения». 4.Упражнение «Мой
внутренний мир». 5. Рисунок «Мой внутренний мир»
5. Тема: «Что я знаю о других». (2 ч)
Теоретическая часть. Развитие у детей потребности в самоанализе и рефлексии, умений
посмотреть на себя глазами других людей.
2.Практическая часть. 1. Упражнение «Комплименты» 2. Игра «Найдем преступника по
описанию.» 3. Игра «Угадай-ка» Ребенок описывает какого-либо из присутствующих, дети
должны отгадать о ком шла речь . 4. Упражнение «Какой я, какой ты». Дети заполняют
табличку предпочтений (Цвет, животное, книга, мультфильм, пища, герой), ищут детей с
похожими предпочтениями.
6. Тема: «Мир вокруг нас» (2ч)
Теоретическая часть. Теоретическая часть. Развитие у детей наблюдательности и
адекватного восприятия мира. Сплоченность, умение договариваться, подчиняться общим
правилам. Беседа «Что меня окружает».

2. Практическая часть.1. Игра «Снежный ком» (дети называют предметы окружающего
мира, называя, то, что сказали ранее) 2. Упражнение «Что изменилось?». 3.Объясняем
разнообразие и единство окружающего мира с помощью кругов Эрмлера. 4. Рисунок «Мира
людей» с помощью кругов Эрмлера. 5. Песок. «Мир вокруг нас» (дети в подруппах, создают в
песочнице «миры» как они их видят»
7 . Тема: «Разные люди - разные характеры» (2 ч)
1. Теоретическая часть. Знакомство с понятием «характер», с чертами характера,
развитие умения описывать черты характера, развитие произвольности поведения, мотивация
детей на осознание собственных черт характера, поддержка в позитивном самоотношении,
расширение запаса слов, используемых для обозначения черт характера, актуализация
представлений о хороших и плохих чертах характера, помощь в осознании непривлекательных
черт своего характера за счет получения обратной связи от других.
2. Практическая часть. 1.Тренинговые упражнения «Встань по росту, по цвету волос, по
дате рождения и т.д.» используя мимику и жесты. 2.Упражнение «Мы похожи, мы отличаемся»
Обсуждаются признаки похожести и различия. 3. Работа со сказкой «Туча». 4. Упражнение:
«Темные и светлые мешочки» (дети называют свои отрицательные и положительные черты
характера и помещают их в соответствующие мешочки). 5. Коллаж «Разные люди - разные
характеры».
8. Тема: «Мой характер». (2 ч)
1. Теоретическая часть. Помощь в осознании особенностей собственного характера на
основе оценки своих поступков, а также непривлекательных черт своего характера за счет
получения обратной связи от других.
2. Практическая часть. 1. Упражнение «Я такой…» 2.Упражнение «Психологическая
загадка». 3.« Игра «Лавка характеров» 4. Сказка «Сказка о Маше и ее человечках». 5. «Мои
человечки» Рисунок.
9. Тема: «Застенчивость и Уверенность» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Формировать коммуникативные УУД, повысить у детей
уверенность в себе, способствовать преодолению замкнутости, пассивности, скованности;
научить двигательному раскрепощению.
2.Практическая часть.
1. «Поменяйся местом» 2..Рассматривание демонстрационного материала «Чувства.
Эмоции», отображающие эмоции «застенчивость» и «нерешительность». 3.«Игра «Похожи различаются». 4. Знакомство с героями сказки: «Застенчик», «Растерянчик-Нерешительный».
5.Этюд на выражение застенчивости и нерешительности 6.Игра «Я – лев». 7.Игра «У кого руки
теплее» .9. Игра «Марш самооценки».
.10. Игра «Прорвись в круг». 11.Упражнение «Подари камешек». 12.Упражнение «Ясамый».
10. Тема «Драки и обида» (2ч.)
1.Теоретическая часть. Формирование коммуникативных, личностных, познавательных
УУД, знакомство с «волшебными средствами понимания» – интонацией и мимикой. Развитие
сочувствия и внимания к людям, умений описывать свои ощущения, обращение внимания детей
на тактильные, кинестические ощущения; снятие психологических барьеров.
2.Практическая часть. 1. « Похвалялки» 2. Клуб «Отчевоколки –почемуколки» Беседа
«Что такое обида?», «Часто ли вы обижаетесь. Почему?». 3. Тест «Рука» (уровень агрессивности)
4. Разыгрывание стихотворения « Кто из нас обидел первый» 5. Упражнения на преодоление
«Стоп кулак», «Гора», «Мороженое» 6. Прослушивание и анализ сказки «Ежики» 7. Рисунок
«Как преодолеть желание подраться»

11. Тема «Мы поссорились и помирились» (2ч)
1.Теоретическая часть. Формирование коммуникативных, личностных, познавательных
УУД, знакомство с «волшебными средствами понимания» – интонацией и мимикой. Развитие
сочувствия и внимания к людям, умений описывать свои ощущения, обращение внимания детей
на тактильные, кинестические ощущения; снятие психологических барьеров
2.Практическая часть. 1.Упражнение «Попроси прощения» 2. Упражнение «Мирилки»
3. Просмотр и обсуждение мультфильма «Мишка-задира» 4. Игра «Руки поссорилисьпомирились» 5. Подвижная игра «Стражники» 6. Чтение и драматизация сказки « Про мальчика,
который дрался».
12. Тема: ««Волшебные средства взаимопонимания» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Знакомство с «волшебными средствами понимания» –
интонацией и мимикой. Развитие сочувствия и внимания к людям, умений описывать свои
ощущения, обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; снятие
психологических барьеров.
2.Практическая часть.
1.Игра «Дотронься...». 2.Упражнение «Друг к дружке» 3. Знакомство с «Волшебными
средствами понимания». Улыбка, умение слушать, контакт. 4. Чтение и драматизация сказки
«Сказка про «холодное сердце» или о том, как мальчик стал послушным»
13. Тема «Я хозяин своих чувств» (2ч.)
1.Теоретическая часть. Усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; создать условия
для понимания обучающимися того, что в обществе существуют определенные нравственные
нормы. Беседа.
2.Практическая часть. 1. Упражнение « Я понимаю тебя». 2. Сказка «Я хозяин своих
чувств и поступков» 3.Тренинговые игры. «Островок» (Дети складывают газету и размещаются
на ней.) «3 коробки» (Дети передвигаютя в тройке с коробками на ногах.) «Сиамские близнецы»
4. Инсценирование стихотворения «Я не подумал о других». 5.Эмоциональная игра «Хочу и
нельзя».
14. Тема: «Я – хозяин своих поступков» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Формирование коммуникативных и личностных УУД; усвоить
нормы общения с детьми и взрослыми; создать условия для понимания обучающимися того, что
в обществе существуют определенные нравственные нормы.
2.Практическая часть. 1. Клуб «Отчегоколки- почемуколки» дискуссия «Что такое
«самообладание», «сдержанность».2. Чтение, анализ, рисунок. Сказка о самообладании.
3.Упражнение «Стойкий оловянный солдатик» 4. Аутотренинг.5. Игра «Шепталки, кричалки,
молчалки» 6. Рисование « отражение в зеркале».7. Упражнение «Поступки»
Работа с картинками.
15. Тема: ««Дерево дружбы» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Формирование коммуникативных и личностных УУД, создать
атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности, сплочение
классного коллектива, создание благоприятного психологического климата в классе.
2.Практическая часть. 1. Упражнение «Я – доброжелательный» 2. Слушание сказки
«Легенда о Заколдованном дереве». Ответы детей на вопросы. 3. Игра «Шепталки, кричалки,
молчалки» 4. .Коллаж «Дерево дружбы»
Раздел 4 «Я и мои способности»(30 ч)
1. Тема: Путешествие на остров «Способности» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Введение в тему.

2.Практическая часть.1. Клуб «Отчегоколки, почемуколки» тема: «Что такое
способности» 2. Работа со сказкой: «Сказка о скрипке» 3. Игра «Способности моих родителей»
4. Создание книжки-малышки «Я могу. Я умею».
2. Тема: «Мои сильные и слабые стороны» (2ч)
1.Теоретическая часть. Дать детям возможность познать слабые стороны своей
познавательной деятельности. Дать детям представления о способах их развития или
приспособления к ним.
2.Практическая часть. 1.Упражнение «Какой я?» 2.Подвижная игра «Мои сильные и
слабые стороны» 3.Упражнение «Закончи предложение» (Я хорошо умею..) 4.Упр. «Собираем
мешки». 5. «Подарки»
3.Тема: «Что я могу и чего я не могу» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Формировать у детей умение видеть свои слабые и сильные
стороны. Научить детей делать выводы относительно своих возможностей и находить новые
средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе.
2.Практическая часть. 1.Обсудить вопросы: в клубе «Отчегоколки – почемуколки» «С
многими недостатками можно смириться, а многие умения и способности можно развивать» 2.
Игра: «Радио» или «Потерялся ребёнок…» 3. Мультфильм « «А что ты умеешь»
4.Тема: «Какой я» (2ч.)
1.Теоретическая часть. Научить детей делать выводы относительно своих возможностей
и находить новые средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе.
2.Практическая часть. 1. Упражнение « Какой я…?» (броуновское движение). 2. Игра:
«Горячий стул» (дети называют качества выбранного ребенка). 3. Анкета «Какой я».
5.Тема: «Путешествие в страну «Восприятие» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Познакомить детей с особенностями процессов восприятия,
помочь выработать эффективные приемы управления этим процессом в учебной деятельности.
2.Практическая часть. Упр. «На что похоже». Знакомство с понятием «Восприятие»
Игры: «Что здесь спрятано», «Делай как я», «Свойства моего восприятия»
6..Тема: «Загадочные письма»(2ч.)
1.Теоретическая часть. Развитие восприятия
2.Практическая часть. Игра: «Белый лист», Упр. «Что спрятано» «Шифровка»
7. Тема: «Путешествие в страну «Память» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Познакомить детей с особенностями процессов памяти, помочь
Выработать эффективные приемы управления этим процессом в учебной деятельности.
2.Практическая часть. Игры: «Фигуры», «Чего не стало», «Вижу, слышу, чувствую»
Знакомство с понятием «Память». «Пиктограммы», «Запомни и нарисуй»
8.Тема: «Путешествие в страну «Внимание» (4 ч)
1.Теоретическая часть. Помочь освоить приемами управления собственным вниманием
2.Практическая часть. «Что такое внимание? Как узнать внимательный ли человек?»
Игра «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «Найди и вычеркни», «Чей это дом»
Игра «Кто внимательней»
9.Тема: «Я – контролёр» (2ч)

1.Теоретическая часть. Формировать умение контролировать свои действия,
анализировать свои ошибки
2.Практическая часть. «Найди красивое», «Найди слово», «Лесенка», «Найди ошибки»
10.Тема: «Ищем клад» (2 ч)
1.Теоретическая часть. Научить детей работать со схемами и моделями.
2.Практическая часть: Упражнение: «Найди домик», Игра «Найди клад»
11. Тема: «Путешествие в страну «Мышление»» (4 ч)
1.Теоретическая часть.
Беседа «Что такое мышление. Для чего оно нужно?»
2.Практическая часть. Турнир смекалистых.
12.Тема: «Теперь я знаю себя» (4 ч)
1.Теоретическая часть. Подведение итогов
2.Практическая часть. Диагностика
5. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Период
Дата
начала Дата
Всего
обучения
обучения
по окончания
учебных
программе
обучения по недель
программе
1 год обучения 15 сентября 11 31 декабря 29 16
1 полугодие 2 января
мая
20
полугодие

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

64
80

2
раза
в
неделю по 2
часа

6. Планируемые результаты
Метапредметные результаты.
Мотивационный: у обучающих
появится целенаправленность деятельности, её
завершённость, активное включение в деятельность, более стойкое проявление интереса и
творческой инициативы.
Когнитивный: интерес к решению познавательных задач станет более длительным и
устойчивым; повысится целостность и избирательность восприятия и внимания.
Эмоционально-волевой: возрастет вовлеченность, проявление положительных эмоций в
процессе деятельности; разовьется произвольность психических процессов, сформированность
функций контроля.
Действенно-практический:
повысится инициативность в познании; умение
сформулировать принцип или алгоритм решения задания и умение переносить данный
алгоритм с одного задания на другое; вариативность мышления, умение находить
нестандартные решения.
Предметные результаты.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- Осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- Овладение действиями планирования - определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- Способность осуществлять действия прогнозирования - предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- Способность к действию оценки - выделение и осознание обучающимся того, что уже
усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов
работы;
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
- Освоение способов решения проблем творческого характера.
- Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
- Возможность постановки вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;
- Сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку
событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать
комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать
собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности.
Личностные результаты:
- Принятие социальной роли ученика;
- Сформированность внутренней позиции школьника;
- Принятие и соблюдение норм школьного поведения;
- Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- Овладение начальными навыками адаптации в социуме.
. 7. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Мебель: столы, стулья, доска, кресла, диван, шкафы и стеллажи для хранения
инструментария.
2.Раздаточный и демонстрационный материал
Цветной мяч.
Цветные карандаши или фломастеры, краски, клей, листы формата А4, ватман. Цветная
бумага.
Вырезки из журналов, фотографии.
Электронные носители с записями музыки разных темпов, ритмов, мелодики, аудиозаписи
детских песен; торжественной музыкой.
Бланки заданий для модулей распечатываются из файлов, тетрадей или демонстрируется
на экране с материалов на электронных носителях.
Пиктограммы эмоций и эмоциональных состояний, «Азбука настроений».
Карточки с изображением сказочных героев.
Карточки с правилами общения из игры Р.С. Буре «Как поступают друзья», игрушки,
картинки-ситуации из альбомов «Мир Эмоций», «Мое поведение» .
Силуэтное изображение дерева, шаблоны для математических и логических заданий.
Атрибуты к ролевым, сценарным играм, драматизациям:
«Школа»: буквы, цифры, азбука, указка, мелки, карточки с заданиями
«Магазин»: Касса, овощи, фрукты, продукты.
«Больница»: набор «Маленький доктор»
«Парикмахерская»
«Семья»: кукольная мебель, куклы
«Строительство»: строительный материал, лего, машины
«Автомастерская»: инструменты

«Зоопарк»: набор животных»
«Театр» набор кукол бибабо
Мяч
Настольные игры
Диагностические материалы
Инструментарий для корректировки эмоциональных состояний:
игрушки, игры, куклы, пиктограммы.
Задания для развития познавательных процессов; внимания, памяти, мышления.
Техническое оснащение: компьютер или телевизор.
Информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
Кадровое обеспечение. Кравченко Ольга Павловна- педагог-психолог высшей
квалификационной категории. Общий стаж педагогической работы 49 лет. Психологической
деятельности -25 лет. Образование – высшее.
Методические материалы. Пособия, дидактические материалы
Методическое обеспечение.
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, объяснение, беседа);
объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
практический (упражнения, дидактические игры, арт-терапевтические технологии);
наглядный (показ иллюстраций, видео-фильмов, презентаций);
репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону);
творческий (создание нового изобразительного, текстового образа);
эвристический (участие в конкурсах, соревнованиях).
Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий,
включающих групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, ежедневный контроль качества
знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения
знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление,
запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения.
8. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Аттестация обучающихся проходит согласно тематическому плану: опрос, вопросы,
рисунок, презентации, анализ деятельности детьми, определение уровня практических умений,
самостоятельных решений различных задач, использование и составление схем, моделей,
анкетирование, тестирование, качество совместной деятельности
Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр,
методами наблюдения, бесед, сопоставлений успехов различных видах деятельности. Кроме
того дети оценивают свою деятельность в форме оценочной лестницы в тетрадях «Я могу».
Входной мониторинг проводится в начале учебного года, промежуточный в середине года и
итоговый в конце года. Отслеживается уровень эффективности курса по критериям обозначенным в
диагностических материалах и прогнозируемых результатах. Результаты вносятся в отчетную ведомость.
Оценка эффективности реализации программы.
1.Для определения уровня социально-психологической адаптированности ребенка к
школьному обучению применяется методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к
школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.).
2.Диагностика сформированности УУД включает в себя:
Коммуникативные УУД

Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
«Кто прав?» (Г.А. Цукерман)
Регулятивные УУД
Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);
Тест Тулуз-Пьрона.
Личностные УУД
«Беседа о школе» (Т.А. Нежновой);
Тест «Лесенка» (В.Г. Щур);
Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург)
Познавательные УУД
Методический комплекс Л.А.Ясюковой (задания на диагностику развития познавательных
психических процессов)

Список литературы
1. Абельмас Н. В. Занимательные игры и задания на развитие логического мышления.
Математика. Русский язык. – Феникс, Кредо, 2007
2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа
развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-144с.
3. Арт-терапевтические методы психологической коррекции когнитивных и поведенческих
расстройств в геронтопсихиатрии/ Л. В. Сенкевич [и др.]// Искусствознание и
гуманитарные науки в современной России: параллели и взаимодействия: сборник статей
по материалам Международной научной конференции 9—12 апреля 2012 года. — М.:
Книга по требованию, 2012. — С. 139—144.
4. Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
5. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. –
32 с.
6. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории
и практики. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:
НПО
МОДЭК»,
2004.
352
с
Гринспен С. Ребенок – тиран (Как найти подход к детям пяти «трудных» типов). М 2010
7. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство,
1997. — 298 с.
8. Битянова М.Р Профессия – школьник Учебно-методическое пособие для школьных
психологов и педагогов –М.Генезис,2000
9. Бураков Н. Б. Интеллектуальный тренинг. Уровень 1-6. – Бураков Пресс, 2011
10. Бураков Н. Б. Экспресс – курсы по развитию познавательных процессов. – Бураков Пресс,
2011
11. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным
приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.
12. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе.-М. Творческий
центр, 2006
13. Гурин Ю.В Урок + игра СПб.: Речь, 2010
14. Джон
Дилео.
Детский
рисунок:
диагностика
и
интерпретация
М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2012
15. Дивиньи Д. Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии со своими «трудными»
детьми. Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя.
СПб., 2009
16. Дружинин Б. Л. Развивающие задачи для детей 7-12 лет. – Илекса, 2011
17. Ефимов О.И. Школьные проблемы. Для умных родителей, врачей и педагогов. М.-С-Пб
2004
18. Ефимова И. Логические задания для 1-4 класса. Орешки для ума. Феникс, 2012
19. Зак А. З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. – М., 1994
20. Зак А. З. Интеллектика. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Пособие для
1-4 класса. – Интеллект-центр, 2007
21. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика.
Академия, 2004
22. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.:
Олма-пресс, 2001.- 224 с.
23. Каменская
В.Г.
Психофизиологические
критерии
нормативности
развития
интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение. - СПб: Питер, 2001. 223с.
24. Келли К. Как справиться с плохим поведением хорошими методами / Кейт Келли; пер. с
англ. Л. А. Бабук. - Минск: Попурри, 2009. - 224 с

25. Колошина Т.Ю., Трусь А.А.Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и
использование речь 2010
26. Королева Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. Проблемные ситуации в школе и
способы их решения: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с. (Школьное
образование)
27. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
28. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития,
1996. – 208 с.
29. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические
занятия с детьми 6-7 лет - СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.
30. Логические задачи. Серия «Умный малыш». – ИП Бурдина С. В., г. Киров
31. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику Психодиагностические
таблицы .-М.; «Ось-89»,2001
32. Лохов М., Фесенко Ю., Рубин М. Плохой хороший ребенок (Проблемы развития,
нарушения поведения, внимания, письма и речи). СПб, 2008
33. Майерс Б. Развиваем мышление. Лучшие логические игры. – Эксмо, 2010
34. Махров В. Г., Махрова В. Н. Задачи-сказки на развитие логического мышления. 3-4 класс.
– Глобус, НЦЭНАС, 2006
35. Махров В. Г., Махрова В. Н. Задачи-сказки на развитие пространственного и
комбинаторного мышления. 3-4 класс. – Глобус, НЦЭНАС, 2006
36. Махров В. Г., Махрова В. Н. Задачи-сказки на развитие сообразительности. 4 класс. –
Глобус, НЦЭНАС, 2006
37. Мишель Борба. Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и
как с ним бороться. – Диалектика, 2006
38. Мищенкова Л. В. Развивающие задания для детей 8-10 лет. Речь, мышление, память. –
Академия развития, ВКТ, 2009
39. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и
психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011
40. Николаева Е. Н. Я в мире других. Книга для размышления. – Мой учебник, 2007
41. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и
упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
42. Павлов И.В.Общение с ребенком: тренинг взаимодействия СПб.: Речь, 2008
43. Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников -М.: Просвещение, 2011
44. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 592 с.
45. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике: учебно-метод. комплексное
пособие для студентов психологопедагогических специальностей/направлений
подготовки / Д. А. Донцов [и др.]. — 2-е изд. — М. : РУСАЙНС, 2017.
46. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и
упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 90 с.
47. Рогалевич Н. Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе. – Минск,
Харвест, 2004
48. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь
специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач . — М.:
«Плэйт», 2003. - 32 с: ил.
49. Савенков А. И. Обучение мышлению. - М.:Педагогическое общество России, 1999. - 220
с.
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Дошкольники. - М.: Рольф, 2000. - 142 с

50. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет.
- М.: Академия развития. - 32с.
51. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет.
- М.: Академия развития. - 32с.
52. Сакович. А. Н. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.—
224
53. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и
скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.
54. Философия для детей (в сказках и рассказах), Минск, 2003
55. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000. – 160 с
56. Фопель Клаус. Мастерская историй-М.: Генезис, 2013. Мастерская историй-М.: Генезис,
2013
57. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я Программа формирования психологического
здоровья у младших школьников –М., .: Генезис, 2001
Список литературы для родителей
1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребёнку. Справочник для неравнодушных родителей.
Екатеринбург У-Фактория, 2003
2. Бонни Харрис. Когда дети управляют нами. Трагоиткнига.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М. 1991
4. Вроно Е. М. Несчастливые дети – трудные родители. М, 1997
5. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком Как? М.,Творческий центр «Сфера»2001
6. Каздин, А. Зачем, за что и как хвалить ребенка. Неожиданные результаты воспитания
похвалой/ А. Каздин, К. Ротелла. – М: Издательство «Э», 2016. – 240с.
7. Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М., АРКТИ, 2006
8. Круглова Н.Ф. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе М.,2004
9. Литвак, М. 5 методов воспитания детей/ М. Литвак. – Москва, 2015. – 288 с.
10. Маховская, О. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать/ О. Маховская. – Москва:
Издательство «Э», 2015.- 288 с.: ил.
11. Паренс Г. Агрессия наших детей. М. 1997
12. Петрушин А. В. Родители и дети. Советы психиатра. «Феникс», 2010
13. Полезная книга для хороших родителей. Под ред. Т. Г. Яничевой. – СПб, Речь, 2007
14. Рос Кэмпбелл. Как по-настоящему любить своего ребенка.
15. Рос Кэмпбелл. Как справляться с гневом ребенка. СПб, 1999
16. Сатир В. Вы и ваша семья. М, 2008
17. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектальных способностей школьника Популярное
пособие для родителей и педагогов Ярославль «Академия развития»,1996
18. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов Ярославль «Академия развития»1996
19. Уайт Джон. Трудные дети хороших родителей.
20. Фабер А., Мазлиш Э. Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно.
21. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. М, 2011
22. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети
говорили.
23. Холодова О. Юным умникам и умницам. Сборник книг. Росткнига, 2004-2009
24. Холт Д. Причины детских неудач /Пер. с англ. — СПб.: Кристалл, 1996
25. Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 156 с
26. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. 100 ответов на родительские
«почему?», Ярославль,2002


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».