Бисерные истории

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «29» мая 2023 г.
протокол №4

Утверждаю
Директор МАУ ДО ЦСШ
____________Г.Е. Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Бисерные истории»
Художественная направленность
Возраст: 6 –11 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 144

Автор-составитель:
Маркс Светлана Леонидовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

8

1.4.

Планируемые результаты

10

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

11

2.1.

Календарный учебный график

11

2.2.

Условия реализации программы

12

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

13

3.

Список литературы

16

4.

Приложение

18

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисерные
истории» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
15. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа».
3

Актуальность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Бисерные истории» соответствует государственной
политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и
ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.
Программа разработана с учетом потребностей детей.
Бисероплетение как вид декоративно-прикладного творчества содержит в себе
огромный потенциал для приобщения детей к культурным, нравственным и духовным
ценностям народа. Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного
творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского
народа, но и современных направлений развития искусства бисероплетения.
Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, координации
движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым
развитием ребенка. Кроме того, занятия по программе способствуют формированию
эстетического вкуса ребенка.
Помимо развития интеллектуальных и творческих способностей занятия по
программе воспитывают такие качества личности как:
- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным рукоделием
требуют очень многих усилий от обучающихся;
- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело,
интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой;
- эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность радоваться
не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;
- внимательность, потому что, занимаясь бисероплетением, обучающимся необходимо
большое усердие и внимание при работе;
- хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают психомоторику
ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она
соответствует потребностям детей и их родителей, потому что, изготавливая игрушки, дети
вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще
недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на
всестороннее развитие ребенка. Умение нанизывать бисер на проволоку - очень
кропотливый и, в тоже время, захватывающий процесс, который нравится детям. Занятия
бисероплетением – это путь преодоления стресса в условиях строго регламентированного
обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Поэтому данная
программа наиболее интересна и важна для детей младшего школьного возраста. Обучение
бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами
цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей
положительные эмоции, ощущение радости. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь
понимать различные схемы, вести счет бисера, что, развивает мыслительные процессы.
Основная идея: творчество не является делом избранных – творчеству можно учить,
творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к
занятиям.
Новизна программы заключается в том, что она дает возможность не только
изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их
комплексно при декорировании одежды, при создании сувениров и предметов интерьера.
На первоначальном уровне обучения не используются трудоемкие техники, а
применяются методы плетения, доступные детям младшего школьного возраста.
4

Отличительные особенности. Программа соответствует региональным социальноэкономическим и социокультурным потребностям и проблемам. Прослеживается связь с
общеобразовательными предметами:
- история – даются сведения из истории возникновения стекла, изготовления бисера;
- ИЗО – подбор сочетаний различных цветов и красок, гармоничного использования
материала для изготовления изделия;
- биология – используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных
растений, животных и др.;
- черчение – умение «читать» и сочетать схемы по бисероплетению;
- математика– подсчет бусинок для изготовления изделия.
В ходе реализации программы поэтапно возрастает сложность практических умений
и навыков. На занятиях применяются индивидуальный и личностно-ориентированный
подходы к каждому ребенку. Обучающимся всегда дается возможность выбора задания на
практике по силам. Часто используется помощь сверстников, что развивает
коммуникативные навыки.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
программы – 6 - 11 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и
мальчиков, построена с учётом возрастных и психофизических особенностей. Набор
детского коллектива свободный, без учета индивидуальных способностей и уровня
подготовки.
Возрастные особенности. Обучающиеся данного возраста активно включены в
разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако
ведущее значение приобретает учебная деятельность, которая сводится не только к
посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых, а знания могут
быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Когда ставится специальная
сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно
говорить об учебной деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются
изменения самого обучающегося, ведь учебная деятельность — это деятельность
саморазвития, самоизменения на уровне знаний, умений, навыков, уровне общего и
умственного развития. Она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней
формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего
школьника в целом. Занятия бисероплетнием сочетают в себе необходимое соотношение
игровой и учебно-познавательной деятельности. Всё новое, неожиданное, яркое,
интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: стартовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, подгрупповая,
коллективная.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, занятие-игра.
5

Перечень форм подведения итогов: просмотр и анализ выполненных изделий,
творческие задания на составление собственных схем изделий, участие в отчетных
выставках объединения, в городских, областных конкурсах и фестивалях.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала и самореализации
личности обучающихся посредством создания уникальных изделий из бисера.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с историей и развитием искусства бисероплетения;
- знакомить обучающихся с разными видами бисера;
- обучать различным техникам бисероплетения;
- обучать технологиям изготовления различных изделий из бисера, ориентироваться в
задании и поэтапно планировать свою деятельность.
Развивающие:
- формировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношении
предметов;
- развивать познавательные интересы, творческую активность, образное и логическое
мышление, мотивацию к самовыражению;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус;
- расширять общекультурный кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность, умение довести начатое дело до
конца;
- воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми;
- воспитывать эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру;
- прививать уважительное отношение к традициям национальной культуры;
- прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам, основам
культуры труда.
1.3. Содержание программы.
Учебный (тематический) план
Название раздела, темы
Всего Теория
Практика Формы
№
аттестации/
контроля
Раздел 1: Введение в программу
1
1
Вводное занятие. Инструктаж 2
Педагогическое
1.1
по технике безопасности.
наблюдение,
Знакомство группы.
беседа
Теория цвета
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
1.2
беседа
Раздел 2: Изготовление плоских изделий из бисера на проволочной основе
24
3
21
Педагогическое
Параллельная
техника
наблюдение,
2.1
плетения: растительный и
просмотр,
животный мир.
анализ изделия
6

Раздел 3: Изготовление объемных изделий на проволочной основе
12
2
10
Параллельная
техника
3.1
плетения. Объемные фигуры.
Братья наши меньшие.
20

3

17

8

2

6

6

2

4

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Раздел 5: Бисер в интерьере
День защитника Отечества. 4
Изготовление брелока.
5.1

1

3

1

3

2

8

2

6

2

8

3.2

Мастерская Деда Мороза.

Раздел 4: Браслеты из бисера
4.1

4.2

4.3

Техника плетения крестиком.

Техника ткачество.

Браслет "зигзаг".

4.4

Браслет "ромашка".

4.5

Браслет "Американский жгут".

5.2

5.3

Мамин день.
применение
«квиллинг».

Изучение и 4
техники

Весна - красна.
скручивание.

Техника 10

8

5.4

Весна - красна. Петельное
плетение.

5.5

Весна - красна. Параллельное 10

Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Педагогическое
наблюдение,
творческая
работа
Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Студийная
выставка
Педагогическое
наблюдение,
творческая
работа
Педагогическое
наблюдение,
творческая
работа
Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Педагогическое
7

плетение.

5.6

Пасха красная - народный
праздник.
Петельное
плетение.

5.7

Пасха красная - народный
праздник. Техника-оплетение
бусин.

5.8

День
Победы.
ткачество.

5.9

Скоро лето. Параллельная
техника плетения.

5.10

Скоро
лето.
Выполнение
любого изделия на выбор
обучающегося.

5.11

Подведение
награждение.
ВСЕГО

Техника

2

0,5

1,5

4

1

3

4

1

3

4

1

3

6

1,5

4,5

1

1

32

112

итогов, 2
144

наблюдение,
творческая
работа
Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Педагогическое
наблюдение,
творческая
работа
Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Педагогическое
наблюдение,
просмотр,
анализ изделия
Педагогическое
наблюдение,
творческая
работа
Студийная
выставка

Содержание учебного (тематического) плана.
Раздел 1: Введение в программу.
Тема 1.1: Вводное занятие.
Теория: история возникновения и развития искусства бисероплетения, знакомство с целями
и задачами программы, знакомство с материалами и инструментами для занятий.
Инструктаж по технике безопасности и гигиене зрения. Организация рабочего места и
правила поведения в кабинете.
Практика: знакомство с коллективом, зрительная гимнастика.
Тема 1.2: Теория цвета.
Теория: теория цветоведения: хроматические - ахроматические цвета, светлота и
насыщенность цвета, гармония родственных и контрастных цветов.
Практика: поделка «стрекоза».
Раздел 2: Изготовление изделий из бисера на проволочной основе.
Тема 2.1: Параллельная техника плетения: растительный и животный мир.
Теория: техника параллельного плетения, использование схем, технологических карт
плетения при изготовлении игрушек на проволоке. Правила оформления выставочных
работ.
Практика: изготовление поделок: «улитка», «цветок», «стрекоза», «котик», «сова»,
«лягушка», «пчелка», «пингвин», «медвежонок», «лист клена». Выбор названия выставки,
эстетического оформления. Оформление студийной выставки.
8

Раздел 3: Изготовление объемных изделий на проволочной основе.
Тема 3.1: Параллельная техника плетения. Объемные фигуры. Братья наши меньшие.
Теория: новые виды плетения - двухслойное, объемное. Добавление проволоки.
Использование схем, технологических карт плетения. Подбор цветовой гаммы.
Практика: изготовление поделок «змейка», «мышонок», «снегирь», «собака».
Тема 3.2: Мастерская Деда Мороза.
Теория: виды плетения - двухслойное, объемное, оплетение бусины. Знакомство с
материалом «рубка», «стеклярус». Использование схем, технологических карт плетения.
Основы техники декупаж.
Практика: изготовление поделок: подвеска «елочка», «колокольчик», «новогоднее панно»,
«рождественский ангел», «снегурочка», «снежинка». Поделки с использованием техники
декупаж. Проведение выставки.
Радел 4: Браслеты из бисера.
Тема 4.1: Техника плетения крестиком.
Теория: новая техника плетения – крестик.
Практика: изготовление браслетов, выполненных крестиком, его различные комбинации.
Использование рубки, стекляруса, бусин.
Тема 4.2: Техника ткачество.
Теория: новая техника плетения – ткачество. Использование иголок при работе с бисером,
техника безопасности при работе с иголкой.
Практика: изготовление браслетов, выполненных в технике ткачество. Использование
рубки, стекляруса, бусин.
Тема 4.3: Браслет «зигзаг».
Теория: технология изготовления браслета «зигзаг», использование иголок при работе с
бисером, техника безопасности при работе с иголкой.
Практика: изготовление браслетов, выполненных техникой «зигзаг».
Тема 4.4: Браслет «ромашка».
Теория: технология изготовления браслета «ромашка», использование иголок при работе с
бисером, техника безопасности при работе с иголкой.
Практика: изготовление браслетов, выполненных плетением «ромашка».
Тема 4.5: Браслет «американский жгут».
Теория: технология плетения жгутов на примере «американского жгута». Использование
иголок при работе с бисером, техника безопасности при работе с иголкой.
Практика: изготовление браслета «американский жгут». Использование рубки, стекляруса.
Раздел 5: Бисер в интерьере.
Тема 5.1: День защитника Отечества.
Теория: история возникновения праздника, его традиции.
Практика: изготовление брелока в технике ткачество.
Тема 5.2: Мамин день.
Теория: история возникновения праздника, его традиции. Изучение и применение техники
квиллинг. Подготовка к выставке.
Практика: композиция «подарок для мамы».
Тема 5.3: Весна-красна.
Теория: техника плетения – скручивание. Подготовка к выставке.
Практика: изготовление веточки мимозы, дерева в технике скручивание.
Тема 5.4: Весна-красна.
Теория: техника плетения –петельное. Подготовка к выставке.
Практика: изготовление фиалки, веточки яблони петельным плетением.
9

Тема 5.5: Весна-красна.
Теория: параллельное плетение, закрепление ранее полученных теоретических знаний о
бисероплетении. Подготовка к выставке.
Практика: изготовление подсвечника «роза», дерева березы параллельным плетением.
Тема 5.6: Пасха красная - народный праздник.
Теория: история возникновения праздника, его традиции. Петельная техника плетения.
Практика: изготовление «веточки вербы» в петельной технике.
Тема 5.7: Пасха красная - народный праздник.
Теория: история возникновения праздника, его традиции. Техника - оплетение бусин.
Практика: изготовление «пасхального яичка» в технике оплетения бусин.
Тема 5.8: День Победы.
Теория: история возникновения праздника, его традиции. Техника ткачество.
Практика: изготовление Георгиевской ленточки в технике ткачество.
Тема 5.9: Скоро лето.
Теория: Закрепление всех полученных теоретических знаний о бисероплетении.
Параллельная техника плетения. Подготовка к выставке.
Практика: изготовление розы в технике параллельного плетения.
Тема 5.10: Скоро лето.
Теория: Закрепление всех полученных теоретических знаний о бисероплетении.
Выполнение любого изделия на выбор обучающихся. Подготовка к выставке.
Практика: изготовление любых изделий на выбор обучающихся в различных техниках
плетения. Оформление выставки.
Тема 5.11: Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов обучения за год.
Практика: Итоговое тестирование, вручение грамот.
1.4. Планируемые результаты

Личностные:
- аккуратно и ответственно относятся к работе;
- самостоятельно работают и подбирают литературу;
- умеют самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии;
- адекватно воспринимают информацию;
- принимают участие в дискуссии, аргументируют свою точку зрения;
- умеют работать в группе;
- умеют воспринимать общие дела как свои собственные.
Метапредметные:
- умеют планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя время;
- умеют определять цель занятия самостоятельно;
- умеют самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу;
- умеют переносить нагрузки в течение определенного времени;
- ориентируются в задании и поэтапно планируют свою деятельность.
Предметные:
- знают историю и развитие искусства бисероплетения и разные виды бисера;
- знают различные техники бисероплетения;
- умеют выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
- имеют правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношении
предметов.
- умеют самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы.
10

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

Дата
начала
обучения
15.09.23

Дата
окончания
обучения
31.05.24

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
- столы 15, стулья15, доска;
- шкафы и стеллажи - для хранения материалов и инструментов;
- витрины, полки - для демонстрации выполненных работ.
Техническое оснащение:
- освещение, компьютер.
Раздаточный материал:
- проволока для бисера;
- леска для бисера;
- нитки капроновые;
- бисер различных размеров;
- бусины разной величины;
- стеклярус;
- рубка;
- коврики для бисера.
Наглядный материал:
- образцы;
- схемы плетения.
Инструменты:
- кусачки;
- ножницы;
- клеевой пистолет;
- иголки.
Информационное обеспечение:
- интернет-источники;
- фотоматериалы;
- видеоматериалы.
Кадровое обеспечение:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении
образовательной деятельности.
11

Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее
образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Особые условия допуска к работе: оотсутствие
ограничений
на
занятие
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации .
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских
осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Методические материалы:
В начале и середине учебного года обязательно проводится инструктаж по технике
безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой
сосредоточенности глаз при работе с бисером в занятие включаются перерывы, во время
которых выполняется комплекс упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в
групповой форме, которая используется при объяснении нового материала, но и активно
применяются индивидуальные и подгрупповые формы работы. Это позволяет обучать
детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения:
при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал
всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного
уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Используются следующие формы:
- фронтальная (работа проводится со всеми одновременно, например, при объяснении
нового материала или обработке определенного технологического приема);
- индивидуальная (ребенку предлагается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- подгрупповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной
работы);
- коллективное выполнение экспонатов для выставки.
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети
имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет
удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы
являются индивидуальными показателями.
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве
позволяет заинтересовать и вовлечь детей в образовательный процесс. Необходимо
целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования,
предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.
Основные принципы программы:
- принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и
способностей каждого ребенка;
- принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных
народов;
- принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом
12

детей;
- принцип интеграции: разных форм и техники плетения;
- принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны,
системность с другой.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
-текущая – проводится в конце каждого занятия;
- промежуточная – проводится в конце каждого раздела программы;
- итоговая – проводится по результатам освоения всей программы.
Формы аттестации: просмотр и анализ выполненных изделий, творческие задания на
составление собственных схем изделий, участие в отчетных выставках объединения, в
городских, областных конкурсах и фестивалях.
Способы проверки ожидаемых результатов предполагают такие виды педагогического
контроля, как: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня
освоения материала, при котором учитывается правильность, аккуратность выполнения
изделия. Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам пройденных разделов
программы, задачами которого являются выявить уровень освоения материала
обучающимися по пройденному разделу, определить изменения в уровне развития
творческих способностей за данный период обучения. Выявляется усвоение материала,
анализ развития личностных качеств детей, таких как, трудолюбие, аккуратность,
ответственность, уважение к сверстникам и труду взрослых, художественный вкус.
Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненных работ, промежуточные
выставки непосредственно в объедении и участие в выставках центра, района.
Итоговой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) для выявления
уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне развития
творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового контроля
оценивается: качество выполнения работы, разнообразие технических приемов, цветовое
сочетание, композиционное решение, новизна, оригинальность. Формой контроля является
просмотр и анализ выполненных изделий, творческие задания на составление собственных
схем изделий, участие в отчетных выставках объединения в городских, областных
конкурсах и фестивалях.
Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена
баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе усвоения ребенком учебного
материала, и вторая та, что выражается в виде «образной отметки» и доводится до детей.
Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с
результатами других, которое неизменно возникают при «балльной системе». Система
«образной отметки» помогает формировать адекватную самооценку собственных
достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего, предполагает три вида
оценки: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня освоения программы:
Уровень
освоения
программы
Высокий

Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Результативность участия
в конкурсах

Теоретическое

разнообразие

участие

в

районных,
13

Средний

Низкий

усвоение материала, технических приёмов, дистанционных,
художественный вкус, цветовое
сочетание городских,
областных
творческий потенциал изделий,
конкурсах и фестивалях
композиционное
решение,
новизна,
оригинальность
теоретическое
правильность,
участие
в
районных,
усвоение материала, аккуратность,
дистанционных конкурсах
ответственность
качественное
и фестивалях
выполнение изделия
теоретическое
правильность
участие
в
отчетных
усвоение материала,
выполнения изделия
выставках объединения

Результаты освоения образовательной программой отслеживаются у группы в целом и
у каждого обучающегося в соответствии со списочным составом группы, которые
фиксируются в конце учебного года в виде таблиц:
Карточка развития группы
Название творческого объединения:
Группа №
Дата начала наблюдения:
Качества
Оценка качества (в %)
Этап
начальной
диагностики
Низ Дос Опти В
ы
к.
т.
м.
с.
Освоение
обучающимися
содержания
дополнительно
й
общеобразоват
ельной
программы
Устойчивость
интереса
обучающихся
к деятельности
по программе
Творческая
активность
и
самостоятельно
сть
обучающихся

Этап
промежуточной Этап
итоговой
диагностики
диагностики
Ни Дост. Опти Вы Ни Дос Опт Выс
.
зк.
м.
с.
зк. т.
им.

14

Карточка индивидуального развития ребенка
Название творческого объединения, ФИ:
Дата начала наблюдения:
Качества

Оценка
времени
Эт
ап
начально
й
диагнос
тики

качества (в баллах) по
п

Эта

про
межуточ
ной
диагност
ики

Этап
итогово
й
диагнос
тики

Освоение обучающимися содержания
дополнительной
общеобразовательной
программы
Устойчивость интереса обучающихся к
деятельности по программе
Творческая
активность
и
самостоятельность обучающихся
Баллы выставляются по 10-ти балльной шкале, 1 балл-низкий уровень, 10 - высокий.

15

3. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена
Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря
2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
Список литературы для педагога:
1. Берхем С. 100 оригинальных украшений из бисера - Москва. Мир книги, 2006.
2. Божко Л.А. Бисер - Москва. Мартин, 2014.
3. Васильева И.И. Бисероплетение. Шкатулки. Сумочки - Санкт-Петербург. КОРОНАпринт, 2000.
4. Вирко Е.В. Цветы из бисера. Уникальный букет.- Москва. ЭКСМО, 2013.
5. Иванова В. Фенечки. - Москва. Премьера,2004.
6. Лена-рукоделие. Бисер (спец.выпуск) - Москва, ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА, 2015.
7. Фатыхова Т.Г. Авторская программа дополнительного образования «Бисероплетение»
[электронный ресурс] URL / https://urok.1sept.ru/articles/602284. Дата обращения: 19.05.2021
8. Ференц М. Бисерные фенечки - Тверская обл., Контент,2014.
9. Эдер Э. Изонить с бисером. - Москва. АРТ-РОДНИК, 2014.
16

Список литературы для обучающихся:
1. Бульба Н.С. Фигурки из бисера. - Москва, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014.
2. Глекер Ш. Цветы из бисера. - Москва, АРТ-РОДНИК, 2012.
3. Зайцева А. Бисероплетение для начинающих мастериц. - Москва, Эксмо, 2014.
4. Ликсо Н.Л. Бисер, от простого к сложному. - Москва, АСТ, 2014.
5. Морас И. Зверята из бисера. - Москва, АРТ-РОДНИК, 2014.
6. Морас И. Зоопарк из бисера. - Москва, АРТ-РОДНИК, 2012.

17

Приложение 1
На основе методологических подходов, разработанных учеными (А.В. Берсеневой,
А.Я. Журкиной, И.В. Калиш, С.М. Кодоловым, О.Е. Лебедевым, Е.В. Титовой, А.И.
Щетинской) к оцениванию получаемых результатов, при освоении дополнительной
образовательной программы, педагогическим коллективом за основу разработки системы
оценивания были взяты основные положения, реализуемые компетентностным подходом.
Параметр
Освоение обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной
программы
Уровень
низкий
средний
достаточный
высокий
Интерес
на Четко выраженные
Неосознанный Мотивация
уровне
увле- потребности.
интерес,
неустойчивая,
чения.
навязанный
связанная с реСтремление
Устойчивая
извне или на зультативной
глубоко
изучить
мотивация.
уровне
стороной
предмет
как
любознательпроцесса. Интерес Появляется
будущую
интерес
к профессию.
ности. Мотив проявляется
проектной дея- Увлечение
случайный,
самостоятельно,
тельности.
кратковремен- осознанно.
проектной
деяный.
Не
тельностью.
добивается конечного
результата.
Параметр
Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе
Уровень

Параметр
Уровень

низкий
Интересуется
только
практическими
занятиями.
Полностью
отсутствует
интерес к теории. Выполняет
знакомые
задания.

средний
Увлекается
специальной
литературой по
направлению
кружка.
Есть
интерес к выполнению сложных
заданий.

достаточный
высокий
Есть
потребность в
Целенаправленная
приобретении
в
новых знаний. потребность
По настроению приобретении
новых
знаний.
изучает
Регулярно изучает
дополнительну
ю литературу. дополнительную
Есть
по- специальную
требность
в литературу.
Занимается
выполнении
исследовательской
сложных
деятельностью.
заданий.
Творческая активность и самостоятельность обучающихся
низкий
средний
достаточный
высокий
Интереса
к Инициативу
Есть
Вносит
творчеству,
проявляет редко. положительный предложения
по
инициативу не Испытывает по- эмоциональный развитию деятельпроявляет.
требность
в отклик
на ности
кружка.
Не испытывает получении
успехи свои и Легко,
быстро
радости
от новых
знаний, коллектива.
увлекается
открытия.
открытия
для Проявляет
творческим делом.
18

Отказывается от
поручений. Нет
навыка
самостоятельного
решения
проблем

себя
новых
способов
деятельности, но
по настроению.
Проблемы
решать
способен, но при
помощи
педагога

Пассивное
участие в делах
объединения.

Активное
участие в делах
объединения.

инициативу, но
не всегда. Может придумать
интересные
идеи, но часто
не
может
оценить их и
выполнить

Обладает
оригинальностью
мышления,
богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью
мышления,
способность
к
рождению новых
идей
Значительные
Значительные
результаты на результаты
на
уровне
уровне
города,
объединения.
округа, области.

Результаты итоговой аттестации, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Результаты аттестации анализируются администрацией совместно с педагогами по
следующим параметрам:
- количество обучающихся, освоивших образовательную программу в %;
- количество обучающихся, не освоивших образовательную программу в %;
- основные причины невыполнения обучающимися образовательной программы;
- необходимость и направление коррекции общеобразовательной программы.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».