ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2022-23.pdf

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ)
ЕГРЮЛ № 1026602317268 от 09.11.2005
Лицензия № 18377 от 16.03.2016
620102, г. Екатеринбург, ул. Цветоносная, 2
тел. (343) 205-99-95, 205-99-88

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО ЦСШ
_____________ Г.Е. Моисеева
Приказ № 70 от «14» июня 2022г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования
детского оздоровительно-образовательного центра
«Психолого-педагогической помощи
«СЕМЬЯ И ШКОЛА»
на 2022 - 2023 учебный год

ПРИНЯТО
Педагогическим советом,
Протокол № 4 от «31» мая 2022г.

Екатеринбург
2022

1

1.

Оглавление
Пояснительная записка .......................................................................................................... 2

2. Особенности организуемого в учреждении дополнительного образования
образовательного процесса........................................................................................................... 4
3. Цель и задачи воспитания ......................................................................................................... 5
4. Виды, формы, содержание деятельности ................................................................................ 6
5. Основные направления самоанализа воспитательной работы ............................................ 13

1. Пояснительная записка
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»

по

вопросам

воспитания

обучающихся»,

определяющий

понятие

«воспитание» как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде». (Ст. 2, пункт 2) , понятие «образовательная программа» как «комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также
в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации". (Ст. 2, п.9).
В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ

механизм организации

воспитательной работы входит в состав образовательных программ (рабочая программа
воспитания и календарный план) как рабочая программа воспитания и примерный
календарный план воспитательной работы. Данная воспитательная программа является
обязательной частью основной образовательной программы МАУ ДО ЦСШ и призвана

2

помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности.
Актуальность программы. Воспитание представляет собой многофакторный
процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств

массовой информации,

искусства, социально-экономических условий жизни и др. Дополнительное образование
детей не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося
поведения детей и подростков. Роль дополнительного образования в укреплении
воспитательной составляющей, это особая образовательная сфера, которая имеет
собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с
обучающимися.
Нормативные правовые акты и государственные программные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения
Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р).
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных
целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации
и развития талантов;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 года № 16) национального проекта «Образование».

3

2. Особенности организуемого в учреждении дополнительного образования
образовательного процесса
В МАУ ДО ЦСШ воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях
(через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности):
1. основы социального воспитания,
2. основы художественного воспитания.
В

постоянно

меняющихся

социальных

условиях

современного

общества

повышается роль учреждений дополнительного образования как центров воспитания,
социальной адаптации и допрофессионального определения обучающихся. Педагог
должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию,
и на внутреннюю активность детей.
Социальное

воспитание

означает

целенаправленную

воспитательную

деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе; предполагает
подготовку человека к жизни в обществе. Личность рассматривается как член общества
в целом, как представитель той или иной культуры. Социальное воспитание делает акцент
на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности. Социальное
воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
•

Коллективная ответственность;

•

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

•

Толерантность;

•

Активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

•

Стремление к самореализации социально адекватными способами;

•

Соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры
речи, культуры внешнего вида).

•

Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы
безопасности, в том числе осознанное исполнение правил дорожного движения,
правил

пожарной,

антитеррористической

безопасности,

с

учётом

предотвращения угрозы жизни и здоровья.
Художественное воспитание – это процесс по формированию у ребенка
мировосприятия посредством искусства. Процесс художественного воспитания может
быть как стихийным, так и педагогически направленным. В процессе художественно
воспитания ребенок приобщается к различным видам искусства, учится их воспринимать
4

через собственную творческую деятельность (музыка, рисование, пение и т.д.). Различные
виды искусства с рождения окружают ребенка и оказывают влияние на формирование и
воспитание у него чувств, вкусов, общего отношения к жизни. С возрастом ребенок
входит в мир все осознанней, у него возникают привычки и вкусы, опираясь на которые
он выбирает то, что ему кажется красивым и привлекательным. Включение в
образовательный процесс художественного воспитания способствует установлению связи
личности ребенка с разнообразными сторонами художественной культуры, ее познанию и
осмыслению. Художественное воспитание включает в себя две стороны: художественные
произведения искусства (ознакомление, изучение, восприятие и т.д. данных произведений
ребенком) и собственное художественное творчество ребенка (рисование, лепка, пение,
танцы и т.д.). Художественное воспитания не просто приобщает ребенка к прекрасному,
воспитывает в нем эстетические и нравственные качества, но способствует тому, что
каждый

становится

наследником

культуры

предков

на

современном

уровне.

Художественное воспитание оказывает влияние на различные стороны личности ребенка,
а также на его физические способности, такие как зрение, слух, глазомер и т.д. Все это
необходимо личности для полноценного существования в обществе.

3. Цель и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МАУ ДО ЦСШ является создание
условий для формирования социально активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к
духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:

- поддержка традиций образовательной организации и инициативы по
созданию новых, реализация воспитательных возможностей групповых ключевых
мероприятий,
– выявление и развитие потенциальных общих и специальных возможностей и
способностей обучающегося;
5

– формирование в ребенке уверенности в своих силах, стремления к постоянному
саморазвитию;
–удовлетворение

потребности обучающегося в самоутверждении и признании,

создание каждому «ситуации успеха»;
– развитие в ребенке психологической уверенности перед публичными показами
(выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирование у учащегося адекватности в оценках и самооценке, стремления к
получению профессионального анализа результатов совей работы;
– создание условий для развития творческих способностей учащегося.
− обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
− воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
− развитие воспитательного потенциала семьи;
− поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.

4. Виды, формы, содержание деятельности
Формы воспитательной работы в организации:
1. работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального
и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся
в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
2. работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
-

содействие

сплочению

родительского

коллектива

и

вовлечение

в

жизнедеятельность объединения, клуба (организация и проведение открытых занятий для
родителей, тематических и концертных мероприятий, походов в течение года);
6

- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания
детей.
МАУ

ДО

ЦСШ

располагает

большим

количеством

детских

творческих

объединений, студий, в которые входят коллективы, осуществляющие образовательную
деятельность по 2 направленностям:
Художественная:
- Конкурсы, фестивали, выставки;
-

Музыкальные

тематических

гостиные,

экскурсий,

просмотр

посещения

фильмов-спектаклей,

концертов,

выставок

организацию

изобразительного

и

декоративно-прикладного творчества. Театральная деятельность.
- Познавательные игровые мероприятия на тему искусства, народных промыслов и
традиций, разножанровая музыка, разновидности танцевального искусства.
- Организация и проведение квестов, флешмобов.
Социально-гуманитарная:
- организаторские практики; практики социального творчества и активности;
развитие медиа-информационных технологий; развитие гибких навыков и современной
грамотности; развитие волонтерской активности);
- практики профессиональной ориентации (профессиональное самоопределение в
специальностях).
Формы работы: экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Вариативность дополнительных программ позволяет обеспечивать многообразие
видов

деятельности,

областей

знаний,

которые

максимально

способствует

удовлетворению интересов, развитию интеллекта, творческой реализации в зависимости
потребностей детей и их родителей.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Гражданско-патриотическое направленно на формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей
малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического
наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным
представлениям российского народа.
Духовно-нравственное формирует ценностные представления о морали, об
основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость,
милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных
7

ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку
своего народа и народов России.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании
характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
Здоровьесберегающее

формирует и развивает знания, даёт установку и

личностные ориентиры на соблюдение норм здорового и безопасного образа жизни с
целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья
(сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Профориентационное формирует знания, представления о трудовой деятельности,
выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Интеллектуальное

воспитание

направлено

на

развитие

кругозора

и

любознательности; воспитание познавательных интересов формирует потребность в
приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.
Социокультурное и медиакультурное воспитание формирует у обучающихся
представления о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское
согласие», «социальное партнерство», даёт понимание таким явлениям как «социальная
агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».
Экологическое

воспитание

направленно

на

формирование

экологической

культуры личности и общества, которая проявляется в сознательном, бережном и
внимательном отношении людей к здоровью окружающей среды и человека.
Воспитание семейных ценностей направлено на формирование ценностных
представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной
жизни.
Функции педагога:
1. Воздействие на учащегося:
- изучение индивидуальных особенностей развития ребенка, его окружения, его
интересов;
- программирование воспитательного воздействия;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- анализ эффективности индивидуальных воздействий.
2. Создание воспитывающей среды:
- сплочение коллектива;
- формирование благотворной эмоциональной обстановки;
- включение учащихся в разнообразные виды деятельности.
8

3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:
- консультативная помощь семье;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими учреждениями.
Методы, средства и принципы воспитания
Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и учащихся,
ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка,
его сознания и приемов поведения.
Основные педагогические методы, применяемые в процессе воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ,
беседа, диспут, пример;
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,
педагогическое

требование,

упражнение,

общественное

мнение,

воспитывающие

ситуации;
• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждение
действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Средства воспитания – это источник формирования личности. К ним относятся:
• различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);
• вещи и предметы;
• произведения и явления духовной и материальной культуры;
• природа;
• конкретные мероприятия и формы работы.
Традиционные мероприятия:
 Дни открытых дверей;
 Праздничные концертные программы;
 Выставки декоративно-прикладного творчества к праздничным дням и
календарно-тематическим мероприятиям;
 Новогодние представления;
 Организация флешмобов, квестов;
 участие в социальных акциях и многое другое.
Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу,
выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы:

9

• Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с
этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества,
перспективами его развития, отвечать его потребностям.
• Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения,
вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности
организаций дополнительного образования с целью удовлетворения творческих потенций
подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
• Принцип самодеятельности как сущностное свойство личности, обеспечивает
высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.
Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и
инициативе.
• Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных запросов,
интересов,

склонностей,

способностей,

возможностей,

психофизиологических

особенностей и социальной среды детей, подростков и юношества. Дифференцированный
подход обеспечивает комфортное состояние каждого ребенка. Принцип учета возвратных
и индивидуальных особенностей детей учитывает необходимость знаний возрастных
особенностей обучающихся, а также индивидуальные различия детей в объединении, в
каждой конкретной учебной группе.
• Принцип систематичности и целенаправленности предполагает осуществление
этой

деятельности

на

основе

планомерного

и

последовательного

сочетания

непрерывности и взаимозависимости в работе.
• Принцип преемственности

в первую очередь предполагает культурное

взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность
родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта.
• Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного
эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и
театрализации.
•

Принцип

гуманизма,

уважения

к

личности

ребенка

в

сочетании

с

требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс
строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви,
доброжелательности.
• Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим
принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить
в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать
и развивать это стремление.
10

• Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим
принципом воспитание в группе, в процессе общения, должно быть основано на
позитивных межличностных отношениях.
• Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном
учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить
тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. В ходе
воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в
социуме, в их жизни (в школе, на улице).
Воспитание в условиях системы дополнительного образования позволяет включить
каждого ребенка в практическую творческую деятельность, соответствующую его
склонностям. Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями
по профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в
будущем.
Типология форм работы
Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для
зрителей целостного театрального действия. Разновидностью спектакля является
выступление, т.е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в
художественной форме.
Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в
сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами.
Просмотр кино-, видео-, телефильма – представление, обсуждение.
Соревнование, конкурсная программа , спортивные командные игры, в искусстве, в
познавательно-интеллектуальных играх.
Лекция (публичное выступление), фронтальная беседа (встреча с интересным
человеком) специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит
обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть
организована с использованием игры.
Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы
демонстрируют какие-либо творческие/исследовательские проекты.
Ярмарка, проведения которой может сопровождаться карнавалом, игровых
розыгрышей и аттракционов.
Танцевальная

программа

(дискотека,

шоу-программа)

предполагающее танцы, включающая соревновательность.
Вечер общения - развлечение с чаепитием.
11

–

развлечение,

Ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач
взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго
заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами
игры.
Квест: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по
группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).
Игра-путешествие или «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по
станциям», «игра-эстафета». Эта форма может служить средством отработки каких-либо
умений (организаторских, коммуникативных; решать изобретательские задачи и др.);
предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков ).
Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью
демонстрации им какой-либо экспозиции.
Социальные проекты – разрабатываемые и реализуемые учащимися и педагогами,
комплексы

дел

(благотворительной,

экологической,

патриотической,

трудовой

направленности), ориентированные на социум. Акции.
Планируемые результаты
Предметные:
•

Совершенствование

системы

дополнительного

образования,

создание

благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и
ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических
технологий и методик воспитательной работы.
Личностные:
• Создание условий проявления и мотивации творческой активности обучающихся
в различных сферах социально значимой деятельности;
• Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• Формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья,
духовной безопасности личности.
Метапредметные:
• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной
системы «социум – МАУ ДО ЦСШ – семья».
•

Повышение

профессионального

образования и мотивация к самообразованию;
12

мастерства

педагогов

дополнительного

• Усиление роли семьи в воспитании детей.

5. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Контроль за воспитательным процессом
1. Всестороннее изучение и анализ воспитательного процесса, координация работы
в соответствии с поставленными задачами.
2. Выявление результатов педагогической деятельности, положительных и
отрицательных тенденций в организации воспитательного процесса, корректировка и
устранению негативных тенденций, трансляция (распространение) педагогического
опыта.
3. Осуществление контроля над исполнением законодательства в области
воспитания, выявление
случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативноправовых, локальных актов, принятие мер по их пресечению.
4. Оказание методической помощи педагогам в процессе контроля.
Мониторинг воспитательной деятельности
1. Сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике показателей
качества воспитания.
2. Отслеживание динамики воспитательного процесса для управления качеством
воспитания.
3.

Динамика

устойчивого

развития

воспитательной

системы

на

уровне

образовательного учреждения.
Методическая работа
1. Активное включение педагогов в научно-методическую и инновационную
практическую деятельность в рамках реализации программы воспитания.
2. Внедрение в педагогическую практику современных методик и педагогических
технологий.
3. Формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации
личности.
4. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического
опыта работы педагогов.

13

Приложение
Структура рабочей программы воспитания
педагога дополнительного образования
1. Название программы
Характеристика объединения (направленность, направления деятельности)
Количество обучающихся объединения (кол-во групп, год обучения, численный
состав).
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от ___ до ___ лет.
Формы работы (индивидуальные и групповые).
Вид занятий.
Цель программы.
Задачи программы.
Календарный план воспитательной работы объединения на __________учебный год
Педагог (должность, ФИО)
№

Направление воспитательной
деятельности

Название мероприятия

14

Сроки
проведения

Форма
проведения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».