Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Педагогического совета МАУ ДО ЦСШ от «29» мая 2023 г., протокол № 4 Утверждаю: директор МАУ ДО ЦСШ ____________ Г.Е.Моисеева Приказ № 78 от «29» мая 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ProРитм» Художественная направленность Возраст: 10-13 лет Срок реализации 1 год Автор - составитель: Сидоркина Евгения Васильевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 г. Содержание № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. Наименование Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы Пояснительная записка Цель, задачи программы Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Содержание учебного (тематического) плана Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Условия реализации программы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Список литературы Стр. 3 3 6 6 6 7 10 10 10 11 11 14 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ProРитм» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»; 12. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа». 14. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа». Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ProРитм» соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Программа разработана с учетом потребностей детей. Актуальность данной программы подтвердил проведенный в феврале-марте 2023 года организацией мониторинг потребностей родителей и обучающихся МАУ ДО ЦСШ. Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют физическому развитию обучающегося. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. Обучаясь по данной программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве. Изучение танца в учреждениях дополнительного образования особенно важно, т.к. приобщает детей к культуре в оптимальной форме – под руководством педагога, в стенах образовательного учреждения, а также способствует физическому развитию и оздоровлению ребенка. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная программа ориентирует детей на приобщение к музыкально-художественной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта Новизна программы заключается в объединении как практических и теоретических основ изучения хореографии, так и различных направлений хореографии, что позволяет формировать физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную целостность Отличительные особенности. Программа направлена на поэтапное разучивание танца, формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, принимать чёткие решения в нестандартных ситуациях (например, при возникновении ошибочных действий). Отличительной особенностью является ее развивающая направленность, призванная стимулировать интерес обучающихся к танцам и к творческой деятельности в целом Адресат программы: обучающиеся 10-14 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Возрастные особенности. Это период бурного и неравномерного физического развития: Происходит ускорение роста, интенсивно происходит рост скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость. Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок не уставал при длительной физической нагрузке, давать ему отдохнуть. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель. Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков по хореографии. Особенности организации образовательной деятельности: Группы формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ProРитм» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Перечень форм обучения: практическая, индивидуальная, групповая, подгрупповая, коллективная. Виды занятий: тренировки, комбинированные, репетиционные занятия, игровые занятия. Перечень форм подведения итогов: конкурс, творческий отчет, фестиваль, практическое занятие, открытое занятие, концерт. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии. Задачи: Обучающие: - знакомить детей с терминологией танца, научить использовать ее в работе; - обучать выполнять движения одновременно с показом педагога, сохраняя при этом правильное положение корпуса, ног, рук, головы в пространстве (формирование двигательных навыков); - обучать самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации; - обучать выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением; - обучать работать в коллективе, чувствовать друг друга в танце. Развивающие: - развивать координацию и пластику, необходимую для танцевального исполнения в соответствии с особенностями жанра; - развивать чувства ритма, музыкальности; - развивать силу, гибкость и выносливость; - развивать творческую инициативу детей. Воспитательные: - воспитывать художественно-эстетический вкус; - активизировать интерес к хореографии; - формировать навыки здорового образа жизни. 1.3 Учебный (тематический) план № 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов Формы Название раздела, темы Всего Теория Практика аттестации/контроля Вводное занятие. Знакомство с 2 2 Беседа группой. Инструктаж по безопасности Основные движения 20 4 16 Выполнение двигательных заданий Партерная гимнастика. Развитие 20 2 18 Выполнение гибкости и физических данных двигательных заданий Классический танец 10 2 8 Открытое занятие Эстрадный танец 20 4 16 Концерт Современный танец 30 4 26 Выступление Постановка танцевальных номеров 20 20 Танцевальный конкурс Отработка постановок. Работа над 22 2 20 Тестирование актерским мастерством и сценическим движением Всего 144 20 124 Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с группой. Инструктаж по безопасности Тема 2. Основные движения Отработка техники движения, достигая музыкальности и ритмичности, развивая логическую и мышечную память. Совершенствуется исполнительское мастерство, закрепляются и развиваются полученные хореографические умения и навыки, интенсивно пополняют знания в области хореографического искусства. Усложнятся драматургия и музыкальный материал. Тема 3. Партерная гимнастика. Развитие гибкости и физических данных 1. Упражнения, способствующие растягиванию ахилловых сухожилий, стоп, подколенных мышц и связок. 2. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. 3. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса. 4. Растягивание мышц и связок спины, особенно поясницы. 5. Упражнения для гибкости позвоночника. 6. Укрепление мышц спины и позвоночника. 7. Упражнения для развития эластичности мышц плечевого пояса. 8. Упражнения для развития выворотности и танцевального шага. 9. Различные варианты растяжек. Тема 4. Классический танец Постановка корпуса, позиции ног, позиции рук: 1. Позиции ног – 1-я, 2-я, 5-я.; 2. Подготовительное положение и позиции рук – 1-я, 2-я, 3-я 3. Постановка корпуса (лицом к станку и на середине зала); Упражнения на середине зала: 1. Комбинация demis, grands plies по 1-й, 2-й позиции; 2. Комбинация battements tendus крестом с degage; 3. Battement tendu jete крестом; 4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans; 5. Battements releve lents крестом на 45 градусов; 6. Grands battements крестом. 7. Arabesques 1-й, 2-й; 8. Позы классического танца croisee, efface. Тема 5. Элементы эстрадного танца 1. Техника изоляции - координация двух центров (параллель и оппозиция). Flat back вперед: 2. Plie: в координации с arch, сontraction / release, спиралями в корпусе. 3. Battement tendu: в координации с arch, сontraction / release. 4. Rond de jambe par terre: 5. Battements developpe во всех направления 1. Шаги: - grand battements во всех направлениях, - pas de bourre с preparation к пируэтам. 2. Прыжки: - jump, - hop, - leap, большие прыжки на середине и в продвижении 3. Вращения: -chaines на plie, на полной стопе, -пируэт en dehors, en dedans. • • • Элементы акробатики Колесо, рондат поддержки Кросс (шаги, прыжки, вращения) Cross - это самая импровизированная часть урока. Кросс может быть в различных манерах и стилях современного танца. В старших классах возможны кроссовые комбинации с использованием падений, перекатов на полу и т.д. Cross - Танцевальный шаг в развитии. Шаг, passé. Шаг накрест по точкам плана класса. Танцевальная комбинация шаг – passé с шагами накрест по точкам плана класса. Дорожка из III позиции по точкам плана класса. Поворот на шагах из III позиции по точкам плана класса. Танцевальная комбинация – дорожка с поворотом на шагах из III позиции по точкам плана класса. Temps leve sauté по VI, I позициям ног. Тemps leve sauté с поджатыми по VI, I позициям ног. Тема 6. Современный танец Основные положения ног и рук. Позиции ног: 1 параллельная позиция; 1-аут - аналогична 1 позиции классического танца; 2 параллельная - стопы находятся точно под бедрами; 2-аут - аналогична 2 позиции классического танца. Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я, подготовительное положение. Разогрев. - Движения, заимствованные из классического танца: Подъемы и опускания на полупальцы (releve) в сочетании с plie; Demi и grand plie по параллельным и выворотным позициям; Battement tendu; Battement tendu jete по параллельным позициям с вытянутой стопой. - Движения, заимствованные из танца модерн или других систем хореографии: Catch step - движение аналогично degage классического танца, Kick (пинок) Упражнения для позвоночника: наклоны и изгибы торса. - Наклоны торса: Flat back - положение, в котором спина, голова и руки составляют одну плоскость; Roll down и roll up. - Спирали: Body roll – волна; Contraction; Release. Изоляция. Первоначально все движения изучаются в чистом виде. Голова; Плечи; Грудная клетка; Таз; Руки; Ноги. Второй этап обучения - соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, полукруг, круг. Партер: упражнения stretch-характера. Тема 7. Постановка танцевальных номеров Построение танцевального репертуара на третьем году обучения происходит в соответствии с физическими возможностями детей. Формирование умения передавать в движении характер танца, динамику, темп и другие средства музыкальной выразительности. Составление и усложнение танцевальных комбинаций. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Тема 8. Отработка постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим движением Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности танцевального образа. 1.4 Планируемые результаты: Личностные результаты: - проявляют творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности; - способны к самооценке; - умеют работать в коллективе, осознавая себя его частью; - проявляют стремления к получению новых знаний в данной области. Метапредметные результаты: - умеют работать в группе по правилам, без конфликта со сверстниками; - осознают ответственности перед коллективом за свои действия; - вдумчиво относятся к замечаниям педагога. Предметные результаты: - знают и грамотно используют на практике правил выворотности ног, правил постановки рук; позиции и положения рук и ног; уровень подъема ног; - знают особенности эстрадных танцев, многообразие направлений современных танцев; - знают и грамотно используют на практике понятий такт и затакт. Умение строить танец в соответствии с характером музыки, принципами построения музыкальной речи; длительностью; правилами и логикой перестроения из одних рисунков в другие; - знание понятия «актерское мастерство», и для чего оно танцору. - умение принимать 1, 2, 3, 4, 5, 6 позиции ног; подготовительную, 1, 2, 3 позицию рук; деми плие, батман тандю, батман тандю деми плие; гранд батманы. - умение двигаться в темпе и ритме современной музыки; -умение выполнять в такт музыке фигурную маршировку, сохраняя осанку; вовремя начиная и заканчивая движения; перестраиваться из колонны в шеренгу и круг; - умение исполнять танцевальные этюды и номера - способность импровизировать. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год обучения 1 Дата начала обучения 15.09.23 Дата Количество Количество Количество окончания учебных учебных учебных обучения недель дней часов 31.05.24 36 72 144 Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Техническое оснащение занятий: 1.Специализированный зал: зеркала, музыкальный центр; 2.Костюмы; 3.Коврики. Информационное обеспечение: 1.Подборка музыки; Кадровое обеспечение: Сидоркина Евгения Васильевна, педагог дополнительного образования Образование: высшее, Уральский государственный профессионально-педагогический Университет. Квалификация: педагог дополнительного образования Педагогический стаж и стаж работы в данном учреждении – 3 года. Квалификационная категория: первая. Форма обучающихся: Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей движений. Для девочек: лосины, купальник или футболка. Обувь: носки, балетки. 2.3. Формы аттестации/контроля Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для родителей, участия в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, методами наблюдения, творческих заданий. Оценочные материалы Для проверки физиологических (специальных) способностей детям предлагаются следующие задания: 1. Для выявления выворотности ног в тазобедренных суставах детям предлагается задание «Лягушка». Сесть с прямой спиной на пол, согнуть колени, стопы соединить; и, не разъединяя стопы, по возможности, опустить колени на пол. 2. Для определения свода и подъема стопы – задание «Натянуть носочек». Сесть с прямой спиной на пол с вытянутыми вперед ногами, раскрыть стопы в стороны (попытаться достать мизинцами до пола), не отрывая мизинец от пола, попытаться соединить вытянутые пальцы обеих стоп. При исполнении движения колени должны оставаться вытянутыми. 3. Для определения сценического шага – при помощи педагога, поднять выворотную ногу вперед, в сторону, назад на максимально – возможную высоту. 4. Для определения равновесия, задание «Ласточка». Встать на одну ногу, вторую поднять назад на высоту 45 градусов, при этом руки раскрываются в стороны. Стоять в позе 5 – 7 секунд. 5. Для определения гибкости тела назад и вперед: стоя прямо максимально прогнуться назад (педагог помогает и поддерживает). «Складочка». Сесть с вытянутыми вперед прямыми ногами, поднять руки вверх и с прямой спиной наклониться вперед, как можно ниже к ногам. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, беседа); - практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенно- игрового материала); - наглядный (показ иллюстраций, видео-фильмов); - репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону); - творческий (создание нового музыкального образа); - эвристический (участие в конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме практических занятий, репетиционных, постановочных, информационных. 3. Список литературы Нормативные документы: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020г.) 12. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». Список литературы для педагога: 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в школе. 2008. № 2. С. 63-67. 2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007. - 511, с. 3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений проф. образования, обучающихся по специальности 0317 «Педагогика доп. образования» / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002. - 348, с. 4. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с. 5. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2000. - 438с. 6. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю. Никитин. - М.: Всеросийский. Центр художественного творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2002. - 158 с. 7. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных и методических материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 541, [1] с. 8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) - Социал. педагогика / [Б.В. Куприянов и др.]; Под ред. А. В. Мудрика. - М.: Academia, 2004. - 240 с. Список литературы для обучающихся: 1. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей : практическое пособие / Г. А. Колодницкий. - М. : Гном -Пресс, 2001. - 64 с. 2. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп: практическое пособие /З. Я. Роот. - М. : Аркти, 2004. - 47 с. 3. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика: практическое пособие /С. Л. Слуцкая. - М. : Линка - пресс, 2006. - 272 с.