Креативное мастерство

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «29» мая 2023 г.
протокол №4

Утверждаю
Директор МАУ ДО ЦСШ
____________Г.Е. Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Креативное мастерство»

Художественная направленность
Возраст: 8 – 13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Комиссарова Валерия Николаевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы

6

1.4. Планируемые результаты

7

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

8
8

2.2. Условия реализации программы

10

2.3. Формы аттестации/контроля

11

2.4. Методическое обеспечение

13

Список литературы

16

2

1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – художественная.
Программа по направленности является художественной; по функциональному
предназначению – прикладной.
1.2. Актуальность программы.
Актуальность программы
Программа представляет собой синтез разных видов декоративно-прикладного
творчества. Это дает возможность раскрыть всё богатство и красоту современного
рукоделия. Программа способствует повышению художественно – эстетической культуры,
путем изготовления оригинальных изделий в различных техниках декоративноприкладного искусства, саморазвитию и самоопределению ребёнка в творческой
деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном
обществе.
Обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые
могут использоваться в повседневной жизни (для украшения одежды, быта и т.д.),
выразить себя в творчестве, сориентироваться в получении различных творческих
профессий (дизайнер, оформитель и др.).
Отличительные особенности программы:
- многообразие изучаемых видов декоративно-прикладного творчества;
- усложнение содержания творческой деятельности;
- гибкость в использовании времени, средств, материалов;
- максимально доступная для детского возраста проработка изучаемых тем.
Педагогическая целесообразность
На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна
из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. ДООП
призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и
саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому
ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных
качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.
Дополнительное образование является той нишей, где ребенок может реализовать
свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность;
сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания
индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является декоративноприкладное творчество.
Программа «Креативное мастерство» является попыткой, посредством обучения
разнообразным видам декоративно-прикладного творчества способствовать созданию
условий для формирования творческой личности ребенка.
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
3. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
3

дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30
сентября 2020 г);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утв. распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г.;
7. Положение
о
проектировании
и
утверждении
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО ЦСШ, утв. 31.05.2022
г.
Адресат программы: Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
программы – 9 - 11 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество
обучающихся в группе 10-15 человек.
В
возрасте
9-11
лет
дети
переходят
в
подростковый
период.
Младший подростковый возраст – один из сложнейших этапов развития ребенка, он
повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка, психологи этот период называют концом
детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое,
в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время
стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё
ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто
меняются.
Позитивные проявления:
- повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;
- расширение интересов;
- появление планов на будущее.
Негативные проявления:
Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на
происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не
будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать.
Сюда относятся:
- частые смены настроения;
- огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
- протесты против запретов.
Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма.
Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее
равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как
избирательность их внимания и быстрая переключаемость, которая не дает возможности
сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Значимой особенностью мышление
подростка является его критичность. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям,
слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю. В этом возрасте
учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие,
определять причину и следствие. Творческие занятия и досуговые мероприятия, дают
возможность обучающимся высказать свое мнение и суждение. Система оценочных
суждений, нравственных идеалов неустойчива. Подросток начинает ценить свои
отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него
жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа, 1 час равен 40
минутам.
4

Режим работы в каникулярное время: в период осенних, зимних, весенних
школьных каникул занятия в объединении проводятся в соответствии с учебнотематическим планом программы.
Объем освоения программы: программа рассчитана на 1 года обучения, занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 36 недель, 144 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Уровень программы – базовый. Освоение программного материала базового
уровня предполагает получение обучающимися специализированных знаний в области
декоративного искусства и освоение узкопредметных умений для создания композиций
декоративно-стилизованного характера.
Особенности организации образовательной деятельности:
Группы формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
Учебный год начинается: 1 год обучения с 15 сентября;
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное
мастерство» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
формирование и развитие творческих способностей детей в
процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных
изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
обучающие:
- познакомить детей с историей и современными направлениями декоративноприкладного творчества;
- сформировать навыки по организации рабочего места;
- научить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями,
необходимыми в работе;
- научить технологии изготовления изделий в различных техниках декоративно прикладного творчества;
- приобрести практические знания, умения и навыки, необходимые для творческой
деятельности в декоративно-прикладном творчестве;
развивающие:
- формировать познавательный интерес к различным направлениям декоративноприкладного творчества;
- формировать умение классифицировать виды декоративно-прикладного искусства
по существенным признакам;
- познакомить со способами планирования и организации трудовой деятельности,
объективной оценки своей работы;
- развивать умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
- развивать способность самостоятельного выполнения различных поделок;
- развивать образное мышление, внимание, фантазию.
- развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и
логическое мышление, глазомер; способности ориентироваться в информации разного
вида.
воспитательные:
- приобщить обучающихся к истории и культуре народов стран мира;
- сформировать основы культуры производства;
5

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и соблюдению норм
безопасности;
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их
труда;
- воспитывать аккуратность, отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость и др.
- развивать коммуникативные способности воспитанников.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

п/п
.
.
.
.
.

Количество часов

№
Название раздела, темы
1
Вводное занятие
2 «Удивительный фетр».
Обьемные игрушки.
3
«Новогодние подарки»
4 «Примитивный
игрушек»
5
Итоги года
ВСЕГО:

мир

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

30

6

24

текущий контроль

30

6

24

промежуточный
контроль

76

10

66

текущий контроль

6

1

5

итоговый контроль

144

24

120

входной контроль

Содержание учебно - тематического плана
Обучения направлено на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых
знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и
инструментами, знакомство с историей разных видов декоративно – прикладного
искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий.
Тема 1.Организационное занятие
Теория:
Знакомство с программой «Креативное мастерство», с планом работы на год.
Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Правила поведения на занятиях.
Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
Практическая часть:
Анкетирование.
Тема 2. «Удивительный фетр»
Теория:
Фетр: виды, особенности при работе, инструменты. Правила выполнения выкроек,
раскрой. Используемые виды ручных швов при выполнении изделий. Декор. «Цветовой
круг». Плоскостная и объемная игрушка. Правила выворачивания и набивки деталей.
«Пуговичное крепление».
Практическая часть:
Подбор подходящего по цвету фетра, необходимых инструментов и
материалов. Основные технологические этапы изготовления изделий. Правила перевода
деталей на фетр. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей наполнителем, соединение и
6

оформление изделий. Ручные швы и правила их выполнения. Изготовление изделий по
образцу.
Тема 3. «Новогодние подарки»
Теория:
Идеи новогоднего подарка. Знакомство с народными традициями на Руси.
Приобщение детей к самостоятельному изготовлению праздничного декора. Познакомить
с основными понятиями композиционного построения изделия. Демонстрация образцов и
их предназначение.
Практическая часть:
Изготовление новогодних сувениров – подарков в разных техниках, на основе
полученных теоретических знаний и практических навыков. Изготовление изделий по
образцу. Индивидуальные работы (на выбор).
Тема 4. «Примитивный мир игрушек»
Теория:
«Примитивная игрушка». История появления «Чердачной игрушки», «Реггеди
Энн», «Тильда». Отличительные признаки и сходство этих видов. Демонстрация образцов.
Изучение технологии изготовления игрушки, материалы, инструменты. Тонировочная
смесь.
Практическая часть:
Выполнение выкройки, правильный раскрой на ткани. Сшивание деталей. Ручные
швы («вперед иголкой», «назад иголкой»). Набивка холлофайбером (или синтепоном).
Декорирование готовых изделий и пошив одежды для игрушек.
Индивидуальные работы: «Сердечный мишка» и зайчик.
Тема 5. Подведение итогов за год. Выставка.
Теория:
Требования к выставляемым работам. Награждение.
Практическая часть:
Организация и оформление выставки детских творческих работ.
1.4. Планируемые результаты
Организация деятельности по данной программе создает условия для достижения
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
- формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия и их
отличительных особенностей;
- приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в
разных техниках;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- освоение умений применять в творческой деятельности основы «цветоведения»,
умение гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- знание и понимание терминов основных изучаемых понятий;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии;
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению
различных видов ручных работ;
формирование
навыков,
обеспечивающих
успешное
выполнение
самостоятельных работ;
- способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества
собственного дизайна.
Метапредметные результаты:
7

Метапредметные
результаты
составляют
освоенные
обучающимися
универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Регулятивные:
- самостоятельная организация своего рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы;
- планирование предстоящей практической работы, соотношение своих действий с
поставленной целью.
- определение временных рамок;
- отбор и выстраивание оптимальной технологической последовательности
реализации собственного или предложенного замысла;
- осуществление итогового и пошагового контроля в своей творческой
деятельности;
- самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия и
внесение корректив в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Коммуникативные:
- формулировка и озвучивание вопросов, необходимых для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на
предметном знании)
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и
результатам их работы, комментирование и оценивание их достижений в
доброжелательной форме;
- организация совместной работы в паре или группе: распредение ролей,
осуществление делового сотрудничества и взаимопомощи;
- сотрудничество и оказание взаимопомощи, доброжелательное и уважительное
построение своего общения со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- умение различать изученные виды декоративно – прикладного искусства;
- развитие умения управлять своей деятельностью, контролировать,
анализировать;
- формирование и развитие умения логических операций (суждение, обобщение,
сравнение);
- умение использовать знаково-символические средства, схемы для решения
учебно-познавательных и практических задач.
Личностные результаты:
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества,
новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- развитие аккуратности, самостоятельности и ответственности за результаты своей
деятельности;
- проявление коммуникативных качеств, культура общения со сверстниками;
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№

№
ата

Д

Форма
занятия

Количество
уч. часов

Тема занятия
8

ма

Фор

Теор. Практ.
сентябр
1
ь

беседа,
рассказ

«Удивительный фетр»
сентябр рассказ,
ь -2
практическ
октябрь ая работа
практическ
октябрь
3
ая работа

ноябрь
4

самостояте
льная
работа

«Новогодние подарки»
рассказ,
ноябрь
5
практическ
ая работа
ноябрь
–
практическ
6
декабрь ая работа
декабрь
7

мастер –
класс

декабрь
8

беседа,
праздник,
выставка

«Примитивная игрушка»
рассказ,
январь
9
практическ
ая работа
январь
1
- практическ
0
февраль ая работа
февраль
1
практическ
1
- март
ая работа
март
1 –
практическ
2
апрель
ая работа
апрель
1
практическ

контроля
опр
ос
анк
ета
(входной
контроль)

1

1

Вводное занятие

3

7

«Мишка» (объемная игрушка)

2

10

«Зайки – милашки» (объемная
игрушка)

1

7

Самостоятельная работа (на
выбор)

2

8

«Символ года» (работа с
фетром)

наб
людение

1

7

Новогодние украшение на
елку из фетра

наб
людение

2

6

Мастер – классы

1

3

Подведение итогов за
полугодие. Награждение
учащихся. Праздник в
творческом объединении.

3

7

«Чердачная игрушка» «Сердечный мишка»

2

12

«Заяц»

1

9

«Примитивная игрушка» «Братец кролик»

-

18

Кукла «Реггеди Энн»

1

7

«Тильдомания» 9

наб
людение
наб
людение
фро
нтальный
устный
опрос,
анализ
работ,
самостояте
льная
работа.

наб
людение,
фро
нтальный
устный
опрос,
анализ
работ,
отчетная
выставка.
наб
людение
наб
людение
наб
людение
наб
людение
наб

3
4
5

5

1
апрель
1
апрель

1
май

ая работа
практическ
ая работа
мастер –
класс

«Заяц – яйцо»
«Весенний букет»

1

3

-

2

Мастер – класс по
декорированию яиц тканью.

практическ
ая работа

2

8

«Улитка»

выставка,
праздник

1

5

24

120

Подготовка итоговой выставки
ито
за год. Подведение итогов за
говая
год.
выставка

Итоги года
6

1

Всего часов;

людение
наб
людение
наб
людение,
фро
нтальный
устный
опрос,
анализ
работ.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий;
- стулья для педагога и учащихся– 10 - 15 шт;
- стол для педагога – 1 шт;
- стенды для выставочных работ;
- компьютер для педагога — 1 шт.
- принтер – 1 шт.
Инструменты: ножницы для бумаги (5 шт.), ножницы для ткани (2 шт.), булавки
портновские (1 кор.), скрепки (1 кор.), ручные швейные иглы (3 наб.), термопистолет с
горячим клеем (1 шт.), фигурные дыроколы (3 шт.), карандаш простой (5 шт.),
нитковдеватель (3 шт.), линейки (5шт.); пинцет (5шт.);
Материалы: белая бумага для принтера (1уп.), скотч узкий (10 шт.), ткань, нитки
швейные (10 шт.), наполнитель (холлофайбер) (0,5кг.),;
Информационное обеспечение:
- интернет источники;
- фотоматериалы;
Методические материалы:
- методическая литература по профилю;
- памятки по ТБ;
- выкройки-лекала для выполнения изделий, поделок.
- образцы готовых работ;
- раздаточный материал;
- схемы, плакаты, картины, фотографии.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий высшее или среднее профессиональное образование.
Комиссарова Валерия Николаевна – педагог дополнительного образования,
Образование:
10

Автономное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального
образования «Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина
Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.
Стаж работы в данном учреждении – 2 года.
Педагогический стаж – 6 лет.
2.3. Формы аттестации/контроля
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися
образовательных программ в конкретной предметной деятельности.
Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового
уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков.
Формы диагностики:
Беседа, тестирование, не сложные практические задания.
Тестирование, творческие и самостоятельные работы.
Практические работы, выставки.
Содержание аттестации:
Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня
знаний перед началом образовательного процесса. Входной контроль проводится в форме
беседы и анкетирования детей. Главный критерий на этом этапе диагностики - это интерес
ребенка к данному виду деятельности. Собеседование на начальном этапе проводится для
того, чтобы наметить план работы с учетом индивидуальных личностных качеств и
творческих данных детей.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного
материала; отслеживание активности обучающихся. Текущий контроль осуществляется
путем наблюдений и поурочной беседы-опроса, где обучающийся объясняет, чем он
занимался на предыдущем занятии, с каким инструментом и материалом работал, какой
вид деятельности выполнял, чему научился. На занятиях проводится оценка знаний,
практических умений и навыков, качество работы. Самооценка учащимися своих работ.
Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного
материала, путем выполнения самостоятельных работ в конце каждого раздела
программы, где при выполнении изделий обучающиеся должны продемонстрировать свои
навыки и умения, полученные в ходе занятий на данном этапе.
Итоговый контроль – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении
освоения дополнительной общеобразовательной. Выставка - это форма итогового
контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники
исполнения творческих работ.
Оценочные материалы
Примеры вопросов при опросе – беседы и в анкетах
Определение уровня мотивации обучающихся
Анкета
Фамилия имя ____________
Возраст _________________
Дата заполнения _________________
1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединений?
2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?
3.Чего ты ожидаешь от обучения?
4. Почему ты пришел именно в это объединение?....
Результаты анкет позволяют иметь общую картину о своих воспитанниках. Кто
пришел в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или за
общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему - либо совету.
11

Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать
первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы
мотивировать их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а
остались до конца курса обучения.
Пример тестовые задания для оценка качества усвоения обучающимися учебного
материала
«Тильдомания»
1.
Кем была сшита первая кукла Тильда?_______________________
2.
Когда были опубликованы первые книги «Тильда Рождество» и «Тильда
Пасха»?____________________________________________________
3.
Почему
назвали
именно
Тильда?
__________________________________________________________________
4.
Назовите особенности куклы Тильды:_________________________________
_____________________________________________________________________________
5.
В каком стиле выполняется одежда для кукол
Тильд?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.
Какая
ткань
используется
для
кукол
(материал,
цвет)?
__________________________________________________________________
7.
При
помощи
чего
окрашивают
ткань
для
тела
кукол
Тильд? __________________________________________________________________
8.
При
помощи
чего
рисуют
щёчки
куклам?
__________________________________________________________________
9.
Чем
принято
набивать
кукол?
__________________________________________________________________
10.
Как
используют
таких
кукол?
__________________________________________________________________
Пример тестовые задания по технике безопасности
1. Каким инструментом можно работать на уроке:
1.
Исправным;
2.
Сломанным;
3.
Тупым.
2. Как правильно класть ножницы на стол:
1.
Кольцами к себе;
2.
Кольцами от себя;
3.
Разомкнутыми.
3. Как правильно передавать ножницы:
1.
Разомкнутыми;
2.
Кольцами к себе;
3.
Сомкнутыми кольцами от себя;
4.. Если у вас сломался инструмент, то необходимо:
1.
Сидеть и ничего не делать;
2.
Сообщить учителю;
3.
Говорить с соседом по парте.
5. Если вы на уроке получили травму, необходимо:
1.
Помочь соседу;
2.
Оказать помощь себе;
3.
Сообщить учителю.
6. Чтобы избежать травм на уроке, необходимо:
1.
Соблюдать расписание уроков;
2.
Соблюдать технику безопасности;
12

3.
Сидеть и ничего не делать.
7. Как должны быть лезвия ножниц в нерабочем состоянии:
1.
Разомкнуты;
2.
Сломаны;
3.
Сомкнуты.
8. После окончания работы нужно:
1.
Прибрать рабочее место;
2.
Все разбросать;
3.
Начать работу заново.
Для оценки знаний и умений детей при реализации программы дополнительного
образования используется психолого-педагогическая диагностика: первичная - при начале
учебного года, итоговая – в конце учебного года. Результаты диагностики заносятся в
таблицу (для каждого ребёнка отдельно).
Показатель

Знает название и
назначение материалов и
приспособлений
Знает
правила
безопасного труда при
работе
с
ручным
инструментом
Последовательно в
ыполняет работу (замысел,
эскиз, выбор материала и
способ
изготовления,
готовое изделие)
Проявляет
познавательную
и
творческую
активность,
чувство формы, ритма,
композиции, фантазию.
Сотрудничает
с
другими
детьми
при
создании
коллективной
работы
Самостоятельно
решает
вопросы
конструирования
и
изготовления
изделий
(выбор
материалов,
способов обработки, умеет
планировать, осуществлять
самоконтроль)
Доводит
начатое
дело до конца

Качество
сформировано
с

2.4. Методическое обеспечение
13

Качество
Качество
на
стадии не сформировано
формирования
м
с
м
с
м

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в
центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих
творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.
Принципы обучения в системе дополнительного образования:
- научности;
- природосообразности;
- последовательности и систематичности;
- доступности;
- учета «зоны ближайшего развития»;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- индивидуального подхода;
- сотрудничества;
- заинтересованности и мобильности;
- создание «ситуации успеха»;
- обеспечение отбираемой информации.
В дидактике выделяют 3 основные формы организации учебной деятельности:
- фронтальная (работа проводится со всеми одновременно, например, при
объяснении нового материала или показе техники исполнения);
- индивидуальная (обучающемуся предлагается более легкая или сложная форма
выполнения задания с учетом его возможностей);
- подгрупповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной
работы);
Формы организации учебного занятия:
- беседа
- выставки;
- участие в конкурсах;
- практическое занятие;
- мастер-класс;
- экскурсия.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую
деятельность детей:
- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по
заданному образцу или шаблону;
- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени
обучения).
Основные этапы организации занятия:
1 этап. Организационно-подготовительный.
Задача этапа: подготовка педагога и детей к занятию.
Содержание этапа: создание благоприятного микроклимата с настроем детей на
творческую учебную деятельность, активизация внимания детей, диагностика усвоенных
на предыдущем занятии знаний, сообщение темы и цели занятия.
Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности,
восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня самооценки собственной
деятельности детей.
2 этап. Основной.
14

Задачи этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового материала,
формирование у них системного, целостного представления о теоретических знаниях по
теме.
Содержание этапа: максимальная активизация познавательной деятельности
обучающихся на основе теоретического материала, введение практических творческих
заданий, развивающих определённые умения детей; самостоятельное выполнение
обучающимися заданий.
Результат деятельности на 2 этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися
нового материала и первоначальное развитие практических умений.
3 этап. Итоговый.
Задачи этапа: анализ и оценка достижения цели занятия, уровня усвоения
обучающимися теоретических и практических знаний и умений; самооценка детьми
собственной деятельности, оценка сотрудничества; объяснение детям логики следующего
занятия.
Содержание этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.
Результат деятельности на 3 этапе: подготовка обучающихся к
самооценке собственной деятельности; определение перспектив развития творческой
деятельности детей в данной образовательной области.

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Н. А. «Рукоделие» - полная энциклопедия - Москва, 1992.
2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. - Ю. Рукавица, А. В.
Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. –
(Высшее образование).
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек»,
1997.
3. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. М., 1999.
4. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей
кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
– 176 с.: ил.
5. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», Москва,1991
6. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова
// Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
7. Сокольников Н. И. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
8. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб.
Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Интернет- ресурсы
- https://infourok.ru/plan-konspekt-zanyatiya-topiariy-derevo-schastya-953774.html;
- http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podarki-na-den-rozhdenija-svoimi-rukami/topiarii-svoimirukami-master-klas.html;
https://madeheart.com/ru/product/1975333833/Topiarij-iz-sizala-rozovyj-s-rakuskami-i-businaminebolsoj-razmer-rucnaa-rabota.html;
-http://handykids.ru/rospis-listev-derevev-eshhyo-odna-netradicionnaya-texnika-risovaniya/;
- http://hmhome.ru/2017/09/08/idei-dlya-zanyatij-s-detmi-rospis-osennih-listev/;
- http://mmodnaya.ru/post156434482/;
- https://postila.ru/id3272408/tildomaniya.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.
Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмен, 1997.
2.
Горичева В. С. Куклы / Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития»,
«Академия, К°», 1999. - 192 с.: ил. - (Сер. «Бабушкин сундучок»).
3.
Гузаирова Е. Н. Гузаиров Р. Г. Школа Белошвейки. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 192 с.:
ил.
4.
Лыкова И. Рукотворные игрушки. Копилка творческих идей - Цветной мир - 2013.-65с.
5.
Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутики. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. — 110 с. - (Сер.
«Заботы маленькой хозяйки»).
6.
Сделай сам и подари / Пер. с нем. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001. - 64 с.: ил.
7.
Чурзина Н. О. Игрушки своими руками / Худож. Н. Обедкова. - М.: ОЛМА - ПРЕСС; СПб.:
Издательский Дом «Нева», Валери СПД, 1999. - 189 с.: ил. (Сер. «Мягкая игрушка»).
8.
Фиона У. Большой подарок для девочек.- М.: Росмэн - Пресс, 2013.
Интернет- ресурсы
https://stranamasterov.ru/technics/iris-fir?c=popular_inf_776%2C451 (Проснякова Т.Н., мастер класс «Елочка»).
https://stranamasterov.ru/technics/iris-folding?t=776 (Проснякова Т.Н., мастер - класс построения
шаблона для техники Айрис).
http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/airis-folding-master-klas.html (Айрис для
начинающих)
https://artolla.ru/blog/glossarij/tekhnika-ajris-folding-istoriya (Правила и приемы).
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».