Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Педагогического совета МАУ ДО ЦСШ от «29» мая 2023 г., протокол № 4 Утверждаю: директор МАУ ДО ЦСШ ____________ Г.Е.Моисеева Приказ № 78 от «29» мая 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Авиамоделирование» Техническая направленность Возраст: 7 - 18 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Исмонов Бегиджон Курумбович, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 2 Содержание № Наименование Стр. 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 6 1.3. Содержание общеразвивающей программы 6 Учебный (тематический) план 6 Содержание учебного (тематического) плана 8 1.4. Планируемые результаты 10 2. Комплекс организационно-педагогических условий 11 2.1. Календарный учебный график 11 2.2. Условия реализации программы 12 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 13 3. Список литературы 17 3 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы – техническая. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамоделирование» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»; 4 12. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа». 14. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа». Актуальность. Особое место в системе дополнительного образования занимает техническое творчество – один из наиболее сложных и специфических видов человеческой деятельности. Именно технологическое знание способно глобально влиять на рост научно-технического прогресса, от уровня которого зависит благосостояние общества. Авиация прочно вошла в современную жизнь, как самый скоростной и удобный вид транспорта. Летающие модели нередко называют «малой авиацией», с их помощью можно не только понять, как устроены и действуют летающие аппараты, глубже изучить законы физики и механики, но и проводить исследования в области аэродинамики, устойчивости и прочности летательных аппаратов. Виды многих знаменитых самолётов утеряны безвозвратно. Не хочется мириться с тем, что исчезают творения выдающихся изобретателей. Поэтому только авиамодели дают возможность представить, какой была техника прошлого. А можно пофантазировать и сделать модель будущего, скопировать модель настоящего самолёта. Какими летательными аппаратами располагает современный воздушный транспорт? Как рождается самолёт в конструкторском бюро? Каковы перспективы развития авиации? На эти и многие другие вопросы выпускники получают ответ. Практическая значимость: Занятия авиамоделизмом помогут воспитанию будущих исследователей, конструкторов. Авиационный моделизм является одним из наиболее популярных технических видов спорта. Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой, прочностью конструкции. Авиамоделизм – это первая ступень овладения авиационной техникой. Конструируя модель, обучающийся совершенствует свое техническое мастерство и мышление, работая над моделью - познает технологические приемы работы по металлу, дереву, пластмассам, участвуя в выставках – формирует волю, закаляется физически. Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных самолётов, чтобы каждый мог выбрать свою направленность на занятиях авиамоделизмом и подготовку 5 спортсменов-авиамоделистов. Данная программа носит личностноориентированный характер и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия авиамоделизмом полезны для всестороннего развития обучающихся. При изготовлении моделей обучающиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд ли моделизм так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому, что он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета, мысленно управляет ею, вернее – настоящим самолетом. Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определённые навыки и знания. В кружках авиамоделирования увлеченно строят модели ребята разного возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением бумаги и картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь авиамоделированием, школьники приобретают знания по математике, физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята учатся работать различными инструментами, что обязательно пригодится в жизни. Не один знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится вся Россия – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики Громов, Покрышкин, Хрюкин. Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то – это путь в профессию. Новизна заключается в ее учебно-исследовательской деятельности, характере и направленности на развитие технологических знаний и способностей обучающихся на основе межпредметных связей. Программа расширяет кругозор учащихся, способствует творческому развитию, самостоятельности мышления, является как обучающей, так и развивающей. В отличие от других программ в этой программе введены новые формы обучения: 6 компьютерное обучение; умение использовать современные сверхлегкие материалы для постройки авиамоделей; изучение дисциплин естественно - научного цикла. Данная программа носит личностно-ориентированный характер и составлена так, чтобы на определенном этапе работы каждый обучающийся имел возможность свободного выбора объекта труда, уровня сложности изготавливаемой модели, наиболее интересной и приемлемой для него. В качестве основного мотива занятий техническим моделированием является активная потребность учащихся к техническому творчеству, играм, состязаниям, а также социальная значимость в приобретении личностных качеств, необходимых обучающемуся для вступления в самостоятельную жизнь, а также умения самостоятельно мыслить и принимать решения, в том числе и в непредвиденных ситуациях. Цель программы: создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием. Задачи: Образовательные: - формировать знания в области аэродинамики; - обучать детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений; - формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - формировать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей; - мотивировать отношение к обучению как важному и необходимому для личности и общества делу. Развивающие: - развивать творческое мышление; - развивать умения умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.). Воспитательные: - воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач; - воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело; - приобщать к нормам социальной жизнедеятельности; - воспитывать патриотизма. Программа охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях дети знакомятся с первоначальными сведениями по теории полёта, истории авиации, приобретают трудовые умения. 7 Основные методы проведения занятий – практическая работа и соревнования. Ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся управлять ими, соревнуются между собой. Практическая работа состоит из следующих основных этапов: 1. Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений. 2. Подбор инструментов и оборудования. 3. Заготовка и первоначальная обработка материалов. 4. Изготовление моделей по индивидуальным планам. 5. Отделка моделей. 6. Регулировка и пробные запуски. 7. Устранение выявленных недостатков. 8. Соревнования по изготовленным моделям. На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются как одновременно всем членам группы, так и индивидуально. В дальнейшем основным методом становится научнопознавательный метод. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой, пособиями. Адресат программы: обучающиеся 7 - 18 лет. Набор обучающихся в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом половозрастных, психофизических и индивидуальнопсихологических особенностей. Программа авиамоделирования составлена на основе многолетнего опыта занятиями авиамоделизмом с учётом возрастных и психологических особенностей подрастающего поколения, имеющейся материальной базы, оборудования, имеющейся мастерской. Программа рассчитана на обучающихся 7 - 18 лет. Формы и методы организации деятельности обучающихся, ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Набор детей осуществляется на основе их потребностей. Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие, без конкурсного отбора. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в объединении 8-15 человек. Срок и объем освоения ДООП: Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На программу обучения отводится 144 часа (занятия 2 раза в неделю по 2 часа). Форма обучения: очная, групповая. 8 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Формы Количество часов контроля всего теория практ. 2 2 Наблюдение, беседа Материалы и инструменты 2 2 Наблюдение, беседа Парашюты 4 2 2 Наблюдение, беседа Соревнования по моделям 2 2 Наблюдение, парашютов беседа Воздушные змеи 6 2 4 Наблюдение, беседа Соревнования по моделям 2 2 Наблюдение, воздушных змеев беседа Планер «Полёт» – летательный 8 2 6 Наблюдение, аппарат беседа Соревнования по моделям 2 2 Наблюдение, «Полёт» беседа Самолёт-планер «Октябрёнок» с 20 4 16 Наблюдение, мотором беседа Соревнования по моделям 2 2 Наблюдение, самолёта «Октябрёнок» беседа Вертолёт – «Стрекоза», 18 2 16 Наблюдение, взлетающий вертикально беседа Соревнования по моделям 4 4 Наблюдение, «Стрекоза» беседа Схематическая модель планера 66 4 64 Наблюдение, беседа Соревнования по 4 4 Наблюдение, схематическим моделям беседа планеров Заключительные занятия 2 2 Наблюдение, опрос, викторина Итого: 144 22 122 № Тема п/п 1. Вводное занятие 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 9 Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Вводное занятие (2 часа). Теория: Краткий обзор истории авиации. Значение авиационной техники в нашей жизни. Понятие об авиамоделях, области их применения. План и порядок работы кружка. Тема 2. Материалы и инструменты (2 часа). Теория: Виды материалов и инструментов. Приёмы обработки материалов соответствующими инструментами. Выполнение требований техники безопасности. Тема 3. Парашюты (4 часа). Теория: История изобретения, область применения, развитие идеи. Различные модификации парашютов. Практика: Укладка парашютов. Изготовление простой модели парашюта. Тема 4. Соревнования по изготовленной модели парашюта (2 часа). Практика: Продолжительность полёта в нескольких (3) турах. Тема 5. Воздушные змеи (6 часов). Теория: Принципы полёта воздушных змеев. Многообразие форм и конструкторских решений. Практика: Изготовление плоского воздушного змея. Дополнительные устройства. Тема 6. Соревнования по моделям воздушных змеев (2 часа). Практика: Высота полёта и качество дизайна. Тема 7. Планер «Полёт» (8 часов). Теория: Безмоторный летательный аппарат. Что позволяет планеру держаться в воздухе. Введение в аэродинамику. Практика: Изготовление модели летательного планера «Полёт». Тема 8. Соревнования по моделям (2 часа). Практика: «Полёт» в двух упражнениях: на дальность и продолжительность полёта. Тема 9. Самолёт – планер с мотором (20 часов). Теория: Способы создания движущей силы самолёта, виды силовых установок. Краткий обзор самолётной техники от истоков до наших дней. Резиновый двигатель – особенности эксплуатации. Практика: Постройка резиномоторной модели самолёта «Октябрёнок». Тема 10. Соревнования по моделям самолёта (2часа). Практика: «Октябрёнок» на продолжительность полёта в 3 турах. Тема 11. Вертолёт «Стрекоза» (18 часов). Теория: Аппарат вертикального взлёта и посадки. Незаменимый «труженик», область применения вертолётов. Ряд конструкторских решений в вертолётной технике, начиная от модели М.В.Ломоносова. Практика: Изготовление модели вертолёта «Стрекоза». Тема 12. Соревнования по моделям самолёта (4 часа). Практика: «Стрекоза» на продолжительность полёта в 3 турах. 10 Тема 13. Схематическая модель планера (66 часов). Теория: Учебная карта начинающего авиамоделиста. Спортивная техника и тактика участия в соревнованиях. Явления в атмосфере и использование их для парящих полётов планеров. Практика: Изготовление схематической модели планера. Механизация модели для достижения высоких результатов, составляющих успех. Тема 14. Соревнования по схематическим моделям (4 часа). Практика: Соревнования планеров на продолжительность полёта в 3 турах с ограничением хронометража в 1 минуту. Тема 15. Заключительное занятие (2 часа). Теория: Подведение итогов работы кружка, анализ тренировочной деятельности авиамоделистов, перспективы работы в новом учебном году. 1.4. Планируемые результаты Личностные: - умеют взаимодействовать с другим человеком в условиях конкурсов (соревнований), выставок; - умеют создавать исследовательские проекты. Метапредметные: - владеют навыками аккуратного и творческого подхода к изготовлению деталей стендовых моделей и их последовательной сборки; - оформляют результаты своих проектов и уметь представлять выполненную работу; - изготавливают модели самолета по собственному замыслу и принимать участие с ними в различных соревнованиях. - создают проекты. Предметные: - знают названия и назначение материалов и инструментов, используемых в работе; - знают правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования; - знают правила организации рабочего места; спортивную классификацию технических требований к моделям. правила выполнения чертежей модели, деталей и узлов; - знают технологию подготовки и обработки материалов применяемых в авиамоделировании; - знают технику изготовления деталей модели технику сборки модели, обтяжки и покраски; - знают ТТД двигателей моделей, устройство, работу с ними, технику безопасности при выполнении полетов; - умеют работать с информацией по выбранному классу моделей; - умеют овладеть приемами и правилами пользования простейшими инструментами ручного труда; 11 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год обучения 1 Дата начала обучения 15.09.23 Дата Количество Количество Количество окончания учебных учебных учебных обучения недель дней часов 31.05.24 36 72 144 Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Материалы: 1. Древесина: рейки, пластины, бруски различного сечения из сосны, липы, бальзы, граба; фанера строительная толщиной 3; 4; 6; 8; 10; 12 мм; авиационная древесина толщиной 1; 1,5; 2 мм. 2. Пенопласт: строительный 50 мм, потолочные панели 3-4 мм. 3. Картон цветной, бумага цветная, бумага папиросная, микалентная. 4. Плёнки: лавсановая плёнка, термоплёнка разных цветов. 5. Металлы: листовая жесть 0,3 мм; дюралюминий 1;1,5;2 мм; свинец; проволока ОВС диаметр 0,3; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм. 6. Клеи: ПВА, «Монолит», БФ, эпоксидная смола. 7. Краски: DYOLUX разных цветов, растворитель. 8. Резина для двигателей. Специальное оборудование: 1. Двигатели авиамодельные с объёмом 1,5; 2,5; 3,5 кубических см. 2. Радиоаппаратура авиамодельная FLASH – 4, FOCUS- 4. 3. Топливо для авиамодельных двигателей. Инструменты: 1. Авиамодельные ножи, стамески. 2. Лобзики с пилками, пила по дереву, пила по металлу. 3. Рубанок большой, рубанок маленький. 4. Молотки: большой, средний, маленький. 5. Напильники: плоский, квадратный, полукруглый, круглый, треугольный; набор надфилей. 6. Дрель (коловорот), ручные тиски, набор свёрл 0,8-10 мм. 7. Линейки, карандаши, ластики. 8. Пассатижи, круглогубцы, длинногубцы, бокорезы, тиски, прищепки. 9. Наждачная бумага разной зернистости. 10. Отвёртки: плоские, крестообразные. 11. Штангенциркуль, микрометр. 12 12. Паяльник с паяльными принадлежностями. 13. Утюг Станочное оборудование и приспособления: 1. Циркулярная пила. 2. Сверлильный станок. 3. Точило. 4. Токарный станок. 5. Компрессор с краскопультом (аэрограф). 6. Терморезак. Как уже было сказано выше, основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, и ребята всегда справляются с ней, если их ознакомить с порядком её выполнения. Теоретические же сведения подаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20 минут). В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией. Иногда теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике. В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске. Особое место в программе отводится авиамодельным соревнованиям. Это итог длительной работы каждого моделиста. На соревнованиях проверяется не только качество модели, но и умение использовать все свои знания и силы для достижения успеха. А этому предшествуют учеба и тренировки. Перед каждым запуском необходимо осмотреть модель, проверить надежность и прочность крепления деталей. Грамотно устранить дефекты полета. 2.3. Формы контроля и подведения итогов В течение учебного года в кружке предполагается проводить следующие виды контроля: 1. Фронтальная и индивидуальная беседа с целью выявления заинтересованности и уровня знаний, применительно к специфике работы кружка. 2. Беседы и викторины, включающие в себя не только вопросы теории моделизма, но и элемент игры, загадки. 3. Проведение внутрикружковых соревнований. 4. Участие в выставках городского и краевого масштаба. 5. Участие в соревнованиях краевого масштаба. 13 3. Список литературы: Нормативные документы: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020г.) 10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». 14 Для педагога: 1. Володко А.М., Вертолёт – труженик и воин. – М., 1984 2. Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989 3. Гаевский О.К. Авиамоделирование. - М., ДОСААФ,2016 4. Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. – М., Просвещение, 2014 5. Горский В.А. Техническое творчество школьников. – М., Просвещение, 2014 6. Журнал Дети, техника, творчество. – М., Министерство культуры РФ № 1- 6, 2008, № 1 – 6, 2009, № 1 – 6, 2010 7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности/ Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: 2014. – 304 с. – (Методика воспитательной работы в школе) 8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. И сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 176 с. 9. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 256 с. – (Высшее образование) 10. Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984 11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. выш. учеб.заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 384 с. 12. Смирнов Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: Просвещение, 1973 13. Шавров В.Б., История конструкций самолётов. – М., 1985. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Для детей и родителей: Арлазоров М.С., Конструкторы. – М.: Просвещение, 1989 Арме М.Я., Полянкер А.Г. Дирижабли нового поколения. Киев, 2014 Васильев, А.Я.; Куманин, В.В. Летающая модель и авиация; М.: ДОСААФ, 2014. - 595 c. Гаевский О.К., Авиамоделирование. – М.: Просвещение, 1964 Колотилова В.В., Техническое моделирование и конструирование. Под общ. Ред. Москва «Просвещение», 2015 Пантюхин С.П., Воздушные змеи. – М., 1985 Шмидт Н. Самолеты из бумаги. - Минск. 2014 Яковлев А.С., Советские самолеты. – М.: Просвещение, 1975. Интернет – ресурсы: 1. http://www.avmodels.ru/inc/go.php?id=243 2. http://www.avmodels.ru/inc/go.php?id=243 3. http://www.avmodels.ru/inc/go.php?id=48