Эмоциональный бум

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«EQ – Эмоциональный бум»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 7 - 12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Одинцов Арсений Анатольевич
педагог-психолог

Екатеринбург, 2023

Паспорт программы
Название программы

«EQ – Эмоциональный бум»

Составитель программы

Одинцов Арсений Анатольевич
Педагог-психолог.

Вид программы

Модифицированная (однопрофильная)

Направленность
программы

Социально-гуманитарная

Форма
программы

реализации Альтернативная (отличающаяся от других гос. Программ),
групповая, индивидуальная

Срок реализации
программы

1 год

Возраст детей

7 - 12 лет

Категории детей

дети младшего и среднего школьного возраста

Уровень освоения
программы

базовый уровень

Краткая аннотация
программы

Эмоциональный интеллект - это способность определять свои
эмоции и эмоции других людей. Обладать эмоциональным
интеллектом очень важно, так как это поможет ребенку в
будущем стать стрессоустойчивым и коммуникабельным
человеком. Осознавая свои и чужие эмоции человек может
видеть ситуацию с разных сторон и значительно лучше
решать разные проблемы. Основной целью программы
является развитие эмоционального интеллекта школьников
посредством игр, психогимнастики, арт-терапии, бесед и
рефлексии.

2

Содержание

1.Пояснительная записка .......................................................................................................... 4
1.1.Направленность программы .............................................................................................. 4
1.2. Актуальность программы. .................................................................................................4
1.3. Нормативные правовые акты и государственные программные документы ........ 4
1.4. Адресат программы: ............................................................................................................4
1.5. Режим занятий: .....................................................................................................................5
1.6. Число обучающихся в группе: ...........................................................................................5
1.7. Общий объем ОП: ................................................................................................................ 5
1.8. Продолжительность программы: ..................................................................................... 5
1.9. Формы обучения: ................................................................................................................. 5
Календарный учебный график ................................................................................................ 5
1.10. Срок реализации программы: .........................................................................................5
2. Цель образовательной программы ......................................................................................5
3. Задачи программы: .................................................................................................................5
3.1. Обучающие: ...........................................................................................................................5
3.2. Развивающие: ....................................................................................................................... 6
3.3. Воспитательные: .................................................................................................................. 6
4. При составлении данной программы были использованы следующие принципы: . 6
4.1. Уровень освоения программы: ......................................................................................... 6
5.Содержание образовательной программы ..........................................................................6
5.1.Перечень и описание основных мероприятий программы, функциональные
модули/ дидактические разделы/ учебно-тематические планы .........................................6
5.2. Учебный (тематический) план .......................................................................................... 6
5.3.Содержание учебного плана ................................................................................................8
6. Комплекс организационно-педагогических условий .....................................................13
6.1. Планируемые результаты ................................................................................................ 13
6.2. Материально-техническое обеспечение: ....................................................................... 13
3

6.3. Информационное обеспечение: ....................................................................................... 13
6.4. Кадровое обеспечение: ...................................................................................................... 13
6.5. Методические материалы: ............................................................................................... 13
7. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................ 15
Список использованной литературы ....................................................................................16

1. Пояснительная записка
1.1.
Направленность программы
Направленность программы - социально-гуманитарная.
1.2. Актуальность программы.
Эмоциональный интеллект - это способность определять свои эмоции и эмоции
других людей. Обладать эмоциональным интеллектом очень важно, так как это поможет
ребенку в будущем стать стрессоустойчивым и коммуникабельным человеком. Осознавая
свои и чужие эмоции человек может видеть ситуацию с разных сторон и значительно
лучше решать разные проблемы. Таким образом, значимость осознания своих и чужих
эмоций не вызывает сомнений. Остается проследить актуальность и особенности развития
эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте, когда, по словам
А.Н.Леонтьева, происходит первоначальное фактическое становление склада личности.
Таким образом, практическая актуальность программы заключается в достижении
личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
через формирование у них навыков эмоционального интеллекта как одной из важнейших
составляющих успешной личности.
Почему так важна сейчас эта тема не только для детей, адаптированных к социально–
эмоциональному фону, а также очень важна для детей тревожных. Дети со склонностью к
психосоматическим заболеваниям даже на начальных стадиях участия в программе
показывают очень неплохой результат, такие дети больше пытаются говорить, проявления
невроза и навязчивых состояний уменьшаются. Для того чтобы чувствовался прогресс от
занятий на программе, очень важно чтобы родители включались в развивающий процесс,
соблюдали рекомендации, полученные от детей, педагога–психолога очно на собраниях
или онлайн по средствам связи.
1.3. Нормативные правовые акты и государственные программные документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «EQ –
Эмоциональный бум» составлена в соответствии с нормативными документами:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «EQ –
Эмоциональный бум» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Конвенция о правах ребенка. Преамбула Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
4

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утв. распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г.;
- Положение
о
проектировании
и
утверждении
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО ЦСШ, утв. 31.05.2022 г.
1.4. Адресат программы:
 Дети младшего и среднего школьного возраста 7-12 лет:
Модуль 1. «В мире эмоций» для детей: 7-10 лет (1-3 класс)
Модуль 2. «Мой эмоциональный интеллект» для детей: 10-12 лет (4-5 класс)
 Педагоги образовательной организации
 Родители детей
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена
с учётом возрастных психофизических
1.5. Режим занятий:
3 раза в неделю, 1 ак.час равен 40 минутам.
1.6. Число обучающихся в группе:
7-15 человек.
1.7. Общий объем ОП:
97 часов.
1.8. Продолжительность программы:
Продолжительность части образовательной программы (год обучения) по учебному
плану в часах: 1 модуль – 3 часа в неделю, 14 недель, 42 часа в год на одной группе; 2
модуль – 3 часа в неделю, 20 недель, 55 часов в год на одной группе.
1.9. Формы обучения:
– групповая очная, дистанционная.
Период
обучения

Дата начала
обучения по
программе

Календарный учебный график
Дата
Всего
Количество
окончания
учебных
учебных часов
обучения по недель
программе

1 полугодие

15 сентября

30 декабря

14

42

2 полугодие

9 января

31 мая

20

55

1 год

Режим
занятий

3 раза в
неделю по 1
часу
на
одной
группе

1.10. Срок реализации программы:

2. Цель образовательной программы
Цель программы: Создание в образовательной организации творческой,
развивающей среды, обеспечивающей развитие эмоционального интеллекта детей 7 – 12
лет, позволяющего им успешно социализироваться в современном обществе.
3. Задачи программы:
3.1. Обучающие:
- познакомить школьника с понятием «эмоциональный интеллект»; - помочь ребенку
овладеть своими эмоциями и развивать эмпатию.

5

3.2. Развивающие:
- развитие эмоционального интеллекта школьников как важной составляющей
успешной личности; - развитие самосознания детей; - развитие коммуникативных навыков,
- развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
3.3. Воспитательные:
- формирование социальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными
людьми); - управление отношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.); коррекция эмоциональных нарушений у детей; - формирование и развитие потребности в
саморазвитии.
4. При составлении данной программы были использованы следующие
принципы:
 Принцип гуманизма как основополагающий.
 Принцип учета возрастных особенностей и индивидуализации.
 Принцип единства профилактики и диагностики.
 Принцип развития.
 Принцип единства сознания и деятельности
 Принцип взаимодействия семьи и школьной образовательной организации.
4.1. Уровень освоения программы:
Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
5. Содержание образовательной программы
5.1
Перечень и описание основных мероприятий программы,
функциональные модули/ дидактические разделы/ учебно-тематические планы
Структура программы включает два модуля:
1. Модуль «В мире эмоций» – развивающие занятия для детей с первого по третий
класс; (42 часа) направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их
вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоение понятийного
содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их
соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого
образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей; обогащение
представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и содействия.
2. Модуль «Мой эмоциональный интеллект» – развивающие занятия для детей с
четвёртого по пятый класс. (55 часов) направлен на формирование у детей навыков
вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен
ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого;
моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию
причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов
поведения; обучение способам вербального и невербального «поглаживания»; овладение
механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях
межличностного взаимодействия.
5.2 Учебный (тематический) план
№
п/п

1
2

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Практ
ика
Модуль 1. «В мире эмоций»
Диагностика эмоционального
2
2
Тестирование
состояния
2
1
1
«Знакомство с эмоциями»
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
6

Теория

Формы
аттестации/
контроля

3

«Угадай эмоцию»

2

1

1

Наблюдение, игра

4

«Лото настроений»

2

1

1

Наблюдение, игра

5

«Пиктограммы-эмоции»

2

0,5

1,5

Наблюдение, игра

6
7
8
9

«Встреча эмоций»
«Испорченный телефон»
«Снимается кино»
«Рисуем страхи»

2
2
2
2

1
1
1

1
2
1
1

Беседа, Игра
Наблюдение,Игра
Наблюдение, Игра
Беседа, Игра

10

«Эстафета добра»

2

1

1

Наблюдение, Игра

11

«Фантазёры»

2

1

1

Наблюдение, Беседа

12

«Стереотипы»

2

1

1

13

«Взаимное доверие»

2

1

1

14

«Маска»

2

0,5

1,5

15

«Сказочная маска»

2

1

1

16

«Командиры наоборот»

2

1

1

Рисование «Я хороший – я
плохой»
18 «Сделаем по кругу друг другу
подарок»
19
«История одного шарика»

2

1

1

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

20

«Лица – Диалоги»

2

1

1

21

Итоговое занятие:
Диагностика по результатам
занятий
Итого

2

-

2

17

42

16

Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа,
игра
Наблюдение,
индивидуальное
задание, рефлексия
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Тестирование

26

Модуль 2. «Мой эмоциональный интеллект»
1

-

2

Диагностика Эмоционального
интеллекта
«Дружный коллектив»

2
3

1

2

Наблюдение, игра

3 «Эмоции у людей и животных»

3

1

2

Наблюдение, игра

4

«Природа наших эмоций»

3

1

2

Наблюдение, игра

5

«Мир эмоций: узнавание и
проявление эмоций в
поведении»

3

1

2

Наблюдение, игра

2

7

Тестирование

6

«Язык эмоций. Культура и
выражение эмоций»

3

1

2

Беседа, Игра

7

Уверенность в себе «Я смогу»

3

1

2

Наблюдение,Игра

8

«Я хороший – я плохой»

3

1

2

9

«Кусочек счастья»

3

1

2

Наблюдение, Беседа,
Игра
Беседа, Игра

10

3

1

2

Наблюдение, Игра

3

1

2

Наблюдение, Беседа

12

«Безопасное выражение
собственных эмоций»
«Я управляю своими
эмоциями».
«Мой внутренний критик»

3

1

2

13

«Стереотипы»

3

1

2

14

Межличностные отношения:
дружба, вражда, любовь.

3

1

2

15 «Типичные трудные ситуации
в школе» Стратегии
преодоления.
«Наши лица»
16

3

1

2

Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Наблюдение, игра

3

1

2

Наблюдение, игра

11

17

«Маска»

3

1

2

18

«Сказочная маска»

3

1

2

2

-

2

19

«Я покажу»
Итоговое занятие:
Диагностика по результатам
занятий.
Итого
Всего
5.3.

55
97

17
33

Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа

Наблюдение,
индивидуальное
задание, рефлексия
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Тестирование

38
64

Содержание учебного плана

Модуль 1. «В мире эмоций»
1. Диагностика эмоционального состояния
Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик:
«Словарь эмоций» (Иванова Е. С.) «Тест лицевой экспрессии» (Иванова Е. С.).
2. «Знакомство с эмоциями»
Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение узнавать
эмоции.
Теория: Установление правил. Беседа о эмоциях.
Практика: Упражнение «Аплодисменты», «Слушаем тишину», Игра
«Снежный ком», Игра«Шире круг».
3. «Угадай эмоцию»
Цель: Умение узнавать эмоции. Сплочение группы, развитие умения
взаимодействовать со сверстниками;
Теория: понятия «Радость», «Грусть», «Обида», «Сопереживание».
8

Практика: Игра «Угадай эмоцию», Упражнение «Карточки с эмоциями».
4. «Лото настроений»
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, закрепление умения распознавать
эмоциональные состояния.
Теория: понятия «Настроение», «Невербальное общение».
Практика: Игра «Угадай настроение», Игра «Волшебный зоопарк
5. «Пиктограммы-эмоции»
Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение узнавать
эмоции.
Теория: Приветствие. Социометрия. Дискуссия.
Практика: Игра «Я узнаю эмоцию»
6. «Встреча эмоций»
Цель: Создание атмосферы эмоциональной безопасности.
Теория: Понятие «Эмоциональные качели»
Практика: Игра «Что хорошо, что плохо»
7. «Испорченный телефон»
Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе, сплочение группы,
развитие эмпатии;
Теория: Приветствие. Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия.
Практика: Игра и упражнение «Сон» Упражнение «Качества».
8. «Снимается кино»
Цель: Снятие эмоционального напряжения и тревожности; создание положительного
эмоционального настроя в группе.
Теория: понятие «сам себе режиссёр или «как следовать правилам»
Практика: Игра «создай свой фильм»; Упражнение «Сценарий»
9. «Рисуем страхи»
Цель: Способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения),
развитию воображения, самовыражения.
Теория: понятие «Страх»
Практика: Упражнение «Я не боюсь»; Упражнение «Я хочу – я могу»; упражнение
«Все решаемо»
10.
«Эстафета добра»
Цель: Научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных
эмоций.
Теория: Беседа о «добре и зле» представление примеров.
Практика: Рассказ «Добро»; Упражнение «Передай другому»
11.
«Фантазёры»
Цель: Научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных
персонажей, развивать чуткость и воображение.
Теория: понятие «фантазия» что и для чего она нужна.
Практика: Упражнение «Описуемый»; Игра «Придумай меня»
12.
«Стереотипы»
Цель: помочь участникам осознать влияние стереотипов и предрассудков на
поведение человека.
Теория: понятие «Стереотип» «Стереотипное мышление»
Практика: Упражнение «Мой девиз»; Информационный блок «Восприятие»;
Упражнение «Портрет»
13.
«Взаимное доверие»
Цель – развитие коммуникативных навыков; чувства доверия друг к другу.
Теория: Беседа о доверии, как формируется доверие;
Практика: Упражнение «Движение»; Упражнение «Ниточка»
14.
«Наши лица – Маски»»

9

Цель: Формирование осознанного отношения к процессу самопознания собственного
«Я» через маски, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с
окружающими и самим собой, принятие различных сторон своего «Я».
Теория: понятие и определение «Своего я»
Практика: Упражнение «Маска»
15.
Итоговое занятие – Диагностика
Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик:
«Словарь эмоций» (Иванова Е. С.) «Тест лицевой экспрессии» (Иванова Е. С.)
Дополнительно с тревожными детьми Методика «Улица настроений» (Хотеева Е.В)
Проективная методика А.И.Захарова «Мои страхи».
Модуль 2. «Мой эмоциональный интеллект»
1. Диагностика Эмоционального интеллекта
Наблюдение. Методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций»
(О.М.Дьяченко); Методика «Три желания» (Т.И.Шульга). Дополнительно с тревожными
детьми Методика «Улица настроений» (Хотеева Е.В) Проективная методика А.И.Захарова
«Мои страхи».
2. «Дружный коллектив»
Цель – возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность;
научить детей взаимодействовать друг с другом.
Теория: Приветствие. Социометрия. Дискуссия. Понятия «Дружба», «Коллектив»
Практика: Упражнение «Знакомство», «Речное путешествие», «Сороконожка»
3. «Эмоции у людей и животных»
Цель: Формирование представлений о природе эмоций, функциях в жизни человека.
Теория: Приветствие. Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия.
Беседа о Эмоциональном фоне.
Практика: Презентация «Виды интеллекта и его роль в обществе»; Упражнение
«Различи эмоцию»
4. «Природа наших эмоций»
Цель: Развитие рефлексии собственных эмоций.
Теория: Приветствие. Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия.
Понятие «Эмоция»
Практика: Упражнение «Ответ с улыбкой»; «Эмоциональное знакомство»,
«Журналист».
5. «Мир эмоций: узнавание и проявление эмоций в поведении»
Цель: Формирование представлений о разнообразии проявлений в поведении
человека и взаимодействии.
Теория: Беседа о эмоциях в мире и их разнообразии.
Практика: Упражнения «Разгадай», «Дорогие люди».
6. «Язык эмоций. Культура и выражение эмоций»
Цель: Формирование умений распознавать эмоциональные состояния людей в
общении.
Теория: Вступительная беседа. Обсуждение. Народные обычии и проявление эмоций.
Практика: Упражнение «Разные народы»; упражнение «Я и мое настроение»
7. «Уверенность в себе»
Цель: Развитие рефлексии собственных эмоций.
Теория: понятия «Уверенность»; «Развитие уверенности»
Практика: Упражнение «Мое древо»; Игра «Какой я».
8. «Я хороший – я плохой»
Цель: развитие рефлексии и самоанализа.
Теория: понятия «Хорошо» «Плохо» Беседа о «Каким можно быть»
Практика: Упражнение «Нарисуй плохого и хорошего себя», Игра «Все можно»
9. «Кусочек счастья»
Цель – развитие межличностных отношений; повышение самооценки.
10

Теория: понятие «Счастье», Беседа о том, что такое Счастье.
Практика: Упражнения «Ласковое слово», «Подарки».
10.
«Безопасное выражение собственных эмоций»
Цель: Развитие навыков саморегуляции в общении.
Теория: понятие «Безопасность», Беседа о безопасном состоянии.
Практика: Игра «Сделай, я разрешаю» Упражнение «Зеркало настроения»
11.
«Я управляю своими эмоциями».
Цель: Развитие навыков саморегуляции в общении.
Теория: понятие «Саморегуляция» Беседа о внутреннем самоконтроле
Практика: Упражнение «Все просто», «Добрая старушка», «Волшебное слово».
12.
«Мой внутренний критик»
Цель: Развитие умений и навыков вербализации эмоций во взаимодействии
(групповом и межличностном).
Теория: понятие «Критика» Беседа о критике.
Практика: Игра «Дровосеки», Упражнение«Хвост»,Упражнение «Чудо-слово»
13.
«Стереотипы»
Цель: помочь участникам осознать влияние стереотипов и предрассудков на
поведение человека.
Теория: понятие «Стереотип» «Стереотипное мышление»
Практика: Упражнение «Мой девиз»; Информационный блок «Восприятие»;
Упражнение «Портрет»
14.
«Межличностные отношения: дружба, вражда, любовь»
Цель: Развитие умений и навыков внутригруппового и межличностного
взаимодействия.
Теория: понятия «О любви», «Отношения», Беседа об отношения между людьми.
Практика: Игра «Я люблю», Упражнение «Нарисуй, что такое чувства и любовь»
15.
«Типичные трудные ситуации в школе» Стратегии преодоления.
Цель: Развитие умений и навыков конструктивного разрешения трудных ситуаций.
Теория: Приветствие. Актуализация знаний по материалу предыдущего занятия. Понятие
«Трудности»
Практика: Упражнение «Самолётики». Работа в парах. Разыгрывание игры «Мне
трудно»
16.
«Наши лица»
Цель: Формирование осознанного отношения к процессу самопознания собственного
«Я» через маски, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с
окружающими и самим собой, принятие различных сторон своего «Я».
Теория: понятие и определение «Своего я»
17.
«Маска»
Цель: осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими,
развитие рефлексии.
Теория: Обретение навыков адаптации через призму маски.
Материалы: заготовки масок, картон, ножницы, карандаши, кисточки, клей, стразы,
ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или
изображения масок.
18.
«Сказочная маска»
Цель: развитие самораскрытия, умение анализировать и определять психологические
характеристики свои и окружающих людей.
Теория: Командная работа, работа в группе, двойная коммуникация
Материалы: ватман, цветная бумага, клей ПВА.
19.
Диагностика по результатам занятий.
Наблюдение. Методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций»
(О.М.Дьяченко); Методика «Три желания» (Т.И.Шульга). Дополнительно с тревожными
11

детьми Методика «Улица настроений» (Хотеева Е.В) Проективная методика А.И.Захарова
«Мои страхи».

12

6. Комплекс организационно-педагогических условий
6.1 . Планируемые результаты
При освоении программы по её завершению у обучающихся сформируются
личностные, метапредметные и предметные результаты.
 Повышение доли учащихся, показавших высокие показатели EQ
 Повышение уровня эмпатии у учащихся (на эмоциональном, когнитивном,
предикативном уровнях)

Повышение способности к сопереживанию, направленности на других,
тенденции к присоединению, повышение чуткости к чувствам других людей и лучшее
понимание последствий своего поведения
 Увеличение доли учащихся, у которых сформированы навыки самооценки и
самоанализа
 Увеличение доли учащихся, обладающих конструктивными стратегиями
поведения в конфликтах и просоциальными стратегиями разрешения межличностных
проблем
 Улучшение социальных и когнитивных навыков, эмоционального состояния,
осознания и понимания, улучшение самоконтроля и качества планирования при решении
когнитивных задач в процессе учебы

Улучшение морально-психологической атмосферы в классе и развитие навыков
общения у учащихся
 Снижение количества правонарушений и асоциального поведения
6.2. Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет (по согласованию с ОУ);
- доска/флипчарт;
- столы и парты (в расчёте на количество обучающихся);
- фломастеры/карандаши/ручки;
- белая бумага формата А4;
- ватман размера А2;
- небольшой мяч;
- компьютер;
- проектор;
- колонки.
6.3. Информационное обеспечение:
- аудиозаписи;
- видеоролики;
- презентации;
- видеофильмы.
6.4. Кадровое обеспечение:
педагог-психолог
Требования к профессиональному образованию и обучению: высшее образование по
профильным направлениям.
6.5. Методические материалы:
В ходе обучения обучающиеся (школьники, их родители и педагоги) обеспечиваются
следующими материалами, составляющими учебнометодический комплекс:
 раздаточный/наглядный материал согласно тематике;
 тестовые методики
 анкеты, опросники для обучающихся, педагогов, администрации и родителей;
 современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные
(презентации и видеоролики), здоровьесберегающие (психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся, направленное на создание эмоциональной комфортности и
позитивного самочувствия школьника в процессе занятий;
 структурно-функциональная схема программы формирования и развития
эмоционального интеллекта;
13

 рекомендации
интеллекта.

по

самостоятельному

14

освоению

навыков

эмоционального

7. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Развитие рефлексии и самоанализа обучающихся с первого класса проводится на
основании наблюдения за поведением обучающихся в процессе обучения, предполагает
проведение диагностического обследования, направленного на эмоционально-волевую
сферу и на выявление эмоциональных нарушений у детей.
Оценка эффективности программы в целом осуществляется с помощью следующих
методов диагностики: анкетирование, беседа, интервью, наблюдения, проективные
методики, тесты. Психодиагностические методики: Словарь эмоций» (Иванова Е. С.)
«Тест лицевой экспрессии» (Иванова Е. С.) Наблюдение. Методика «Дорисовывание: мир
вещей – мир людей – мир эмоций» (О.М.Дьяченко); Методика «Три желания»
(Т.И.Шульга). Дополнительно с тревожными детьми Методика «Улица настроений»
(Хотеева Е.В) Проективная методика А.И.Захарова «Мои страхи».

15

Список использованной литературы
1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб: БХВ.:
2. Болотова А. К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология:
учебное пособие. - М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2012.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Чувства и конфликты. - Москва: «Издательство АСТ», 2014.
4. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций. – Москва:
«АСТ», 2009.
5. Готтман Д., Деклео Д. Эмоциональный интеллект ребенка.
6. Гоулмэн Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ.
6-е издание/bookmo.org – Электронная библиотека.
7. Кипнис М., Кипнис М. Тренинг коммуникации. – Москва: Ось89, 2007
8. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций. - СПб., 2006.
9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и
основные принципы. - СПб: Изд-во Речь, 2005. Петербург, 2012.
10.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности.- СПб: Изд-во
Речь, 2006.
11.
Фельдман Барретт Л. Как рождаются эмоции. – Москва: издательство «Манн,
Иванов и Фербер», 2018.
12.
Экман П. Психология эмоций. – СПб: изд-во Питер, 2010.
Список литературы для детей и родителей:
1. Анковски Э., Анковвски Э. Что у него в голове? - Москва: издательство «Манн,
Иванов и Фербер», 2016.
2. Армстронг. Т. Ты можешь больше, чем думаешь. – Москва: издательство «Манн,
Иванов и Фербер», 2016.
3. Броснон П., Мерримен Э. Воспитательный шок. Революционный взгляд на
воспитание детей и подростков. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Москва: АСт; Владимир: Астрель,
2011.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Чудеса активного слушания. – Москва: «АСТ», 2014.
6. Майрок А. Почему Я? История белой вороны. - Москва: издательство «Манн,
Иванов и Фербер», 2014.
7. Мартин Селигман Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования
характера. - Москва: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.
Список литературы для самостоятельной работы педагогов
1. Адаир Дж. Искусство управлять людьми и самим собой. - М., 2006.
2. Лосик Б. Держитесь! Стресс-менеджмент для трудоголиков. - М.,2006.
3. Сарвир И. Долой стресс! Лучшие приемы релаксации и аутотренинга. - М., 2006.
4. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина,
Д.В. Ушакова. - М., 2004.
5. Хлевная Е., Южанинова Л. Где твоя волшебная кнопка? Как развивать
эмоциональный интеллект. – СПб., 2013.
6. Шиманская В. Монсики: что такое эмоции и как с ними дружить. – М., 2018.
7. Шингаев С.М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья
менеджеров. - СПб., 2011.
8. Шингаев С.М. Психосаморегуляция в менеджменте. - СПб., 2011.
9. Элкин А. Стресс для «чайников». - М., 2005.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».