Авиамоделирование

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «29» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Авиамоделирование»
Техническая направленность
Возраст: 7 - 18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Исмонов Бегиджон Курумбович,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

2

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

8

1.4.

Планируемые результаты

10

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

11

2.1.

Календарный учебный график

11

2.2.

Условия реализации программы

12

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

13

3.

Список литературы

17

3

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – техническая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Авиамоделирование» составлена в соответствии с нормативными
документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г.
№
09-3242.
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке
качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных
программ»;

4

12. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г
№934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО Центр «Семья и школа».
14. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа».
Актуальность. Особое место в системе дополнительного образования
занимает техническое творчество – один из наиболее сложных и
специфических видов человеческой деятельности. Именно технологическое
знание способно глобально влиять на рост научно-технического прогресса,
от уровня которого зависит благосостояние общества.
Авиация прочно вошла в современную жизнь, как самый скоростной и
удобный вид транспорта. Летающие модели нередко называют «малой
авиацией», с их помощью можно не только понять, как устроены и
действуют летающие аппараты, глубже изучить законы физики и механики,
но и проводить исследования в области аэродинамики, устойчивости и
прочности летательных аппаратов.
Виды многих знаменитых самолётов утеряны безвозвратно. Не хочется
мириться с тем, что исчезают творения выдающихся изобретателей. Поэтому
только авиамодели дают возможность представить, какой была техника
прошлого. А можно пофантазировать и сделать модель будущего,
скопировать модель настоящего самолёта.
Какими летательными аппаратами располагает современный
воздушный транспорт? Как рождается самолёт в конструкторском бюро?
Каковы перспективы развития авиации? На эти и многие другие вопросы
выпускники получают ответ.
Практическая значимость:
Занятия
авиамоделизмом
помогут
воспитанию
будущих
исследователей, конструкторов. Авиационный моделизм является одним из
наиболее популярных технических видов спорта. Модель самолёта – это
самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой, прочностью
конструкции. Авиамоделизм – это первая ступень овладения авиационной
техникой.
Конструируя модель, обучающийся совершенствует свое техническое
мастерство и мышление, работая над моделью - познает технологические
приемы работы по металлу, дереву, пластмассам, участвуя в выставках –
формирует волю, закаляется физически.
Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе
обучение ребят построению различных самолётов, чтобы каждый мог
выбрать свою направленность на занятиях авиамоделизмом и подготовку

5

спортсменов-авиамоделистов.
Данная программа носит личностноориентированный характер и составлена так, чтобы каждый обучающийся
имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный
и приемлемый для него.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия
авиамоделизмом полезны для всестороннего развития обучающихся. При
изготовлении моделей обучающиеся сталкиваются с решением вопросов
аэродинамики, у них вырабатывается инженерный подход к решению
встречающихся проблем.
Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию».
Но дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос
о будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд
ли моделизм так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста
потому, что он дает возможность практически познакомиться с элементами
авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны
взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не столько
познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность
сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет»,
запускать ее, то есть играть в авиацию. Не будет преувеличением
утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета,
мысленно управляет ею, вернее – настоящим самолетом.
Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его
свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы
построить летающую модель, нужны определённые навыки и знания.
В кружках авиамоделирования увлеченно строят модели ребята
разного возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с
применением бумаги и картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь
авиамоделированием, школьники приобретают знания по математике,
физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята учатся работать
различными инструментами, что обязательно пригодится в жизни. Не один
знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из
рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и
ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими
именами гордится вся Россия – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики
Громов, Покрышкин, Хрюкин.
Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества,
возможно для кого-то – это путь в профессию.
Новизна заключается в ее учебно-исследовательской деятельности,
характере и направленности на развитие технологических знаний
и способностей обучающихся на основе межпредметных связей. Программа
расширяет кругозор учащихся, способствует творческому развитию,
самостоятельности мышления, является как обучающей, так и развивающей.
В отличие от других программ в этой программе введены новые формы
обучения:

6

компьютерное обучение;

умение использовать современные сверхлегкие материалы для
постройки авиамоделей;

изучение дисциплин естественно - научного цикла.
Данная программа носит личностно-ориентированный характер и
составлена так, чтобы на определенном этапе работы каждый обучающийся
имел возможность свободного выбора объекта труда, уровня сложности
изготавливаемой модели, наиболее интересной и приемлемой для него.
В качестве основного мотива занятий техническим моделированием
является активная потребность учащихся к техническому творчеству, играм,
состязаниям, а также социальная значимость в приобретении личностных
качеств, необходимых обучающемуся для вступления в самостоятельную
жизнь, а также умения самостоятельно мыслить и принимать решения, в том
числе и в непредвиденных ситуациях.
Цель программы: создание условий для индивидуального
развития
творческого
потенциала
обучающихся
через
занятия
авиамоделированием.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания в области аэродинамики;
- обучать детей использованию в речи правильной технической
терминологии, технических понятий и сведений;
- формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями при
обработке различных материалов;
- формировать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и
изготовления авиамоделей;
- мотивировать отношение к обучению как важному и необходимому для
личности и общества делу.
Развивающие:
- развивать творческое мышление;
- развивать умения умственного труда (запоминать, анализировать,
оценивать и т.д.).
Воспитательные:
- воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за
порученное дело;
- приобщать к нормам социальной жизнедеятельности;
- воспитывать патриотизма.
Программа охватывает круг первоначальных знаний и навыков,
необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих
моделей. На занятиях дети знакомятся с первоначальными сведениями по
теории полёта, истории авиации, приобретают трудовые умения.


7

Основные методы проведения занятий – практическая работа и
соревнования. Ребята закрепляют и углубляют теоретические знания,
формируют соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей,
учатся управлять ими, соревнуются между собой.
Практическая работа состоит из следующих основных этапов:
1. Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.
2. Подбор инструментов и оборудования.
3. Заготовка и первоначальная обработка материалов.
4. Изготовление моделей по индивидуальным планам.
5. Отделка моделей.
6. Регулировка и пробные запуски.
7. Устранение выявленных недостатков.
8. Соревнования по изготовленным моделям.
На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который
применяется для изготовления моделей. Изложение теоретического
материала и все пояснения даются как одновременно всем членам группы,
так и индивидуально. В дальнейшем основным методом становится научнопознавательный метод. При проведении занятий используется также метод
консультаций и работы с технической, справочной литературой, пособиями.
Адресат программы: обучающиеся 7 - 18 лет. Набор обучающихся в
группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с
учётом
половозрастных,
психофизических
и
индивидуальнопсихологических особенностей.
Программа авиамоделирования составлена на основе многолетнего
опыта занятиями авиамоделизмом с учётом возрастных и психологических
особенностей подрастающего поколения, имеющейся материальной базы,
оборудования, имеющейся мастерской.
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 18 лет. Формы и методы
организации
деятельности
обучающихся,
ориентированы
на
их
индивидуальные и возрастные особенности.
Набор детей осуществляется на основе их потребностей. Принцип
набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к
содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Принимаются все желающие, без конкурсного отбора.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в
объединении 8-15 человек.
Срок и объем освоения ДООП:
Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей,
их уровня знаний и умений. На программу обучения отводится 144 часа
(занятия 2 раза в неделю по 2 часа).
Форма обучения: очная, групповая.

8

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Формы
Количество часов
контроля
всего теория практ.
2
2
Наблюдение,
беседа
Материалы и инструменты
2
2
Наблюдение,
беседа
Парашюты
4
2
2
Наблюдение,
беседа
Соревнования по моделям
2
2
Наблюдение,
парашютов
беседа
Воздушные змеи
6
2
4
Наблюдение,
беседа
Соревнования по моделям
2
2
Наблюдение,
воздушных змеев
беседа
Планер «Полёт» – летательный 8
2
6
Наблюдение,
аппарат
беседа
Соревнования по моделям
2
2
Наблюдение,
«Полёт»
беседа
Самолёт-планер «Октябрёнок» с 20
4
16
Наблюдение,
мотором
беседа
Соревнования по моделям
2
2
Наблюдение,
самолёта «Октябрёнок»
беседа
Вертолёт – «Стрекоза»,
18
2
16
Наблюдение,
взлетающий вертикально
беседа
Соревнования по моделям
4
4
Наблюдение,
«Стрекоза»
беседа
Схематическая модель планера 66
4
64
Наблюдение,
беседа
Соревнования по
4
4
Наблюдение,
схематическим моделям
беседа
планеров
Заключительные занятия
2
2
Наблюдение,
опрос,
викторина
Итого:
144
22
122

№
Тема
п/п
1. Вводное занятие
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

9

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Теория: Краткий обзор истории авиации. Значение авиационной техники в
нашей жизни. Понятие об авиамоделях, области их применения. План и
порядок работы кружка.
Тема 2. Материалы и инструменты (2 часа).
Теория: Виды материалов и инструментов. Приёмы обработки материалов
соответствующими инструментами. Выполнение требований техники
безопасности.
Тема 3. Парашюты (4 часа).
Теория: История изобретения, область применения, развитие идеи.
Различные модификации парашютов.
Практика: Укладка парашютов. Изготовление простой модели парашюта.
Тема 4. Соревнования по изготовленной модели парашюта (2 часа).
Практика: Продолжительность полёта в нескольких (3) турах.
Тема 5. Воздушные змеи (6 часов).
Теория: Принципы полёта воздушных змеев. Многообразие форм и
конструкторских решений.
Практика: Изготовление плоского воздушного змея. Дополнительные
устройства.
Тема 6. Соревнования по моделям воздушных змеев (2 часа).
Практика: Высота полёта и качество дизайна.
Тема 7. Планер «Полёт» (8 часов).
Теория: Безмоторный летательный аппарат. Что позволяет планеру
держаться в воздухе. Введение в аэродинамику.
Практика: Изготовление модели летательного планера «Полёт».
Тема 8. Соревнования по моделям (2 часа).
Практика: «Полёт» в двух упражнениях: на дальность и продолжительность
полёта.
Тема 9. Самолёт – планер с мотором (20 часов).
Теория: Способы создания движущей силы самолёта, виды силовых
установок. Краткий обзор самолётной техники от истоков до наших дней.
Резиновый двигатель – особенности эксплуатации.
Практика: Постройка резиномоторной модели самолёта «Октябрёнок».
Тема 10. Соревнования по моделям самолёта (2часа).
Практика: «Октябрёнок» на продолжительность полёта в 3 турах.
Тема 11. Вертолёт «Стрекоза» (18 часов).
Теория: Аппарат вертикального взлёта и посадки. Незаменимый «труженик»,
область применения вертолётов. Ряд конструкторских решений в
вертолётной технике, начиная от модели М.В.Ломоносова.
Практика: Изготовление модели вертолёта «Стрекоза».
Тема 12. Соревнования по моделям самолёта (4 часа).
Практика: «Стрекоза» на продолжительность полёта в 3 турах.

10

Тема 13. Схематическая модель планера (66 часов).
Теория: Учебная карта начинающего авиамоделиста. Спортивная техника и
тактика участия в соревнованиях. Явления в атмосфере и использование их
для парящих полётов планеров.
Практика: Изготовление схематической модели планера. Механизация
модели для достижения высоких результатов, составляющих успех.
Тема 14. Соревнования по схематическим моделям (4 часа).
Практика: Соревнования планеров на продолжительность полёта в 3 турах с
ограничением хронометража в 1 минуту.
Тема 15. Заключительное занятие (2 часа).
Теория: Подведение итогов работы кружка, анализ тренировочной
деятельности авиамоделистов, перспективы работы в новом учебном году.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
- умеют взаимодействовать с другим человеком в условиях конкурсов
(соревнований), выставок;
- умеют создавать исследовательские проекты.
Метапредметные:
- владеют навыками аккуратного и творческого подхода к изготовлению
деталей стендовых моделей и их последовательной сборки;
- оформляют результаты своих проектов и уметь представлять выполненную
работу;
- изготавливают модели самолета по собственному замыслу и принимать
участие с ними в различных соревнованиях.
- создают проекты.
Предметные:
- знают названия и назначение материалов и инструментов, используемых в
работе;
- знают правила техники безопасности в процессе всех этапов
конструирования;
- знают правила организации рабочего места; спортивную классификацию
технических требований к моделям. правила выполнения чертежей модели,
деталей и узлов;
- знают технологию подготовки и обработки материалов применяемых в
авиамоделировании;
- знают технику изготовления деталей модели технику сборки модели,
обтяжки и покраски;
- знают ТТД двигателей моделей, устройство, работу с ними, технику
безопасности при выполнении полетов;
- умеют работать с информацией по выбранному классу моделей;
- умеют овладеть приемами и правилами пользования простейшими
инструментами ручного труда;

11

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

Дата
начала
обучения
15.09.23

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31.05.24
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа в
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Материалы:
1. Древесина: рейки, пластины, бруски различного сечения из
сосны, липы, бальзы, граба; фанера строительная толщиной 3; 4; 6; 8; 10; 12
мм; авиационная древесина толщиной 1; 1,5; 2 мм.
2. Пенопласт: строительный 50 мм, потолочные панели 3-4 мм.
3. Картон цветной, бумага цветная, бумага папиросная,
микалентная.
4. Плёнки: лавсановая плёнка, термоплёнка разных цветов.
5. Металлы: листовая жесть 0,3 мм; дюралюминий 1;1,5;2 мм;
свинец; проволока ОВС диаметр 0,3; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм.
6. Клеи: ПВА, «Монолит», БФ, эпоксидная смола.
7. Краски: DYOLUX разных цветов, растворитель.
8. Резина для двигателей.
Специальное оборудование:
1. Двигатели авиамодельные с объёмом 1,5; 2,5; 3,5 кубических см.
2. Радиоаппаратура авиамодельная FLASH – 4, FOCUS- 4.
3. Топливо для авиамодельных двигателей.
Инструменты:
1. Авиамодельные ножи, стамески.
2. Лобзики с пилками, пила по дереву, пила по металлу.
3. Рубанок большой, рубанок маленький.
4. Молотки: большой, средний, маленький.
5. Напильники: плоский, квадратный, полукруглый, круглый,
треугольный; набор надфилей.
6. Дрель (коловорот), ручные тиски, набор свёрл 0,8-10 мм.
7. Линейки, карандаши, ластики.
8. Пассатижи, круглогубцы, длинногубцы, бокорезы, тиски,
прищепки.
9. Наждачная бумага разной зернистости.
10. Отвёртки: плоские, крестообразные.
11. Штангенциркуль, микрометр.

12

12. Паяльник с паяльными принадлежностями.
13. Утюг
Станочное оборудование и приспособления:
1.
Циркулярная пила.
2.
Сверлильный станок.
3.
Точило.
4.
Токарный станок.
5.
Компрессор с краскопультом (аэрограф).
6.
Терморезак.
Как уже было сказано выше, основной метод проведения занятий в
кружке – практическая работа, и ребята всегда справляются с ней, если их
ознакомить с порядком её выполнения. Теоретические же сведения подаются
обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности
(15-20 минут). В процессе таких бесед происходит пополнение словарного
запаса ребят специальной терминологией.
Иногда теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить
пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и
глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая
теоретический материал по мере необходимости применения его на
практике.
В работе с начинающими моделистами упор следует делать на
освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления
моделей и практических навыков в их регулировке и запуске.
Особое место в программе отводится авиамодельным соревнованиям.
Это итог длительной работы каждого моделиста. На соревнованиях
проверяется не только качество модели, но и умение использовать все свои
знания и силы для достижения успеха. А этому предшествуют учеба и
тренировки.
Перед каждым запуском необходимо осмотреть модель, проверить
надежность и прочность крепления деталей. Грамотно устранить дефекты
полета.
2.3. Формы контроля и подведения итогов
В течение учебного года в кружке предполагается проводить
следующие виды контроля:
1.
Фронтальная и индивидуальная беседа с целью выявления
заинтересованности и уровня знаний, применительно к специфике работы
кружка.
2.
Беседы и викторины, включающие в себя не только вопросы
теории моделизма, но и элемент игры, загадки.
3.
Проведение внутрикружковых соревнований.
4.
Участие в выставках городского и краевого масштаба.
5.
Участие в соревнованиях краевого масштаба.

13

3. Список литературы:
Нормативные документы:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. №1642.
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры».
Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.
№392 (с изм. от 29 декабря 2020г.)
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке
качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных
программ».

14

Для педагога:
1. Володко А.М., Вертолёт – труженик и воин. – М., 1984
2. Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989
3. Гаевский О.К. Авиамоделирование. - М., ДОСААФ,2016
4. Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. – М.,
Просвещение, 2014
5. Горский В.А. Техническое творчество школьников. – М., Просвещение,
2014
6. Журнал Дети, техника, творчество. – М., Министерство культуры РФ
№ 1- 6, 2008, № 1 – 6, 2009, № 1 – 6, 2010
7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и
методика социально-педагогической деятельности/ Худож. А.А.
Селиванов. – Ярославль: Академия развития: 2014. – 304 с. –
(Методика воспитательной работы в школе)
8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. И сред.
пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е
изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 176 с.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных
конспектах / Г.М. Коджаспирова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2017. –
256 с. – (Высшее образование)
10. Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984
11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб.
пособие для студ. выш. учеб.заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2014. – 384 с.
12. Смирнов Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель. –
М.: Просвещение, 1973
13. Шавров В.Б., История конструкций самолётов. – М., 1985.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Для детей и родителей:
Арлазоров М.С., Конструкторы. – М.: Просвещение, 1989
Арме М.Я., Полянкер А.Г. Дирижабли нового поколения. Киев, 2014
Васильев, А.Я.; Куманин, В.В. Летающая модель и авиация; М.:
ДОСААФ, 2014. - 595 c.
Гаевский О.К., Авиамоделирование. – М.: Просвещение, 1964
Колотилова В.В., Техническое моделирование и конструирование. Под
общ. Ред. Москва «Просвещение», 2015
Пантюхин С.П., Воздушные змеи. – М., 1985
Шмидт Н. Самолеты из бумаги. - Минск. 2014
Яковлев А.С., Советские самолеты. – М.: Просвещение, 1975.
Интернет – ресурсы:
1.
http://www.avmodels.ru/inc/go.php?id=243
2.
http://www.avmodels.ru/inc/go.php?id=243
3.
http://www.avmodels.ru/inc/go.php?id=48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».