Коррекция устной и письменной речи Занимательное азбуковедение

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция устной и письменной речи»
(Занимательное азбуковедение)
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 7,6-9 лет
Срок реализации: 1 года

Авторы-составители:
Аушева Татьяна Олеговна, учитель-логопед
Головунина Татьяна Дмитриевна, учитель-логопед
Еранкина Светлана Геннадьевна, учитель-логопед
Коробицына Ольга Арнольдовна, учитель-логопед
Малинина Елена Радиковна, учитель-логопед
Сирина Татьяна Викторовна, учитель-логопед
Шарипова Юлия Валерьевна, учитель-логопед
Чудинова Ольга Ивановна, учитель-логопед
Ужакова Ксения Сергеевна, учитель-логопед

Екатеринбург, 2023

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

5

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

7

1.4.

Планируемые результаты

9

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

10

2.1.

Календарный учебный график

10

2.2.

Условия реализации программы

10

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

3.

Список литературы

12

4.

Приложение

15

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция
устной
и
письменной
речи»
социально-гуманитарной
направленности,
модифицированная. При разработке программы были использованы методики
следующих авторов: А.В.Ястребовой, И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Г.Г.
Мисаренко, Л.Н.Козыревой, С.Н.Костроминой, Л.Г Нагаевой.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Занимательное азбуковедение» составлена в соответствии с нормативными
документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»;
12.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»,
ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с
п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении
целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и
школа».
3

14. Устав МАУ Д О Центр «Семья и школа».
15. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021)
"Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
Актуальность
В последнее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при
усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации являются
нарушения устной и письменной речи. В связи с этим назрела необходимость создания
и внедрения дополнительной общеобразовательной программы для обучающихся,
имеющих нарушения речи, способствующей речевому развитию детей и их успешной
социализации.
Педагогическая целесообразность
Состояние соматического, психоневрологического и психического здоровья детей
является одной из проблем современного общества. Результат отклоняющегося
развития – возрастающее количество школьников, имеющих трудности в обучении.
Дети с проблемами здоровья отличаются сниженной работоспособностью, повышенной
тревожностью, неуверенностью в своих силах, неспособностью самостоятельно
справляться со школьными трудностями. Главным приоритетом в работе с детьми с
особыми потребностями является индивидуально-дифференцированный подход,
учитывающий специфику психофизического развития каждого ребенка. Программа
«Занимательное азбуковедение» способствует повышению уровня психической
активности и работоспособности, формированию навыков самоконтроля, умения
планировать учебную деятельность, позволяет на более качественном уровне устранять
имеющиеся нарушения, таким образом, создается база для успешного овладения
навыками чтения и письма, формирования универсальных учебных действий.
Новизна программы состоит в том, что наряду с традиционными
логопедическими
приемами
используются
нейропсихологические
и
здоровьесберегающие технологии. Осуществляется системно-деятельностный подход,
выстраивается личностно- ориентированное взаимодействие с учениками, создается
ситуация успеха, психологически комфортный фон занятий.
Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от уже
существующих в этой области состоят в том, что работа строится с учетом
психофизиологических особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, закономерностями их развития. В коррекционную работу включены: метод
сенсомоторной коррекции, комплекс упражнений по совершенствованию
графомоторных навыков, комплекс упражнений по формированию психологической
базы речи.
При составлении дополнительной общеобразовательной программы
«Занимательное азбуковедение» учитывалось содержание образовательной программы
по русскому языку и чтению, уровень программных требований для каждой
возрастной группы. Создаются условия для успешного формирования навыков устной
и письменной речи, что способствует усвоению общеобразовательной программы и
успешной социализации обучающихся.
Адресат общеразвивающей программы
Программа адресована детям 7,6-9 лет, рассчитана на 1 год обучения.
Формирование групп обусловлено наличием нарушений чтения и письма у
обучающихся начальной школы. Краткая характеристика особенностей речевой
коммуникации: недостаточная сформированность фонематических процессов,
качественная неполноценность лексического строя речи, нечеткость представлений о
средствах синтаксической связи и способах словообразования, словоизменения,
недостаточная
сформированность
психических
процессов.
Познавательная
деятельность детей данной группы характеризуется определенными особенностями:
4

более низким уровнем развития мышления, восприятия, памяти, внимания,
неоднородностью и вариативностью проявлений, диспропорцией в развитии
психических процессов, а также различных структурно-функциональных компонентов
психических функций.
Режим и объем занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10-15 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Количество детей в группе 6-8 человек.
Общий объём ОП 68 часов.
Продолжительность:
1 модуль – 2 часа
2 модуль – 36 часов
3 модуль – 19 часов
4 модуль – 8 часов
5 модуль – 3 часа
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести базовый
минимум знаний, умений и навыков.
Перечень форм обучения: групповые занятия, подгрупповые, индивидуальные.
Виды занятий: познавательная беседа, игровое занятие, работа в парах, «мозговой
штурм», разработка проекта, работа в малых группах.
Формы подведения итогов: графические, зрительный и слуховые диктанты, выборочный
диктант, тестирование.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: профилактика и коррекция нарушений в развитии устной и
письменной речи у обучающихся 7,6-9 лет, помощь в освоении ими
общеобразовательной программы.
Задачи программы:
Обучающие:
-развивать психологическую базу речи;
-создавать
обобщенные
представления
(речеслуховые,
речедвигательные,
зрительно-пространственные,
зрительнодвигательные), необходимые для овладения стойким и правильным
навыком письма;
-формировать и совершенствовать навык правильного чтения.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;
- формировать умения и навыки планирования и организации деятельности;
- повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных трудностей.
Воспитательные:
- формировать навыки культуры общения;
- воспитывать эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру;
- прививать уважительное отношение к традициям национальной культуры.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
5

Учебный план
№ п/п

Модуль

Формирование и развитие
психологической базы речи.
Развитие внимания, памяти,
мышления.
Уточнение
пространственных понятий.

1.

Твердые и мягкие согласные.
Гласные и согласные звуки

2.

Дифференциация гласных I-II ряда
Обозначение мягкости согласных
при помощи мягкого знака
Разделительный мягкий знак
3.

4.

5.

Количество часов Формы
аттестации
/контроля
Прак
Всего Теор
ия
тика
2

2

1

36

8

2

1

16

3

10

2

8

8

2

6

Звонкие и глухие согласные.

19

Парные согласные

19

Дифференциация оптически
сходных букв.
Дифференциация оптически
сходных букв
Итоговое логопедическое
обследование
Обследование уровня развития
фонематических
процессов;
обследование уровня лексикограмматического
строя;
контрольный срез усвоения
программного материала
Итого

Графические,
зрительный и
слуховые
диктанты,
тесты

1

28
1
13

3

16

8
8

68

6

Графический,
звуковой
диктанты, тесты

-

3

Тестирование

14

54

Содержание учебно-тематического плана
Модуль 1. Формирование и развитие психологической базы речи (2 ч).
6

Графический,
звуковой
диктанты, тесты

2
3
3

Графический,
звуковой
диктанты
Графический,
звуковой
диктанты
Графический,
звуковой
диктанты
Графический,
звуковой
диктанты

Тема 1. Развитие внимания, памяти, мышления.
Тема 2. Уточнение пространственных понятий.
Теория. Развитие произвольности, наблюдательности; совершенствование способности
к переключению и распределению внимания; развитие способности к длительной
концентрации внимания. Формирование умения обобщать, группировать по
определенным признакам. Развитие ориентировку в пространстве и на листе бумаги.
Практика. Графические диктанты. Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку
слов»,
«Поручения», «Последовательные поручения», «Что сначала, что потом», «Что забыл
нарисовать художник?», «Найди свою дорожку», «Сделай как я».
Модуль 2. Твердые и мягкие согласные (36 ч).
Тема 1. Гласные и согласные звуки (2 ч)
1.Гласные и согласные звуки.
2. Слогообразующая роль гласных.
Теория: Сравнение особенностей произношения и артикуляционных профилей
гласных и согласных звуков, актуализация знаний о слогообразующей роли гласных.
Уточнение представлений о количестве слогов в словах. Актуализация знаний о
графическом изображений гласных и согласных звуков.
Практика: Определение по беззвучной артикуляции гласного звука. Выделение
гласных звуков из слов, определение их количества и места в слове, проговаривание
слова по слогам. Составление схемы слов. Игры: «Звуковая мозаика», «Слоги
рассыпались».
Тема 2. Дифференциация гласных I-II ряда (16 ч)
Теория: Закрепление понятия о гласных I-II ряда. Сравнение артикуляции парных
гласных, с акцентом на сходстве и различии (анализ речедвигательных и слуховых
ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него). Закрепление
знаний о буквах, обозначающих мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и. Уточнение
понятий об ударном слоге и смыслоразличительной роли ударения.
Практика: Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал.
Чтение хором прямых слогов с гласными первого и второго ряда. Различение твердых
и мягких согласных (в произношении и по слуху), упражнение в обозначении
мягкости согласных при письме посредством гласных II ряда (чтение хором прямых
слогов, сочетая согласный попарно с гласными I-II ряда), упражнение в слухо –
произносительной дифференциации твердых и мягких согласных: изолированно, в
слогах (выборочный диктант слогов), словах, текстах. Закрепление умения выделять
гласные I-II ряда из слогов
и слов. Совершенствование умения определять ударный слог в словах. Исправление
ошибок в словах с нарушенной слоговой структурой, графический диктант с
обозначением ударения, подчеркивание односложных и двусложных слов разными
цветами. Логоритмические упражнения для усвоения ритмического рисунка слов.
Составление графических схем слов-паронимов, корректурная правка. Списывание
слов и предложений, имеющих гласные первого и второго ряда.
Игры: «Динь-дон», «Помоги Торопыжке», «Подбери нужную букву», «Звуковые
мастера».Тема 3. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (10 ч)
Теория: Закрепление знания о мягком знаке как одном из способов обозначения
мягкости согласных на письме. Закрепление навыков правописания слов с мягким
знаком на конце слова и в середине слов между согласными. Закрепление навыков
фонематического анализа и синтеза. Соотнесение буквы с символом для ее
обозначения. Сказка «Про букву мягкий знак». Обогащение словарного запаса
7

обучающихся. Образование существительных единственного и множественного числа.
Практика: Анализ слов-паронимов, составление графических схем. Разгадывание
кроссворда. Поиск и исправление ошибок в тексте. Сравнение по смыслу и звучанию
слов- паронимов, составление словосочетаний и предложений. Выделение главных
членов предложения, составление схем предложений. Графический диктант и
комментированное письмо, письмо под диктовку. Образование существительных
единственного и множественного числа
Игра «Товарищ мягкий знак», «Мягкий знак - хитрый знак», «Вставь подходящее по
смыслу слово», «Измени словечко».
Тема 4. Разделительный мягкий знак (8 ч).
Теория: Закрепление знаний о разделительном мягком знаке, отработка умения
дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком как
показателем мягкости. Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза.
Практика: Чтение слогов с гласными II ряда и с разделительным мягким знаком.
Отработка навыка соотнесения слова со схемой. Составление словосочетаний,
предложений по картинкам, из разрозненных слов, по графическому изображению, по
вопросам. Выборочный диктант. Работа с деформированными словами. Отработка
навыка письма на слух. Игра
«Доскажи словечко», «Вставь, где нужно, мягкий знак».
Модуль 3. Звонкие и глухие согласные (19 ч).
Тема 5. Парные согласные
Теория: Повторение понятия о парных согласных звуках, сравнение звуков по
артикуляции и глухости-звонкости. Актуализация знаний о правописании парных
согласных на конце слов. Расширение словарного запаса путем словообразования.
Практика: Развитие навыка дифференциации звонких и глухих согласных звуков с
помощью анализаторов. Работа с парными картинками, анализ слов паронимов по
смыслу и звучанию. Совершенствование навыка анализа и синтеза слов с глухими и
звонкими согласными звуками устно и на письме. Чтение слоговой таблицы. Запись
слов под диктовку. Закрепление навыка дифференциации звуков в словах,
словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа с деформированными словами и
текстами. Отработка орфограммы «звонкие-глухие согласные на конце слов» Работа с
цифровыми рядами: определение на слух места звука в словах. Поиск ошибок в
словах и текстах. Изменение слов по образцу (образование прилагательных от
существительных, образование множественного числа существительных). Словарный
диктант
Игры: «Назови ласково», «Магазин», «Будь внимательным», «Добавь недостающий
слог»,
«Составь слово», «Расшифруй слово».
Модуль 4. Дифференциация оптически сходных букв (8 ч).
Тема 6. Дифференциация оптически сходных букв (8 ч).
Теория: Уточнение артикуляции дифференцируемых звуков, сопоставление звуков
по артикуляции. Соотнесение звука с буквой, сравнение букв (опорные признаки).
Практика: Закрепление навыка дифференциации оптически сходных букв путем
выработки четкой зрительно-моторной координации (графические диктанты,
прописывание букв, соотнесение буквы с мнемосхемой, конструирование буквы из
элементов, преобразование букв). Развитие зрительного восприятия и навыков
соотношения звука и буквы. Активизация зрительного внимания, памяти, тактильного
восприятия. Уточнение пространственной ориентировки, развитие логического
мышления. Формирование умения применять символы. Совершенствование навыка
беглого и осмысленного чтения. Придумывание слов с оптическисходными буквами в
начале, середине и конце слов, составление словосочетаний,
8

предложений, работа с деформированными текстами. Выборочный диктант. Чтение
текстов,насыщенных сложными словами, выделение сложных слов. Игры: «Корректор»,
«Найди шпиона», «Буква рассыпалась», «Добавь недостающий слог», «Подбери нужную
букву».
Модуль 5. Итоговое логопедическое обследование
Тема 1: Обследование уровня развития фонематическихпроцессов (1ч)
Тема 2: Обследование уровня лексико-грамматического строя (1ч)
Тема 3: Контрольный срез усвоения программного материала (1ч)
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты
 осознают необходимость коррекционных занятий для успешного обучения;
 способны определить границы своего умения и неумения;
 умеют сравнивать свои прежние достижения и результаты проделанной работы;


умеют в речи выразить собственные достижения;

 ответственно относятся к результатам своей деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
 владеют знаково-символическим моделированием (составляют модели
звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного состава слов, модели
предложений, понимают пространственно-графическую характеристику
предлогов);
 анализируют и синтезируют буквы по элементному составу, слова по звукослоговому составу, предложения;
 сравнивают оппозиционные звуки;
 сравнивают слова-паронимы по произношению, написанию, значению;
 умеют произвольно строить речевое высказывание;
 умеют извлекать информацию из прочитанных и
прослушанныхтекстов.
Регулятивные:
 умеют осуществлять визуальный контроль действий;
 умеют действовать по заданному плану;
 умеют планировать работу, действовать по составленному плану;
 умеют осуществлять контроль при выборе оппозиционных согласных,
гласных и Ь при обозначении мягкости согласных, написании слуховых и
зрительных диктантов;
 умеют адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда и учащихся;
 способны
оценить
результаты
своей
деятельности
по
дифференцированнымкритериям.
Коммуникативные:
 владеют диалогической и монологической формами общения;
 умеют участвовать в учебном диалоге;
 включаются в парную и групповую работу;
 способны с помощью вопросов получать необходимую информацию от
учителя-логопеда и партнеров по деятельности;
 умеют соблюдать речевой этикет.
Предметные результаты
 владеют временно-пространственными представлениями;
 умеют различать гласные и согласные звуки, дифференцируют звонкие и
глухие,твердые и мягкие, свистящие и шипящие согласные;
9







владеют навыками звуко-буквенного анализа и синтеза;
умеют составлять предложения, тексты;
используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения сразличными предлогами и союзами;
используют гласные ЯЕЁЮИ и Ь для обозначения мягкости
согласных написьме;
владеют навыками написания зрительных и слуховых диктантов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий

Дата
Год
обучения начала
обучения
1
15.09.23

2.1. Календарный учебный график
Дата
Количество Количество
окончания учебных
учебных
обучения недель
дней
31.05.24
36
72

Количество Режим
учебных
занятий
часов
2 занятия по
68
40 минут в
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Настенное зеркало (50х100) 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12) 8 шт.
3. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
4. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
5. Учебно-методические пособия
6. Настольные игры, игрушки, конструкторы
7. Умывальник 1 шт.
8. Классная доска 1 шт.
9. Шкафы для пособий 2-3 шт.
10. Стол канцелярский 1 шт.
11. Стулья 5 шт.
12. Комплект «парта – стул» 8 шт.
13. Часы 1 шт.
14. Секундомер 1 шт.
15. Магнитофон
16.Диски
17.Компьютер
Кадровое обеспечение
К реализации программы допускаются педагоги, имеющие высшее образование в
области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю педагогической деятельности). Требования к опыту
практической работы не предъявляются.
Методические материалы
№
п/
п

Раздел
программы

Форма
проведения
занятия

Методы и
приемы
организации
УВП

10

Формы
подведения
итогов по
разделу

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятия

1.

Формирован
ие и развитие
психологичес
кой базы
речи
Коррекция
фонетикофонематичес

2.

Практическое
занятие

Практическое
занятие,

Методы:
словесный,
наглядный.
Приемы: игры,
тесты.
Методы:
словесный,

викторины,

наглядный,

ких
занятияпредставлени соревнования,
й и лексикозащита
грамматичес
проектов
кой стороны
речи
Диагностика
Итоговое
логопедическое
обследование

Тест

Самостоятель
ная
работа,
тесты,
викторины

частичнопоисковый,
практический
Приемы:
диктанты,
составление
кроссвордов,
ребусов, игры
Словесный метод Диктанты,
мониторинг

Раздаточный
материал,
иллюстрации,
мультимедийны
е презентации
Раздаточный
материал,
иллюстрации,
мультимедийны
е презентации,
индивидуальные
рабочие тетради

Диагностический
инструментарий
Альбом
для
логопеда О.Б.
Иншаковой
Логопедические
карточки
для
обследования
лексикограмматического
строя
и
связной речи
детей

3.

2.3.Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
- входящая диагностика - проводится в начале учебного года
- текущая – проводится в конце каждого занятия;
- итоговая диагностика – проводится по результатам освоения всей программы.
Формы аттестации: графические, зрительные, слуховые диктанты; тесты; творческие
работы (изложения, сочинения).
Способом определения результативности программы является диагностика, проводимая в
начале и в конце каждого года обучения в виде логопедического обследования.
(Приложение)
3.Список литературы
Литература для педагога
1. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе/
серия
«Книга для учителя».- Ростов- н/Д: феникс, 2003.- 320 с.
11

2. Веснина Е.В., Гражданкина М.В., Синицына Н.В., Степанова Е.А.
Методические рекомендации по формированию фонематических процессов у
обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями
речи.- Екатеринбург, 2015.- 28 с.
3. Волкова Л.С., Т.В. Туманова. Методическое наследие: Пособие для
логопедов и студ.дефект.факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: Фонетико
- фонематическое и общее недоразвитие речи. – М.: Гуманитар.изд.центр Владос,
2007. – 303 с.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015.- 320 с.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: пособие для логопеда. – М.: Гуманитар, изд.центр
ВЛАДОС, 2004.- 335 с.
6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.- 237 с.
7. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении
чтению. – М.: Ось – 89, 2001.- 240 с.
8.
Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и
студ.дефект.факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой. Нарушения
письменной и устной речи. Дисграфия. Дислексия.– М.: Гуманитар.изд.центр Владос,
2007. – 303 с.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Педагогика, 1986.
10. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий
для логопеда.- 2-е изд., исп.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.- 128 с.
11. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. Логопедические
занятия со школьниками (1-5 классы): программа комплексного сопровождения
учащихся с нарушениями письменной речи «Я учусь учиться»: Книга для логопедов,
психологов, социальных педагогов/ 2 –е изд. испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2014.- 112 с.
12. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка
для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.- 224 с
13. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА
Медиа Групп, 2010.- 224 с.
14. Росланова О.В. русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 14 классах.- Волгоград: Учитель, 2006.- 139 с.
15. Семенович А.В., Вологдина Я.О. нейропсихологическая профилактика и
коррекция. Дошкольники.- М.: Дрофа, 2014.
16. Черкасова Е.Л., Моргачева Е.Н., Журавлева Ж.И., Павлова А.С., Киселева
Н.Ю., Лагутина А.В.ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у
школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего
образования. – М.: Национальный книжный центр, 2014.- 136 с.
17.
Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной
школе/ серия
«Книга для учителя».- Ростов- н/Д: феникс, 2003.- 320 с.
18. Веснина Е.В., Гражданкина М.В., Синицына Н.В., Степанова Е.А.
Методические рекомендации по формированию фонематических процессов у
обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями
речи.- Екатеринбург, 2015.- 28 с.
19. Волкова Л.С., Т.В. Туманова. Методическое наследие: Пособие для
логопедов и студ.дефект.факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: Фонетико
- фонематическое и общее недоразвитие речи. – М.: Гуманитар.изд.центр Владос,
2007. – 303 с.
12

20.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015.- 320 с.
21. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: пособие для логопеда. – М.: Гуманитар, изд.центр
ВЛАДОС, 2004.- 335 с.
22. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.- 237 с.
23. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении
чтению. – М.: Ось – 89, 2001.- 240 с.
24. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и
студ.дефект.факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой. Нарушения
письменной и устной речи. Дисграфия. Дислексия.– М.: Гуманитар.изд.центр Владос,
2007. – 303 с.
25. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Педагогика, 1986.
26. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий
для логопеда.- 2-е изд., исп.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.- 128 с.
27. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. Логопедические
занятия со школьниками (1-5 классы): программа комплексного сопровождения
учащихся с нарушениями письменной речи «Я учусь учиться»: Книга для логопедов,
психологов, социальных педагогов/ 2 –е изд. испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2014.- 112 с.
28. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка
для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.- 224 с
29. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА
Медиа Групп, 2010.- 224 с.
30. Росланова О.В. русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 14 классах.- Волгоград: Учитель, 2006.- 139 с.
31. Семенович А.В., Вологдина Я.О. нейропсихологическая профилактика и
коррекция. Дошкольники.- М.: Дрофа, 2014.
32. Черкасова Е.Л., Моргачева Е.Н., Журавлева Ж.И., Павлова А.С., Киселева
Н.Ю., Лагутина А.В.ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у
школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего
образования. – М.: Национальный книжный центр, 2014.- 136 с.
33.Ястребова А.В. Коррекционное нарушение школьников с нарушениями
чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных
учреждений и школ различных типов.- М.: ПРКТИ, 2005.- 400 с.
Литература для обучающихся
1. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Гласные звуки и буквы А- О -У (для детей 69 лет):тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
2. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Парные твердые и мягкие согласные (для
детей 6-9лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
3. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Непарные твердые согласные (Ш), (Ж), Ц)
(длядетей 6-9 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
4. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Гласные звуки и Е-И, У-И (для детей 69 лет):тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
5. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Свистящие и шипящие, (Л), (Р) (для детей 6-9
лет):
тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
6. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Непарные мягкие согласные (Ч), (Щ), (Й) (для
детей6-9 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
7. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Гласные звуки и буквы А-О, О-У (для детей 613

9 лет):тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
8. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Парные звонкие и глухие согласные (для
детей 6-9лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
9. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Слова, обозначающие предметы (для детей 69 лет):тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
10. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Слова, обозначающие признак предмета (для
детей6-9 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
11. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Слова, обозначающие действие предмета
(длядетей 6-9 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной
13. Зегебарт Г.М. Чтение: от буквы к слову. Тетрадь для дошкольников и
младшихшкольников. – М.: Генезис, 2016.- 88 с.
14. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Безударные гласные. Коррекция
дисграфии.Рабочие материалы. 2 класс.- 4-е изд.- М.: Генезис, 2016.- 73 с.
15. Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Письмо. Различаю звонкие и глухие
согласныезвуки. Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
16.Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твердые и мягкие
согласныезвуки. Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
17.Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твердые и мягкие
согласныезвуки. Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
18.Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст,
предложение,слово.– М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
19.Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. – М.:
«Просвещение»,2016.- 95 с.
20.Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твердые и мягкие
согласныезвуки. Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
21.Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 1 класс.49 проверочных
работ водной тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
22.Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 2 класс.49 проверочных
работ водной тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
23.Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 3 класс.49 проверочных
работ водной тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
24.Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 4 класс.49 проверочных
работ водной тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
25. Шклярова Т.В. как научить вашего ребенка писать без ошибок.
(Пособие дляродителей).- М.: «Грамотей», 2004.- 24 с.
26. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения
дисграфии. 1класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.- 80 с.
27. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения
дисграфии. 2класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.- 80 с.
28. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения
дисграфии. 3-4 классы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.- 80 с.
29. Чурсина Л.В. Тренажер по чтению. 1 класс.- 3- е изд., перераб.- М.: ВАКО,
2016
4.Приложение
Мониторинг коррекционной работы (определение уровня речевого развития обучающихся
начальных классов)
Группа_______________________________________________________________________
_____
Датаобследования______________________________________________________________
_____
14

Успеваемо
сть
по
русскому
языку

Уровень
речевого
развития

Сумма
баллов

Письмо

Чтение

Св.
речь

Грамм.
строй

Лексика

Язык.
анализ

Фон.
слух

Произн.

Реч.
ком.

Ф.И.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

36- 45 баллов – высокий уровень речевого развития (В)
27-36 баллов – средний уровень речевого развития (С)
9-27 баллов – низкий уровень речевого развития (Н)
Критерии оценки уровня речевого развития обучающихся начальных классов
Речевая коммуникация
5б. – Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с
учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми. Ясно и последовательно
выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета;
4б. – ребенок слушает и понимает речь. Участвует в общении чаще по инициативе других,
умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;
3б. - ребенок слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог,
затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно, не всегда ясно и последовательно
выражает свои мысли;
2б. – ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен. Редко
пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли,
точно передавать их содержание;
1б. – ребенок неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение.
Произношение
5б. – безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка не только в
отдельных словах, но и во фразовой речи. Правильное и точное воспроизведение слов
любой звуко-слоговой структуры. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания;
4б. – правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи;
15

3б. – ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи
недостаточно
автоматизированы.
Слова
сложной
звуко-слоговой
структуры
воспроизводит в замедленном темпе;
2б. – нарушение произношения отдельных звуков одной артикуляционной группы во всех
позициях. Недоговаривание, сокращение слов;
1б. – нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп.
Искажение темпа и ритма речи. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов.
Фонематический слух
5б. – дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит
слоговые ряды с фонетически сходными звуками. Правильно подбирает картинки с
заданным звуком;
4б. – дифференцирует все звуки. При воспроизведении слоговых рядов может ошибиться
1-2 раза, но поправляет сам себя;
3б. – недостаточно дифференцирует звуки. Картинки и слова с заданным звуком выбирает
с ошибками. Устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков.
2б. – воспроизводит ряды неточно. Переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно
выбирает слова и картинки с заданным звуком. Устойчивые ошибки в различении более 2
пар звуков.
1б. – дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от выполнения
задания.
Навыки звукового анализа
5б. – четко дифференцирует элементы речи: предложение, слово, слог, звук. Быстро и
правильно делит слова на слоги, правильно определяет количество и порядок звуков в
слове;
4б. – правильно выполняет все виды языкового анализа, иногда с оказание
стимулирующей помощи;
3б. – неверно определяет количество слов с предлогами. Допускает ошибки при звуковом
анализе слов (вычленяет не все звуки, ошибается в порядке из следования);
2б. – неправильно определяет количество предложений в тексте, количество слов в
предложении, количество слогов в слове. Делает грубые ошибки при звуковом анализе
слов;
1б. – навыки языкового анализа не сформированы.
Лексика
5б. – ребенок умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко классифицирует и
обобщает понятия, легко подбирает определения к существительным. Без помощи
правильно называет детенышей всех предъявленных животных. Правильно образует
качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных.
Правильно образует уменьшительно-ласкательные формы сущ. и приставочные глаголы.
Знает названия профессий.
4б. – у ребенка достаточный словарный запас. Он владеет навыками словообразования,
оперирует обобщающими словами. Правильно подбирает синонимы и антонимы.
Подбирает 2-3 определения к заданному слову.
3б. – ребенок делает только простые обобщения, затрудняется сделать более сложные. Не
ко всем словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает из не всегда верно.
Подбирает 1-3определения к существительному. Детенышей животных называет по
аналогии: лисята, коровята… ошибки при образовании прилагательных от
существительных и других новых слов.

16

2б. – словарный запас ограничен бытовой тематикой. Ребенок подбирает одно
определение к существительному, не всегда верно. Не может подобрать синонимы, при
подборе антонимов допускает ошибки. Неверно образует новые слова.
1б. – бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами. не может
подобрать определение к существительному и ли подбирает его неверно. Не может
образовать новое слово даже после предъявления 3-4 образцов.
Грамматический строй
5б. – ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции.
Конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме. Находит и
исправляет грамматическую и смысловую ошибки в неверно составленном предложении.
Правильно использует конструкции с предлогами. Владеет простыми и сложными
формами словоизменения.
4б. –
ребенок составляет по картинкам простые предложения. При повторении
предложения может пропустить отдельные слова без искажения смысла и структуры
предложения. Выявляет и исправляет допущенные грамматические и смысловые ошибки,
но с неточностями. Допускает 1-2 ошибки в сложных формах словоизменения, но
исправляет сам себя.
3б. – при составлении предложений ребенок нарушает порядок слов. Составляет
предложения по картинкам с помощью. При повторении пропускает отдельные слова. В
неверно составленном предложении выявляет ошибку, но не может исправить ее. Не знает
некоторых предлогов. При словоизменении допускает более трех ошибок.
2б. – при составлении предложений ребенок допускает ошибки грамматического
характера. При повторении искажает смысл, структуру предложения. Неправильно
употребляет предлоги. Испытывает трудности при словоизменении.
1б.- при составлении предложений по картинкам только перечисляет предметы. Не может
составить предложение из отдельных слов. Не замечает ошибок в неверно составленном
предложении. Не может вставить в предложение предлог. При словоизменении не
понимает, что от него требуется.
Связная речь
5б. – самостоятельно раскладывает сюжетные картинки. Рассказ соответствует ситуации,
имеет все смысловые звенья, оформлен грамматически правильно. Ребенок проявляет
фантазию.
4б. – рассказ соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены
самостоятельно, иногда с помощью. Пересказ выстроен последовательно, но смысловые
звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.
3б. – при составлении рассказа допущено незначительное искажение ситуации,
неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. При пересказе допускает
незначительные отклонения от текста, требуется небольшое количество подсказок
педагога по ходу пересказа. Использует только простые предложения, встречаются
единичные грамматические ошибки.
2б. – при составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение
смысловых звеньев, нарушение смысловых связей. Составляет очень короткие
предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических
средств, далекие словесные замены. При пересказе требуется повторное чтение текста.
Наблюдаются длительные паузы, повторы. Неточно строит пересказ, нарушает
последовательность, искажает смысл, делает аграмматические ошибки.
1б. – не может выполнить задание даже при наличии помощи. Не видит связи между
картинками. Описание ситуации отсутствует. Пересказ недоступен, даже по вопросам.
Чтение
17

5б. – ребенок читает правильно, выразительно, осознанно. Овладел правильным способом
чтения (1 кл. – плавное слоговое чтение, 2-4 кл. – чтение целыми словами). Темп чтения
выше нормы (1 кл. – более 30 слов, 2кл. – более 50 слов, 3 кл. – 70 слов, 4 кл. – более 90
слов).
4б. – ученик читает правильно, выразительно, осознанно, правильным способом. Темп
чтения соответствует норме (1кл. – 25-30 слов, 2кл. – 40-50 слов, 3 кл. – 60-70 слов, 4 кл. –
80-90 слов).
3б. – допускает ошибки при чтении, читает невыразительно, понимает прочитанное, но не
может выделить главную мысль. Способ чтения (1 кл. – слоговое отрывистое, 15-20 слов,
2-4 кл. – читает по слогам, целыми словами, 2кл. – 20-25 слов, 3 кл. – 40-45 слов, 4 кл. –
50-60 слов).
2б. – допускает ошибки, пропуски, замены, искажения букв, слогов, ошибается в
окончаниях слов, неверно ставит ударения. Читает монотонно. Не понимает прочитанное.
Владеет неправильным способом чтения.(1кл. – до 15 слов, 2 кл. – до 20 слов, 3кл. –до 40
слов, 4 кл. – до 50 слов).
1б – ученик не овладел навыками чтения. 1 кл. – навыки слитного чтения отсутствуют; 2-4
кл. – темп чтения очень низкий, допускает большое количество ошибок, не понимает
прочитанное. Неправильный способ чтения.
Письмо
5б. – в письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки.
4б. – 1-2 орфографические ошибки, отсутствуют дисграфические ошибки.
3б. – 3-5 орфографических ошибок, единичные дисграфические ошибки.
2б. – 6 и более орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки
смешанного типа ( оптические, кинетические, замены, смешения букв, искажения слов).
1б. –большое количество орфографических и дисграфических ошибок.
Мониторинг уровня сформированности метапредметных компетенций
Группа_________________________________________________________________
Дата обследования ______________________________________________________
Фамилия,
имя

Познавательные

Регулятивные

18

Коммуникативные

Личностные

Критерии оценки уровня сформированности метапредметных компетенций
Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Высокий уровень (В)

Высокий уровень (В)

Высокий уровень (В)

Высокий уровень (В)

Самостоятельно
ориентируется
в
заданиях, отвечает на
вопросы,
подробно
пересказывает
прочитанное
и
прослушанное.
Представляет
информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Сформированы
операции
обобщения,
выделения
существенных
признаков.
Умеет
анализировать
устанавливает
закономерности, пробует
предложить
альтернативные
варианты
решения
различных задач.

Способен
концентрировать
и
переключать внимание,
работать, не отвлекаясь;
понимает
речевую
инструкцию, работает по
ней; может спланировать
свои действия, работать
по плану; осуществляет
текущий самоконтроль
(исправляет ошибки по
ходу работы).

Отвечает на вопросы
учителя, товарищей по
классу. Участвует в
диалоге
на занятии,
осознанно стремится к
сотрудничеству.
Тактичен,
вежлив,
соблюдает этикет.
.
Обладает
хорошим
словарным запасом и
активно им пользуется усваивает материал, дает
обратную
связь
(пересказ,
рассказ).
Активно
принимает
участие в работе группы,
умеет договариваться с
другими
людьми,
понимает
смысл
высказываний
других
людей и выражает свою
точку зрения.

Осознает необходимость
коррекционных занятий
для успешного обучения,
определяет
границ
умения и неумения,
выражает
в
речи
собственные
достижения,
ответственно относится
к результатам своей
деятельности .

Средний уровень (С)

К
коррекционным
занятиям интерес не

Средний уровень (С)

Средний уровень (С)
Недостаточная
концентрация
и
переключение внимания,
ошибки в понимании
инструкции; составляет
план
действий
c
помощью;
при
выполнении
заданий
нуждается в контроле со
стороны
учителя;

19

Средний уровень (С)
Учебные
мотивы
в
стадии формирования,
частично зависит от
ситуации
успеха,
сравнивает свои прежние
и нынешние результаты
с помощью.
Низкий (Н)

Ориентируется
в
заданиях, отвечает на
вопросы пересказывает
прочитанное
и
прослушанное,
представляет
информацию в виде
текста, таблицы, схемы
при
направляющей
помощи
педагога.
Допускает
ошибки.
Выполняет
задания
репродуктивного
характера.
Частично
сформированы операции
обобщения, выделение
существенных
признаков.
Умеет
анализировать
устанавливает
закономерности,
но
допускает
ошибки.
Требуется
больше
времени на выполнение
подобных заданий.

исправляет
ошибки
после
выполнения
задания сам или после
помощи учителя.
Низкий уровень (Н)
Не способен длительное
время удерживать
внимание;
многочисленные ошибки
в понимании
инструкции; не может
составить план действий,
работает хаотично,
самоконтроль
отсутствует.

Участвует выборочно в
диалоге. - идет на
контакт, когда уверен в
своих знаниях. Понимает
смысл
высказываний
других
людей,
но
испытывает трудности
при выражении обратной
связи, высказывает свои
мысли, но с помощью
алгоритма.
Низкий уровень (Н)
Не идет на контакт
(агрессивен или
пассивен). Читает, но не
понимает прочитанного,
и не может найти
нужных слов при
высказывание обратной
связи. Не хочет
участвовать в диалоге,
не слушает и не
понимает других.

Низкий уровень (Н)
Большинство умений не
сформированы.
Самостоятельно не
может ориентироваться в
задании, работать с
текстом.. Не
сформированы операции
выделения
существенных
признаков, операция
сравнения затруднена.
Низкая скорость
мышления. Проблемы с
анализом и выделением
закономерностей.

20

проявляет,
полностью
зависит от ситуации
успеха, тенденция к
переоценке достигнутых
результатов
и
возможностей.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».