Новый мир

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «29» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Новый мир»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 7 лет
Срок реализации: 4 месяца

Автор-составитель:
Свитайло Элина Вячеславовна,
педагог-психолог

Екатеринбург, 2023 г.

1

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

5

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

7

1.4.

Планируемые результаты

9

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

10

2.1.

Календарный учебный график

10

2.2.

Условия реализации программы

10

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

10

3.

Список литературы

12

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новый мир»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»;
12.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»,
ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6
приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
14. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа».
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новый мир»
соответствует государственной политике в области дополнительного образования,
социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных
потребностей детей и родителей.
3

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей,
приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети
должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным
обязанностям, адаптироваться к школьной жизни. Также важно учитывать состояние
перегрузки детей, особенно в первом классе. Это связано с тем, что к сложностям,
возникающим в процессе адаптации у всех школьников, также добавляются состояние
усталости и истощенности нервной системы, что связано с большим количеством
физических и интеллектуальных нагрузок. В связи с этим в программе делается акцент на
развитие умения расслабляться, отреагировать сложные эмоции гнева и тревоги, научиться
управлять своим телом и эмоциями в соответствии с возможностями возраста.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении
(привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным
контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении
школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных
условий,
новым
отношениям,
требованиям,
видам
деятельности,
режиму
жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований,
норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию
проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность
овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье
ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия
учащимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и
формированию УУД разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Новый мир».
В соответствии с задачами можно выделить основные направления работы по
адаптации первоклассников к школе:
1. Психологическая диагностика.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
3. Профилактическая работа.
4. Коррекционно-развивающая работа.
5. Аналитическая работа.
Методы работы:
-наблюдение;
-беседа;
- анкетирование;
- опрос;
- тестирование;
-игротерапия – метод моделирования системы социальных отношений в нагляднодейственной форме в особых игровых условиях;
-арттерапия – метод гармонизации развития личности через развитие способностей
самовыражения и самопознания;
-тренинг – метод обучения ребенка адекватным формам поведения в проблемных
ситуациях;
-психогимнастика – невербальный метод групповой терапии, в основе которой
лежит использование двигательной экспрессии;
-метод социальной терапии – метод психологического воздействия, основанный на
использовании социального принятия, признания, социального одобрения и
положительной оценки ребенка значимым социальным окружением – как взрослыми, так и
сверстниками.

4

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
научность– использование научно обоснованных и апробированных в
педагогической практике технологий и методик;
системность – организация системы работы со всеми участниками
образовательного процесса;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех
участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классного
руководителя, учителей, администрации, педагога-психолога и др.;
превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи»
(реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения
проблемных ситуаций.
открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия
и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих
работников ОУ,
технологичность - использование современных технологий, интерактивной
стратегии в работе.
Структура программы
Программа включает себя четыре раздела:
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни
Раздел 2. Развитие познавательных процессов.
Раздел 3. Развитие эмоционально-волевой сферы
Раздел 4. Развитие коммуникативных умений и навыков
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных
психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия,
разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Уровень программы: базовый
Адресат программы: учащиеся 7 лет.
Количество учащихся в группе: 8-12 человек.
Объем и срок освоения программы. 1-е полугодие обучения, 4 месяца, 45 часов в
полугодие.
Периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю по 1 часу на
группу, 1 час равен 40 минутам.
Форма обучения: учитывая психологические особенности учащихся в работе
используются следующие формы:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Виды занятий: беседа, сюжетно-ролевые игры, упражнения, круглый стол,
наблюдение, сочинение историй, дискуссии, рисование.
Формы подведения результатов: беседа, тестирование, практическое занятие,
открытое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности:
Группы формируются из учащихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог-психолог.
Рабочая программа «Новый мир» реализуется в течение первого полугодия учебного
года, исключая каникулярное время.

5

1.2. Цель и задачи:
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что
подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение
тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих
интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей
первоклассников.
Задачи обучающие:
- формировать у первоклассников реальные представления об особенностях
обучения в школе;
- формировать и развивать общеучебные умения и навыки (умение самостоятельно
работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Задачи развивающие:
- развивать мотивацию к обучению в школе;
- развивать самостоятельность учащихся в получении новых знаний;
- развивать самостоятельность мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов
мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- развивать чувство ответственности учащихся.
Задачи воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать положительные черты поведения и характера;
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование
разделов и тем
Раздел
1.
Введение.
Знакомство школьника с
нормами школьной жизни
Вводное. С днем рождения,
класс!
Я и мое имя.
Школьные правила.

Количество часов
Теория
Практика

Всего

0,5

1,5

2

0,5
0,5

1,5
1,5

2
2

0,5
0,5
0

0,5
1,5
2

1
2
2

7

Собираем портфель.
Что такое хорошо?
Диагностика
эмоционального состояния.
Раздел
2.
Развитие
познавательных
способностей.
Внимание! Внимание

1

3

4

8

Я учусь думать

1

3

4

9

Лево, право, верх, низ.

0,5

2,5

3

10

Путешествие
в
страну
Вообразилию.
Раздел
3.
Развитие
эмоционально-волевой
сферы

0,5

2,5

3

11

Мои эмоции

0,5

2,5

3

1
2
3
4
5
6

Форма контроля

Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Тестирование

Беседа
Анкетирование
Беседа
Анкетирование
Наблюдение
Беседа
Наблюдение

Беседа
Анкетирование
6

12

Детские страхи.

0,5

2,5

3

Наблюдение
Беседа

13
14

Раздел
4.
Развитие
коммуникативных умений
и навыков
Что такое общение?
Мы – дружный класс.

0,5
0,5

2,5
2,5

3
3

0,5

2,5

3

Наблюдение
Беседа
Анкетирование
Наблюдение

0,5
0
8,5 ч

2,5
2
36,5 ч

3
2
45 ч

15
16
17

«Мы
поссорились
помирились».
«Волшебный сад»
Итоговое тестирование
Итого

и

Наблюдение
Тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни
Тема 1. «Вводное. С днем рождения, класс!»
Теория: установление контакта с детьми, создание положительной мотивации к
предстоящим занятиям, знакомство с правилами работы на занятиях.
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Упражнения: «Цветок общения»,
«Подарки», «Ритуал прощания».
Тема 2. «Я и мое имя».
Теория: что такое имя, для чего оно нужно.
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Упражнения: «Укрась свое имя»,
«Что я люблю делать», «Тебя зовут …Ты любишь», «Ритуал прощания».
Тема 3. «Школьные правила».
Теория: понятия «Правила», «Ответственность», «Обязанность».
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Упражнения: «Урок или перемена»,
«Школьные знаки», Чтение и анализ сказки «Школьные правила», «Ритуал прощания».
Тема 4. «Собираем портфель».
Теория: для чего нужен портфель.
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Упражнения: «Соберем
портфель!», «Доскажи словечко», «Я положу в свой портфель». Игра «Запомни порядок».
Чтение и анализ сказки из цикла «Лесная школа». Коллаж «Портфель для Белочки».
«Ритуал прощания».
Тема 5. «Что такое хорошо?».
Теория: понятия «Плохо» и «Хорошо»; нормы общения с детьми и взрослыми.
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Упражнения: “Что можно сделать
за перемену?” “Что можно сделать за перемену?”, «Барометр настроения». Игра «Наши
поступки». Коллаж «Хорошо-плохо». «Ритуал прощания».
Тема 6. Диагностика эмоционального состояния.
Тест «Кактус» (автор М. А. Панфилова), «Ёжик»– методика получения обратной
связи. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных
ориентаций «Домики».
Раздел 2. Развитие познавательных способностей.
Тема 7. Внимание! Внимание.
Теория: понятия «Внимание», виды внимания
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Упражнения: «Расставь знаки в
фигурах по образцу», «Посчитай», «Соедини по образцу», «Найди фрукты». Сказка «О
внимательном Иванушке». Игра «Огонь, воздух, вода, земля». «Ритуал прощания».
Тема 8. Я учусь думать.
Теория: понятия «Логика».
7

Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Упражнения: «Логические задачи»,
«Правда и ложь», «Наведем порядок», «Спичечные головоломки». «Ритуал прощания».
Тема 9. Лево, право, верх, низ.
Теория: понятия «лево», «право», «верх», «низ», зачем человеку нужно это знать.
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Упражнения: «Ориентировка в
пространстве листа», «Освоение листа в клетку», «Копирование рисунков по клеткам»,
«Бим и Бом проводят „научное исследование“ цифр», «Узнай и допиши букву». «Ритуал
прощания».
Тема 10. Путешествие в страну Воображалию.
Теория: понятие «Воображение».
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение». Разминка «Нелепицы».
Упражнения: «Что будет дальше?», «Комбинирование». Игра «Покажи, как
выглядит»Домик для Снегурочки и Огневушки-поскакушки». Игра «Танграмм». «Ритуал
прощания».
Раздел 3. Развитие эмоционально-волевой сферы
Тема 11. «Мои эмоции».
Теория: понятия «Радость», «Грусть», «Обида», «Сопереживание».
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Разминка-игра «Наоборот».
Упражнения: «Назови эмоцию», «Изобрази эмоцию», «Закончи предложение», «Пирог
эмоций». «Ритуал прощания».
Тема 12. Коррекция детских страхов.
Теория: понятие «Страх», знакомство с методами аутогенных тренировок.
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Чтение и обсуждение сказки
«Дед, внучка и боюськи». «Ритуал прощания».
Раздел 4. Развитие коммуникативных умений и навыков
Тема 13. «Что такое общение».
Теория: понятия «Общение», «Друг», «Дружба».
Практика: Приветствие «Хорошее настроение», Упражнения: «Я рад общаться с
тобой», «Порядок рисования», «Репортер». Игра на внимание «Кряк-квак». «Ритуал
прощания».
Тема 14. Мы – дружный класс.
Теория: понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных
и отрицательных качествах характера человека.
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение». Упражнения: «Я рад общаться с
тобой», «Порядок рисования», «Репортер», «Кто с кем дружит?», «Темные и светлые
мешочки». Викторина «Сказочные герои». Игра «Собери пословицу». Игра «Это я, это я,
это все мои друзья». «Ритуал прощания».
Тема 15. «Мы поссорились и помирились».
Теория: познакомить учащихся с тем, что в обществе существуют определенные
нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться; уважать чувства,
желания других людей; развитие эмпатии (сопереживания).
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Разминка. Игра «Поварята».
Рассматривание иллюстраций с элементами конфликта. Анализ проблемных ситуаций.
Упражнения: «Мирилки», «Солнечные лучики». «Ритуал прощания».
Тема 16. «Знакомство с веселыми человечками».
Теория: познакомить учащихся со способами адекватно выражать свое
эмоциональное состояние.
Практика: Приветствие. «Хорошее настроение», Игра «Веселые человечки»
«Ритуал прощания».

8

Тема 17. «Итоговое тестирование»
Диагностика: «Десять слов» Лурия А.Р. Методика «Шифровка», «Лесенка»,
«Персонификация мотивов». Тест «Тулуз-Пьерона». Гештальт-тест Бендера. Зрительная
память «16 картинок».
1.4. Планируемые результаты
Благоприятное течение социально-психологической адаптации учащихся 1 класса к
школе, сформированность познавательной и личностной сферы учащихся.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не
испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и
учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание
самому.
1. Личностные результаты: принятие социальной роли ученика; сформированность
внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения;
осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными
навыками адаптации в социуме; способность к планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов
взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с
детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое
мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения
благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому;
умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности..
2. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять
цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных
целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции —
внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого
результата самим учащимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки —
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения
проблем творческого характера.

9

3. Предметные результаты: овладение логическими операциями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинноследственных связей.
В
процессе
реализации
рабочей
программы
используются
формы
аттестации/контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания,
практическая работа).
При оценке результативности программы используется три вида диагностики:
текущая, промежуточная, итоговая, позволяющие проследить динамику развития тех или
иных личностных качеств, достижений учащихся.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Период
Дата начала
Дата
Всего
Количество
обучения
обучения по
окончания
учебных
учебных
программе
обучения по
недель
часов
программе
Теор. Прак.
1 полугодие, 15 сентября
25 декабря
15
8,5
36,5
4 месяца

Режим
занятий

3 раза
в неделю
по 1 часу

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: меблированный кабинет (письменный
стол, парты, кресла, стулья). Предметы и пособия для занятий с обучающимися
(настольные игры, краски, цветные карандаши, фломастеры, планшеты)
Информационное обеспечение: персональный компьютер, оснащенный печатным
устройством, пакетом тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для других
сотрудников учреждения.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог-психолог (психолог) с
высшим педагогическим (психологическим) образованием.
Методические материалы: психодиагностические методики. Ролевые игры,
тренинговые упражнения, рисуночная арт-терапия, сказкотерапия.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации/контроля
Аттестация учащихся первого класса проводится на основании наблюдения за
поведением учащихся в процессе обучения.
Аттестация учащихся четвертого класса предполагает проведение диагностического
обследования, направленного на определение готовности обучающегося к переходу в
пятый класс.
Оценочные материалы
Важным оценочным материалом являются отзывы родителей и учителей об
изменениях в поведении учащихся.
Методика изучения самооценки «Лесенка» Дембо-Рубинштейн; Анкета Лускановой
Н.Г., направленная на изучение школьной мотивации; Методика «Чувства в школе».
Методическое обеспечение

№
п/п

Раздел или
программы

тема

Форма
проведения
занятий

Формы
Дидактический
Методы и
подведения
материал,
приемы
итогов
по техническое
организаци
теме
или оснащение
и УВП
разделу
занятия
10

«Новый мир»

1.

Ролевые игры,
тренинговые
упражнения,
дискуссии,
Словесный
рисуночная арттерапия,
сказкотерапия

Беседа.
Наблюдение

Раздаточный
наглядный
материал

11

3. Список литературы
Нормативные документы:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры».
Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от
29 декабря 2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ».
Список литературы для педагога:
1.
Алесенко О.
«Приключения веселых человечков. Тренинг развития
коммуникативных навыков для учащихся первых классов» - Журнал «Школьный
психолог» №48 2002
2.
Ахутина Т.В., Манелис Н.Г. «Скоро школа» Путешествие с Бимом и Бобом в
страну математики. Пообие по подготовке детей к школе. – Теревинф В. Секачев Москва
2020
3.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход»
4.
Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы /
М.Р.Битянова. – М., 1998.
5.
Битянова Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова //
Школьный психолог. – 2000. – № 10.
6.
Костяк Т.В. «Психологическая адаптация первоклассников» - М.:
«Академия», 2008
12

7.
Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших
школьников», «Ось-89», 2008.
8.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб.пособие – 4-е
изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.
9.
Панфилова М.И. «Лесная школа» Коррекционные сказки для младших
школьников. Журнал «Школьный психолог» № 20/2002
10.
Рахманова Е.М. Игры и упражнения на развитие внимания. – СПб.: Литера,
2012. – 32с.
11.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: программа формирования
психологического здоровья у младших школьников» / О.В.Хухлаева. – М.: Генезис, 2004 г.
12.
Языканова Е.В. «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс». –
М.: «Экзамен», 2013. – 79с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Список литературы для учащихся:
А. Толстой «Колокольчики мои».
А. Усачев. «Умная собачка Соня».
В. Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
В. Даль «Что значит досуг?».
В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка».
Г. Остер «Вредные советы».
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
Д. Биссет «Про поросёнка, который умел летать».
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
К. Ушинский «Рассказы о животных».
Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился».
Л. Толстой «Филипок».
Н. М. Артюхова. «Подружки».
Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
Русские народные сказки.
С. Маршак «Весёлый счёт от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
Сказки народов России.
Т. Собакин. «Песни бегемотов».

Список литературы для родителей:
1.
Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться
понимать своего ребенка. М. 2000
2.
Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. Ярославль 1997
3.
Королева Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. Проблемные ситуации в
школе и способы их решения: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с. (Школьное
образование)
4.
Микляева А. В., Румянцева П. В. Нам не страшен серый волк... Книга для
родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. - СПб.: Речь; М.:
Сфера, 2008. - 202 с.
5.
Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. Серия «Учебные пособия».
Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 160 с.
6.
Старковская В. Л. «Помогите малышу подготовиться к школьной жизни:
Оздоравливающие и развивающие подвижные игры для детей от 1,5 до 7 лет: Методическое
пособие. - М.: Терра - Спорт, 2000. - 112 с. (ил.)

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».