26.11.2021
Изложение – это самый распространенный метод школьной программы, позволяющий проверить знания учащихся, способность излагать мысли. Изложение выявляет уровень восприятия текста, который читает другой человек и показывает правильность его воспроизведения.
Написание изложения предполагает “включение” целой системы умений учащихся, реализуемых и формирующихся в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнении.
· умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту;
· отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;
· определять тему высказывания;
· соотносить заглавие и содержание текста;
· выбирать среди данных заголовков наиболее точный;
· определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице;
· находить некоторые средства межфразовой связи, а затем и использовать их.
К сожалению, не у каждого ребенка связная речь сформирована на высоком уровне. Мы рекомендуем разнообразные подготовительные упражнения к написанию изложений:
Нужно организовать работу по следующим направлениям: на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
На уровне слова, словосочетания:
· Краткие и полные ответы на вопросы
· Объяснение значения слов
· Изменение слов в единственном и множественном числе
дерево – деревья
ухо – уши
окна – окно
листья - листок
· Подбор синонимов, антонимов
Учим детей пользоваться всевозможными словарями. («Словарь синонимов», «Словарь антонимов», «Толковый словарь»)
Игры: «Азбука синонимов», «Азбука антонимов»
· Работа с загадками, пословицами и поговорками
Далеко не все школьники умеют отгадывать загадки, не понимают смысл пословиц и поговорок. В наших силах помочь в этом ребенку. Отгадывайте загадки, учите детей придумывать загадки. Например, по признакам предмета – Круглый, полосатый, резиновый (мяч). Используйте в своей речи пословицы и поговорки, объясняя их значение ребенку.
· Согласование глагола с именем существительным в числе и роде
· Словообразование и употребление относительных прилагательных:
Заячий хвост
Лисья нора
Мышиный писк
· Словообразование родственных слов
Лес – лесник, лесочек, лесоруб.
Кроссворды с родственными словами помогут обогатить лексику школьников.
· Подбор действий к сюжетным картинкам
· Подбор признаков
· Образование относительных прилагательных (по материалу, способу изготовления, сезону)
Деревянный, железный, бетонный….
Летний, зимний, осенний, летний, весенний…
На уровне предложения:
· Составление предложений по картинке;
Петя несет тарелку. Мама варит вкусный суп. Папа режет хлеб.
· Уточнение значения предлогов, их правильное употребление
Вставить подходящий по смыслу предлог:
Мяч выкатился ….. стола.
Коля поедет ….. бабушке.
Собака живёт ….. конуре.
Ворона сидит ….. дереве.
Игры с предлогами. Важно уточнить значение предлогов. Предлоги делятся на предлоги местоположения и предлоги направления движения. Схемы предлогов.
· Работа с деформированным предложением
Птенцы, свои, в, полеты, июне, совершают, первые.
· Полные ответы на вопросы по содержанию сказки, рассказа (составляя фразы из 3-5 слов)
· Составление предложений по опорным словам
· Составление предложений на определенную тему
· Найти подписи из текста к иллюстрациям
· Постановка вопросов к сюжетной картинке
· Развитие диалогической речи (ответы на вопросы)
Можно поиграть в игру: «Интервью», где роль журналиста и известной личности попеременно на себя берут взрослый и ребенок.
· Ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения
Миша читает. (ЧТО?)
Миша читает книгу. (КАКУЮ?)
Миша читает интересную книгу. (КОМУ?)
Миша читает интересную книгу сестренке. (КАКОЙ?)
Миша читает интересную книгу младшей сестренке.
· “Обратное” упражнение – сокращение предложения до возможного предела
· Упражнения, дающие представление о многозначности слова
Носик чайника, носик малыша, нос корабля…
Ключ от квартиры, скрипичный ключ, прозрачный ключ…
· Редактирование предложений; исправление допущенных лексических ошибок
Замени неправильное слово правильным:
На день рождения мне подаруют новую игру.
Писатель написывает интересную книгу.
В нашем доме работают уборщики и лифтёрщики.
Правильно постройте предложения:
Мы боялись от диких зверей.
Наши солдаты победили над врагом.
Медведь внимательно смотрел к волку.
На уровне текста:
· Составление текста по сюжетным картинкам
· Пересказ отрывка текста с опорой на слова
· Словесное рисование картин к прочитанному отрывку
· Выделение в тексте начала, середины и конца
· Придумывание к рассказу начала или конца
Внимательно прочитать начало текста. Придумать продолжение.
Был когда то я знаком
С рыжим мистером Жуком …
….Так Вася и Петя стали лучшими друзьями.
· Подбор заголовка к тексту
· Составление плана прослушанного рассказа
· Редактирование текста; исправление допущенных лексических ошибок
· Восстановление деформированного текста
Помогите птицам
Птенцы, свои, в, полеты, июне, совершают, первые.
Успешно, каждый, не, полет, но, оканчивается
Смельчаки, гнезда, иногда, из, вываливаются,
Беду, иногда, ветер, приносит, сильный
Такого, в, земле, после, лесу, ветра, на, найти, птенцов, можно.
· Обозначение границ предложения в тексте
у Миши жил кот звали кота Рыжик хвост у Рыжика пушистый мальчик часто играл с котом они были друзья
· Осознанное чтение вслух небольших текстов, освоение чтения молча
· Для улучшения памяти ребенка, следует начать учить с ним небольшие четверостишия и чаще просить его пересказывать сюжеты любимых произведений
Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи детей, совершенствует навыки правописания, помогает научиться красиво и правильно говорить и не бояться излагать свои мысли
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2021
Дата обновления: 26.11.2021
Дата публикации: 26.11.2021