Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Педагогического совета от «29» мая 2024 г., протокол № 5 Утверждаю: директор МАУ ДО ЦСШ ____________ Г.Е.Моисеева Приказ № 75 от «31» мая 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ZumbaKids» Художественная направленность Возраст: 6 - 8 лет Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Кладченко Анна Владимировна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. Содержание Наименование 1 1.1 1.2 1.3 Стр. Комплекс основных характеристик программы 3 Пояснительная записка Цель, задачи программы Учебный (тематический) план 3 5 6 Содержание учебного (тематического) плана 1.4 Планируемые результаты 9 2 2.1 2.2 2.3 3 Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Условия реализации программы Форма аттестации/контроля и оценочные материалы Список литературы 9 10 10 11 13 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Направленность программы - художественная Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Zumba kids» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»; 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа». 15. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа». 3 Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Zumba kids» соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Не секрет, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Поэтому было решено разработать программу, направленную на укрепление здоровья школьников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической культурой через приобщение к занятиям Zumba. Zumba kids – это танцевальное фитнес направление, основанное на латиноамериканских ритмах. Zumba объединяет такие направления как сальса, меренге, реггетон, кумбия и др. На данной программе дети учатся выражаться через движение, ощущения в теле. Zumba помогает им двигаться так, как они чувствуют, без жестких шаблонов и рамок. Педагогическая целесообразность. Обучение по данной программе способствует разностороннему воздействию на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям школьников. Кроме того, занятия «ZumbaKids» – это ещё и отличная возможность для ребёнка выплеснуть накопившуюся энергию, весело и с пользой провести время с другими ребятами. Новизна программы: по данным многочисленных исследований, развитие двигательных качеств и умений у детей, в настоящее время, по ряду причин, значительно ухудшилось. В школьной программе, недостаточно времени уделяется на развитие гибкости и пластичности. В свете темпов развития Zumba и недостаточного объема программ дополнительного образования школьников в формате современных художественных программ по детскому фитнесу для подготовки к танцевальной деятельности, настоящая программа обладает значительной новизной. Отличительные особенности: образовательная программа «Zumba» отличается от имеющихся тем, что она реализована в формате художественной программы и направлена на подготовку физических данных детей к обучению основам хореографического искусства. Адресат программы: обучающиеся 6-8 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Возрастные особенности: Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития физических способностей – гибкости, ловкости, координации, а также способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. В данном возрасте у детей начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений. В содержание занятий включены подвижные игры, элементы различных танцевальных игр и других доступных им физических упражнений, направленных на гибкость всего тела. Естественно, доминирующим методом в таких занятиях должен быть игровой метод, поддерживающий интерес детей к двигательной деятельности и помогающий им непринужденно выполнять задания преподавателя. Одновременно следует 4 учитывать, что проведение с детьми данного возраста однообразных и монотонных занятий с большими физическим и психологическими нагрузками недопустимо, так как они могут нанести большой вред занимающимся. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 15 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебные недели. Форма обучения: очная. Виды занятий - тренировка, практическое занятие, теоретическое занятие, открытое занятие, игры. Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом группы; состав группы постоянный. Количество обучающихся в группе 10 -15 человек. Уровень программы: стартовый. Перечень форм подведения итогов: беседа, практические задания, самостоятельная работа, открытое занятие. 1.2. Цель, задачи программы Цель программы: гармоничное развитие и оздоровление обучающихся через сочетание системы статичных растяжек и динамичных движений, формирование у обучающихся основ здорового образа жизни. Задачи программы: Обучающие: - формировать систему теоретических и практических знаний по теме программы; - обучать технически грамотному исполнению упражнений; - обучать детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении. - совершенствовать физические способности: мышечную силу, подвижность в суставах, гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности; - обучать правилам безопасного выполнения движений, правилам выполнения базовых и трудных элементов, элементов растяжки, упражнения на силу и выносливость; - обучать основным упражнениям на расслабление мышц, восстановление после тренировки. Развивающие: - развивать физические качества: подвижность суставов и эластичность мышц, координацию движений; - активизировать познавательные процессы, творческую активность, образное и логическое мышление, мотивацию к самовыражению; - развивать чувство ритма, динамику, выразительность движений; - расширять географический кругозор ребенка, национальных традиций других стран и народов. Воспитательные: - прививать трудолюбие и самодисциплину; - воспитывать в детях духовное начало, тягу к самосовершенствованию, нравственному развитию; 5 - обеспечивать социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися. - воспитывать коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение контролировать себя; - прививать основы здорового образа жизни. 1.3 Содержание программы Учебный (тематический план) Название раздела, тем Количество часов Всего Теори я Практ ика Базовые движения. 74 38 38 Педагогическое наблюдение 1.1 Вводное занятие. 2 Инструктаж по безопасности. 2 2 Педагогическое наблюдение 1.2 Дыхательная 16 гимнастика в игровой форме 4 12 Педагогическое наблюдение 1.3 Развитие гибкости амплитуды движений 1.4 Развитие координации движений 32 16 16 Педагогическое наблюдение 24 16 8 Педагогическое наблюдение № 1 и Формы аттестации и контроля 2. Силовая гимнастика 54 23 31 Педагогическое наблюдение 2.1 Музыкальная грамота 14 7 7 Педагогическое наблюдение 2.2 24 Виртуальное путешествие по странам 8 16 Педагогическое наблюдение 2.3 Зумба-фитнес (танцевальная аэробика) 16 8 8 Педагогическое наблюдение 6 3. Релаксация 3.1 Игры-тренинги Итого по программе: 16 4 10 Педагогическое наблюдение 16 4 10 Педагогическое наблюдение Выполнение контрольного задания 144 65 79 Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Инструктаж по безопасности. Раздел 1. Базовые движения. Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Теория: Правила поведения на занятиях фитнесом. Правила техники безопасности в процессе занятий фитнесом. Требования к одежде и обуви, размещению в зале в процессе тренировки. Техника безопасности при использовании спортивного оборудования и инвентаря. Противопоказания к занятиям фитнесом. Определение понятия «фитнес». Практика: Практикум «Я и мое тело». Знакомство обучающихся. Тема 1.2. Дыхательная гимнастика Теория: Понятие о гигиене дыхания. Правильное дыхание во время фитнес занятия. Значение правильного дыхания для органов и систем организма. Практика: Упражнения «Вдох-выдох-веселый паровозик», «Веселый барабанщик», «Веселая пчелка», «Зевота». Тема 1.3. Развитие гибкости и амплитуды движения. Теория: Понятие о гибкости. Зачем нужна гибкость человеку. Амплитуда движений – что это такое? Практика: Наклоны вперед, назад, в стороны (вправо, влево) с максимальным напряжением (из различных исходных положений: сидя, стоя, без опоры и с опорой). Наклон назад – мост на обеих ногах, на одной ноге. Движения ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой; медленные движения ногами с фиксацией конечного положения в течение нескольких секунд. Упражнения вдвоем (с сопротивлением). Присед с глубоким наклоном, голова опущена (держать 20–40 с), подъем через прогиб. Тема 1.4. Развитие координации движений Теория: Координация, цели и задачи. Практика: Упражнения на координацию в игровой форме. Раздел 2. Силовая гимнастика Тема 2.1. Музыкальная грамота Теория: Понятие о содержании и характере музыки. Музыкальный квадрат. Ритм и мелодия музыки. Темп, музыкальная динамика. Значение музыки в ритмике. Практика: Начало и конец музыкальной фразы. Структура музыкальной композиции. Выразительность, настроение музыки. «Восьмерка», «квадрат». Ритм, такт. Сильная и слабая доля. Тема 2.2 Виртуальное путешествие по странам Теория: Понятие о разных народах, других странах. Культура других стран. Национальные танцы и их особенности. Костюмы, цвета, формы. Как связано место рождения танца и его движения. Практика: Запоминание и повторение названий стран, цвета флага. Виртуальный перелет в другую страну, погружение в ее танцевальные обычаи. Тема 2.3. Зумба-фитнес (танцевальная аэробика) Теория: Знакомство с базовыми движениями. Усвоение главного правила - танцуем весело и непринуждённо. 7 Практика: Разучивание базовых движений (виды шагов). Раздел 3. Релаксация Тема 3.1. Игры-тренинги. Теория: Знакомство и выполнение упражнений на расслабление мышц. Зачем нужно расслабляться и как этому научиться. Практика: Упражнения: «Ленивая кошечка», «Задуй свечу», «Злюка успокоилась», «Рот на замочке», «Замедленное движение», «Тишина». 1.4 Планируемые результаты. Личностные результаты: - развито трудолюбие и самодисциплина; - возникновение уважительных отношений между обучающимися; - способность к объективной оценке труда; - осознанность в освоении программы; - осмысленность правил поведения, социальных норм; - развито внимание, память, воображение, умственные способности, музыкальность; - развиты творческие качества личности, творческое воображение; - воспитана коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение контролировать себя; - улучшены показатели основных физических качеств: мышечная сила, подвижность в суставах, гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности. Метапредметные результаты: - развита подвижность суставов и эластичность мышц, координация движений; - развито чувства ритма, динамики, выразительности; - умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами; - умеют анализировать свои действия при выполнении упражнений; - умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Предметные результаты: - формирование системы теоретических и практических знаний по программе; - знают национальные традиции других стран и народов; - знают и стремятся использовать основы здорового образа жизни; - знают и используют правила безопасного выполнения движений, правила выполнения базовых и трудных элементов, элементов растяжки, упражнения на силу и выносливость; - знают основные танцевальные элементы, терминологию, правила выполнения упражнений; - знают и используют основные упражнения на расслабление мышц и восстановление после тренировки. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Год обучения 1 Дата начала обучения 16.09.24 Дата Количество Количество Количество окончания учебных учебных учебных обучения недель дней часов 31.05.25 36 72 144 8 Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - ноутбук; - акустическая система; - учебный кабинет, оборудованный зеркалами, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности для данного вида деятельности; - видео, аудио аппаратура; - тренировочные коврики. Кадровое обеспечение: Программу может реализовать педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование либо среднее профессиональное образование. Требования к образованию и обучению: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки". Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Методические материалы: № Название п/п раздела Материально-техническое оснащение, дидактико методический материал Подборка видеоматериалов и аудиоматериалов, фонотека 1. Инструктаж по безопасности. 2. Силовая гимнастика Гимнастические коврики, подборка музыкального материала: ноты, аудиозаписи, фонотека. 3. Релаксация Гимнастические коврики, подборка музыкального материала: ноты, аудиозаписи, фонотека. 9 Формы, методы, приёмы обучения Метод иллюстративной наглядности, объяснение, демонстрация, показ, игра Метод иллюстративной наглядности, объяснение, демонстрация, показ, игра Метод иллюстративной наглядности, объяснение, демонстрация, показ, игра Формы учебного занятия Практическое занятие, беседа Практическое занятие, беседа Практическое занятие, беседа 2.3 Форма аттестации/контроля и оценочные материалы На этапе обучения в процессе освоения каждой темы педагог осуществляет текущий контроль и проводит контрольные упражнения с целью проверки освоения учащимися образовательной программы. Промежуточная аттестация проводится (1 раз в год), а по окончанию освоения образовательной программы проводится итоговая аттестация. Аттестация подтверждается отзывами родителей, дипломами и грамотами. В процессе освоения программы используется диагностический инструментарий. Аттестация обучающихся проходит в форме: - беседы; - практических заданий; - открытых занятий; - самостоятельной работы; Оценочные материалы: Определение практических навыков учащихся проводится в соответствии с ожидаемыми результатами программы. Форма проведения: выполнение контрольного комплекса упражнений. Комплекс упражнений, направленных на определение гибкости мышц, координацию движений, силу и выносливость, музыкальный слух, и критерии оценки (вводная и итоговая диагностика). Задача данного комплекса упражнений: - выявление первичного показателя; - сравнение результатов в начале и в конце учебного года. На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, беседа); - практический (упражнения, игры, исполнение материала); - наглядный (показ педагогом данного движения, или комбинации); - творческий (создание нового образа). Образовательная деятельность организована в форме практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах. Показатели: Праметры Ритмичность Музыкальность Гибкость Пластичность Низкий Обучающийся передает простейший ритмический рисунок. Неточно двигается подмузыку Умеет выполнять наклоны с выпрямленными вперед ногами с помощью Уровни Средний Обучающийся передает хлопками сложный ритмический рисунок. Умеет ритмически двигаться с различным характером музыки. Умеет прогибаться вперед (сидя и стоя). Умеет без помощи 10 Высокий Обучающийся передает более сложный ритмический рисунок. Умеет ритмично двигатьсяпод сложную музыку. Умеет слышать и передавать в движении ярко выраженный акцент. Умеет прогибаться назад,доставая руками ноги. Умеет наклоняться вперед(сидя, стоя) с педагога. Эмоциональность Умеет по заданию Выразительность изобразить то или иное настроение в помощью мимики и жеста. Техника выполнения танцевальных движений Умеет правильно воспроизводить простейшие танцевальные движения, упражнения. педагогаподнять ногу вперед на 90 градусов. С помощью педагога делает «мостик». Умеет в простейших этюдах и танцах передать характер, настроение изображаемого персонажа выпрямленными ногами,доставая корпусом ноги. Умеет поднять правую ногуна 120* (вперед. в стороны, назад). Умеет на сцене выразитьжестом, позой, мимикой характер, настроение, силу и остроту переживаний, воодушевляемый движением мысли и чувств. Умеет правильно Умеет в точности воспроизводить передавать в танцевальные точности движения в любые соответствии с танцевальные музыкальным комбинации, материалом. упражнения в При выполнении соответствии с движений, характером упражнений умеет музыкального правильно произведенияи сочетать движения строгим соблюдением рук и ног. позрук, ног, головы, корпуса. Импровизирует. 11 3. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. От 29 декабря 2020г.) 11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». Список литературы для педагога: 1. Андерсон Б. Растяжка для каждого. – М.: Попурри ISBN, 2002. 2. Бухвостова, Л.В. Композиция и постановка танца: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина. – Орел: ОГИИК, 2002. – 160с. 3. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками /учебное пособие / И.Н. Ерошенков. – М.: МГУКИ, 2000. – 202с. 4. Иванова В.Т. Тем, кто хочет учиться балету. – М.: ГИТИС, 1994. 5. Нельсон А. Анатомия упражнений на растяжку. – М. Попурри, 2008. 6. Танцы и ритмика в начальной школе/ методическое пособие.- Москва.- 1995 7. Федорова Г. Танцы для развития детей.- М.-2000 8. Чечина, Ж.В. Проблемы организации образовательного процесса на уроке хореографии 12 // Вестник МГУКИ. – 2011. - №5.-С.185-188. 9. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 06.10.2004 № ПК2). – Внешкольник № 12/2004: - Официальные документы в образовании, № 8/2005. 10. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (прил. К письму Департамента молодежной политики воспитанияи соц. Поддержки детей Минообрнауки России от 11.12.2006 №06-1844). 11. Дополнительные образовательные программы №4(4).- Новое образование, 2009. 12. Родительские собрания: тренинги, консультативные вечера, творческие лаборатории, игровые практикумы/ авт.- сост. О.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009. 13. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., М., Искусство, 1964. 14. Ионова И.И. Ритмика. Изд. «ГранДан» 2003. 15. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Москва- 1999. 16. Кронова. Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М.,1998. 17. Зарецка Н.В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста.- М.:Айрис-пресс,2007 . Список литературы для обучающихся: 1. Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Пионер, 2000. – 336 с. 2. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца: кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 223с.: ил. 3. Федорова Г.П. Весенний бал. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 40 с. 4. Березовский.Б.Л. Методика выявления музыкальных способностей у детей. Вопросы психологии. Киев 1987. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» изд. Сфера; Москва; 2003. 6. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.- 199г. 13