ПетьПро100

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «29» мая 2023 г.
протокол №4

Утверждаю
Директор МАУ ДО ЦСШ
____________Г.Е. Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Эстрадно-вокальная студия «ПетьПро100»
Художественная направленность
Возраст: 7 –15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Ханенко Марина Эдуардовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы
Составитель программы
Вид программы
Направленность программы
Форма реализации программы
Срок реализации программы
Возраст детей
Категории детей
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы

Эстрадно-вокальная студия «ПетьПро100»
Ханенко Марина Эдуардовна,
педагог дополнительного образования
модифицированная (однопрофильная)
художественная
Групповая, индивидуальная
1 год
7 - 15 лет
дети младшего и среднего
школьного возраста
Базовый уровень
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа Эстрадновокальная
студия
«ПетьПро100»
художественной направленности.
Программа включает в себя работу по
нескольким направлениям: дыхательная
вокальная гимнастика; распевание; пение
вокализов; работа над произведениями;
актёрское мастерство, сценическое движение.
В процессе обучения дети приобретают
большой объем эмоциональных впечатлений
и
исполнительских
навыков,
учатся
анализировать
и
иметь
собственные
предпочтения, приобретают способность к
совместному самостоятельному творчеству.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

1.1 Направленность программы

4

1.2 Актуальность общеразвивающей программы

4

1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы

6

1.4. Адресат программы

6

1.5. Режим занятий

6

1.6. Срок реализации

7

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

7

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11

3.1. Учебный план

11

3.2.

12

Календарный учебный график

3.3. Содержание учебного плана

12

3.4. План воспитательной работы

13

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

14

Метапредметные результаты:

14

Личностные результаты:

14

Предметные результаты

14

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

14

6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

19

СВЕДЕНИЯ О СОСТАВИТЕЛЕ

21

3

1. Пояснительная записка
«Если у вас есть талант, поделитесь им с
другими! Если вы знаете, что сказать этому
миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская

1.1 Направленность программы
художественная.
1.2 Актуальность общеразвивающей программы
Отличительные особенности программы
Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных занятий.
Занятия

носят

творческий

характер

благодаря

личностно-ориентированному

и

разновозрастному обучению. Вся вокальная работа в объединении строится на доступном
музыкальном материале.
Основной принцип обучения в эстрадно-вокальной студии «ПетьПро100» – это
развитие творческих способностей, творческой индивидуальности каждого ребенка,
побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью ребята знакомятся с историей
музыкального искусства, с разнообразием музыкальных жанров, с различными приемами
вокального исполнительства, приучаются к самостоятельной творческой деятельности.
Приоритетным
эмоционального

в

детском

благополучия

объединении

ребенка,

является

раскрытие

его

создание
творческого

условий

для

потенциала,

приобщение к ценностям отечественной национальной культуры.
Новизна
Данная программа является самостоятельным курсом, разработанным с учетом
современных

достижений

в

области

детской

вокальной

педагогики,

детского

исполнительства и личного опыта автора. Она включает в себя уроки вокала, элементов
хореографии, актёрское мастерство. Занимаясь по данной программе, учащиеся начинают
понимать, что вокальное искусство – это не только яркие запоминающиеся выступления,
но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения
происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно
подобранных музыкальных сочинений.
Актуальность
Программа эстрадно-вокальной студии «ПетьПро100» нацелена на воспитание
гармонически

развитой

личности,

приобщение

молодежи

к

основам

мировой

музыкальной культуре, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего
кругозора на основе исполнения лучших образцов отечественной, народной, зарубежной
4

песенной литературы, а также слушания классической и современной музыки, лучших
образцов эстрадной и джазовой музыки.
Обучение по данной программе дает детям возможность получить основы
эстрадно-вокального и музыкального образования, и ориентировано на развитие
музыкальных и сценических способностей.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья
детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на
развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности.
С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или
ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения
речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «ПетьПро100» - это источник
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической
стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование
умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:
певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого
голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям;
слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего
вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет
обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Формы занятий:
- коллективное и индивидуальное исполнение (во время которого ребята должны
донести до аудитории свои замыслы и завладеть ею);
- слушание музыкальных произведений (которые влияют на развитие таких
способностей ребенка, как эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, память, ритм,
восприятие мелодичности, гармонии, тембра голоса, динамики, темы, звучания отдельных
музыкальных инструментов);
- беседа о композиторах, исполнителях и музыкальных произведениях (которая
пробуждает мышление и является формой непосредственного общения педагога с детьми).
В

основе

педагогического

процесса

лежат

следующие

педагогические принципы: постепенность и последовательность в овладении мастерством
5

пения; единство художественно и технического развития певца; индивидуальный подход
к учащемуся. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры
пения являются: близость к речевой фонетике; речевое, не очень округлое формирование
звука; плотное звучание в грудном регистре.
В процессе работы педагог добивается освоения учащимися диафрагмального
дыхания и чистоты интонации. Большое внимание уделяется развитию чувства ритма, а
также осмысленности и искренности исполнения.
Уровень освоения программы: базовый.
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ;
2. Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения
Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р).
3. Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября
2018 г. № 196;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования
и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»;
5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.;
6. Устав МАУ ДО ЦСШ;
7. Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных
программ МАУ ДО ЦСШ № 110 от 29.12.2018 г.;
8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей /
СанПин 2.4.3648-20 (утв. постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
1.4. Адресат программы
обучающиеся 7-15 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного
отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
1.5. Режим занятий
Количество обучающихся в группе 7-15 человек.
6

1.6. Срок реализации
Программа эстрадно-вокальной студии «ПетьПро100» рассчитана на 1 год
обучения; продолжительность занятий в год – 144 часа (2 часа, 2 раза в неделю).
Для обучающихся 1 года обучения - 144 часа в год. Наполняемость групп 7 - 15
человек. В неделю для обучающихся проводится 2 занятия по 2 часа (по 40 минут с
перерывом 15-20 минут).
Форма обучения очная; групповая.
Учебно-тематический план включает в себя такие разделы как: постановка голоса,
усвоение певческих навыков, начальные знания по теории музыки, сольфеджио, работа с
фонограммой, актёрское мастерство, музыкально-пластическое оформление номера
(сценическая пластика) и т.д. Каждое занятие обучения строится по универсальной схеме:
дыхательная вокальная гимнастика; распевание; пение вокализов;

работа над

произведениями; анализ занятия; задание на дом.
2. Цель и задачи программы
Цель: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие
их певческих способностей.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать осознанные мотивы обучения в сфере певческой деятельности;
- обучить, развить и закрепить вокальные навыки и свойства певческого голоса;
- сформировать музыкальную память;
- обучить профессиональным певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание,
вокальная техника исполнения, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса,
точное интонирование);
- сформировать художественное восприятие музыки, способность проникать в ее
содержание, проникать в ее стилевые особенности.
Развивающие:
- развить слух и накопить музыкально-слуховые представления;
-

развить

интуицию,

воображения,

художественный

вкус

уровень требовательности к себе как к исполнителю;
- развить общий культурный и музыкальный уровень;
- развить способность к самостоятельной и коллективной работе;
- развить умение творчески реализоваться на сцене.
Воспитательные:
7

и

высокий

- воспитать любовь к музыкальному искусству в целом, и к вольно-эстрадному
исполнительству в частности;
-

обеспечить

условия

для

личностного

развития

и

профессионального

самоопределения;
- адаптировать к современной жизни с помощью музыкальной культуры;
- создать условия для общения в коллективе;
- сформировать эстетический вкус, общую культуру обучающихся через лучшие
произведения классического, народного и эстрадного репертуара.
В программе предусмотрена связь между развитием музыкальной грамотности,
слушанием музыки, изучением музыкальной литературы и вокальным исполнением.
В программе 1 модуль «Звучащий голос мой».
Основное назначение данного уровня - работа над вокальными навыками. Главный
и самый существенный фактор – дыхание. Работа над дыханием должна начинаться с
выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при
пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии.
Полезно, чтобы учащиеся делали вдох, положив руки на ребра, и следили за их
движением во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при
этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а
также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной
задержкой

дыхания

(люфт-пауза).

Стимулом

для

развития

дыхания

является

«дыхательная» гимнастика по методу Стрельниковых, а также вокальные упражнения,
развивающие длительность вдоха, умение правильно делать вдох. Условием грамотного
звукообразования является правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть,
активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На первоначальном этапе, в
основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся дышал спокойно, бесшумно,
не поднимая плеч, чтобы распределял вдох до конца слова или небольшой фразы, не брал
дыхание в середине слова.
Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из
мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток. Ознакомление учащихся с
вокальными навыками в эстрадной манере исполнения. Формирование правильного
певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, не допущение резкого, зажатого,
форсированного звучания.
Начиная с первого года обучения, обучающиеся, помимо отчетных выступлений
(как минимум два раза в год – в конце 1-го и 2-го полугодия), должны принимать участие
8

в концертах, которые попеременно посвящаются исполнению всех жанров вокальноэстрадной музыки, входящих в программу обучения.
Методы развития творческих способностей у детей
1. Практические
2. Наглядные (слуховые)
3. Словесные
Методы обучения на уроках зависят от цели и содержания обучения, а также от
возрастных особенностей учащихся. На занятиях применяются словесный метод обучения,
как духовное общение педагога с детьми; практический метод, как выработка и
формирование вокальных навыков у учащихся; наглядный метод; проектный метод
обучения, как коллективная и индивидуальная работа над отдельно взятым произведением.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на путь становления творческих
способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Методы –
это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих
способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к
сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В основу обучения по данной программе положена классическая постановка голоса,
включающая в себя: разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной
гимнастики Стрельниковых и укрепления диафрагмальной мышцы; активизация дикции;
улучшение артикуляции; округление вокального звука и владения им и т.д. Особенно
сложной и трудной является работа при постановке голоса, так как голоса детей в это
время находятся в периоде мутации, поэтому в задачу руководителя кружка входит
обучение правильному пению во всем его сложном комплексе: звукообразованию,
напевному голосоведению, певческому дыханию. Во время работы над чистотой
интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато
голоса,

добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность

исполнителя,

педагог

прививает

культуру

пения,

оберегает

воспитанников

от

манерничанья и подражательства.
В начале своего обучения ребенок требует к себе особого внимания и тонкого,
индивидуального подхода, поэтому занятия для этого возраста проводятся в виде игры,
соревнования с педагогом и т.д. Даются первые элементарные понятия о резонаторах,
которые озвучиваются с помощью специально созданных для этого распевок,
построенных на звукоподражании птицам, насекомым, животным.

9

Объясняется правильное певческое дыхание: надувая и ослабляя животик,
наполняя воздухом спинку, задерживая дыхание на 4-6-8 секунд, постепенно выпускать
его.
Даются первые навыки пения упражнений с названием нот – сольфеджио, а также
первые сведения по элементарной теории музыки: простые длительности, паузы,
небольшие интервалы. Предлагается пение одновременно с педагогом двух звуков –
простейшие навыки для развития гармонического слуха.
Для исправления и «оттачивания» дикции проговариваются и распеваются простые
скороговорки.
Даются для исполнения и запоминания некоторые музыкальные термины: forte,
piano, legato, stoccato (итал.). Уже на первом занятии подбирается несложное
произведение, соответствующее развитию ребенка на данный момент, т.е. в соответствии
с темпераментом, с развитием у него интеллекта, природных и физических данных.
Ребенок приучается к ощущению себя на сцене, чтобы в дальнейшем у него не
было комплексов, связанных с боязнью сцены и большого количества зрителей.
Во второй и третий годы обучения методы и приемы преподавания усложняются.
Занятия эстрадно-вокального ансамбля состоят из чередования многих видов
деятельности, но начинаются всегда одинаково – с распевания, с подготовки голосового
аппарата к работе. Распевание включает в себя несколько упражнений, которые могут
чередоваться, либо повторяться из урока в урок, отрабатывая какой-то навык. Здесь
происходит освоение и сольфеджио. Педагог обязательно все показывает голосом много
раз. Дети повторяют группой и индивидуально.
Появляются специальные распевки на удобные для пения буквы и слоги,
способствующие как бы «переливанию» из звука в звук, добиваясь неразрывного звучания
– cantilena (итал.). Например: «и», «я», «у», «ю», «ми», «мэ», «ма», «мю», «му».
Далее идет разучивание музыкального материала с обязательным выразительным
показом педагогом песни в сопровождении фортепиано. Возможно прослушивание этой
песни в записи. Разучивание мелодии и текста может идти врозь и параллельно. Легкая
мелодия осваивается по нотам, трудная с голоса, либо комбинированно. Песня учится по
частям. Учащиеся повторяют вместе и индивидуально. Обязателен анализ новой песни –
строение, характер, тематика, авторы, эпоха. Если нет новой песни, то осваивается новая
музыкально-теоретическая тема.
Подбираются несложные вокализы, устанавливается вместе с учащимся удобная
для него тональность, технические и актерские задачи, динамические оттенки и
эмоциональные акценты.
10

Гимнастика Стрельниковых, которая способствует снятию зажима шейного отдела
позвоночника, так часто встречающегося в начале обучения ребенка, дается в сочетании с
пением несложных вокальных упражнений, а иногда и трудных отрезков в исполняемых
произведениях.
Дается посильное задание на дом. Его цель – помочь учащемуся эффективней и
быстрей продвигаться в обучении. Например: выучить мелодию и текст произведения;
стоя перед зеркалом поискать нужные жесты; поработать над дикцией и артикуляцией. А
насколько простых упражнений по методике Стрельниковых дадут хорошую закалку на
весь день, наладив правильное глубокое дыхание, способствуя хорошему физическому
здоровью.
С обучающимися проводятся беседы об их внешнем виде, аккуратном отношении к
данному им нотному материалу. Наиболее одаренные учащиеся принимают участие в
городских

концертах,

в

городских,

республиканских,

во

всероссийских

и

международных конкурсах и фестивалях.
Работа над вокально-исполнительской техникой ведется систематически, в течение
всех лет обучения на основе вокального учебно-тренировочного материала, включающего
упражнения и вокализы на различные виды вокальной техники.
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
№
Тема
п/п
1

Вводное занятие. Знакомство с
учащимися

2

Знакомство
с
голосовым
аппаратом.
Выявление
музыкальных способностей у
учащихся.

всего теория практика
4

4

6

2

-

4

Формы контроля
Беседа, прослушивание
Наблюдение,
прослушивание, выявление
способностей

3

Певческая установка.

18

8

10

Беседа,
наблюдение,
анализ,
контрольные
упражнения, самоанализ,
оценка

4

Певческое дыхание.

16

8

8

Беседа,
наблюдение,
практические упражнения,
анализ достижений

5

Звукообразование.

24

10

14

Беседа, показ, наблюдение,
анализ,
контрольные
упражнения

6

Развитие музыкального слуха в

10

4

6

Наблюдение, анализ

11

постановке голоса.
7

Главные качества певческого
голоса.

8

Использование
элементов
ритмики,
сценической
культуры.
Движения
под
музыку.

8

2

6

19

Атака
звука
звуковедения.

18

8

10

10

Эстрадно-вокальные навыки в
исполнительском мастерстве.

18

8

10

11

Дикция и строй.

12

4

8

Практические упражнения

12

Итоговое занятие.

2

-

2

Наблюдение,
самоанализ

144

60

84

и

8

способы

Итого:
3.2.

2

6

Наблюдение,
упражнения
Беседа,
упражнения

анализ,
контрольные

Беседа, анализ, самоанализ
Прослушивание, анализ

анализ,

Календарный учебный график

Период обучения

Дата начала
обучения по
программе

1 год обучения
1 полугодие 2
полугодие

15 сентября
11 января

Дата
окончания
обучения по
программе
31 декабря
29 мая

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов
16
20

64
80

Режим
занятий
2 раза в
неделю по 2
часа

3.3. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Санитарно-гигиенические требования и
техника безопасности. План работы студии на год. Ознакомление с расписанием занятий,
и правилами поведения на занятиях. Форма одежды и внешний вид. Введение в
образовательную программу 1 года обучения.
2. Знакомство с голосовым аппаратом. Выявление музыкальных способностей у
учащихся. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.
Индивидуальное прослушивание.
3. Певческая установка. Экскурс в историю музыки и вокального искусства. Понятие о
«правильности» воспроизведения звуков.
4. Певческое дыхание. Понятие и правильном певческом дыхании. Практические
упражнения. Дыхательная гимнастика.

12

5. Звукообразование. Практические занятия по правильному воспроизведению певческого
голоса. Распевки. Разучивание и совершенствование учебного материала разного
характера. Пение по фразам.
6. Развитие

музыкального

слуха

в

постановке

голоса.

Работа

над

чистотой

интонирования по интервалам. Упражнения для развития музыкального слуха, голоса,
дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
7. Главные качества певческого голоса. Знакомство с творчеством русских, советских,
зарубежных, современных исполнителей. Понятие «настроение» и «характер» песни.
Сравнение разных вокальных техник.
8. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Уроки сценического движения. Выход на сцену и уход с неё, работа с микрофоном.
Упражнения на раскрепощение и избавление от мышечного зажима.
9. Атака звука и способы звуковедения. Вокальные упражнения для правильного
формирования звука. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе
пения. 3 вида атаки звука.
10. Эстрадно - вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Пение учебнотренировочного материала.
11. Дикция и строй. Работа над номером. Характер песни, интонация. Репетиционный
процесс.
12. Итоговое занятие. Отчётный концерт.
3.4. План воспитательной работы
1.Работа с детским коллективом: отношения «учитель-ученик» достаточно серьёзная
педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так,
чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств.
Работа с детским коллективом – это общение, результатом которого является духовное
обогащение обеих сторон: и учителя, и ученика.
2. Работа с родителями:
С первых дней занятий провести воспитательную работу с учащимися и их
родителями. И только в творческом союзе учителя с родителями, совместное
сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение могут наполнить
жизнь ребенка интересными делами. Ведь семья и школа – это та основа, которая должна
оказывать на ребенка одинаковое воздействие, предъявлять требования, чтобы
сформированное умение не угасло, а переросло в большое искусство, неисчерпаемое как
13

жизнь. Для этого необходимо проводить родительские собрания, знакомить родителей с
работой вокальной студии.
3. Массово – воспитательная работа:
Беседа о культуре, музыке, музыкальных инструментах, исполнителях.
Участие в концертах центра.
Игра «Угадай мелодию».
Отчетный концерт.
4. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты:
- сформированное желание заниматься понравившимся видом деятельности;
- умение работать самостоятельно.
Личностные результаты:
- раскрытие творческих способностей
- развитие слуха и дикции;
- выработка профессиональной певческой установки и звукообразования;
- освоение пения легато, стоккато;
Предметные результаты
- усвоение мелодико-гармонического материала песен;
- владение базовыми навыками эстрадной хореографии.
5. Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение – отдельный закрытый кабинет не менее 20кв.м,
либо актовый или концертный зал, наличие стульев для обучающихся, стол для
аппаратуры, стол для педагога, шкаф или тумба. Клавишный инструмент (фортепиано,
электропианино или синтезатор)
информационное

обеспечение

-

персональный

компьютер,

звукоусиливающая

аппаратура (колонки, микшерный пульт), микрофоны.
кадровое обеспечение – педагог по вокалу, актёрскому мастерству, сценическому
движению, владеющий музыкальным инструментом, умеющий работать с музыкальными
программами и музыкальным оборудованием.
Требования

к

образованию и

обучению:

Высшее

образование или

среднее

профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального образования
14

"Образование

и

педагогические

науки".

Высшее

образование

либо

среднее

профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования при условии
его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным
предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства
дополнительного

профессионального

образования

по

направлению

подготовки

"Образование и педагогические науки"
Особые условия допуска к работе
педагогической

деятельностью,

Отсутствие

ограничений

установленных

на

законодательством

занятие
Российской

Федерации .
Прохождение

обязательных

периодических

медицинских

предварительных
осмотров

(при

поступлении

(обследований),

а

на

также

работу)

и

внеочередных

медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
методические материалы – минусовки, тексты песен, иллюстрации музыкальной
тематики, видео материалы.

Раздел
№
тема
п/п
программы

1.

2.

3.

4.
5.

Форма
проведения
занятий

Вводное
занятие.
Беседа
Знакомство
с
учащимися
Знакомство
с
голосовым
Беседа,
аппаратом.
показ,
Выявление
практическо
музыкальных
е занятие
способностей у
учащихся.
Беседа,
Певческая
показ,
установка.
практическо
е занятие
Беседа,
Певческое
показ,
дыхание.
практическо
е занятие
Звукообразован Беседа,

Формы
Методы
и
подведения
приемы
итогов
организации
по теме
УВП
или разделу
Словесный
наглядный,
практический

Словесный
наглядный,
практический

Словесный
наглядный,
практический
Словесный
наглядный,
практический
Словесный
15

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятия

Беседа,
Клавишный
наблюдение,
инструмент
прослушивание
Выявление
способностей

Клавишный
инструмент

Беседа,
наблюдение,
анализ

Клавишный
инструмент

Беседа,
Клавишный
наблюдение,
инструмент
Практические
упражнения
Беседа, показ, Клавишный

ие.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Звук
и
свойства.

показ,
практическо
е занятие
Беседа,
его показ,
практическо
е занятие

Развитие
музыкального
слуха
в
постановке
голоса.
Главные
качества
певческого
голоса.
Использование
элементов
ритмики,
сценической
культуры.
Движения под
музыку.

Дикция и строй.

13.

Итоговое
занятие.

Словесный
наглядный,
практический

Беседа,
показ,
практическо
е занятие

Словесный
наглядный,
практический

Беседа,
показ,
практическо
е занятие

Словесный
наглядный,
практический

Беседа,
показ,
практическо
е занятие

Словесный
наглядный,
практический

Беседа,
Атака звука и
показ,
способы
практическо
звуковедения.
е занятие
ЭстрадноБеседа,
вокальные
показ,
навыки
в
практическо
исполнительско
е занятие
м мастерстве.

12.

наглядный,
практический

Беседа,
показ,
практическо
е занятие
Практическо
е занятие

Словесный
наглядный,
практический
Словесный
наглядный,
практический
Словесный
наглядный,
практический

Практический

наблюдение,
Контрольные
упражнения
Беседа,
наблюдение

инструмент

Упражнения,
анализ

Клавишный
инструмент.
Музыкальная
фонограмма

Клавишный
инструмент

Клавишный
инструмент.
Музыкальная
фонограмма
Клавишный
инструмент.
Беседа, анализ, Музыкальная
самоанализ
фонограмма
Беседа,
контрольные
упражнения

Клавишный
инструмент.
Музыкальная
фонограмма
Клавишный
инструмент.
Контрольные
Музыкальная
упражнения
фонограмма,
тексты
Клавишный
Наблюдение,
инструмент.
анализ,
Музыкальная
самоанализ
фонограмма,
тексты
Концертный зал,
Беседа,
музыкальнонаблюдение,
усиливающее
прослушивание оборудование,
раздаточный
материал
Прослушивани
е,
анализ

6. Формы аттестации/контроля
Для отслеживания результативности обучения по данной программе используются
следующие формы оценки качества знаний, умений и навыков учащихся:
- выполнение творческих музыкальных заданий;
16

- тестирование;
- проведение конкурсов, музыкальных викторин;
- концертная деятельность.
Концертная деятельность на всех этапах обучения является основным видом
контроля и особым стимулом к творчеству. Это способствует усвоению детьми
музыкального материала, воспитывает и развивает навыки творческой самостоятельной
работы, вызывает живой интерес и тягу к музыкальному искусству.
В репертуар студии «ПетьПро100» входят произведения как российских, так и
зарубежных исполнителей, в том числе произведения патриотического содержания.

17

Список литературы
1.

Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999.

2.

Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963.

3.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. –
Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4.

Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

5.

Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей
/И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

6.

Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД
«РИПОЛ

7.

классик», 2006

Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе» - М. 1964.

8.

Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.

9.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.

10.

Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

18

Примерный репертуарный список

№ п/п

Названия песен

1

Авторы
слова

музыка

«Дождик»

Б. Заходер

Н. Юдахина

2

«Дождь пойдет по улице»

М. Козлов

В. Шаинский

3

«Песня о волшебниках»

В. Луговой

Г. Гладков

4

«Динозаврики»

И. Яснов

Г. Гладков

5

«Заводные игрушки»

Ю. Энтин

Е. Крылатов

6

«Почта Деда Мороза»

А. Усачёв

А. Пинегин

7

«Это знает всякий»

Ю. Энтин

Е. Крылатов

8

«Чунга - чанга»

Ю. Энтин

В. Шаинский

9

«По тропинке к роднику»

Р. Гамзатов

М. Кажлаев

10

«Про папу»

М. Пляцковский

Б. Савельев

11

«Мамина песенка»

М. Пляцковский

И. Парцхаладзе

12

«Танец утят»

Чеш. нар. Песня

Чеш. нар. Песня

13

«Облака»

С. Колов

В. Шаинский

14

«Мой друг»

В Степанов

А. Артюнов

15

«Я прошу вас, люди»

И. Свинцова

Л. Некрасова

16

«Завтра и всегда»

К. Ибряев

Ю. Чичков

№ п/п

Названия песен

1

Авторы
слова

музыка

«Гимн учителям»

Л. Рзаева

А. Пахмутова

2

«День рождения»

В. Пасынков

А. Ермолов

3

«Каравай»

В. Пасынков

В. Михайлов

4

«Лучики»

А. Матвеева

М. Степаненко

5

«Снежинка»

М. Пляцковский

Л. Дубравин

7

«Моя Россия»

И. Иванцов

А. Зыгманд

8

«Аист на крыше»

С. Савельев

В. Тухманов

9

«Вальс дружбы»

В. Краснов

А. Хачатурян

10

«Толстый Карлсон»

И. Иванцов

Л. Дубравин

11

«Балалайка»

В. Пасынков

А. Зыгманд

12

«Этот большой мир»

Р. Рождественский

В. Чернышов

13

«Человек из дома вышел»

А. Ольгин

С. Пожлаков

14

«Подари улыбку миру»

В. Васницов

А. Ермолов

15

«Музыка всюду живет»

В. Семернин

С. Соснин

16

«9 мая»

М. Танич

С. Павлиашвилли

19

№ п/п Названия песен

Авторы
слова

музыка

1

«Страна гор»

Л. Дурян

А Аветисян

2

«За окнами дождь»

Ю. Островский

А. Ермолов

3

«Свет звезды»

Ю. Островский

А. Ермолов

4

«Спой нам, ветер»

М. Пляцковский

М. Дунаевский

5

«Звезды молчат»

Ю. Островский

А. Ермолов

6

«Три белых коня»

Е. Крылатов

Ю. Чичков

7

«Пингвин»

А. Андреева

А. Зыгманд

8

«Мама»

М. Пляцковский

Ю. Чичков

9

«В ритме солнечных лучей»

В. Ашуров

Б. Бабаев

10

«Рождение звезд»

Из репертуара д. анс.

«Волшебники двора»

11

«Ночной волшебник»

Из репертуара д. анс.

«Волшебники двора»

12

«Верить, надеяться, любить»

Из репертуара д. анс.

«Верные друзья»

13

«Моя звезда»

Ю. Белов

А. Свешников

14

«Пусть миром правит любовь»

Из репертуара д. анс.

«Верные друзья»

15

«Дети солнца»

А. Колесников

В. Данченко

16

«Журавли»

Р. Гамзатов

20

Сведения о составителе
Ханенко Марина Эдуардовна, педагог дополнительного образования
Место работы: МАУ ДО ЦСШ
Образование: высшее, Свердловское областное училище искусств и культуры по
специальности педагог – организатор социально-культурной деятельности, руководитель
театрального коллектива, 2002 г. Челябинская академия культуры и искусств, факультет
театра, кино и телевидения по специальности Режиссёр театрализованных представлений
и празднеств, преподаватель, 2007 г.
Квалификация: педагог дополнительного образования
Педагогический стаж - 18 лет, общий стаж - 18 лет, стаж работы в данном
учреждении – 3 года.
Квалификационная категория: первая.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».