Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно – образовательный центр «Психолого – педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) ЕГРЮЛ №1026602317268 от 09.11.2005 Лицензия от 16 марта 2016 г., рег. № Л035-01277-66/00194793 Принято на заседании Педагогического совета от «31» августа 2022 г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МАУ ДО ЦСШ _____________ Г.Е. Моисеева «31» августа 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В МАУ ДО ЦЕНТР «СЕМЬЯ И ШКОЛА» г. Екатеринбург, 2022 1. Общие положения. 1.1. Положение о работе с одаренными обучающимися (далее Положение) муниципального общеобразовательного учреждения МАУ ДО ЦЕНТР «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (далее Центр) определяет цели, задачи и организацию работы с обучающимися с повышенной мотивацией к обучению, одаренными в различных видах деятельности. Под «одаренностью» в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких - либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в учреждении. 1.1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии нормативных документов: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - на основании Постановления Правительства РФ от 17.11.2015г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», - Уставом образовательной организации, 1.2. Основными принципами работы с одарёнными детьми являются: - Принцип опережающего обучения; - Принцип комфортности в любой деятельности; - Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся; - Принцип развивающего обучения; - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -Принцип свободы выбора обучающимся образовательных услуг, помощи, наставничества. дополнительных 1.3. Основная идея: объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. 1.4. Участниками реализации работы с одаренными обучающимися являются: - администрация Центра (директор, заместители); - специалисты (педагог-психолог, педагоги дополнительного образования); - родители или законные представители обучающихся; - обучающиеся. 2. Цели, задачи, актуальность Актуальность: необходимость государственно-муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. 2.1. Цель: разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей. 2.2. Для достижения данной цели Центр решает следующие задачи: - выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся; - составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся; - создание условий для реализации образовательных программ повышенного уровня по различным направлениям; - использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; - отбор самостоятельности навыков, творчества; средств мышления, обучения, способствующих инициативности и развитию исследовательских - формирование ресурсной базы по работе с одарёнными детьми, включающей нормативно-правовое, информационное, методическое и программное обеспечение; - планирование, мониторинг и анализ работы с одарёнными детьми; - аккумулирование и распространение передового опыта работы с одарёнными детьми, накопленного в муниципальных образовательных организациях; - совершенствование работы с педагогическими кадрами; - организация и совершенствование психолого-педагогического сопровождения одарённых детей и их родителей (законных представителей), педагогов; - развитие сетевого и межведомственного взаимодействия образовательных организаций в сфере работы с одарёнными детьми. 3. Организация и функциональное обеспечение работы по реализации данного положения 3.1 Организация работы Центра Работа ведется по трем направлениям: с учащимися, законными представителями, педагогическими кадрами. 3.1.1. Работа с обучающимися: - сопровождение осуществляют педагоги дополнительного образования, психологи. - работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме объединений по интересам, конкурсов, выставок, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества. - в работе с детьми, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально - личностные технологии, использование исследовательского, проектного методов и компетентностного подхода. 3.1.2. Работа с законными представителями: - данное направление осуществляют директор, заместители директора по учебной деятельности, руководители методических формирований, педагоги дополнительного образования, педагог - психолог, социальный педагог; - работа с законными представителями детей, имеющих ярко выраженные способности, проводится в форме консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической информации (памятки, листовки), анкетирования, тестирования. - совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; 3.1.3. Работа с педагогическими кадрами Направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с наиболее способными, талантливыми, высокомотивированными и одаренными детьми: - педагогические советы; - обучающие семинары, вебинары по вопросу работы с одаренными детьми; - повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку; Контроль осуществляют директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе. Все педагоги работают по данному распространения педагогического опыта. 3.2. Функциональное обеспечение Функции директора: направлению в рамках - планирование в годовом плане общеобразовательной организации отдельного раздела по работе с одаренными детьми и контроль за их выполнением; - материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными детьми, а также имеющих высокие результаты участия обучающихся в различных конкурсах. Функции заместителей директора по УД: - регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения; - организация и проведение педагогических советов по проблемам работы с одарёнными детьми; - координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми. - помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей; - сбор банка данных по одарённым детям; - мониторинг результативности работы системы с одаренными обучающимися; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Функции педагогов дополнительного образования - выявление одаренных детей - корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского характера; - организация индивидуальной работы с одаренными детьми. - подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям всех уровней; - создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности. Функции психолога: - психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная); - индивидуальные и групповые занятия с обучающимися; - индивидуальные и групповые консультации для обучающихся; - работа с родителями (консультации, выступления на родительских собраниях, обучающие семинары); - работа с педагогами (консультации, тренинги, просветительская работа); - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. 3.3. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности: - расширение системы конкурсов, соревнований и иных творческих испытаний обучающихся; - участие в дистанционном, заочном образовании обучающихся; - внедрение индивидуальных образовательных программ обучающихся; - сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями. 4. Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми Выявление одаренных и талантливых детей: - выявление одаренных детей с использованием различных форм диагностики потенциальных возможностей детей; - анализ особых успехов и достижений ученика; - создание банка данных по талантливым и одаренным детям. Помощь одаренным обучающимся в самореализации их творческой направленности: - создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание; - включение в учебный план Центра курсов по углубленному изучению отдельных тем программы; - организация научно - исследовательской и проектной деятельности; - организация и участие обучающихся в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, научно-практических конференциях; - организация самоподготовки, работы с Интернет - ресурсами, научной литературой; интеграция с ВУЗами. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга: - тематические конкурсы, выставки; - интеллектуальные предметные и творческие конкурсы; конференция учебно-исследовательских работ обучающихся; - проведение анализа с помощью индикаторов внешней системы оценки качества образования. 5. Оценка эффективности работы с одаренными детьми При определении эффективности работы с одаренными детьми оцениваются: - динамика достижений обучающихся, в том числе зафиксированная в портфолио обучающегося; - состояние здоровья и комфортность пребывания обучающихся в образовательной организации, удовлетворенность обучающихся и родителей образовательным процессом; - рейтинги образовательной организации по итогам участия нормативным актом, обучающихся в олимпиадах и конкурсах. 6. Заключительные положения 6.1. Положение является локальным регламентирующим деятельность по работе с одаренными обучающимися и входит в перечень локальных актов ….. 6.2.Настоящее Положение принимается решением Педагогического совета Центра и вступает в силу после утверждения приказом директора. 6.3. Положение принимается на неопределенный срок. 6.4. Настоящее Положение подлежит замене в случае изменения законодательства об образовании, других нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере образования. После принятия новой редакции настоящее Положение утрачивает силу