Мастер общения

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «29» мая 2023 г.
протокол №4

Утверждаю
Директор МАУ ДО ЦСШ
____________Г.Е. Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мастер общения»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 10 –11 лет
Срок реализации: 42 часа

Автор-составитель:
Ладыгина Марина Анатольевна,
педагог-психолог

Екатеринбург, 2023

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы ............................................................ 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................. 3
Направленность программы .................................................................................................... 3
Актуальность программы. ....................................................................................................... 3
Уровень программы: ................................................................................................................ 4
Адресат программы ..................................................................................................................4
Объем и срок освоения программы. ....................................................................................... 4
Форма обучения ........................................................................................................................4
1.2. Цель и задачи программы .................................................................................................4
Цель: .......................................................................................................................................... 4
Задачи: ....................................................................................................................................... 4
2. Содержание программы ................................................................................................... 5
2.1. Учебный (тематический) план ..................................................................................... 5
2.2. Содержание учебного (тематического) плана ............................................................ 6
3. Планируемые результаты ................................................................................................. 8
4. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................................9
4.1. Календарный учебный график ........................................................................................ 9
4.2. Условия реализации программы .....................................................................................9
4.3. Формы аттестации и контроля ....................................................................................... 10
5. Оценочные материалы ...................................................................................................... 10
6. Методическое обеспечение .............................................................................................. 11
Список литературы .................................................................................................................13

2

1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
общения» составлена в соответствии с нормативными документами:

«Мастер

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273ФЗ;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от
04.09.2014 N 1726-р).
3. Приказ

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября
2018 г. № 196;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и
науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»;
5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.;
6. Устав МАУ ДО ЦСШ;
7. Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных
программ МАУ ДО ЦСШ № 110 от 29.12.2018 г.;
8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей /
СанПин 2.4.3648-20 (утв. постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)

Направленность программы - социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Актуальность проблемы адаптации ребенка при
переходе в среднее звено весьма очевидна. В самом распространенном своем значении
школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе
социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму
жизнедеятельности. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований,
норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Адаптация –
это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и
способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Переход школьника к предметному обучению нередко сопровождается многими
кризисными явлениями (повышенная тревожность, спад учебной мотивации и др.).
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной
готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и
3

общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила,
ориентироваться в новых ситуациях.
Отличительные особенности. Программа имеет большой развивающий
потенциал, так как содержит достаточное количество активных форм и методов
обучения для интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития
обучающихся. Программа занятий предлагает воспитание интереса к новым научным
знаниям, имеющим значение в разных сферах жизни человека. Создаются условия для
рефлексии, мотивации на самопознание, саморазвитие, условия для эффективного
группового взаимодействия.
Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей
становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных
установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. По мнению Г. А.
Цукерман, «именно на границе детства и отрочества в предподростковом возрасте (1012 лет) обучающимся необходимо помочь в том трудном деле, которым они
полубессознательно начинают заниматься: постановке задач саморазвития и поиске
средств их решения». Важно успеть заложить основы личностно-эмоциональной
защищенности школьников, сформировать у ребят психологические умения
самопомощи и безопасного взаимодействия с другими.
Программа «Мастер общения» предназначена для работы по созданию условий
для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической
готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
Уровень программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 10-11 лет.
Объем и срок освоения программы. 1 год обучения – 1 час в неделю на группу, 42
часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу на группу, 1
ак. час равен 40 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, психологопедагогическая диагностика.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный.
Учебный год начинается с 1 сентября.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
содействие
овладению
младшими
подростками
основными
компетенциями, способствующими развитию интегративных субъектных качеств
личности, характеризующих ее как социально и психологически зрелую, развитию их
социального интеллекта.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для развития ряда компетенций при решении различного рода задач и
развитию социального интеллекта учащихся;
- расширить представления учащихся о видах и формах общения;
4

- предоставить информацию обучающимся о допустимых и ожидаемых нормах и
способах поведения в различных ситуациях социального взаимодействия.
Развивающие:
- способствовать развитию навыков эффективной коммуникации (способствовать
оптимизации межличностного взаимодействия, в таких ролевых связках как: ученик –
ученик, ученик – учитель, ученик – группа; способствовать позитивному
самопринятию);
- способствовать развитию позитивного отношения к себе и своим возможностям,
развитию мотивацию к обучению.
- содействовать развитию ценностной и смысловой рефлексии.
Воспитательные:
- способствовать формированию нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- способствовать развитию у обучающихся навыков поведения, помогающих делать
осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях социального
взаимодействия.

2.

Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план
№п/п
Наименование
Общее
Теория Практика
Формы контроля
разделов и тем
количество
часов
Раздел I. Введение в мир
10
5
5
Контроль «уровня
психологии.
достижений по
разделу» в виде
заданий
1.
Создание
группы.
2
1
1
Сплочение
Наблюдение, устный
коллектива.
опрос
2.
Здравствуй, 5 класс!
2
1
1
Стартовая
диагностика.
Рефлексия
результатов занятия
3.
Находим друзей
2
1
1
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
4.
Что поможет мне
4
2
2
Устный опрос,
учиться? Легко ли
обобщение опыта и
быть учеником?
знаний
Раздел II. Эмоции. Я и мой
10
5
5
Контроль «уровня
внутренний мир.
достижений по
разделу» в виде
заданий по теме
5.
Чувства
бывают
2
1
1
Наблюдение, устный
разными
опрос
5

6.

Стыдно ли бояться?
Чего я боюсь?
7.
Внутренний
мир
ценен и уникален
8.
Работа с негативными
переживаниями. Сила
внутри меня
Раздел III. Психология
отношений: Ты – Я –
Он/Она =Мы. Конфликты и
их роль в усилении «Я».
9.
Конфликты в школе,
дома, на улице

2

1

1

2

1

1

4

2

2

12

6

6

Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде

2

1

1

Я
и
конфликт.
Способы поведения в
конфликте
Конструктивное
разрешение
конфликта. Учимся
договариваться

2

1

1

Устный опрос,
обобщение опыта и
знаний
Наблюдение, устный
опрос

4

2

2

Устный опрос,
обобщение опыта и
знаний

Я и мои друзья. У
меня есть друг
Раздел III. Мы начинаем
меняться

4

2

2

10

4

6

2

1

1

Наблюдение, устный
опрос
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия

2

1

1

6

2

4

42

16

16

10.

11.

12.

14.

15.
16.

Источники
уверенности в себе.
Неуверенный
и
уверенный в себе
человек
Уважение к себе и
другим
Большая
психологическая игра
«Созвездие».
Итого:

Наблюдение,
рефлексия
Устный опрос,
обобщение
Наблюдение,
рефлексия

Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Итоговая
диагностика

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел I. Введение в мир психологии.
Тема 1. Создание группы. Сплочение коллектива.
6

Теория: Беседа «Зачем человеку занятия по психологии». Информация о дальнейшей
работе и содержании программы. Создание доброжелательной атмосферы.
Практика: Игры на приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в
парах. Коммуникативные игры. Игры на групповое взаимодействие, упражнения на
развитие рефлексии, самопрезентация. Интеллектуальные задания.
Тема 2. Здравствуй, 5 класс!
Теория: Психологическая информация. Стартовая диагностика.
Практика: Игры на приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в
парах. Игры на групповое взаимодействие, упражнения на развитие рефлексии,
самопрезентация. Интеллектуальные задания.
Тема 3. Находим друзей
Теория: Психологическая информация. Работа со сказкой. Обучающиеся слушают и
обсуждают.
Практика: Коммуникативные игры. Игры на групповое взаимодействие. Когнитивная
игра. Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Ролевая ситуация.
Слушание и анализ сказки, упражнения на общение.
Тема 4. Что поможет мне учиться? Легко ли быть учеником?
Теория: Психологическая информация. Беседа «Способности человека», «Идеальный
ученик. Какой он?»
Практика: Психологические игры на сотрудничество. Задания с использованием
терапевтических метафор. Групповая дискуссия. Интеллектуальные задания. Ролевая
игра.
Раздел II. Эмоции. Я и мой внутренний мир.
Тема 5. Чувства бывают разными.
Теория: Психологическая информация. Беседа о чувствах.
Практика: Коммуникативные игры. Игры на групповое взаимодействие.
Тема 6. Стыдно ли бояться?
Теория: Психологическая информация. Работа со сказкой. Обучающиеся слушают и
обсуждают.
Практика: Коммуникативные игры. Игры на групповое взаимодействие, слушание и
анализ сказки. Ролевая игра. Задания на формирование «эмоциональной грамотности».
Тема 7. Внутренний мир ценен и уникален.
Теория: Психологическая информация о психологии, ее предмете, душе человека.
Практика: Психологические примеры. Слушание и анализ сказки, упражнения на
невербальное общение. Групповая дискуссия.
Тема 8. Работа с негативными переживаниями. Сила внутри меня
Теория: Психологическая информация. Беседа о техниках саморегуляции. Беседа
«Сильные и слабые стороны человека».
Практика: Игры на приветствие, на невербальное общение. Задания с использованием
терапевтических метафор. Ролевая ситуация. Задания на формирование
«эмоциональной грамотности». Групповая дискуссия.
Раздел III. Психология отношений: Ты – Я – Он/Она =Мы. Конфликты и их роль
в усилении «Я».
Тема 9. Конфликты в школе, дома, на улице.
7

Теория: Психологическая информация. Беседа «Что такое конфликт? Возможно ли
избежать конфликта в течение жизни?»
Практика: Игры на групповое взаимодействие, слушание и анализ сказки. Игры на
приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в парах. Задания на
формирование «эмоциональной грамотности». Групповая дискуссия.
Тема 10. Я и конфликт. Способы поведения в конфликте.
Теория: Психологическая информация. Беседа о разновидностях конфликта, способах
поведения в конфликте по Томасу.
Практика: Коммуникативные игры. Игры на групповое взаимодействие.
Тема 11. Конструктивное разрешение конфликта. Учимся договариваться.
Теория: Психологическая информация. Слушание и анализ терапевтической сказки.
Практика: Игры на приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в
парах. Коммуникативные игры. Задания с использованием терапевтических метафор.
Игры на групповое взаимодействие. Интеллектуальные задания. Ролевая игра.
Групповая дискуссия.
Тема 12. Я и мои друзья.
Теория: Психологическая информация. Работа со сказкой. Обучающиеся слушают и
обсуждают.
Практика: Игры на приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в
парах. Коммуникативные игры. Упражнения на развитие рефлексии, игры на групповое
взаимодействие. Ролевая ситуация. Групповая дискуссия.
Раздел IV. Мы начинаем меняться
Тема 13. Источники уверенности в себе. Неуверенный и уверенный в себе человек/
Теория: Психологическая информация. Беседа «Сильные и слабые стороны человека».
Практика: Игры на приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в
парах, слушание и анализ сказки, изобразительная деятельность. Групповая дискуссия.
Тема 14. Уважение к себе и другим.
Теория: Психологическая информация. Слушание и анализ терапевтической сказки.
Практика: Игры на активизацию словаря и речевое взаимодействие. Задания с
использованием терапевтических метафор. Задания на формирование «эмоциональной
грамотности». Ролевая ситуация. Интеллектуальные задания.
Тема 15. Ставим цели.
Теория: Психологическая информация. СМАРТ-техника.
Практика: Игры на групповое взаимодействие, упражнения на развитие рефлексии.
Задания с использованием терапевтических метафор. Задания на формирование
«эмоциональной грамотности»
Тема 16. Большая психологическая игра «Созвездие».
Теория: Итоговая диагностика
Практика: Проведение БПИ «Созвездие»
.
3.

Планируемые результаты

Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
8

- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно
отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов
- умение самостоятельно оценивать свои действия и действия ребят, аргументировано
обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально
оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.
Личностные:
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго,
уважительного отношения к другим людям;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в
зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек.
Предметные:
- формирование представления о роли психологии в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
- знание основных закономерностей психологии на примере изучаемой тематики;
- формирование основ психологической культуры;
- формирование устойчивого интереса к психологии.
4. Комплекс организационно-педагогических условий
Год
I
обучения полугодие

4.1. Календарный учебный график
ОП
Зимние
II
ОП
праздники полугодие

Летние
Всего в
каникулы
год

4.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- Мяч резиновый (2 штуки)
- Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш,
линейка, ластик (12 комплектов)
- Инвентарь для рисования: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши,
фломастеры, краски (12 комплектов)
- Парта школьная одноместная (15 единиц)
- Стул ученический (15 штук на группу)
Кадровое обеспечение:
9

В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
педагог-психолог.
4.3. Формы аттестации и контроля
В процессе реализации программы используются формы контроля
(индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая
работа).
При оценке результативности программы используется три вида диагностики:
текущая, промежуточная, итоговая, позволяющие проследить динамику развития тех
или иных личностных качеств, достижений обучающихся.
Текущая аттестация проводится с целью контроля степени освоения
программного материала во время его изучения. Текущая аттестация осуществляется
качественно или количественно с целью выявления индивидуальной динамики
усвоения обучающимися содержания образования. Текущая аттестация проводится в
формах диагностики уровня развития детей, анкетирования или собеседования с
родителями (законными представителями) обучающихся.
Промежуточная аттестация включает в себя оценку результативности
реализации отдельных элементов (тем, разделов) содержания реализуемой программы
после их завершения и проводится в формах диагностики уровня развития детей,
анкетирования или собеседования с родителями (законными представителями)
обучающихся.
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися всего
объема содержания образовательной программы. Под итоговой аттестацией
понимается оценка результативности реализации образовательных программ по
окончании полного освоения курса образовательной программы. Основным критерием
оценки результативности реализации образовательных программ является динамика
развития обучающихся. Показателями для оценки динамики развития обучающихся
являются: позитивная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики.
Форма итоговой аттестации определяется образовательной программой с учетом
контингента обучающихся и содержания рабочей программы. Итоговая аттестация
проводится в формах диагностики уровня развития детей, анкетирования или
собеседования с родителями (законными представителями) обучающихся.
5. Оценочные материалы
Психолого-педагогические диагностические методики:
1. Тест школьной тревожности Филипса.
2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
3. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
4. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных
классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации».
5. Анкетирование уровня воспитанности.
6. Методика «Индекс сплоченности» Сишора.
7. Выявление упорства школьников к умственной деятельности.
10

8. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровкой
9. Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.
Фотекова.
10. Тест на оценку самостоятельности мышления.
6. Методическое обеспечение
Особенности организации образовательного процесса. Занятия строятся по
определенной схеме, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным
содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных
особенностей учащихся.
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и
заключительную.
Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для
улучшения мозговой деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные
упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на
данном уроке.
Задания для основной части занятия подобраны с учетом их направленности
на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения
удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта
необходимо неоднократное выполнение заданий. Для предотвращения снижения
интереса обучающихся к повторным выполнениям одного и того же задания
обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий. Здесь
реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на
более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия,
обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали
при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы
обучающихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке
«интересное – полезное»
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и
задач программы.
Методические средства
- Психологическая информация. Достаточно эффективным методом, способствующим
углублению их самосознания, является изучение некоторых важных для этого возраста
психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к
размышлению о себе.
- Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению
лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть
необходимыми понятиями.
11

- Ролевые методы. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья
необходимо адекватное ролевое развитие. Ролевые методы предполагают принятие
подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных
ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.
- Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у
подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства.
- Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы:
вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают
окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают
изображение подростками того или иного неживого предмета.
- Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные
группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями
или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества,
стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа
включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими
возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к
усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы
внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.
- Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают
обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу;
умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
- Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что
первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых
мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.
- Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социальнопсихологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать
принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на
какую-либо проблему.

12

Список литературы
Для педагога:
1.
Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе
перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог.
Приложение к газете "Первое сентября". – 2001. - №33.
2.
Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч
для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете
«Первое сентября», - 2004. - №9.
3.
Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу
/ Д. Журавлев // Народное образование. - 2012. - №8.
4.
Иванова Н. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н.
Иванова // Новые ценности образования. - М., 1997.
5.
Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе.
– М.: Генезис, 2013. – 122 с.
6.
Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10
классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина.
– Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.
7.
Крылова М. На новой ступени: трудности адаптации пятиклассников к школе /
М. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете
"Первое сентября". - 2009. - №16.
8.
Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей
учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог.
Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - №41.
9.
Прихожан А.
Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников
(психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный
психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. - №12.
10.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в средней школе (5-6
классы). – М.: «Генезис», 2008.
Для учащихся:
1.
Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб: Изд-во «Питер», 2007.
2.
Иванова Е.Н. Коммуникация в конфликте – СПб: Изд-во "Роза ветров", 2007.
3.
Козер Л. Функции социального конфликта – М.: Изд-во «Идея-пресс», 2000.
4.
Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание – СПб: Изд-во «Питер», 2010.
5.
Смит Мануэль Дж., Тренинг уверенности в себе – М.: Изд-во «Речь», 2006.
6.
Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание – СПб: Изд-во «Питер», 2010.
7.
Фишер Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражений. Гарвардский метод –
М.: Изд-во «Эксмо», 2007.

13

Сведения о составителе:

Ладыгина Марина Анатольевна, педагог-психолог.
Квалификационная категория: высшая.
Образование: Высшее. УрГУ им. А.М. Горького, специальность «Психолог.
Преподаватель психологии», 2006 г.
Методическое обеспечение:
Настольные игры с инструкциями:
Игры на развитие координации: «Башня», «Твистер»
Игры на развитие внимания: «Веселый зоопарк», «Кто быстрее»; «Уно»; «Свинтус»;
«Катавасия».
Стратегия: «Гномы-вредители», «Спящие королевы».
Словесные игры: «Кто больше», «Ассоциации», «Крокодил», «Друг-утюг».
Игры на развитие зрительной памяти: «Мемо. Весь мир», «Мемо. Природные чудеса
России», «Мемо. Космос», «Мемо. Флаги», «Мемо. Великие художники».
Игры на развитие воображения: «Диксит».

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».