1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность учителей - логопедов муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно - образовательного центра «Психолого – педагогической помощи» «Семья и школа» (МАУ ДО ЦСШ). 1.2.Данное Положение разработано в соответствии с: Законом РФ «Об образовании» Письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 года Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998г № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.317214 Порядком организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008). Уставом МАУ ДО ЦСШ. Образовательной программой учреждения. 1.3. Организация логопедических занятий создается в целях своевременного выявления детей с нарушениями речевого развития и оказания практической помощи учащимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими образовательных программ (особенно по родному языку). 2. Основные задачи 2.1. Основными задачами логопедических занятий являются: - коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся; - своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ; - разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей), учащихся. 3. Порядок комплектования и организация деятельности 3.1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся общеобразовательных учреждений, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). 3.2. Основанием для зачисления ребенка на логопедические занятия является заявление родителя (законного представителя) и заключение учителя - логопеда. 3.3. В первую очередь на логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Обследованные учащиеся регистрируются по форме согласно приложению № 1. Зачисление в логопедические группы из числа обследованных производится в течение всего учебного года. 3.4. Зачисление на логопедические занятия осуществляется с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. 3.5. Занятия с учащимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3). 3.6. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся: - с учащимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи - не менее трех раз в неделю; с учащимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетикофонематическим или фонематическим недоразвитием речи - не менее двух-трех раз в неделю. 3.7. Продолжительность группового занятия 40 минут, индивидуального - 20 минут. 3.8.Темы групповых и индивидуальных занятий и учет посещаемости отражается в журнале логопедических занятий. 3.9. На каждого учащегося, зачисленного в логопедическую группу учительлогопед заполняет речевую карту по форме (Приложение № 2). 3.10. В случае необходимости уточнения диагноза учащиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачамиспециалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. 3.11. Ответственность за посещение учащимися занятий несет учитель-логопед, классный руководитель, родители. 3.12. Отчисление учащихся из логопедической группы производится в течение всего учебного года, осуществляется приказом руководителя МАОУ ДОД ЦСШ: - по заявлению родителей; - после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи; - выбывающих из учреждений района. 3.13. Учитель-логопед предоставляет ежегодный отчет о работе логопедических групп руководителю МАУ ДО ЦСШ. 4. Права и обязанности учителя – логопеда 4.1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп. 4.2.Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) учащихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. 4.3. Коррекционный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности. 4.4.Учитель-логопед: а) проводит занятия с учащимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением; б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения учащимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку); в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медикопедагогических комиссий; г) участвует в работе методических объединении учителей-логопедов; д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, о результатах обучения (Приложение № 4). 4.5. Учитель-логопед ведет необходимую документацию: Речевые карты на каждого ребенка, принятого в логопедическую группу. Журнал первичного обследования детей. Список детей, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало каждого учебного года по результатам первичного обследования. Список детей, зачисленных на логопедические занятия на начало и в течение учебного года. Перспективный план консультативно-методической работы с педагогическим персоналом, родителями (законными представителями). Журнал учета посещаемости. Индивидуальные тетради детей. Отчет о результатах работы за учебный год (Приложение № 6). 4.6. Оплата труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска учителялогопеда устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными законодательством Российской Федерации для учителя-логопеда образовательного учреждения. 5. Материально-техническое обеспечение 5.1. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (Приложение № 5). 5.2. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное состояние и ремонт возлагается на администрацию учреждения. Приложение № 1 СПИСОК УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (заполняется учителем-логопедом после обследования учащихся) класс № Фамилия, имя, дата рождения Дата обслед-я № п/п Фамилия, имя обучающегося, дата рождения Класс Дата обследования Реальная успеваемость по родному языку Заключение учителя-логопеда Примечания Успеваемость Логопедическое по рус.яз заключение примечание Приложение № 2 РЕЧЕВАЯ КАРТА (Возможны другие варианты карт, заполняется па каждого учащегося, зачисленного в логопедическую группу) 1. Фамилия, имя, возраст. 6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей). 2. Класс. 7. Заключение психиатра. 3. Домашний адрес, телефон. 8. Состояние слуха. 4. Дата зачисления в логопедический пункт. 5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования). 9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития. 10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность). 11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний): а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры); б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры); в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи. 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова. 13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте). 14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного. 15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения. 16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи). 17. Заключение учителя-логопеда. 18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления учащегося из логопедической группы). Приложение № 3 ПРЕДЕЛЬНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Группы учащихся Предельная наполняемость (чел.) А) общеобразовательное учреждение, расположенное в городе Б) общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности с общим недоразвитием речи (ОНР) а) до 4 б) до 3 с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) а) до 5 б) до 4 с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) а) до 6 б) до 5 с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи а) до 5 б) до 4 с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи а) до 6 б)до 5 Примечание. Минимальная наполняемость группы – 3учащихся. Приложение № 4 ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ЗА______ УЧЕБНЫЙ ГОД Выявлено учащихся 1 класс 2-4 классы Зачислено в логопедическую группу 1 класс 2-4 классы Выпущено 1 класс 2-4 классы Оставлено 1 класс 2-4 класс Выбыло 1 класс 2-4 класс Нарушения письменной речи ОНР ФФН ФН заикание Нарушения устной речи Фонетич дефект Классы Дислекс, дисгр, обусловл ОНР Дислекс, дисграф, обуслов ФФН Приложение № 4 Мониторинг коррекционной работы (определение уровня речевого развития обучающихся начальных классов) Группа _____ Дата обследования_________ Ф.И. Реч. ком. Произн. Фон. слух Язык. анализ Лексика Грамм. строй Св. речь 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 36- 45 баллов – высокий уровень речевого развития (В) 27-36 баллов – средний уровень речевого развития (С) 9-27 баллов – низкий уровень речевого развития (Н) Чтение Письмо Сумма баллов Уровень речевого развития успеваемость по русскому языку Приложение № 4 Критерии оценки уровня речевого развития обучающихся начальных классов Речевая коммуникация 5б. – Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми. Ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета; 4б. – ребенок слушает и понимает речь. Участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое; 3б. - ребенок слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно, не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли; 2б. – ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен. Редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; 1б. – ребенок неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение. Произношение 5б. – безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. Правильное и точное воспроизведение слов любой звуко-слоговой структуры. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания; 4б. – правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи; 3б. – ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи недостаточно автоматизированы. Слова сложной звуко-слоговой структуры воспроизводит в замедленном темпе; 2б. – нарушение произношения отдельных звуков одной артикуляционной группы во всех позициях. Недоговаривание, сокращение слов; 1б. – нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп. Искажение темпа и ритма речи. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов. Фонематический слух 5б. – дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит слоговые ряды с фонетически сходными звуками. Правильно подбирает картинки с заданным звуком; 4б. – дифференцирует все звуки. При воспроизведении слоговых рядов может ошибиться 1-2 раза, но поправляет сам себя; 3б. – недостаточно дифференцирует звуки. Картинки и слова с заданным звуком выбирает с ошибками. Устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков. 2б. – воспроизводит ряды неточно. Переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно выбирает слова и картинки с заданным звуком. Устойчивые ошибки в различении более 2 пар звуков. 1б. – дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от выполнения задания. Навыки звукового анализа 5б. – четко дифференцирует элементы речи: предложение, слово, слог, звук. Быстро и правильно делит слова на слоги, правильно определяет количество и порядок звуков в слове; 4б. – правильно выполняет все виды языкового анализа, иногда с оказание стимулирующей помощи; 3б. – неверно определяет количество слов с предлогами. Допускает ошибки при звуковом анализе слов (вычленяет не все звуки, ошибается в порядке из следования); 2б. – неправильно определяет количество предложений в тексте, количество слов в предложении, количество слогов в слове. Делает грубые ошибки при звуковом анализе слов; 1б. – навыки языкового анализа не сформированы. Лексика 5б. – ребенок умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко классифицирует и обобщает понятия, легко подбирает определения к существительным. Без помощи правильно называет детенышей всех предъявленных животных. Правильно образует качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных. Правильно образует уменьшительноласкательные формы сущ. и приставочные глаголы. Знает названия профессий. 4б. – у ребенка достаточный словарный запас. Он владеет навыками словообразования, оперирует обобщающими словами. Правильно подбирает синонимы и антонимы. Подбирает 2-3 определения к заданному слову. 3б. – ребенок делает только простые обобщения, затрудняется сделать более сложные. Не ко всем словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает из не всегда верно. Подбирает 13определения к существительному. Детенышей животных называет по аналогии: лисята, коровята… ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов. 2б. – словарный запас ограничен бытовой тематикой. Ребенок подбирает одно определение к существительному, не всегда верно. Не может подобрать синонимы, при подборе антонимов допускает ошибки. Неверно образует новые слова. 1б. – бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами. не может подобрать определение к существительному и ли подбирает его неверно. Не может образовать новое слово даже после предъявления 3-4 образцов. Грамматический строй 5б. – ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции. Конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме. Находит и исправляет грамматическую и смысловую ошибки в неверно составленном предложении. Правильно использует конструкции с предлогами. Владеет простыми и сложными формами словоизменения. 4б. – ребенок составляет по картинкам простые предложения. При повторении предложения может пропустить отдельные слова без искажения смысла и структуры предложения. Выявляет и исправляет допущенные грамматические и смысловые ошибки, но с неточностями. Допускает 1-2 ошибки в сложных формах словоизменения, но исправляет сам себя. 3б. – при составлении предложений ребенок нарушает порядок слов. Составляет предложения по картинкам с помощью. При повторении пропускает отдельные слова. В неверно составленном предложении выявляет ошибку, но не может исправить ее. Не знает некоторых предлогов. При словоизменении допускает более трех ошибок. 2б. – при составлении предложений ребенок допускает ошибки грамматического характера. При повторении искажает смысл, структуру предложения. Неправильно употребляет предлоги. Испытывает трудности при словоизменении. 1б.- при составлении предложений по картинкам только перечисляет предметы. Не может составить предложение из отдельных слов. Не замечает ошибок в неверно составленном предложении. Не может вставить в предложение предлог. При словоизменении не понимает, что от него требуется. Связная речь 5б. – самостоятельно раскладывает сюжетные картинки. Рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, оформлен грамматически правильно. Ребенок проявляет фантазию. 4б. – рассказ соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены самостоятельно, иногда с помощью. Пересказ выстроен последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. 3б. – при составлении рассказа допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. При пересказе допускает незначительные отклонения от текста, требуется небольшое количество подсказок педагога по ходу пересказа. Использует только простые предложения, встречаются единичные грамматические ошибки. 2б. – при составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, нарушение смысловых связей. Составляет очень короткие предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, далекие словесные замены. При пересказе требуется повторное чтение текста. Наблюдаются длительные паузы, повторы. Неточно строит пересказ, нарушает последовательность, искажает смысл, делает аграмматические ошибки. 1б. – не может выполнить задание даже при наличии помощи. Не видит связи между картинками. Описание ситуации отсутствует. Пересказ недоступен, даже по вопросам. Чтение 5б. – ребенок читает правильно, выразительно, осознанно. Овладел правильным способом чтения (1 кл. – плавное слоговое чтение, 2-4 кл. – чтение целыми словами). Темп чтения выше нормы (1 кл. – более 30 слов, 2кл. – более 50 слов, 3 кл. – 70 слов, 4 кл. – более 90 слов). 4б. – ученик читает правильно, выразительно, осознанно, правильным способом. Темп чтения соответствует норме (1кл. – 25-30 слов, 2кл. – 40-50 слов, 3 кл. – 60-70 слов, 4 кл. – 80-90 слов). 3б. – допускает ошибки при чтении, читает невыразительно, понимает прочитанное, но не может выделить главную мысль. Способ чтения (1 кл. – слоговое отрывистое, 15-20 слов, 2-4 кл. – читает по слогам, целыми словами, 2кл. – 20-25 слов, 3 кл. – 40-45 слов, 4 кл. – 50-60 слов). 2б. – допускает ошибки, пропуски, замены, искажения букв, слогов, ошибается в окончаниях слов, неверно ставит ударения. Читает монотонно. Не понимает прочитанное. Владеет неправильным способом чтения.(1кл. – до 15 слов, 2 кл. – до 20 слов, 3кл. –до 40 слов, 4 кл. – до 50 слов). 1б – ученик не овладел навыками чтения. 1 кл. – навыки слитного чтения отсутствуют; 2-4 кл. – темп чтения очень низкий, допускает большое количество ошибок, не понимает прочитанное. Неправильный способ чтения. Письмо 5б. – в письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки. 4б. – 1-2 орфографические ошибки, отсутствуют дисграфические ошибки. 3б. – 3-5 орфографических ошибок, единичные дисграфические ошибки. 2б. – 6 и более орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки смешанного типа (оптические, кинетические, замены, смешения букв, искажения слов). 1б. – большое количество орфографических и дисграфических ошибок. Приложение № 5 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА 1. Настенное зеркало (50х100) 1 шт. 2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12) 8 шт. 3. Логопедические зонды, шпатели 4. Разрезная азбука (настенная) 1 шт. 5. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт. 6. Учебно-методические пособия 7. Настольные игры, игрушки, конструкторы 8. Умывальник 1 шт. 9. Классная доска 1 шт. 10. Шкафы для пособий 2-3 шт. 11. Стол канцелярский 1 шт. 12. Стулья 5 шт. 13. Комплект “парта - стул” 8 шт. 14. часы 1 шт. 15. Секундомер 1 шт. 16. Магнитофон 1 шт. 17. Компьютер шт. 18.Диски