Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)
Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «30» августа 2024 г.,
протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО ЦСШ
_______ ____/ Г.Е. Моисеева
Приказ № 78 от 30.08.2024 г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Fashion-студия «Стилистика»
Возраст обучающихся: 12 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Воронина Ольга Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2024
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Fashion-студия «Стилистика» (далее –
программа) отражает художественно-эстетическую направленность и ориентирована в
первую очередь на формирование культуры личности через творчество и освоение
практических навыков.
Первое правило моды гласит: главное - не то, что на вас надето, а то насколько
одежда соответствует вашему образу. Стиль — это не приобретение дизайнерских
трендов, а умение превратить в эксклюзив даже самую непритязательную вещь. Это
поведение, манера держать себя в обществе, отражение индивидуального внутреннего
мира через внешние инструменты.
Актуальность программы: современная мода отличается большим богатством идей и
свободой выбора. Она не приемлет жестких рамок и создает условия для выбора. Сегодня
в мире моды ценится индивидуальность, умение приспособить новую идею конкретно
для себя. Большое значение имеет гармония цветовых сочетаний, так как цвет влияет на
все аспекты здоровья. Чтобы одеваться красиво и оригинально больше не обязательно
самостоятельно уметь шить, достаточно владеть навыками создания образа. Кроме
современных направлений стиля и моды, обучающиеся смогут познакомиться с
основными правилами использования декоративной косметики, как цветового
инструмента.
Студия «Стилистика» учит быть художником и дизайнером для самого себя, учит
познавать глубины своей неповторимой индивидуальности, развивает художественный
вкус. Через содержательный материал программы учащиеся научатся самостоятельному
созданию уникального функционального гардероба со смелыми цветовыми решениями,
необычной фактурой тканей и под любую жизненную задачу.
Своеобразной особенностью программы является то, что, базируясь на основных
темах, программа обучения меняется, следуя изменениям моды. А через приобщение
учеников к миру моды, созданию авторских образов и аксессуаров, развивается
художественный вкус, творческая фантазия, реализуются мечты учеников об участии в
настоящих модных проектах, созданию авторских коллекций.
Нормативно-правовая база программы
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
1. ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Конституцией Российской Федерации
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления Образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
2
Программа рассчитана на 144 часа на 9 месяцев (2 занятия в неделю по 2 академических
часа), предназначена для учащихся в возрасте от 12 до 14 лет.
Форма организации деятельности – групповая, 10 – 15 человек.
Цель программы - создание условий для раскрытия творческого потенциала,
самореализации личности через повышение уровня знаний в области стиля и современных
тенденциях моды.
Задачи программы:
Обучающие:
• обучить учеников знаниям в области стиля и моды в одежде;
• обучить детей решать творческие задачи в процессе работы над
индивидуальными и коллективными проектами;
• формировать навыки коммуникативной культуры, умению работать в детском
коллективе;
• познакомить с миром профессий, связанных с созданием одежды, разработкой
коллекций молодёжной моды, демонстрацией коллекций.
Воспитывающие:
• воспитать в учениках тонкий художественный вкус, чувство стиля, умение
гармонически сочетать особенности своего облика с выбранным костюмом;
• воспитывать стремление к творческой самореализации и
самосовершенствованию;
• воспитать чувство ответственности за выполненную работу;
• воспитывать чувство коллективизма.
Развивающие:
• развивать способности к совместной творческой деятельности;
• выявлять и раскрывать индивидуальные творческие способности детей;
• развивать образное мышление и фантазию;
• развивать у обучающихся потребность трудиться;
• развивать проектное мышление и способность действовать в проектной группе;
• развивать способности анализировать свою деятельность.
Содержание программы
Учебный план
№
Наименование раздела программы
Общий объем, ак.час
1
Знакомство с модой
38
2
Основы композиции
16
3
Цветокоррекция
20
4
Источники вдохновения
42
3
5
Создание гардероба
26
6
Презентация итоговых проектов
2
144
Учебно-тематический план
Раздел программы
1.
1.1
Знакомство с модой
Мода, тенденция, актуальность, тренд.
Основные понятия
Общий
объем
часов
Объем
теории
Объем
практики
2
1
1
1.2
Мода, история и социум
4
1
3
1.3
Профессии в fashion индустрии
8
3
5
1.4
Современные технологии в fashion
индустрии
6
2
4
1.5
Актуальный крой последнего десятилетия
4
2
2
1.6
Тренды. Как внедрить в гардероб
4
1
3
1.7
История моды. Исторические стили в
костюме.
10
4
6
38
14
24
2.
Основы композиции
2.1
Пропорции. Масштаб. Фигура человека
4
2
2
2.2
Композиция, ее законы и средства
гармонизация
8
3
5
2.3
Формообразование
4
2
2
16
7
9
3.
Цветокоррекция
4
3.1
Работа с цветом
6
2
4
3.2
Типаж внешности
4
1
3
3.3
Макияж как инструмент работы с цветом
4
2
2
3.4
Работа с принтом в образе
4
1
3
3.5
Сочетание фактур
2
1
1
7
13
4.
20
Источники вдохновения и визуализация образа
4.1
Творческий источник в дизайне
12
4
8
4.2
Народный костюм как творческий источник
12
6
6
4.3
Методы создания визуального образа.
Разработка визуальной концепции
8
3
5
4.4
Окружающая среда как визуальная
составляющая образа.
10
3
7
42
16
26
5.
Создание гардероба
5.1
Стратегии формирования гардероба
10
3
7
5.2
Усложнение образа
2
1
1
5.3
Работа с аксессуарами, обувью,
украшениями
6
2
4
5.4
Создание базовых аксессуаров и украшений
8
2
6
26
2
144
8
18
2
92
6.
Презентация итоговых проектов
ИТОГО:
52
Раздел 1. Знакомство с модой
1.1. Мода, тенденция, актуальность, тренд. Основные понятия.
Знакомство с основными понятиями в области моды и дизайна одежды. Умение отличать
актуальные направления в модной индустрии от трендов.
5
1.2. Мода, история и социум.
Как зарождается мода. Работа с модными источниками (журналы, каталоги, рекламные
проспекты и т.д.). Мода как форма рекламы. Создание модного рекламного плаката в
технике коллаж.
1.3. Профессии в fashion индустрии
Знакомство с направлениями профессиональной деятельности в индустрии. Групповая
проектная работа "Когда я вырасту".
1.4. Современные технологии в fashion индустрии
Как современные технологии помогают профессиональной деятельности fashionспециалистов. Блогинг как средство самопрезентации, вдохновения и развития.
Групповой проект по созданию блога.
1.5. Актуальный крой последнего десятилетия
Актуальные тенденции. Сроки их жизни. Процесс формирования. Отличительные
особенности актуальных модных тенденций 2010х, 2020х гг. Создание модного прогноза
на 5 лет.
1.6. Тренды. Как внедрить в гардероб
Как рождаются тренды. Срок их жизни. Откуда узнавать о текущих и будущих трендах.
Правила использования трендов в ежедневном гардеробе. Создание образов в технике
коллаж с использованием трендов текущего и предстоящего сезона.
1.7. История моды. Исторические стили в костюме.
Краткая характеристика исторических эпох и знаковых событий, которые повлияли на
появление стилей в костюме. Их отличительные черты. Выполнение группового минипроекта «Черты исторического костюма в современной моде».
Раздел 2. Основы композиции
2.1. Пропорции. Масштаб. Фигура человека
Пропорции человеческой фигуры. Масштаб фигуры и одежды. Выполнение эскизов
одежды на фигуре человека.
2.2. Композиция, ее законы и средства гармонизация
Основной композиционный инструментарий - равновесие, единство и соподчинение,
композиционный центр. Средства гармонизации композиции - ритм, контраст, нюанс,
тождество, пропорции, масштаб. Выполнение черно-белой композиции костюма на основе
элементарных геометрических форм, применяя полученные знания.
2.3. Формообразование
Знакомство с приемами и законами формообразования. Разработка мини-коллекции с
использованием 1-2 форм.
Раздел 3. Цветокррекция
3.1. Работа с цветом
Образное и эмоциональное значение цвета, пропорции цветовых масс, температура и
сочетаемость цвета в композиции, образе. Решение цветовых задач.
6
3.2. Типаж внешности
Знакомство с существующими вариантами типологии внешности по цветовым признакам.
Формирование гардероба с учетом типажа внешности.
3.3. Макияж как инструмент работы с цветом
Пропорции лица. Типы макияжа. Расстановка акцента. Отражение образа в макияже.
Техники нанесения макияжа.
3.4. Работа с принтом в образе
Типология и правила использования принтов в образе. Самостоятельная корректировка
созданной композиции с помощью принта.
3.5. Сочетание фактур
Знакомство с группами фактур, сочетание различных фактур между собой. Внедрение
фактур в образ. Решение задач.
Раздел 4. Источники вдохновения и визуализация образа
4.1. Творческий источник в дизайне
Понятие «творческий источник». Использование творческих источников в дизайн –
проектах, этапы творческого процесса. Понятие «образ». Примеры образных решений
различных объектов дизайне и архитектуре. Выполнение проекта с использованием
заданного творческого источника.
4.2. Народный костюм как творческий источник
Изучение характерных черт и функций народных костюмов Мира. Выполнение
группового проекта – разработка мини-коллекции с использованием народного костюма,
как творческого источника.
4.3. Методы создания визуального образа. Разработка визуальной концепции
Знакомство с дизайнерским эскизом и техническим рисунком. Восприятие визуального
образа, его смысловой посыл. Создание мудборда "Образ моего Я".
4.4. Окружающая среда как визуальная составляющая образа.
Представление образа в композиции окружающей среды. Презентация образа в процессе
показа, фото и видео съемки. Создание условий для фотосъемки. Основы позирования.
Практическая работа с групповым блогом.
Раздел 5. Создание гардероба
5.1. Стратегии формирования гардероба
Базовый, капсульный и функциональный гардероб. Способы его формирования. Базовые,
акцентные предметы гардероба. Аксессуары. Работа над итоговым проектом
"Преображение", первый этап.
5.2. Усложнение образа.
Многослойность и многоуровневость образа. Приемы стилизации. Функциональность
усложненного образа. Работа над итоговым проектом "Преображение", второй этап.
5.3. Работа с аксессуарами, обувью, украшениями.
Группы аксессуаров. Принципы дополнения образа аксессуарами. Работа над итоговым
проектом "Преображение", третий этап.
7
5.4. Создание базовых аксессуаров и украшений.
Разработка образа аксессуара в композиции. Создание эскиза, подбор материала и
инструменты. Работа над итоговым проектом "Преображение", четвертый этап.
Раздел 6. Презентация итоговых проектов.
Планируемые результаты
По окончании обучения по программе обучающиеся должны знать:
- Основы терминологии направлений деятельности в моде
- Исторические стили и основы истории моды
- Отличительные особенности народного костюма
- Базовые правила композиции и начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях
- Методы формирования комплектов гардероба
- Правила организации рабочего места. Технику безопасности при
- работе с колющими, режущими инструментами
- Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с
- различными материалами.
По окончании обучения по программе обучающиеся должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место.
- Выполнять правила техники безопасности.
- Создавать новые и корректировать существующие образы, в соответствии с правилами
композиции и пропорций.
- Сочетать цветовые решения в изделиях, как с однотонными материалами, так и с
нанесенным принтом, узором и фактурой.
- Составлять функциональные образы из имеющихся предметов гардероба под четкую
задачу.
Личностные результаты:
- мотивация к художественному искусству и творческой деятельности;
- этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- способность к сотрудничеству, взаимопониманию и взаимодействию
Метапредметные результаты:
- умение понимать и принимать учебную задачу, определять
последовательность действий в работе;
- умение организовывать совместную работу в группе, выслушивать разные
мнения и идеи, договариваться;
- способность находить необходимую информацию в разных источниках,
анализировать предлагаемую информацию;
Материально - техническое обеспечение занятий:
- помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
- шкаф для хранения наглядных пособий и промежуточных работ учащихся;
8
- стулья для педагога и учащихся – 10 - 15 шт;
- стол для педагога – 1 шт;
- компьютер персональный для педагога
- проектор с экраном / монитор для демонстрации визуального материала по программе
- принтер – 1 шт.
Инструменты:
- ножницы для бумаги - 10 шт.,
- комплект карандашей простых,
- линейки - 5 шт.;
Материалы:
- бисер, бусины, леска и проволока, текстильные лоскуты
- клей ПВА, клей полимерный, скотч малярный
- бумага белая для принтера
Печатные наглядные пособия и информационные источники
- Шаблоны
- Трафареты
- Рисунки и фотографии
- Интернет источники
Методические материалы.
В процессе освоения программы для обучающихся используются
разнообразные формы деятельности:
- практическое занятие;
- занятие с творческим заданием;
- занятие –проект;
- экскурсия.
С целью изучения и закрепления теоретического материала
используются творческие задания, проектные работы,
рассчитанные на активизацию у детей познавательного интереса.
9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубева О.Л. Основы композиции – М.: Изд-во В. Шевчук, 2014.
2. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Композиция костюма: учеб. пособие –
М.:Издательский центр «Академия», 2003.
3. Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в
жизни человека. 7-8 классы – М.: Просвещение, 2009.
4. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
5. Алпатова Н. А. «Русское декоративное искусство».- М.,1982г
6. Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – Спб.:
«Паритет», 2001.
7. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии - М.: Изд-во «Ниола Пресс», 2010.
10