Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Педагогического совета от «31» августа 2022 г., протокол № 1 Утверждаю: директор МАУ ДО ЦСШ ____________ Г.Е.Моисеева Приказ № 81/2 от «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Слайм Движ» Возраст обучающихся: 6-12 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Шадрина Маргарита Валерьевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022 Содержание Наименование Стр. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1 1.2 Пояснительная записка Цель, задачи программы 3 4 1.3 Этапы обучения 5 1 1.4 2 2.1 2.2 2.3 Учебно-тематический план 1 год обучения. Содержание учебно тематического плана 1 год обучения. Планируемые результаты 1 год обучения Условия реализации программы Формы контроля Методическое обеспечение Список литературы 7 13 13 13 14 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» составлена в соответствии с нормативными документами: - 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г.; - Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО ЦСШ, утв. 31.05.2022 г. Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности хореографической студии составлена для занятия с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами Направленность программы – художественная Актуальность программы: стретчинг основан на статистических растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног и позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить её, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Программа помогает раскрыть и самостоятельно использовать накопленный опыт двигательных знаний. Занятия способствуют развитию игровых, творческих возможностей. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее освоении, у учащегося: - формируются эстетический вкус, здоровый образ жизни; повышаются культурный уровень, самооценка; - воспитывается дисциплинированность, потребность в самопознании, саморазвитии, социальная активность, необходимые для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся возраста 6-12 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей для достижения поставленной цели, а также особенностей обучающихся младшего школьного возраста, сферой их интересов и возможностями усвоить отобранный материал. Объем освоения программы: 1 год обучения (6-12 лет) – 4 часа в неделю, 36 недель, 96 часов в год Срок реализации программы: 1 год. Периодичность и продолжительность занятий: 1 год обучения 2 раза в неделю; 1 академический час равен 40 мин Форма обучения: очная. Особенностью данной программы является развитие у детей гибкости мышц и подвижности суставов, т.к. это необходимо им в повседневной жизни, в спорте, а также для занятия хореографией Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом «Слайм Движ» состав группы постоянный. Учебный год начинается: 1 год обучения с 1 сентября; Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Слайм Движ» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 1.2 Цель, задачи программы: Цель программы - научить детей чувствовать свое тело и уметь им правильно управлять, не подвергая себя травмированию; - развивать гибкость мышц и подвижность суставов. Способствовать развитию общефизических, артистических, исполнительских способностей, раскрывая творческий потенциал детей. Задачи программы: Обучающие формирование системы теоритических и практических знаний; обучение технически грамотному исполнению упражнений; обучение детей мыслить, слушать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении. Развивающие: развитие подвижности суставов и эластичности мышц, скоординированности движений; развить чувство ритма, динамику, выразительность. Воспитательные: воспитать трудолюбие и самодисциплину. обеспечить социализацию детей в коллективе возникновению уважительных отношений между обучающимися; и способствовать 1.3 Этапы обучения В учебные группы могут входить учащиеся разных возрастов в соответствии с их первичными навыками, необходимыми для занятий стретчингом. При комплектовании двух и более групп учитывается возраст учащихся. Программа предусматривает разделение учебного материала на три этапа: начальный, основной и повышенный (этап совершенствования). Учебный материал каждого из этапов обучения предполагает соответствующий минимум специальных знаний, умений и навыков. Так, для начального этапа на первых занятиях - характерно знакомство со специфическими особенностями занятий стретчингом, выявление степени эластичности мышц и подвижности суставов у ребенка. На данном этапе объясняется назначение стретчинга в повседневной жизни ребенка, в спорте, в хореографии. Объясняются принципы работы на занятиях стретчингом, дается более углубленное понимание физиологии тела – название и назначение частей человеческого тела. Дети уже знают, где находятся руки, ноги, голова и т.д., какую функцию они выполняют в общих чертах. На занятиях стретчингом они узнают более подробно о строении тела. Например, что нога состоит из бедра, колена, голени и голеностопа. Также вводится понятие «суставы». Изучается, для чего они нужны и какую функцию они выполняют. По такой же схеме изучаются и остальные части тела. Это необходимо знать учащимся, чтобы они понимали в дальнейшем, как правильно нужно делать упражнения стретчингого характера, чтобы не принести себе вреда и приобрести желаемую гибкость. Программа рассчитана на детей с разной степенью гибкости тела, поэтому содержание программы составлено таким образом, чтобы его мог освоить «средний» ребенок первого и последующих годов обучения. Во второй этап обучения продолжается изучение строения человеческого тела посредством упражнений стретчингого 5 характера. Учащийся на этом этапе уже изучают название мышц тела, понятия «сухожилие», «связка» и их функцию в организме человека. Основная задача этого этапа - научить детей чувствовать, какие мышцы тянутся, а какие сокращаются, для того чтобы они могли ощущать степень растяжения и не причинять себе вреда, т.е. не рвать мышцы и связки. К концу учебного года, в третьем этапе обучения основной задачей является выработка умения максимально расслаблять мышцы, которые находятся в натяжении при выполнении упражнений стретчингового характера для того, чтобы достичь еще большей эластичности мышц и подвижности суставов. На данном уровне обучения вводятся занятия в паре с партнером. Учащиеся учатся работать с партнером, уважая его физические возможности. Методы обучения: - словесный – объясняется правильность и смысл выполнения упражнений; - метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям; - метод практического обучения, при использовании которого в учебном процессе осуществляется освоение основных умений и навыков. Приемы: - комментирование; - инструктирование; - корректирование. Структура занятий Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную. Подготовительная часть занятия: Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: -организация группы; -повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; -умеренное разогревание организма. Основными средствами подготовительной части являются: - различные формы ходьбы и бега; - различные махи. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем. Методические особенности: продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия. Основная часть занятия: В основную часть входят упражнения стретчингового характера. Упражнения выполняются в строгой последовательности: - разогрев и растяжка мышц шеи; - разогрев и растяжка мышц и суставов плечевого пояса; - разогрев и растяжка мышц и суставов рук; - разогрев и растяжка мышц пресса и спины; - разогрев и растяжка мышц и суставов таза и бедер; - комбинированные упражнения, направленные на растяжку разных групп мышц; - разогрев и растяжка мышц и суставов голеностопа. Методические особенности: на данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Заключительная часть занятия: Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени. Основными средствами являются спокойные упражнения на дыхание. Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении упражнения, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и рекомендации по поводу недостаточно освоенных движений помогают учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии. 1.4 Содержание программы Учебно-тематический план № Название раздела Количество часов Всего Формы аттестации и контроля Теори я Практ ика 1 Инструктаж по 2 безопасности 2 - - Опрос 2. Статический стретчинг 10 36 - Опрос - Выполнение контрольного задания 46 3. Парный стретчинг 48 12 36 96 24 72 Содержание учебно-тематического плана Раздел 1. Инструктаж по безопасности Теория. Инструктаж по безопасности. Спортивные травмы и меры их предупреждения. Гигиенические знания (пульс, режим питания, спортивная одежда). Противопоказания. Раздел 2. Статический стретчинг Теория. Знакомство с термином «стретчинг». Основные виды растяжки. Практика. Стретчинг. Упражнение Сгибание и вытягивание стоп Упражнение Круговое движение стоп en dehors Упражнение Круговое движение стоп en dedans Упражнение «Лягушка» сидя Упражнение «Наклоны корпуса вперед» Упражнение Поднимание вытянутых ног вперед и опускание в исходное положение. Упражнение «Лягушка» и вытягивание ног вперед Упражнения лежа на боку Упражнение Battements developpes в сторону Упражнения лежа на животе Упражнение «Лодочка» Упражнения стоя на коленях Упражнение «Прогибание корпуса назад» По мере изучения партерного экзерсиса движения варьируются и усложняются. Раздел 3. Парный стретчинг. Теория. Техника безопасности при работе в паре. Воздействие на партнера для достижения результата. Практика. Игровые упражнения для работы в парах: Дыхательные упражнения. Упражнения: «цветочек», «бабочка», «змея», «бег», «птица», «кошечка», «веточка», «рыбка». 3. Планируемые результаты предметные результаты - формирование системы теоретических и практических знаний; - умение технически грамотно исполнять упражнения; - умение детей мыслить, слушать педагога, исправлять неточности в исполнении. метапредметные результаты - развитие подвижности суставов и эластичности мышц, скоординированности движений; - развитие чувства ритма, динамики, выразительности. личностные результаты - развитие трудолюбия и самодисциплины. возникновение уважительных отношений между обучающимися. 1.4 Планируемые результаты В результате освоения программы 1-го года обучения учащиеся должны: знать: - назначение стретчинга в повседневной жизни ребенка, в спорте, в хореографии; - названия всех частей человеческого тела; - систему упражнений по игровому стретчингу. - названия мышц тела, понятия «сухожилие», «связка» и их функцию в организме человека; - расположение основных суставов (локтевой сустав, тазобедренный и т.д.) - парные мышцы (антагонисты) и их взаимодействие в организме человека (например: если мышцы бицепса сокращаются, то мышцы трицепса растягиваются). уметь: - выполнять упражнения по игровому стретчингу под руководством педагога; - работать в группе и в паре. - грамотно исполнять упражнения статического стретчинга под руководством педагога; - контролировать и координировать свое тело. 2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - Актовый зал - Ноутбук - Акустическая система - Учебный кабинет, оборудованный зеркалами, соответствующий санитарногигиеническим требованиям и технике безопасности к данному виду деятельности; - видео-аудио аппаратура; - тренировочные коврики. 2.1. Формы аттестации Аттестация обучающихся проходит 1 раз в год в форме открытого занятия для родителей. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий методами наблюдения. 2.2 Методическое обеспечение • • • • На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа); практический (упражнения, игры, исполнение материала); наглядный (показ педагогом данного движения, или комбинации); творческий (создание нового образа). Образовательная деятельность организована в форме практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний от простого к сложному. Список литературы для педагога 1. Андерсон Б. Растяжка для каждого. – М.: Попурри ISBN, 2002. 2. Бухвостова, Л.В. Композиция и постановка танца: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина. - Орел: ОГИИК, 2002. - 160с. 3. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками /учебное пособие / И.Н. Ерошенков. - М.: МГУКИ, 2000. - 202с. 4. Иванова В.Т. Тем, кто хочет учиться балету. – М.: ГИТИС, 1994. 5. Нельсон А. Анатомия упражнений на растяжку. – М. Попурри, 2008. 6. Танцы и ритмика в начальной школе/ методическое пособие.- Москва.- 1995 7. Федорова Г. Танцы для развития детей.- М.-2000 8. Чечина, Ж.В. Проблемы организации образовательного процесса на уроке хореографии // Вестник МГУКИ. - 2011. - №5.-С.185-188. Список литературы для учащихся и родителей 1. Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Пионер, 2000. – 336 с. 2. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 223с.: ил. 3. Федорова Г.П. Весенний бал. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 40 с Приложение Диагностический инструментарий для оценки результативности программы Определение практических навыков учащихся проводится в соответствии с ожидаемыми результатами программы. Форма проведения: выполнение контрольного комплекса упражнений стретч характера. Комплекс упражнений, направленных на определение гибкости мышц и подвижности суставов , и критерии оценки (вводная и итоговая диагностика) 1 Подвижность плечевого сустава. ИП: ноги в свободной позиции (на ширине плеч), увести руки за спину и сцепить в замок, выпрямить в локтях и, не наклоняя корпус вперед, начать поднимать вверх. - низкий уровень: руки не выпрямлены в локтях и практически не поднимаются вверх; - средний уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 45 градусов от спины; - высокий уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 90 и больше градусов. 2 Подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц спины. ИП: позиция – сидя на полу, ноги сведены вместе. Действие – наклониться вперед и достать руками до пальцев ног. - низкий уровень: ноги не выпрямлены полностью в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, а руки не достают до пальцев ног; - средний уровень: ноги выпрямлены в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, но руки с трудом дотягиваются до пальцев ног; - высокий уровень: ноги выпрямлены полностью в коленях, спина прямая, корпус касается ног, а руки достают до пальцев ног. 3 Эластичность мышц ног. Упражнение: продольный и поперечный шпагаты. - низкий уровень: ноги с трудом разведены чуть больше, чем 2 позиция; - средний уровень: ноги разведены широко, но бедра не касаются пола; - высокий уровень: ноги разведены в единую линию, бедра касаются пола. 4 Гибкость спины. Упражнение: мостик с позиции, лежа на спине. - низкий уровень: учащийся не может поднять корпус вверх; - средний уровень: учащийся поднимает корпус вверх, стопы и кисти рук находятся на исходных своих позициях; - высокий уровень: учащийся поднимает корпус вверх, свободно пододвигает кисти рук к стопам. Данный комплекс упражнений служит контрольным для всех групп, независимо от уровня обучения и позволяет увидеть основной прогресс ребенка, занимающегося по данной программе. Сведения о составителе: Шадрина Маргарита Валерьевна, педагог дополнительного образования Государственное автономное образовательное учреждение Свердловской области "Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж", 2020 г