БисерОК

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании

Утверждаю

Педагогического совета

Директор МАУ ДО ЦСШ

МАУ ДО ЦСШ

____________Г.Е. Моисеева

от «29» мая 2023 г.

Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

протокол №4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«БисерОК»
Художественная направленность
Возраст: 6 –11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Маркс Светлана Леонидовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы
Составитель программы
Вид программы
Направленность программы
Форма реализации программы
Срок реализации программы
Возраст детей
Категории детей
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы

«БисерОК»
Маркс Светлана Леонидовна,
педагог дополнительного образования
модифицированная (однопрофильная)
художественная
Групповая, индивидуальная
1 год
6 - 11 лет
дети младшего и среднего
школьного возраста
Базовый уровень
Бисероплетение как вид декоративноприкладного творчества содержит в себе
огромный потенциал для приобщения
детей к культурным, нравственным и
духовным ценностям народа. Процесс
обучения тесно связан с изучением не
только
народного
творчества
и
художественных
промыслов
России,
культурой и традициями русского народа,
но и современных направлений развития
искусства бисероплетения.
Реализация программы способствует
развитию мелкой моторики, координации
движений, гибкости пальцев, что в свою
очередь связано с умственным и речевым
развитием ребенка. Кроме того, занятия
по
программе
способствуют
формированию
эстетического
вкуса
ребенка.

2

Содержание
1.Пояснительная записка ................................................................................................................ 4
1.1.Направленность ......................................................................................................................... 4
1.2 Актуальность программы ......................................................................................................... 4
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы ......................4
1.4. Адресат программы. .................................................................................................................6
1.5. Режим занятий: ......................................................................................................................... 6
1.6. Число детей, одновременно находящихся в группе- ............................................................ 6
1.7. Общий объём ОП: .....................................................................................................................6
1.8. Срок реализации программы ...................................................................................................6
2. Цель программы .......................................................................................................................... 6
3.Задачи программы ........................................................................................................................ 6
3.1. Обучающие: .............................................................................................................................. 7
3.2. Развивающие: ............................................................................................................................7
3.3. Воспитательные: .......................................................................................................................7
4.Содержание программы. ..............................................................................................................7
4.1. Учебный план .......................................................................................................................... 7
4.2. Содержание учебного плана. ...................................................................................................8
5.Планируемые результаты освоения программы ..................................................................... 11
5.1. Предметные результаты: ....................................................................................................... 12
5.2 Метапредметные: .....................................................................................................................12
5.3. Личностные: ............................................................................................................................12
6.Условия реализации программы ...............................................................................................13
6.1.Материально-техническое обеспечение: .............................................................................. 13
6.2. Кадровое обеспечение: ...........................................................................................................14
6.3. Методические материалы: .....................................................................................................14
7.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ...........................................................16
Список литературы ........................................................................................................................21

3

1.Пояснительная записка
1.1.Направленность
Программа «БисерОК» имеет художественную направленность. Уровень усвоения
программы: базовый.
1.2 Актуальность программы
Бисероплетение как вид декоративно-прикладного творчества содержит в себе
огромный потенциал для приобщения детей к культурным, нравственным и духовным
ценностям народа. Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного
творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа,
но и современных направлений развития искусства бисероплетения.
Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, координации
движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым
развитием ребенка. Кроме того, занятия по программе способствуют формированию
эстетического вкуса ребенка.
Помимо развития интеллектуальных и творческих способностей занятия по
программе воспитывают такие качества личности как:
- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным
рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся;
- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг
весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой;
- эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность
радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;
- внимательность, потому что, занимаясь бисероплетением, обучающимся необходимо
большое усердие и внимание при работе;
- хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами

развивают

психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта.
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «БисерОК»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ;
2. Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения
4

Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р).
3. Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября
2018 г. № 196;
4. Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О
направлении информации»;
5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.;
6. Устав МАУ ДО ЦСШ;
7. Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных
программ МАУ ДО ЦСШ № 110 от 29.12.2018 г.;
8. Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования

детей

/

СанПин

2.4.3648-20

(утв.

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
Программа
социокультурным

соответствует
потребностям

региональным
и

проблемам.

социально-экономическим
Прослеживается

связь

и
с

общеобразовательными предметами:
- История – даются сведения из истории возникновения стекла, изготовления бисера;
- ИЗО – подбор сочетаний различных цветов и красок, гармоничного использования
материала для изготовления изделия;
- Биология – используются школьные знания для изготовления цветов, листьев,
различных растений, животных и др.;
- Черчение – умение «читать» и сочетать схемы по бисероплетению;
- Математика– подсчет бусинок для изготовления изделия.
В ходе реализации программы поэтапно возрастает сложность практических умений и
навыков. На занятиях применяется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Обучающимся всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, Часто
используется помощь сверстников, что развивает коммуникативные навыки. Дает
возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, но и
применить их комплексно при декорировании одежды, при создании сувениров и
предметов интерьера, не используются трудоемкие техники, а применяются методы
плетения, доступные детям младшего школьного возраста.
5

Программа соответствует потребностям и проблемам детей и их родителей
потому что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность
очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности, и
поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.
Умение нанизывать бисер на проволоку - очень кропотливый и, в тоже время,
захватывающий процесс, который нравится детям. Занятия бисероплетением – это путь
преодоления стресса в условиях строго регламентированного обучения при переходе с
дошкольного воспитания на школьную ступень. Поэтому данная программа наиболее
интересна и важна для детей младшего школьного возраста. Обучение бисероплетению
развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия,
композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные
эмоции, ощущение радости. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать
различные схемы, вести счет бисера, что, развивает мыслительные процессы.
Основная идея: творчество не является делом избранных – творчеству можно учить,
творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к
занятиям.
1.4. Адресат программы.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы – 6 - 11 лет.
Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков, построена с учётом
возрастных психофизических особенностей.. Набор детского коллектива свободный, без
учета индивидуальных способностей и уровня подготовки.
1.5. Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 академических часа, 1 час равен 40 минутам.
1.6. Число детей, одновременно находящихся в группе10 - 12 человек. Группы формируются как равновозрастные, так и разновозрастные.
1.7. Общий объём ОП:
4 часа в неделю, 36 недель, 144 часа в год.
1.8. Срок реализации программы
1 год.
2. Цель программы
Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала,
самореализации личности посредством создания уникальных изделий из бисера.
3.Задачи программы
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
3.1. Обучающие:
6

 ознакомить с историей и развитием искусства бисероплетения;
 ознакомить обучающихся с разными видами бисера;
 обучить различным техникам бисероплетения;
 обучить технологиям изготовления различных изделий из бисера;

 научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою
деятельность.
3.2. Развивающие:
 сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном
соотношении предметов;
 развивать познавательные интересы, творческую активность, образное и логическое
мышление, мотивацию к самовыражению;
 формировать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус;
 расширить общекультурный кругозор.
3.3. Воспитательные:


воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность, умение довести начатое

дело до конца;


воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми;



воспитывать эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру;



прививать уважительное отношение к традициям национальной культуры;



прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам,

основам культуры труда.
4.Содержание программы.
4.1. Учебный план
№

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика Формы
аттестации/
контроля

Раздел 1: Введение в программу
Вводное занятие. Инструктаж 2
2
беседа
1.1
по технике безопасности.
Знакомство группы.
Теория цвета
2
1
1
беседа
1.2
Раздел 2: Изготовление плоских изделий из бисера на проволочной основе
3
21
просмотр,
Параллельная
техника 24
анализ изделия
плетения: растительный и
2.1
животный мир.
Раздел 3: Изготовление объемных изделий на проволочной основе
7

33.1

33.2

Параллельная
техника 12
плетения. Объемные фигуры.
Братья наши меньшие.

2

10

просмотр,
анализ изделия

20

3

17

просмотр,
анализ изделия

8

2

6

6

2

4

4

1

3

4

1

3

4

1

3

просмотр,
анализ изделия
творческая
работа
просмотр,
анализ изделия
просмотр,
анализ изделия
студийная
выставка

4

1

3

4

1

3

10

2

8

8

2

6

10

2

8

Мастерская Деда Мороза.

Раздел 4: Браслеты из бисера
Техника плетения крестиком.
4.1
4.2

Техника ткачество.

4.3

Браслет "зигзаг".

4.4

Браслет "ромашка".

4.5

Браслет "Американский жгут".

Раздел 5: Бисер в интерьере
День защитника Отечества.
5.1
Изготовление брелока.
Мамин день. Изучение и
55.2 применение
техники
«квиллинг».
Весна - красна. Техника
55.3
скручивание.
Весна - красна. Петельное
55.4
плетение.
Весна - красна. Параллельное
55.5
плетение.
Пасха красная - народный
55.6 праздник.
Петельное
плетение.
Пасха красная - народный
55.7 праздник. Техника-оплетение
бусин.
День
Победы.
Техника
55.8
ткачество.
Скоро лето. Параллельная
55.9
техника плетения.
Скоро
лето.
Выполнение
55.10 любого изделия на выбор
обучающегося.
Подведение
итогов,
55.11
награждение.
ВСЕГО

2

2

творческая
работа
творческая
работа
просмотр,
анализ изделия
просмотр,
анализ изделия
творческая
работа
просмотр,
анализ изделия

4

1

3

творческая
работа

4

1

3

просмотр,
анализ изделия
просмотр,
анализ изделия
творческая
работа

4

4

6

6

2

2

144

30

114

студийная
выставка

4.2. Содержание учебного плана.
Раздел 1: Введение в программу.
8

Тема 1.1: Вводное занятие.
Теория: история возникновения и развития искусства бисероплетения, знакомство с
целями и задачами программы, знакомство с материалами и инструментами для занятий.
Инструктаж по технике безопасности и гигиене зрения. Организация рабочего места и
правила поведения в кабинете.
Практика: знакомство с коллективом, зрительная гимнастика.
Тема 1.2: Теория цвета.
Теория: теория цветоведения: хроматические - ахроматические цвета, светлота и
насыщенность цвета, гармония родственных и контрастных цветов.
Практика: поделка «стрекоза».
Раздел 2: Изготовление изделий из бисера на проволочной основе.
Тема 2.1: Параллельная техника плетения: растительный и животный мир.
Теория: техника параллельного плетения, использование схем, технологических карт
плетения при изготовлении игрушек на проволоке. Правила оформления выставочных
работ.
Практика: изготовление поделок: «улитка», «цветок», «стрекоза», «котик», «сова»,
«лягушка», «пчелка», «пингвин», «медвежонок», «лист клена». Выбор названия выставки,
эстетического оформления. Оформление студийной выставки.
Раздел 3: Изготовление объемных изделий на проволочной основе.
Тема 3.1: Параллельная техника плетения. Объемные фигуры. Братья наши меньшие.
Теория: новые виды плетения - двухслойное, объемное. Добавление проволоки.
Использование схем, технологических карт плетения. Подбор цветовой гаммы.
Практика: изготовление поделок «змейка», «мышонок», «снегирь», «собака».
Тема 3.2: Мастерская Деда Мороза.
Теория: виды плетения - двухслойное, объемное, оплетение бусины. Знакомство с
материалом «рубка», «стеклярус». Использование схем, технологических карт плетения.
Основы техники декупаж.
Практика: изготовление поделок: подвеска «елочка», «колокольчик», «новогоднее
панно», «рождественский ангел», «снегурочка», «снежинка». Поделки с использованием
техники декупаж. Проведение выставки.
Радел 4: Браслеты из бисера.
Тема 4.1: Техника плетения крестиком.
Теория: новая техника плетения – крестик.
Практика:

изготовление

браслетов

выполненных

крестиком,

его

различные

комбинации. Использование рубки, стекляруса, бусин.
9

Тема 4.2: Техника ткачество.
Теория: новая техника плетения – ткачество. Использование иголок при работе с
бисером, техника безопасности при работе с иголкой.
Практика: изготовление браслетов выполненных в технике ткачество. Использование
рубки, стекляруса, бусин.
Тема 4.3: Браслет «зигзаг».
Теория: технология изготовления браслета «зигзаг», использование иголок при работе
с бисером, техника безопасности при работе с иголкой.
Практика: изготовление браслетов выполненных техникой «зигзаг».
Тема 4.4: Браслет «ромашка».
Теория: технология изготовления браслета «ромашка», использование иголок при
работе с бисером, техника безопасности при работе с иголкой.
Практика: изготовление браслетов выполненных плетением «ромашка».
Тема 4.5: Браслет «американский жгут».
Теория:

технология

плетения

жгутов

на

примере

«американского

жгута».

Использование иголок при работе с бисером, техника безопасности при работе с иголкой.
Практика: изготовление браслета «американский жгут». Использование рубки,
стекляруса.
Раздел 5: Бисер в интерьере.
Тема 5.1: День защитника Отечества.
Теория: история возникновения праздника, его традиции.
Практика: изготовление брелока в технике ткачество.
Тема 5.2: Мамин день.
Теория: история возникновения праздника, его традиции. Изучение и применение
техники квиллинг. Подготовка к выставке.
Практика: композиция «подарок для мамы».
Тема 5.3: Весна-красна.
Теория: техника плетения – скручивание. Подготовка к выставке.
Практика: изготовление веточки мимозы, дерева в технике скручивание.
Тема 5.4: Весна-красна.
Теория: техника плетения –петельное. Подготовка к выставке.
Практика: изготовление фиалки, веточки яблони петельным плетением.
Тема 5.5: Весна-красна.
Теория: параллельное плетение, закрепление ранее полученных теоретических знаний
о бисероплетении. Подготовка к выставке.
10

Практика: изготовление подсвечника «роза», дерева березы параллельным плетением.
Тема 5.6: Пасха красная - народный праздник.
Теория: история возникновения праздника, его традиции. Петельная техника плетения.
Практика: изготовление «веточки вербы» в петельной технике.
Тема 5.7: Пасха красная - народный праздник.
Теория: история возникновения праздника, его традиции. Техника - оплетение бусин.
Практика: изготовление «пасхального яичка» в технике оплетения бусин.
Тема 5.8: День Победы.
Теория: история возникновения праздника, его традиции. Техника ткачество.
Практика: изготовление Георгиевской ленточки в технике ткачество.
Тема 5.9: Скоро лето.
Теория: Закрепление всех полученных теоретических знаний о бисероплетении.
Параллельная техника плетения. Подготовка к выставке.
Практика: изготовление розы в технике параллельного плетения.
Тема 5.10: Скоро лето.
Теория: Закрепление всех полученных теоретических знаний о бисероплетении.
Выполнение любого изделия на выбор обучающихся. Подготовка к выставке.
Практика: изготовление любых изделий на выбор обучающихся в различных техниках
плетения. Оформление выставки.
Тема 5.11: Итоговое занятие.
Подведение итогов обучения за год. Итоговое тестирование, вручение грамот.
5.Планируемые результаты освоения программы
Результатом реализации программы является развитие творческого потенциала,
воспитание способности к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира,
создание условий для детей не шаблонно, а творчески подходить к решению поставленных
задач.
Важно разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Главная цель реализации программы - достижение ребенком такого уровня овладения
техникой бисероплетения, который позволит ему создавать изделия самостоятельно.
Результатами изучения курса являются получение следующих знаний:
теоретических: основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства
бисера, основные приемы бисероплетения, условные обозначения, последовательность
изготовления изделий из бисера.
11

практических: гармонично сочетать цвета при выполнении изделий. Составлять
композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым
характеристикам.

Правильно пользоваться ножницами,

иглами,

булавками.

Четко

выполнять основные приемы бисероплетения. Свободно пользоваться описаниями и
схемами из журналов и книг по бисероплетению, инструкционно – технологическими
картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно. Изготавливать украшения, цветы,
плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов,
выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застежки к украшениям,
рассчитывать плотность плетения.
Все умения, получаемые при освоении программы, способствуют так же развитию
предметных, метапредметных и личностных навыков.
5.1. Предметные результаты:


знать разные виды бисера;



знать различные техники бисероплетения;



уметь выполнять плоские и объемные модели различной сложности;



иметь правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношении

предметов;


уметь самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.

5.2 Метапредметные:
 уметь планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое

время;
 уметь определять цель занятия самостоятельно;
 уметь самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу,

привлекая других;
 уметь переносить нагрузки в течении определенного времени;

 ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.
5.3. Личностные:


аккуратно и ответственно относиться к работе;



самостоятельно подбирать и работать с литературой;



уметь самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии;



адекватно воспринимать информацию;



принимать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументирование своей точки

зрения;


уметь работать в группе;



уметь воспринимать общие дела как свои собственные.
12

Для подведения результатов используется такие формы, как:
- беседа (способствует активизации детского мышления);
- показ (реализует принцип наглядности в обучении и опирается на демонстрацию
коллекций и наборов образцов материалов: на показ таблиц, технологических карт,
самодельных пособий);
- практическая работа с материалом (включает зарисовку изделия, разработку данного
изделия, выбор материала и технику плетения);
- мастер-класс (может проводиться как педагогом, так и обучающимися);
- выставки;
- экскурсии.
6.Условия реализации программы
6.1.Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:


столы 15, стулья15, доска;



шкафы и стеллажи - для хранения материалов и инструментов;



витрины, полки - для демонстрации выполненных работ;

Техническое оснащение:


освещение, компьютер.

Раздаточный материал:


проволока для бисера;



леска для бисера;



нитки капроновые;



бисер различных размеров;



бусины разной величины;



стеклярус;



рубка;



коврики для бисера;

Наглядный материал:


образцы



схемы плетения;

Инструменты:


кусачки;



ножницы;



клеевой пистолет;
13



иголки.

Информационное обеспечение:
 интернет источники;
 фотоматериалы;
 видеоматериалы.
6.2. Кадровое обеспечение:
Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, имеющий
высшее образование либо среднее профессиональное образование, владеющий навыками
бисероплетения. Требования к образованию и обучению: Высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование

и

педагогические

науки".

Высшее

образование

либо

среднее

профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия

дополнительным

предпрофессиональным

общеразвивающим

программам,

реализуемым

программам,

дополнительным

организацией,

осуществляющей

образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства
дополнительного

профессионального

образования

по

направлению

подготовки

"Образование и педагогические науки"
Особые условия допуска к работе Отсутствие

ограничений

на

занятие

педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации .
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских
осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
6.3. Методические материалы:
В начале и середине учебного года обязательно проводится инструктаж по технике
безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой
сосредоточенности глаз при работе с бисером в занятие включаются перерывы, во время
которых выполняется комплекс упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в
групповой форме, которая используется при объяснении нового материала, но и активно
применяются индивидуальные и подгрупповые формы работы. Это позволяет обучать
детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения:
14

при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал
всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного
уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
В целом используются следующие формы:
- фронтальная (работа проводится со всеми одновременно, например, при объяснении
нового материала или обработке определенного технологического приема);
- индивидуальная (ребенку предлагается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- подгрупповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной
работы);
- коллективное выполнение экспонатов для выставки;
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети
имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет
удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы
являются индивидуальными показателями.
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве
позволяет заинтересовать и вовлечь детей в образовательный процесс. Необходимо
целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования,
предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.
Основные принципы программы:
- принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих
силах;
- принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей
и способностей каждого ребенка;
- принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность
обучения;
- принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием
разных народов;
- принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с
возрастом детей;
- принцип интеграции: разных форм и техники плетения;
- принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны,
системность с другой.

15

7.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
-текущая – проводится в конце каждого занятия;
- промежуточная – проводится в конце каждого раздела программы;
- итоговая – проводится по результатам освоения всей программы.
Формы аттестации: просмотр и анализ выполненных изделий, творческие задания на
составление собственных схем изделий, участие в отчетных выставках объединения, в
городских, областных конкурсах и фестивалях.
Способы

проверки

ожидаемых

результатов

предполагают

такие

виды

педагогического контроля, как: текущий, промежуточный, итоговый - годовой.
Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня
освоения материала, при котором учитывается правильность, аккуратность выполнения
изделия. Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам пройденных разделов
программы,

задачами

которого

являются

выявить

уровень

освоения

материала

обучающимися по пройденному разделу, определить изменения в уровне развития
творческих способностей за данный период обучения. Выявляется усвоение материала,
анализ развития личностных качеств детей, таких как, трудолюбие, аккуратность,
ответственность, уважение к сверстникам и труду взрослых, художественный вкус.
Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненных работ, промежуточные
выставки непосредственно в объедении и участие в выставках центра, района.
Итоговой годовой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) служит
для выявления уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне
развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового
контроля оценивается: качество выполнения работы, разнообразие технических приемов,
цветовое сочетание, композиционное решение, новизна, оригинальность. Формой контроля
является просмотр и анализ выполненных изделий, творческие задания на составление
собственных схем изделий, участие в отчетных выставках объединения

в городских,

областных конкурсах и фестивалях.
Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена
баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе усвоения ребенком учебного
материала, и вторая та, что выражается в виде «образной отметки» и доводится до детей.
Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с
результатами других, которое неизменно возникают при «бальной системе». Система
«образной

отметки»

помогает

формировать

адекватную

самооценку

собственных
16

достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего, предполагает три
вида оценки: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня освоения программы:
Уровень
освоения
программы
Высокий

Средний

Низкий

Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Теоретическое
усвоение материала,
художественный вкус,
творческий потенциал

разнообразие
технических приёмов,
цветовое
сочетание
изделий,
композиционное
решение,
новизна,
оригинальность
теоретическое
правильность,
усвоение материала, аккуратность,
ответственность
качественное
выполнение изделия
теоретическое
правильность
усвоение материала,
выполнения изделия

Результативность участия
в конкурсах
участие
в районных,
дистанционных,
городских,
областных
конкурсах и фестивалях

участие
в районных,
дистанционных конкурсах
и фестивалях
участие
в отчетных
выставках объединения

Результаты освоения образовательной программой отслеживаются у группы в целом и
у каждого обучающегося в соответствии со списочным составом группы, которые
фиксируются в конце учебного года в виде таблиц:
Карточка развития группы
Название творческого объединения: ______________________________________
Группа №___
Дата начала наблюдения: _________________________________________________

Качества

Освоение
обучающимися
содержания
дополнительно
й
общеобразоват
ельной
программы
Устойчивость
интереса
обучающихся

Оценка качества (в %)
Этап
начальной
диагностики
Низ Дос Опти В
к.
т.
м.
ы
с.

Этап
промежуточной Этап
итоговой
диагностики
диагностики
Ни Дост. Опти Вы Ни Дос Опт Выс
зк.
м.
с.
зк. т.
им.
.

17

к деятельности
по программе
Творческая
активность
и
самостоятельно
сть
обучающихся
Карточка индивидуального развития ребенка
Название творческого объединения, ФИ: ______________________________________
Дата начала наблюдения: _________________________________________________
Качества

Оценка
времени
Эт
ап
начально
й
диагнос
тики

качества (в баллах) по
п

Эта

про
межуточ
ной
диагност
ики

Этап
итогово
й
диагнос
тики

Освоение обучающимися содержания
дополнительной
общеобразовательной
программы
Устойчивость интереса обучающихся к
деятельности по программе
Творческая
активность
и
самостоятельность обучающихся
Баллы выставляются по 10-ти бальной шкале, 1 балл-низкий уровень, 10-высокий.
На основе методологических подходов, разработанных учеными страны (А.В.
Берсеневой, А.Я. Журкиной, И.В. Калиш, С.М. Кодоловым, О.Е. Лебедевым, Е.В. Титовой,
А.И. Щетинской) к оцениванию получаемых результатов,

при освоении дополнительной

образовательной программы, педагогическим коллективом за основу разработки системы
оценивания были взяты основные положения, реализуемые компетентностным подходом.
Параметр
Уровень

Освоение обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной
программы
низкий
средний
достаточный
высокий
Неосознанный Мотивация
Интерес
на Четко выраженные
интерес,
неустойчивая,
уровне
потребности.
навязанный
связанная
с увлечения.
Стремление
извне или на результативной
Устойчивая
глубоко
изучить
уровне
стороной
мотивация.
предмет
как
любознательпроцесса. Интерес Появляется
будущую
ности. Мотив проявляется
интерес
к профессию.
случайный,
самостоятельно,
проектной
Увлечение
кратковременн осознанно.
деятельности.
проектной
18

Параметр
Уровень

Параметр
Уровень

ый.
Не
деятельностью.
добивается
конечного
результата.
Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе
низкий
Интересуется
только
практическими
занятиями.
Полностью
отсутствует
интерес
к
теории.
Выполняет
знакомые
задания.

достаточный
высокий
Есть
потребность в
приобретении
Целенаправленная
в
новых знаний. потребность
По настроению приобретении
новых
знаний.
изучает
Регулярно изучает
дополнительну
ю литературу. дополнительную
специальную
Есть
потребность в литературу.
Занимается
выполнении
исследовательской
сложных
деятельностью.
заданий.
Творческая активность и самостоятельность обучающихся
низкий
средний
достаточный
высокий
Интереса
к Инициативу
Есть
Вносит
творчеству,
проявляет редко. положительный предложения
по
инициативу не Испытывает
эмоциональный развитию
проявляет.
потребность
в отклик
на деятельности
Не испытывает получении
успехи свои и кружка.
Легко,
радости
от новых
знаний, коллектива.
быстро увлекается
открытия.
открытия
для Проявляет
творческим делом.
Отказывается от себя
новых инициативу, но Обладает
поручений. Нет способов
не
всегда. оригинальностью
навыка
деятельности, но Может
мышления,
самостоятельног по настроению. придумать
богатым
о
решения Проблемы
интересные
воображением,
проблем
решать
идеи, но часто развитой
способен, но при не
может интуицией,
помощи
оценить их и гибкостью
педагога
выполнить
мышления,
способность
к
рождению новых
идей
Пассивное
Активное
Значительные
Значительные
участие в делах участие в делах результаты на результаты
на
объединения.
объединения.
уровне
уровне
города,
объединения.
округа, области.

Результаты

итоговой

средний
Увлекается
специальной
литературой по
направлению
кружка.
Есть
интерес
к
выполнению
сложных
заданий.

диагностики,

анализ

с

выводами

и

предложениями

обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Результаты аттестации анализируются администрацией совместно с педагогами по
следующим параметрам:

19

- количество обучающихся, освоивших образовательную программу в %;
- количество обучающихся, не освоивших образовательную программу в %;
- основные причины невыполнения обучающимися образовательной программы;
- необходимость и направление коррекции общеобразовательной программы.

20

Список литературы
для педагога:
1. Берхем С. 100 оригинальных украшений из бисера - Москва. Мир книги, 2006.
2. Божко Л.А. Бисер - Москва. Мартин, 2014.
3. Васильева И.И. Бисероплетение. Шкатулки. Сумочки - Санкт-Петербург. КОРОНА-

принт, 2000.
4. Вирко Е.В. Цветы из бисера. Уникальный букет.- Москва. ЭКСМО, 2013.
5. Иванова В. Фенечки. - Москва. Премьера,2004.
6. Лена-рукоделие. Бисер (спец.выпуск) - Москва, ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА, 2015.

7. Фатыхова

Т.Г.

Авторская

программа

дополнительного

образования

«Бисероплетение» [электронный ресурс] URL / https://urok.1sept.ru/articles/602284.
Дата обращения: 19.05.2021 г.
8. Ференц М. Бисерные фенечки - Тверская обл., Контент,2014.
9. Эдер Э. Изонить с бисером. - Москва. АРТ-РОДНИК, 2014.

для обучающихся:
1. Бульба Н.С. Фигурки из бисера. - Москва, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014.
2. Глекер Ш. Цветы из бисера. - Москва, АРТ-РОДНИК, 2012.
3. Зайцева А. Бисероплетение для начинающих мастериц. - Москва, Эксмо, 2014.
4. Ликсо Н.Л. Бисер, от простого к сложному. - Москва, АСТ, 2014.
5. Морас И. Зверята из бисера. - Москва, АРТ-РОДНИК, 2014.

6. Морас И. Зоопарк из бисера. - Москва, АРТ-РОДНИК, 2012.

21

Сведения о составителе

Маркс Светлана Леонидовна, педагог дополнительного образования
Место работы: МАУ ДО ЦСШ
Образование:

высшее,

Уральский

государственный

профессионально-

0педагогический университет, 1999 г
Квалификация: инженер-педагог
Педагогический стаж - 8 лет, общий стаж – 21 год, стаж работы в данном
учреждении – 8 лет.
Квалификационная категория: первая.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».