ProРитм

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «29» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ProРитм»
Художественная направленность
Возраст: 10-13 лет
Срок реализации 1 год

Автор - составитель:
Сидоркина Евгения Васильевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.

1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.

Наименование
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

Стр.
3
3
6
6
6
7
10
10
10
11
11
14

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ProРитм»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
12. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
14. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа».
Актуальность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «ProРитм» соответствует государственной политике в

области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на
удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Программа разработана
с учетом потребностей детей.
Актуальность данной программы подтвердил проведенный в феврале-марте 2023 года
организацией мониторинг потребностей родителей и обучающихся МАУ ДО ЦСШ.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не
только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют
физическому развитию обучающегося.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию
нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный
отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях
разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять
движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами,
разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у
ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится
вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Обучаясь по данной программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать
музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и
тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и
грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Изучение танца в учреждениях дополнительного образования особенно важно, т.к.
приобщает детей к культуре в оптимальной форме – под руководством педагога, в стенах
образовательного учреждения, а также способствует физическому развитию и
оздоровлению ребенка.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная
программа ориентирует детей на приобщение к музыкально-художественной культуре,
применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в
повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание
индивидуального творческого продукта
Новизна программы заключается в объединении как практических и теоретических
основ изучения хореографии, так и различных направлений хореографии, что позволяет
формировать физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную целостность
Отличительные особенности. Программа направлена на поэтапное разучивание
танца, формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, принимать чёткие
решения в нестандартных ситуациях (например, при возникновении ошибочных действий).
Отличительной особенностью является ее развивающая направленность, призванная
стимулировать интерес обучающихся к танцам и к творческой деятельности в целом
Адресат программы: обучающиеся 10-14 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических
особенностей.
Возрастные особенности. Это период бурного и неравномерного физического
развития:
Происходит ускорение роста, интенсивно происходит рост скелета и конечностей,
а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость. Происходит увеличение массы мышц,

мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению. Нужно следить за
тем, чтобы ребёнок не уставал при длительной физической нагрузке, давать ему отдохнуть.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести
базовый минимум знаний, умений и навыков по хореографии.
Особенности организации образовательной деятельности: Группы формируются
из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ProРитм»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Перечень форм обучения: практическая, индивидуальная, групповая, подгрупповая,
коллективная.
Виды занятий: тренировки, комбинированные, репетиционные занятия, игровые
занятия.
Перечень форм подведения итогов: конкурс, творческий отчет, фестиваль,
практическое занятие, открытое занятие, концерт.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с терминологией танца, научить использовать ее в работе;
- обучать выполнять движения одновременно с показом педагога, сохраняя при этом
правильное положение корпуса, ног, рук, головы в пространстве (формирование
двигательных навыков);
- обучать самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации;
- обучать выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением;
- обучать работать в коллективе, чувствовать друг друга в танце.
Развивающие:
- развивать координацию и пластику, необходимую для танцевального исполнения в
соответствии с особенностями жанра;
- развивать чувства ритма, музыкальности;
- развивать силу, гибкость и выносливость;
- развивать творческую инициативу детей.
Воспитательные:
- воспитывать художественно-эстетический вкус;
- активизировать интерес к хореографии;

- формировать навыки здорового образа жизни.
1.3 Учебный (тематический) план
№
1

2

3
4
5
6
7
8

Количество часов
Формы
Название раздела, темы
Всего Теория Практика аттестации/контроля
Вводное занятие. Знакомство с 2
2
Беседа
группой.
Инструктаж
по
безопасности
Основные движения
20
4
16
Выполнение
двигательных
заданий
Партерная гимнастика. Развитие 20
2
18
Выполнение
гибкости и физических данных
двигательных
заданий
Классический танец
10
2
8
Открытое занятие
Эстрадный танец
20
4
16
Концерт
Современный танец
30
4
26
Выступление
Постановка танцевальных номеров 20
20
Танцевальный
конкурс
Отработка постановок. Работа над 22
2
20
Тестирование
актерским
мастерством
и
сценическим движением
Всего
144
20
124

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с группой. Инструктаж по безопасности
Тема 2. Основные движения
Отработка техники движения, достигая музыкальности и ритмичности, развивая
логическую и мышечную память.
Совершенствуется исполнительское мастерство, закрепляются и развиваются
полученные хореографические умения и навыки, интенсивно пополняют знания в области
хореографического искусства. Усложнятся драматургия и музыкальный материал.
Тема 3. Партерная гимнастика. Развитие гибкости и физических данных
1. Упражнения, способствующие растягиванию ахилловых сухожилий, стоп,
подколенных мышц и связок.
2. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности
мышц бедра.
3. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.
4. Растягивание мышц и связок спины, особенно поясницы.
5. Упражнения для гибкости позвоночника.
6. Укрепление мышц спины и позвоночника.
7. Упражнения для развития эластичности мышц плечевого пояса.
8. Упражнения для развития выворотности и танцевального шага.
9. Различные варианты растяжек.
Тема 4. Классический танец
Постановка корпуса, позиции ног, позиции рук:
1. Позиции ног – 1-я, 2-я, 5-я.;
2. Подготовительное положение и позиции рук – 1-я, 2-я, 3-я
3. Постановка корпуса (лицом к станку и на середине зала);
Упражнения на середине зала:

1. Комбинация demis, grands plies по 1-й, 2-й позиции;
2. Комбинация battements tendus крестом с degage;
3. Battement tendu jete крестом;
4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans;
5. Battements releve lents крестом на 45 градусов;
6. Grands battements крестом.
7. Arabesques 1-й, 2-й;
8. Позы классического танца croisee, efface.
Тема 5. Элементы эстрадного танца
1. Техника изоляции - координация двух центров (параллель и оппозиция). Flat back
вперед:
2. Plie: в координации с arch, сontraction / release, спиралями в корпусе.
3. Battement tendu: в координации с arch, сontraction / release.
4. Rond de jambe par terre:
5. Battements developpe во всех направления
1. Шаги: - grand battements во всех направлениях, - pas de bourre с preparation к
пируэтам.
2. Прыжки: - jump, - hop, - leap, большие прыжки на середине и в продвижении
3. Вращения: -chaines на plie, на полной стопе, -пируэт en dehors, en dedans.
•
•
•

Элементы акробатики
Колесо, рондат
поддержки

Кросс (шаги, прыжки, вращения)
Cross - это самая импровизированная часть урока. Кросс может быть в различных
манерах и стилях современного танца. В старших классах возможны кроссовые
комбинации с использованием падений, перекатов на полу и т.д.
Cross - Танцевальный шаг в развитии. Шаг, passé.
Шаг накрест по точкам
плана класса. Танцевальная комбинация шаг – passé с шагами накрест по точкам
плана класса. Дорожка из III позиции по точкам плана класса. Поворот на шагах из
III позиции по точкам плана класса.
Танцевальная комбинация – дорожка с
поворотом на шагах из III позиции по точкам плана класса. Temps leve sauté по VI,
I позициям ног. Тemps leve sauté с поджатыми по VI, I позициям ног.
Тема 6. Современный танец
Основные положения ног и рук.
Позиции ног: 1 параллельная позиция; 1-аут - аналогична 1 позиции классического
танца; 2 параллельная - стопы находятся точно под бедрами; 2-аут - аналогична 2 позиции
классического танца.
Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я, подготовительное положение.
Разогрев.
- Движения, заимствованные из классического танца: Подъемы и опускания на
полупальцы (releve) в сочетании с plie; Demi и grand plie по параллельным и выворотным
позициям; Battement tendu; Battement tendu jete по параллельным позициям с
вытянутой стопой.
- Движения, заимствованные из танца модерн или других систем хореографии: Catch
step - движение аналогично degage классического танца, Kick (пинок)
Упражнения для позвоночника: наклоны и изгибы торса.

- Наклоны торса: Flat back - положение, в котором спина, голова и руки составляют
одну плоскость; Roll down и roll up.
- Спирали: Body roll – волна; Contraction; Release.
Изоляция.
Первоначально все движения изучаются в чистом виде. Голова; Плечи; Грудная
клетка; Таз; Руки; Ноги.
Второй этап обучения - соединение движений одного центра в простейшие
комбинации: крест, квадрат, полукруг, круг.
Партер: упражнения stretch-характера.
Тема 7. Постановка танцевальных номеров
Построение танцевального репертуара на третьем году обучения происходит в
соответствии с физическими возможностями детей. Формирование умения передавать в
движении характер танца, динамику, темп и другие средства музыкальной
выразительности. Составление и усложнение танцевальных комбинаций.
Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время
выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и
самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными
потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год
делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива,
определяется новый репертуар.
Тема 8. Отработка постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим
движением
Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие
творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности танцевального
образа.
1.4 Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- проявляют творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности;
- способны к самооценке;
- умеют работать в коллективе, осознавая себя его частью;
- проявляют стремления к получению новых знаний в данной области.
Метапредметные результаты:
- умеют работать в группе по правилам, без конфликта со сверстниками;
- осознают ответственности перед коллективом за свои действия;
- вдумчиво относятся к замечаниям педагога.
Предметные результаты:
- знают и грамотно используют на практике правил выворотности ног, правил
постановки рук; позиции и положения рук и ног; уровень подъема ног;
- знают особенности эстрадных танцев, многообразие направлений современных
танцев;
- знают и грамотно используют на практике понятий такт и затакт. Умение строить
танец в соответствии с характером музыки, принципами построения музыкальной речи;
длительностью; правилами и логикой перестроения из одних рисунков в другие;
- знание понятия «актерское мастерство», и для чего оно танцору.
- умение принимать 1, 2, 3, 4, 5, 6 позиции ног; подготовительную, 1, 2, 3 позицию
рук; деми плие, батман тандю, батман тандю деми плие; гранд батманы.
- умение двигаться в темпе и ритме современной музыки;

-умение выполнять в такт музыке фигурную маршировку, сохраняя осанку; вовремя
начиная и заканчивая движения; перестраиваться из колонны в шеренгу и круг;
- умение исполнять танцевальные этюды и номера
- способность импровизировать.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

Дата
начала
обучения
15.09.23

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31.05.24
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Техническое оснащение занятий:
1.Специализированный зал: зеркала, музыкальный центр;
2.Костюмы;
3.Коврики.
Информационное обеспечение:
1.Подборка музыки;
Кадровое обеспечение:
Сидоркина Евгения Васильевна, педагог дополнительного образования
Образование: высшее, Уральский государственный профессионально-педагогический
Университет.
Квалификация: педагог дополнительного образования
Педагогический стаж и стаж работы в данном учреждении – 3 года.
Квалификационная категория: первая.
Форма обучающихся:
Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей движений.
Для девочек: лосины, купальник или футболка.
Обувь: носки, балетки.
2.3. Формы аттестации/контроля
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для родителей,
участия в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Аттестация
подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий.
Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий,
методами наблюдения, творческих заданий.
Оценочные материалы
Для проверки физиологических (специальных) способностей детям предлагаются
следующие задания:

1. Для выявления выворотности ног в тазобедренных суставах детям предлагается задание
«Лягушка». Сесть с прямой спиной на пол, согнуть колени, стопы соединить; и, не
разъединяя стопы, по возможности, опустить колени на пол.
2. Для определения свода и подъема стопы – задание «Натянуть носочек». Сесть с прямой
спиной на пол с вытянутыми вперед ногами, раскрыть стопы в стороны (попытаться достать
мизинцами до пола), не отрывая мизинец от пола, попытаться соединить вытянутые пальцы
обеих стоп. При исполнении движения колени должны оставаться вытянутыми.
3. Для определения сценического шага – при помощи педагога, поднять выворотную ногу
вперед, в сторону, назад на максимально – возможную высоту.
4. Для определения равновесия, задание «Ласточка». Встать на одну ногу, вторую поднять
назад на высоту 45 градусов, при этом руки раскрываются в стороны. Стоять в позе 5 – 7
секунд.
5. Для определения гибкости тела назад и вперед: стоя прямо максимально прогнуться назад
(педагог помогает и поддерживает). «Складочка». Сесть с вытянутыми вперед прямыми
ногами, поднять руки вверх и с прямой спиной наклониться вперед, как можно ниже к
ногам.
Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенно- игрового
материала);
- наглядный (показ иллюстраций, видео-фильмов);
- репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону);
- творческий (создание нового музыкального образа);
- эвристический (участие в конкурсах).
Образовательная деятельность организована в форме практических занятий,
репетиционных, постановочных, информационных.

3. Список литературы
Нормативные документы:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ.
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена
Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря
2020г.)
12. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».

Список литературы для педагога:
1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских
хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в школе.
2008. № 2. С. 63-67.
2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин; Министерство
образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007. - 511, с.
3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов
учреждений проф. образования, обучающихся по специальности 0317 «Педагогика доп.
образования» / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002. - 348,
с.
4. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с.
5. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. - М.:
ГИТИС, 2000. - 438с.
6. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю. Никитин. - М.:
Всеросийский. Центр художественного творчества учащихся и работников нач. проф.
образования, 2002. - 158 с.

7. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных и
методических материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред.
А.К. Бруднов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 541, [1] с.
8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учебное
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) - Социал.
педагогика / [Б.В. Куприянов и др.]; Под ред. А. В. Мудрика. - М.: Academia, 2004. - 240 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей :
практическое пособие / Г. А. Колодницкий. - М. : Гном -Пресс, 2001. - 64 с.
2. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп: практическое пособие /З. Я. Роот. - М. : Аркти,
2004. - 47 с.
3. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика: практическое пособие /С. Л. Слуцкая. - М. : Линка
- пресс, 2006. - 272 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».