Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Педагогического совета МАУ ДО ЦСШ от «29» мая 2023 г., протокол № 4 Утверждаю: директор МАУ ДО ЦСШ Г.Е.Моисеева Приказ № 78 от «31» мая 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «В ритме» Художественная направленность Возраст: 6 - 9 лет Срок реализации: 1 год Количество часов: 144 Автор - составитель: Сидоркина Евгения Васильевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание № Наименование Стр. 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 6 1.3. Содержание общеразвивающей программы 6 Учебный (тематический) план 6 Содержание учебного (тематического) плана 7 1.4. Планируемые результаты 10 2. Комплекс организационно-педагогических условий 10 2.1. Календарный учебный график 10 2.2. Условия реализации программы 11 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 11 3. Список литературы 13 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 . Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В ритме» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»; 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа». 15. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа». Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисерные истории» соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Программа разработана с учетом потребностей детей. Актуальность данной программы подтвердил проведенный в феврале-марте 2022 года организацией мониторинг потребностей родителей и обучающихся МАУ ДО ЦСШ. Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют физическому развитию обучающегося. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. Обучаясь по данной программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве. Изучение танца в учреждениях дополнительного образования особенно важно, т.к. приобщает детей к культуре в оптимальной форме – под руководством педагога, в стенах образовательного учреждения, а также способствует физическому развитию и оздоровлению ребенка. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная программа ориентирует детей на приобщение к музыкально-художественной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта Новизна программы заключается в объединении как практических и теоретических основ изучения хореографии, так и различных направлений хореографии, что позволяет формировать физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную целостность Отличительные особенности. Программа направлена на поэтапное разучивание танца, формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, принимать чёткие решения в нестандартных ситуациях (например, при возникновении ошибочных действий). Отличительной особенностью является ее развивающая направленность, призванная стимулировать интерес обучающихся к танцам и к творческой деятельности в целом Адресат программы: обучающиеся 6-9 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Возрастные особенности. В 6-7 лет идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идет формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета еще не закончено, отсюда большая гибкость скелета. На возраст 7-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями. У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности. У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Исходя из физического развития ребёнка 6-9 лет, в этом возрасте показана умеренные занятия физической культурой. Таким видом физической культуры могут являться танец, аэробика, особенно полезные для детей тем, что во время занятий работают все мышцы, стимулируется работа сердечнососудистой и дыхательной системы. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и сложных функций психической деятельности человека Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель. Уровень освоения программы: стартовый. Особенности организации образовательной деятельности: Группы формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В ритме» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Перечень форм обучения: практическая, индивидуальная, групповая, подгрупповая, коллективная. Виды занятий: тренировки, комбинированные, репетиционные занятия, игровые занятия. Перечень форм подведения итогов: конкурс, творческий отчет, фестиваль, практическое занятие, открытое занятие, концерт. 15.2. Цель, задачи программы Цель: развитие творческих способностей обучающихся посредством хореографии. Задачи: Обучающие: - знакомить детей с терминологией танца, научить использовать ее в работе; - обучать выполнять движения одновременно с показом педагога, сохраняя при этом правильное положение корпуса, ног, рук, головы в пространстве (формирование двигательных навыков); - обучать самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации; - обучать выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением; - обучать работать в коллективе, чувствовать друг друга в танце. Развивающие: - развивать координацию и пластику, необходимую для танцевального исполнения в соответствии с особенностями жанра; - развивать чувства ритма, музыкальности; - развивать силу, гибкость и выносливость; - развивать творческую инициативу детей. Воспитательные: - воспитывать художественно-эстетический вкус; - активизировать интерес к хореографии; - формировать навыки здорового образа жизни. 15.3. Содержание программы Учебный (тематический) план Количество часов Название раздела, темы Формы № Всего Теория Практика аттестации/контроля 1. 2 2 Вводное занятие. Знакомство с Педагогическое группой. Инструктаж по наблюдение безопасности 2 2. Основные движения 15 13 Педагогическое наблюдение 3. 20 3 17 Партерная гимнастика. Педагогическое Развитие гибкости и наблюдение физических данных 4. Современный танец 20 2 18 Педагогическое наблюдение 5. Классический танец 20 2 18 Педагогическое наблюдение 2 6. 20 18 Элементы народноПедагогическое сценического танца и наблюдение стилизованного танца 7. 8. Постановка танцевальных номеров Отработка постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим движением Всего 32 4 28 15 2 13 144 19 125 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях. Знакомство. Теория: Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности в процессе занятий. Требования к одежде и обуви, размещению в зале в процессе тренировки. Техника безопасности при использовании спортивного оборудования и инвентаря. Противопоказания к занятиям. Тема 2. Основные движения Теория: Знакомство с терминалогией в хореографии, основные понятия и названия движений. Практика: Наклоны и повороты головы вперед, назад, вправо, влево. Разогрев мышц предплечья и лопаток. Круговые движения плеч вперед и назад. Работа кистей и пальцев рук. Махи руками в стороны, вперед. Круговые акцентированные движения руки вперед и назад (через паузу и подряд). Акцентированные наклоны корпуса вперед - вниз с руками, поднятыми над головой в «замке». Приседания по I позиции с поворотом корпуса вправо-влево, чередующиеся с подъемом на полупальцы. Упражнения на развитие равновесия Упражнение на развитие подвижности тазобедренного и коленного суставов. Поочередное поднятие ног вперед (вытянутый носок работающей ноги прижать к колену опорной ноги). Понятие о plie и releve. Приседания по VI позиции, подъем на полупальцы. Прыжки с хлопками в повороте (на 1/4 поворота) вправо и влево. Прыжки с хлопками и с продвижением вперед и назад по определенному ритмическому рисунку. Например: 2 медленных хлопка + 3 быстрых хлопка и 2 прыжка через паузу + 3 прыжка подряд. Прыжки по линиям и по столбикам. Понятие о вытянутой и сокращенной стопе. Поочередное открывание ног на носок вперед и в сторону. Упражнение «носок-каблук» в характере русского танца. Понятие о прыжке. Прыжки по VI позиции. Сочетание прыжков с хлопками (4 хлопка + 4 прыжка). Простые основные движения: «Гармошка» с продвижением вправо и влево. «Елочка» с продвижением вправо и влево. «Ковырялочка» с тройным притопом. Приставные шаги вперед, назад, вправо и влево (простые, с приседанием). Мелкий шаг на полупальцах с продвижением (руки на поясе), по кругу (взявшись за руки). Галоп в продвижении вправо, влево и по диагонали с окончанием движения в demi plie (приседание). Шаг с подскоком на опорной ноге (подготовка к подскокам) в продвижении. Подскоки на месте и с продвижением. Задача данной темы состоит в развитии у детей музыкального слуха, чувство ритма, координации движений. Умение ориентироваться в пространстве. Знать и выполнять базовые танцевальные шаги (марш, бег, прыжки, галоп, подскоки), а также перестроения (круг, колонна, шеренга, пары). Формирование правильной осанки, красивой походки. Развитие гибкости и пластичности. Воспитание силы и выносливости. Развитие ловкости, координации. Обогащение двигательного опыта многообразными видами движений. Построение танцевальных комбинаций на шаге и беге в различных рисунках. Ориентация детей в пространстве и времени, развитие музыкальности. Дальнейшее ритмическое воспитание на усложнении элементов танцевальных движений. Тема 3. Партерная гимнастика. Развитие гибкости и физических данных Теория: Знакомство с анатомическими особенностями тела: Что такое связки, мышцы, выворотность. Названия элементов в гимнастике и акробатике. Правила безопасности выполнения гимнастических упражнений. Практика: Упражнения в партере, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению незначительных физических недостатков. Основные элементы партерной гимнастики: - укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад, путем наклона вперед; - укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны; - укрепление и растяжка мышц тазового пояса, бедер, ног, развитие стоп; - укрепление мышц плечевого пояса; - упражнения для тренировки равновесия. Тема 4. Современный танец Теория: Виды и стили современного танца. Основные понятия и названия элементов. Практика: Основные положения ног и рук. Позиции ног: 1 параллельная позиция; 1-аут - аналогична 1 позиции классического танца; 2 параллельная - стопы находятся точно под бедрами; 2-аут - аналогична 2 позиции классического танца. Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я, подготовительное положение. Разогрев. - Движения, заимствованные из классического танца: Подъемы и опускания на полупальцы (releve) в сочетании с plie; Demi и grand plie по параллельным и выворотным позициям; Battement tendu; Battement tendu jete по параллельным позициям с вытянутой стопой. - Движения, заимствованные из танца модерн или других систем хореографии: Catch step - движение аналогично degage классического танца, Kick (пинок) Упражнения для позвоночника: наклоны и изгибы торса. - Наклоны торса: Flat back - положение, в котором спина, голова и руки составляют одну плоскость; Roll down и roll up. - Спирали: Body roll – волна; Contraction; Release. Изоляция. Первоначально все движения изучаются в чистом виде. Голова; Плечи; Грудная клетка; Таз; Руки; Ноги. Второй этап обучения - соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, полукруг, круг. Партер: упражнения stretch-характера. Тема 5. Классический танец Теория: История классического танца. Названия движений классического танца на французском языке, правильность произношения. Практика: Постановка корпуса, позиции ног, позиции рук: Позиции ног – 1-я, 2-я, 5-я.; Подготовительное положение и позиции рук – 1-я, 2-я, 3-я. Постановка корпуса (лицом к станку и на середине зала); Упражнения на середине зала: 1. Комбинация demis, grands plies по 1-й, 2-й позиции; 2. Комбинация battements tendus крестом с degage; 3. Battement tendu jete крестом; 4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans; 5. Battements releve lents крестом на 45 градусов; 6. Grands battements крестом. 7. Arabesques 1-й, 2-й; 8. Позы классического танца croisee, efface. Тема 6. Элементы народно-сценического танца и стилизованного танца Теория: Многообразие народных танцев, особенности разных культур и народов. Практика: Элементы русского народно-сценического танца: Раскрывание и закрывание рук: одной руки, двух рук, поочередные раскрывания рук, переводы рук в различные положения. Припадание в сторону по 3-й свободной позиции, вперед и назад по 1-й прямой позиции. Боковые перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции, по 1-й прямой позиции. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям). Бег на месте и с продвижением вперед и назад на полупальцах. Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя. «Веревочка» простая. «Ковырялочка» с двойным притопом, с тройным притопом Элементы итальянского танца: 1. Два вида хода. 2. Pas de basque (переброска ног накрест). 3. Pas echappe с поворотом в tirbouchone. 4. Выбрасывание ноги с каблука на носок. 5. Навыки обращения с бубном. Стилизованный танец Народный танец с добавлением элементов современного. Изучение и исполнение народно-сценических танцев даёт будущим исполнителям возможность приобрести нужную технику исполнения, развить координацию движения, чувство ритма и музыкальность, обогатить творческую фантазию, а также проявить свой актёрский темперамент. Тема 7. Постановка танцевальных номеров Теория: Пояснение идеи постановки, сюжет, костюмы, главные задачи. Практика: Построение танцевального репертуара в соответствии с физическими возможностями детей. Массовые танцы – как средство воспитания эмоциональности и выразительности ребенка, чувства коллективизма и культуры общения. Формирование умения и навыков ритмично двигаться под музыку, передавать в движении характер танца, динамику, темп и другие средства музыкальной выразительности. Инсценировка песен по их содержанию. Разучивание танцевальных элементов на середине зала, в продвижении по кругу, диагонали, по линии вправо-влево, в повороте и т.д. Сочетание танцевальных элементов между собой. Составление и разучивание танцевальных комбинаций. Тема 8. Отработка постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим движением Теория: Работа над актерским мастерством и сценическим движением Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности танцевального образа. Практика: Отработка выбранных постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим движением в процессе освоения хореографических номеров. 15.4. Планируемые результаты Личностные: - проявляют творческую инициативу, активность и самостоятельность; - способны оценить свою деятельность; - умеют работать в коллективе, осознавая себя его частью; - осознают ответственность перед коллективом за свои действия; - проявляют стремления к получению новых знаний в области хореографии. Метапредметные: - умеют планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя время; - умеют определять цель занятия самостоятельно; - умеют самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других; - умеют переносить нагрузки в течение определенного времени; - ориентируются в заданиях и упражнениях, поэтапно планируют свою деятельность. Предметные: - знают историю танца; - знают особенности эстрадных танцев, многообразие направлений современных танцев; - знают и грамотно используют на практике понятия такт и затакт. Умеют строить танец в соответствии с характером музыки, принципами построения музыкальной речи; длительностью; правилами и логикой перестроения из одних рисунков в другие; - знают понятия «актерское мастерство», и для чего оно танцору. - знают технику безопасности выполнения движений; - умеют двигаться в темпе и ритме современной музыки; - умеют выполнять движения в такт музыки; - умеют исполнять танцевальные этюды и номера; - умеют импровизировать. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год обучения 1 Дата начала обучения 15.09.23 Дата Количество Количество Количество окончания учебных учебных учебных обучения недель дней часов 31.05.24 36 72 144 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Техническое оснащение занятий: 1.Специализированный зал, музыкальный центр;2.Костюмы; 3.Коврики. Форма обучающихся: Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей движений. Для девочек: лосины, купальник или футболка. Обувь: балетки. Информационное обеспечение: 1.Подборка музыки, доступной в открытых источниках. Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю Кадровое обеспечение: Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование либо среднее профессиональное образование. Требования к образованию и обучению: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки". Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Методические материалы: - музыкальный и видео контент по лицензии; - аудиоматериалы, видеоматериалы, лицензированных роликов и музыки 2.3.Формы аттестации/контроля Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для родителей, участия в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, методами наблюдения, творческих заданий. Оценочные материалы Для проверки физиологических (специальных) способностей детям предлагаются следующие задания: 1. Для выявления выворотности ног в тазобедренных суставах детям предлагается задание «Лягушка». Сесть с прямой спиной на пол, согнуть колени, стопы соединить; и, не разъединяя стопы, по возможности, опустить колени на пол. 2. Для определения свода и подъема стопы – задание «Натянуть носочек». Сесть с прямой спиной на пол с вытянутыми вперед ногами, раскрыть стопы в стороны (попытаться достать мизинцами до пола), не отрывая мизинец от пола, попытаться соединить вытянутые пальцы обеих стоп. При исполнении движения колени должны оставаться вытянутыми. 3. Для определения сценического шага – при помощи педагога, поднять выворотную ногу вперед, в сторону, назад на максимально – возможную высоту. 4. Для определения равновесия, задание «Ласточка». Встать на одну ногу, вторую поднять назад на высоту 45 градусов, при этом руки раскрываются в стороны. Стоять в позе 5 – 7 секунд. 5. Для определения гибкости тела назад и вперед: стоя прямо максимально прогнуться назад (педагог помогает и поддерживает). «Складочка». Сесть с вытянутыми вперед прямыми ногами, поднять руки вверх и с прямой спиной наклониться вперед, как можно ниже к ногам. Критерии оценок текущего контроля и аттестации № 1. Критерии оценивания результатов Соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению 2. Знание рисунков танца 3. Навыки перестроения из одной фигуры в другую 4. Уровень исполнения танцевальных движений (выразительность, техника исполнения и т.д.) 5. Умение работать в танцевальной паре Текущий контроль Аттестация 3 полное соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению. 2 – среднее соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению. 1 – не соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению. 3 - знание нескольких рисунков танца, знание последовательности рисунков танца, чѐткое исполнение всех рисунков танца в соответствии с музыкальными фразами. 2 знание нескольких рисунков танца, знание последовательности рисунков танца, нечѐткое исполнение всех рисунков танца. 1 – незнание названий рисунков танца, медленное перестроение из одного рисунка танца в другой. 3 - точное и своевременное перестроение из одной фигуры в другую, соблюдение четких интервалов. 2 - правильное перестроение из одной фигуры в другую, несоблюдение нужных интервалов в различных фигурах. 1 - неправильное перестроение из одной фигуры в другую, несоблюдение интервалов. 3 - высокий уровень исполнения танцевальных движений. Присутствие выразительности, эмоциональности. 2 - средний уровень исполнения танцевальных движений. Присутствие выразительности. 1 - низкий уровень исполнения танцевальных движений. 3 - полное эмоциональное взаимодействие с партнером, синхронное исполнение движений. 2 - сдержанное эмоциональное взаимодействие с партнером, синхронное исполнение движений. 1 отсутствие эмоционального взаимодействия с партнером 3 полное соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению. 2 – среднее соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению. 1 – не соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению. 3 - знание нескольких рисунков танца, знание последовательности рисунков танца, чѐткое исполнение всех рисунков танца в соответствии с музыкальными фразами. 2 знание нескольких рисунков танца, знание последовательности рисунков танца, нечѐткое исполнение всех рисунков танца. 1 – незнание названий рисунков танца, медленное перестроение из одного рисунка танца в другой. 3 - точное и своевременное перестроение из одной фигуры в другую, соблюдение четких интервалов. 2 - правильное перестроение из одной фигуры в другую, несоблюдение нужных интервалов в различных фигурах. 1 - неправильное перестроение из одной фигуры в другую, несоблюдение интервалов. 3 - высокий уровень исполнения танцевальных движений. Присутствие выразительности, эмоциональности. 2 - средний уровень исполнения танцевальных движений. Присутствие выразительности. 1 - низкий уровень исполнения танцевальных движений. 3 - полное эмоциональное взаимодействие с партнером, синхронное исполнение движений. 2 - сдержанное эмоциональное взаимодействие с партнером, синхронное исполнение движений. 1 отсутствие эмоционального взаимодействия с партнером 6. Взаимодействие с другими детьми 3 - с другими детьми активен и 3 - с другими детьми активен и доброжелателен. Действует доброжелателен. Действует согласованно, включается в согласованно, включается в действие одновременно и действие одновременно и последовательно. 2 - с другими последовательно. 2 - с другими детьми активен и детьми активен и доброжелателен. Действует не доброжелателен. Действует не всегда согласованно, включается всегда согласованно, включается в действие не всегда в действие не всегда одновременно и одновременно и последовательно. 1 не последовательно. 1 не проявляет активности к детям. проявляет активности к детям. Действует не согласованно, не Действует не согласованно, не включается в действие. включается в действие. 7. Эмоциональный 3 - проявляет положительный 3 - проявляет положительный эмоциональный отклик, эмоциональный отклик, отклик сохраняет интерес в процессе сохраняет интерес в процессе всего праздника, делится всего праздника, делится впечатлениями с педагогами, впечатлениями с педагогами, взрослыми. 2проявляет взрослыми. 2 - проявляет положительный отклик, положительный отклик, сохраняет интерес в процессе сохраняет интерес в процессе всего праздника, делится всего праздника, делится впечатлениями. 1 - не проявляет впечатлениями. 1 - не проявляет положительного отклика, положительного отклика, интерес в процессе всего интерес в процессе всего праздника не проявляет. праздника не проявляет. Высокий уровень 18 - 21 баллов. Средний уровень 11 - 17 баллов. Низкий уровень 0-10 баллов. 3. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области". 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020г.) 11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». Список литературы для педагога: 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в школе. 2008. № 2. С. 63-67. 2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007. - 511, с. 3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений проф. образования, обучающихся по специальности 0317 «Педагогика доп. образования» / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002. - 348, с. 4. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с. 5. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2000. - 438с. 6. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю. Никитин. - М.: Всеросийский. Центр художественного творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2002. - 158 с. 7. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных и методических материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 541, [1] с. 8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) - Социал. педагогика / [Б.В. Куприянов и др.]; Под ред. А. В. Мудрика. - М.: Academia, 2004. - 240 с. Список литературы для обучающихся: 1. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей : практическое пособие / Г. А. Колодницкий. - М. : Гном -Пресс, 2001. - 64 с. 2. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп: практическое пособие /З. Я. Роот. - М. : Аркти, 2004. - 47 с. 3. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика: практическое пособие /С. Л. Слуцкая. - М. : Линка - пресс, 2006. - 272 с.