Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Культпросвет»
(для детей 10 - 14 лет, срок реализации 1 год)
Составитель: Сельнихина Ксения Андреевна,
педагог дополнительного образования.
Екатеринбург
2024
Комплекс основных характеристик программы
История искусства насчитывает десятки тысяч лет — люди самых древних
цивилизаций использовали доступные им методы для изображения значимых для них
объектов. С ранних времен и до наших дней появлялось множество художественных
течений, каждое из которых имело черты, отражающие политические и социальные
особенности того периода, когда они возникали.
1.1.Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культурный
толк» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление Главного государственногосанитарного врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровлениядетей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и
школа».
Устав МАУ Д О Центр «Семья и школа».
Актуальность программы
Каждый художник работает под уникальным набором обстоятельств, и все они влияют на
его работу. Видеть за итоговой работой мастера огромный тернистый путь к достижению
– бесценно. Это иллюстрирует детям важность человеческого труда и силы воли.
История искусства — это не только живопись и скульптура. Она окружает нас в
архитектуре, фотографии, фильмах, средствах массовой информации, инсталляциях,
анимации, видеоарте, ландшафтном дизайне и декоративных искусствах. Знание истории
придает окружающим нас вещам объем.
Если оценить количество визуальной информации, с которой мы ежедневно сталкиваемся,
то становится понятно, что как вид, мы переходим от преимущественно словесного
мышления к визуальному мышлению. Обучение становится более визуально - и менее
ориентированным на текст. История искусств предлагает инструменты, необходимые для
интеллектуального и эмоционального ответа на ежедневную карусель образов. Это язык,
который позволяет пользователю успешно перемещаться по новой территории.
Новизна программы заключается в возможности запоминания теоретического
учебного материала через игровую деятельность и прикладное творчество.
В
программе
использованы
адаптированные
под
тематический
контекст
упражнения на развитие логики, креативности, лидерских качеств и умения работать в
команде. Текущая аттестация проходит в форме проектных задач и творческих заданий.
Промежуточная и итоговая аттестация – проходит в форме тематических квестов. В
течение года обучающийся собирает коллекцию собственных работ по мотивам
предметов искусства, сделанных в самых разнообразных техниках.
Именно разносторонний подход к подаче информации помогает ребенку
максимально адаптироваться в теоретических аспектах данной программы.
Отличительные особенности программы:
- вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с
современной жизнью;
- усложнение содержания творческой деятельности;
- гибкость в использовании времени, средств, материалов;
- максимально доступная для детского возраста проработка изучаемых тем.
- освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой
деятельности.
- программа предполагает большое количество тематического игрового материала.
Практическая значимость
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культпросвет»
направлена на ознакомление с духовными и культурными ценностями мира; воспитание и
развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся
эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными
ценностями. В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что
произведение искусства – это целый мир. У него есть свое пространство и время, свой
«пульс» (энергия) – ритм – та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство,
единство смысла.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть
заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное
в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также
соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
Педагогическая целесообразность
Содержание образовательной программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному
опыту поколений; развитие индивидуальности; дарований и творческих способностей
учащихся. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых
невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают
представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы
программы формируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и
препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные
аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Программа
дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в
искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, учитывается
собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями изобразительного
искусства. Наряду с основной формой организации учебного процесса (уроком)
программа
предусматривает
архитектурные
музеи
–
проведение
памятники,
экскурсий
школьный
в
музей,
художественные
использовать
музеи,
видео-
и
аудиоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. В программе
предусмотрены межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения,
обращается внимание на факты мировой истории и историю нашей страны.
Адресат программы: Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
программы – 10 - 14 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество
обучающихся в группе 10-12 человек.
Подростковый возраст (10–14 лет) считают трудным и критическим. Это связано с тем,
что в сравнительно короткий срок, часто неожиданно для родителей, происходит коренная
ломка прежних особенностей, интересов и отношений ребенка.
Главное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости, когда у подростка
возникает представление, что он уже не ребенок. Действенная сторона этого
представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым.
Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне,
приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и
умения, права и привилегии, причем, прежде всего те, в которых наиболее зримо
проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.
Претензии подростка на новые права, прежде всего, распространяются на всю сферу
отношений с взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые
раньше охотно выполнял.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений с подростком возможна, если
взрослый сам проявляет инициативу и перестраивает свои отношения. Расширение прав и
обязанностей подростка необходимо, как этап развития социальной взрослости. Только
при таких условиях подросток может научиться «по-взрослому действовать, думать,
общаться с людьми.
Трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между
ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских – или имеют
форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного
уважения, помощи и доверия. Необходимо найти такую степень самостоятельности,
которая соответствовала бы возможностям подростка и позволяла взрослому влиять на
него.
Давайте ребенку право голоса, выражайте ему свое доверие, сотрудничайте, дружите.
Поддерживайте стремление подростка обратиться за советом, любое проявление
ответственности, самостоятельности.
У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны стремление к общению и
совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь
близких друзей, с другой – не менее сильное желание быть принятым, признанным,
уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью.
Именно поэтому акцент в программе сделан на формах работы, позволяющих развивать
неформальное взаимодействие внутри группы, учиться совместному взаимовыгодному
принятию решений, развивать навыки коммуникации со взрослыми.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа, 1 час равен 40 минутам.
Режим работы в каникулярное время: в период осенних, зимних, весенних школьных
каникул занятия в объединении проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом
программы.
Объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения, занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 36 недель, 144 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Уровень программы: Ознакомительный – предполагает удовлетворение познавательного
интереса обучающегося, расширение кругозора, уровня информированности в области
истории искусств, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при
освоении программы.
Особенности организации образовательной деятельности:
Группы формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
Учебный год начинается: 1 год обучения с 15 сентября;
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культурный толк»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Цель программы:
Художественно-эстетическое
развитие
личности
на
основе
формирования
первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса;
побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
Задачи программы:
обучающие:
- сформировать знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
- сформировать знаний основных понятий изобразительного искусства
- сформировать знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
- сформировать умений определять в произведении изобразительного искусства основные
черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
- сформировать умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
- сформировать навыков по восприятию произведения изобразительного искусства,
умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
- сформировать навыков анализа произведения изобразительного искусства.
- сформировать навыки по организации рабочего места;
- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
развивающие:
- формировать познавательный интерес к произведениям искусства;
- развивать навыки восприятия искусства;
- развивать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
- развивать образное мышление, внимание, фантазию.
- развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и
логическое мышление, глазомер;
- развивать инициативу творческого проявления и фантазии;
- развивать умение соотносить содержание произведения искусства с собственным
жизненным опытом.
воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношения к действительности, трудолюбие, аккуратность,
усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи при выполнении работы;
- развитие творческой активности и самостоятельности;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и соблюдению норм
безопасности;
-воспитывать экономичне отношения к используемым материалам, привитие основ
культуры труда;
- развивать коммуникативные способности воспитанников.
Формы контроля
Программа предусматривает различные формы контроля в процессе обучения:
Текущий контроль
- осуществляется на каждом занятии путем устного и
фронтального опроса, постоянный контроль на каждом занятии, взаимоконтроль
детей, коллективный разбор ошибок и их устранение.
Тематический контроль - по окончании темы проходят обобщающие, творческие
занятия, где дети показывают свои знания и умения, полученные в ходе работы.
Итогом является подготовка тематической фотозоны и фотосессия, во время
которой у ребят есть возможность проявить креативность и изобретательность, а
также продемонстрировать понимание пройденного материала. Для проверки
теоретического материала учащимся предлагается пройти квест по заданной теме,
а также защитить тематические творческие проекты.
Итоговый контроль – в конце учебного года проводится квест и защита творческих
проектов.
Данные формы контроля помогают выявить достижения обучающихся в освоении знаний
и определить уровень умений в теоретической и практической деятельности на каждом
занятии и в конце темы.
Результаты освоения образовательной программой отслеживаются у каждого
обучающегося в соответствии со списочным составом группы и группы в целом, которые
фиксируются в конце учебного года в виде таблиц, приведенных в Приложении № 1.
При реализации программы применяются следующие методы работы:
Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; консультация,
диалог.
Методы проблемного обучения:
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
- самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему;
Методы программированного обучения:
- объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся
изучают самостоятельно;
- самостоятельное изучение определенной части учебного материала.
Проектные и проектно-конструкторские методы:
- моделирование ситуаций;
- создание новых способов решения задачи;
- создание модели, конструкций, конструирование из бумаги;
- создание произведений декоративно-прикладного искусства;
- проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
- игры; дидактические, развивающие, познавательные, подвижные;
- игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
- игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
- настольные игры, игры-конструкторы.
Наглядный метод обучения:
- наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии;
- демонстрационные материалы: модели, предметы;
- видеоматериалы.
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в мероприятиях,
выставках или в программу могут быть включены дополнительные задания:
• соответствующие тематике определённой выставки или конкурса;
• при работе над межпредметными проектами.
Некоторые из заданий (по выбору
экспериментально-поисковой работы.
педагога)
могут
быть
изменены
в
ходе
При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной
учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей).
Формы занятий:
• Тематические лекции с показом визуального материала, презентаций, видеофильмов.
• Беседы, дискуссии и обсуждение с учащимися темы занятия.
• Осмотр музейных экспозиций во время экскурсий.
• Игровые формы.
• Проведение совместных мероприятий учащихся, педагогов и родителей:
индивидуальные консультации, родительские собрания, праздники.
• Посещение художественных галерей, выставок, тематических лекций.
• Практические занятия, мастер-классы на занятиях
Формы организации деятельности учащихся:
• Фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ,
объяснение и т.п.)
• Коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия
между всеми учащимися одновременно (создание коллективного арт-объекта,
коллективного панно и т.п.)
• Групповая: организация работы (совместные действия, взаимопомощь) в малых группах,
в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом,
чтобы был виден вклад каждого учащегося. Группы могут выполнять одинаковые или
разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
• Индивидуальная: применяется для работы с каждым конкретным учащимся в целях
лучшего усвоения информации, теоретического материала и технологических приёмов, а
также отработки практических навыков. Также используется для работы с одарёнными
детьми, мотивированными к более активной и продуктивной работе.
4.Содержание программы.
4.1. Учебный план
№
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика Формы
аттестации/
контроля
2
0
тест
3
3
10
5
5
6
3
3
4
2
2
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
Творческая
работа. Анализ
скорости
прохождения
квеста, анализ
креативности и
аутентичности
подготовки к
Раздел 1: Введение в программу
Вводное занятие. Инструктаж 2
по
технике
безопасности.
1.1
Знакомство группы. Карта
исторических
сокровиш
культуры
Раздел 2: Искусство Древнего мира
6
Искусство
первобытного
2.1
общества
2.2
2.3.
Мегалиты.
Искусство Древнего Египта
Промежуточная аттестация
2.4.
2.5.
Экскурсия
2
0
2
2.6.
Искусство стран Междуречья, 4
Крито-микенская цивилизация.
2
2
Искусство Древней Греции
6
3
3
7 чудес света
8
4
4
Искусство Древнего Рима
8
4
4
Промежуточная аттестация
4
2
2
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
Раздел 3: Искусство средневековья и Возрождения
Искусство средневековья
2
1
3.1
3.2
3.3.
3.4.
1
Византия
6
3
3
Романский стиль
8
4
4
Готика.
10
5
5
Промежуточная аттестация
2
1
1
Экскурсия
2
0
2
Проторенессанс.
14
7
7
3.5.
3.6.
3.7.
фотосессии.
устный опрос
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия,
защита проекта
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
Творческая
работа. Анализ
скорости
прохождения
квеста, анализ
креативности и
аутентичности
подготовки к
фотосессии.
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
Творческая
работа. Анализ
скорости
прохождения
квеста, анализ
креативности и
аутентичности
подготовки к
фотосессии.
устный опрос
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
3.8.
3.9.
3.10.
Высокое Возрождение.
26
13
13
Экскурсия
2
0
2
Позднее Возрождение.
8
4
4
Итоговая аттестация
4
2
2
ВСЕГО
144
70
74
3.11.
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
устный опрос
устный опрос,
просмотр,
анализ изделия
Творческая
работа. Анализ
скорости
прохождения
квеста, анализ
креативности и
аутентичности
подготовки к
фотосессии.
Защита проекта
4.2. Содержание учебного плана.
Раздел 1: Введение в программу.
Тема 1.1: Вводное занятие.
Теория: история возникновения и развития искусства, исследование карты исторических
сокровищ культуры, знакомство с целями и задачами программы, знакомство с
материалами и инструментами для занятий. Инструктаж по технике безопасности и
гигиене зрения. Организация рабочего места и правила поведения в кабинете.
Практика: знакомство с коллективом, зрительная гимнастика.
Раздел 2: Искусство Древнего мира.
Тема 2.1: Искусство первобытного общества
Теория: Первобытное искусство. Сформировать представление о роли изображений в
древности. Раскрыть связь с другими видами деятельности. Познакомить с двумя
основными темами искусства палеолита: изображением женщин и животных. Памятники
пещерной живописи. Тема культа предков.
Практика: Ладони. Бегущий олень. Шаманы. Ритуалы.
Тема 2.2: Мегалиты.
Теория: Мегалитические сооружения. Менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие первых
ремесел. Возникновение орнамента.
Практика: Голова моаи. Друидский гороскоп. Планета с мегалитами. Миниатюра
стоунхендж.
Тема 2.3: Искусство Древнего Египта.
Теория: Сформировать представление об искусстве эпохи Древнего Египта. Значение
заупокойного культа в Египте, особая роль художника. Пирамиды, рельефы,
изобразительный характер древнего письма. обелиски, колоссальные изваяния фараонов.
Практика: Египетский гороскоп. Дешифровка. Мумии. Раскопки в песке. Скарабей
(оплетка). Папирус.
Тема 2.4: Промежуточная аттестация.
Теория: Прохождение тематического квеста
Практика: Подготовка и проведение тематической фотосессии
Тема 2.5: Экскурсия
Теория: Сопроводительная информация по тематике экскурсии. Инструктаж по ТБ.
Практика: Осмотр экспозиции
Тема 2.6: Искусство стран Междуречья, Крито-микенская цивилизация.
Теория: Сформировать представление об искусстве стран Междуречья. Искусство Шумер.
Искусство Ассирии. Нововавилонское царство как центр месопотамской культуры.
Искусство Персии. Крито-микенская цивилизация
Практика: Вавилонская башня. Разговор на тарабарском, крылья Дедала, капсула
времени.
Тема 2.7: Искусство Древней Греции.
Теория: Сформировать представление об искусстве Эгейского мира. Греческий ордер,
История Афинского акрополя. Мифология Древней Греции. Миф о споре Афины и
Посейдона и его отражение в композиции акрополя. творчестве Фидия. Сформировать
понятие «эллинизм» как культуры, возникшей на развалинах империи Александра
Македонского и объединившей в себе черты греческой культуры и восточных традиций.
Познакомить с искусством глиптики . Философы.
Практика: Проектная работа "Афинская школа" Барды, скальды, аэды. Упражнение
"история" при рассказе о Гомере и бардах. Упражнение "Персей и медуза горгона"
Троянский конь
Тема 2.8: Практическая работа «Семь чудес света».
Теория: Сбор материала. Работа в малых группах.
Практика: Создание и защита арт-объекта.
Тема 2.9: Искусство Древнего Рима
Теория: Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков. Черты
этрусской архитектуры. Искусство этрусков. Традиции, воспринятые искусством
Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства.
Практика: Гладиаторы. Созвездия. Доспехи. Коллизей
Тема 2.10: Промежуточная аттестация
Теория: Квест по теме «Искусство Древнего мира»
Практика: Создание фотозоны и проведение фотосессии
Раздел 3: Искусство средневековья и Возрождения
Тема 3.1: Искусство средневековья
Теория: Сформировать представления о периодизации и основных тенденциях развития
средневекового искусства
Практика: Игровое занятие
Тема 3.2: Византийское искусство.
Теория: Раннехристианская архитектура. Византийская иконопись. Византийский
орнамент.
Практика: Витраж как житие святого - рассказ о каком-то событии.
Тема 3.3: Романское искусство X - XII вв.
Теория: Искусство Средневековья. Образы фольклорных традиций племен, разрушивших Рим.
Мотивы «звериного стиля» как отражение древних языческих представлений, страха перед
силами природы и христианского учения о греховности мира, враждебного человеку. Наследие
кельтов. Романский стиль. Сложность взаимодействия религии и искусства. Господство
религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в феодальном обществе.
Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные и
образно-художественные особенности романских сооружений. Тема Бога – защитника и
судьи – как главная в изобразительном искусстве. Отношение к изображениям
монументальной живописи как «книге для неграмотных»
Практика: Кельтский орнамент «плетенка». Чудесный талисман Карла Великого.
Плоский портрет, барельефы: розетки, стилизованные птицы. Замки. Тауэр.
Тема 3.4: Готический стиль.
Теория: Собор как архитектурно-художественный и культурный центр средневекового
города. Скульптурная программа собора («каменная Библия»). Витражи как
разновидность монументальной живописи. Розы, плачущие статуи.
Практика: Нарисовать современные сюжеты в готическом стиле
Тема 3.5: Промежуточная аттестация.
Теория: Прохождение тематического квеста
Практика: Подготовка и проведение тематической фотосессии
Тема 3.6: Экскурсия
Теория: Сопроводительная информация по тематике экскурсии. Инструктаж по ТБ.
Практика: Осмотр экспозиции
Тема 3.7: Искусство проторенессанса
Теория: Утверждение реальной ценности человека. Джотто ди Бондоне. Живопись
треченто. Композиция в искусстве. Идеи гуманизма в творчестве Донателло. Творчество
Мазаччо. Овладение средствами линейной и воздушной перспективы.
Практика: Фреска. Поцелуй Иуды.
Тема 3.8: Искусство высокого возрождения
Теория: Леонардо да Винчи. Значение художника, как ученого и мыслителя.
Анатомическое изучение человека. композиционное решение темы «Тайной вечери».
Искусство счастливого равновесия разума и чувств. Рафаэль. Величайший скульптор
возрождения - Микеланджело. Роль Тициана в развитии портрета. Боттичелли
Практика: Изобретения. «Всё в глазах»
Тема 3.9: Экскурсия
Теория: Сопроводительная информация по тематике экскурсии. Инструктаж по ТБ.
Практика: Осмотр экспозиции
Тема 3.10: Искусство позднего возрождения
Теория: Четкое разделение мастеров на творцов и ремесленников. Маньеристы.
Мыслители, философы. Литература. Живопись.
Практика: Театральная зарисовка. Кьяроскуро.
Тема 3.11. Итоговая аттестация
Теория: Квест по теме «Искусство средневековья и Возрождения»
Практика: Создание фотозоны. Подготовка и проведение тематической фотосессии.
Защита проектов
1.4. Планируемые результаты
Организация деятельности по данной программе создает условия для достижения
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
- знание и понимание основных этапов развития изобразительного искусства;
- знание наиболее известных произведений выдающихся художников, скульпторов,
архитекторов;
-умение ориентироваться в стилях и художественных эпохах;
-умение находить и частично понимать стилевое единство в произведениях разных
видов изобразительного искусства
-умение частично анализировать отдельное произведение;
- приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в
разных техниках;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- знание и понимание терминов основных изучаемых понятий;
- развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению
различных видов ручных работ;
-
формирование
навыков,
обеспечивающих
успешное
выполнение
самостоятельных работ.
Метапредметные результаты:
Метапредметные
универсальные
учебные
результаты
составляют
действия:
освоенные
познавательные,
обучающимися
регулятивные,
коммуникативные.
Регулятивные:
- самостоятельная организация своего рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы;
- планирование предстоящей практической работы, соотношение своих действий с
поставленной целью.
- осуществление итогового и пошагового контроля в своей творческой
деятельности;
- самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия и
внесение корректив в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Коммуникативные:
- формулировка и озвучивание вопросов, необходимых для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на
предметном знании)
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и
результатам
их
работы,
комментирование
и
оценивание
их
достижений
в
доброжелательной форме;
- организация совместной работы в паре или группе: распределение ролей,
осуществление делового сотрудничества и взаимопомощи;
- сотрудничество и оказание взаимопомощи, доброжелательное и уважительное
построение своего общения со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- умение различать изученные виды изобразительного и декоративно –
прикладного искусства;
- развитие умения управлять своей деятельностью, контролировать, анализировать;
- формирование и развитие умения логических операций (суждение, обобщение,
сравнение);
- умение использовать знаково-символические средства, схемы для решения
учебно-познавательных и практических задач.
Личностные результаты:
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества,
новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- развитие аккуратности, самостоятельности и ответственности за результаты своей
деятельности;
- проявление коммуникативных качеств, культура общения со сверстниками;
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Дата
1.
сентябрь
Форма
Кол-во
занятия
часов
беседа
2
Форма
Тема занятия
контроля
Вводное занятие. Инструктаж по
тест
технике безопасности.
Знакомство группы. Карта
исторических сокровищ
культуры
2.
сентябрь
Тематическая
2
лекция,
Искусство
первобытного
общества. Обзор.
устный
опрос
занятие-игра
3.
сентябрь
Презентация,
2
практическая
устный
Наскальная живопись. Пещеры.
работа.
Ритуалы.
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
4.
сентябрь
Презентация,
2
практическая
Наскальная живопись. Рисунок
устный
племени. Послание
опрос,
работа.
просмотр,
анализ
изделия
5.
сентябрь
Презентация,
2
Мегалиты. Дольмены
устный
практическая
опрос,
работа.
просмотр,
анализ
изделия
6.
октябрь
Презентация,
2
Мегалиты. Менгиры
устный
практическая
опрос,
работа.
просмотр,
анализ
изделия
7.
октябрь
Презентация,
2
практическая
Мегалиты. Менгиры. Остров
устный
Пасхи
опрос,
работа.
просмотр,
анализ
изделия
8.
октябрь
Презентация,
2
Мегалиты. Кромлехи
устный
практическая
опрос,
работа.
просмотр,
анализ
изделия
9.
октябрь
Презентация,
2
Мегалиты. Стоунхендж
устный
практическая
опрос,
работа.
просмотр,
анализ
изделия
10. октябрь
Тематическая
2
лекция,
Искусство Древнего Египта.
Общий обзор
устный
опрос
занятие-игра
11. октябрь
Презентация,
2
практическая
Искусство Древнего Египта.
устный
Боги, культы.
опрос,
работа.
просмотр,
анализ
изделия
12. октябрь
Презентация,
2
практическая
Искусство Древнего Египта.
устный
Объекты культурного наследия
опрос,
работа.
просмотр,
анализ
изделия
13. октябрь
Промежуточн
2
Анализ
ая аттестация
скорости
прохожден
Квест по пройденным темам.
ия квеста,
анализ
креативнос
ти и
аутентично
сти
подготовки
к
фотосессии
14.
ноябрь
Промежуточн
2
Анализ
ая аттестация
скорости
прохожден
ия квеста,
анализ
Тематическая фотосессия.
креативнос
ти и
аутентично
сти
подготовки
к
фотосессии
15.
ноябрь
Осмотр
2
музейных
устный
Экскурсия в музей
опрос
экспозиций
16.
ноябрь
Презентация,
2
устный
практическая
опрос,
работа
Искусство стран Междуречья.
просмотр,
анализ
изделия
17.
ноябрь
Презентация,
2
Крито-микенская цивилизация.
устный
практическая
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
18.
ноябрь
Тематическая
2
лекция,
Искусство Древней Греции.
Обзор
устный
опрос
занятие-игра
19.
ноябрь
Презентация,
практическая
2
Искусство Древней Греции.
устный
Мифы. Эпос. Проектная работа
опрос,
работа
"Афинская школа"
просмотр,
анализ
изделия
20.
ноябрь
Презентация,
2
практическая
работа
Искусство Древней Греции.
устный
Объекты культурного наследия.
опрос,
Защита проектной работы
"Афинская школа"
просмотр,
анализ
изделия
21.
ноябрь
Тематическая
2
лекция,
занятие-игра
7 чудес света. Обзор.
устный
Самостоятельный сбор
опрос,
материала
просмотр,
анализ
изделия
22. декабрь
Презентация,
2
7 чудес света. Разработка проекта
практическая
устный
опрос
работа,
занятие-игра
23. декабрь
Презентация,
2
практическая
7 чудес света. Воплощение
проекта
работа,
просмотр,
анализ
изделия
занятие-игра
24. декабрь
Презентация,
2
7 чудес света. Защита проекта
Оценка и
практическая
анализ
работа,
проекта
занятие-игра
25. декабрь
Тематическая
2
Искусство Древнего Рима. Обзор
лекция,
устный
опрос
занятие-игра
26. декабрь
Презентация,
2
практическая
Искусство Древнего Рима.
устный
Скульптурный портрет
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
27. декабрь
Презентация,
2
Искусство Древнего Рима.
устный
практическая
Мозаика
работа
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
28. декабрь
Презентация,
2
практическая
устный
Искусство Древнего Рима.
работа
Древнеримская архитектура
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
29. декабрь
Промежуточн
2
ая аттестация
30. декабрь
Промежуточн
Практическая работа:
тематическая фотозона
2
творческая
работа
Анализ
ая аттестация
скорости
прохожден
ия квеста,
анализ
Квест по пройденным темам.
Тематическая фотосессия
креативнос
ти и
аутентично
сти
подготовки
к
фотосессии
31.
январь
Тематическая
2
Искусство средневековья. Обзор
лекция,
устный
опрос
занятие-игра
32.
январь
Презентация,
2
практическая
устный
Искусство Византии.
Особенность религиозного
работа
контекста
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
33.
январь
Презентация,
практическая
работа
2
устный
Искусство Византии. Объекты
культурного наследия.
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
34.
январь
Презентация,
2
практическая
устный
Искусство Византии.
работа
Иллюминированная рукопись
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
35.
январь
Тематическая
2
Романский стиль. Обзор
лекция,
опрос,
занятие-игра
36.
январь
Презентация,
устный
просмотр
2
практическая
Романский стиль. Архитектура.
устный
Скульптура
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
37.
январь
Презентация,
2
Романский стиль. Гобелен.
практическая
устный
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
38. февраль
Презентация,
2
практическая
устный
Романский стиль. Гобелен.
работа
Фреска
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
39. февраль
Тематическая
2
лекция,
устный
Готический стиль. Обзор
занятие-игра
40. февраль
Презентация,
опрос,
просмотр
2
Готический стиль. Архитектура
практическая
устный
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
41. февраль
Презентация,
практическая
2
Готический стиль. Скульптура
устный
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
42. февраль
Презентация,
2
практическая
Готический стиль. Витражное
устный
искусство. Мозаика
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
43. февраль
Презентация,
2
практическая
Готический стиль. Живопись. Ян
устный
ван Эйк
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
44. февраль
Промежуточн
2
ая аттестация
Квест по пройденным темам.
Тематическая фотосессия
Анализ
скорости
прохожден
ия квеста,
анализ
креативнос
ти и
аутентично
сти
подготовки
к
фотосессии
45. февраль
Осмотр
2
устный
Экскурсия в музей
музейных
опрос
экспозиций
46.
март
Тематическая
2
лекция,
устный
Проторенессанс. Обзор
занятие-игра
47.
март
Презентация,
практическая
работа
опрос,
просмотр
2
Проторенессанс. Филиппо
устный
Липпи, Гирландайо
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
48.
март
Презентация,
2
практическая
Проторенессанс. Джотто.
устный
Композиция
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
49.
март
Презентация,
2
практическая
Проторенессанс. Джотто.
устный
Наследие
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
50.
март
Презентация,
2
Проторенессанс. Донателло
устный
практическая
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
51.
март
Презентация,
2
Проторенессанс. Мазаччо
устный
практическая
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
52.
март
Презентация,
2
Проторенессанс. Ботичелли
устный
практическая
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
53.
март
Тематическая
2
лекция,
Искусство высокого
устный
возрождения. Обзор
опрос
Искусство высокого
устный
возрождения. Скульптура
опрос,
занятие-игра
54.
март
Презентация,
практическая
работа
2
просмотр,
анализ
изделия
55.
апрель
Презентация,
2
практическая
Искусство высокого
устный
возрождения. Микеланджело
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
56.
апрель
Презентация,
2
практическая
Искусство высокого
устный
возрождения. Живопись
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
57.
апрель
Презентация,
2
практическая
Искусство высокого
устный
возрождения. Рафаэль.
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
58.
апрель
Презентация,
2
Искусство высокого
устный
практическая
возрождения. Портретная
опрос,
работа
живопись
просмотр,
анализ
изделия
59.
апрель
Презентация,
2
практическая
Искусство высокого
устный
возрождения. Тициан
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
60.
апрель
Презентация,
2
практическая
Искусство высокого
устный
возрождения. Образы природы
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
61.
апрель
Презентация,
практическая
работа
2
Искусство высокого
устный
возрождения. Джорджоне
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
62.
апрель
Презентация,
2
практическая
Искусство высокого
устный
возрождения. Изобретения.
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
63.
апрель
Презентация,
2
практическая
работа
Искусство высокого
устный
возрождения. Леонардо да
опрос,
Винчи.
просмотр,
анализ
изделия
64.
май
Презентация,
2
практическая
Искусство высокого
устный
возрождения. Символы
опрос,
работа
просмотр,
анализ
изделия
65.
май
Презентация,
2
практическая
работа
Искусство высокого
устный
возрождения. Тайна Мона Лизы.
опрос,
Тайная вечеря
просмотр,
анализ
изделия
66.
май
Осмотр
2
музейных
устный
Экскурсия
опрос
экспозиций
67.
май
Тематическая
лекция,
занятие-игра
68.
май
2
Искусство позднего
возрождения. Обзор
Презентация,
практическая
работа
устный
опрос,
просмотр
устный
Искусство позднего
возрождения. Джордано Бруно
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
69.
май
Презентация,
практическая
работа
Искусство позднего
возрождения. Литература
устный
опрос,
просмотр,
анализ
изделия
70.
май
Презентация,
устный
практическая
Искусство позднего
работа
опрос,
возрождения. Дюрер,
просмотр,
Тинторетто, Веронезе
анализ
изделия
71.
май
Промежуточн
2
ая аттестация
72.
май
Итоговая
Фотосессия
2
творческая
работа
Анализ
аттестация.
скорости
Совместное
прохожден
мероприятие
ия квеста,
учащихся,
педагогов и
родителей
Заключительное занятие. Квест.
Защита проектов. Подведение
итогов, награждение.
анализ
креативнос
ти и
аутентично
сти
подготовки
к
фотосессии
Всего:
144часа.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий;
- стулья для педагога и учащихся– 10 - 15 шт;
- стол для педагога – 1 шт;
- стенды для выставочных работ;
- компьютер для педагога — 1 шт.
- проектор с экраном или крупноформатный монитор для показа презентаций и
визуального материала по программе
- принтер – 1 шт.
Инструменты: ножницы для бумаги (10шт.), термопистолет с горячим
клеем (2 шт.), карандаш простой (10 шт.), наборы цв. карандашей (3 шт.), линейки
(5шт.);
Материалы: наборы цветной бумаги (10 шт.), картон цветной (10 шт.), белая бумага
для принтера (1уп.), наборы цветных бумажных салфеток (10 шт.), клей: ПВА (10 шт.),
клей полимерный (2 шт.), скотч узкий (10 шт.).
Информационное обеспечение:
- интернет источники;
- фотоматериалы;
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий высшее или среднее профессиональное образование.
Методические материалы:
- методическая литература по профилю;
- памятки по ТБ;
- шаблоны для выполнения изделий, поделок.
- образцы готовых работ;
- раздаточный материал;
- схемы, плакаты, картины, фотографии.
Методическая литература
Список литературы для педагога
1. Барфилд, Майк. Искусство, ножницы, бумага! Изучаем искусство неформально/ Майк
Барфилд. – Москва: Издательство «Эксмо», 2021.
2. Волкова, Паола. Мост через бездну: полная энциклопедия всех направлений и
художников/ Паола Волкова; авт.-сост. Мария Лафонт – Москва: Издательство АСТ,
2020.
3. Гарни, Джеймс. Цвет и свет/ Джеймс Гарни; [пер.с англ.И.Ю.Наумовой]. – Москва:
Эксмо, 2021.
4. Гомбрих Эрнст История искусства. – М: ООО АСТ, 1998.
5. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и
сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002
6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995
7. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная
культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.
8. Неверов О. Культура и искусство античного мира. - Л., 1981
9. Непомнящий, Николай Николаевич. Леонардо да Винчи/ Николай Непомнящий. –
Москва: Издательство АСТ, 2019.
10. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. - М., 1997
11. Паниотова Т.С. История современной западной культуры (XIX – начало XXI вв.): учеб.
Пособие/Т.С.Паниотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
12. Фокина Л.В. История декоративно - прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов на - Дону, «Феникс», 2009
13. Ходж, Сьюзи. Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления,
техники/Сьюзи Ходж; пер. с англ. Е. Дубровской. – 5-е изд. – Манн, Иванов и Фербер,
2022.
14. Хук Ф. Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает/Филип Хук; пер.
с англ. В.Ахтырской. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021.
15. Четверикова, Анастасия Валерьевна. Искусство для пацанчиков. По полочкам/
А.Четверикова. – Москва: Издательство АСТ, 2021.
16. Эрмитаж. Западноевропейская живопись/ авт.- сост. В.Н. Сингаевский. – М.: АСТ;
СПб.: Полигон, 2009.
Список литературы для обучающихся и родителей.
1. Вазари Джорджо. Гении Возрождения. Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и другие
выдающиеся живописцы, ваятели и зодчие/ Дж. Вазари. – М.: Родина, 2021.
2. Да Винчи, Леонардо. О живописи. Классическое руководство/ пер с англ.
Н.Кортуновой. – Москва: Издательство АСТ, 2021.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Галорт, 2000.
4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративноприкладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М ., 1996
5. Кун Н.А. Мифы Древней Греции/ Н.А. Кун; ил. А.Власовой – М.:Эксмо, 2012.
6. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать
каждого. - М.: «Амрита - Русь», 2004
7. Миклтуэйт Люси. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова.
Дарлинг Киндерсли. - М., 1997
8. Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000
9. Порудоминский В.И. Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках. – М.:
ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»; Русское энциклопедическое товарищество, 2009.
10. Постригай А. Большое искусство детям: от барокко до Ван Гога/Анастасия Постригай,
Татьяна Григорьян. -Москва: Издательство «Аст», 2021.
11. Самые знаменитые страны Древнего мира: иллюстрированная
энциклопедия/[составитель А.И.Пантелеева]. – М.:Белый город.
12. Самые знаменитые шедевры мировой живописи: иллюстрированная
энциклопедия/[автор текста А.Е.Голованова, составитель А.Ю.Астахов]. – М.:Белый
город.